Трик-трак, или 800 лошадей на сундук мертвеца: гонки на внедорожниках по-американски
«Минт-400», самая роскошная внедорожная гонка среди мотоциклов и багги в истории профессионального спорта. Фантастическое зрелище, организованное в честь какого-то толстосума по фамилии Дель Уэбб, владельца фешенебельного отеля в самом центре Лас-Вегаса… В определенных кругах «Минт-400» котируется гораздо выше, чем Суперкубок, Дерби в Кентукки и финал дерби роллеров в южном Кентукки вместе взятые». Это Хантер Томпсон — «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», написано в семьдесят первом году: главный герой по заданию журнала Sports Illustrated отправляется готовить репортаж о гонке.
В шестидесятые годы, когда гонки по пустыням в США только начинались, популярны были полноприводные пикапы и багги на агрегатах Volkswagen. Но в дальнейшем полноприводники уступили место заднеприводникам с длинноходными подвесками
Как видите, гонки по пустыне начались не с Дакара и вообще не в Африке. Еще в начале 60-х на полуострове Баха Калифорния, по разбитым дорогам между мексиканскими Тихуаной и Ла Пасом устраивали автопробеги. К концу 60-х по этому маршруту уже начали проводить соревнования Baja-1000 на мотоциклах и внедорожниках (они существуют до сих пор), а вскоре похожие гонки организовали и в Неваде — тот самый «Минт-400».
Учитывая традиционную американскую гигантоманию, ничего удивительного, что именно США стала родиной самых безумных снарядов для пустынных гонок, «Трофи-Траков».
Видели когда-нибудь в действии оранжевый дакаровский Hummer Робби Гордона, носящийся по пустыне ходом под 200 км/ч, сигающий с трамплинов на десятки метров и пролетающий по таким камням, по которым привычные внедорожники-прототипы еле плетутся? «Трофи-Трак» — это примерно то же самое, только вдвое мощнее, с еще большим размером колес и ходами подвесок!
Вообще-то, разных классов в американских внедорожных гонках больше десятка: в одних ограничен рабочий объем мотора, в других размер шин, а в третьих нужно сохранить в целости стандартную раму. Но в категории Trophy Truck ограничений нет практически ни-ка-ких! Неспроста среди болельщиков их наградили названием «трик-трак», «трюковой грузовичок». Хотя какой это «грузовичок»? Самый настоящий багги, только очень своеобразный!
Большие и мощные
Автомобили-титаны. Их прошлое и настоящее
Бигфуты — это автомобильные монстры. Представления, которые устраивают с их помощью, захватывают дух.
Небольшая предыстория
История бигфутов началась в семидесятых годах XX столетия. Пикапы с гигантскими колёсами появились именно тогда. Но первый образец был создан вовсе не для развлечения. Идея создания чудо-машины принадлежит строителю из небольшого американского города. Ему нравилось колесить на своём Ford F-250 по бездорожью, но такие поездки нередко приводили к поломке автомашины, а магазинов запчастей в округе было немного. Дабы всегда иметь под рукой необходимые для ремонта детали, американец открыл частную лавку. Чтобы обратить на неё внимание покупателей, он поставил свой пикап перед входом, приделав к нему колёса от трактора.
Дорога к славе
В дальнейшем изобретатель усовершенствовал машину. Полноуправляемое шасси, которым он оснастил её, впоследствии стало обязательным элементом для любого бигфута. В 79-м находчивый автолюбитель впервые поучаствовал в автошоу. Тогда-то его пикап и получил прозвище Бигфут (от англ. «bigfoot» — большеногий).
Как-то строитель нашёл на свалке две легковых машины и решил раздавить их бигфутом. Действо он снял на камеру, а запись включил в своём магазинчике. Она шла там в режиме нон-стоп. И вот однажды её увидел человек, который занимался организацией автогонок. Проделка настолько ему понравилась, что он пригласил автора на мероприятие для разогрева болельщиков.
Окончательный успех
Тогда всё и началось. Публика приходила в восторг от супершоу с участием ревущих чудовищ. Громадины ездили по грязи, перепрыгивали через препятствия, крушили легковушки. Таких шоу появлялось всё больше. В конце концов, состязания автомобилей-монстров попали под покровительство Американской ассоциации хот-род (USHRA). Чтобы завоевать благосклонность зрителей, участники шоу придумывали для своих чудо-автомобилей безумные расцветки и оснащали их колёсами всё больших размеров. Тогда строитель-изобретатель решил напомнить о себе. Он переплюнул всех, установив на свой бигфут огромные трёхметровые колёса весом в тонну каждое и даже попал в Книгу рекордов Гиннесса.
Устройство
Корпус
Сегодня бигфуты на основе пикапов уже не создают, поскольку обычные автомобили не выдерживают чудовищных перегрузок. Корпусы производят из специального материала — стеклопластика. А стилизовать их можно хоть под американский автобус для школьников.
И в этом тоже заключается секрет популярности машин-бигфутов: они непохожи друг на друга. Каждая из них уникальна, имеет своё имя и собирает вокруг себя фанатов.
Всеобщая любовь к машинам-монстрам нашла отражение и в игровой индустрии. В девяностых годах вышел игровой симулятор Monster Truck Madness, в котором игрок мог управлять виртуальными моделями реально существовавших бигфутов.
Скелет и подвеска
Под стеклопластиковой оболочкой машины-гиганта находится трубчатый скелет, сделанный из стали и хром-молибдена. К этому костяку крепят листовые рессоры и шасси с амортизаторами, причём последних может быть до четырёх на каждое огромное колесо. Подвеска особого типа предотвращает ненужные отскоки при прыжках и защищает водителя от избыточных нагрузок.
Мотор
Двигатель у автомобилей-бигфутов располагается сзади, чтобы во время прыжков чудище не «клевало носом». Также подобная конструкция облегчает техобслуживание гиганта. Первые специальные двигатели для бигфутов помогли собрать дрэг-рейсеры, ведь задача у них похожая — разогнаться прямо с места и преодолеть препятствия. Предприятие Чэндлера оборудует монстр-траки двигателем V8 Ford с механическим нагнетателем. Это мотор объёмом более девяти литров с мощностью до двух тысяч лошадиных сил. Заправляется он метанолом и расходует до семнадцати литров горючего на километр.
Колёса
Эта деталь заслуживает отдельного внимания. На такие автомобили ставят колёса от сельскохозяйственной техники, диаметр которых с учётом шин достигает полутора метров.
Часть протектора с покрышек срезают, чтобы сделать машину менее тяжеловесной и улучшить сцепление шин с дорогой. Таким образом каждую покрышку удаётся облегчить на один центнер, но её вес всё равно остаётся невероятным — около трёхсот килограммов. Из-за этого страдает трансмиссия, поэтому производителям машин-исполинов приходится использовать давно устаревшие автоматические коробки передач. Они отличаются простотой конструкции. Производители берут их в качестве основы и модернизируют.
Безопасность
Авто весом до шести тонн подпрыгивает на высоту до десяти метров. В 90-х один из гонщиков установил рекорд: он пролетел целых шестьдесят метров над Боингом, который стоял на земле. Нередко махины переворачиваются, поэтому заезд может закончиться для гонщика трагично. Отчасти подстраховать пилота удаётся за счёт клетки безопасности и современной экипировки. И всё-таки этот вид спорта остаётся чрезвычайно опасным.
Женщина, которая смогла
Некоторые считают соревнования машин-громадин сугубо мужским спортом. Бывшая чемпионка мира по рестлингу опровергла это утверждение. Когда она завершила карьеру рестлера, то научилась управлять спорткаром-великаном. В середине «нулевых» она выиграла крупнейшую гонку, опередив даже собственного тренера. Причём на тот момент чемпионке было уже больше сорока лет.
Монстр-траками спортсменка заинтересовалась в конце девяностых, а свой первый автомобиль-гигант приобрела в 2001 году и назвала его «Madusa». Её вдохновителем стал неоднократный чемпион мира и создатель легендарной машины-исполина «Grave Digger».
Соревнования
Самым известным соревнованием для монстр-траков считается Monster Jam. Состязание состоит из двух частей — гонок и фристайла. Последний наиболее интересен. Участники за установленное время должны продемонстрировать свои умения на арене, и простор для фантазии здесь по-настоящему безграничен. На увлекательное зрелище съезжаются тысячи зрителей со всей планеты.
Залогом безопасного вождения являются качественные шины, которые ждут Вас на сайте ШИНСЕРВИС.
Самые известные автогонки в мире
Десять самых популярных автомобильных соревнований.
Какие автомобильные соревнования или авто чемпионаты вы знайте? И что вы знаете о мире автоспорта? Естественно большинство из вас в первую очередь вспомнят о гонках Формула-1. Это самые популярные автогонки в мире. Но Формула-1 не единственный чемпионат, где великие автогонщики и автоинженеры выясняют кто из них лучше в автоспорте. Во всем мире существует на мало других видов автомобильных соревнований, которые по зрелищности и драматизму ни чем не уступают Формуле-1. Мы собрали для вас самые значимые автогонки в мире.
Формула-1
Проводится: с 1950 года
Естественно начнем мы действительно с самых популярных в мире автогонок: с Гран-При Формула-1. Эти соревнования имеют самое большое количество поклонников во всем мире. В этом году Формула-1 проводит уже 67-сезон. Впервые гонки Гран-При прошли в 1950 году.
В новом сезоне 2017 года изменился регламент соревнований, а также появились новые требования к техническому оснащению болидов. В итоге сезон 2017 года подарит нам не только больше волнения, но и сделает гонки более футуристическими за счет нового внешнего вида болидов.
Сезон Формулы-1 в 2017 году начнется 26 марта. Кстати единственной командной, которая участвовала во всех сезонах гонок с 1950 года является Scuderia Ferrari.
Чемпионат мира по автогонкам на выносливость (WEC)
Проводится: с 2012 года
В соревнованиях участвует четыре класса автомобилей: два класса спорт прототипов (LMP1 и LMP2) и два класса автомобилей Gran Turismo (LMGTE Pro, где выступают только профессиональные гонщики, и LMGTE Am, где требуется наличие в команде одного гонщика-любителя).
Самое интересное, что в этих соревнованиях на треке могут встретиться как команды автопроизводителей, так и частные команды. Причем все участники соревнований при наличии соответствующих автомобилей могут сразиться друг против друга в разных категориях автогонок.
Например, Porsche 919 Spyder (на фото) участвует в гонках класса LMP, в которых также участвует команда Toyota.
Кстати 24-часовые гонки в Ле-Мане на самом деле является этапом Чемпионата мира по автогонкам на выносливость. Также помимо этапа в Ле-Мане в течение сезона проводятся еще 8 гонок с продолжительностью заездов не менее 6 часов.
В 2016 году впервые после долгого перерыва в автогонках WEC появился Ford GT, который доказал публики что вернулся не зря. Так этот автомобиль стал победителем в своем классе в 24-часовых гонках Ле-Мана 2016 года.
Чемпионат мира World RX Rallycross
Проводится: с 2014 года
Этот класс автогонок является истинным зрелищем для любителей экстремальных автосоревнований. В этих видах соревнований все как в футболе. Есть отборочные турниры, полуфинальные заезды и финальные соревнования. Маршруты спортивных трасс проложены, как по асфальту, так и по грунтовым дорогам.
Также трассы имеют множество экстремальных поворотов и ухабов, что позволяет на некоторых участках дорог спортивным автомобилям эффектно отрываться от дорожного покрытия.
Кстати в этих видах автогонок официально выступает популярный во всем мире автогонщик Кен Блок. Также автогонки транслируются в прямом эфире на канале YouTube совершенно бесплатно.
Гонки DTM
Официальный сайт: https://www.dtm.com/
Проводятся: с 2000 года
DTM (Deutsche Tourenwagen Masters) это Немецкая серия гоночных соревнований. Автогонки организовали компании Opel и Mercedes-Benz, решив возродить легендарные гонки, учитывая негативный опыт соревнований DTM-ITC и FIA GT, которые проходили в 90-х годах, но не получили популярности.
В итоге Opel и Mercedes-Benz создали правила гонок DTM таким образом, чтобы автомобили стали быстрее, а заезды зрелищными. Также свод правил автогонок DTM, по сути, предотвращает «гонку бюджетов» команд, что делает исход всех этапов соревнований не предсказуемым.
В настоящий момент действующий чемпион мира в гонках DTM является Марко Виттман, который за рулем BMW M4 DTM, стал победителем соревнований в 2016 году.
Автогонки серии GT3
Проводятся: с 2006 года
Гонки серии GT3 не ограничиваются одним чемпионатом. Во всем мире существует немало автомобильных соревнований, в которых участвуют автомобили серии GT3. Самый известный чемпионат серии GT3 проходит в Европе.
Для серии GT3 для производителей автомобилей существует набор правил, при соблюдении которых автомобильные компании могут использовать гоночные машины в соревнованиях по всему миру.
Самые известные компании, которые производят автомобили серии GT3: BMW (фото, M6 GT3), Audi, Mercedes, Porsche, Ferrari, Lamborghini, McLaren и Lexus.
Особой популярностью серии GT3 пользуются 24-часовые автогонки в Нюрбургринге и в Спа-Франкоршам.
Чемпионат мира по шоссейно-кольцевым гонкам (WTCC)
Проводится: с 1987 года
WTCC это чемпионат мира среди легковых автомобилей. В сезоне 2016 года в чемпионате участвовали команды: Citroën, Honda, Chevrolet, Volvo и Lada.
В последние годы лидером в Чемпионате WTCC является команда Citroën (гонщик Хосе Мария Лопес). Так команда Citroën становилась чемпионом автогогнок по итогу сезонов 2014 и 2015 г.
Чемпионат мира по ралли WRC
Официальный сайт: https://www.wrc.com/
Проводится: с 1973 года
Кто-то считает, что самыми зрелищными гонками в мире является Гран-При Формулы-1. Кого-то поражают автогонки DTM. Но в мире немало поклонников самых престижных в мире раллийных гонок, которые ежегодно проводятся с 1973 года. Речь идет о Чемпионате мира по ралли WRC.
Примечательно, что с сезона 2017 года в правилах гонок были введены новые правила, которые позволили командам выставлять раллийные монстры, которые участвовали в гонках в 80-х годах.
В сезоне 2017 года главные конкуренты: Ford, Тойота, Hyundai и Citroën.
Чемпионат мира WRC включает в себя 13 гонок по всему миру. Каждые гонки проходят в несколько этапов. Общая протяженность одной гонки около 1000 километров.
В 2017 году действующий чемпион мира Себастьен Ожье продолжает упорную борьбу за звание лучшего автогонщика WRC.
Международная серия автогонок Touring Car Racing (TCR)
Проводится: с 2015 года
Международная серия гонок Touring Car Racing (TCR) также как и серия GT3 включает в себя набор определённых правил и требований к спецификации спортивных автомобилей, которые позволяют командам участвовать в различных турнирах класса TCR.
Наиболее известные гонки серии Touring Car Racing проводятся в Германии. Например, в первой гонке сезона 2017 года на старт вышло 40 автомобилей.
Наибольшее количество автомобилей выставляют команды: Audi, VW, Seat, Kia, Honda, Opel, Alfa и Subaru.
Основные требования к автомобилям просты: четыре двери, двухлитровый турбодвигатель, мощность 350 л.с., и наличие переднего привода.
Минимальная общая длина: 4,20 м.
Минимальный вес: 1250 кг для автомобилей с производства коробкой передач, 1285 кг для автомобилей с гоночной коробкой передач (как включая водителя)
Гонки Формула E
Проводятся: с 2014 года
Для тех, кто любит автогонки за звук мощных спортивных двигателей, есть плохая новость. Гонки Формула Е разочаруют вас своей тишиной. Дело в том что Формула Е, это Чемпионат мира по автогонкам в которых участвуют электроавтомобили с открытыми колесами.
Формула Е достаточно молодой чемпионат, который проводится с 2014 года. Но, несмотря на свое недавнее появление, чемпионат уже приобрел немало поклонников по всему миру.
Чтобы привлечь внимание публики, чемпионат Формулы Е проводится в основном по уличным трассам. Это позволяет болельщикам болеть за свою любимую команду в непосредственной близости к электроболидам.
Чемпионат Формулы Е включает в себя десять гонок. Первая гонка проводится в октябре. В зимний период в гонках действует перерыв до весны. Завершается чемпионат последней гонкой в июле следующего года.
Ралли Дакар
Проводится: с 1978 года
Эти гонки отличаются от других классов автогонок в нашем рейтинге. Название гонок напрямую связано с бывшим конечным пунктом автогонок Париж-Дакар, которые проводились в Европе и Африки с 1978 по 2007 года. Начиная с 2009 года, гонки проводятся в Южной Америке.
В нашей стране гонки Дакар известны большими успехами нашей команды «Камаз», которая долгие годы является лидером в ралли в своем классе.
В гонках участвуют автомобили, мотоцикли, грузовики, квадроциклы и двухместное багги.
Первые гонки Париж-Дакар прошли в 1978 году. В 2008 году гонки Париж-Дакар были отменены из-за террористической угрозы.
В итоге было принято решение перенести ежегодные ралли в Южную Америку. Трасса последних гонок проходила через Аргентину, Боливию и Парагвай.