Какое масло подойдет для дизельного двигателя с сажевым фильтром?
Мы уже писали о том, какое масло нужно заливать в дизельный двигатель, и сегодня мы более подробно остановимся на моделях с сажевым фильтром. К этой категории относятся все моторы 2011 года выпуска и более современные. Их установка на более старые модели не была обязательной. Данный мотор также можно идентифицировать по аббревиатуре DPF, FAP или RPF в зависимости от того, в какой стране он был выпущен. Итак, как же выбрать моторное масло для дизельного двигателя с сажевым фильтром?
- Почему это важно?
- Как работает сажевый фильтр и почему нужно правильно подбирать масло?
- Полезные советы при выборе масла
Почему это важно?
Все дело в особенностях данного типа моторов. В бензиновом двигателе воспламенение топлива происходит при помощи свечи зажигания. Дизельные модели работают по другому принципу. В них топливо самовоспламеняется под воздействием высокого давления и быстрого нагревания. В результате каталитический нейтрализатор, который применяется для очистки отработанных газов в бензиновом двигателе, не подойдет. Для этого используется сажевый фильтр. Он очищает выхлопные газы от сажевых примесей, которые оказывают крайне негативное влияние на окружающую среду. При применении сажевого фильтра их концентрация падает на 90 % и более.
Еще один важный момент состоит в том, что турбированные двигатели охлаждаются за счет моторного масла. Соответственно, если вы используете смазочные материалы недостаточно высокого качества, то может оказаться, что мотор вашего авто работает на температурах выше тех, на которые он рассчитан. Как итог — серьезная поломка и не менее серьезная стоимость ремонта.
При этом долговечность этого элемента мотора достаточно мала. На практике его ресурс доходит до 80–120 тысяч километров пробега, и это лишь средние значения. Это значит, что некоторые модели выходят из строя уже на 30 тысячах, а другие могут работать и до 250 тысяч. К теме нашей статьи это имеет прямое отношение.
Масло для дизельного двигателя следует выбирать исходя из особенностей не только мотора, но и сажевого фильтра, так как оно напрямую влияет на срок службы двигателя. Кроме смазочных материалов, влияние оказывает режим работы, а также качество горючего.
Как работает сажевый фильтр и почему нужно правильно подбирать масло?
Как мы уже написали, в дизельных двигателях отсутствуют свечи зажигания, так как топливо воспламеняется само. После его выгорания появляются отложения в виде сажевых частиц, которые остаются в двигателе. В процессе дальнейшей работы они выходят вместе с выхлопными газами, на пути которых и установлен фильтр. Проходя через него, частицы задерживаются,что препятствует их попаданию в окружающую среду. Современные фильтры обладают возможностью активной и пассивной регенерации. Это значит, что скопившаяся в DPF сажа выжигается, за счет чего устройство очищается самостоятельно. Однако возможности фильтра ограничены, так как в его поры попадает в том числе несгораемая сульфатная зола. Она накапливается с течением времени, в результате чего устройство закупоривается и перестает выполнять свои функции. В этом случае его необходимо менять.
Когда засорение достигает критических отметок, на приборной панели автомобиля появляется соответствующее обозначение, а в работе двигателя происходят серьезные изменения:
- падает тяга, снижается мощность;
- выхлоп становится более дымным и густым;
- повышается температура пола в салоне;
- уровень масла повышается;
- увеличивается расход топлива.
Со временем двигатель начинает работать менее стабильно, поэтому, если вовремя не заменить фильтр, то может произойти серьезная поломка, которая приведет к дорогостоящему ремонту.
Для того чтобы повысить срок службы DPF, нужно использовать специальное масло. От аналогов его отличает применение так называемой технологии Low SAPS. Она подразумевает уменьшенное содержание сульфатной золы, фосфорных и серных соединений. Данный стандарт применяется с 2005 года в связи с введением EURO IV — новых экологических стандартов в Евросоюзе.
Масла, произведенные по технологии Low SAPS, обладают низкозольными характеристиками. Проще говоря, после их сгорания образуется минимальное количество несгораемой сульфатной золы, которая является главной причиной засорения фильтров.
Одной из важных характеристик автомобильного масла является качество присадок, особенно моющих, противозадирных и антифрикционных. Проблема в том, что в них содержится большое количество серы и фосфора, которые приводят к образованию несгораемой золы в дизельных двигателях. В маслах Low SAPS применяются более современные присадки. Они производятся на основе синтетических соединений и не содержат серных и фосфорных добавок. При этом их эффективность сопоставима, а иногда даже превосходит показатели устаревших моделей.
Показатели сульфатной зольности указываются на упаковках масел:
- полнозольные СМ маркируются Full SAPS;
- среднезольные — Mid SAPS;
- малозольные — Low SAPS.
Смазочные материалы из первой категории оказывают негативное влияние на состояние фильтров, поэтому их применять в двигателях с системами Euro 4,5 и 6 не рекомендуется. По маркировке ACEA они обозначаются А1/В1, А3/В3, А4/В4, А5/В5. Показатель зольности в них достигает 1.1 % (для сравнения — в малозольных маслах он составляет менее 0,8 %).
Для использования в дизельных двигателях с сажевым фильтром подходят масла С1, С2, С3, С4 (по маркировке ACEA). Найти их вы сможете здесь. При этом обратите внимание на то, что показатели зольности регулируются нормативами, которые применяются только в Евросоюзе и используются европейскими производителями.
С1 — увеличивает срок службы фильтра и защищает двигатель при эксплуатации в сложных условиях (езда по городу, стояние в пробках, использование прицепа, поездки по местности с резкими перепадами высот).
С2 — имеет в своем составе другие вещества и подходит для высокопроизводительных двигателей.
С3 и С4 — характеризуются низкими показателями зольности и вязкости даже при высоких температурах.
В масла Low SAPS запрещено добавлять любые сторонние присадки, так как это негативно влияет на показатель зольности и в конечном итоге приводит к повышенной нагрузке на сажевый фильтр.
Полезные советы при выборе масла
Так как сегодня на рынке представлено множество продуктов от различных производителей, найти оптимальный вариант бывает непросто. Ситуацию усугубляет и наличие откровенно низкокачественных смазочных материалов. Мы дадим ряд советов,которые помогут вам сделать правильный выбор.
- Один из наиболее доступных и доверенных источников информации — руководство по эксплуатации автомобиля, которое вы получаете при покупке машины. В нем производители указывают масла, которые подходят именно для вашего транспортного средства.
- Если по какой-то причине этого руководства у вас нет, вы можете поискать его в Интернете. Еще один вариант — найти VIN-номер автомобиля и запросить информацию у дилера.
- Запросить актуальную информацию у продавца или производителя стоит в случае, если ваш автомобиль был выпущен до 2005 года, то есть до введения стандарта EURO IV и появления масел Low SAPS.
- Если масел, рекомендованных производителем, не оказалось в продаже, вы можете поискать аналоги. Выбирайте марки, максимально близкие к рекомендованным по составу.
- Даже самое качественное масло не сможет эффективно работать в старом и сильно изношенном двигателе.
Какое выбрать масло для пропитки воздушных фильтров?
Зачем нужно пропитывать воздушный фильтр маслом? Мнения автолюбителей разделились, одни утверждают: не стоит проводить эту процедуру с фильтрующим элементом, другие придерживаются позиции, что благодаря масляной пропитке фильтр работает лучше. Кто прав? Давайте разберемся.
Теория
Для эффективной работы мотора необходим хороший воздушный фильтр, препятствующий попаданию мелких частиц пыли к приводу, которые приводят к преждевременному износу поршневой группы, ухудшению работы двигателя, увеличению расхода топлива.
Для мотоциклов используют фильтрующие элементы таких типов:
Первые можно использовать повторно, вторые одноразовые. Бумажные фильтры для мотоциклов плотнее поролоновых, поэтому нет необходимости наносить на них пропитку. Плюс, пропитав бумагу, вы можете полностью забить все ее микропоры: воздух не будет поступать к двигателю. Мы придерживаемся мнения: бумажный фильтрующий элемент лучше заменить на новый — это дешевле чем капитальный ремонт силового агрегата.
В случае с поролоновым фильтром есть возможность применить промывку, затем пропитку этого элемента воздушной системы, для его повторного использования. При промывке можно применять специальные средства, которые имеют достаточно высокую цену, или использовать воду с моющим для посуды. Главное, при этом процессе: примененная химия не должна повредить структуру поролона.
Что дает пропитка воздушного фильтра специальным маслом? Ответ очевиден: масляная пленка, образованная на фильтрующем элементе после пропитки препятствует проникновению в двигатель более мелких частичек, к мотору поступает максимально очищенный воздух — это продлевает ресурс силового агрегата. Плюс, если воздушный фильтрующий элемент немного поврежден: пропитка препятствует отрыву частиц поролона, они не попадают к мотору.
Видео-инструкция по чистке и смазке фильтров
Практика
Сейчас достаточно распространены воздушные фильтры с масляной пропиткой. По своей структуре и материалу, из которого они изготовлены, эти элементы ничем не отличаются от обычных, поэтому пропитать фильтр маслом можно в домашних условиях, для этого придерживайтесь алгоритма:
- Демонтируйте указанный элемент воздушной системы, разберите его и достаньте поролон. Если на его поверхности присутствуют трещинки, деформации, разрывы, то лучше заменить фильтрующий материал на новый.
- Опустите поролон в мыльный раствор (можете использовать неагрессивные по химическому составу моющие средства), дайте ему полежать до 20 мин, затем промойте водой. Не стоит использовать для этих целей бензин, он растворит клей скрепляющий частички поролона.
- Учтите: скручивать или растягивать материал нельзя, в противном случае вы его повредите, поэтому аккуратно постирайте его и отожмите
- Тщательно промойте поролон, без применения большого напора воды.
- Дайте материалу самостоятельно высохнуть, без применения принудительной сушки: при высокой температуре поролон испортится.
- Смажьте фильтрующий элемент маслом, важно чтоб смазывающий материал впитался: его не должно быть слишком много, он не должен стекать из поролона. Выбирайте сертифицированную продукцию известных брендов: некачественная смесь нанесет вред двигателю.
- Удалите загрязнения с корпуса воздушного фильтра.
- Установите поролон на прежнее место.
Аналогичным способом промывают и смазывают фильтры, в которых для фильтрования используется специальный материал в сетке. Применив указанные манипуляции, вы продлите ресурс мотора автомобиля или мотоцикла.
4 самых важных расходника на дизельном автомобиле
Покупая подержанную машину с рук, никогда не знаешь, с чем придётся столкнуться.
В любом случае, придётся закладывать определённый бюджет на то, чтобы привести б/у автомобиля в тонус. А после — и достойно содержать его.
Рассмотрим, какие расходники критически важны для дизельных автомобилей.
Моторное масло + масляный фильтр
Специалисты единодушны: в дизельных машинах масло можно менять не позже, чем раз в 7-8 тыс. км., иначе владелец получит серьёзные проблемы.
Да, в сервисных книгах указаны другие сроки — в 2-3 раза больше. но поймите: производителю не выгодно следить за долголетием вашего мотора. Гарантия окончена — следующий.
Кроме того, оптимистичные сроки замены масла — раз в 20-30 тыс. км, рассчитаны на только что сошедший с конвейера автомобиль в идеальных условиях эксплуатации.
Ровные скоростные трассы, образцовый сервисный уход, премиальные марки технических жидкостей. Дизтопливо с почти полным отсутствием серы, опять же.
А реальные условия, в которых ездит подержанный дизель в Беларуси, совсем другие:
- предыдущий уход за мотором — на совести прежнего владельца
- большее, по сравнению с ЕС, содержание серы в дизтопливе — а сера старит масло быстрее (и хорошо ещё, если дизель не заправляли из-под трактора)
- погодные условия переменчивы — зимой двигатель мёрзнет и с трудом заводится, летом может перегреться
- ремонт и обслуживание на разных сервисах, в отдельных случаях — у гаражных умельцев или самостоятельно
- езда часто в городском цикле, включая простои в пробках и низкие обороты, что приводит к закоксовке цилиндров
Понятно, что в таком случае срок службы моторного масла сокращается в разы. Да и конструкция современных моторов далеко не так надёжна, как лет 20-30 назад: мы разбирали этот вопрос в статье «Почему современные двигатели хуже старых».
Особенно чувствительны к качеству смазки современные турбодизели, при использовании недостаточно вязкого масла турбина быстро выходит из строя.
Поэтому частая замена и правильно выбранное масло — первое условие беспроблемной и долгой эксплуатации дизельного автомобиля.
Заменить моторное масло лучше сразу после покупки подержанного автомобиля. Вязкость должна соответствовать климату и условиям эксплуатации.
О правильном выборе моторного масла для дизеля мы подробно рассказывали в этом материале.
Вместе с заменой масла не забывайте обращать внимание и на масляный фильт. Цена его невелика, а вот значение — огромно. Важно, чтобы фильтр содержал качественный запорный (обратный) и перепускной (обводной) клапан и был оригинальным. От качества фильтра зависит, будет ли достаточно очищаться масло и не нарушится ли его циркуляция по смазочной системе двигателя. Плохой или неоригинальный фильтр может вызвать даже масляное голодание дизельного двигателя.
Воздушный фильтр
Воздушный фильтр на дизельных автомобилях рекомендуется менять каждые 10 тысяч километров, иначе это аукнется серьёзными проблемами.
Основная задача воздушного фильтра — не пропустить пыль, грязь, волокна ткани, пух с деревьев и другой мелкий сор внутрь двигателя: в цилиндры.
При забитом грязью воздушном фильтре форсунки быстро засорятся, двигатель начнёт дымить. Владелец потратит силы и средства на поиск причин. Вместо своевременной замены недорогого фильтра, придётся заниматься восстановлением или заменой дорогостоящих топливных дизельных форсунок — мало приятного.
Другая задача воздушного фильтра — ограничивать количество воздуха на впуске.
Когда фильтр засоряется, в камеру поступает меньше воздуха, топливная смесь переобогащается. Расход топлива растёт, мощность двигателя падает, он не набирает обороты. Опять же, владельца ждёт диагностика и проверка нескольких систем в поисках причин неисправности.
Ещё одна неприятность, связанная с воздушным фильтром — мода на установку фильтров нулевого сопротивления. Такие облегчают поступление воздуха на впуск, в результате машина едет бодрее. Да и менять такой фильтр нужно реже.
Только есть нюанс. Чтобы правильно установить оригинальный иедешёвый фильтр — нулёвку, нужно перекомпоновать впускной тракт или внести доработки в моторный отсек.
Что делает типичный автовладелец? Покупает китайскую подделку фильтра нулевого сопротивления, ставит вместо обычного. В результате пыль и частицы сора беспрепятственно поступают в цилиндры и турбину.
Другая опасность поддельных воздушных фильтров — они могут продаваться уже с повреждениями. Если такой фильтр порвётся во время эксплуатации, и его частицы попадут во впускной тракт, двигатель «хлебнёт» и мусора, и металлической пыли из масла. Представить последствия несложно.
Топливный фильтр
Нормативные сроки замены топливного фильтра на дизеле — до 15-20 тыс. км для фильтров-бочонков (наружных) и до 40-60 тыс. км для фильтров-картриджей (в сборе).
Однозначно стоит заменить топливный фильтр сразу после покупки подержанного дизельного автомобиля.
Качество топлива критически важно для нормальной работы дизельного мотора. Топливные системы вне зависимости от производителя, не переносят посторонние примеси в топливе.
Когда фильтр засоряется, он создаёт слишком высокое гидравлическое сопротивление и нарушает нормальную работу топливной системы. Снижение пропускной способности фильтра вызовет поломку чувствительной дизельной топливной аппаратуры — форсунок, ТНВД. А это самый дорогостоящий ремонт, который грозит владельцу дизеля из-за собственной беспечности.
- О признаках, по которым можно определить, что настало время менять топливный фильтр на дизеле, узнаете из статьи «Когда менять топливный фильтр на дизеле».
Свечи накаливания
Мы уже писали о том, что свечи накала — расходный элемент на дизеле, который нужно менять каждые 50-60, а часто — и 20-30 тысяч километров.
Задача свечей накаливания — прогревать камеру сгорания изнутри, чтобы топливная смесь воспламенялась более эффективно.
Выход из строя даже одной свечи приведёт к тому, что дизель откажется заводиться «на холодную».
Поэтому особенно важно проверять и при необходимости заменять свечи накаливания комплектом перед наступлением холодов.
Причём свеча может быть неисправна, даже если визуально выглядит нормальной.
- Свечи накаливания можно менять самостоятельно, но это весьма хрупкие элементы, поэтому рекомендуем перед процедурой изучить нашу инструкцию по замене свечей накаливания на дизеле своими руками.
Как ещё можно увеличить ресурс дизельного двигателя и от чего он зависит, узнаете из этой статьи.
Топливные дизельные форсунки найдёте в нашем каталоге
ООО «Дизель Крафт»
ДИЗЕЛЬНАЯ ТОПЛИВНАЯ АППАРАТУРА
Регистрационный номер в Торговом реестре 392854