Меню

Марка пожарной машины газ

Пожарные машины ГАЗ

Первый пожарный автомобиль ГАЗ-АА

Лесные пожары довольно частое явление. Ежегодно в разных частях планеты возникают сильнейшие очаги возгорания лесных массивов. Неуправляемые лесные пожары уничтожают не только деревья, птиц и животных, но и целые деревни и поселки. Такие пожары наносят огромный ущерб народному хозяйству. По каждому случаю пожара назначается пожарно-техническая экспертиза. Для борьбы с пожарами правительства выделяют немалые средства для борьбы с огнем и на профилактические, превентивные мероприятия. Горьковский Автомобильный Завод начал выпускать пожарные автомобили на базе ГАЗ-АА с самой первой своей модели в 1932 году.

Пожарная машина на базе ГАЗ-51

Эволюция модельного ряда пожарных автомобилей: следующий на базе ГАЗ-51. Серийное производство началось в 1946 году, хотя первые опытные образцы были сделаны еще до войны.

Пожарная машина на базе ГАЗ-53

Пожарная машина на базе ГАЗ-66

Пожарная лесопатрульная автоцистерна на базе ГАЗ-33081

Колёсная формула 4х4 и умеренные габаритные размеры обеспечивают пожарному автомобилю хорошую проходимость и достаточную манёвренность в лесах и лесопосадках. В двухрядной кабине могут разместиться водитель и пожарный расчёт. Пожарно-техническое вооружение (ПТВ) оптимально расположено в двух отсеках, двери которых выполнены по шторному или панельному типу. Это делает очень быстрым и удобным доступ к ПТВ. Емкость цистерны составляет 3000 литров, объем бака для пены определяет сам заказчик.

Пожарный бронетранспортер ГАЗ-59402

Этот пожарный бронетранспортер на комбинированном ходу может перемещаться по рельсам на специальных подъемных катках и на пневмошинах. Создан в 1999 году на базе БТР-80. Бронированный герметичный корпус, бронированные стекла позволяют пожарному расчету тушить пламя с расстояния 50 метров на складах с взрывчатыми веществами и боеприпасами. Основное предназначение этой машины – тушение лесных пожаров, железнодорожных объектов, складов с горючими и легко воспламеняющимися материалами, аэропортов и речных (морских) портов. На корпусе установлена полноповоротная башня со сдвоенной пенометной установкой «ПУРГА». Водяной насос позволяет забирать воду из естественных источников воды: ручей, озеро, река и тому подобное. Скорость движения по рельсам достигает 50 км/час, скорость по шоссе до 80 км/час. Вес пожарного бронетранспортера составляет 15 тонн. На машине установлен дизельный двигатель мощностью 260 лошадиных сил. В настоящее время в эксплуатации находится единственный экземпляр этой машины в пожарной части Республики Марий Эл.

Специальные технические условия (СТУ) пожарной безопасности в обязательном порядке разрабатываются для строительного объекта, у которого не определены требования в общей документации. После разработки требуется согласование сту в Департаменте Надзорной Деятельности МЧС России и в Министерстве Регионального Развития Российской Федерации.

Основная пожарная техника ГАЗ

Преимущества пожарной техники на шасси ГАЗ

Среди многочисленных альтернатив пожарные автомобили на нижегородском шасси выделяются несколькими очевидными преимуществами:

  • Отечественное производство. Продукция зарубежных фирм не всегда готова к российским ухабам и трескучим морозам, ГАЗ делается специально под отечественные реалии.
  • Невысокая стоимость. Импортные аналоги всегда обходятся дороже, нижегородские шасси позволяют сэкономить без потери в качестве.
  • Проверенная репутация производителя. Горьковский автозавод основан в 1932 году, и уже почти сто лет успешно выдерживает конкуренцию – на его продукцию можно положиться.

Чаще всего на базе нижегородского шасси производят классические автоцистерны, упор в конструкции делается как на большой экипаж, так и на значительные запасы воды.

Читайте также:  Руководство по ремонт двигателя foton

Особенности пожарных автомобилей на шасси ГАЗ

Средний пожарный автомобиль на шасси ГАЗ имеет цистерну для воды среднего объема – от 1600 до 3000 литров, емкость пенобака составляет 100-180 литров.

Колесная формула может быть как 4х2, так и 4х4 – повышенной проходимости, для движения по пересеченной местности.

В качестве основного насоса используется НЦПН 40/100 или, реже, НЦПК 40/100-4/400.

Полная масса снаряженного автомобиля колеблется в пределах 8-8,5 тонн, боевой расчет – от 2 до 6 человек вместе с водителем.

Часть моделей оснащена выдвижными лестницами и просторными отсеками для расположения средств пожаротушения. В качестве дверей используются либо барабанные «шторы» из анодированного алюминия, либо панели на пневмопружинах. По оснастке все пожарные авто на базе ГАЗ примерно похожи друг на друга.

Модельное разнообразие АЦ ГАЗ

Пожарные машины на горьковском шасси в деталях различаются в зависимости от модели, наиболее востребованными считаются следующие:

АЦ 1,6-40 – компактный автомобиль общего применения на базе современного шасси C42R33, годится для повседневной спасательной работы и подвоза дополнительных огнетушащих веществ;

АЦ 2,5-40 – усиленный вариант предыдущей модели, имеет увеличенную (до 2,5 тонн) емкость цистерны и шасси повышенной проходимости, способен двигаться в условиях относительного бездорожья;

АЦ 3,0-40 – модель, по большинству характеристик аналогичная вышеописанной, но при этом с уменьшенным до двух человек (против пяти) экипажем, зато с увеличенными цистерной и пенобаком.

Специальная пожарная техника ГАЗ

Преимущества специальной пожарной техники на шасси ГАЗ

Модификации «Газели» – не первая ассоциация с пожарным автомобилем, и все же они прекрасно подходят для таких нужд благодаря ряду характеристик:

  • Компактные размеры. Специальная техника должна иметь возможность максимально близко подобраться к источнику возгорания – «Газель» способна проехать по узким проселочным дорогам.
  • Отечественная специфика. Автомобиль приспособлен к российским условиям в плане климата и отсутствия адекватных дорог, его техническое обслуживание упрощается ввиду географической близости производителя.
  • Дешевизна. За счет отсутствия дорогостоящей логистики и таможенных сборов при доставке на переоборудование оснащенный агрегат обходится потребителю дешевле зарубежных аналогов.

Размеры и оснастка «Газелей» предполагают их первоочередный выезд к месту ДТП – их запасов воды хватит для гашения небольших возгораний, тот же экипаж может забрать с собой пострадавших.

Специфика

При небольших габаритах пожарные «Газели» обязаны брать на себя дополнительные функции по оказанию доврачебной помощи, что влияет на объем цистерны – емкость составляет всего 100-400 литров. Пенообразователь не является обязательным составляющим – если бак и есть, то всего на 30 литров. В новых моделях стоит дизельный двигатель Cummins E-4, ожидаемая максимальная скорость – 115 км/ч. Существующие колесные формулы – 4х2 и 4х4. Автомобили с запасом воды комплектуются установками высокого давления 30/150, полный вес снаряженной машины – 3025-3325 кг, экипаж – 5-7 человек.

Комплектация автомобиля предполагает возможность предоставления первой медицинской помощи, он оснащается не только традиционным пожарно-техническим вооружением, но и расширенной аптечкой. В комплект входят также аварийно-спасательные инструменты.

Читайте также:  Объем масла двигателя фиат добло

Популярные специальные пожарные автомобили ГАЗ

Продукция Горьковского автозавода используется для пожарно-спасательных работ в различных ситуациях, потому предполагает разнообразие моделей. Наиболее популярные среди них:

Пожарный БТР ГАЗ-59402 Пурга

ГАЗ-59402 «Пурга» – пожарная машина на комбинированном железнодорожном и пневмоколёсном ходу, оснащённая установкой комбинированного тушения пожаров (УКТП) «Пурга». ГАЗ-59402 создан на основе БТР-80, от которого унаследовал герметичный бронированный корпус.

Назначение

Основное назначение – ликвидация лесных пожаров в труднодоступных районах. Кроме того, может использоваться при тушении пожаров нефтепродуктов, на предприятиях деревообработки, а также при ликвидации послеаварийных пожаров в речных и аэропортах, объектах железной дороги. Пожарный автомобиль ГАЗ-59402 позволяет осуществлять забор воды из необорудованных пирсами природных водоисточников и может непосредственно участвовать в тушении пожара или использоваться в качестве насосной станции.

Пожарный ГАЗ-59402 Пурга

Машина оснащена комбинированным ходом – специальные подъемные катки, установленные спереди и сзади, позволяют передвигаться по рельсам. Сверху смонтирована полноповоротная башня для оператора с установленной на ней спаренной системы «Пурга-20». Подачу огнетушащих веществ обеспечивает насос ПН-40УВ с подачей 40 л/с.

Вместимость бака с пенообразователем – 1000 литров, напор – 55 метров, в задней части машины расположен 260-сильный дизельный двигатель, разгоняющий 15-тонный автомобиль до скорости 80 км/ч на шоссе и до 50 км/ч при движении по рельсам. Защищенный герметичный корпус ГАЗ-59402, в котором размещен пожарный расчет, позволяет вести подачу пены с расстояния 50 метров от очага пожара.

Разработан на основе ГАЗ-59401 в 1997-1999 годах по заказу Горьковской железной дороги. Основным отличием ГАЗ-59402 является установка поворотной башни (вместо подъёмной площадки) и пожарного оборудования. ГАЗ-59402 принимал участие в многочисленных выставках, таких как Всероссийский промышленно-экономический Форум (Нижний Новгород, 1999), «Автофорум-2000» (Нижний Новгород, 2000), «Пожарная безопасность XXI века» (Москва, 2003).

ГАЗ-59402 Пурга вид сбоку

По состоянию на 2009 год, в России эксплуатировался один автомобиль ГАЗ-59402. Местом его дислокации с сентября 2009 года является пожарная часть № 47 в посёлке Шойбулак Медведевского района Республики Марий Эл, что обусловлено равно удалённостью железнодорожной станции Йошкар-Ола, одноимённого аэропорта, Марийского нефтеперегонного завода и автомобильной газонаполнительной компрессорной станции. В 2011 году планировалось закупить дополнительные единицы спецтехники.

ГАЗ-59402 имеет герметичный корпус с противоосколочной защитой и может применяться для тушения пожаров повышенной взрывной, радиационной и токсикологической опасности. Герметичный корпус также обеспечивает плавучесть машины и позволяет приблизиться к очагу пожара на расстояние 50 м.

Система комбинированного железнодорожного и пневмоколёсного хода унаследована от ГАЗ-59401. Спереди и сзади установлены подъёмные рамы с железнодорожными катками, фиксируемые с помощью управляемых из кабины гидроцилиндров и системы упоров. В автомобильном режиме движения рамы подняты и практически не уменьшают дорожного просвета. При переходе на железнодорожный ход рамы опускаются, катки упираются в рельсы и приподнимают машину таким образом, что пневмоколёса находятся на расстоянии 8-10 см от верхнего края рельсов. Колёса первой и последней осей находятся в сцеплении с роликами, через планетарный редуктор передающими вращение на железнодорожные катки, при этом направление вращения колёс и катков совпадает. Торможение осуществляется рабочей тормозной системой автомобиля.

Специально для новой пожарной машины на комбинированном ходу была разработана башенная установка с четырьмя стволами, расположенными в одну горизонтальную линию. Все стволы одновременно могут подниматься в вертикальной плоскости с помощью механизма наведения. Перемещение в горизонтальной плоскости осуществлялось поворотом всей установки. Для наблюдения за местностью у оператора, находящегося внутри установки, имелось окно, выполненное между парами стволов.

Читайте также:  Машина простояла год нужно ли менять масло

Разработчиками башенной установки с системой «Пурга» были Б.Н. Бровкин и В.Б. Куклин. Для изготовления башни используются бронированная сталь и бронестёкла, что позволяет производить тушение пожаров на взрывоопасных объектах.

На башне установлена спаренная УКТП «Пурга», разработанная под руководством Г.Н. Куприна на НПО «СОПОТ» (Санкт-Петербург), которая обладает повышенными дальнобойностью и скоростью растекания пены по горящей поверхности. Вода под давлением смешивается с жидким пенообразователем и подаётся на форсунки в стволах, где при расширении образует хлопья пены. УКТП «Пурга» позволяет получать пены различного состава: пена средней кратности создаёт изолирующий слой на поверхности, препятствующий газообмену, а пена низкой кратности вследствие более высокой кинетической энергии обладает повышенной дальностью подачи.

Башенная установка системы «Пурга»:

1 – защитный колпак; 2 – окна; 3 – механизм вертикального наведения; 4 – механизм горизонтального наведения; 5 – сиденье оператора; 6, 7 – комбинированные стволы; 8 – погон; 9 – общая ось стволов; 10 – вращающееся соединение; 11, 12 – вертикальные трубы; 13 – штанга сиденья

Особенности конструкции

  • Колесная формула 8×8;
  • Независимая торсионная подвеска всех колес с гидравлическими амортизаторами;
  • Централизованная система регулирования давления в шинах;
  • Дифференциалы мостов повышенного трения;
  • Термошумоизоляция, системы вентиляции и обогрева;
  • Система железнодорожного хода с управлением из кабины;
  • Лебедка самовытаскивания;
  • Фильтровентиляционная установка;
  • Защищенный герметичный корпус, позволяющий приближаться к очагу пожара на расстояние 50 м и тушить взрывоопасные объекты;
  • Защищенная поворотная башенная установка с системой комбинированного (вода + реагент) тушения пожаров (УКПТ) «Пурга»;
  • Пожарный насос ПН-40УА с приводом от трансмиссии машины;
  • Спаренные УКТП «Пурга-10.10.20»;
  • Бак для пенообразователя.

Характеристики

Базовое шасси ГАЗ-59037
Колёсная формула 8×8/4
Полная масса 15 т
Экипаж 3-5 чел.
Длина 8300 мм
Ширина по корпусу 2900 мм
Высота 2800 мм
Дорожный просвет по корпусу 450 мм
Дорожный просвет в зоне подвески ж/д колёс 400 мм
Колея по шоссе 2410 мм
Колея по ж/д пути 1520 мм
Двигатель КамАЗ-7403
Тип двигателя дизельный
Мощность двигателя, кВт (л. с.) 191 (260)
Максимальная скорость по шоссе 80
Максимальная скорость по ж/д пути 50 км/ч
Преодолеваемый подъём 30°
Преодолеваемый брод плавает
Угол наведения башни по горизонтали 360°
Угол наведения башни по вертикали −2°…+45°
Производительность насоса 40 л/с
Напор воды 55 мм
Максимальное расстояние до водоисточника 50 м
Объём бака для пенообразователя 1000 л
Производительность УКТП по раствору пенообразователя 40 л/с
Производительность пены низкой кратности 0,4 м 3 /с
Производительность пены средней кратности 2,0 м 3 /с
Дальность подачи струи пены низкой кратности 50-55 м
Дальность подачи струи пены средней кратности 25-30 м
Производительность пожарного насоса ПН-40УА 40 л/с
Защищаемая площадь 1000-1500 м 2

Изготовитель: Базовая версия БТР-80 производства Горьковского автомобильного завода (Россия), доработка пожарной версии ЗАО «НПО СОПОТ» (Россия)

Видео

Adblock
detector