Тест-драйв: Mazda CX-30
Маркетологи готовы долго и тщательно вычислять параметры потенциальных покупателей и их привычки, чтобы точно нацелить продукт на аудиторию. Но я уверен, что некоторые автомобили просто не подчиняются законам таргетирования. Они – как игрушки в «Детском мире». Вспомните детство: как выискивали горящими глазами на витринах что-то новенькое, чтобы немедленно заорать «хочу!». И как родители за руку уводили вас от наивных соблазнов и напрасных рыданий.
Теперь мы сами взрослые и никто нам не указ. Когда выбираем себе игрушку, взвешиваем все «за» и «против». Например, следим, чтобы она была покруче и подороже, чем у соседа или коллег. И при таком подходе у городского кросса Mazda CX-30 шансов преуспеть во взрослой «песочнице» почти нет. Хотя с некоторых ракурсов он и выглядит игрушкой. Но тем удивительнее было открыть в нем настоящий «зум-зум».
Текст: Руслан Тарасов
Вообще-то в автомобилях я ценю конкретику: уж если ты спорткар, то жги резину, а если внедорожник, ныряй в любую грязь. Поэтому от спортивно-утилитарных «коктейлей» меня обычно передергивает. Маркетологи пытаются убедить, что кроссоверы – это золотая середина, а на деле получаешь ни рыбу, ни мясо.
На первое явление CX-30, которое случилось еще в 2019 году на женевском автошоу, я тоже, помню, срефлексировал. Да, машинка вышла стильная (у Mazda, к счастью, иначе не бывает), но концептуально она плыла все в том же нелюбимом мною русле SUV. Мысленно снимите с этой модели пластиковую защиту – и останется что? Даже не универсал, а щуплый пятидверный хетч, который приподняли для «внедорожности» – с неестественно высоким капотом, но зато с небольшим округло-спортивым задком.
И вот сейчас, после российской презентации новой модели, я шагаю к парковке с ключом от топовой версии CX-30 2.0 AT 4WD Supreme. И задаюсь вопросом: а много ли вообще найдется людей, которые предпочтут этот мини-SUV более практичному и статусному Mazda CX-5 (а он выходит, кстати, и не сильно дороже). Отпираю багажник, отмечая про себя, что он даже меньше, чем я ожидал. Усаживаюсь за руль, по ходу замечая массу знакомого от Mazda3 (увы, эта модель покинула наш рынок). Наконец, начинаю настраивать зеркальце, чтобы добиться приемлемого обзора сквозь маленькое заднее окошко.
Тут меня и осеняет: елы-палы, да это же не кросс, а его имитация! Не пародия, вроде одной машинки на букву J, а именно что крутая стилизация. Среди SUV это такая же нелогичная, зато дико обаятельная машинка, какой была и славная двухместная Mazda MX-5 среди мощных купе и кабриков. И если смотреть не на стать, а на настрой, которая она несет в себе, то эта та же «Миата»! Только масштабированная до модного вездеходика и одетая, как требует автодорожный климат в нашей стране, в пластиковую «шубу» и глубокие «калоши».
От этой мысли стало так хорошо, что я даже заволновался: а вдруг вместо романтики в CX-30 обнаружатся черты правильной «бюргерской» тачки, которых и так вокруг уже миллион?
Чей родственник?
Не праздный вопрос, кстати. Разумеется, с помянутым выше родстером у «тридцатки» общего, кроме фирменного значка, ничего. Зато наличие у CX-30 полноприводных версий, как и уже знакомый 150-сильный бензиновый 2.0, намекают на возможное родство с CX-5. Однако формально автомобиль делит платформу с хетчбэком Mazda3 последнего поколения – тем, что стоит уже не на фордовской тележке, а на собственной платформе SkyAktiv. Хотя и это еще ничего не объясняет.
Если внимательно изучить стилистику интерьера, мультимедийную систему, заточенную под CarPlay и Android Auto, блок климат контроля и фирменную «шайбу» управления на высоком тоннеле, а заодно – и такую сладкую полезную плюшечку, как проекция на лобовое стекло, общих деталей с Mazda3 отыщется масса. И сиденья здесь похожие, хотя в этом я на 100% не уверен (но спрофилированы они под низкую спортивную посадку, поэтому даже не пытайтесь усесться «по-командирски» – будет неудобно).
С другой стороны, по сравнению с прогрессивной «трешкой» CX-30 технологически даже более продвинут. У него, например, уже есть режим следования за впереди едущей машиной, реализованный на базе адаптивного «круиза» и активного удержания в полосе движения. Еще кто-то в классе может похвастать таким же?
А если снять мерки с салона, то окажется, что «тридцатка» почти не проигрывает своей родственнице-«матрешке» во вместительности – несмотря на меньшую колесную базу. В хетче места над головой вообще по-минимуму. Теперь на втором ряду даже можно свободно вертеть головой (но не ногами). Впрочем, багажник, объем которого по паспорту всего 295 л, все-таки меньше «трешечного». Это и есть компромиссы полноприводного SUV – полезных литров стало меньше из-за высокого пола, под который еще и запихнули достаточно крупную докатку. Так что если планируете возить что-то крупнее пары небольших «кабинных» чемоданов, не задерживайтесь у этой игрушки и топайте к серьезному CX-5. Ну, а если не планируете, то требуйте у дилера комплектацию с электроприводом пятой двери: в этом классе это просто роскошь. Все обзавидуются.
А веселье будет?
Драйв в CX-30 – это большая радость с маленькой слезинкой на глазу. Машина рулится чутко и понятно: не так остро, как хетч, но все же гораздо веселей, чем иные SUV. Непостижимым образом специалистам Mazda удалось найти настройки шасси, которые и надежную курсовую устойчивость на скользкой дороге дают, и для активно-хулиганистого пилотажа годятся. Даже на зимней резине машина легко принимает маневр и хорошо держится в вираже.
В ней удачно сложились все пазлы адекватной и в меру нейтральной управляемости – кинематика подвесок и «прозрачная» работа рулевого усилителя, грамотно подобранная чуткость электронных подстраховок и калибровки фирменной системы G-Vectoring Control Plus. Последняя действует, если вы еще не знаете, только в начале маневра: она коротко и незаметно прибирает газ, чтобы еще немного дозагрузить передние колеса для лучшего входа в поворот (как делают автогонщики). Причем повышенный центр тяжести CX-30 в сочетании с несильно зажатой подвеской для работы G-Vectoring даже плюс: он обеспечивает автомобилю чуть более уловимый «кивок» в ответ на резкое действие рулем.
А в чем же печалька? В том, что к такой классной тележке хочется больше мощности. Сюда бы мотор от MPS с наддувом! А лучше – более современный, без турбоям. Или вообще что-то лютое, звонкое, высокооборотистое. Ой, извините, размечтался.
В общем, вы уже догадались, к чему я клоню. 150 «атмосферных» лошадок в сочетании с автоматом, которые так хороши своей мягкой тягой и экономичностью на том же CX-5, в этой машине кажутся слишком пресными. А в бодрящем режиме Sport – еще и чересчур крикливыми. Такая шумоизоляция моторного отсека подошла бы наддувному двигателю с поющим впуском и вкусно пшикающим вестгейтом – клапаном сброса давления. А сюда просится что-то поплотней, что лучше заглушит не самые «вкусные» гармоники взвинченного атмосферника.
Но есть у акустической медали СХ-30 и обратная, светлая сторона. Музыка: вот где Mazda сделала сильный ход на опережение всех конкурентов по классу! Не буду описывать, как звучит топовый Bose, а подведу короткую черту. Вы знаете, что от воспроизведения аудио на повышенной громкости слух довольно быстро устает. Но аудиосистема CX-30 не утомляет даже на уровнях намного выше среднего! Вдобавок она универсальна – хорошо справляется с музыкой любого жанра, от Little Big до самой нежной классики. И это хорошо проверенный факт: пока летели по М11 от Москвы до Питера, музыка у нас не выключалась вообще.
А упаковано хорошо?
На всех фото показана машина в топовом исполнении Supreme. Если выбираете передний привод, то автомобиль встает в 2,054 млн руб. За 4WD добавляем еще сто тысяч. Механическая коробка не предлагается.
Такой же выбор привода в сочетании с мотором 2.0 предлагает и версия Active. Отделка и комплектация немного попроще (нет камеры заднего вида, бесключевого доступа, электрических настроек сидения и датчиков по кругу), зато 150 тыс. руб. экономии.
Самая доступная модель – Drive. Хотя по ней такого и не скажешь: тут есть и полноценные светодиодные фары, и центральный дисплей с фирменным командером, и даже – немыслимое! – проекция на лобовое стекло. Правда, это счастье предлагается только в моноприводном варианте и с механикой – зато всего за 1,650 млн руб.
Эй, в Хиросиме! Ну, сделайте уже такую же, только с 2.5 Turbo и 4WD. А то российские любители хетчей-пушек уже совсем нос повесили.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Мотор 2,0 л, 4-цил., бензин
Мощность 150 л.с., 213 Нм
Трансмиссия 6-ступенчатый автомат, полный привод
Динамика 196 км/ч, 10,3 с
Расход 7,2-9,7 л/100 км
ЗА: Дизайн и ходовые повадки – в лучших традициях марки. Ездовая стабильность – в лучших традициях 4WD. Выше традиций класса – крутая аудиосистема плюс отделка, которая вгонит в краску и кой-какой премиум.
ПРОТИВ: Топливный бак у полноприводной версии откровенно мал. Багажник тоже мал, но уже не так откровенно. А еще хочется шумку получше. Или +100 лошадей под капот.
Mazda CX-30. Матрёшка на максималках
Российский рынок съедал без хлеба целые бренды, не говоря уже об отдельных знаковых моделях. Такой моделью, например, стала Mazda3 последнего поколения, которая, едва появившись, сразу же превратилась в изгоя из-за высокой цены и неоднозначного дизайна. И это особенно обидно на фоне ошеломляющего успеха предыдущих поколений «матрёшек», ставших для бренда символом возрождения. Однако российские маркетологи Mazda не впали в уныние, а решили сделать ставку на другую «трёшку», теперь уже в виде кроссовера. Почему? Да потому что модно!
Но не только люди с калькуляторами считали дни до появления Mazda CX-30. Его ждали и те, кому СХ-5 великовата, а Mazda6 низковата. Поэтому ещё в 2019 году, когда новый кроссовер впервые показали публике, потенциальные российские покупатели начали задавать вопросы о перспективах приобретения. Ответом было скорбное молчание и разведённые в разные стороны руки, но все продолжали терпеливо ждать. Оптимизм ожидания начал рассеиваться весной 2020 года, когда население целых континентов дружно уселось по домам, чтобы проводить бессмысленные конференции в зуме. Ну уж теперь, решили мы, точно не привезут. А наши загадочные маркетологи в это время втайне готовили подарок, который и вручили в конце прошлого года.
Новый автомобиль построен на платформе почившей третьей серии, но выглядит более логичным, особенно сзади. Если помните, именно за этот ракурс Mazda3 получила сотни тумаков и обидных затрещин. В кроссовере СХ-30 всё иначе, и к его внешности, выполненной в знаменитой дизайнерской парадигме «KODO – душа движения», придраться может только эстет-извращенец. Несмотря на платформу, кроссовер не выглядит как опухший хетчбек в пластиковом обвесе. Напротив, у него своё запоминающееся и узнаваемое лицо.
Собственно, это же касается и салона, где присутствуют как знакомые, так и абсолютно новые элементы, отвечающие требованиям времени.
Если помните, мы долго и упорно жаловались, что интерфейс мультимедиа устарел, а его графика напоминает «сегу», с её угловатыми 32-битными картинками. Разумеется мы не утверждаем, что японцы услышали именно нас, но графика на дисплее стала лаконичной и современной, а сам он увеличился в размерах и теперь слегка утоплен вглубь панели приборов. Кстати, с этим углублением вышел небольшой казус: с водительского места информация считывается хорошо, а вот с кресла переднего пассажира — не очень, потому что монитор ещё и развернули влево. Вообще, интерьер получился очень лаконичным, без избытка декораций и заоблачного полёта фантазии. Здесь всё на своих местах, и всё интуитивно понятно, а качество отделки у Mazda давно одно из лучших в классе. На новом руле целых 18 кнопок, большинство из которых отвечает за продвинутую систему безопасности, если, конечно, вы закажете её вместе с пакетом опций за 370 000 рублей.
При длине колёсной базы 2 655 мм, сложно рассчитывать на то, что на заднем ряду можно будет протянуть ноги (в буквальном, а не переносном смысле слова). Не будем врать: если в переднем кресле сидит человек ростом под 185 см, то ваши колени всё время будут нежно массировать его позвоночник. А при поездках на дальние расстояния вам придётся выполнять асаны из хатха-йоги, прежде чем затёкшие конечности вновь придут в рабочее состояние и позволят выбраться из машины. Ну, собственно, ничего другого от компактного кроссовера мы и не ждали. Хотите ходить по салону пешком — присмотритесь к СХ-9, размером со студию в подмосковной новостройке.
При полностью поднятых спинках второго ряда, багажник сложно назвать огромным – всего 295 литров, что довольно логично, с учётом весьма эгоистичной концепции CX-30. Мы ведь уже поняли, что этот автомобиль не будут покупать на маткапитал, полученный за рождение третьего ребёнка. Скорее наоборот: двое, собачка и отсутствие пошлого обременения в виде дачи.
Если же возникнет стойкое желание выбраться на природу, то запомните что у вас есть пластиковый обвес, клиренс 180 мм, система полного привода с подобием внедорожного режима (которая доступна в двух из трёх комплектаций), небольшие ходы подвесок и отчаянная решимость.
CX-30 любит скорость и ровные дороги, а если по пути встречаются связки поворотов, то машина открывается с самой лучшей стороны. Да, японские инженеры делают уникальные шасси, которые превращают в спорткар даже кроссовер. При таком характере хотелось бы и двигатель помощнее, но на нашем рынке в этом плане не разгуляешься. Автомобилю положен единственный мотор, объёмом 2 литра и мощностью 150 л.с., который работает с полноценным 6-диапазонным автоматом. Эти железки хорошо известны и крайне надёжны, но амбиций у них маловато: в максимальной комплектации с полным приводом, СХ-30 требуется около десяти секунд для разгона до сотни. То ли дело наши американские партнёры: у них есть и 2.5 л, и 2.5 л с турбиной, которые известны у нас по Mazda6. Они разгоняются побыстрее.
Если вы считаете, что АКП – это сложно и дорого, то в России можно купить новый автомобиль на механике, но это будет базовая комплектация с передним приводом, лишённая всяких полезных штук, таких как невероятная аудиосистема Bose или десяток систем пассивной безопасности.
В круизном режиме, крепко сбитая короткоходная подвеска не убаюкивает, как на построенной по американским канонам СХ-9, а наоборот мобилизует, иногда выдавая в салон вибрации и лёгкие тычки. Впрочем, не стоит забывать, что дорогие комплектации обуты в низкопрофильные шины, с дисками диаметром 18 дюймов.
И, наконец, наша любимая тема — цена. Та самая, что отправила домой Mazda3 последнего поколения. Базовая комплектация Drive с МКП, передним приводом и простым кондиционером стоит 1 650 000 рублей, а из опций можно докупить только навигацию за 55 тысяч. Следующая комплектация Active, в зависимости от привода, стоит от 1 904 000 до 2 004 000 рублей, и сюда можно прикупить пакет подогревов и датчиков парковки. А вот максимальная Supreme формально стоит 2 054 000 с передним приводом, и на 100 000 дороже, если привод полный. Но если вы хотите кучу электронных ассистентов, крутой звук, люк и подогревы всего, то вам придётся занести ещё 369 000 рублей. А поскольку самые красивые Mazda только в цвете Soul Red, то к стоимости добавится ещё 33 тысячи.
Как говорят модные нынче аналитики, даже на максималках цена в рынке, и тут главная задача маркетологов объяснить поклонникам бренда, почему не нужно испытывать ностальгический тремор по Mazda3, а нести свои быстро обесценивающиеся миллионы за СХ-30. Начать лучше с того, что машина сама по себе красивая, а закончить тем, что она ещё и крутая, пусть даже с двухлитровым мотором.