Масла для поршневых и газотурбинных двигателей
для поршневых двигателей | для турбореактивных двигателей | минеральные масла | синтетические масла | масла для вертолетов
В зависимости от вида техники авиационные масла условно делят по областям применения для поршневых и для газотурбинных двигателей самолетов и различных агрегатов вертолетов.
В авиации имеется два типа газотурбинных двигателей:
— турбореактивные (используют маловязкие масла)
— турбовинтовые (более вязкие)
Во-втором случае использование обусловлено применением в этих двигателях редуктора воздушного винта, для которого требуются масло с повышенной несущей способностью.
В поршневых авиадвигателях масла работают в очень напряженных условиях, создаваемых высокими температурами в зоне поршневых колец, внутренней части поршней, клапанов и других конструкций.
Для обеспечения смазывания в условиях высоких t, давлений и нагрузок применяют специальные высоковязкие авиамасла, подвергнутые специальной очистке.
Они должны иметь высокую смазочную способность, не быть агрессивными к металлам, сплавам и другим конструкционным материалам, используемым в авиационных двигателях, и обладать достаточной стабильностью к окислению при высоких t и в условиях хранения.
Характеристики авиационных масел для поршневых двигателей:
Показатели | МС-14 | МС-20 |
Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2/с, не менее | 14 | 20,5 |
Индекс вязкости, не менее | 85 | 80 |
Коксуемость, %, не более | 0,45 | 0,29 |
Содержание селективных растворителей, водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей | Отсутствует | |
t °С: вспышки в открытом тигле, не ниже | 215 | 265 |
t °С: застывания, не выше | -30 | -18 |
Термоокислительная стабильность по методу Папок при 250 °С, мин, не менее | 20 | 18 |
Марки авиационных масел для поршневых двигателей
МС-14 (ГОСТ 21743-76) — масло селективной очистки.
Применяют в осевых шарнирах втулок винтов вертолетов и в качестве базового для некоторых моторных масел и смазок.
Масло МС-14 в настоящее время не производится.
МС-20 (ГОСТ 21743-76) — также является авиамаслом селективной очистки.
Используют в поршневых двигателях самолетов; в составе маслосмесей с МС-8, МС-8п (в различных соотношениях) в смазочных системах турбовинтовых двигателей; в осевых шарнирах втулок винтов вертолетов; для смазывания мотокомпрессоров газоперекачивающих агрегатов, а также в качестве базового компонента для некоторых моторных масел и смазок.
Иформация, опубликованная на сайте является собственностью компании “НефтеХим”
Любое использование — только по согласованию с правообладателем.
А знаете ли Вы . . .
Сколько проходит времени с момента, когда новый полимер впервые увидит в своей колбе синтезировавший его химик, до того дня, когда будет пущен завод по производству этого вещества? 12 — 15 лет. С. А. Вольфсон в своей книжке, которая так и называется “От колбы до реактора” подробно объясняет, почему так получается. Пересказывать все перипетии этого достаточно длинного пути мы здесь не будем — почитайте книжку, и вы все сами поймете. Тем более, что написана она ничуть не менее интересно, чем многие современные романы (по крайней мере на производственную тему). Приведем лишь маленький расчет, показывающий, откуда все-таки набегают эти полтора десятилетия. Несколько лет уходит на технологические исследования — как добиться результатов, полученных в колбе, в условиях современного производства. Когда этот вопрос в принципе решен, технологию отрабатывают на опытной установке. На это нужно еще год-два. Следующий этап — проектирование, строительство и освоение опытно-промышленной установки. На это кладите еще 3 — 4 года. Создание самой промышленной установки, ее отладка и выведение на проектную мощность отнимают еще около 5 лет.
Масла для газотурбинных двигателей
В системе смазки турбореактивного двигателя (ТРД) масло непосредственно не соприкасается с зоной горения топливо-воздушной смеси, как в поршневом двигателе.
Отсутствие тяжелонагруженных и работающих при повышенных температурах узлов трения, а также отсутствие необходимости создания уплотнения за счет масла, как это требуется в цилиндрах поршневых двигателей,- обеспечивает возможность использования для смазки ТРД маловязких масел.
Однако подшипники компрессора при работе могут нагреваться до 120. 200°С, подшипники турбины – до 250. 300°С, а после останова двигателя из-за прекращения циркуляции масла и внешнего обдува корпуса подшипника – значительно выше. Это способствует испарению масла и создает условия для окисления, осадко- и лакообразования. Из этого вытекают требования низкой испаряемости и высокой термоокислительной и термической стабильности смазочного масла.
Широкий диапазон температурных условий применения масел требует пологой ВТХ и низкой температуры его застывания.
Для смазки ТРД применяют маловязкие дистиллятные нефтяные масла МК-8п (ГОСТ 6457 – 66) и МС-8П (ТУ 38101659 – 76).
Турбовинтовой двигатель (ТВД) имеет редуктор, понижающий частоту вращения при передаче мощности от вала турбины на воздушный винт в 10. 15 раз. Шестерни редуктора работают при контактных напряжениях 120. 150 МПа. Система смазки турбо-компрессорного агрегата и редуктора общая, поэтому смазочное масло должно обеспечивать быстрый и легкий запуск двигателя и одновременно надежную смазку шестерен редуктора. В турбовинтовых двигателях маловязкие нефтяные масла типа МК-8п и другие не могут быть использованы ввиду их недостаточной смазывающей способности. Применяемое для смазки поршневых двигателей высококачественное вязкое масло МС-20, известное своими высокими смазывающими свойствами, не удовлетворяет требованиям ТВД в области пусковых и низкотемпературных свойств. В силу этих причин для ТВД применяют смеси маловязких дистил-лятных и высоковязких остаточных масел.
В гражданской авиации на самолетах с ТВД применяют маслосмесь СМ-4,5, приготовляемую из 75% МК-8п или МС-8п и 25% МС-20, а также масло МН-7,5У (ТУ 38 101722 – 85), представляющее собой загущенную нефтяную фракцию с присадками. Оно позволяет запускать двигатель без подогрева при температурах до минус 30°С.
Технические требования на минеральные масла для газотурбинных двигателей приведены в Таблица 4.
Технические требования на минеральные масла для газотурбинных двигателей
Наименование показателей | Норма для марок | |||
МК-8п | МС-8п | СМ-4.5 | МН-7.5У | |
ГОСТ 6457- 66 | ТУ 38 101659 – 76 | ТУ 38101 722 – 85 | ||
Вязкость кинематическая, мм 2 /с: | ||||
при 100°С, не менее | — | — | 4,3 – 4,7 | 7,5 |
при 50°С, не менее | 8.3 | 8,0 | — | — |
при 20°С, не более | 30,0 | — | — | — |
Кислотное число, мг КОН на 1 г масла, не более | 0,04 | 0.05 | 0.05 | 0.01 |
Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже | — | |||
Коксуемость,%, не более | — | — | 0,15 | — |
Содержание воды | Отсутст | Отсутст | Отсутст | Отсутст |
Содержание водорастворимых кислот и щелочей | Отсутст | Отсутст | Отсутст | Отсутст |
Содержание механических примесей | Отсутст | Отсутст | Отсутст | Отсутст |
Плотность при 20°С, г/см 3 , не более | 0,885 | 0,875 | Не менее 0,870 | 0,900 |
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Масла и смазки для авиационной техники
Авиационные моторные масла
ВНИИНП 50-1-4у — синтетическое масло для турбореактивных двигателей, применяется в военной и гражданской авиации, а также в авиационных газотурбинных двигателях газоперекачивающих агрегатов и энергетических установок.
ВНИИНП 50-1-4ф — масло на синтетической основе, применяется в турбореактивных двигателях самолетов с температурой масла на выходе из двигателя до 175°С.
ИПМ-10 — применяется в теплонапряжённых газотурбинных авиационных двигателях с температурой масла на выходе из двигателя до 200°С, во вспомогательных силовых установках, турбохолодильниках, газоперекачивающих агрегатах с приводом от авиационного двигателя.
Б-3В применяют в газотурбинных двигателях, редукторах вертолетов и другой технике с температурой масла на выходе из двигателя до 200 °С.
ВТ-301 применяется в газотурбинных двигателях с температурой масла на выходе из двигателя до 250-280°С.
СМ-4,5 предназначена для применения в самолетах с турбовинтовыми двигателями типа АИ-20, АИ-24.
МС-8п применяется для газотурбинных двигателей дозвуковых и сверхзвуковых самолетов (самолеты гражданской авиации Ил-62, Ил-76, Ил-86, Ту-134, Ту-154, Як-40, самолеты военной авиации МиГ-21, Су-15, Су-25, вертолеты Ми-6, Ми-10), у которых температура масла на выходе из двигателя не более 150°С. МС-8п используют в составе маслосмесей в турбовинтовых двигателях (самолеты Ан-12, Ан-22, Ан-24, Ан-30, Ан-32, Ил-18), а также для консервации маслосистем авиационных двигателей. Также применяют в корабельных (судовых) газотурбинных установках и в газоперекачивающих агрегатах.
МС-8рк предназначено для смазывания и консервации авиационных двигателей. МС-8рк равноценно маслу МС-8п по эксплуатационным показателям и значительно превосходит по консервационным характеристикам.
МС-20 используют: в смазочных системах турбовинтовых двигателей самолётов, в осевых шарнирах втулок винтов вертолетов, для смазки мотокомпрессоров газоперекачивающих агрегатов, в регуляторах частоты вращения дизелей с автономными маслосистемами и картерами.
ВО-12 применяется всесезонно для смазки осевых шарниров втулок винтов вертолётов.
Авиационные гидравлические масла
АМГ-10 — масло применяется в качестве рабочей среды гидросистем авиационной и наземной техники, работающей в интервалах температур окружающей среды от -60°С до +55°С.
7-50с-3 — синтетическая жидкость, применяется в гидравлических системах летательных аппаратов в широком диапазоне температур от -60°С до +175°С, с возможностью краткосрочного перегрева до 200°С.
Редукторные масла
ТСгип предназначено для использования в военной и гражданской авиационной технике для смазывания вертикальных и горизонтальных шарниров втулок винтов вертолетов, либо при производстве маслосмесей для хвостовых и промежуточных редукторов.
Противообледенительные жидкости
ПОЖ Арктика — специализированная жидкость, предназначенная для предстартовой обработки корпусов самолетов в условиях низких температур с целью обеспечения безопасного взлета.
ПОЖ Арктика ДГ тип I — специализированная жидкость, предназначенная для удаления и краткосрочного предохранения снежно-ледяных образований с наружных поверхностей воздушных судов гражданской авиации.
Смазки авиационные
Циатим-201 применяется для подшипников качения, скольжения, зубчатых передач систем управления авиатехники, работоспособна при температуре от -60°С до +90°С.
Циатим-203 применяется для подшипников качения, скольжения, зубчатых передач, винтовых пар, нагруженных редукторов систем управления авиатехники. Работоспособна при температуре от -50°С до +100°С. Превосходит Циатим-201 по химической и коллоидной стабильностям, водостойкости и противоизносным характеристикам.
Циатим-221 применяется для подшипников качения электромашин, систем управления и приборов с частотой вращения до 10 000 об/мин. Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па в интервале температур от -60°С до +150°С.
НК-50 применяется для подшипников ступиц шасси самолётов. Старое название смазки НК-50 – самолётомоторная тугоплавкая СТ. Работоспособна при температуре от -15°С до +120°С.
ОКБ-122-7 применяется для подшипников авиационных электромашин. Работоспособна при температуре от -40°С до +100°С.
ЭРА (ВНИИ НП-286М) применяется для подшипников качения и скольжения, зубчатых передач электромеханизмов и систем управления самолётов. Работоспособна при температуре от -60°С до +120°С.
АТЛАНТА (ВНИИ НП-254) применяется для узлов трения скольжения, работающие при высоко знакопеременных нагрузках, игольчатых и винтовых механизмов. Работоспособна при температуре от -60°С до +150°С.
САПФИР (ВНИИ НП-261) применяется для конических роликовых подшипников ступиц колёс шасси летательных аппаратов. Работоспособна при температуре от -60°С до +150°С, кратковременно до 200°С.
ПФМС-4с применяется для авиационных узлов трения, тихоходных подшипников качения, винтовых шарнирных передач. Работоспособна при температуре от -30°С до +300°С кратковременно до 400°С.
СЭДА применяется для смазки подшипников качения электрических машин (электрогенераторов, стартер-генераторов) летательных аппаратов. Работоспособна при температуре от -60°С до +180°С.
АМС-1, АМС-3 применяется для защиты от морской воды механизмов гидросамолётов и других летательных аппаратов. Работоспособна при температуре от 0°С до +70°С, при температурах от -15°С до +65°С применяется смазка АМС-1.
Смазка №9 применяется для смазки некоторых специфичных узлов трения при переменных ударных нагрузках. Работоспособна при температуре от -60°С до +80°С.
Смазка ПВК применяется для защиты от коррозии, консервации металлических изделий. Работоспособна при температуре от -50°С до +50°С.
ВНИИНП-207 применяется для подшипников качения электромашин и стартер-генераторов с частотой вращения до 10 000 об/мин. Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па в интервале температур от -60°С до +200°С.
ВНИИНП-225 применяется для резьбовых соединений и тяжелонагруженных тихоходных узлов. Работоспособна при температуре от -60°С до +250°С (алюминиевые сплавы), от -60°С до +350°С (легированные стали), от -40°С до +300°С (малооборотные узлы трения).
ВНИИНП-231 применяется для закрытых червячно-винтовых механизмов, тихоходных подшипников качения и скольжения. Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па и температуре от -60°С до +250°С.
ВНИИНП-232 применяется для подшипников скольжения, шарниров зубчатых и винтовых передач, тяжелонагруженных тихоходных узлов трения. Работоспособна при температуре от -50°С до +300°С.
ВНИИНП-282 применяется для дыхательной аппаратуры, резьбовых соединений и узлов трения, работающих в контакте со всевозможными средами, в том числе с газообразным кислородом. Работоспособна при температуре от -45°С до +150°С.