Сегодня речь зайдет про двухлитровый дизельный двигатель Рено, выпущенный в 2005 году, хорошо известный владельцам автомобилей Renault Trafic, Opel Vivaro, Nissan Primastar. Вместе с тем, этот мотор устанавливался практически на все модели Renault от Megane, Laguna и Espace до Vel Satis и Koleos, а также на Nissan X-trail и Qashqai.
И если такое техническое обслуживание, как замена ремня ГРМ автовладельцами воспринимается как необходимость, которая выполняется своевременно, то про замену цепи владельцы автомобилей зачастую забывают. Многие считают, что если установлена цепь, это надежно, это надолго и точно в механизм ГРМ лезть не придётся, представляя при этом мощную многорядную цепь. На деле, это оказывается совсем не так. Конечно, при бережной эксплуатации автомобиля и своевременном техническом обслуживании цепной механизм ГРМ двигателя M9R достаточно надежен. Однако, если посмотреть на саму цепь, она немногим отличается от обычной велосипедной цепи. И конечно, если случаи обрыва всё-таки происходят достаточно редко, то случаи перескока цепи, с вытекающими неприятными последствиями, наблюдаются чаще.
На картинках наглядно показано, что
цепь имеет растяжение
Со временем цепь растягивается, и сбивается работа мотора — появляется тракторный рык, возможен металлический шелест или лязгающий шум, дымность на холодную. При оттягивании замены цепи, в запущенных случаях, не исключен и её перескок, что в свою очередь уже чревато не только заменой комплекта цепи, но и коромысел с гидрокомпенсаторами. Однако, чтобы заменить последние — придётся выполнить демонтаж форсунок, что на этом двигателе является достаточно дорогостоящей операцией.
Мы рекомендуем не дожидаться как появления посторонних звуков, так и проблем с синхронизацией двигателя, и придерживаться предписанного производителем регламента замены цепи ГРМ — каждые 150-160 тыс. км.
Не стоит забывать, что перескок цепи может произойти и при попытке запуска двигателя “с толкача”. Ни в коем случае не пытайтесь завести двигатель таким образом. При попытке такого запуска на привод ГРМ передаются очень большие нагрузки, которых зачастую достаточно для его повреждения.
Набор специального инструмента
Работа по замене цепи на двигателе M9R стоит 10000 рублей. Для её выполнения мы используем оригинальный специальный инструмент. Снимать двигатель для выполнения работы не требуется. Рекомендуем приурочить выполнение работы к замене масла двигателя. Обращаем внимание, что в сторонних сервисах зачастую предлагается снять двигатель, что в разы увеличивает стоимость процедуры. Мотивируют это тем, что слишком мало места в подкапотном пространстве для проведения работ. Это совершенно не соответствует действительности и делается либо по незнанию процедуры, либо ввиду желания наживы. (Стоимость работ указана на момент написания статьи)
Для выполнения этой работы потребуются следующие запчасти:
Комплект цепи Renault
Передний сальник коленвала
Герметик Victor Reinz
Моторное масло ELF
Комплект цепи ГРМ. Поскольку износу подвержены как и цепь и её натяжитель, так и шестерни и успокоители. Актуальная стоимость оригинального комплекта указана по ссылке. Можно использовать и аналог, стоимость по ссылке. Комплект состоит из двух звёзд, самой цепи, её натяжителя, двух успокоителей, а также болтов.
Лобовая крышка двигателя. Крышка выполнена из относительного тонкого металла, который деформируется при снятии. Использование новой крышки позволяет гарантировать отсутствие протечек масла. Актуальная стоимость по ссылке.
Передний сальник коленвала. Актуальная стоимость по ссылке.
Также потребуется баллон спрей-очистителя, актуальная стоимость на момент написания статьи составляет 220 рублей.
Герметик. Мы используем специальный герметик производства Victor reinz. Актуальная стоимость на момент написания статьи составляет 530 рублей за тюбик 75 мл.
При замене или при желании — масло и масляный фильтр. В соответствии с рекомендациями завода-изготовителя, моторные масла концерна Elf, для уточнения подходящего масла и его стоимости — обратитесь к нам в магазин.
Часто после замены цепи автовладельцы отмечают, что мотор работает мягче, пропадают все посторонние шумы, в том числе и тракторный рык, двигатель запускается без резкого рывка, работа двигателя становится ровнее, улучшается динамика разгона, снижается расход топлива.
Остаётся только напомнить, что Технофранц это:
Доброжелательный коллектив;
Комфортная зона ожидания;
Огромный опыт по выполнению работ;
Все необходимые запчасти в наличии;
Профессиональное оборудование;
Гарантия на запасные части и производимые работы.
Сборка двигателя M9R
Детали, подлежащие обязательной замене при сборке двигателя (приведен перечень деталей, заменяемых при восстановительном ремонте двигателя в условиях ремонтного подразделения компании Renault):
Внимание: приваленные плоскости должны быть чистыми, сухими и незамасленными (не оставляйте следов от пальцев).
Внимание: нанесение слишком большого количества герметика может стать причиной его выжимания наружу при затяжке крепления деталей. Попадание герметика в охлаждающую жидкость может привести к повреждению некоторых узлов и агрегатов (двигателя, радиатора и т. д.).
3. Очистите рабочие поверхности крышек коренных подшипников коленчатого вала на блоке цилиндров.
4. Очистите рабочие поверхности крышек подшипников коленчатого вала на блоке цилиндров.
Просушите детали с использованием пневматический пистолет-распылитель.
Подготовка к установке при замене коленчатого вала
Замена должна выполняться таким образом, чтобы зазоры коренных шеек коленчатого вала не превышали допустимую величину. Данную проверку необходимо выполнить до установки коленчатого вала (см. «Проверка технического состоянияколенчатого вала»).
Примечание: превышающие допустимые пределы зазоры коренных шеек коленчатого вала могут привести к повреждению двигателя.
— Установите сигнальный диск датчика положения коленчатого вала таким образом, чтобы установочный выступ (6) коленчатого вала располагался напротив сигнального отверстия.
— Установите болты крепления сигнального диска датчика положения коленчатого вала.
— Затяните в указанном порядке болты крепления сигнального диска датчика положения коленчатого вала моментом 17Нм.
Примечание: если указанные ниже детали не заменяются, то необходимо вновь установить их, следуя сделанным во время снятия отметкам:
— вкладыши коренных подшипников коленчатого вала,
— упорные полукольца коленчатого вала,
— крышки коренных подшипников коленчатого вала.
При замене блока цилиндров, коленчатого вала или вкладышей коренных подшипников коленчатого вала обязательно определите класс толщины каждого вкладыша подшипника, устанавливаемого в подшипник коленчатого вала, для обеспечения допустимого зазора.
Примечание: если вкладыши подшипников и упорные полукольца не будут заменяться в процессе ремонта, то при их снятии следует отметить их местоположение.
8. Отцентрируйте вкладыш подшипника с канавкой на опоре №1 блока цилиндров. При этом необходимо совместить канавку вкладыша с канавкой опоры (15).
9. Установите вкладыш подшипника вровень с поверхностью (16).
10. С помощью глубиномера измерьте расстояние (XI) между опорной поверхностью (17) и краем вкладыша в точках (А), (В) и (С).
11. При необходимости подкорректируйте положение вкладыша по размеру (XI) = 182,71 ±0,1 мм
12. Повторите предыдущие операции для вкладышей подшипников №№2, 4 и 5 При необходимости подкорректируйте положение вкладышей:
— подшипников №2 и №4 по размеру (Х2) = 90,71 ±0,1 мм,
— подшипника №5 по размеру (XI) = 182,71 ±0,1 мм
13. Установите шлифованную подкладку (18) с опорой на посадочную поверхность упорного полукольца коленчатого вала на опоре №3.
14. Установите вкладыш подшипника с канавкой с опорой на шлифованную подкладку.
15. Установите вкладыш подшипника вровень с поверхностью (19).
16. С помощью глубиномера измерьте расстояние (ХЗ) между опорной поверхностью опорного полукольца и краем вкладыша.
17. Выровняйте вкладыш подшипника с канавкой на опоре, совместив вкладыш с канавкой опоры.
18. Подкорректируйте положение вкладыша в точках (А), (В) и (С) с помощью шлифованной подкладки (20) и набора щупов (толщина прокладки (21) = ХЗ: 2 + 0,1 мм).
19. Установите крышку коренного подшипника на поверочную плиту.
20. Установите вкладыш без канавки на поверочную плиту.
21. Установите вкладыш вровень с боковой поверхностью крышки коренного подшипника со стороны (22) и сдвиньте его к противоположной стороне до выравнивания с крышкой.
22. С помощью глубиномера измерьте расстояние (Х4) между краем вкладыша и боковой поверхностью крышки коренного подшипника в точках (А), (В) и (С).
23. Подкорректируйте положение вкладыша в точках (А), (В) и (С) с помощью набора щупов (толщина прокладки (23) = Х4: 2 + 0,1 мм).
24. Повторите предыдущие операции для остальных крышек коренных подшипников.
25. Установите упорные полукольца коленчатого вала в блок цилиндров. При этом выступ (24) полукольца вставляется в выемку блока цилиндров.
26. Смажьте моторным маслом вкладыши коренных подшипников и упорные полукольца коленчатого вала (только поверхности, контактирующие с коленчатым валом).
27. Установите коленчатый вал.
28. Установите крышки подшипников №№2, 3,4 и 5.
Примечание: при установке коленчатого вала и крышек подшипников убедитесь в том, что вкладыши подшипников и опорные полукольца не смещаются.
29. Установите новые винты крышек подшипников блока цилиндров №№2, 3,4 и 5.
30 Перед установкой крышки коренного подшипника №1 тщательно протрите поверхности (8).
31. Приготовьте смесь отвердителя и уплотнительной смолы с помощью комплекта для уплотнения подшипников.
32. Нанесите тонкий слой приготовленной смеси на внутренние поверхности (9).
35. Затяните в указанном порядке моментом 20 Нм и доверните на угол 70′ ± 6* винты крепления крышек коренных подшипников.
36. Проверьте свободное, без заеданий, вращение кривошипно-шатунного механизма.
37. С помощью шприца залейте 45 мл уплотнительной смеси в канавки крышки подшипника блока цилиндров №1.
38. Дайте смеси слегка вытечь по обеим сторонам канавки крышки подшипника №1, чтобы убедиться, что все канавки полностью заполнены смесью.
39. Протрите излишки смеси неворсистой ветошью с наружной и внутренней сторон блока цилиндров.
40. Дайте смеси немного подсохнуть и срежьте ее излишки с привалочных поверхностей масляного картера двигателя.
41. Установите новый подшипник первичного вала МКПП (если он извлекался из коленчатого вала), используя оправку диаметром 39 мм.
42. Установите поршневые кольца отметкой ТОР (ВЕРХ) в направлении головки поршня.
43. Ориентируйте стык верхнего компрессионного кольца (6) в противоположную сторону по отношению к стыку нижнего компрессионного кольца (7) (по оси поршневого пальца).
44. Ориентируйте стык маслосъемного кольца (8) в противоположную сторону по отношению к стыку нижнего компрессионного кольца (7) (по оси поршневого пальца).
Далее приступайте к соединению поршней с шатунами.
Примечание: при замене шатунов или поршней необходимо определить класс нового поршня. Поршень должен подходить для данной модели двигателя. Определение класса поршня происходит путем вычисления высоты (h) поршневого пальца, которая должна обеспечить попадание выступания поршня относительно блока цилиндров в пределы допуска.
Примечание: выход выступания поршня по отношению к верхней поверхности блока цилиндров за пределы допуска может привести к неправильной работе двигателя (плохому пуску, загрязнению, ухудшению рабочих характеристик), а также к повреждению двигателя (контакту поршня с головкой блока цилиндров или клапанами).
45. Смажьте моторным маслом поршневой палец.
46. Установите шатун в правильное положение по отношению к поршню (метка «V» (9) на поршне должна располагаться с противоположной стороны от бобышек (10) на нижней головке шатуна).
47. Вставьте палец в поршень и верхнюю головку шатуна.
Примечание: убедитесь в том, что поршневой палец свободно перемещается и вращается в поршне и верхней головке шатуна.
48. Установите стопорное кольцо поршневого пальца, используя отвертку с плоским лезвием (используя как опору выемку (11).
Примечание: разъем стопорного кольца должен быть обращен к головке поршня.
Далее производится установка вкладышей шатунных подшипников.
Примечание: во избежание разрушения шатуна не допускайте ударов и не используйте как опору привалочные поверхности крышки и тела шатуна.
51. Установите вкладыш вровень с поверхностью стыка на теле шатуна со стороны (14) и сдвиньте его к противоположной стороне до выравнивания с поверхностью стыка на теле шатуна.
52. Установите крышку шатуна на верстак.
53. Установите нижний вкладыш (ширина = 18,3 мм) шатуна на поверочную плиту.
54. Установите вкладыш вровень с поверхностью стыка на крышке шатуна со стороны (15) и сдвиньте его к противоположной стороне до выравнивания с поверхностью стыка на крышке шатуна.
55. Измерьте расстояние (X) между краем вкладыша и боковой поверхностью тела шатуна в точках (А), (В) и (С).
56. Отцентруйте вкладыш в посадочном месте шатуна.
57. Подкорректируйте положение вкладыша в точках (А), (В) и (С) с помощью набора щупов (толщина щупа = X: 2 ± 0,1 мм).
58. Повторите предыдущие операции для остальных тел и крышек шатунов.
Далее производится установка поршней
с шатунами в блок цилиндров
59. Нанесите моторное масло на стенки цилиндров, на поршневые кольца, на юбки поршней, на шатунные шейки коленчатого вала.
60. Установите поршневые кольца по оси поршневого пальца.
61. Убедитесь в том, что поршневые кольца правильно установлены в канавках поршня.
62. Установите поршень в установочную обойму для поршней (16) (с выступанием юбки поршня примерно на 1 см).
64. Проверьте соответствие поршней и цилиндров в блоке цилиндров (№1 со стороны привода ГРМ).
65. Установите поршень в сборе с шатуном в цилиндр до упора обоймы в верхнюю плоскость блока цилиндров.
Примечание: метка «V» (17) на поршне должна быть обращена в сторону маховика.
66. Плавно вставьте поршень в сборе с шатуном в цилиндр (не допускайте соприкосновения форсунки масляного охлаждения днища поршня с шатуном). Одновременно установите нижнюю головку шатуна на шейке коленчатого вала.
68. Заверните, не затягивая, новые винты крепления крышек шатунов.
Примечание: перед затяжкой винтов убедитесь в том, что крышки шатунных подшипников опираются на тела шатунов.
69. Затяните моментом 25 Нм и доверните на угол 55′ ± 6′ винты крепления крышек шатунных подшипников.
70. Проверьте свободное, без заеданий, вращение кривошипно-шатунного механизма.
71. Повторите предыдущие операции на оставшихся цилиндрах.
72. Окончательно проверьте реальную величину выступания поршней из блока цилиндров.
73. Нанесите валик (9) силиконового герметика-прокладки диаметром 5 ± 2 мм на блок цилиндров так, как показано на рисунке.
74. Установите усилитель блока цилиндров.
75. Установите винты крепления основания блока цилиндров.
76. Затяните в указанном порядке винты крепления основания блока цилиндров.
77. Удалите излишки силиконового герметика-прокладки с блока цилиндров со стороны привода ГРМ и со стороны стыка с коробкой передач пластмассовым шпателем.
78. Нанесите валик (10) силиконового герметика диаметром 5 ± 2 мм на новые заглушки усилителя блока цилиндров.
79. Вставьте заглушки (11) в отверстия усилителя с помощью бронзовой выколотки (на 3 мм от нижней кромки отверстий).
80. Удалите излишки силиконового герметика-прокладки с основания блока цилиндров.
81. Установите новую прокладку на маслоприемник масляного насоса.
87. Предварительно затяните в указанном порядке требуемым моментом винты крепления поддона масляного картера (предварительная затяжка) 5 Нм.
88 Затяните в указанном порядке требуемым моментом винты крепления поддона картера 16 Нм.
92. Снимите защитную втулку сальника (4).
93. Снимите установочные винты (5).
89. Установите новый сальник коленчатого вала с защитной втулкой (1) на коленчатый вал.
Внимание: категорически запрещается касаться рабочей кромки сальника, которая при этом деформируется, что приводит к утечке масла при эксплуатации.
90. Установите установочные винты (3) (Мб — длиной 90 мм) задней крышки блока цилиндров.
91. Равномерным нажатием руки прижмите заднюю крышку к блоку цилиндров.
94. Заверните, не затягивая, до контакта с корпусом винты крепления держателя заднего сальника.
95. Предварительно затяните винты крепления (1) и (5) задней крышки блока цилиндров моментом 5 Нм.
96. Окончательно затяните в указанном порядке винты крепления заднего сальника моментом 10 Нм.
97. Установите маховик.
98. Нанесите на резьбу новых винтов крепления маховика фиксатор резьбы.
99. Заверните новые винты крепления до соприкосновения.
100. Установите фиксатор маховика.
102. Затяните в указанном порядке винты крепления маховика моментом 25 Нм и доверните их на угол 45′ ± 6′.
Если устанавливается механизм сцепления, бывший в эксплуатации, то нужно выполнить следующие подготовительные работы. Целью является установка автоматического регулятора зазора в начальное положение.
При наличии системы автоматической регулировки зазора сожмите лепестки нажимной пружины кожуха сцепления с помощью приспособления для сжатия лепестков нажимной пружины механизма сцепления при регулировке устройства автоматической компенсации износа.
104. Заверните гайку до отказа.
102. Зажмите основание приспособления для сжатия лепестков нажимной пружины кожуха сцепления для регулировки устройства автоматической компенсации износа в тиски.
103. Установите на основание кожух сцепления, затем упорный шарикоподшипник (2) и гайку (3).
105. Установите щипцы для стопорных колец в место (4).
106. Сожмите пружины (5).
107. Полностью ослабьте затяжку гайки (3) при сжатых пружинах.
108. Снимите механизм сцепления с основания (при этом убедитесь в том, что пружины сжаты).
Внимание: очистите шлицы первичного вала коробки передач и установите сборку без применения смазки. Обезжирьте поверхность маховика под ведомый диск сцепления.
109. Установите ведомый диск сцепления (сторона ступицы с меньшим диаметром должна быть обращена к маховику (6).
110. Установите ведомый диск сцепления, предварительно отцентрировав ведомый диск с помощью оправки (2).
111.Установите механизм сцепления на маховик.
112. Установите фиксатор маховика.
113.Заверните винты крепления кожуха сцепления до соприкосновения.
145. Установите прокладку между предварительным каталитическим нейтрализатором и турбокомпрессором.
146. Установите предварительный каталитический нейтрализатор на турбокомпрессор.
147. Установите подкос под предварительным каталитическим нейтрализатором.
148. Очистите распределительные валы, крышки подшипников распределительных валов, посадочные места для шеек подшипников распределительных валов в головке блока цилиндров.
149. В случае замены распределительного вала (если была снята шестерня привода ТНВД) установите шестерню, используя тиски с накладками мягкого металла на губках.
Для крепления шестерни к распределительному валу затяните винт крепления моментом 40 Нм и доверните его на угол 34′ ± 6′.
150. Установите крышку головки блока цилиндров на опору.
161. Очистите привалочную поверхность крышки головки блока цилиндров и привалочную поверхность головки блока цилиндров с помощью очистителя для привалочных поверхностей.
Примечание: перед установкой винтов убедитесь в том, что крышки подшипников распределительного вала опираются на крышку головки блока цилиндров.
159. Заверните, не затягивая, винты крепления крышек подшипников распределительных валов.
Внимание: не скоблите привалочные поверхности алюминиевых деталей, так как любое повреждение привалочной поверхности может привести к утечкам топлива.
Внимание: тщательно очистите головку блока цилиндров так, чтобы какие-либо частицы не попали в каналы отвода и подвода масла. При несоблюдении данного требования масляные каналы могут оказаться закупоренными, что приведет к быстрому выходу двигателя из строя.
Внимание: для обеспечения герметизации привалочные поверхности должны быть чистыми, сухими и без следов масла (не касайтесь их пальцами).
162. Удалите остатки загрязнений пластмассовым шпателем.
163. Нанесите валик силиконового герметика-прокладки диаметром 1,5 ± 1 мм на головку блока цилиндров в точках (4), (5), (6).
164. Вверните две шпильки (Мб — длина 60 мм) в отверстия (7) и (8) головки блока цилиндров для направления крышки головки блока цилиндров.
166. Установите паз распределительного вала (11) впускных клапанов в сторону бобышки (12) крышки головки блока цилиндров.
167. Убедитесь в том, что поршни 1-го и 4-го цилиндров находятся в ВМТ. используя фиксатор ВМТ.
168. Установите крышку головки блока цилиндров в сборе с распределительными валами.
169. Затяните в указанном порядке и последовательно винты (12), (15), (18) и (21) крепления крышки головки блока цилиндров, чтобы постепенно и правильно установить ее на головке блока цилиндров.
170. Снимите две направляющие шпильки крышки головки блока цилиндров.
171. Заверните, не затягивая, остальные винты крепления крышки головки блока цилиндров.
172.Ослабьте затяжку винтов (12), (15), (18) и (21).
173. Заверните, не затягивая, винты (12), (15), (18) и (21).
174. Заверните в указанном порядке винты крепления крышки головки цилиндров.
175. Удалите излишки силиконового герметика-прокладки со стороны привода ГРМ и со стороны стыка с коробкой передач пластмассовым шпателем.
176. Установите новую прокладку на каждую форсунку.
177. Установите прокладки и форсунки в сборе в соответствии с метками, нанесенными при их снятии.
Внимание: заглушки вынимайте непосредственно перед установкой детали на место.
Вынимайте детали из упаковки только непосредственно перед их установкой.
При замене форсунки запишите код IMA новой форсунки и номер соответствующего цилиндра. Код IMA читается отХ1 к XN.
После подключения аккумуляторной батареи введите в ЭБУ коды IMA форсунок с помощью диагностического прибора.
181. Удалите заглушки с топливопроводов высокого давления.
182. Установите наконечник топливопровода высокого давления в конус выходного отверстия ТКВД.
183. Установите наконечник топливопровода высокого давления в конус входного отверстия форсунки.
184. Заверните, не затягивая, гайки топливопровода высокого давления,начиная с гайки со стороны ТКВД.
185. Затяните в указанном порядке гайки крепления топливопровода высокого давления, соединяющего ТКВД и форсунки на форсунках и на ТКВД, моментом 32 Нм.
Внимание: перед установкой топливопровода высокого давления слегка смажьте резьбу гаек маслом из тюбика из комплекта запчастей.
Следите за тем, чтобы масло не попало в топливопроводы высокого давления.
Не смазывайте топливопроводы высокого давления, поставляемые без флакона с маслом, эти топливопроводы высокого давления уже смазаны.
Внимание: заглушки вынимайте непосредственно перед установкой детали на место.
Вынимайте детали из упаковки только непосредственно перед их установкой.
186.Установите коллектор слива топлива от форсунок.
187. Зафиксируйте штуцеры коллектора слива топлива от форсунок.
189. Заверните винт крепления коллектора отвода топлива от форсунок на крышке головки блока цилиндров.
190.Затяните винт крепления коллектора слива топлива от форсунок на крышке головки блока цилиндров моментом 10 Нм.
191. Установите новые прокладки в гнезда маслоотделителя.
192. Установите топливосборную прокладку на маслоотделитель.
193. Установите маслоотделитель.
194.Установите винты крепления маслоотделителя.
195. С помощью динамометрической отвертки с’ пределами измерения от 1 до 6,6 Нм затяните в указанном на рисунке порядке винты крепления маслоотделителя моментом 5 Нм (предварительная затяжка) и окончательно затяните эти винты моментом 10 Нм в том же порядке.
198. Присоедините шланг вентиляции картера к маслоотделителю.
Внимание: перед установкой топливопровода высокого давления слегка смажьте резьбу гаек маслом из тюбика из комплекта запчастей. Следите за тем, чтобы масло не попало в топливопроводы высокого давления. Не смазывайте топливопроводы высокого давления, поставляемые без флакона с маслом, эти топливопроводы высокого давления уже смазаны.
Внимание: заглушки вынимайте непосредственно перед установкой детали на место.
Вынимайте детали из упаковки только непосредственно перед их установкой.
199. Удалите заглушки.
200. Установите наконечник топливопровода высокого давления в конус отверстия ТКВД.
201.Вставьте наконечник топливопровода высокого давления в конус выходного отверстия на ТНВД.
202. Правильно установите подушку между топливопроводом высокого давления и крышкой головки блока цилиндров.
203. Заверните, не затягивая, гайки топливопровода высокого давления, начиная с гайки со стороны ТКВД.
204. Затяните в указанном порядке гайки крепления топливопровода высокого давления, соединяющего ТКВД и ТНВД моментом 32 Нм.
205. Затяните винт крепления топливопровода высокого давления, соединяющего ТНВД с ТКВД, к крышке головки блока цилиндров моментом 10 Нм.
206. Установите заглушку гайки крепления топливопровода высокого давления на ТНВД.
207. Установите трубопровод рециркуляции ОГ на впуске охладителя рециркуляции ОГ.
208. Очистите и обезжирьте привалочные поверхности блока заслонки впуска воздуха и электромагнитного клапана рециркуляции отработавших газов. Замените прокладку между блоком заслонки впуска воздуха и клапаном рециркуляции ОГ с электроприводом.
209. Заверните от руки до касания четыре винта со стороны блока заслонки впуска воздуха.
210. Заверните от руки до касания два винта со стороны впускного коллектора.
211. Затяните в указанном порядке винты крепления подкоса блока заслонки впуска воздуха моментом 12 Нм.
212. Затяните в указанном порядке винты крепления подкоса на впускном коллекторе 12 Нм.
213. Присоедините разъем проводов к блоку заслонки впуска воздуха.
214. Совместите метку на воздухопроводе с меткой на блоке заслонки впуска
215. Затяните с помощью динамометрической отвертки хомут крепления воздуховода на подводящем патрубке блока заслонки впуска воздуха моментом 5,5 Нм.
216. Затяните гайку крепления датчика давления наддува на подкосе блока заслонки впуска воздуха моментом 8 Нм.
Обязательно замените винт крепления шестерни распределительного вала со стороны впускных клапанов.
217. Очистите шестерни с помощью средства для очистки поверхностей.
218. Убедитесь в том, что зубья шестерен не сломаны, не сколоты и не поцарапаны.
219. Зажмите основание приспособления для регулировки шестерни выборки за-
220. Вставьте штифт шестерни распределительного вала впускных клапанов (8) в паз приспособления для предотвращения вращения ступицы шестерни.
221.Установите рычаг приспособления для регулировки шестерни выборки зазора на ось(9)основания.
222. Введите зубья рычага (10) в зацепление с нижними зубьями шестерни распределительного вала со стороны впускных клапанов.
223. Поверните рычаг (10) против часовой стрелки до совмещения обоих зубчатых венцов двойной шестерни.
224. Установите штифт (13) диаметром 4 мм в отверстие шестерни распределительного вала (11) со стороны впускных клапанов.
Примечание: в запасные части поставляется новая шестерня распределительного вала впускных клапанов со стопорным штифтом (12).
228. Заверните, не затягивая, новый винт (16) шестерни распределительного вала впускных клапанов.
229. Совместите метку положения шестерни с выступом (17) на крышки головки блока цилиндров.
230. Убедитесь в том, что паз распределительного вала со стороны выпускных клапанов (18) расположен горизонтально (большей дугой (19) вверх), то есть паз должен быть смещен относительно центра шестерни вниз.
232. Установите до упора шестерню привода ГРМ на ступицу распределительного вала.
233. Удалите стопорный штифт (21).
234. Установите приспособление для фиксации распределительных валов, для того чтобы зафиксировать шестерню распределительного вала впускных клапанов.
235. Затяните моментом 20 Нм и доверните на угол 35° ± 6° винт крепления шестерни распределительного вала впускных клапанов.
236. Снимите приспособление для фиксации распределительных валов.
237. Установите в поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ.
238. Установите фиксатор ВМТ
239. Убедитесь в том, что отметка (18) на шестерне выборки зазора располагается напротив бобышки (19) крышки головки блока цилиндров.
240. Убедитесь в том, что прорезь на торце распределительного вала выпускных клапанов расположена горизонтально (больший сегмент торца (20) обращен вверх).
241.Установите новый башмак (21) натяжного устройства цепи привода ГРМ.
244. Установите новый зубчатый шкив (23) на коленчатый вал.
Примечание: направление установки цепи привода ГРМ не определено.
245. Установите новую цепь привода ГРМ на звездочку коленчатого вала (23). При этом совместите метку звездочки со звеном цепи, имеющем медное покрытие.
246. Установите цепь на новую звездочку привода ГРМ (24). При этом совместите метку звездочки со звеном цепи, имеющей медное покрытие.
247. Установите звездочку ГРМ (24) на распределительный вал выпускных клапанов.
248. Установите новую шайбу (26) на звездочку привода ГРМ (25).
249. Затяните вручную винты (27) зубчатого шкива так, чтобы звездочка (25) могла свободно поворачиваться относительно шайбы (26).
250. Установите новый башмак натяжного устройства цепи привода ГРМ (28) (см. рис. RT2. 2. 245).
255. Вставьте выступ (34) приспособления для фиксации распределительных валов (33) в прорезь на торце распределительного вала. При этом не вставляйте штифты (37) (см. рис. RT 2. 2. 246 и RT 2. 2. 247) приспособления в отверстия шестерни выборки зазора.
256. Повернув приспособление, совместите оси проставки (35) и отверстия (36).
257. Выведите выступ (34) приспособления из прорези на торце распределительного вала.
258. Вставьте штифты (37) приспособления в отверстия внешней части двойной шестерни распределительного вала впускных клапанов. При этом не вставляйте шпонку (34) приспособления в паз распределительного вала выпускных клапанов.
259. Повернув приспособление, совместите оси проставки (35) и отверстия (36). После этого выступ (34) должен свободно, без особых усилий войти в прорезь на торце распределительного вала. Если это оказывается невозможным, то повторите предыдущие операции.
260.Закрепите приспособление винтом (38) (Мб х 50 мм).
261 Затяните винты крепления звездочки на распределительном валу выпускных клапанов моментом 10 Нм, затем доверните их на угол 40′ ± 6′.
262. Снимите винт (38).
263. Снимите приспособление для фиксации распределительных валов.
264. Снимите фиксатор ВМТ.
265. Нанесите две капли фиксатора резьбы на резьбу заглушки отверстия под фиксатор ВМТ
266. Затяните пробку отверстия под фиксатор ВМТ моментом 25 Нм.
267. Нанесите валик силиконового герметика диаметром 5 ± 2 мм на кожух привода ГРМ
268 Нанесите в точках (1-6) на кромку крышки головки блока цилиндров слой герметика шириной 11 ± 2 мм, длиной 10-15 мм и толщиной 3,511 мм.
269. Нанесите герметик по контуру (7).
270. Установите крышку привода ГРМ
271. Затяните вручную винты крепления крышки привода ГРМ в очередности (1-23) до полного контакта.
272 Предварительно затяните в указанном порядке (1-23) винты крепления крышки привода ГРМ моментом 5 Нм.
276. Затяните винты опоры двигателя вручную в порядке (1-6) до полного контакта.
277. Затяните в указанном порядке (1-5) винты крепления двигателя на головке блока цилиндров моментом 30 Нм и доверните их на угол 54° ± 6° в той же последовательности.
278. Затяните верхний винт (6) крепления двигателя на головке блока цилиндров моментом 25 Нм.
279 Установите усилитель крепления двигателя (39).
280. Закрутите винты усилителя крепления вручную в порядке (1-4) до полного контакта (см. рис. RT 2. 2. 252).
281.Затяните винты усилителя крепления двигателя в том же порядке моментом 25 Нм
282. Установите шкив коленчатого вала, надев его на лыски коленчатого вала.
283. Установите проставку шкива коленчатого вала, надев ее на лыски коленчатого вала.
Примечание: убедитесь в том, что шайба правильно установлена на лысках коленчатого вала.
284. Заверните, не затягивая, до соприкосновения со шкивом винт крепления шкива коленчатого вала.
285. Затяните моментом 50 Нм и доверните на угол 85° ± 6° винт крепления шкива коленчатого вала.
286. Установите насос ОЖ.
287. Перед затяжкой винтов крепления убедитесь в том, что насос ОЖ опирается на блок цилиндров.
288. Заверните винты крепления (6), (7) и (5) насоса ОЖ.
289. Затяните в указанном порядке винты крепления водяного насоса моментом 25 Нм
72. Установите блок пред- и послепускового подогрева.
73. Установите вал привода левого переднего колеса.
74. Установите вал привода правого переднего колеса.
Примечание: существуют два типа уплотнительных прокладок пробки сливного отверстия: завальцованные медные прокладки и плоские медные прокладки.
77. Установите новую уплотнительную прокладку на пробку сливного отверстия (завальцованная медная прокладка устанавливается канавкой (4) к пробке сливного отверстия).
78. Установите пробку сливного отверстия и затяните ее с помощью торцевого квадратного ключа размером 8 мм моментом 44 Нм, если применена завальцованная медная прокладка, или моментом 50 Нм, если применена плоская медная прокладка.
79. Установите защиту поддона картера двигателя.
Внимание: обязательно проверьте уровень масла по маслоизмерительному щупу.
Не допускайте превышения максимального уровня по маслоизмерительному щупу (это может привести к выходу двигателя из строя).
75. Залейте масло в МКПП.
76. Залейте моторное масло в двигатель (см. описание операции ниже)
80. С помощью воронки залейте в двигатель масло. При этом масло лучше не долить, чем перелить. Поэтому заливайте сразу заведомо меньшее количество масла, чем нужно, следя за уровнем по маслоизмерительному щупу. Следует также помнить, что для того, чтобы масло полностью стекло в поддон масляного картера, следует подождать не менее 10 минут
81. Установите пробку с маслоизмерительным щупом.
82. Установите пробку маслоналивного отверстия для масла.
После полной установки силового агрегата следует обнулить показания пробега до очередной замены масла на дисплее. Описание этой операции приведено в конце раздела «Снятие и установка силового агрегата».
83 Заправьте холодильный контур хладагентом.
84. Заправьте бачок насоса гидроусилителя рулевого управления.
85. Удалите воздух из гидропривода сцепления.
86 Установите правый и левый щитки.
87. Установите щитки передних колесных арок.
88. Установите передние колеса.
89. Установите защитный экран.
90. Установите жгут проводов аккумуляторной батареи в желоб.
91. Уложите жгут проводов аккумуляторной батареи на полке.
93. Установите кронштейн полки под аккумуляторную батарею.
94. Подключите аккумуляторную батарею.
95. Заполните жидкостью систему охлаждения и удалите из нее воздух.
После слива и заливки моторного масла выполните следующую процедуру, чтобы сбросить значение пробега до очередной замены масла.
Примечание: всегда следуйте процедуре сброса значения независимо от того, горит ли на дисплее пробега до замены масла символ необходимости замены масла в виде ключа (в случае промежуточной замены масла).
Не выключайте зажигание, пока символ ключа не погаснет (это означает конец процедуры сброса значения). Убедитесь в том, что ничто не препятствует перемещению педали акселератора.
Выполните следующие действия не позже, чем через минуту после включения зажигания, и не запуская двигатель:
— полностью нажмите и удерживайте нажатой педаль акселератора,
— три раза подряд нажмите педаль тормоза, не отпуская педаль акселератора,
— отпустите обе педали и посмотрите на центральный дисплей щитка приборов.
Если символ ключа горел до начала процедуры сброса значения: символ ключа должен погаснуть через 5 секунд, по меньшей мере.
Если символ ключа не горел до начала процедуры сброса значения: символ ключа должен загореться, подтверждая, что сброс произведен, а затем погаснуть через 5 секунд, по меньшей мере. В случае неудачного выполнения процедуры сброса значения выключите и снова включите зажигание (не оставляйте зажигание выключенным более 3 секунд), прежде чем повторить процедуру сброса значения пробега до очередной замены масла.
Примечание: в случае повторной неудачи процедуры сброса значения пробега до очередной замены масла обратитесь на СТО дилерской сети Renault.