Технические характеристики и сфера применения моторного масла М10Г2К
Некоторые виды транспорта и значительное количество других агрегатов требуют применения не дорогих синтетических материалов, а давно разработанных и достаточно дешёвых масел с маркировкой М10Г2К. К таким видам транспорта относятся различные крупногабаритные агрегаты. Этот продукт выпускается большинством отечественных производителей, таких как Газпромнефть, Люкс, Роснефть, Лукойл, Ойл Райт, и относится к группе минеральных автомасел.
Минеральное масло М10Г2К
Минеральное масло М10Г2К производится на основе минеральных смазок, которые были получены методом смешивания дистиллята и остаточных веществ. Смесь проходит многократные очистки, и в результате образуется продукт высокого качества. К минеральной основе производители добавляют различные присадки с целью достижения необходимых для таких смазочных материалов качеств. У разных производителей комплект присадок может отличаться, а значит, и в эксплуатации такие жидкости будут вести себя несколько по-разному.
Технические характеристики
Независимо от того, какому производителю принадлежит продукт, он должен соответствовать ряду общих требований государственных стандартов и обозначен в ГОСТе – 8581-78. В международной классификации М10Г2К относится к группе SAE 30 и соответствует сертификации API СС.
- вязкость (индекс) – 95;
- вязкость при 100° С, кинематическая – 11,3;
- температура вспышки – 241;
- температура, при которой происходит застывание – 24;
- плотность – 0,890;
- зольность – 1,0;
- число щелочное – 7,0.
Все необходимые данные можно прочесть в паспортах качества, которые прилагаются к жидкости производителем. Частично информацию можно получить уже из маркировки – «Г» обозначает, что продукт разработан для дизельных двигателей. «К» показывает, что этот смазочный материал подходит для форсированных двигателей внутреннего сгорания.
Данный продукт относится к жидкостям летнего применения. Моторное масло М10Г2К обладает рядом необходимых качеств:
- В состав данного продукта входят добавки, которые обеспечивают нейтрализующее и моющее свойства. Двигатель остаётся чистым на протяжении всего срока эксплуатации.
- Значительно сокращают образование нагара и снижают риск возникновения коррозии деталей.
- Увеличивают время работы двигателя без планового ремонта.
- Дают возможность эксплуатировать двигатель при максимально повышенных нагрузках. Это обеспечивается за счёт высокой термической стабильности и устойчивости к износу.
- Современные масла данной марки обладают продлённым сроком службы, а значит, его можно реже менять. Это позволяет экономить деньги на обслуживании автомобиля, что тоже относится к плюсам.
- Бесперебойная работа при резких перепадах температур, что совсем немаловажно для нашего климата.
Кроме однозначно положительных качеств, данное масло имеет и ряд недостатков. К ним можно отнести уменьшение всех заявленных производителями качеств при значительном снижении температуры, при которой будет работать двигатель. Кроме того, что усложняется запуск мотора – повышается степень изнашиваемости деталей двигателя. Ещё одной проблемой является то, что эти жидкости относятся к 4 степени потенциальной опасности. При замене масла необходимо строго соблюдать правила техники безопасности.
Сфера применения масел М10Г2К
Данный продукт был разработан для дизельных двигателей без наддува или с очень низким наддувом. К таким механизмам относится в основном вся сельскохозяйственная техника, а именно тракторы и комбайны. Незаменимым становится использование М10Г2К в тяжёлой строительной технике, такой как дорожные грейдеры, асфальтоукладчики, краны и различный гусеничный транспорт. Самое широкое применение смазок общего назначения распространено для тяжеловесов марок КамАЗ и ЗИЛ. Очень хорошо себя зарекомендовали масла типа М10Г2К в различной горной технике и трейлерах. Масло используется для стационарных высокооборотных дизелей и дизелей-генераторов с большим диаметром цилиндра, которые установлены на небольших надводных судах с двигателями с малыми и средними оборотами. Это может быть не только тяжёлый транспорт, но и различные буровые и артезианские установки.
Моторное масло М10Г2к. Расшифровка и области применения
В маркировке моторных масел по ГОСТ большинство автомобилистов не разбирается. Хотя среди отечественных масел, которые не используют общепринятую на сегодня классификацию SAE, немало достойных продуктов. Рассмотрим моторное масло М10Г2к, его основные характеристики и их перевод на более понятную маркировку по SAE, а также проанализируем стоимость имеющихся на рынке предложений.
Технические характеристики
Сначала расшифруем само обозначение моторного масла М10Г2к. Для этого обратимся к ГОСТ 17479.1-2015, который и регламентирует основные рабочие показатели смазочных материалов для двигателей.
Первая часть индекса, буква «М» и идущая через дефис цифра 10 обозначают, что масло – моторное, вязкость при 100°C (усреднённая рабочая температура) находится в интервале от 9,3 до 11,5 сСт. Для сравнения, эта вязкость соответствует классу 30 по маркировке SAE J300. Этому же классу соответствует и масло М10дм.
При переводе на стандарт API моторное масло М10Г2к соответствует классу CC. Если рассматривать зарубежную технику, то этот класс актуален для машин, сошедших с конвейера до 1985 года. В настоящее время считается устаревшим и не используется для обозначения даже самых простых моторных масел зарубежного производства.
Вязкостные показатели для зимней эксплуатации ГОСТ для этого моторного масла не рассматривает. Однако, ввиду того, что большинство смазочных материалов в ДВС сегодня эксплуатируется круглогодично без сезонной замены, некоторые производители указывают минимальный допустимый порог, при котором смазка не застынет зимой и позволит без задиров провернуть коленчатый вал. В зависимости от производителя, эта температура колеблется в пределах от –15 до –18°C.
Часть обозначения «Г2» – это группа моторного масла. Обуславливает рекомендуемую сферу использования. Согласно стандарту, моторное масло М10Г2к рекомендуется к использованию в дизельных форсированных двигателях с умеренным турбонаддувом. Особый акцент ставится на условиях эксплуатации: масло хорошо противостоит образованию шламовых отложений в склонных к этому процессу моторах. Шлам на поверхностях деталей ДВС откладывается в условиях, когда двигатель работает с высокой нагрузкой и на низких и средних оборотах. Подобный режим характерен для нагруженной тяжёлой техники, такой как грузовики, строительные и карьерные машины.
Последняя буква «к» в обозначении указывает на то, что масло рекомендовано к использованию в автомобилях КамАЗ и тракторах К-701. Также рассматриваемый смазочный материал хорошо зарекомендовал себя в автомобилях ГАЗ и ЗиЛ с дизельными моторами, автобусах «Икарус» и тракторах МТЗ.
Масло М10Г2к – минеральное, вырабатывается из малосернистых сортов нефти. Пакет присадок стандартный для подобного класса продуктов.
Кальций выполняет функцию диспергента и способствует очистке мотора от шламовых отложений. Щелочное число, в зависимости от производителя, колеблется в районе 6 мгКОН/г. Похожие щелочные показатели имеют масла М-8дм и М-8Г2к.
Цинково-фосфорные компоненты (аналог западных добавок ZDDP) предохраняют шейки коленвала и распределительного вала, а также стенки цилиндров от образования задиров. Количество этих компонентов в масле небольшое, в среднем всего по 0,05 мг/г.
Цена за литр
На рынке РФ моторное масло М10Г2к распространено довольно широко. Его производит и разливает несколько известных компаний. Проанализируем цены на М10Г2к от различных производителей и упаковщиков.
- Лукойл М10Г2к. Продаётся как в канистрах, так и в бочках. Разливается в бочки по 200 литров, канистры 50, 18 и 5 литров. Цена – около 120 рублей за литр.
- Нафтан М10Г2к. Чаще всего встречается в бочках по 205 литров и канистрах объёмом 4 литра. Средняя стоимость за литр, в зависимости от продавца, находится на уровне 120-140 рублей. Разливное масло из бочки обойдётся дешевле примерно на 20 рублей.
- Газпромнефть М10Г2к. Продаётся в канистрах по 4, 10, 20 и 50 литров, а также металлических бочках объёмом 205 литров. Стоимость за 1 литр, в зависимости от фасовки и наценки продавца, колеблется в пределах от 90 до 140 рублей. Дешевле всего, если рассматривать стоимость за единицу продукции, обойдётся бочка: за 205 литров придётся заплатить в среднем 20 тысяч рублей.
- Роснефть М10Г2к. Цена среди брендированных смазок несколько ниже средней: от 85 до 120 рублей. Продаётся в стандартных 205-литровых бочках и канистрах различного объёма.
Также на рынке есть немало предложений масел М10Г2к, которые выпускаются не под брендом производителя, а маркируются по ГОСТ. Обычно подобные продукты несколько дешевле, однако гарантии в соблюдении требований к составу базы и присадок нет.
Масло М10Г2К, проверенное временем
Среди смазочных жидкостей для дизелей большегрузных машин масло М10Г2К занимает устойчивые позиции на протяжении 40 лет. Этот отечественный продукт, разработанный для автотракторных дизелей, нередко называют «маслом в КамАЗ». Технология производства соответствует ГОСТ-8581-78. Стандарт действующий, оптимизирован под современные условия.
На этикетке помимо «М10Г2К» производители указывают символы международной классификации. Об особенностях смазки, ее эксплуатационных возможностях в небольшом обзоре представлена полная информация.
Технические характеристики
Прежде, чем говорить о рабочих параметрах смазочной жидкости, несколько слов о химическом составе. Минеральная основа масла М10Г2К – микс двух фракций нефти.
Первая – продукт прямой очистки. Нефть нагревают, ступенчато избавляют от тяжелых фракций, сложных парафинов и оксидов металлов. При перегонке нефти в ней остаются тяжелые углеводороды, имеющие длинные разветвленные молекулы.
Вторая фракция – дистиллят. Нефть нагревают до температуры испарения, затем охлаждают. Конденсированные после возгонки легкие углеводороды улучшают качество смазочной жидкости – снижается концентрация тяжелых углеводородов. Способность образовывать защитную пленку у дистиллята низкая.
«Узкое» место основы – склонность к расслоению при минусовых температурах. Для улучшения эксплуатационных свойств в микс вводят комплекс присадок:
- антиокислительные, они повышают щелочной индекс, нейтрализуют кислоты, образующие при сгорании топлива, препятствуют образованию пробок в двигателе (расщепляют образовавшийся шлам);
- антикоррозионные, стабилизирующие смазочную жидкость, сохраняющие рабочие свойства в течение времени;
- диспергирующие, электролизуют тяжелые молекулы, благодаря прилипшим ионам, тяжелые углеводороды равномерно распределяются по объему.
Несколько важных технических характеристик
Индекс вязкости 95, соответствует классу SАЕ 30, определяет критическую температуру разогрева смазочной жидкости. При +40°С масло станет слишком жидким, будет скатываться с деталей.
Плотность у смазки средняя – 0,89, в пределах показателя для масел класса SАЕ 30.
Температура вспышки 241°С, среднее значение.
Щелочное число (ТВN) – 7, количество молекул КОН (едкий калий) в одном грамме масла.
Класс кинематической вязкости – 10, характеризует способность смазки образовывать защитную пленку при 100°С, соответствует скорости образования слоя от 9,3до 11,5 мм 2 /с.
Температура замерзания основы -18°С, с присадками снижается до -24°С.
Важные особенности М10Г2К
- Смазка относится к категории летних. Запуск двигателя ниже -5°С может привести к его поломке, масляный насос не справится с нагрузкой. Хотя техника заводится и при более низких температурах, двигатель при запуске испытывает перегрузки, рабочий ресурс дизеля сокращается.
- Сульфатная зольность высокая – 11,15%, смазочная жидкость не рассчитана на сажевый фильтр. Он быстро забьется, это раз. Вязкость смазки снизится, это два. Пленка будет не такой плотной.
- При смене масла необходимо учитывать, что у продукта 4 степень класса потенциальной опасности. Концентрация вредных летучих веществ высокая, высокий риск отравления.
Сфера применения
Тип двигателей, для которых предназначено моторноемасло М10Г2К, определяется по маркировке. Что означает буквенное обозначение, расшифровка:
- «Г2» соответствует «С» по классификации API – смазочная жидкость для дизелей (по ГОСТ она предназначена для моторов, работающих под нагрузкой, способствующей образованию высокотемпературных отложений);
- «К» определят тип дизеля, соответствует «СС» по классификации API – дизели устаревшего класса с повышенной компрессией, не имеющие сажистого масляного фильтра, работающие на топливе с большим содержанием серы.
Масла АРI обеспечивают высокий уровень защиты от нагара. Смазка подходит для форсированных дизелей с турбонаддувом и без него. Разрабатывалась смесь для автотракторов и сельхозтехники с ТНВД (топливный насос высокого давления). Смазка предназначена для снижения гидравлической нагрузки на детали. Образует толстую пленку, часто используется в тяжеловесной технике (ЗИЛ, КамАЗ), стационарных подъемных механизмах, генераторах, насосах большой мощности.
Какое масло выбрать
На прилавках можно увидеть смазочную жидкость марки М10Г2К нескольких компаний. Она различается присадками, качеством. По ГОСТ различают:
- высший сорт, соответствующий техническим характеристикам, указанным в статье;
- продукт первого класса, температура замерзания основы -17°С, сажистость выше, чем у высшего сорта.
- Газпромнефть используют качественные присадки от европейских производителей, смазка представлена в двух модификациях: «Люкс» с хорошими очищающими свойствами и «Ойл Райт» для форсированных двигателей;
- Лукойл выпускает лучшее масло М10Г2К, превышающее требования ГОСТ, его можно использовать в мощных бензиновых моторах;
- Нафтан (Белорусия), пользователи отмечают, что качество присадок не на высоте;
- Агринол (Украина), раскручиваемый бренд, нареканий на смазку в соцсетях не найдено.
Под моторное масло М10Г2К мелкие производители выдают сырую основу с минимальным набором присадок или вообще без них. Такую смазку наливают в стеклянную банку, охлаждают. Если жидкость расслоилась, стабилизирующих присадок в смазке нет.