Моторное масло для грузовика: особенности выбора
Все виды двигателей нуждаются в высококачественном моторном масле, свойства и состав которого должны зависеть от требований конкретного автопроизводителя. Для легкого коммерческого транспорта, где двигатели близки по конструкции к легковым, автопроизводители, как правило, рекомендуют масла премиального уровня. Но есть и другие варианты: чтобы достичь оптимального баланса между уровнем эксплуатационных свойств и стоимостью технического обслуживания автомобиля масляные компании стали предлагать владельцам специальные продукты для LCV. Изучаем их особенности
Моторное масло — это не только смазочный материал для двигателей внутреннего сгорания. Это своеобразный элемент их конструкции, выполняющий в процессе эксплуатации силового агрегата ряд важнейших функций. Ресурс и надежность двигателей в значительной мере зависят от того, в какой степени применяемый смазочный материал по всем характеристикам соответствует в данных эксплуатационных условиях предъявляемым требованиям.
КАЖДОМУ СВОЕ
Масла для легковых и грузовых автомобилей, даже выполненные в одинаковых классах вязкости, отличаются составом базовых масел и пакета присадок, что обусловлено различиями в конструкции двигателей и условиями эксплуатации транспортных средств.
Двигатели грузовых автомобилей имеют существенно больший объем смазочной системы, а значит, оно дольше сохраняет все необходимые свойства. Максимальный межсервисный интервал назначают для магистральных грузовиков, которые работают в более легких условиях равномерного движения на дальних маршрутах. А вот при эксплуатации грузовика в городской черте или на стройплощадках межсервисные интервалы вынужденно сокращаются, так как на первый план выходит противоизносная характеристика масла.
Современный легковой дизельный или бензиновый двигатель — это малообъемный, высокофорсированный, высокооборотистый агрегат, зачастую оснащенный системой впрыска топлива непосредственно в камеру сгорания и оснащенный турбокомпрессором. В данном случае к маслу выдвигаются особые требования в части термостабильности, стойкости к окислению и шламообразованию (не забываем про частые заторы на городских магистралях и длительную наработку в режиме холостых оборотов), а также большое значение приобретает энергосберегающая функция.
Энергосберегающие свойства моторных масел важны для любого вида коммерческой техники
Производители разделяют моторные масла на продукты для легкового и грузового транспорта, что и указывается на упаковке. Например, аббревиатура API SL (где S — Service) указывает на принадлежность масла к легковому сегменту, а API CI-4 (где С — Commercial) к коммерческому.
Отдельной спецификации для легкого коммерческого транспорта (LCV — Light Commercial Vehicle) не существует. Иностранные автопроизводители обычно рекомендуют в свою коммерческую технику те же масла, что и для двигателей легковых автомобилей той же марки.
Однако условия эксплуатации LCV и легковых автомобилей существенно отличаются. Рекомендуемый изготовителями LCV интервал замены масла больше, чем в легковом автомобилестроении (для снижения стоимости владения), топливо выбирается более бюджетное, при том, что режимы эксплуатации достаточно тяжелые.
Следует учесть и тот факт, что в автопарке компании могут быть автомобили c разными типами двигателей. Автовладелец всегда заинтересован в сокращении номенклатуры эксплуатационных материалов, ему интереснее иметь универсальное масло, одинаково подходящее и к бензиновому двигателю, и к дизельному, и к газовому. Чтобы достичь оптимального баланса между уровнем эксплуатационных свойств и стоимостью технического обслуживания автомобиля масляные компании стали предлагать владельцам специальные смазочные материалы для LCV.
Перед производителями, решившими войти в этот сегмент, стояла непростая задача — сделать состав максимально стойким к нагрузкам и одновременно с этим учесть требования производителей техники. В итоге масла для LCV получают оригинальную рецептуру, максимально адаптированную под реальные условия эксплуатации. Итак, что же предлагается на российском рынке сегодня?
ВНИМАНИЕ К ДЕТАЛЯМ
В 2015 году компания Motul вывела на рынок первую в своем роде линейку моторных масел для легкой коммерческой техники. В линию LCV от французского бренда входят четыре продукта. Масло Power LCV Euro+ 5W-40 рекомендуется для двигателей новейших европейских и азиатских LCV и имеет следующие допуски автопроизводителей: MB 229.51, RN 0700/0710, VW 502.00/505.00/505.01. Масло Power LCV Asian 5W-30 адресовано рынкам Дальнего Востока и Сибири, которые насыщены легкими грузовичками производства Японии, Кореи и Китая. Азиатские производители требуют от моторного масла энергосбережения и соответствия стандартам API SN и ILSAC GF-5. Масло Power LCV Ultra 10W-40 рекомендуется для подержанного парка LCV российских, европейских и азиатских марок. Эта техника требует масла, соответствующего таким требованиям, как: MB 229.3, VW 502.00-505.00; PSA B71 2300, RN0710/ RN0700. Наконец, масло Power LCV Turbo Diesel 10W40 разработано для «ГАЗель NEXT» с двигателями Cummins ISF 2,8 и 3,8 и прочих LCV производства «Группы ГАЗ». Соответствует классификации ACEA E7, API CI-4/CH-4.
Специальные моторные масла для LCV подразумевают баланс между уровнем эксплуатационных свойств смазочного материала и стоимостью текущего обслуживания автомобиля
В маслах линейки LCV Motul использует оригинальную технологию частично синтетических продуктов под названием Technosyntese. Отличительной чертой масел, созданных по запатентованной технологии Technosynthese является высокое содержание синтетических базовых компонентов, что максимально приближает эксплуатационные характеристики этих продуктов к синтетическим. Таким образом, достигается баланс между уровнем эксплуатационных свойств моторного масла и стоимостью технического обслуживания автомобиля.
Компания Castrol предлагает владельцам легкого коммерческого транспорта моторное масло Castrol Vecton LCV. Этот продукт с синтетическими компонентами рекомендован для дизельных и бензиновых двигателей грузовых автомобилей малой и средней грузоподъемности отечественного производства, включая модели последних поколений с двигателями Cummins. Имеются допуски Cummins CES 20076, 20077, 20078. По спецификации API (American Petroleum Institute) масло соответствует классу API CI-4/SL. Предлагается два вида фасовки — канистры объемом 3 и 7 л.
Необходимо применять масла, соответствующие требованиям производителя техники
Компания Exxon Mobil в 2016 году представила в России моторное масло Mobil Delvac Light Commercial Vehicle 10W-40. Производитель рекомендует использовать этот продукт в дизельных двигателях (безнаддувных и с турбонаддувом) европейских, российских и американских производителей. Новое моторное масло, согласно аннотации, одобрено для применения в дизельных и бензиновых двигателях LCV производства «Группы ГАЗ», требующих соответствия классам API CI-4 и API SL. Имеется одобрение от ярославского завода «Автодизель»: ЯМЗ6-12. Новый продукт выпускается в канистрах объемом 4 л. Проведенные Exxon Mobil исследования показали, что 4-литровая канистра, по мнению потребителей, — это оптимальный объем, который упрощает потребление масла.
В общем, по мнению специалистов, применение специальных масел для LCV желательно в случаях, когда перевозчик, эксплуатирующий парк легкой коммерческой техники, имеет систему стратегического планирования не менее чем на три года и ведет политику бережливой эксплуатации автотранспорта.
Именно в такие периоды выявляются преимущества использования качественных запасных частей и эксплуатационных жидкостей и масел, считают эксперты.
МАКСИМ МОЖЕГОВ / ТЕХНИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖЕР СЕГМЕНТА HDDO КОМПАНИИ MOTUL
LCV-сегмент достаточно специфичный и, можно сказать, «собирательный», поскольку автомобили этой категории эксплуатируются как грузовые, ведь это, как-никак, коммерческий транспорт, а если при этом говорить о режиме эксплуатации, то он зачастую является городским, характерным для легковых автомобилей, в особенности в крупных городах. Этот сегмент, в общемто, и создавался с прицелом именно на такую стихию. Поэтому перед компаниями, решившими выйти в этот сегмент, стояла непростая задача: сделать состав максимально стойким к нагрузкам (в данном случае это сочетание «загруженный автомобиль и режим движения при частых стартах и остановках») и одновременно с этим четко учесть требования производителей техники. Как итог — оригинальная рецептура, максимально адаптированная под реальные условия эксплуатации.
Ключевые особенности линейки масел LCV Power заложены в уникальном сочетании допусков автопроизводителей на конкретных продуктах и базовой основы Technosynthese. Таким образом, достигается баланс между уровнем эксплуатационных свойств моторного масла и стоимостью текущего обслуживания автомобиля.
Применение масла Motul Power LCV в смешанных парках (бензин, дизель, газ) возможно. Линейка моторных масел Power LCV создавалась с прицелом не на какой-то определенный стандарт, например, Euro 6, актуальный в Европе, а на наиболее популярный парк, включающий в себя проверенные временем автомобили европейского, азиатского и отечественного производства. А поскольку инициативы и реальные примеры перевода на «голубое топливо» общественного транспорта есть не только в нашей стране, линейка просто обязана была быть «всеядной».
ЮРИЙ БАЧУРИН / ТЕХНИЧЕСКИЙ СПЕЦИАЛИСТ «ТОТАЛ ВОСТОК»
Свойства и состав масел для LCV, как и для любой другой техники, в первую очередь должны зависеть от требований конкретного автопроизводителя. При этом отдельных спецификаций для двигателей LCV не существует. Производители легких коммерческих автомобилей могут устанавливать как бензиновые, так и дизельные двигатели, поэтому одной из ключевых особенностей, которой должно обладать масло для LCV, является универсальность его применения, то есть возможность заливки как в бензиновые, так и в дизельные двигатели.
Наиболее универсальные продукты для такой техники в продуктовой линейке Total — это Rubia Polytrafic 10W-40 (API CI-4/SJ), Rubia TIR 7400 15W-40 (API CI-4/SL) и Rubia TIR 7900 15W-40 (API CJ-4/SM). Эти масла отлично подходят для отечественных LCV, к примеру, для автомобилей марки ГАЗ. Зачастую автопарки состоят как из тяжелой, так и из легкой коммерческой техники. Применение этих масел позволяет снизить количество используемых масел в автопарках при обслуживании автомобилей и тем самым снизить затраты на обслуживание.
Иностранные же автопроизводители, как правило, рекомендуют в свою легкую коммерческую технику те же масла, что и для двигателей легковых автомобилей этой же марки. Поэтому для таких автомобилей, как Peugeot, Citroen, VW, Mercedes-Benz, Ford, Mitsubishi и т. д., отлично подойдут масла из линейки Quartz с соответствующими одобрениями.
ИГОРЬ КЛИМОВ / БРЕНД-МЕНЕДЖЕР SK LUBRICANTS
Мы не согласны с расхожим мнением, что масла для LCV должны отличаться по составу и свойствам от моторных масел для грузовых и легковых авто. С одной стороны, действительно, типичные условия эксплуатации легкого коммерческого транспорта (городской цикл, интенсивность использования, нагрузки) отличаются от легковых автомобилей и большинства грузовых. С другой стороны, требования к моторным маслам определяют производители автомобиля. Если мы внимательно посмотрим на эти требования у разных автопроизводителей, то увидим, что они всегда рекомендуют моторные масла со спецификациями, разработанными либо для легкового, либо для грузового транспорта. Специфика эксплуатации учитывается только на уровне рекомендованного интервала замены. Спецификаций масел для легкого коммерческого транспорта не существует.
В линейке моторных масел ZIC есть масла, которые разрабатывались для легкого коммерческого транспорта, например, ZIC X7 Diesel 5W-30 со спецификациями для многих популярных LCV европейских марок Opel, Volkswagen, Renault. Это масло может применяться и в обычном легковом автомобиле, где требуется одна из этих спецификаций.
АНДРЕЙ КУДИМОВ / РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ «ШЕЛЛ» В РОССИИ
При выборе моторного масла для легкого коммерческого транспорта необходимо руководствоваться требованиями производителя двигателя. В зависимости от типа двигателей и от их конструктивных особенностей, могут рекомендоваться и моторные масла, применяемые в двигателях легковых автомобилей, и моторные масла, рекомендованные для тяжелой, в том числе внедорожной техники.
Для получения спецификации ACEA и API масло-кандидат должно пройти несколько этапов испытаний: лабораторные тесты, стендовые испытания, моторные тесты. Финальный этап — полевые испытания. Спецификации ACEA и API могут включать в себя стендовые моторные испытания на двигателях разного объема — от двигателей небольшого объема (устанавливаемых на LCV) до двигателей, устанавливаемых на тяжелую строительную или горнодобывающую технику. Смазочный материал должен эффективно работать во всем диапазоне тестов. Например, спецификация API CJ-4 включает в себя стендовые моторные испытания на двигателях семейств Cummins ISB и на двигателях САТ С13.
Малотоннажный транспорт эксплуатируется преимущественно в городской черте. Из этого следуют длительные режимы работы двигателя на холостом ходу, частые остановки и запуски двигателя, поездки на короткое плечо и рваный режим работы.
Продукты семейств Shell Rimula и Shell Helix отвечают всем необходимым требованиям производителей LCV. Эффективность применения этих смазочных материалов подтверждена международным и российским опытом применения.
Правильный выбор масел для коммерческой техники
Правильный подбор масел для современной коммерческой техники всегда был одним из определяющих её ресурс факторов. Поэтому споров вокруг потенциала использования автомобильных масел великое множество, и они не умолкают никогда. Сегодня мы не будем спорить, а просто дадим квалифицированные ответы на некоторые важные вопросы.
Существенные различия
Один из часто задаваемых вопросов: есть ли разница между моторными маслами для легковых и грузовых автомобилей?
Отвечаю: да, и довольно существенная. Это прямое следствие различий в условиях работы двигателей легковых и грузовых машин. С формальной точки зрения эта разница находит отражение в спецификациях, задающих требования к свойствам тех и других продуктов. Например, в европейской системе АСЕА для описания параметров масел для грузовых дизельных моторов существует отдельная группа Е (Е4, Е6, Е7, Е9), в то время как масла для легковой техники относят к группам А/В и С. Надо понимать, что за этими обозначениями стоят определённые программы испытаний (лабораторных и моторных), которые, несмотря на некоторую схожесть требований в лабораторной части, например, по значению т. н. вязкости HTHS (вязкость при 150° С в условиях быстрого относительного движения поверхностей деталей в паре трения) для группы Е и А3/B3, А3/B4, C3, С4 (не менее 3,5 мПа∙с), существенно различаются в моторном разделе как по типам двигателей, используемых для испытаний масла, так и по видам испытаний. Так, в группе Е есть испытания, которым легковые масла вообще не подвергаются: это тесты на диспергирующую способность масла в отношении сажи с использованием двигателей Mack T-8E и Mack T-11 и на износ деталей двигателя из-за накопления сажи в моторе Cummins. Наконец, ведущие производители грузовых автомобилей разрабатывают собственные спецификации, т. е. программы испытаний моторных масел, ориентированные на создаваемые ими двигатели. И то же делают почти все производители легковых автомобилей. Легко догадаться, что эти программы совершенно разные, а значит, разными являются и свойства масел для легковых и большегрузных машин.
По-другому выглядит спецификация API. В ней нет разделения требований к маслам в соответствии с применением двигателя – в легковой машине или в грузовике. Но, по крайней мере пока, соотношение бензиновых моторов и дизельных в американских легковых автомобилях отнюдь не в пользу дизелей. Не случайно первая буква «С» в обозначениях категорий качества масел для дизельных двигателей внутри спецификации API имеет две трактовки: C – compression (воспламенение от сжатия) и C – commercial (коммерческая техника).
Из сказанного следует, что параметры используемого масла должны полностью соответствовать конструкции и характеристикам мотора. Это соответствие (или его отсутствие) может быть легко установлено: достаточно проверить, имеет ли соответствие рассматриваемое моторное масло допускам, указанным в инструкции по эксплуатации автомобиля. Их два вида: допустимые классы вязкости по SAE и эксплуатационная спецификация из числа тех, что были упомянуты ранее. Вязкость определяет несущую способность масла в парах трения, и если она недостаточна, то в тяжёлых режимах эксплуатации возможен разрыв плёнки и соприкосновение металлических деталей. С другой стороны, если вязкость масла выше, чем заявлено в инструкции к автомобилю, то как минимум возрастают потери энергии на прокачку по системе смазки. Однако гораздо хуже и опаснее то, что в наддувных двигателях замедляется скорость прохождения масла через турбину, эффективность её охлаждения маслом снижается, само масло дольше подвергается воздействию высокой температуры и соответственно интенсивнее окисляется. Окисление приводит к ещё большему повышению вязкости, замедлению тока масла, перегреву турбины и двигателя и в итоге может привести к отказу мотора.
Как уже говорилось, допуск (спецификация АСЕА, фирменный допуск автопроизводителя) – есть обозначение программы испытаний, которые масло должно успешно пройти, чтобы его можно было применять в том или ином двигателе. Отсутствие в документах на масло или на этикетке ёмкости с маслом допуска, указываемого автопроизводителем в качестве обязательного условия для использования масла, однозначно запрещает его применение. Использование недопущенного масла освобождает автопроизводителя от любых гарантийных обязательств. Кроме того, вполне возможен повышенный износ двигателя и резкое сокращение его ресурса. Так что точное и ясное знание того, какое масло требуется вашему двигателю, и неукоснительное следование инструкции по эксплуатации является ключевыми факторами культуры работы с транспортными средствами.
0W, °С | 5W, °С | 10W, °С | 15W, °С | 20W, °С | 25W, °С | |
---|---|---|---|---|---|---|
Проворачивание | –30 | –25 | –20 | –15 | –10 | –5 |
Прокачиваемость | –40 | –35 | –30 | –25 | –20 | –15 |
Всё дело в вязкости
Следующий, очень своевременный, вопрос связан с сезонностью применения моторных масел.
Сразу скажу, что все масла, выпускаемые лидерами отрасли и предназначенные для применения в двигателях большегрузных автомобилей, эксплуатируемых в климатических зонах, подобных России, – всесезонные. Поясню, что означает этот термин. Как было сказано, вязкость масла в двигателе не может быть какой угодно, а должна соответствовать одному из классов вязкости SAE, точнее, на сегодняшний день, стандарта SAE J300 в редакции 2009 г. Этот стандарт вводит понятие классов вязкости, которые могут быть условно разделены на «зимние» и «летние». Так называемые «зимние» классы имеют обозначения 0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W и формулируют требования к пусковым свойствам масла в холодное время года. Идея в том, что для пуска двигателя нужно, чтобы его вал возможно было устойчиво вращать стартёром и чтобы при этом масло уверенно прокачалось по системе к точкам смазки. Стандарт SAE J300 устанавливает пределы вязкости масел при различных отрицательных температурах. Например, масла, отнесённые к классу 0W, не должны иметь вязкость выше 6200 сПз (сантипуаз) при температуре –35 °С, 5W – не выше 6600 сПз при –30 °С и т. д. При этом вязкость масел всех «зимних» классов не должна быть выше 60 000 сПз: для 0W – при –40°, для 5W – при –35 °С и т. д. Соответственно, конструируя мотор, инженеры при расчёте его параметров с учётом мощности аккумулятора и стартёра ориентируются на низкотемпературные характеристики выпускаемых промышленностью масел.
С другой стороны, SAE J300 устанавливает также требования к вязкости масла при рабочей температуре, принимаемой равной 100 °С. Вводится понятие т. н. «летних» классов, обозначаемых числами 20, 30, 40, 50 и 60, и задаётся интервал допустимых значений вязкости масла при 100 °С. Так, у масла класса вязкости SAE 20 она должна быть в пределах 5.6 – 9.3 сСт (сантистокс), SAE 30 – в пределах 9.3 – 12.5 сСт и т. д. Кроме того, ещё для каждого класса задаётся значение вязкости HTHS (см. выше).
Ну а дальше всё просто: производимые масла одновременно удовлетворяют требованиям и «зимних» классов, и «летних», т. е. имеют хорошие пусковые свойства в холодное время и при этом при рабочей температуре, имея заданную вязкость, обеспечивают заданные несущие свойства масла в парах трения двигателя. Соответственно, для их обозначения используют всем известные комбинированные надписи типа 5W-30, 10W-40 и т. п. Сами названия классов идут с тех времен, когда в ходу ещё были сезонные масла и надо было раздельно определять свойства тех, что применялись зимой, и тех, что использовались летом, когда проблемы холодного пуска не было. Надо сказать, впрочем, что настоящие летние моторные масла, т. е. те, что соответствуют только «летним» классам вязкости по SAE, могут иметь некоторое применение и сейчас – в коробках передач и гидросистемах некоторых моделей внедорожной техники. То есть в моторах их почти нет, разве что в старых моделях.
Наиболее распространёнными классами вязкости масел, применяемых в грузовом транспорте, являются сегодня SAE 10W-40 и SAE 15W-40. Всё чаще, однако, производители современных грузовиков предписывают применение масел класса 5W-30, что раньше было характерно исключительно для легковых автомобилей.
Везёшь больше – меняй чаще
Следующий вопрос, который нужно пояснить. Есть ли связь между грузоподъёмностью автомобиля и характеристиками моторного масла?
Строго говоря, могла бы быть в той мере, в какой конструкция и характеристики двигателя связаны с максимальным весом перевозимого груза. На практике автопроизводители оснащают грузовики разной грузоподъёмности различными по мощности моторами, однако все двигатели модельного ряда спроектированы таким образом, чтобы к ним подходили масла, вписывающиеся в систему требований SAE (по вязкости) и имеющие эксплуатационные характеристики в соответствии с промышленными стандартами (АСЕА, группа Е; API, группа С) либо имеющие допуски самих автопроизводителей. Если же один и тот же двигатель устанавливается на автомобили с различной полной массой, то с увеличением массы сокращаются интервалы смены предписанного моторного масла.