Меню

Малозольное масло для дизельных двигателей что это

Малозольные масла. Практика применения

7 сентября 2020, Олег ШАКИРОВ

Моторные масла с низким содержанием серы, фосфора и сульфатной зольности появились достаточно давно. Международная классификация Ассоциации европейских производителей автомобилей ACEA выделяет для них специальный класс. Сегодня мы разберемся, на что влияет сульфатная зольность, сера и фосфор в моторных маслах и почему малозольные масла становятся все более востребованными. Разобраться в данном вопросе нам помогут специалисты компании Liqui Moly, ведущего немецкого производителя моторных масел и автохимии.

Сульфатная зольность характеризует масло по количеству металлосодержащих присадок, которые влияют на объем шлаков, образующихся при сгорании топлива. Для установления этого показателя масло в лабораторных условиях нагревают до температуры около 775 °C, получившийся остаток обрабатывают серной кислотой — до тех пор, пока зола не перестанет уменьшаться.

Эта зола содержит соединения фосфора, серы, цинка и других металлов. Высокая зольность может привести к отложениям в двигателе и в выхлопной системе. Но при этом данные химические элементы содержатся в присадках, которые защищают двигатель от износа, моют его, не дают маслу пениться, появляться коррозии, увеличивают срок службы масла и т. д.

Единицей измерения принято считать процентное соотношение несжимаемой золы и изначальной массы масла. Чем выше содержание присадок, тем больше уровень зольности, при этом избыток или низкое содержание металлических компонентов негативно сказывается на работе двигателя. Большое количество отложений может спровоцировать повышение температуры в двигателе либо привести к прогару выпускных клапанов или поршней из-за раннего воспламенения топлива. Фосфор, сульфатная зола и сера способны негативно повлиять на работу систем нейтрализации выхлопных газов.

Малозольные моторные масла при работе в современных двигателях со сложными системами нейтрализации выхлопных газов способствуют уменьшению уровня токсичных веществ почти на 80 %. А это значит, что в скором времени все или почти все владельцы новых автомобилей и производители масел перейдут на малозольные моторные масла, ведь катализаторы для бензиновых двигателей принципиально изменились с 90-х годов.

Так, в современных автомобилях системы нейтрализации отработанных газов могут самоочищаться, сжигая сажу, но справиться с золой, содержащей в себе большое количество твердых несгораемых частиц, не так уж и просто. От этого страдают и ячейки сажевых фильтров, забиваясь отложениями. Существует мнение, что по вине несгораемых частиц в масле образуются царапины на стенках цилиндров. Об этом и о современных малозольных маслах мы поговорили с техническим специалистом Liqui Moly, Алексеем Исаченковым.

— На что влияет сульфатная зольность?

— Существует оксидная зольность и сульфатная зольность. Оксидная зольность относится к компрессорным маслам. Параметр сульфатной зольности для моторного масла косвенно показывает содержание металлосодержащих присадок. Масла разделяются на категории Full SAPS, Low SAPS, Mid SAPS. SAPS (Sulphated Ash, Phosphorus and Sulphur) — это показатель масла по трем параметрам: сульфатная зола, фосфор и сера. Если мы откроем параметры ACEA или свежие API, то в них есть показатель нормирования сульфатной зольности и прописано содержание фосфора и серы.

— Какое масло можно считать малозольным?

— Это зависит от конкретного класса. Например, в классе ACEA С3 допускается не более 0,8 %. Масла называют малозольными, подразумевая, что они относятся к какой-то категории: либо Mid SAPS, либо Low SAPS. Малозольное масло — это не научный и не технический термин.

— Какое масло у Liqui Moly относится к малозольному?

— В первую очередь это серия масел Top Tec, но также масло Low SAPS, Mid SAPS присутствует в сериях Special Tec и Synthoil.

— Малозольные масла появились из-за экологических требований и применения в автомобилях сложных нейтрализаторов и сажевых фильтров?

— Если говорить про масла Low SAPS, то они действительно появились из-за требований к совместимости с системами нейтрализации выхлопных газов. Впервые в истории ограничения в масле коснулись содержания фосфора из-за окислительных нейтрализаторов с платиной. Появились такие катализаторы вследствие введения норм Евро 3. Атомы фосфора при взаимодействии с платиной дают невосстановимые вещества, от чего окислительные катализаторы быстро выходят из строя.

Для современного бензинового двигателя с многокаскадной системой очистки выхлопа необходимо строго малозольное масло. При работе современных дизельных двигателей, где установлен сажевый фильтр, в атмосферу поступает меньшее количество окислов азота. Это связано в первую очередь с тем, что в таких двигателях искусственно снижается температура в камере сгорания и ограничиваются параметры распыла топлива. Побочным продуктом такой работы является образование сажи в выхлопе.

Читайте также:  Peugeot 308 расход масла

Для таких двигателей желательно применять масло с малым количеством cеры, фосфора и металлосодержащих присадок, поэтому под нож попадают в первую очередь моющие щелочные присадки. Часть щелочных присадок переводится на неметаллическую основу. Они чуть менее стойкие и более дорогие, но если заливать в бак малосернистое дизельное топливо, то нагрузка на масло сильно сокращается.

В современных грузовых автомобилях установлены сажевые фильтры и системы нейтрализации отработанных газов, где используются жидкости AdBlue (более известны как «мочевина»), в результате почти нет проблем по закислению масла, а окислы азота восстанавливаются в выхлопе. Достигается оптимальный режим в камере сгорания, при этом конструкция двигателя нацелена на максимально низкий расход топлива и на достижение максимального КПД без роста выбросов в атмосферу.

В таких двигателях малозольные масла очень долго работают. Есть примеры, где интервал замены масла на грузовых автомобилях составляет 100 тыс. км, но при условии, что режим движения исключительно междугородный. Первой на такой интервал выходила Scania, у которой щелочность масла была выше 16, сульфатная зольность была 1,6 и выше. Это требование производителя, поскольку они устанавливают регламент по замене масла. В свою очередь, в бензиновых двигателях образование окислов азота из-за высокой температуры неизбежно, уже в некоторых странах на бензиновые двигатели стали устанавливать сажевые фильтры.

Отдельно я выделю азиатские автомобильные бренды, где в трехкомпонентных нейтрализаторах для восстановления окислов азота применяется родий (металл платиновой группы), который тоже не любит фосфор. Поэтому в нормах ILSAC фосфор нормируется еще строже, зато не ограничена сульфатная зольность.

В случае выхода из строя многоступенчатых систем нейтрализации выхлопа, стоимость замены сопоставима со стоимостью двигателя. В нашей стране очень редко меняют такие системы, обычно сажевый фильтр и нейтрализатор варварски удаляют из автомобиля. Такое вмешательство в конструкцию автомобиля приводит к побочным последствиям: помимо увеличения выбросов в атмосферу в таких автомобилях увеличивается расход топлива и они склонны к накоплению топлива в моторном масле.

— Почему большинство людей рекомендуют использовать обычные полнозольные масла?

— Моющие свойства маслу обеспечивают щелочные присадки. Почти всегда это различные соединения металлов. Исключением являются щелочные присадки на основе органики, но их применяют достаточно редко из-за высокой стоимости и малой стойкости. Самые массовые моющие присадки — это химические соединения кальция, противоизносные присадки содержат цинк, противозадирные присадки содержат фосфор.

Полнозольное масло лучше моет, лучше защищает от износа, но, правда, само дает больше отложений при попадании в камеру сгорания. Поэтому всегда нормы сульфатной зольности должны быть грамотно подобраны. Для старых автомобилей необходимо масло с высокой щелочностью, а малозольное масло в таких двигателях будет иметь не очень большой срок службы.

Стоит также учитывать регионы, где эксплуатируют автомобиль. В странах, где продают бензин не выше класса Евро 3, стоит сократить интервалы замены масла. Если при такой эксплуатации менять масло раз в 15 тыс. км, то за первую половину пробега кислоты «съедят» щелочные присадки, после чего будет закисляться база, что приведет к образованию шлама в двигателе.

Но бывают исключения. Когда, к примеру, малозольное масло необходимо заливать даже в двигатели старой конструкции, а именно в ситуации, когда в качестве топлива используется газ. В двигателях, переведенных на работу с бензина на газ, меняется характер горения в цилиндрах. Полнозольные масла могут давать очень большое количество отложений в зоне поршневых колец, ведь топливо изначально газообразное и до момента сгорания оно может реагировать по-другому с различными присадками. Поэтому во избежание износа шатунно-поршневой группы лучше использовать любое масло Liqui Moly из серии Top Tec. Можно также использовать масло Optimal 5w-30, которое не является полностью малозольным, но благодаря использованию современного пакета присадок не дает отложений в газовых двигателях. В таких маслах мы на канистре, прямо на этикетке указываем яркую аббревиатуру SNG (компримированный (сжатый) природный газ (метан)) и LPG (сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан)).

— Как малозольные масла влияют на работу современных двигателей?

Читайте также:  Замена масла двигателе хонда црв

— Необходимо обязательно выделить проблемы LSPI (Low Speed Pre-ignition), когда речь идет о нежелательном раннем зажигании. Эти проблемы касаются малообъемных двигателей, оснащенных турбокомпрессорами и прямым впрыском топлива. В подобных двигателях опасно заливать масло с большим содержанием кальция. Так, General Motors в своих моделях требует применять dexos 1 Generation 2, и на основе этого допуска вышел стандарт API SN plus. Поэтому правильно подобранное масло помогает предотвратить LSPI. Там, где малозольные масла рекомендуют автопроизводители, без них не обойтись.

— В двигателях с алюминиевыми блоками с никасиловым и алюсиловым покрытием необходимо применять исключительно малозольное масло?

— Изначально эти покрытия применялись в мотоциклетных двигателях, а мотоциклетные масла не отличаются малозольностью. В современных автомобилях лучше не играть с выбором масла. Например, «Мерседес» в легковой линейке AMG и Brabus требует строгого применения масла с допуском 229,5, а это полнозольное масло со щелочью около 10. В таких двигателях процесс горения настроен именно так, чтобы обеспечивать максимальную отдачу мощности, но при этом автомобили должны укладываться в экологические нормы.

Чаще всего мы сталкиваемся с ситуацией, когда потребитель заливает масло, неправильно подобранное к автомобилю или к условиям эксплуатации. Если в автомобиль не внесены изменения в конструкцию, то мы рекомендуем заливать исключительно тот класс масла, который установил автопроизводитель, но, учитывая некоторые регионы эксплуатации в России, иногда мы рекомендуем сократить сроки замены масла по следующим причинам:

1) на рынке еще встречается контрафактное или некачественное топливо. Бывает, что топливо, не предназначенное для автомобилей, попадает на автозаправки и продается как сортовое автомобильное топливо. Мошенники, добавляя в топливо для разной спецтехники различные присадки, умудряются даже получить паспорт качества какого-нибудь НПЗ;

2) в случаях продолжительной работы двигателя на холостом ходу. Это касается зимней эксплуатации. Например, 20 минут такой эксплуатации эквивалентно 100–150 км пробега для автомобильного масла и шатунно-поршневой группы, и к концу межсервисного пробега при такой эксплуатации масло уже не обеспечит должную защиту. Многие автопроизводители даже указывают необходимость сокращать сроки замены масла в 2 раза при длительных прогревах двигателя.

Новые малозольные продукты в линейке Optimal

Компания LIQUI MOLY представила 2 новых продукта в линейке Optimal – малозольные масла вязкостью 5W-30 и 5W-40. Данные масла, произведенные на собственном заводе компании в Германии, предназначены для бензиновых и дизельных автомобилей с самыми современными системами нейтрализации выхлопа, а также автомобилей на газовом топливе. За счет доступной цены и прямых рекомендаций новинки будут особо популярны среди автомобилей Mercedes-Benz, VAG, BMW, Opel, PSA, Citroen, требующих малозольные масла, а также большинства популярных моделей корейских и китайских автопроизводителей.

Прошло более пятнадцати лет с момента появления на российском рынке линейки масел Liqui Moly Optimal. Линейка Optimal сразу оказалась востребована на отечественном рынке, так как очень хорошо подходила под парк автомобилей, эксплуатировавшийся в тяжелых условиях: невысокое качество топлива, высокие нагрузки, пробки, немолодой парк.

Со временем парк автомобилей и условия эксплуатации стали меняться. Этому способствовало постепенное улучшение качества отечественного топлива, следование автопроизводителей мировым тенденциям, в первую очередь, экологическим, а также изменение структуры автопарка как в России, так и в мире. В связи с этими изменениями совершенствовались и формулы продуктов линейки Optimal. Например, три года назад, ставшая традиционной, линейка была дополнена самой востребованной для современного автопарка вязкостью 5W-30.

И вот новое дополнение — два сорта Optimal со специальным пакетом присадок, для автомобилей с фильтрами твердых частиц – катализаторами и сажевыми фильтрами. Самые первые иномарки с такими устройствами появились в уже далеком 2004 году и постепенно начали захватывать рынок. Основной причиной этого стали постоянно ужесточающиеся законодательные экологические требования, в том числе вводимые и в России. Теперь найти дизель без сажевого фильтра практически невозможно, да и бензиновые автомобили стали оборудовать подобными агрегатами. Все эти экологические новшества вскоре станут обязательными и для отечественных автомобилей, наш автопром также следует мировым тенденциям. Да и рынок иномарок со сборкой в России нельзя сбрасывать со счетов.

Именно поэтому традиционная линейка масел Optimal дополнена маслами новейшего класса Low&Mid SAPS, то есть маслами, идеально совместимыми с новейшими системами выхлопа. Высококачественные малозольные масла, как известно, зачастую, существенно дороже полнозольных. Optimal же с самого начала разрабатывался как современный высококачественный, но доступный для потребителя продукт. В его основе лежат высококачественные базовые масла и лучшие немецкие присадки. Как и все масла Liqui Moly, производство новых продуктов Optimal обеспечивается только на собственном заводе компании в Германии в городе Саарлуис. А вот доступная цена обеспечивается за счет упрощения процедуры омологации масла (получения официального допуска) крупнейшими мировыми производителями, которая довольно дорогая.

Читайте также:  Лего сити ремонт машин

Как известно, каждое моторное масло может иметь либо официальный допуск мирового производителя (FREIGABEN), или соответствовать его требованиям (Performans). Вместо Freigaben в новых продуктах линейки Optimal используется Performans, то есть, так называемое, «соответствие требованиям» автопроизводителя, что и указывается на этикетке. На высоком качестве масла это никак не отражается, но позволяет предоставить автомобилистам возможность приобрести высококачественный продукт по доступной цене. Кроме того, философия компании Liqui Moly не просто производить продукты, соответствующие минимальным требованиям автопроизводителей, но и значительно превосходить их по основным параметрам, в том числе долговечности, термостойкости, защиты и других. А в случае с продуктами линейки Optimal, еще и отлично подходить под тяжелые условия эксплуатации, характерными для нашей страны. Именно поэтому продукты линейка Optimal так популярны в России.

Новинки Optimal также отлично подходят под российские условия эксплуатации автомобилей. Специальная формула содержит уровень Mid SAPS — средние показатели сульфатной зольности и содержания фосфора и серы. Такое решение позволяет в одном продукте оптимально сочетать:

    высокую надежность и защиту, а именно:

  • надежную защиту двигателя от износа;
  • стойкость масла к воздействию продуктов горения топлива с повышенным содержанием серы (что особо актуально для многих российских регионах);
  • достаточные моющие свойства;

  • полную безопасность для большинства современных систем очистки выхлопа, содержащих в своем составе сажевые фильтры.
  • Новые масла имеют название Optimal New Generation, которые не только позволяют легко потребителям найти их на полке, но и еще раз подчеркивают, что в новых продуктах компания Liqui Moly применила самые современные технологии. Optimal New Generation 5W-30 имеет классы качества API SN plus, ACEA C2\C3 и соответствие МВ 229.31. Масло относится к классу Mid SAPS, что говорит о специальном, современном пакете присадок с ограничениями по сере, цинку, фосфору и сере (SAPS).

    Optimal New Generation 5W-40. Также имеет классы качества API SN, ACEA C3 и соответствие МВ 229.31. Разница с предыдущим маслом только в более высокой вязкости и, соответственно, в меньших энергосберегающих свойствах, что и отразилось в классификации. Такой продукт особенно хорошо подходит не только автомобилям с катализаторами и сажевыми фильтрами, требующих использование малозольного масла, но и идеален для машин на газовом топливе, широко распространенным во многих регионах.

    Для каких машин, прежде всего, предназначены данные масла.

    Сегодня таких машин на нашем рынке множество. В новых продуктах есть прямая рекомендация для дизельных Mercedes Benz, в том числе и самых современных. Также большим рынком для данных масел являются автомобили на газу, корейские и китайские автопроизводители. Не менее половины китайских брендов требуют масла АСЕА С2 или С3, аналогичные требования у корейцев, в том числе собранных в России. Новые масла Optimal New Generation — лучший выбор для автомобилей на газу (CNG\LPG), о чем есть даже специальный значок на этикетке. Кроме того, возможно использовать Optimal New Generation в дизельных и бензиновых автомобилях концерна VAG и BMW, Opel, PSA и Citroen, при условии указания данных классификаций в инструкциях на соответствующие автомобили. Словом, новый Оптималь подходит в более чем половину автопарка России.

    Где продаются новые масла

    Новые масла Optimal New Generation вы можете найти почти во всех магазинах страны, в том числе в интернете. Они представлены в специализированных автомагазинах, гипермаркетах и на АЗС. Кроме того, многие сервисные станции также используют их в качестве высококачественного масла для заливки при прохождении ТО. Поэтому каждый автовладелец может лично убедиться в стабильном высочайшем немецком качестве продуктов Liqui Moly Optimal New Generation.

    Подберите масло для своего автомобиля

    Найдите на карте ближайшую к вам точку продаж

    Adblock
    detector