Меню

Машина для обработки самолета противообледенительной жидкостью

Противообледенительная обработка самолета.

Если вам когда-нибудь приходилось отправляться в путешествие на самолете в холодное время года, с высокой долей вероятности, взглянув в иллюминатор перед вылетом, вы могли заметить специальные машины, распыляющие противообледенительную жидкость на крылья. Пассажиры часто интересуются, почему так важно, чтобы самолет был очищен от снега и льда перед взлетом. Дело в том, что крыло и хвостовое оперение самолета имеют определенную форму, благодаря которой создается подъемная сила. Снег или лед изменяют профиль аэродинамических поверхностей, из-за чего нарушается их обтекание воздушным потоком, что влечет за собой значительную потерю подъемной силы. Кроме того, увеличивается вес самолета, что также влияет на безопасный взлет и набор высоты. В 2010 году в Тюмене произошла катастрофа самолета ATR-72. Расследование катастрофы показало, что непроведение противообледенительной обработки перед вылетом привело к потере скорости и сваливанию непосредственно после взлета.

Обтекание обледенелого крыла воздушным потоком.

Ни для кого не секрет, что облив – довольно дорогостоящая процедура, и многие авиакомпании раньше старались по возможности экономить на его проведении. На начало 2015 года средняя цена на обработку самолета А320 в российских аэропортах составляла около 10000 рублей без стоимости жидкости. Жидкость в зависимости от типа стоит от 100 до 150 рублей за литр. Как правило, на обработку самолета А320 уходит 200-300 литров, а при неблагоприятных метеоусловиях значительно больше.

После катастрофы в Тюмени отношение к противообледенительной обработке (сокращенно ПОО) изменилось. Большинство российских перевозчиков ввели так называемую концепцию чистого воздушного судна, согласно которой, никто не имеет право выпускать самолет в рейс или предпринимать попытку взлета, если на его критических поверхностях имеются снег или лед.

К критическим поверхностям относятся крылья, включая механизацию крыла, хвостовое оперение, фюзеляж, гондолы и воздухозаборники двигателей.

Решение на проведение обработки самолета принимает командир совместно с техническим персоналом, при этом, если мнения о необходимости облива расходятся, обработка все равно производится.

Методы удаления обледенения.

Существует три метода очистки воздушного судна от снежно-ледяных отложений: механический, воздушно-тепловой и физико-химический.

Механический способ представляет собой ручную очистку поверхностей самолета на подобии очистки автомобиля. Это самый дешевый способ, однако ввиду большой трудоемкости и длительности процесса активно применяется лишь в военно-воздушных силах.

Воздушно тепловой способ подразумевает использование специальных обдувочных машин на основе реактивных двигателей. Данный способ был широко распространен в СССР, однако современные самолеты иностранного производства ввиду высокой вероятности повреждения обшивки так не обрабатывают.

Физико-химический способ представляет собой облив самолета специальной жидкостью, собственно этот способ является самым массовым, о нем и пойдет речь дальше. Для облива используются специальные машины, в зависимости от размера самолета варьируется и их количество.

Обработка самолета Ан-124 шестью машинами.

Противообледенительная жидкость.

Противообледенительная жидкость (сокращенно ПОЖ) – как правило, это подогретая смесь гликоля и воды. В зависимости от условий применения и назначения обработки применяются различные виды жидкости в чистом виде или разведенные водой в той или иной пропорции.

Существует четыре типа ПОЖ:

  • Тип I: предназначен для удаления обледенения. В целях экономии может разбавляется водой. Практически не имеет защитного действия, так как в составе жидкости отсутствуют загустители;
  • Тип II: в состав жидкости входят загустители. Назначение — защита от обледенения. Обладает довольно небольшим временем защитного действия;
  • Тип III аналогичен типу II, но имеет меньшую концентрацию загустителей и применяется для турбовинтовых самолетов с низкой скоростью отрыва при взлете;
  • Тип IV – основной тип жидкости, используемый для защиты от обледенения, имеет высокую концентрацию загущающих присадок, в результате чего достигается более длительный период защитного действия.

Многие производители для удобства наземных служб и летного состава добавляют в жидкость красители, таким образом можно визуально определить тип применяемой жидкости.

Окрашенная ПОЖ различных типов.

De-icing и anti-icing, в чем разница?

Для безопасного взлета недостаточно только удалить отложения с критических поверхностей воздушного судна, необходимо также предотвратить их последующее появление вплоть до момента взлета.

Читайте также:  Какое моторное масло выбрать для двигателя лада калина

Если требуется только очистить самолет от снега и льда, проводится обработка в один этап, ее называют de-icing.

Если же сохраняются условия для обледенения (идет снег или переохлажденный дождь), проводится обработка в два этапа, при этом второй этап обеспечивает защиту воздушного судна от обледенения до момента взлета (anti-icing). Жидкость для предотвращения обледенения имеет значительно большую концентрацию и определенный промежуток времени не дает осадкам замерзать. Кроме того, в нее добавляются загущающие присадки, что позволяет обеспечить большее время защиты.

Обработка крыла защитной жидкостью.

Длительность защитного действия зависит от вида и интенсивности осадков, температуры, использовавшейся для обработки жидкости. Она определяется экипажем по специальным таблицам, при этом за время начало защитного действия принимается время начала, а не окончания обработки. В случае если взлет не произведен до окончания защитного действия ПОЖ, и сохраняются условия для обледенения, командир обязан запросить повторную обработку самолета. Эта проблема особенно актуальна для крупных аэродромов, где зачастую скапливается большая очередь на взлет. Во многих зарубежных аэропортах существует практика обработки самолета непосредственно перед взлетом на специально оборудованных стоянках, в России подобных стоянок пока ни на одном аэродроме нет.

Специальные стоянки для облива в непосредственной близости от ВПП (аэропорт Цюрих).

Как уже говорилось, противообледенительная обработка применяется только для защиты от обледенения на земле. В процессе взлета под действием набегающего потока остатки жидкости стекают с самолета. В полете борьба с обледенением осуществляется с помощью штатных систем воздушного судна. Существует несколько методов предотвращения обледенения в полете. На большинстве пассажирских самолетов горячий воздух из двигателей используется для нагрева передней кромки крыла, стабилизатора и воздухозаборников двигателей.

Продукция

Машины для противообледенительной обработки ВС (деайсер)

Во время стоянки фюзеляж воздушного судна, правая и левая плоскости крыла, стабилизатор могут покрываться инеем, льдом или выпавшим снегом. Эти факторы снижают летные качества авиатранспорта. Для защиты самолетов от наледи используют деайсеры, или машины для противообледенительной обработки воздушных судов.

Принцип работы техники

Специальные автомобили на базе стандартного грузового шасси Scania оснащены выдвижной телескопической платформой с кабиной оператора и поворотными форсунками для распыления жидкости. Датчики и сигнальная подсветка позволяют подводить машину для противообледенительной обработки ВС максимально близко к борту, не касаясь его. Мощная гидравлическая система помогает поворотным механизмам производить плавные и точные движения, а высокопроизводительный насос обеспечивает широкий радиус распыления реагентов. На машинах также установлена электронная система смешения компонентов, подогреватели, устройства для учета расхода жидкости.

Купить деайсеры в Москве

Компания «ЕвроТэк» предлагает заказать противообледенительные машины марки Vestergaard Elephant. Техника имеет несколько отличительных особенностей:

  • Емкость в спецмашину может быть заправлена с помощью насоса или естественным наливом.
  • Параметры смеси задаются вручную оператором, который также контролирует движение стрелы вдоль фюзеляжа самолета.
  • Обработка шасси, днища воздушных судов, труднодоступных участков осуществляется с помощью шлангов и распыляющих пистолетов, расположенных с обеих сторон от кабины.

Для получения индивидуальной консультации по характеристикам, выбору машин приезжайте в наш офис в Москве или позвоните по номеру, указанному на сайте.

Для чего самолету нужна противообледенительная обработка перед полетом? Отвечает пилот самолета.

Всем привет и сегодня я расскажу вам о том, для чего специальные машины обливают самолеты перед полетом.

Делается это, в основном, когда температура воздуха ниже 0.

В чем причина?

Пока самолет на стоянке, на его крылья и фюзеляж может падать снег, также может намерзать вода. Пока он стоит на земле — все нормально, но в воздухе это может быть очень опасным.

Дело в том, что самолет — штука большая, все эти вода и снег, осевшие на корпусе самолета — могут весить пару тонн! Естественно самолет не рассчитан на такую дополнительную нагрузку и это первый повод, почему самолет обливают специальной жидкостью.

Читайте также:  Что такое капитальный ремонт двигателя внутреннего сгорания

Второй повод заключается в том, что когда происходит какое-то намерзание воды на крыльях, то эта наледь искривляет поверхность этого самого крыла. Получается, что воздух уже протекает не сквозь гладкое крыло, а сквозь «бугорки» снега и льда. Как следствие, уменьшается подъемная сила, увеличивается сопротивление.

Короче, от этого льда один негатив!

Как бороться?

Вот, собственно, мы и подошли к теме «А что же это за жидкость такая?».

Чтобы убрать все намерзания перед полетом — ей обливают весь фюзеляж и крылья. Т.к. этот «раствор» теплый, то своей температурой он просто плавит наледь, оставляя крыло чистым.

Также после того, как самолет стал чистеньким, эта жидкость остается на металле тонким слоем. Этот слой препятствует новому обледенению на земле, а также в полете. Правда действует эта защита всего пару минут. За это время необходимо взлететь и пройти сквозь слой, где происходит образование льда на крыле.

А теперь кратко и все по полочкам!

Когда самолет стоит на земле — на нем может оставаться снег и лед.

Также во время полета в зонах обледенения может начаться намерзание льда на крыльях и фюзеляже.

Все это увеличивает вес самолета, а также очень сильно ухудшает его летные характеристики.

Чтобы этого избежать аэропорты производят противообледенительную обработку самолетов специальной жидкостью, которая плавит все образования, намерзшие на земле, а также защищает самолет от новых образований уже в полете.

Самолет борется со льдом не только с помощью жидкости. У него есть и собственные системы. Некоторые его части имеют специальные «обогреватели», которые помогают удалять лед с критически важных поверхностей. Например, очень часто обогрев подается на переднюю часть крыла, входные устройства двигателей и определенные датчики, расположенные в носу.

Желаю вам безопасных полетов 🙂

Если вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал и ставьте палец вверх, мне очень приятно 🙂

Опасное обледенение. Зачем самолет обливают жидкостью перед вылетом

По многолетней статистике авиационный транспорт значительно безопаснее других видов транспорта — автомобильного, железнодорожного или морского.

Опыт эксплуатации показывает, что одним из наиболее опасных воздействий атмосферы на воздушное судно, которое существенно влияет на безопасность полетов, является обледенение. И хотя авиационных происшествий, связанных с обледенением не так много, борьбе с ней уделяют повышенное внимание.

В чем опасность обледенения

Чаще всего обледенению подвергаются передние кромки крыльев и хвостового оперения самолета, воздухозаборники у турбореактивных и турбовентиляторных двигателей и лопасти винтов у турбовинтовых.

Находящиеся на верхней поверхности крыла самолета снег, иней и лед приводят к увеличению сопротивления самолета, уменьшению подъемной силы, снижают критический угол атаки, увеличивают скорость сваливания. Резко уменьшается устойчивость и управляемость воздушного судна.

Обледенение воздухозаборников двигателей нарушает равномерность воздушных потоков, входящих в двигатели. Следствие этого — неравномерная работа и уменьшение тяги. В случае расположения двигателей сзади крыла или на хвосте, массовый вброс снега и льда во входные устройства при взлете может привести к помпажу и самовыключению двигателей на самом ответственном этапе полета.

Обледенение на земле

Обледенение бывает наземным и воздушным. В зависимости от состояния атмосферы на поверхности самолета могут появляться следующие виды обледенения:

В ясную зимнюю погоду, содержащиеся в воздухе водяные пары при соприкосновении с охлажденной поверхностью самолета превращаются в иней или изморозь. Толщина инея обычно не превышает пары-тройки миллиметров. Тонкий слой инея — единственно допустимый вид обледенения, при котором разрешается нормальная эксплуатация самолета.

При околонулевых температурах и высокой влажности осадки выпадают в виде переохлажденного дождя. Переохлажденные осадки — это дождь, капли которого имеют отрицательную температуру, но еще не замерзают в воздухе. При попадании таких капель на поверхность они сразу замерзают, образуя ледяную корку. Лед является одним из самых опасных видов обледенения и является наиболее сложноудалимым с поверхностей самолета.

Читайте также:  Запах гари масла мотора

Также, одним из самых распространенных видов обледенения зимой, является снег. И если сухой снег можно легко счистить с поверхности воздушного судна, то влажный имеет свойство прилипать или примерзать. Как правило допустимо некоторое количество сухого снега на поверхности самолета, влажный снег обязательно убирают.

Обледенение в воздухе

Переохлажденные осадки в виде дождя с каплями отрицательной температуры опасны не только на земле, но и в полете. При полете в такой атмосфере интенсивно происходит обледенение на передних поверхностях воздушного судна — крыльях, хвостовом оперении, воздушных винтах, датчиках и приемниках пилотажно-навигационных приборов. Капли дождя быстро кристаллизуются и превращаются в наросты различной формы и размеров.

Обледенение в воздухе наиболее опасно для самолета и может привести к катастрофическим последствиям. Степень опасности обледенения определяют скоростью отложения льда на поверхности — интенсивность и измеряется в мм/мин. Обледенение называют слабым, если скорость отложения льда на передней кромке крыла не превышает 0,5 мм/мин, умеренным — от 0,5 до 1 мм/мин и сильным — быстрее 1 мм/мин.

Топливное обледенение

Ещё одним случаем, когда обледенение может возникнуть при летом на земле при положительных температурах, является так называемое «топливное обледенение».

Оно возникает когда воздушное судно возвращается в теплые нижние слои атмосферы после длительного полета на большой высоте. В этом случае топливо в крыльевых баках охлаждается настолько сильно, что влага, попадающая на крыло уже на земле, замерзает с образованием инея.

Борьба с обледенением на земле

Концепция «чистого самолета» предусматривает, что перед полетом критические поверхности воздушного судна должны быть свободными от всех видов обледенения. Это относится к крылу, горизонтальному и вертикальному оперению.

Главную роль в предотвращении обледенения играет обработка самолетов противообледенительной жидкостью (ПОЖ) перед вылетом. Такая обработка обычно производится с применением специальных машин — деайсеров, имеющих баки для содержания и подогрева ПОЖ и устройства для нанесения ПОЖ. Важными критериями при противообледенительной обработке является скорость удаления льда и длительность защиты от повторного образования льда на поверхностях самолета. Лед должен быть удален за несколько минут до полета и не образовываться до тех пор, пока самолет не поднимется на достаточную высоту, на которой обледенение уже практически не возможно.

Для обеспечения заданных условий самолет всегда обрабатывают в два этапа. На первом этапе воздушное судно обрабатывают жидкостью на основе этиленгликоля с малой вязкостью и подогретой до 60-70 градусов для удаления ледяных отложений с поверхностей самолета.. После обработки самолета ПОЖ Типа I, самолет обрабатывают жидкостью Типа II, III или IV. Данные жидкости аналогичны по составу жидкости Типа I, но содержат загустители, которые позволяют образовать тонкую пленку на обрабатываемых поверхностях и не дать воде замерзнуть.

И в воздухе

В процессе взлета, составы, которыми обрабатывают воздушные суда на земле, сдуваются встречным потоком воздуха с поверхностей самолета на скорости примерно 150 км/ч и далее в действие вступают противообледенительные системы самолета. Противообледенительные системы предотвращают образование ледяного слоя и удаления появившегося льда в процессе полета.

На современных самолетах чаще всего используются тепловые системы. В этих системах обледенение ликвидируется нагревом поверхности горячим воздухом отобранном от двигателей или электричеством. Теплый воздух применяют для обогрева неподвижных в полете элементов конструкции самолета — носков хвостового оперения и крыла,, дверей, отсека ВСУ, входных направляющих аппаратов самих двигателей. Электрическими системами обогревают подвижные элементы, к примеру, предкрылки, датчики и сигнализаторы, работающие в воздушном потоке — приемники полного и воздушного давления, приемники статического давления, датчики угла атаки и др.

Несмотря на все предпринимаемые меры безопасности, обледенение требует предельного внимания со стороны экипажа и наземного персонала. Маленькая невнимательность часто приводит к большим трагедиям.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх, подписывайтесь на канал On Final или оставьте комментарий, всегда интересно любое мнение!

Adblock
detector