«Медведка», бутылки и цепи. 7 примочек для грузовиков, о которых многие не слышали 09:21, 6 ноября 2020 Версия для печати
Недавно в Сеть попало несколько видео, снятых в так называемых ловушках для грузовиков с отказавшими тормозами. Впечатлившись этим эффективным и полезным решением, журналисты взялись изучать, какие ещё удивительные гаджеты существуют в мире грузовиков.
Автоматические цепи противоскольжения
Цепи — отличное средство для повышения проходимости автомобиля, особенно зимой. Только вешать их — сущее мучение: расправить, правильно установить, чтобы они не съехали набок, всё затянуть, проехать, снова подтянуть ослабшие замки и провисшие звенья… По себе знаем, что пока их натянешь, весь перемажешься и всё проклянёшь. А цепи на грузовые колёса вешать ещё муторнее, ведь они намного больше и тяжелее! Впрочем, под зимнюю езду для грузовиков и автобусов уже давно придумана альтернатива этой каторге — автоматические цепи противоскольжения!
Устройство несложное: на ведущую ось ставятся два пневмоцилиндра, которые после нажатия водителем кнопки прижимают к колёсам диск с десятком коротких цепей. Машина едет, колёса вращаются и крутят этот диск, за счёт чего цепи и забрасываются под колёса, повышая «зацеп» шин примерно на 30–40%. Такие «роторные» цепи работают на скорости до 50 км/ч и призваны помогать на обледенелых подъёмах и дорогах.
«Медведка»
«Медведка» — это не только жутковатое насекомое или российский ракетный противолодочный комплекс РПК-9, но и жаргонное название весьма необычного привода колёс. По-научному он называется привод Робсона (Robson drive) — это стальной зубчатый барабан на подъёмном механизме. Ставится на грузовики с задней двух- или трёхосной тележкой, где ведущим является только один мост: то есть с колёсной формулой 6х2 или 8х2. С помощью гидро- или пневмоцилиндра «медведка» опускается между колёс, плотно к ним прижимается, а дальше всё до гениальности просто: ведущий мост крутит барабан, а тот уже крутит колёса неведущего моста, превращая схемы 6х2/8х2 в подобие 6х4/8х4.
Впрочем, из-за снега и льда на колёсах «медведка» может пробуксовывать, снижая крутящий момент от ведущего моста на ведомые колёса. Да и пользоваться ей постоянно нельзя, чтобы стальные «зубы» барабанов не погрызли покрышки. Но в качестве временной помощи грузовику на скользком подъёме, лесосеке или стройплощадке это решение дешевле, легче и экономичнее по топливу, чем ещё один полноценный ведущий мост.
«Медведки» популярны в Скандинавии, поставить их можно почти на любой трак, а финская компания Sisu и вовсе предлагает «медведки» в виде заводского оснащения своих грузовиков. Кстати, привод Робсона часто используется и на снегоболотоходах, вроде российского аппарата «Тром».
Портальный шнековый снегоочиститель
Уже совсем скоро нас ждут «дни жестянщика» и всем знакомые грузовики с «шапками» снега на фургонах и прицепах, откуда он будет щедро сыпаться на крыши легковых соседей по потоку. Впрочем, чистить после сильного снегопада здоровенную фуру — это не с «девяточки» снежок смахнуть. Например, у стандартного европейского 3-осного 13,6-метрового полуприцепа площадь крыши около 33 квадратных метров! И снега, в зависимости от его толщины и консистенции, там может скопиться от нескольких сотен килограмм до нескольких тонн. А ведь бывают прицепы и сцепки ещё длиннее…
Чистить столько снега вручную долго и муторно. Поэтому придумали П-образные стойки для грузовиков, на которых подвешен опускаемый на тросе на крышу фургона или прицепа снежный отвал.
Но сгребаемый им снег падает чуть ли не под колёса, и перед заездом следующего грузовика рампу надо заново чистить. Поэтому канадцы пошли дальше и заменили снежный нож на приводимый электромотором шнекороторный очиститель, который выстреливает снег на 6 метров в сторону и не повреждает крышу прицепа. Устройство в 15 раз быстрее двух человек с лопатой: им на зачистку фуры надо примерно 30 минут, а такая машина справится за две.
Опрокидыватель для автосцепок
В мире грузоперевозок сыпучие грузы (от песка и щебня до древесной щепы и зерна) возят не только на самосвалах, но и на обычных грузовиках и полуприцепах. Но как разгрузить такую технику, если у неё нет подъёмного кузова? Легко — надо поднять целиком грузовик или автопоезд и запрокинуть назад!
В Соединённых Штатах для разгрузки в бункеры или прямо на площадку применяют подъёмные рампы длиной до 30 метров: как раз под местные длиннющие автосцепки и грузовики. В зависимости от модели платформы поднимают грузовики и автопоезда полной массой до 82 тонн, задирая их на угол до 63 градусов!
Водитель в процессе подъёма выходит из кабины, но можно представить, что это были бы за ощущения — как у космонавта на старте. Кстати, аналогичные платформы (только короче) применяются и в России. Например, на зерносортировочных станциях.
Складной погрузчик «из коробки»
Перевозчики в Европе и Америке часто вешают на заднюю часть фургона или прицепа небольшой вилочный погрузчик и возят его с собой. Он пригодится для самостоятельной погрузки или разгрузки там, где нет высококлассных специалистов по разгрузке или грузового пандуса. Но весьма увесистый аппарат заметно удлиняет габариты грузовика, изрядно нагружает заднюю ось, а в непогоду его щедро поливает водой и заваливает снегом. И не забываем про криминальную составляющую: его попросту могут украсть.
Поэтому производители подъёмного оборудования уже придумали вариант поинтереснее — вроде погрузчика, который целиком помещается в запираемый ящик под прицепом!
Чтобы аппарат получился таким компактным, поставили складную грузовую стрелу и отказались от водительского места, заменив его дистанционным управлением. Зато погрузчик с трёхцилиндровым 35-сильным дизелем разгоняется до 6 км/ч, разворачивается почти на месте за счёт шарнирно-сочленённой рамы, имеет полный привод (в колёсах стоят гидромоторы) и гидравлические опоры. Сам погрузчик, в зависимости от модели, весит 1,5–1,8 тонны, а поднимает 1,5 или 2,1 тонны на высоту до 2,85 метра. Кстати, существует не только колёсный, но и гусеничный вариант.
Локомобиль
А вы знали, что грузовики могут ездить по железным дорогам? Специализированные фирмы выпускают направляющие стальные катки, которые опускаются на рельсы и не дают машине свалиться с путей. А количество вариантов исполнения позволяет поставить на «железку» практически любой автомобиль — хоть пикап, хоть здоровенную фуру. Такую технику удобно использовать для ремонта и обслуживания железнодорожных путей. Причём грузовик универсален: на рельсы он может заехать с любой стороны, а когда катки не нужны, они снимаются и машина работает на других объектах.
А ещё грузовик может работать на железной дороге маневровым локомотивом, ведь коэффициент сцепления резинового колеса с рельсами в несколько раз выше, чем у стальных колёс. И самым известным локомобилем в мире считается вездеход Mercedes-Benz Unimog, который за счёт полного привода и мостов с портальными редукторами может тащить железнодорожный состав массой до 1000 тонн! Правда, ценник на такой локомобиль получается заоблачный и может исчисляться сотнями тысяч евро.
Бутылки на колёсах
Самое крутое и «высокотехнологичное» решение для грузовиков мы оставили напоследок. Встречали зимой грузовики, у которых на колёса прицепов надеты разноцветные пластиковые бутылки, выступающие за боковины? Выглядит странно, но на деле это простейший самодельный индикатор того, что колёса… крутятся!
А чего бы им не крутиться, спрашивается? Причин может быть несколько. Так, после долгой стоянки или ночёвки на морозе тормозные колодки стояночного тормоза прицепа могут элементарно примёрзнуть. Когда под колёсами снег, лёд или мёрзлый асфальт, грузовик даже не почувствует, что колесо идёт юзом. В зеркало это можно не увидеть, а вот крутящиеся бутылки куда заметнее.
Точно так же зимой на ходу по скорости вращения бутылок можно понять, не подклинивают ли (износ, забились грязью) механизмы подвода колодок, из-за чего после торможения колодки не отходят до конца, греются и замедляют колесо.
Ну а если на ходу бутылка вдруг вообще остановилась, то это «привет» от энергоаккумулятора, который работает и как стояночный, и как аварийный тормоз. Как только «энергач» теряет воздух из-за утечек (например, обрыв пневмошланга снаружи или рабочей мембраны внутри), стоящая в нём мощнейшая разжимная пружина начинает прижимать колодки к тормозам, вплоть до полной блокировки колеса. И вот такая водительская хитрость поможет это вовремя заметить.
Как появилось современное колесо? 100% вы этого не знали ✔
Встречайте подробную статью об изобретении и разработке колеса. Это самое простое, но самое важное изобретение в истории человечества. Колесо, радикально изменившее первые сражения, помогло транспортировать грузы на большие расстояния и развить первые автоматизированные процессы. А теперь, благодаря ему мы открыли целый мир.
Как колесо было изобретено и разработано?
Самым ранним проявлением колес были бревна, используемые в качестве роликов для перевозки тяжелых грузов эры неолита, таких как большие камни, используемые для изготовления мегалитов.
В 3500 году до нашей эры эти ролики были приспособлены для создания первого настоящего колеса: цельные деревянные диски с осью, закрепленной в подшипнике. Однако эти колеса были очень тяжелыми . Повозки с тормозным механизмом были обнаружены около 1600 г. до н. э. Колеса с железной рамой появились через 800 лет, что позволило создавать гораздо более быстрые транспортные средства, которые были намного более долговечны. Они лучше подходили для военных и дальних перевозок. Благодаря использованию таких материалов, как железо и сталь, конструкция колес ускорилась. Наконец, с использованием высокотехнологичных сплавов, таких как титан или алюминий, на современных колесах, были разработаны гораздо более быстрые, легкие и требующие меньше энергии транспортные средства.
С появлением гончарного круга около 4500 г. до н.э. колеса стали использоваться в промышленных процессах. В Греции около 300 г. до н.э. водяные мельницы использовали мощь воды для измельчения различных твердых пород пшена. Во время промышленной революции колеса пришли в совершенно разные формы. Механизмы использовались в механизме Антикитера — астрономическом калькуляторе, построенном в Греции около 100 л. до н.э., но, вероятно, он использовался гораздо раньше в Китае.
Зубчатые колеса и обычные стали использоваться в качестве компонентов многих различных машин, от автомобилей до часов. Конечно, есть культуры, где колесо не имеет отличительной черты. Некоторые древние страны Центральной Америки, перуанские цивилизации не смогли разработать колесо, в то время как мексиканская цивилизация ацтеков использовала колеса в качестве игрушек. Типичная колесница бронзового века могла двигаться в 10 раз быстрее любого римского солдата в 1200 году до нашей эры.
Модернизация колеса
Колесные тележки
Люди неолита перемещали свои грузы на роликах, сделанных из бревен. Тем не менее, некоторые поверхности часто были неровными, и это оказалось неэффективным методом из-за сложности передвижения роликовых бревен.
3500 г. до н.э. — гончарный круг
В Южной Месопотамии гончарный круг впервые использовался для механизации промышленных работ. Тяжелые, вращающиеся каменные колеса использовались, чтобы сформировать глину.
2500 г. до н.э. — колесный диск
Первые колеса, используемые для транспортировки — деревянные диски на осях — были разработаны на Балканах и в Месопотамии. Шумеры использовали эти колеса в колесницах.
1323 г. до н.э. — Диски с тормозом
Диски с тормозами были легче и позволяли использовать более легкое животное, такое как лошадь, вместе с тележкой или колесницей. Впервые он был разработан в степях Центральной Азии вскоре после 2000 г. до н.э. и распространился в Египет в 1600 г. до н.э.
750 г. до н.э. — колеса с железной рамой
Кельты добавили железные рамы к деревянным колесам, чтобы увеличить прочность колесниц на неровных поверхностях. Они преуспели, натягивая горячие железные круглые полосы, которые надежно фиксировались на месте, после охлаждения.
300 г. до н.э. — водяное колесо
Греки обнаружили водяные колеса, чтобы использовать силу проточной воды в своей работе. Они использовали эти водяные колеса как для поднятия воды в ведре до более высоких уровней, так и для привода шпинделя, на котором работает шлифовальный станок.
100 г. до н.э. — Тачка
Китайцы построили тачку с большим центральным колесом, на котором и была вся нагрузка. На нее легко было давить, и каждая тачка могла перевозить до 6 человек.
1035 — вращающееся колесо
В Китае было изобретено колесо, которое включало ручной вал, который позволял автоматически и одновременно управлять несколькими ручными валами.
1845 — автомобильная шина из закаленной резины
Роберт Томсон использовал закаленную резину, открытую Чарльзом Гудьером, для создания пневматической шины, которая была бы легче и более устойчивой к износу. Самое серьезное изменение в изобретении и разработке колеса начинается здесь .
1848 — колесо Мэнселла
Спокойнее и гибче — железнодорожное колесо Манселла имело центральный стальной сердечник, окруженный твердым диском с 16 заклепками.
1910 — первая машина с тормозами
Самое старое автомобильное колесо, которое было гораздо лучше приспособлено для узких шин, но не было устойчиво к ударам и растрескиванию, имело деревянные тормоза.
1915 — радиальная автомобильная шина
Запатентованная автомобильная шина Arthur Savage состояла из стальных или полиэфирных полос с резиновым покрытием. Сегодня она продолжает использоваться в качестве стандартной шины практически на всех автомобилях.
2010 — современные колеса
Гоночные велосипеды имеют композитный карбоновый состав. Автомобильные колеса имеют магниевые, титановые и алюминиевые тормоза.
Дочитали до конца? Не забудьте поделиться со мной своими мыслями о данной статье.