Масла синтетические для турбореактивных двигателей
В зависимости от вида авиационные масла условно делят по областям применения на масла для поршневых и газотурбинных двигателей самолетов и различных агрегатов вертолетов. В авиации имеется два типа газотурбинных двигателей — турбореактивные и турбовинтовые. В турбореактивных двигателях используют маловязкие масла, а в турбовинтовых — более вязкие, что обусловлено применением в этих двигателях редуктора воздушного винта, для которого требуются масла с повышенной несущей способностью.
|
|
|
|
|
|
|
Автопроизводители и автолюбители отмечают высокое качество продукции.
Производители
Масла для поршневых и газотурбинных двигателей
Масла для турбореактивных двигателей
В связи с конструктивными особенностями газотурбинных двигателей (ГТД) условия работы авиационных масел в них существенно отличаются от условий работы в поршневых двигателях.
Авиамасло в ГТД изолировано от камеры сгорания (зоны горения топлива); кроме того, в наиболее ответственных узлах трения реализуется в основном трение качения, а не скольжения, как в поршневых двигателях (коэффициент первого на порядок ниже коэффициента второго).
Вал турбокомпрессора в ГТД хорошо сбалансирован и при большой частоте вращения и больших осевых и радиальных нагрузках работает без резких переменных нагрузок. Современные газотурбинные двигатели характеризуются жесткими условиями работы: высокие температуры — до 300 °С и выше, большие частоты вращения турбин — 12000-20000 мин-1.
Напряженность работы авиационных масел в таких условиях эксплуатации ГТД определяется количеством тепла, которое необходимо отвести от поверхностей трения деталей, и при прочих равных условиях характеризуется скоростью прокачивания авиамасла через двигатель.
Температура масла на входе в ГТД колеблется от 20 до 50 °С, а на выходе зависит от теплонапряженности двигателя. В самолетах, летающих с дозвуковыми скоростями, она не превышает 125 °С, а при скорости полета с числом М = 2 она достигает 200 °С (где М — число Маха, обозначающее скорость, равную скорости звука).
Подвод авиамасла к узлам трения у ГТД осуществляется не только для смазывания поверхностей, но и для отвода тепла от этих узлов. Для исключения перегрева масло непрерывно подводится к следующим элементам: подшипникам, зубчатым колесам, контактным уплотнителям и шлицевым соединениям.
Наиболее высокий уровень тепловыделения — в радиально-упорных шарикоподшипниках роторов ГТД, воспринимающих осевую нагрузку, поэтому к ним подводят масла больше, чем к другим элементам.
Авиамасла для реактивных двигателей летательных аппаратов проходят тщательную проверку. При оценке качества учитывают возможные условия эксплуатации и напряженность его работы.
Авиационные масла для турбореактивных двигателей должны отвечать следующим требованиям:
- надежное смазывание всех узлов и агрегатов с минимальным износом в пределах рабочих t от -50 до +200 °С;
- пологая вязкостно-температурная кривая и хорошая прокачиваемость при низких t (пусковые свойства должны обеспечивать надежный запуск без подогрева до t -50 °С);
- однородный и стабильный фракционный состав, что обусловливает минимальную испаряемость фракций и сохраняет вязкостные характеристики в течение всего времени работы (целесообразно применять авиамасла узкого фракционного состава);
- высокие антиокислительные свойства и минимальное окисление при рабочих t 150-200 °С и выше;
- минимальная вспениваемость, высокая t самовоспламенения;
- неагрессивность по отношению к металлам, сплавам, резинотехническим изделиям, покрытиям, клеям и другим материалам.
Иформация, опубликованная на сайте является собственностью компании “НефтеХим”
Любое использование — только по согласованию с правообладателем.
А знаете ли Вы . . .
Сколько проходит времени с момента, когда новый полимер впервые увидит в своей колбе синтезировавший его химик, до того дня, когда будет пущен завод по производству этого вещества? 12 — 15 лет. С. А. Вольфсон в своей книжке, которая так и называется “От колбы до реактора” подробно объясняет, почему так получается. Пересказывать все перипетии этого достаточно длинного пути мы здесь не будем — почитайте книжку, и вы все сами поймете. Тем более, что написана она ничуть не менее интересно, чем многие современные романы (по крайней мере на производственную тему). Приведем лишь маленький расчет, показывающий, откуда все-таки набегают эти полтора десятилетия. Несколько лет уходит на технологические исследования — как добиться результатов, полученных в колбе, в условиях современного производства. Когда этот вопрос в принципе решен, технологию отрабатывают на опытной установке. На это нужно еще год-два. Следующий этап — проектирование, строительство и освоение опытно-промышленной установки. На это кладите еще 3 — 4 года. Создание самой промышленной установки, ее отладка и выведение на проектную мощность отнимают еще около 5 лет.
Масла для турбореактивных двигателей
Пн-пт с 9 до 17 / сб, вс — выходной
Продукция
Оформление заказа
Масло для турбореактивных двигателей ВТ-301
На данный момент авиационные масла условно подразделяются на несколько видов, распределение между данными видами происходит в зависимости от области, в которой возможно применение того ли иного авиационного масла.
В этот перечень видов входят масла, которые подходят для эксплуатации поршневыми и газотурбинными двигателями, а также различными агрегатами вертолетов. В свою очередь между газотурбинными двигателями происходит еще одно деление: на турбореактивные и турбовинтовые авиационные двигатели. Различие между ними состоит в том, что турбореактивные двигатели работают с маловязкими маслами, а турбовинтовые — масла с более высоким уровнем вязкости. В турбовинтовых двигателях применяется редуктор воздушного винта, работа которого не так эффективна при применении масел с низкой несущей способностью.
Масло для турбореактивных двигателей ВТ-301 является синтетическим авиационным маслом, основу для которого составляет кремнийорганическая жидкость. В состав ВТ-301 также входит антиокислитеальная присадка, повышающая эффективность применения данного масла.
Отличительной чертой данного масла от других авиационных масел, применяемых в турбореактивных двигателях, является его высокий уровень термоокислительной стабильности, крайне низким уровнем летучести, а также высокой эффективностью, как при низких, так и при высоких температурах.
Из-за своих свойств в большинстве случаев применяется в газотурбинных двигателях, при этом максимальная температура, при которой масло ВТ-301 остается работоспособным составляет примерно 250-280 градусов Цельсия.
По внешнему виду данное масло напоминает очищенное нефтяное масло, поскольку является прозрачным, при этом его цвет варьируется в диапазоне от темно-желтого до темно-коричневого цвета.
1. Остается работоспособным при очень широком температурном диапазоне;
2. Полное застывание масла ВТ-301 происходит при достижении отметки в — 60 градусов Цельсия;
3. Остается стабильным на протяжении всего рабочего диапазона температур, проявляя крайне незначительные изменения уровня вязкости;
4. Не проводит электричество;
5. Не взаимодействует с другими веществами;
6. Высокий уровень смачивающей способности и малое поверхностное натяжение;
7. Не токсично по отношению к человеку;
10. Хорошо сжимается.
При соблюдении правил хранения срок годности составляет до 5 лет в таре производителя.
Библиотека
В связи с конструктивными особенностями газотурбинных двигателей (ГТД) условия работы смазочных масел в них существенно отличаются от условий работы масел в поршневых двигателях. В отличие от поршневого двигателя смазочное масло в ГТД изолировано от камеры сгорания (зоны горения топлива); кроме того, в наиболее ответственных узлах трения реализуется в основном трение качения, а не скольжения, как в поршневых двигателях (коэффициент трения качения на порядок ниже коэффициента трения скольжения). Вал турбокомпрессора в ГТД хорошо сбалансирован и при большой частоте вращения и больших осевых и радиальных нагрузках работает без резких переменных нагрузок.
Современные газотурбинные двигатели характеризуются жесткими условиями работы: высокие температуры — до 300 °С и выше, большие частоты вращения турбин — 12000-20000 мин-1. Напряженность работы масла в таких условиях эксплуатации ГТД определяется количеством тепла, которое необходимо отвести от поверхностей трения деталей, и при прочих равных условиях характеризуется скоростью прокачивания масла через двигатель.
Температура масла на входе в ГТД колеблется от 20 до 50 °С, а на выходе зависит от теплонапряженности двигателя. В двигателях самолетов, летающих с дозвуковыми скоростями, она не превышает 125 °С, а при скорости полета с числом М = 2 она достигает 200 °С (где М — число Маха, обозначающее скорость, равную скорости звука).
Подвод масла к узлам трения у ГТД осуществляется не только для смазывания поверхностей трения, но и для отвода тепла от этих узлов. Для исключения перегрева узлов трения масло непрерывно подводится к следующим элементам двигателя: подшипникам, зубчатым колесам, контактным уплотнителям и шлицевым соединениям. Наиболее высокий уровень тепловыделения — в радиально-упорных шарикоподшипниках роторов ГТД, воспринимающих осевую нагрузку, поэтому к ним подводят масла больше, чем к другим элементам.
Масла для реактивных двигателей летательных аппаратов проходят тщательную проверку. При оценке качества масла учитывают возможные условия эксплуатации и напряженность работы его в двигателе.
Смазочные масла для турбореактивных двигателей должны отвечать следующим требованиям:
— надежное смазывание всех узлов и агрегатов двигателя с минимальным износом в пределах рабочих температур от -50 до +200 °С;
— пологая вязкостно-температурная кривая и хорошая прокачиваемость при низких температурах (пусковые свойства масла должны обеспечивать надежный запуск двигателя без подогрева до температуры -50 °С);
— однородный и стабильный фракционный состав, что обусловливает минимальную испаряемость фракций и сохраняет вязкостные характеристики масла в течение всего времени работы двигателя (целесообразно применять смазочные масла узкого фракционного состава);
— высокие антиокислительные свойства и минимальное окисление в двигателе при рабочих температурах 150-200 °С и выше;
— минимальная вспениваемость, высокая температура самовоспламенения;
— неагрессивность по отношению к металлам, сплавам, резинотехническим изделиям, покрытиям, клеям и другим материалам.
Минеральные масла
В России широкое распространение получили авиационные масла на минеральной основе. Это связано с их высоким качеством и относительно невысокой стоимостью.
Масло МС-8п (ОСТ 38 101163-78) — наиболее широко применяемое масло на нефтяной основе с комплексом высокоэффективных присадок. Производят из западно-сибирских и смеси западно-сибирских и приуральских нефтей. Предназначено для газотурбинных двигателей дозвуковых и сверхзвуковых самолетов, у которых температура масла на выходе из двигателя не более 150°С. Используют в составе маслосмесей с авиационным маслом МС-20 (в соотношении 25:75, 50:50 и 75:25) в турбовинтовых двигателях, а также для консервации маслосистем авиационных двигателей. При меняют в корабельных газотурбинных установках и в газоперекачивающих агрегатах. Масло МС-8п разработано взамен масел МК-8 и МК-8п, оно значительно превосходит их по ряду эксплуатационных показателей, в частности, по вязкости при низких температурах, термоокислительной стабильности, ресурсу работы.
Масло МС-8рк (ТУ 38.1011181-88) — рабоче-консервационное масло на базе масла МС-8п с добавлением ингибитора коррозии. Предназначено для смазывания и консервации авиационных двигателей. Равноценно маслу МС-8п по эксплуатационным показателям и значительно превосходит по консервационным характеристикам. При консервации маслосистем авиационных двигателей срок защиты составляет: для масла МК-8 — 3 мес., для масла МС-8п — 1 год, для масла МС-8рк — 4-8 лет.
Масла МК-8, МК-8п (ГОСТ 6457-66) — масла на нефтяной основе, производились из бакинских нефтей. Области их применения аналогичны областям применения масел МС-8п и МС-8рк. В настоящее время не производятся.