Меню

Машина для ремонта танков

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У

В современных условиях, с учетом роста стоимости военной техники, скорейший ремонт в полевых условиях становится одной из самых приоритетных задач. Для своевременной починки поврежденной боевой техники используются бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ) различных моделей. В настоящее время основным типом такой техники в российских вооруженных силах, предназначенным для ремонта танков, является БРЭМ-1, созданная на базе танка Т-72. Эти машины имеют характеристики, приемлемые для выполнения ставящихся перед ними задач, но при этом в определенных условиях могут создавать некоторые проблемы в области снабжения.

Еще несколько десятилетий назад в армии Советского Союза сложилась специфическая ситуация, при которой на вооружении одновременно состояли сразу три типа танков и большое количество их модификаций. Недостаточная степень унификации имеющихся танков затрудняла работу служб снабжения и увеличивала общую стоимость эксплуатации парка бронетанковой техники. Эта ситуация в некоторой мере усложнялась тем, что большому количеству ремонтных подразделений, оснащенных машинами БРЭМ-1, приходилось работать с танковыми частями, на вооружении которых имелись танки Т-64 или Т-80. Это значительно усложняло логистику поставки запчастей, поскольку танки и ремонтные машины не могли использовать одни и те же агрегаты.





В 1997 году омские Конструкторское бюро транспортного машиностроения и завод Омсктрансмаш, занятый в производстве танков Т-80У, по собственной инициативе начали разработку новой бронированной ремонтно-эвакуационной машины. Предполагалось, что создание и массовое производство новой БРЭМ на базе танка Т-80У позволит облегчить снабжение ремонтных подразделений и, как следствие, сделать более удобной эксплуатацию танков семейства Т-80. Отдельно стоит отметить сроки разработки новой машины. Работы начались в январе 1997 года и на них давалось лишь шесть месяцев. Прототип новой БРЭМ предполагалось показать на следующей выставке ВТТВ-97.

Из-за столь сжатых сроков эскизное проектирование новой машины заняло буквально пару недель. Вставшая перед омскими конструкторами задача одновременно была и простой, и сложной. Работу облегчали требования о максимальной унификации с танком Т-80У. В то же время, на базовом танковом шасси нужно было разместить набор специального оборудования, которое нельзя назвать обычным для танков. В результате пришлось решать массу вопросов, в первую очередь, компоновочного характера. В проектировании новой машины, получившей название БРЭМ-80У, широко применялись компьютерные системы, благодаря чему удалось ускорить некоторые процессы.

Базовое шасси в виде бронированного корпуса танка Т-80У определило основные характеристики БРЭМ-80У. Полная масса машины с контейнерами для запчастей и т.п. равняется 45 тоннам, что немного меньше боевой массы базового танка. Осталась прежней и силовая установка с газотурбинным двигателем ГТД-1000Ф или ГТД-1250 мощностью 1000 или 1250 л.с. соответственно. Механическая трансмиссия и гусеничный движитель БРЭМ-80У полностью повторяют соответствующие агрегаты исходного танка. Поэтому ремонтно-эвакуационная машина способна следовать за танками на поле боя и полноценно работать в тех же условиях, что и они.

Заметные изменения претерпела верхняя часть бронекорпуса. Вместо лобовой брони и крыши на шасси Т-80У предусмотрели объемную бронированную рубку, внутри которой располагается экипаж и часть целевого оборудования. Рубка расположена на месте отделения управления и боевого отделения танка. Из-за нее высота бронемашины увеличилась примерно на 400 миллиметров в сравнении с базовым танком. Бронелисты сварного корпуса выдерживают попадание снарядов малокалиберной артиллерии в лобовой проекции и пули либо осколки с прочих ракурсов. Все агрегаты специального оборудования, размещенные за пределами корпуса, также оснащены собственными бронекожухами.

Внутри рубки располагаются места механика-водителя, командира, механика и сварщика. Примечательно, что все люки и оптические приборы вынесены на крышу бронерубки. Соответствующим образом было переделано и рабочее место водителя. При необходимости в экипаж БРЭМ-80У можно включить еще одного специалиста, в зависимости от планируемых работ. Для него внутри корпуса предусмотрено отдельное посадочное место. За бронированной рубкой экипажа имеется грузовая платформа, предназначенная для установки контейнеров с запчастями, инструментами и т.п. Сразу за платформой располагается крупный воздухозаборный агрегат газотурбинного двигателя.

На случай столкновения с противником БРЭМ-80У имеет некоторое вооружение, предназначенное исключительно для самообороны. Это открытая турель с крупнокалиберным пулеметом НСВ-12,7 или «Корд» и боекомплектом в 1800 патронов, а также восемь дымовых гранатометов 902Б «Туча». Кроме того, в укладках внутри бронекорпуса имеются четыре автомата АКС74У с несколькими магазинами, сигнальный пистолет с ракетами и некоторое количество осколочных гранат. Это оружие предназначается для самообороны экипажа, покинувшего свою бронемашину.

В походном положении самым заметным элементом специального оборудования машины БРЭМ-80У оказывается сошник-отвал бульдозерного типа. Отвал шириной 3,3 метра может заглубляться в землю на 400-450 мм, что позволяет использовать его для самоокапывания или для подготовки позиции для другой техники. Кроме того, отвал имеет еще одну функцию: при работе с крановым оборудованием или при использовании основной лебедки он играет роль аутригера, не позволяющего ремонтно-эвакуационной машине перевернуться или сдвинуться с места.

Для эвакуации застрявшей или перевернутой бронетехники БРЭМ-80У оснащена двумя лебедками, основной и вспомогательной. Основная тяговая лебедка с гидравлическим приводом обеспечивает тяговое усилие до 35 тонн-сил. При применении полиспаста этот параметр увеличивается до 140 тс. На барабане тяговой лебедки имеется 160 метров стального троса. Последний выдается со скоростью в 50 метров в минуту. Намотка троса, в зависимости от необходимости, производится на одной из двух скоростей: 16 или 50 метров в минуту. Тяговая лебедка размещена внутри бронекорпуса, ее трос выведен через отверстие в лобовом бронелисте. Вспомогательная лебедка гораздо слабее и обеспечивает усилие лишь в одну тонну-силу. Меньшее усилие компенсируется большей скоростью намотки троса – от 60 до 80 метров в минуту. При этом на барабане вспомогательной лебедки помещается до 330 метров сравнительно тонкого троса.

После того, как поврежденная бронемашина поставлена на гусеницы или вытащена на твердый грунт, БРЭМ-80У может взять ее на буксир. Для этого в ее кормовой части предусмотрено полужесткое буксирное приспособление с двумя тягами. Возможностей этого приспособления и силовой установки ремонтно-эвакуационной машины достаточно для буксировки всех состоящих на вооружении танков и тяжелых бронемашин, в том числе и с повреждениями ходовой части.

Оборудование машины БРЭМ-80У позволяет в полевых условиях проводить некоторые виды мелкого и среднего ремонта бронетехники. Так, при помощи грузового крана бронированная ремонтно-эвакуационная машина способна демонтировать танковую башню или провести замену двигателя. Поворотный стреловой кран монтируется в передней левой части БРЭМ, его стрела в походном положении укладывается вдоль корпуса. Нормальная грузоподъемность – 18 тонн. При использовании полиспаста она увеличивается до 25 тонн. Механизмы крана позволяют разворачивать стрелу в любом направлении, однако максимальный грузовой момент обеспечивается лишь в том положении стрелы, при котором она направлена вперед относительно корпуса машины и находится в секторе шириной 60°. В таком случае грузовой момент достигает 69 тс. В прочих случаях кран способен обеспечить лишь до 50 тонн-сил.

Читайте также:  Фильтр высокого давления дизельных двигателей

Вылет стрелы регулируется в пределах от 2,1 до 4,7 метра. От этого параметра напрямую зависит максимальная высота подъема крюка крана. Так, при наименьшем вылете крюк поднимается на высоту в шесть метров от земли, при наибольшем – лишь на 3,6 метра. Лебедка крана с гидравлическим приводом обеспечивает выдачу и намотку троса со скоростью порядка 2,5-2,8 метра в минуту. Примечательно, что новый кран ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-80У имеет в полтора раза большую грузоподъемность в сравнении с краном БРЭМ-1. Кроме того, заметно больше параметры выноса стрелы и подъема груза. Таким образом, новая машина омской разработки имеет большие возможности, чем старая БРЭМ на базе Т-72.

Наконец, в состав целевого оборудования БРЭМ-80У входит электрический сварочный аппарат, питаемый отдельным генератором. Сварочный ток аппарата может плавно регулироваться в пределах до 300 ампер. Генератор сварочного оборудования приводится в действие вспомогательной газотурбинной силовой установкой ГТА-18А.

Все лебедки и механизмы крана БРЭМ-80У имеют гидравлические приводы. Номинальное давление в гидросистеме в 200 кгс/кв.см. поддерживается при помощи трех аксиально-поршневых насосов. При необходимости можно поднять давление до 280 кгс/кв.см. Интересной особенностью гидравлики ремонтно-эвакуационной машины является распределение насосов: два используются в связке с приводом основной лебедки, а третий обеспечивает работу всех прочих гидравлических агрегатов. Сами насосы приводятся в действие от основного двигателя через вал отбора мощности. С агрегатами целевого оборудования связаны пять гидромоторов (привод поворота и лебедки крана, а также приводы основной и вспомогательной лебедок) и четыре гидроцилиндра (подъемные цилиндры стрелы и привод сошника-отвала).

Инженеры омского Конструкторского бюро транспортного машиностроения уложились в сроки, выделенные им для подготовки проекта, благодаря чему первый экземпляр БРЭМ-80У был собран к началу выставки ВТТВ-97. С тех пор новая бронированная ремонтно-эвакуационная машина регулярно демонстрируется на различных салонах и собирает положительные отзывы публики. Однако серийное производство машин для поставки заказчикам началось лишь в конце двухтысячных годов. Первым и, насколько это известно, последним заказчиком машин на базе танка Т-80У оказался Кипр. Эта страна еще в середине девяностых приобрела у России несколько десятков танков Т-80, а в 2009 году подписала новый контракт, согласно которому в прошлом году заказчику была передана партия танков и ремонтно-эвакуационных машин.

О закупке БРЭМ-80У министерством обороны России никаких данных нет. Вероятно, покупку этой техники посчитали нецелесообразной. По техническим причинам большая часть танков семейства Т-80 в настоящее время находится на хранении и в ближайшие годы, вероятней всего, будет списана и утилизирована. Из-за этого закупка и эксплуатация еще одного типа ремонтно-эвакуационной техники, унифицированного с танками, будущее которых выглядит неоднозначным, вряд ли произведет ожидаемый эффект. Поэтому БРЭМ-80У скорее всего так и останется выставочным образцом с некоторым экспортным потенциалом.










По материалам сайтов:
http://otvaga2004.ru/
http://arms-expo.ru/
http://army-guide.com/
http://bmpd.livejournal.com/

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1

В начале семидесятых годов советские военные специалисты пришли к выводу о необходимости создания новой специальной техники, предназначенной для оказания технической помощи боевым машинам на поле боя и на марше. Существующий парк различной техники не позволял решать весь спектр существующих задач без привлечения разных средств, из-за чего следовало создать совершенно новую машину, оснащенную набором различного оборудования. С целью создания такой техники был запущен новый проект с шифром «Лебедка», результатом которого стало появление бронированной ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-1.

По заказу Главного бронетанкового управления Минобороны, промышленность должна была создать защищенную специальную машину с высокой проходимостью и подвижностью, а также с комплексом специального оборудования. Основными задачами этой техники были определены эвакуация поврежденной техники с поля боя с последующей доставкой на пункты сбора, помощь в проведении ремонтных работ, а также выполнение различных грузоподъемных работ в полевых условиях. Разработка подобной многофункциональной машины позволяла сократить парк вспомогательной техники и тем самым упростить систему ремонта поврежденных бронемашин.

Создание перспективной ремонтно-эвакуационной машины было поручено ОКБ-174 Омского завода транспортного машиностроения. Разработкой проекта руководили главный конструктор А.А. Моров и ведущий конструктор В.А. Степанов. Проект получил заводское обозначение «Объект 608». Задачей инженеров было создание специальной машины с набором различного оборудования, построенной на существующем шасси. С целью ускорения разработки и упрощения эксплуатации в качестве основы для «Объекта 608» было взято шасси серийного основного танка Т-72. Подобная техника уже состояла на вооружении, что позволяло упростить строительство ремонтно-эвакуационных машин, а также облегчало их будущую эксплуатацию за счет унификации по большому количеству агрегатов.

Применение готового шасси и энтузиазм сотрудников конструкторского бюро позволили создать новый проект за сравнительно малое время. Уже в конце 1972 года был подготовлен комплект документации, необходимый для строительства опытной бронемашины. Строительство «Объекта 608» было поручено заводу №183 (г. Нижний Тагил), производившему танки Т-72. Сборка прототипа не заняла много времени – он был готов к испытаниям в марте 73-го. Вскоре после завершения его строительства начались первые проверки, прошедшие на ближайших полигонах.

В течение 1973 года опытный «Объект 608» прошел весь комплекс заводских испытаний, после чего вышел на полигонно-войсковые. Военные специалисты проверяли предложенную машину в 1974-75 годах. По результатам войсковых испытаний новую специальную бронетехнику рекомендовали к принятию на вооружение. 13 июня 1975 года министр обороны СССР подписал приказ, в соответствии с которым бронированная ремонтно-эвакуационная машина «Объект 608» принималась на вооружение под обозначением БРЭМ-1. После этого началась подготовка к серийному производству новой техники.

Перед БРЭМ-1 ставился широкий спектр задач вспомогательного характера, для выполнения которых ее пришлось оснастить набором разнообразного специального оборудования. С его помощью бронемашина способна буксировать различную технику, в том числе застрявшую на различных поверхностях, перевозить разные грузы, обеспечивать ремонт, выполнять некоторые земляные работы и т.д. В соответствии с подобным техническим заданием были определены основные аспекты облика перспективной машины.

Читайте также:  Поменял свечи машина лучше едет

Основой для «Объекта 608» стал танк Т-72Б, что повлияло на некоторые особенности его облика. Ремонтно-эвакуационная машина сохранила силовую установку и ходовую часть базовой машины, однако некоторые ее агрегаты имеют заметные отличия. Заметным переработкам, прямо связанным с выполняемыми задачами, подверглась компоновка корпуса. Обитаемый отсек с рабочими местами всех трех членов экипажа располагается в передней части корпуса. Рабочее место механика-водителя находится в центральной части отсека, справа и со сдвигом назад располагается командир. Место сцепщика-такелажника с набором необходимых органов управления разместили у левого борта и сдвинули назад относительно командира.

Все члены экипажа получили собственные люки в крыше машины. Кроме того, предусматривался один эвакуационный люк в днище, размещенный позади сиденья механика-водителя. Основные люки экипажа оснащены оптическими приборами для наблюдения за обстановкой. Водитель может использовать призменные приборы днем, а в темное время суток средний прибор следует заменять прибором ночного видения ТВНЕ-4ПА. Командир располагает небольшой вращающейся башенкой, в которой имеются два призменных прибора и один комбинированный (дневной и ночной) ТКН-3. Сцепщик-такелажник, как и командир, имеет небольшую башенку, однако она не оснащается механизмами вращения. Сцепщик-такелажник располагает четырьмя призменными приборами ТНП-160, такими же, как на других люках крыши. Средства для наблюдения ночью на рабочем месте сцепщика отсутствуют.

За спиной экипажа предусматривается т.н. машинная перегородка, разделяющая обитаемый отсек и машинное отделение. В последнем размещена часть специального оборудования, предназначенного для решения основных задач. Позади машинного находится моторно-трансмиссионное отделение с агрегатами силовой установки. Серийные БРЭМ-1 оснащаются дизельными двигателями В-84МС мощностью 840 л.с., что позволяет сохранить основные характеристики на уровне базового основного танка.

Корпус «Объекта 608» строился на базе основного танка Т-72Б и имеет схожую защиту. В лобовой проекции экипаж и внутренние агрегаты машины защищены комбинированной преградой, расположенной под углом 60° к вертикали. Бортовые листы и крыша, в свою очередь, обеспечивают защиту от стрелкового оружия и малокалиберной артиллерии. Часть внешних агрегатов специального оборудования так же выполняются из материалов высокой прочности, что позволяет им выдерживать обстрел из стрелкового оружия без повреждений.

БРЭМ-1 не является боевой машиной, однако имеет некоторое вооружение для самообороны. В качестве основного средства защиты предлагается крупнокалиберный пулемет НСВТ, расположенный на турели над люком командира. Возимый боекомплект пулемета составляет 400 патронов. При необходимости экипаж может использовать три автомата АКС-74У с общим боекомплектом 360 патронов и 18 ручных гранат. Также в укладках обитаемого отсека размещается сигнальный пистолет и запас патронов к нему. Дополнительным средством защиты является термодымовая аппаратура. С ее помощью «Объект 608» может защитить себя и эвакуируемую машину от наблюдения и, как следствие, атаки.

Одним из самых заметных элементов специального оборудования машины БРЭМ-1 является сошник-бульдозер шириной 3,1 м, расположенный в передней части корпуса. Этот агрегат устанавливается на рычагах и оснащен гидравлическими приводами, обеспечивающими его подъем и опускание. Обеспечивается заглубление в грунт до 0,45 м. Основной задачей сошника-бульдозера является удержание ремонтно-эвакуационной машины на месте при использовании тяговой лебедки. Ввиду применения мощной лебедки имеющиеся гусеницы не всегда способны обеспечить требуемое сцепление с опорной поверхностью. В ряде ситуаций сошник может применяться при земляных работах. Управление гидроприводами сошника-бульдозера осуществляется с рабочего места водителя при помощи пары кнопок.

В лобовом листе корпуса предусматривается окно с роликовым устройством выдачи троса тяговой лебедки. Трос проходит через передние отсеки корпуса и входит в машинное отделение, где располагается тяговая лебедка. Этот трос предназначается для вытаскивания застрявшей техники или, при необходимости, для буксировки поврежденных машин, в случае отсутствия возможности применения сцепки. Трос имеет длину 200 м и диаметр 28,5 мм. Для большей прочности трос состоит из нескольких прядей спиральной свивки. Основой троса является стальная оцинкованная проволока.

Трос наматывается на барабан механической лебедки с планетарным и раздаточными редукторами. Конструкция лебедки обеспечивает выдачу троса со скоростью порядка 0,3 м/с. Намотка производится с темпом до 0,217 м/с. Характерной особенностью тяговой лебедки БРЭМ-1 является большая тяга. Без дополнительных приспособлений она способна создавать тяговое усилие (на коуше троса) до 25 тс. В комплект специального оборудования ремонтно-эвакуационной машины входит отдельный полиспаст, при помощи которого тяговое усилие может быть доведено до 100 тс.

В машинном отделении также располагается вспомогательная лебедка с приводом от гидромотора. Она оснащается 400-метровым тросом и способна развивать тяговое усилие до 530 кгс. Вспомогательная лебедка предназначается для обеспечения работы основной. Так, ее следует применять для подачи достаточно тяжелого троса тяговой лебедки к буксируемой машине. Кроме того, с ее помощью предлагается перемещать блоки полиспаста, для чего на машине перевозятся специальные салазки.

Вытащенная машина может быть взята на буксир. Для этого БРЭМ-1 на кормовом листе корпуса перевозит полужесткое буксирное приспособление с двухсторонней внутренней амортизацией. В рабочем положении это устройство крепится к буксировочному узлу машины, а его концы закрепляются на крюках эвакуируемой машины. Обеспечивается буксировка машины весом до 50 т.

В левой передней части машинного отделения предусматриваются опорные механизмы подъемного крана. Для подъема различных грузов БРЭМ-1 оснащается поворотным стреловым краном с грузоподъемностью до 12 т. Конструкция крана обеспечивает подъем и перемещение различных грузов, однако ширина секторов обслуживания и грузоподъемность ограничиваются массой нагрузки. К примеру, при максимальном грузе в 12 т возможна работа в пределах сектора шириной 45°, а при максимальном вылете стрелы (4,4 м) высота подъема груза не превышает 1,9 м над поверхностью земли. Управление краном производится при помощи отдельного выносного пульта, благодаря чему оператор получает возможность находиться вне машины и без каких-либо затруднений следить за работой систем. В походном положении стрела крана укладывается вдоль корпуса поворотом назад. Крюк при этом закрепляется в нижней части стрелы.

На крыше машинного и моторно-трансмиссионного отделений находится специальная грузовая платформа, оснащенная роликами для перемещения по корпусу. Часть оборудования предлагается перевозить контейнеры ЗИП, а также инструменты, необходимые для проведения ремонта различной техники. Грузовая платформа представляет собой подвижную конструкцию длиной 1320 мм и шириной 1630 мм. Имеются откидные борта высотой 410 мм.

Читайте также:  Какое масло использовать для двигателя бензопилы

Машина БРЭМ-1 перевозит различное оборудование для проведения ремонта в полевых условий. В частности, она комплектуется электрическим сварочным аппаратом ЭСА-1. Интересен способ электропитания этой аппаратуры: для подачи энергии используется штатный стартер-генератор силовой установки СГ-10-1С. При использовании сварочной аппаратуры это устройство переключается в генераторный режим и обеспечивает выполнение необходимых работ.

На надгусеничных полках предусматриваются ящики и крепления для перевозки различного оборудования, применяемого для тех или иных операций. Так, на левой полке, под стрелой крана, хранятся двурогий крюк для крана, ящик ЗИП, ящик-стеллаж с электросваркой и принадлежностями, два блока полиспаста, а также два домкрата грузоподъемностью по 30 тс. На правой надгусеничной полке размещается ящик для остальных блоков полиспаста и транспортировочных салазок. Кроме того, там же перевозится еще один ящик ЗИП. В кормовой части правого борта предусмотрены крепления для трубы-лаза, входящей в комплект оборудования для подводного вождения.

БРЭМ-1 имеет полный комплект радиоэлектронного оборудования для внутренней и внешней связи. Экипаж должен использовать шлемофоны ТШ4, связанные с переговорным устройством Р-174. Также в машине устанавливаются УКВ-радиостанция Р-173 и приемник Р-173П. При помощи этого оборудования экипаж ремонтно-эвакуационной машины может поддерживать голосовую связь с другой техникой на поле боя.

Будучи построенным на базе основного танка Т-72Б, «Объект 608» имеет схожие габариты и вес. Боевая масса этой бронемашины составляет 41 т. Максимальная длина – 7,98 м, ширина – 3,46 м, высота –2,42 м. Отмечается, что отсутствие башни и каких-либо иных крупных обитаемых отсеков, выступающих над корпусом, позволило уменьшить лобовую проекцию и тем самым повысить живучесть машины в условиях решения поставленных задач под огнем противника.

840-сильный двигатель В-84МС позволяет БРЭМ-1 развивать на шоссе скорость до 60 км/ч. При движении по грунтовой дороге средняя скорость не превышает 40-45 км/ч. При буксировке танка типа Т-72 или аналогичного максимальная скорость по грунтовой дороге не превышает 10-15 км/ч. На пересеченной местности максимальные показатели скорости дополнительно сокращаются.

Внутри корпуса устанавливаются несколько топливных баков, кроме того, предусмотрена возможность установки дополнительных бочек на корме корпуса. При запасе топлива в 1730 л ремонтно-эвакуационная машина может пройти по шоссе до 700 км. На пересеченной местности запас хода заметно сокращается. При движении по грунтовой дороге с танком на сцепке запас хода может падать до 150-200 км.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1 была принята на вооружение в середине 1975 года. Вскоре началась подготовка к серийному производству этой техники, которое должно было вестись в Нижнем Тагиле. Тем не менее, по некоторым данным, в силу разных обстоятельств первая установочная партия серийных машин была построена только в 1985 году. К этому времени проект претерпел некоторые изменения. В частности, поменялось расположение пулеметной установки и была доработана конструкция сошника-бульдозера.

Использование в качестве основы существующего серийного танка позволило наладить массовое производство новой техники и начать полноценные поставки в войска. БРЭМ-1 поставлялись эвакуационным взводам ремонтно-восстановительных батальонов танковых и мотострелковых дивизий, а также иным подразделениям соответствующего назначения. Освоение новой техники позволило ремонтным подразделениям повысить эффективность своей работы по эвакуации и восстановлению поврежденной техники.

За счет использования ряда оригинальных технических решений авторам проекта «Объект 608»/БРЭМ-1 удалось создать весьма интересную специальную бронемашину с высокими характеристиками. В частности, особый интерес представляют характеристики тяговой лебедки. Это устройство при применении полиспаста способно развить усилие до 100 тс. По некоторым данным, это достаточно для вытаскивания любой современной отечественной бронетехники, застрявшей в грязи или на других подобных поверхностях. При этом сообщается, что замерзание грунта не является помехой, и БРЭМ-1 успешно вытаскивает танки вместе с крупным комом промерзшего грунта. Единственной проблемой в данном случае становится правильный упор на грунт при помощи сошника-бульдозера.

При помощи имеющегося крана могут выполняться некоторые ремонтные операции. Среди прочего этот агрегат можно использовать при замене силовой установки танка в полевых устройствах. Состав остальных элементов специального оборудования определен таким образом, чтобы экипаж БРЭМ-1 мог оказать всестороннюю поддержку пострадавшей технике.

По понятным причинам, использование ремонтно-эвакуационных машин обычно не привлекает внимание широкой общественности. Тем не менее, в мае 2010 года все желающие могли наблюдать за работой БРЭМ-1 прямо в центре Москвы. После проведения Парада Победы произошла нештатная ситуация: одна из самоходных артиллерийских установок СУ-100 упала с полуприцепа-танковоза и опрокинулась на крышу. Для возвращения бронемашины в правильное положение использовалась тяговая лебедка БРЭМ-1. С ее помощью самоходку поставили на борт, а затем вернули на гусеницы, после чего появилась возможность отправить ее на ремонт.

К началу девяностых годов советская промышленность успела построить достаточно большое количество бронированных ремонтно-эвакуационных машин на базе танка Т-72Б. После распада Советского Союза эта техника досталась всем вновь образованным государствам. Кроме того, были выполнены несколько контрактов на поставку подобных машин третьим странам. Благодаря этим соглашениям БРЭМ-1 пополнили парк техники сухопутных войск ГДР, Ирана, Ирака, Сирии и т.д.

Развитие достаточно удачного проекта «Объект 608» было продолжено и после распада СССР. Так, в настоящее время потенциальным заказчикам предлагается модернизированный вариант машины под обозначением БРЭМ-1М. В отличие от оригинала, он строится на базе танка Т-90 и имеет соответствующие характеристики. Кроме того, в ходе модернизации машина получила новый кран с увеличенной длиной стрелы и большей грузоподъемностью, доведенной до 20 т. За счет этого БРЭМ-1М, в отличие от предшественника, имеет возможность поднимать башни существующих танков без какой-либо специальной подготовки. Также БРЭМ-1М отличается обновленной тяговой лебедкой с усилием 35 тс, которое при помощи полиспаста может быть увеличено до 140 тс.

Определенное количество БРЭМ-1 до сих пор эксплуатируется вооруженными силами России. Задачей этой техники является помощь подразделениям, оснащенным танками семейств Т-72, Т-80 и Т-90. Можно предположить, что эта техника будет сохранять свое место в войсках в течение длительного времени, и откажутся от нее не ранее, чем начнется полномасштабное списание имеющихся танков.

Adblock
detector