Меню

Машина с большими колесами автобуса

Классы автобусов

Под понятием автобуса подразумевают самоходное безрельсовое транспортное средство, которое рассчитано на комфортабельную транспортировку пассажиров в количестве от 9-ти человек. В отличие от троллейбусов, для движения которых необходимо подключение к линии электропередач, автобусы являются полностью автономным ТС с абсолютной свободой движения. Они способны маневрировать на трассе, выполнять повороты, перестраиваться между рядами и делать разворот без каких-либо ограничений.

По состоянию на сегодняшний день существует две основных разновидности автобусов – пассажирские и специальные.

Машины из второй категории представляют собой доработанные версии пассажирских автобусов, усовершенствованные и дополненные с учетом сферы применения. Что касается автобусов, предназначенных для перевозки людей, то их принято подразделять с учетом различных признаков. Итак, темой нашего сегодняшнего разговора станет классификация автобусов.

Что такое классы автобусов, и какими они бывают

Согласно международным правилам, действие которых распространяется и на Российскую Федерацию, существует классификация автобусов с точки зрения назначения, а также в зависимости от размера.

Для каждой сферы использования разрабатываются машины той или иной категории, которые различаются между собой габаритами, компоновкой, техническими характеристиками и уровнем комфорта. Перечислим наиболее распространенные классификации транспортных средств, ставших темой нашего разговора.

Классификация автобусов по назначению

С точки зрения вида перевозок, в ходе которых автобус задействован, есть следующие типы машин

• городские. Это автобусы, которые задействованы в перевозке людей в городской черте, что в подавляющем большинстве случаев подразумевает передвижение по хорошим асфальтированным дорогам. Основные требования, предъявляемые к подобной технике – внушительная вместимость, маневренность, возможность удобной и что немаловажно – оперативной посадки и высадки пассажиров на остановках. Особенности городских автобусов – это низкий пол, просторные площадки, широкие проходы, наличие достаточного количества удобных поручней, несколько дверей, невысокие подножки, а также большие окна для естественного освещения и множество лампочек для искусственного, хорошая система вентиляции и кондиционирования. Все это в совокупности позволяет создать комфортные условия для перемещения людей в пределах населенного пункта.

• Пригородные автобусы разрабатывались для обслуживания маршрутов между населенными пунктами. Они способны развивать более высокую скорость, у них меньше места для людей, которые едут стоя, и больше удобных сидячих мест. Нередко подобные транспортные средства выпускают с универсальным оснащением, которое позволяет эффективно использовать их как в городе, так и на пригородных маршрутах.

• Туристические и междугородные автобусы рассчитаны на перевозку людей по автомобильным магистралям. Главным требованием, предъявляемым к такой технике, является обеспечение высочайшего уровня безопасности во время движения на высокой скорости.

• вместительный багажный отсек;
• нет накопительных площадок;
• преимущественно одна дверь;
• узкие проходы;
• удобные откидывающиеся сидения;
• индивидуальные светильники, качественная система вентиляции и отопления, аудио- и видеоаппаратура.

В автобусах повышенного комфорта, которые относятся к классу «Люкс», имеются холодильники, санузлы, прибор, обеспечивающий возможность нагрева воды для напитков, и пр. Туристические модели оснащаются специальным креслом для гида, микрофоном и громкоговорителем.

Классификация автобусов по длине

В зависимости от длины корпуса все представленные на современном рынке автобусы делятся на 3 категории:

• малые длиной от 4,5 до 7,5 метра;
• средние (их длина варьируется в пределах 8-ми – 9,5 метров);
• большие – весьма габаритные транспортные средства длиной от 10-ти до 17-ти метров.
Что касается ширины, то она стандартна и составляет не более 2,5 метра.

Класс ТС Длина кузова, м 2 первые цифры индекса
Особо малый До 5,0 22
Малый 6,0 — 7,5 32
Средний 8,0 — 9,5 42
Большой 10,5 — 12,0 52
Особо большой Более 12 62

Классификация автобусов по пассажировместимостиСогласно международной классификации, действие которой распространяется и на нашу страну, все автобусы подразделяются на 5 классов – с 22-го по 62-й. Краткую характеристику классов можно увидеть в таблице выше, а далее мы рассмотрим каждый из них более подробно.

На вместительность автобусов, предназначенных для обслуживания городских и пригородных маршрутов, указывает общее количество как сидячих, так и стоячих мест. В моделях, разработанных для выполнения междугородних перевозок, включая туристические поездки, вместимость определяется только числом мест для сидения. В этой связи разновидности техники таковы:
• малый и особо малый класс;
• средний класс;
• большой и особо большой класс.

Для нормального функционирования в структуре автобусного парка должны присутствовать машины всех разновидностей. Соотношение же зависит от местных условий: в сельскохозяйственных районах одно, в мегаполисе — другое, в горной местности — третье.

Автобусы малого класса

Автобусы малого класса используются на городских маршрутах и в ближнем пригороде. Условно с учетом пассажировместимости их тоже можно разделить на 2 подгруппы – автобус особо малого класса и ТС малого класса. Первые в длину не могут превышать 5-ти метров при количестве не более 10-ти человек (имеются в виду сидячие места). Длина второй группы машин, то есть малых, колеблется в пределах 6-8-ми метров. В салоне у них 20 сидячих мест при максимально допустимом общем количестве пассажиров в 40 человек.

Ярким примером автобусов малого класса является ПАЗ – одна из наиболее известных моделей Павловского автозавода, выпускаемая с 1989-го по 2003-й год. Это высокопольный полноприводный автобус, предназначенный для перевозки людей на сравнительно небольшие расстояния как по асфальтированным, так и по грунтовым дорогам.

Количество сидячих мест в нем составляет 28 шт. За весь период производства было выпущено несколько модификаций ПАЗов, в том числе и более комфортный вариант для пригородного туризма, оснащенный кондиционером, вместительными полками для багажа и ремнями безопасности.

Автобусы среднего класса

Автобусы среднего класса – это машины длиной от 8-ми до 9,5 метров, способные вместить до 60-ти человек, половина из них – на сидячих местах. Наиболее востребованы городские автобусы среднего класса, которые разрабатывались с учетом всех особенностей сферы использования. Низкий пол для быстрой посадки-высадки людей, хорошая маневренность, обеспечивающая возможность передвижения по загруженным городским улицам, большие накопительные площадки, удобные поручни – все это идеально подходит для обслуживания городских маршрутов.

К автобусам среднего класса относят, например, ЛиАЗ-4292, разработанный специально для обслуживания городских и пригородных маршрутов. Это полунизкопольная машина с колесной базой 4Х2, продуманным до мелочей салоном, хорошими техническими характеристиками и высокой степенью безопасности в процессе эксплуатации. Премьера ТС состоялась в российской столице осенью 2015-го года, в серийное производство модель поступила в 2016, получив название «Курсор».

Еще один представитель этого класса — Daewoo BS106, выпущенный в 1991-м году. Низкопольная модель с колесной базой 4Х2 прекрасно справляется с перевозкой людей на маршрутах небольшой дальности.

Длина автобуса составляет 10,4 метра, а его ширина равна 2,49 метрам при высоте 3,22 м. За период производства Daewoo BS106 не раз претерпевал существенных изменений, в том числе и касательно технических характеристик, он продолжает активно эксплуатироваться на территории многих стран постсоветского пространства.

Автобусы большого класса

Автобусы большого класса в длину достигают 12-ти метров и вмещают до 90 человек. Количество сидячих мест варьируется в пределах 30-40-ка в зависимости от марки и модели. Сиденья в таких машинах мягкие, базируются они на прочном каркасе и легко регулируются, позволяя менять угол наклона. В качестве освещения использованы лампы с мягким рассеянным светом, предусмотрены индивидуальные точки освещения. Подобные транспортные средства созданы для транспортировки людей на большие расстояния – от 500 км и более.

Отличным примером автобусов большого класса является семейство MAN Lion’s – мощные, выносливые, но при этом комфортабельные машины в двух- и трехколесной модификации. В линейке представлено огромное количество вариантов, которые позволяют обслуживать и городские маршруты, и междугородние, а также выполнять туристические рейсы большой дальности.

Отдельная категория крупногабаритной автомобильной техники для перевозки людей – это автобусы особо большого класса. Их длина составляет 16,5 метра, а пассажировместимость – 90-110 человек с более чем 40-ка сидячими местами.

Классификация автобусов по типу кузова, компоновке и конструкции

С точки зрения компоновки и особенностей конструкции автобусы делятся на 2 вида – в кузове вагонного типа и в капотном кузове.

Вагонный – это однообъемный кузов, для двигателя в нем предусмотрен отдельный отсек, но он все равно объединен с пассажирским салоном и находится спереди либо сзади. Примеры автобусов в вагонном кузове – это ЛАЗ, ПАЗ, ЛиАЗ и пр.

Капотный кузов предусматривает размещение водителя и пассажиров в одном отсеке, а двигателя – в другом, то есть под капотом.

Говоря иными словами, капотный кузов двухобъемный, а используются транспортные средства в такой компоновке преимущественно для выполнения коротких рейсов в сельской местности либо для перевозки работников компаний и предприятий. Подобные автобусы отличаются небольшой вместимостью.

Классификация по числу салонов

В зависимости от количества салонов автобусы бывают обычными, то есть такими, конструкцией которых предусмотрен только один салон, и сочлененные. Последние представляют собой ТС, состоящие из 2-х и больше жестких частей, которые соединены между собой шарнирно – с помощью подвижной секции. В обоих отделениях размещены полноценные пассажирские салоны.

Особенностью сочлененных автобусов является большая вместимость, благодаря которой становится возможной перевозка огромного количества людей в максимально комфортных условиях. Преимущество таких моделей состоит в оперативной посадке/высадке пассажиров, в высокой устойчивости благодаря смещенному центру тяжести, в хорошем доступе к салону маломобильных слоев населения.

Группы в зависимости от назначения

Мы рассмотрели наиболее распространенные классификации автобусов, однако в редких случаях такие транспортные средства подразделяют на группы в зависимости от конкретного назначения. Так, говорят о школьных, экскурсионных, вахтовых или аэродромных автобусах, об автобусах-вездеходах, рассчитанных на эксплуатацию на плохих дорогах. С точки зрения размещения мотора машины бывают задне- и центральномоторными, а в виду особенностей конструкции – терминальными, одно-, полутора- и двухэтажными.

Если возникла необходимость в покупке автобуса, необходимо учитывать цель приобретения, сферу использования транспортного средства, ведь от этого будет напрямую зависеть выбор в плане технических характеристик и оснащения модели.

Большой класс — Mercedes-Benz Tourismo 15 RHD

Длиннее некуда: самые большие автобусы мира, конструкция которых вызывает массу вопросов. Часть 1

Рядом с этими гигантскими «гусеницами» маршрутки, к которым мы уже успели привыкнуть кажутся крошечными букашками. Эти громоздкие «муравейники» с большим количеством людей едва помещаются на улицах, но это не останавливает инженеров, которых продолжают посещать безумные идеи. Правда, на широких автострадах таким огромным автобусам нет цены.

В городах с современной инфраструктурой они смотрелись бы как нельзя лучше. Конструкция самых длинных автобусов в мире во многом напоминает до боли знакомый нам «Икарус-гармошку», который со своей стандартной длиной 16,5 метров не идет ни в какое сравнение с этими гигантами. Сегодня мы поговорим о самых гигантских автобусах мира, которые могут перевозить по четыре сотни человек одновременно.

Neoplan Jumbocruiser

Знаменитый двухэтажный автобус повышенной вместительности, рассчитанный на 103 посадочных места. Neoplan Jumbocruiser стал результатом работы немецких инженеров, которые известны своей скрупулезностью и щепетильностью. Стоило модификации Jumbocruiser появиться в рамках мирового автопрома, как несколько сотен перевозчиков изъявили желание его перевезти. Длина этого гиганта -18 метров, а высота – 4 метра. Это единственный крупногабаритный сочлененный автобус, который можно встретить на улицах европейских городов. В основном, Европа с ее узкими улочками отдает предпочтение компактным и быстрым микроавтобусам.

Neoplan Jumbocruiser стал исключением из правил. Впервые самый большой в мире автобус сошел с конвейера в далеком 1973 году. В 1993 году модель сняли с серийного выпуска. Тем не менее, по Европе курсирует немало экземпляров Neoplan Jumbocruiser. В большинстве случаев они задействованы на экскурсионных маршрутах. На сегодняшний день Neoplan Jumbocruiser все еще остается рекордсменом книги Рекордов Гиннеса.

Ikarus 286

Популярность знаменитого венгерского автобуса достигла своего пика в 80-90-е гг. В различных вариациях его часто можно было встретить на городских улицах. Но еще чаще Ikarus 286 трудился на междугородних рейсах. При этом, он был достаточно жестким и не рассчитанным для длительных поездок, но советских людей это никогда не останавливало. Ikarus 286 сошел с конвейера в 1976 году, и был своего рода ответом на Neoplan Jumbocruiser. Икарус был рассчитан на 106 человек. При этом, в нем была масса свободного места для стоячих пассажиров и багажа. Изначально заказчиком модели стали США, но впоследствии контракт был аннулирован.

Венгерские производители вынуждены были искать новые рынки сбыта. Советскому Союзу такие вместительные автобусы пришлись по душе. На протяжении многих лет они курсировали по различным маршрутам. Что же касается Ikarus 286, то его длина составляет 18,2 метра. Существует несколько сохранившихся экземпляров, один из которых был чудом обнаружен в США.

ЛиАЗ 621365

Перед вами первый в истории России сочлененный автобус, который был создан на основе модифицированной и существенно усовершенствованной советской «гармошки». Серийный выпуск ЛиАЗ 621365 стартовал в 2016 году. Длина этого автобуса составляет 18,4 метра. При этом, вместительность зависит от комплектации. В базовом варианте ЛиАЗ 621365 рассчитан на 153 пассажира, после ряда внедренных нововведений автобус оснастили 193 сидячими пассажирскими сидениями.

Весомым минусом ЛиАЗ 621365 является тот факт, что при таких впечатляющих габаритах он способен развивать скорость не более 65 км/час. Инженеры оснастили автобус дизельным силовым агрегатом и автоматической коробкой передач. Изначально ЛиАЗ 621365 появились только в Москве. Впоследствии стали курсировать и в других российских городах, в частности: в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Тюмени и Самаре.

Mercedes-Benz Citaro «CapaCity L»

Очень популярная модель немецких автобусов, которые можно увидеть, как в самой Германии, так и в других европейских городах. Наряду с дизельным и бензиновым двигателем, производители модели Citaro «CapaCity L» предлагают экологичные версии, базирующиеся на гибридной силовой установке. В основе конструкции таких автобусов лежат водородные топливные ячейки и аккумуляторная батарея с функцией регенерации энергетических запасов. Последняя модификация Mercedes-Benz Citaro «CapaCity L» увидела свет в 2004 году. После этого немецкие инженеры представили ряд инноваций, которые существенно улучшили уровень комфорта и безопасности пассажиров.

Длина этого гигантского автопоезда – 21 метр. Он рассчитан на 189 пассажиров. Помимо Европы, модель Citaro «CapaCity L» активно покупают азиатские страны. На сегодняшний день это единственный экологически чистый автобус, который не загрязняет окружающую среду.

Van Hool AGG 300

Новинки бельгийского автопрома давно стали настоящей редкостью для мирового автомобилестроения. Однако в этом случае им удалось всех удивить. Van Hool AGG 300 можно встретить не только на улицах бельгийских городов, но и в Голландии, Германии, Франции, Прибалтике, и даже в Анголе. Длина этого гигантского автобуса составляет 24,8 метра. При этом, он состоит их трех равноценных секций. Первая секция – «голова» на двух осях, а две другие – сцепленные прицепы, базирующиеся на одной оси. Сидячих мест в Van Hool AGG 300 не так много. Зато передвигаться в них могут свыше двух сотен человек.

В салоне этого автобуса очень много свободного места. В нем комфортно ехать с большим багажом. При этом, Van Hool AGG 300 отличается неплохой маневренностью и плавностью хода, даже с учетом своих габаритов. Он может с легкостью маневрировать по городским улицам, проспектам и площадям. Радиус поворота Van Hool AGG 300 – 24 метра. Инженеры сделали его максимально экономичным в плане расхода топлива.

Neobus Mega BRT

Этот гигантский автопоезд разрабатывался на основе Mercedes-Benz О-500МА. Эксперимент получился настолько удачным, что Neobus Mega BRT до сих пор колесит по Европе. В длину эта махина достигает 28 метров. Первыми, кто решился опробовать Neobus Mega BRT стали страны Латинской Америки. В частности, в Бразилии подобный вид транспорта имеет огромный успех. Специально под Neobus Mega BRT во многих бразильских городах выделены отдельные полосы движения. Автобус рассчитан одновременную перевозку трех сотен человек. После Бразилии Neobus Mega BRT закупили чилийские власти. В Чили они также успешно прижились.

Neobus Mega BRT были созданы при поддержке ведущих шведских инженеров. В самое ближайшее время должен состояться выпуск модели Mega BRT, которая ездит на экологически чистом биотопливе. Это автобус позволяет быстро перевозить большое количество пассажиров, что очень удобно для густонаселенных стран.

А вы бы хотели оказаться в таком гигантском автобусе? Пишите комментарии, и следите за нашими новостями.

Читайте также:  Схема подключения двигателя магнитолы
Adblock
detector