Рекомендации по выбору дизельного моторного масла
Дизельные двигатели на легковых автомобилях давно перестали удивлять пользователей. Привлекает высокая экономичность. Современный дизель работает достаточно тихо, его выхлоп практически не загрязняет окружающую среду. Автомобилисты отмечают, что моторесурс подобных моторов превосходит показатели бензиновых силовых установок. Обслуживание не требует особых дополнительных затрат.
Есть и определенные приверженности у дизелей. Они достаточно требовательны к моторным маслам. Значение величины давления в деталях кривошипно-шатунного механизма, возникающее при рабочих тактах, на 20…35 % выше, чем наблюдается у бензиновых ДВС сопоставимой мощности. Поэтому претензии к смазке более строгие.
Особенности работы высокооборотного дизеля
В отличие от бензинового двигателя в цилиндре дизеля сжимается не горючая смесь, которая может увлажнять стенки цилиндра в процессе сжатия. Здесь поступает свежий заряд воздуха, он достаточно сильно нагревается. Степень сжатия выше на несколько единиц.
Тепловая нагрузка даже на сжатии довольно высокая. В камере сгорания (на современных дизелях она устраивается внутри поршня) образуется тороидный вихрь (движение молекул воздуха напоминает тор). Именно в эту подвижную среду происходит впрыск топлива.
В современных форсунках изготавливают 3…5 отверстий. Поток топлива подается в саму камеру сгорания, а также в пространство цилиндра. Попавшие частицы испаряются двумя разными способами:
- впрыск через отверстия диаметром 0,3…0,5 происходит в общий объем камеры сжатия. Здесь происходит объемное испарение. Образуется горючая смесь, но она довольно бедная, поэтому активного воспламенения не происходит;
- через отверстия диаметром 0,5…0,7 мм производится подача струи внутрь камеры сгорания. Образуется пленка топлива, она интенсивно испаряется с поверхности поршня. Образуется богатая горючая смесь. Она воспламеняется и зажигает топливо в остальном пространстве цилиндра.
Процесс смесеобразования современных дизелей получил наименование объемно-пленочного. На весь процесс затрачивается всего 0,02…0,04 с. За это время должно не только перемешаться топливо с воздухом. Здесь происходит сгорание всего топлива и выполнение рабочего хода.
Цикловая подача (количество топлива, поступающего за период впрыска в цилиндр) определяет количество энергии, которое будет передано от процесса сгорания в виде давления на поршень, а затем через кривошипно-шатунный механизм – на коленчатый вал.
При работе моторов подобного типа принято характеризовать образующуюся горючую смесь по коэффициенту избытка воздуха:
где Gвозд.факт. – часовое поступление воздуха в цилиндры двигателя, кг/час;
Gт – часовой расход топлива, кг/час;
lo – теоретически необходимое количество воздуха для сжигания одного килограмма топлива. Для дизельного топлива эта величина составляет 14,5 кг/кг.
При номинальных режимах α = 1,15…1,22. На режимах нагружения, например движение в гору или преодоление каких-либо препятствий α = 0,98…1,03 (наблюдается дымный выхлоп, часть топлива не успевает сгореть).
При работе дизеля часть сжимаемого воздуха перетекает через имеющиеся неплотности между поршнем и цилиндром в картер. Часто сапун не в состоянии осуществлять отвод избыточного давления в окружающую среду. Поэтому окислительные процессы внутри двигателя происходят интенсивнее.
К моторным маслам для дизелей добавляют дополнительные требования. Оно должно препятствовать коррозии за счет интенсивного окисления. Возможно образование пены при активном поступлении воздуха в пространство под цилиндрами ДВС.
Внимание! Непонятно, откуда многие авторы берут сведения, а потом утверждают о высоком содержании серы в отечественном дизельном топливе. Серы содержится не больше (скорее даже меньше), чем находится в дизтопливе ФРГ, Италии, Франции и других стран.
Характеристики моторных масел для дизелей
В начале восьмидесятых годов международная классификация масел утверждена в большинстве стран мира. Она достаточно универсальна. Позволяет простыми способами дать полную характеристику смазочным жидкостям.
Показатель SAE
Данная характеристика дает представление о вязко-пластичных свойствах смазочных материалов. Если присутствует буква «W» (Winter – зима), то следует понимать возможность использования масла при отрицательных температурах в зимний период. Такие материалы могут использоваться не только зимой, но и летом.
Присутствующие цифры показывают рекомендуемый диапазон наружной температуры, в котором допускается использование конкретного вида масла. Первое число – это допускаемый минимум температуры, при котором возможен сравнительно легкий проворот коленчатого вала. Второе число – это предельная характеристика для температуры окружающего воздуха.
Но ориентироваться только по данной характеристике нельзя. Она не позволяет определить принадлежность для типа силовой установки.
Показатель API
По этой характеристике принято определять назначение моторного масла:
- буква «S» указывает на рекомендацию использовать в бензиновых ДВС;
- буква «С» определяет применение в дизельных моторах
- сочетание «S/C» указывает на универсальное использование. Данные масла применимы к обоим типам тепловых машин внутреннего сгорания.
Еще ряд характеристик определяет особенности использования смазки:
- если присутствует «СС», то следует понимать применение в дизелях атмосферного типа, а также, оборудованных низким наддувом;
- при указании в маркировке «CD» понимается возможность использования масла, с топливами, где допускается высокое содержание серы. Внимание! Для большинства авторизованных заправок Российской Федерации этот критерий неактуален. Цена расходного материала высока, а необходимость его использования не имеет обоснования. Данная смазка актуальна для дизельного топлива из месторождений Ближнего Востока;
- для дизелей с турбонаддувом, изготовленных до 1983 г. рекомендуется использовать масла, в маркировке которых указаны «СЕ»;
- если имеется малогабаритная техника (газонокосилки, дизельные генераторы и другие силовые агрегаты, работающие в четырехтактном исполнении), то им потребуется использовать масла с маркировкой «CF-4». Производители масел дополнительно указывают, что следует использовать на дизелях, изготовленных после 1990 г.;
- двухтактные дизели (использование весьма ограниченное) хорошо работают на маслах, имеющих маркировку «CF-2» или «CD-11»;
- выпускается смазка, которая на открытом воздухе довольно быстро окисляется, а потом распадается на короткие молекулы. Ее обозначают «CG». Стоимость подобных масел довольно высокая, ее рекомендуют для большинства современных дизелей.
Показатель АСЕА
Французы предложили, а немцы поддержали европейскую классификацию по обозначению моторных масел:
- бензиновые двигатели рекомендовано эксплуатировать под маркировкой «А»;
- дизели по требованиям АСЕА рекомендуют с маслами, имеющими обозначение «В»;
- универсальные масла обозначают буквой «С»;
- для мощных дизелей, устанавливаемых на грузовики с высокой грузоподъемностью, необходимо использовать масла с буквенным обозначением «Е».
Наличие в маркировке чисел 1 или 5 указывает на режим энергосбережения. Так В1 или В5 – это показатель пониженного сопротивления в системе смазки. Наличие чисел 2, 3 и 4 указывает на наличие обычных стандартизированных масел. Разные производители расставляют их по своему усмотрению.
Моторные масла для дизелей
ЛУКОЙЛ GENESIS CLARITECH 5W-30
Практика показывает, что данное отечественное масло довольно широко применяется для всех типов дизельных двигателей на легковых автомобилях.
Пользователей привлекают имеющиеся присадки, способствующие отсутствию пены. Хорошие моющие свойства позволяют использовать масло с высокой длительностью пробега.
TOTAL QUARTZ 9000 5W-40
Для атмосферных и форсированных ДВС многие считают эту смазку довольно эффективной. Даже в летний период смазка способствует нормально работе двигателя. TOTAL QUARTZ 9000 5W-40 выпускается по французской лицензии. Эту марку используют более 80 стран, отмечая высокое качество именно для энергонасыщенных двигателей.
GENERAL MOTORS DEXOS2 LONGLIFE 5W-30
Импортное масло производства США. Его рекомендуют для автомобилей, произведенных в США, а также на заводах, работающих по лицензии. Как пишут СМИ, данный расходный материал можно применять не только в «американцах». Даже немецкие и шведские авто на этом масле будет работать долго и без поломок.
GENERAL MOTORS DEXOS2 LONGLIFE 5W-30 рекомендуют для грузовиков невысокой и средней грузоподъемности, которые используются в логистических схемах обеспечения товарами предприятий торговой сети.
IDEMITSU ZEPRO EURO SPEC 5W-40
Синтетическая смазка, которую доставляют из Японии. Ее рекомендуют к использованию для японских и корейских автомобилей. Если автомобили работают по гарантии, то на станциях технического обслуживания всегда производится проверка по индикаторным присадкам, используется ли данное масло для дизелей из «страны восходящего солнца».
TNK REVOLUX D1 15W-40
Недорогая полусинтетика. Ее используют на отечественных легковых и грузовых автомобилях. Покупателей привлекает доступная цена. Требуется менять это масло через каждые 10000 км пробега. У данной смазки имеется много положительных отзывов от автомобилистов из разных областей. Масло универсальное, его используют во всех регионах России.
Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах
Вязкость масла для дизельных двигателей
Масла для дизельных ДВС отличается от применяемых в бензиновых агрегатах. Двигатель на дизтопливе функционирует на горючей и воздушной смеси, поэтому сильно подвержен влиянию температурных условий. Для такой системы характерен моментальный процесс формирования смеси и выгорания горючего материала, поскольку этот вид топлива полностью не выгорает в системе, и на клапанах поршней остаются отработанные газы в виде сажевых отложений. Также стоит отметить, что дизель содержит наибольший объем серных компонентов.
При выгорании топливной смеси в камере ДВС образуется давление, в результате чего сформированные газы проникают в картер. Вентиляция двигателя не способна устранять скопившийся объем выработанных отходов, а это ведет к деформации и дальнейшему износу системы ДВС.
Как правило, окисляются узлы и механизмы, ухудшаются защитные свойства жидкости и формируются грязевые отложения.
Поэтому от технических параметров, таких как вязкость, допуск и пр, зависит длительность и функциональность силовой установки. Масла для дизельных двигателей должны сохранять первоначальные характеристики и стабильность на протяжении всей эксплуатации.
Качество масла и параметры вязкости
Стандартизации и первоначальные характеристики к смазочному материалу для той или иной модели ТС должны быть обозначены изготовителем в технической инструкции. Чтобы не ошибиться с выбором по индексу вязкости, рекомендуется воспользоваться допусками к моторным маслам.
Допуски и характеристики
Чтобы проанализировать характеристики вязкости, необходимо обратиться к общепринятым нормативам. В обозначении смазочного продукта указывается вязкость по стандартизации SAE, представляющей американскую ассоциацию автоинженеров.
К примеру, жидкость для силовой установки обозначена вязкостью 5w40 по стандартизации API (американского нефтяного института), как SF/CC. Из этого следует, что буква S указывает на предназначение смазки для систем ДВС на бензиновом и дизельном топливе.
Запись через дробь обозначает, что смазочные материалы относятся к всесезонным. Последняя буква указывает на эксплуатационные характеристики (уровень качества). Каждая последующая буква демонстрирует улучшенные эксплуатационные свойства масла:
- CC – турбированные или атмосферные дизельные агрегаты, применяющиеся в сложных условиях;
- CD – дизельные моторы с турбонаддувом, работающие на сернистом топливе;
- CE – агрегаты с турбонаддувом, выпущенные после 1983 года;
- CF4 – 4-тактные двигатели, сделанные после 1990 года;
- GG4 – силовые агрегаты с улучшенными эксплуатационными характеристиками и требованиями к токсичности.
Большой объем смазочной продукции категории CA, CB уже не встречаются в продаже, а CF2, CD11 допускаются для 2-тактных дизельных моторов.
Моторные масла допускаются не только по классификации API, но и по стандартизации ACEA, европейской ассоциации автомобильных изготовителей. Поскольку речь идет о дизельных моторах, то для них используется следующая классификация:
- E1 – грузовые ТС с турбированными агрегатами, эксплуатирующиеся в сложных условиях;
- E2 – авто с улучшенными эксплуатационными свойствами дизельного мотора;
- E3 – авто с турбированными движками, работающие в самых трудных условиях (экстра-класс);
- B1 – авто с моторами на дизельном топливе без турбины;
- B2 – ТС с турбированными или атмосферными агрегатами;
- B3 – ТС с турбиной или без нее категория экстра.
Для модифицированных силовых установок без турбины рекомендуется заливать смазочные материалы по категории CD API или B1 по ACEA. Если речь идет о турбо дизельных агрегатах, сделанных после 1990 года, то для них следует применять смазки CE или B2.
Чем больше требований к маслам для турбированных двигателей, тем сложнее условия эксплуатации и потенциальные нагрузки на механизмы ДВС. Благодаря этим требованиям производители создают моторные жидкости, обеспечивающие длительную и функциональную работоспособность турбокомпрессора.
Сезонность
От индекса вязкости зависит применение масла в тех или иных климатических и температурных условиях. Согласно общепринятой стандартизации SAE, моторные жидкости принято разделять на три группы:
Наибольшей вязкостью обладают летние смазки, обозначающиеся в виде числовых символов SAE 30, 40, 50. Зимние масла обозначаются латинской буквой W.
Внесезонные жидкости обозначают буквенными и числовыми символами, так как они обладают эксплуатационными свойствами указанных масел, например, 10w40 или 5w30.
Однако далеко не любая всесезонная смазка рекомендована для агрегата на дизельном топливе. К примеру, моторная смазка с индексом вязкости 10w30 обеспечивает быстрый запуск силовой установки в морозную погоду.
Однако в модифицированные ДВС такое масло не рекомендуется заливать, поскольку обладает низкой текучестью, за счет чего ухудшает противоизносные свойства. Параметры плотности и нормативы качества обычно указываются производителями в технической инструкции управления ТС.
Поэтому рекомендуется соблюдать нормативы к моторным смазкам для обеспечения функциональной работы двигателя.
Вязкость
Сегодня авторынки и специализированные магазины предлагают разнообразный ассортимент смазок, отличающихся параметрами вязкости и классами.
Любой смазочный материл для двигателя на дизельном или бензиновом топливе создан на базе сырья из нефтепродуктов. Смазки для систем ДВС классифицируются по стандартизации SAE, а на упаковках обозначаются маркировки 5w40, 10w30, 15w40, 20w50.
Эти показатели определяют уровень и скорость прокачки моторной жидкости по насосам в системе ДВС. Кроме того, вязкость смазки влияет на ее циркуляцию и поступление к трущимся деталям, расход заряда АКБ и сопротивление коленвала при холодном пуске. В дизельных системах ДВС могут использоваться автомасла с такой вязкостью:
Чем ниже числовой показатель, тем меньше плотность смазочного материала. Цифра, которая следует после латинской буквы w, обозначает температурный индекс вязкости в летних условиях.
К примеру, смазка 15w40 может быть использована для силовой установки на дизельном топливе при температурных условиях от -15/-20°C до +30/-35°C. Таким образом, классы соответствуют параметрам вязкости моторной жидкости после разогрева двигателя и его выхода на оптимальные показатели температур.
Укажем, что идентичные классы вязкости могут быть как у синтетического, так и минерального продукта. Однако для автомобилей на дизельном топливе рекомендуется использовать синтетические масла с вязкостью 5w40, 10w40, 15w40. В регионах, где наблюдается жаркий летний климат, рекомендуется лить 20w50.
Рекомендации по выбору масла в дизельные ДВС
Если автомобиль имеет сравнительно небольшой пробег и пока что на гарантийном обслуживании, то заливать и менять автомасло следует в дилерских центрах станций ТО. Смазочный продукт необходимо выбирать в соответствии с нормами и допусками от производителя авто по классификациям ACEA, SAE, API.
При выборе индекса вязкости следует акцентировать внимание на температурных условиях конкретного региона, в котором будет эксплуатироваться автомобиль. Для северных зон рекомендуется использовать смазку с индексом 5w40, 0w20. В умеренных климатических зонах в движок можно заливать масла 10w40.
В южных зонах с теплым климатом необходимо заливать более вязкие смазочные материалы, устойчивые к жаркой погоде, такие как 15w40. Для изношенных и старых ДВС можно использовать смазку с вязкостью 20w50. Если мотор еще не подвержен износу, то лучше залить менее вязкую смазку 5w40.