Меню

Масло для газотурбинного двигателя

Масла для поршневых и газотурбинных двигателей

для поршневых двигателей | для турбореактивных двигателей | минеральные масла | синтетические масла | масла для вертолетов

В зависимости от вида техники авиационные масла условно делят по областям применения для поршневых и для газотурбинных двигателей самолетов и различных агрегатов вертолетов.

В авиации имеется два типа газотурбинных двигателей:
— турбореактивные (используют маловязкие масла)
— турбовинтовые (более вязкие)

Во-втором случае использование обусловлено применением в этих двигателях редуктора воздушного винта, для которого требуются масло с повышенной несущей способностью.

В поршневых авиадвигателях масла работают в очень напряженных условиях, создаваемых высокими температурами в зоне поршневых колец, внутренней части поршней, клапанов и других конструкций.

Для обеспечения смазывания в условиях высоких t, давлений и нагрузок применяют специальные высоковязкие авиамасла, подвергнутые специальной очистке.

Они должны иметь высокую смазочную способность, не быть агрессивными к металлам, сплавам и другим конструкционным материалам, используемым в авиационных двигателях, и обладать достаточной стабильностью к окислению при высоких t и в условиях хранения.

Характеристики авиационных масел для поршневых двигателей:

Показатели МС-14 МС-20
Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2/с, не менее 14 20,5
Индекс вязкости, не менее 85 80
Коксуемость, %, не более 0,45 0,29
Содержание селективных растворителей, водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей Отсутствует
t °С: вспышки в открытом тигле, не ниже 215 265
t °С: застывания, не выше -30 -18
Термоокислительная стабильность по методу Папок при 250 °С, мин, не менее 20 18

Марки авиационных масел для поршневых двигателей

МС-14 (ГОСТ 21743-76) — масло селективной очистки.

Применяют в осевых шарнирах втулок винтов вертолетов и в качестве базового для некоторых моторных масел и смазок.

Масло МС-14 в настоящее время не производится.

МС-20 (ГОСТ 21743-76) — также является авиамаслом селективной очистки.

Используют в поршневых двигателях самолетов; в составе маслосмесей с МС-8, МС-8п (в различных соотношениях) в смазочных системах турбовинтовых двигателей; в осевых шарнирах втулок винтов вертолетов; для смазывания мотокомпрессоров газоперекачивающих агрегатов, а также в качестве базового компонента для некоторых моторных масел и смазок.

Иформация, опубликованная на сайте является собственностью компании “НефтеХим”
Любое использование — только по согласованию с правообладателем.

А знаете ли Вы . . .

Сколько проходит времени с момента, когда новый полимер впервые увидит в своей колбе синтезировавший его химик, до того дня, когда будет пущен завод по производству этого вещества? 12 — 15 лет. С. А. Вольфсон в своей книжке, которая так и называется “От колбы до реактора” подробно объясняет, почему так получается. Пересказывать все перипетии этого достаточно длинного пути мы здесь не будем — почитайте книжку, и вы все сами поймете. Тем более, что написана она ничуть не менее интересно, чем многие современные романы (по крайней мере на производственную тему). Приведем лишь маленький расчет, показывающий, откуда все-таки набегают эти полтора десятилетия. Несколько лет уходит на технологические исследования — как добиться результатов, полученных в колбе, в условиях современного производства. Когда этот вопрос в принципе решен, технологию отрабатывают на опытной установке. На это нужно еще год-два. Следующий этап — проектирование, строительство и освоение опытно-промышленной установки. На это кладите еще 3 — 4 года. Создание самой промышленной установки, ее отладка и выведение на проектную мощность отнимают еще около 5 лет.

Читайте также:  Hyundai accent капремонт двигателя

Масла для газотурбинных двигателей

В системе смазки турбореактивного двигателя (ТРД) масло непосредственно не соприкасается с зоной горения топливо-воздушной смеси, как в поршневом двигателе.

Отсутствие тяжелонагруженных и работающих при повышенных температурах узлов трения, а также отсутствие необходимости создания уплотнения за счет масла, как это требуется в цилиндрах поршневых двигателей,- обеспечивает возможность использования для смазки ТРД маловязких масел.

Однако подшипники компрессора при работе могут нагреваться до 120. 200°С, подшипники турбины – до 250. 300°С, а после останова двигателя из-за прекращения циркуляции масла и внешнего обдува корпуса подшипника – значительно выше. Это способствует испарению масла и создает условия для окисления, осадко- и лакообразования. Из этого вытекают требования низкой испаряемости и высокой термоокислительной и термической стабильности смазочного масла.

Широкий диапазон температурных условий применения масел требует пологой ВТХ и низкой температуры его застывания.

Для смазки ТРД применяют маловязкие дистиллятные нефтяные масла МК-8п (ГОСТ 6457 – 66) и МС-8П (ТУ 38101659 – 76).

Турбовинтовой двигатель (ТВД) имеет редуктор, понижающий частоту вращения при передаче мощности от вала турбины на воздушный винт в 10. 15 раз. Шестерни редуктора работают при контактных напряжениях 120. 150 МПа. Система смазки турбо-компрессорного агрегата и редуктора общая, поэтому смазочное масло должно обеспечивать быстрый и легкий запуск двигателя и одновременно надежную смазку шестерен редуктора. В турбовинтовых двигателях маловязкие нефтяные масла типа МК-8п и другие не могут быть использованы ввиду их недостаточной смазывающей способности. Применяемое для смазки поршневых двигателей высококачественное вязкое масло МС-20, известное своими высокими смазывающими свойствами, не удовлетворяет требованиям ТВД в области пусковых и низкотемпературных свойств. В силу этих причин для ТВД применяют смеси маловязких дистил-лятных и высоковязких остаточных масел.

В гражданской авиации на самолетах с ТВД применяют маслосмесь СМ-4,5, приготовляемую из 75% МК-8п или МС-8п и 25% МС-20, а также масло МН-7,5У (ТУ 38 101722 – 85), представляющее собой загущенную нефтяную фракцию с присадками. Оно позволяет запускать двигатель без подогрева при температурах до минус 30°С.

Технические требования на минеральные масла для газотурбинных двигателей приведены в Таблица 4.

Технические требования на минеральные масла для газотурбинных двигателей

Наименование показателей Норма для марок
МК-8п МС-8п СМ-4.5 МН-7.5У
ГОСТ 6457- 66 ТУ 38 101659 – 76 ТУ 38101 722 – 85
Вязкость кинематическая, мм 2 /с:
при 100°С, не менее 4,3 – 4,7 7,5
при 50°С, не менее 8.3 8,0
при 20°С, не более 30,0
Кислотное число, мг КОН на 1 г масла, не более 0,04 0.05 0.05 0.01
Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже
Коксуемость,%, не более 0,15
Содержание воды Отсутст Отсутст Отсутст Отсутст
Содержание водорастворимых кислот и щелочей Отсутст Отсутст Отсутст Отсутст
Содержание механических примесей Отсутст Отсутст Отсутст Отсутст
Плотность при 20°С, г/см 3 , не более 0,885 0,875 Не менее 0,870 0,900
Читайте также:  Чип тюнинг псм флешер

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Масла и смазки для авиационной техники

Авиационные моторные масла

ВНИИНП 50-1-4у — синтетическое масло для турбореактивных двигателей, применяется в военной и гражданской авиации, а также в авиационных газотурбинных двигателях газоперекачивающих агрегатов и энергетических установок.

ВНИИНП 50-1-4ф — масло на синтетической основе, применяется в турбореактивных двигателях самолетов с температурой масла на выходе из двигателя до 175°С.

ИПМ-10 — применяется в теплонапряжённых газотурбинных авиационных двигателях с температурой масла на выходе из двигателя до 200°С, во вспомогательных силовых установках, турбохолодильниках, газоперекачивающих агрегатах с приводом от авиационного двигателя.

Б-3В применяют в газотурбинных двигателях, редукторах вертолетов и другой технике с температурой масла на выходе из двигателя до 200 °С.

ВТ-301 применяется в газотурбинных двигателях с температурой масла на выходе из двигателя до 250-280°С.

СМ-4,5 предназначена для применения в самолетах с турбовинтовыми двигателями типа АИ-20, АИ-24.

МС-8п применяется для газотурбинных двигателей дозвуковых и сверхзвуковых самолетов (самолеты гражданской авиации Ил-62, Ил-76, Ил-86, Ту-134, Ту-154, Як-40, самолеты военной авиации МиГ-21, Су-15, Су-25, вертолеты Ми-6, Ми-10), у которых температура масла на выходе из двигателя не более 150°С. МС-8п используют в составе маслосмесей в турбовинтовых двигателях (самолеты Ан-12, Ан-22, Ан-24, Ан-30, Ан-32, Ил-18), а также для консервации маслосистем авиационных двигателей. Также применяют в корабельных (судовых) газотурбинных установках и в газоперекачивающих агрегатах.

МС-8рк предназначено для смазывания и консервации авиационных двигателей. МС-8рк равноценно маслу МС-8п по эксплуатационным показателям и значительно превосходит по консервационным характеристикам.

МС-20 используют: в смазочных системах турбовинтовых двигателей самолётов, в осевых шарнирах втулок винтов вертолетов, для смазки мотокомпрессоров газоперекачивающих агрегатов, в регуляторах частоты вращения дизелей с автономными маслосистемами и картерами.

ВО-12 применяется всесезонно для смазки осевых шарниров втулок винтов вертолётов.

Авиационные гидравлические масла

АМГ-10 — масло применяется в качестве рабочей среды гидросистем авиационной и наземной техники, работающей в интервалах температур окружающей среды от -60°С до +55°С.

7-50с-3 — синтетическая жидкость, применяется в гидравлических системах летательных аппаратов в широком диапазоне температур от -60°С до +175°С, с возможностью краткосрочного перегрева до 200°С.

Редукторные масла

ТСгип предназначено для использования в военной и гражданской авиационной технике для смазывания вертикальных и горизонтальных шарниров втулок винтов вертолетов, либо при производстве маслосмесей для хвостовых и промежуточных редукторов.

Противообледенительные жидкости

ПОЖ Арктика — специализированная жидкость, предназначенная для предстартовой обработки корпусов самолетов в условиях низких температур с целью обеспечения безопасного взлета.

ПОЖ Арктика ДГ тип I — специализированная жидкость, предназначенная для удаления и краткосрочного предохранения снежно-ледяных образований с наружных поверхностей воздушных судов гражданской авиации.

Читайте также:  Замена масла двигателя ниссан теана j32
Смазки авиационные

Циатим-201 применяется для подшипников качения, скольжения, зубчатых передач систем управления авиатехники, работоспособна при температуре от -60°С до +90°С.

Циатим-203 применяется для подшипников качения, скольжения, зубчатых передач, винтовых пар, нагруженных редукторов систем управления авиатехники. Работоспособна при температуре от -50°С до +100°С. Превосходит Циатим-201 по химической и коллоидной стабильностям, водостойкости и противоизносным характеристикам.

Циатим-221 применяется для подшипников качения электромашин, систем управления и приборов с частотой вращения до 10 000 об/мин. Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па в интервале температур от -60°С до +150°С.

НК-50 применяется для подшипников ступиц шасси самолётов. Старое название смазки НК-50 – самолётомоторная тугоплавкая СТ. Работоспособна при температуре от -15°С до +120°С.

ОКБ-122-7 применяется для подшипников авиационных электромашин. Работоспособна при температуре от -40°С до +100°С.

ЭРА (ВНИИ НП-286М) применяется для подшипников качения и скольжения, зубчатых передач электромеханизмов и систем управления самолётов. Работоспособна при температуре от -60°С до +120°С.

АТЛАНТА (ВНИИ НП-254) применяется для узлов трения скольжения, работающие при высоко знакопеременных нагрузках, игольчатых и винтовых механизмов. Работоспособна при температуре от -60°С до +150°С.

САПФИР (ВНИИ НП-261) применяется для конических роликовых подшипников ступиц колёс шасси летательных аппаратов. Работоспособна при температуре от -60°С до +150°С, кратковременно до 200°С.

ПФМС-4с применяется для авиационных узлов трения, тихоходных подшипников качения, винтовых шарнирных передач. Работоспособна при температуре от -30°С до +300°С кратковременно до 400°С.

СЭДА применяется для смазки подшипников качения электрических машин (электрогенераторов, стартер-генераторов) летательных аппаратов. Работоспособна при температуре от -60°С до +180°С.

АМС-1, АМС-3 применяется для защиты от морской воды механизмов гидросамолётов и других летательных аппаратов. Работоспособна при температуре от 0°С до +70°С, при температурах от -15°С до +65°С применяется смазка АМС-1.

Смазка №9 применяется для смазки некоторых специфичных узлов трения при переменных ударных нагрузках. Работоспособна при температуре от -60°С до +80°С.

Смазка ПВК применяется для защиты от коррозии, консервации металлических изделий. Работоспособна при температуре от -50°С до +50°С.

ВНИИНП-207 применяется для подшипников качения электромашин и стартер-генераторов с частотой вращения до 10 000 об/мин. Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па в интервале температур от -60°С до +200°С.

ВНИИНП-225 применяется для резьбовых соединений и тяжелонагруженных тихоходных узлов. Работоспособна при температуре от -60°С до +250°С (алюминиевые сплавы), от -60°С до +350°С (легированные стали), от -40°С до +300°С (малооборотные узлы трения).

ВНИИНП-231 применяется для закрытых червячно-винтовых механизмов, тихоходных подшипников качения и скольжения. Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па и температуре от -60°С до +250°С.

ВНИИНП-232 применяется для подшипников скольжения, шарниров зубчатых и винтовых передач, тяжелонагруженных тихоходных узлов трения. Работоспособна при температуре от -50°С до +300°С.

ВНИИНП-282 применяется для дыхательной аппаратуры, резьбовых соединений и узлов трения, работающих в контакте со всевозможными средами, в том числе с газообразным кислородом. Работоспособна при температуре от -45°С до +150°С.

Adblock
detector