Ремонт воздушных линий электропередачи
Эксплуатация воздушных линий электропередачи включает техническое обслуживание (эксплуатационное обслуживание), капитальный ремонт и работы, связанные с ликвидацией аварийных повреждений на ВЛ.
Затраты труда по названным видам работ распределяются следующим образом: аварийно-восстановительные работы — 0,3 — 1,2 % (всех затрат труда), техническое обслуживание — 9,5 — 12,6%, капитальный ремонт 86,4 — 89,5%.
Техническое обслуживание и капитальный ремонт являются основными условиями, обеспечивающими нормальную, безаварийную работу воздушных линий электропередачи. Эти работы плановые и составляют приблизительно 99 % всех затрат труда ремонтно-эксплуатационного персонала. В структуре затрат труда по разделу капитальные ремонты основная доля приходится на расчистку трасс и замену дефектных изоляторов.
Доля затрат труда по расчистке трасс составляет около 45 % всего объема работ по капитальному ремонту. По объему затраты труда на эти работы растут быстрее, чем увеличивается протяженность обслуживаемых линий. Вызвано это тем, что трассы вновь введенных и вводимых в настоящее время в эксплуатацию ВЛ (около 30 %) проходят по лесистой местности.
Сроки проведения текущего и капитального ремонта ВЛ
Текущий ремонт воздушных линий электропередачи проводится ежегодно. Объем выполняемых работ включает: ремонт и выправку опор, замену поврежденных изоляторов, перетяжку отдельных участков сети, проверку трубчатых разрядников, вырубку разросшихся деревьев. При капитальном ремонте проводится плановая замена опор, перетяжка и выправка линий, замена неисправной арматуры. Капитальный ремонт низковольтных воздушных линий проводится один раз в 10 лет.
Для устранения дефектов, обнаруженных при осмотрах, составляется график отключения воздушных линий электропередачи для проведения ремонта.
Ремонт деревянных опор
При эксплуатации воздушных линий электропередачи наблюдаются отклонения опор от вертикального положения. С течением времени величина наклона увеличивается и опора может упасть. Для восстановления нормального положения опоры используется лебедка. После правки почву вокруг опоры хорошо утрамбовывают. Если опора наклонилась в результате ослабления бандажа, производят его подтяжку.
Расположенные в земле деревянные части пасынка (опоры) подвергаются сравнительно быстрому загниванию. Для продления срока службы в местах повреждения устанавливают антисептические бандажи. Перед наложением бандажа участок древесины очищают от гнили, затем кистью наносят антисептическую пасту слоем 3 — 5 мм и накладывают ленту из синтетической пленки или рубероида, которую фиксируют с помощью гвоздей, а верхний обрез обвязывают проволокой диаметром 1 — 2 мм.
Другая технология работ предусматривает заготовку гидроизоляционных листов с заранее наложенным антисептиком и последующую установку их на пораженное место.
В настоящее время часто практикуют замену поврежденных деревянных пасынков на железобетонные. Если меняют пасынок при хорошем состоянии остальной части опоры, то такую работу выполняют без снятия напряжения. Новый пасынок устанавливают с противоположной стороны (по отношению к старому пасынку), а старый удаляют.
Ремонт железобетонных опор
Выправку одностоечных железобетонных опор осуществляют с помощью телескопической вышки.
Различают следующие дефекты железобетонных опор: поперечные трещины, раковины, щели, пятна на бетоне.
При наличии поперечных трещин в зависимости от типа опоры производят окраску поверхности бетона в зоне трещин, заделку их полимерцементным раствором, установку бандажей и замену опор. Перед проведением покраски поверхность промывают растворителем, затем грунтуют слоем лака марки ХСЛ и покрывают смесью лака с цементом (в отношении 1:1 по массе).
После сушки наносят слой перхлорвиниловой эмали ХВ-1100. Для приготовления полимерцементного раствора первоначально смешивают цемент с песком (цемент марки 400 или 500 с песком в пропорции 1:2), затем добавляют 5 % полимерную эмульсию. Полученную массу перемешивают и вмазывают в поврежденное место. Через 1 час заплату смачивают водным раствором эмульсии.
При ширине трещины более 0,6 мм, наличии раковин или отверстий площадью до 25 см2 устанавливают бандаж. Поврежденное место зачищают, размещают вертикальный или горизонтальный стальной каркас (сталь диаметром до 16 мм), делают опалубку и заливают бетоном. Края бандажа должны на 20 см перекрывать зону разрушения бетона.
При наличии продольных трещин длиной более 3 м на всей поверхности бетона, раковин или отверстий площадью более 25 см 2 производится замена опоры.
Чистка и замена изоляторов при ремонте воздушных линий электропередачи
Чистка изоляторов может производиться на отключенной воздушной линии электропередачи протиркой вручную или на линии под напряжением путем обмыва изоляторов струей воды. Для обмыва изоляторов используется телескопическая вышка, в которой устанавливается вспомогательная стойка для ствола с насадкой, по которому под давлением поступает вода. Вода привозится в цистерне. Работу выполняют специально обученные лица.
Замена неисправных изоляторов осуществляется без опускания или с опусканием провода. На воздушной линии, где масса провода небольшая, используется телескопическая вышка и провод не опускают.
После демонтажа вязок специальным ключом старый изолятор снимают со штыря, заменяют полиэтиленовый колпачок. Перед установкой нового колпачка его предварительно нагревают в горячей воде при температуре 85 — 90° С. Затем ударами деревянного молотка насаживают на крюк, устанавливают изолятор, закрепляют провода.
Регулировка стрел провеса проводов
Указанная операция проводится путем вставки или вырезки части провода. Перед началом работы расчетом определяют длину вставки (вырезки). Затем отключают напряжение, на одной из анкерных опор провод отсоединяют и опускают на землю, разрезают, делают вставку, снова натягивают. Если длина вставки (вырезки) небольшая (0,2 — 0,6 м), регулировку стрел провеса производят за счет изменения крепления проводов на анкерных опорах.
В сетях 0,38 — 10 кВ такая работа обычно выполняется в летнее время, причем стрела провеса устанавливается «на глазок». Это нежелательно. Указанная регулировка может привести к обрыву проводов в зимнее время.
При сравнительно небольшом повреждении проводов (3 — 5 проволок из 19) оборванные жилы скручивают и накладывают бандаж, либо ремонтную муфту. При этом вырезка участка провода не производится.
Ремонтная муфта представляет собой разрезанный вдоль овальный соединитель. При монтаже края разреза разводят, муфту надевают на поврежденный участок и опрессовывают с помощью прессов МГП-12, МИ-2. Длина муфты зависит от размеров поврежденного участка.
При большом числе оборванных жил производится замена дефектных участков провода. Отрезок нового провода должен иметь то же направление свивки, что ремонтируемый. Длина вставки берется от 5 до 10 м в зависимости от сечения провода. При ремонте используется телескопическая вышка, провод опускается на землю.
Наиболее распространенные способы соединения вставок с основным проводом — использование овальных соединителей с последующим их обжатием или скручиванием.
Для ремонта проводов воздушной линии электропередачи применяется также сварка с помощью термитных патронов. К работам по сварке допускаются лица, прошедшие обучение и могущие выполнять эту операцию самостоятельно.
Очистка трассы воздушной линии
Очистка трассы выполняется с целью исключения аварий из-за падения деревьев на провода, перекрытия линий ветвями подрастающих деревьев, для защиты от пожаров. Кроме этого работы на трассе проводятся для защиты сельскохозяйственных угодий от сорной растительности.
Мероприятия по очистке трассы воздушной линии планируются. Используются ручная, механическая и химическая виды очистки. На трассах воздушных линий 0,38 — 10 кВ преимущественно проводится ручная очистка.
Работу выполняет специально подготовленная бригада. Лица моложе 18 лет к вырубке и валке деревьев не допускаются. Обычно на место работы при большом ее объеме вывозится передвижной вагончик.
Машин механизм для ремонт линии электропередач
Строительные и монтажные работы по сооружению воздушных линий электропередачи (рубка и расчистка просек, транспортные, погрузочно-разгрузочные, земляные работы и сооружение фундаментов, сборка и установка опор, монтаж проводов и тросов) выполняются при помощи машин, механизмов и приспособлений, заменяющих или облегчающих ручной труд.
Рубка и расчистка просек. При валке и раскряжевке деревьев на вырубке просек используют бензомоторные пилы «Дружба-60» и МП «Урал-60», которые имеют автономное питание, не требуют передвижных электростанций и шлангового кабеля и обладают хорошей маневренностью.
Для валки подпиленных деревьев применяют гидравлические клинья КГМ с приводом от двигателя пилы «Дружба-60». Сучья обрубают электросучкорезами РЭС -2, работающими от передвижных электростанций ПЭС -14 В/М, или при помощи тросового приспособления и трелевочного трактора. Трактор протаскивает пакет стволов через петлю тросового приспособления, сучья по краям пакета срезаются, а сучья, находящиеся между деревьями, обламываются в результате сжатия пакета.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Для трелевки хлыстов используют тракторы Т-130 или Т-100М, а также специальные трелевочные тракторы ТДТ -75 с погрузочным щитом и лебедкой или ТБ-1 с гидроманипулятором и зажимным коником. Для механизированной вырубки просеки и разделки древесины в настоящее время внедряется комплект из двух машин: валочно-транспортного агрегата ВТА — ЛЭП и агрегата АРД — ЛЭП для обработки сучьев (на базе трактора Т-100М).
Вырубку мелколесья и кустарника выполняют различным навесным оборудованием, монтируемым на тракторе Т-100М: кусторезом Д-174Г, корчевателем Д-496А или универсальным бульдозером Д-492А.
Работы по расчистке просек от мелколесья и кустарника выполняют также универсальным агрегатом КБК -2, который представляет собой комплект сменных навесных приспособлений — корчевателя, бульдозерного ножа и канавокопателя, монтируемых на тракторе Т-100, оборудованном постоянной бульдозерной оснасткой Д-157.
Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы. Транспортные работы при строительстве линий электропередачи имеют ряд особенностей: большую протяженность фронта работ, бездорожье на трассах, относительно невысокую прочность некоторых конструкций (особенно железобетонных), длинномерность и крупногабарит-ность большей части грузов. Поэтому на строительстве линий электропередачи наряду с общестроительными погрузочными и транспортными средствами применяют специальные машины и механизмы.
Для вывозки деревянных столбов на трассу используют обычные автомашины — лесовозы или бортовые машины с прицепами-роспусками. Железобетонные стойки ВЛ до 10 кВ перевозят на опоровозах ППО -18 или специальных платформах (рис. 42), оборудованных гидрокранами. За один рейс на такой платформе перевозят до 12 железобетонных стоек. Разгрузку стоек гидрокраном на трассе выполняет шофер тягача. В качестве тягача используется автомашина ЗИЛ -130В или ЗИЛ -1Э1В.
Тяжелые изделия (подножники, сваи, большие барабаны с проводом) перевозят на большегрузных автомобилях или на специальных полуприцепах с разгрузочным устройством ПТЛ -9-5 грузоподъемностью 9 т. В качестве тягача используется автомашина КРАЗ -255.
Стволы железобетонных опор ВЛ 35—220 кВ перевозят на специальных опоровозах СЛГ -18/3, конструкция которых позволяет транспортировать до трех стволов массой до 6 т каждый. Ствюловоз имеет два погрузочно-разгрузочных устройства. В качестве тягача используют автомашину К.РАЗ-221 или трактор Т-100М-ГП. Стволы перевозят также па так называемых пенах, состоящих из двух низких металлических саней, соединенных между собой тросом. Для буксировки пепов используют трактор T-100.
Рис. 1. Платформа для перевозки железобетонных стоек опор ВЛ до 10 кВ:
1 — рама платформы, 2 —гидрокран, 3 — стойка
Секции металлических опор доставляют на трассу на автомашинах, тракторных прицепах или санях.
Погрузочно-разгрузочные работы на строительстве линий электропередачи выполняются как обычными автомобильными и тракторными, так и специальными кранами.
Земляные работы и сооружение фундаментов. Для рытья котлованов под опоры ВЛ, устанавливаемые непосредственно в грунт, применяют специальные землеройные машины с различными техническими характеристиками.
Наиболее эффективны буровые машины на авто- и гусеничном ходу. Первые обладают большей маневренностью, а вторые-—большей проходимостью.
Оборудованы они лопастными (БМ-202, БМ-302, БМ-303) или шнековыми ( МРК -1А, МРК -2, МРК -ЗА, МРК -4Т) бурильными установками. Буровые машины позволяют рыть как вертикальные, так и наклонные (для установки А-образных опор) котлованы. Кроме того, машины БМ-202, БМ-302 и БМ-303 оборудованы кранами для установки одностоечных опор ВЛ напряжением до 10 кВ. С 1977 г. выпускается бурокрановая машина БКМ -2,5/2 на тракторном ходу, позволяющая вести комплексно-механизированные работы по строительству сельских линий электропередачи, оснащенная бурильной установкой, грузоподъемной стрелой и бульдозерным оборудованием. Ведутся испытания буровой машины БМПК -2,6/3 (глубина бурения 3 м, диаметр котлована 2,6 м), которая позволит устанавливать в отрытые котлованы подножники почти всех существующих типов.
Бурильные установки оснащены резцами из стали для средних грунтов и из твердых сплавов для мерзлых. Бурение одного котлована в средних грунтах занимает 5—7 мин, а в мерзлых 15—20 мин. Пробуренные котлованы имеют размеры, соответствующие диаметру опор, а их стенки уплотняются рабочими органами бурильной установки, что обеспечивает надежное закрепление опор в грунте.
Рис. 2. Буровые машины:
а — на автоходу, б — на гусеничном ходу
Буровые машины, оснащенные твердосплавными резцами, применяют также для рыхления верхних слоев мерзлого грунта под большие котлованы для сложных опор, после чего талый грунт выбирают на нужную глубину экскаватором.
Для рытья котлованов прямоугольной формы наибольшее распространение получили общестроительные экскаваторы Э-153, Э-302Б, Э-652А и Э-304А.
Для сооружения свайных фундаментов под опоры ВЛ применяют вибровдавливающие и сваебойные агрегаты. Наиболее распространены вибровдавливающие агрегаты ВВПС -20/11 и ВВПС -32/19. Агрегат ВВПС -20/11 смонтирован на тракторе Т-100 и предназначен для по-, гружения железобетонных свай сечением до 30X30 см и длиной до 6 м; его производительность 10—14 свай в смену. Агрегат ВВПС -32/19 смонтирован на тракторе Т-130 и предназначен для погружения железобетонных свай сечением до 40×40 см и длиной до 7 м; его производительность 10—12 свай в смену. Оба агрегата укомплектованы оборудованием для бурения лидерных (направляющих) скважин.
Применяют также ударно-вибровдавливающий свае-погружатель УВВС -60/10, который монтируется на тракторе Т-100М. Вибромолот агрегата потребляет в два раза Меньше электроэнергии, чем вибропогружатель, и обеспечивает погружение 15—17 свай в смену.
Винтовые сваи погружают в грунт самоходной установкой M3C-13 (машиной для завинчивания свай), смонтированной на автомашине КРАЗ -214. Производительность установки до 16 свай в смену.
Сборка и установка опор. Для сборки и установки опор применяют как обычные, так и специальные краны.
Для сборки опор и сооружения фундаментов используют в основном краны средней грузоподъемности со стрелой небольшой длины: прицепные Т-75 и ТПК -Ю, гусеничные ТК-53 и общестроительные автомобильные К-64 и АК-75В.
Одностоечные опоры ВЛ напряжением до 10 кВ, высотой до 11 м обычно устанавливают бурильно-крановы-ми машинами, а А-образные опоры .ВЛ-10 кВ — автокранами АК-75В и К-64 или тракторными кранами ТК-53 и КТС -5Э.
Па рис. 44 показан специальный кран К- ЛЭП -7 для установки одностоечных железобетонных опор высотой до 25 м, который обладает рядом преимуществ по сравнению с другими кранами: высокой проходимостью, простотой и легкостью стропления опоры, захватом опор в двух точках (что исключает появление в них трещин), подъемом и установкой опоры без волочения ее по земле. Кран К- ЛЭП -7 может быть использован также для установки подножников при устройстве фундаментов, а также на погрузочно-разгрузочных работах.
Установку деревянных опор ВЛ 35—110 кВ обычно выполняют общестроительными автокранами К-64 и КС-2651Г с удлиненной стрелой. Тяжелые и сложные опоры ВЛ 35 кВ и выше устанавливают кранами большей грузоподъемности: СМК -Ю и К-162 и тракторами Т-100М и Т-130. Самые тяжелые и крупногабаритные опоры устанавливают при помощи падающей стрелы и тяговых средств (тракторов и лебедок).
Рис. 3. Кран-установщик К- ЛЭП -7
Для подтаскивания опор и их деталей к котловану используют тракторы Т-100М и Т-130, на болотистых трассах —болотные тракторы Т-100Б. Широко применяют также колесный трактор К-701 («Кировец»), обладающий большой скоростью движения и достаточно высокой проходимостью, а также трелевочный трактор ТДТ -75.
В качестве тяговых средств при установке опор применяют тракторные навесные лебедки JI-8, обеспечивающие плавность подъема опор и позволяющие выполнять его в стесненных условиях при небольшом удалении от котлована.
При сборке и установке опор широко используют также различные строповочные приспособления, захваты, замки, монтажные траверсы и распорки, домкраты, шарниры, якоря и др.
Монтаж проводов и тросов. В качестве тяговых средств при раскатке проводов используют тракторы Т-100М, Т-130, Т-74 и ДТ-75. Легкие провода раскатывают с помощью автомашин.
Для раскатки легких проводов применяют специальные тележки на автоходу, а для раскатки тяжелых проводов — на гусеничном ходу (однобарабанные или трехбарабанные). Тележки имеют тормозные устройства. В качестве буксира тележек используют трактор Т-100М. Барабаны с проводом устанавливают на тракторные тележки краном, а на тележки для легких проводов— краном или винтовыми домкратами, смонтированными на прицепе.
При монтаже проводов используют телескопические и шарнирные вышки на автомобильном или тракторном ходу.
Рис. 4. Тележка на автоходу для раскатки легких проводов:
1 — автоприцеп, 2 — барабаны с проводом, 3— подъемные домкраты, 4 — барабан с тросом, 5 — рама
Телескопические вышки более легкие и проще в обслуживании, чем шарнирные, обеспечивают подъем на большую высоту, однако могут быть использованы только при наличии подъездов непосредственно к стволу опоры. Шарнирные вышки позволяют устанавливать машину в 10—15 м от опоры.
Натяжку проводов выполняют, как правило, при помощи тракторов или тракторных лебедок. В исключительных случаях, когда это технологически оправдано, провода натягивают ручными лебедками или полиспастами.