Инженеры автоконцерна Renault совместно с коллегами из Nissan создали новую силовую установку для автомобилей премиального класса, которая не сходит с конвейера более 20 лет.
Описание
Двигатель M9R впервые представлен широкой общественности в 2005 году на международном автосалоне в Токио (Япония). За время производства создано три поколения ДВС – базовая модель (2005-2019), усовершенствованная (2018-н. вр.) и дефорсированная (предназначалась для установки на микроавтобусы).
Сборка мотора производится на двух заводах – «Cleon plant» (г. Клеон, Франция) и «Oyak-Renault» (г. Бурса, Турция).
M9R – четырехцилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом объемом 2,0 литра, мощностью 130-180 л. с и крутящим моментом 320-400 Нм.
Поколения ДВС отличались между собой мощностью и крутящим моментом. Различия возникли благодаря незначительному изменению объема мотора. Третье поколение (версия) создано на основе базовой модели, но двигатели имели пониженные мощность (90-115 л. с) и крутящий момент (240-290 Нм).
M9R устанавливался на автомобили Renault:
На автомобили Nissan:
Кроме перечисленных этот мотор нашел прописку под капотом Opel Vivaro A с 2014 по 2016 годы.
У двигателя чугунный блок цилиндров и алюминиевая ГБЦ. На головке блока смонтированы два распредвала, 16 клапанов и установлены гидрокомпенсаторы.
Поршни охлаждаются посредством маслофорсунок, вмонтированных в блок.
Привод ГРМ цепной с неограниченным ресурсом эксплуатации. Но в наших условиях цепь нужно менять через 150 тыс. км пробега автомобиля.
Система питания топливом Common Rail (фирма Bosch) с пьезофорсунками.
Турбонаддув осуществляют турбины Garrett GTA 1749V (1,5 Бар, 130 л. с/320 Нм), Garrett 575GTA 1752V (1,6 Бар, 150 л. с/340 Нм) или Garrett GTA 1752V (1,8 Бар, 175 л. с/360 Нм). Но с 2007 года двигатель получил турбину с изменяемой геометрией GTA 1549V. На дефорсированной версии мотора ставили турбину Garrett GT 1549S (стандартный турбокомпрессор).
С 2011 года ДВС оснащается системой «Старт-Стоп» и маслонасосом переменной производительности.
Технические характеристики
Производитель
Renault-Nissan
Объем двигателя, см³
1995 (1997)*
Мощность, л. с
130-180 (160-200)*
Крутящий момент, Нм
320-400 (360-400)*
Степень сжатия
15,6 (15,1)*
Блок цилиндров
чугун
Количество цилиндров
4
ГБЦ
алюминий
Диаметр цилиндра, мм
84
Ход поршня, мм
90
Количество клапанов на цилиндр
4 (DOHC)
Привод ГРМ
цепь
Гидрокомпенсаторы
есть
Турбонаддув
VGT, турбина с изменяемой геометрией
Регулятор фаз газораспределения
нет
Система питания топливом
Common Rail от Bosch
Топливо
ДТ (дизельное топливо)
Экологические нормы
Euro 4-5
Ресурс, тыс. км
250
Расположение
поперечное
*значения в скобках – для двигателя второго поколения.
Что означают модификации
Модернизация двигателя привела к возникновению множества его модификаций. При этом механическая часть мотора оставалась без изменений.
Менялось навесное оборудование, его крепление, электронная часть. Например, модификации M9R 740 и M9R 760 отличаются турбинами и прошивками ЭБУ. Моторы M9R 780 и M9R 782, устанавливаемые на Opel Vivaro (90 и 114 л. с) имеют незначительные отличия в шкивах. Замена одной модификации двигателя другой даст ошибку датчика распредвала, если не произвести коррекцию ЭБУ.
Дополнительно модификации ДВС различались креплением самого агрегата в моторном отсеке автомобиля, на которые они устанавливались. Соединение двигателя с трансмиссией (МКПП или АКПП) так же были разными.
Получила изменения система выброса выхлопных газов, применительно к стандартам Euro 4 или 5.
В таблице указаны отличия модификаций по мощности и крутящему моменту.
Код двигателя
Мощность
Крутящий момент
Степень сжатия
Годы выпуска
Устанавливался
M9R 610
160 л. с при 3750 об/мин
300 Нм
15.6
2009-
Renault Scenic III, Megane III
M9R 615
150 л. с при 4000 об/мин
360 Нм
15.6
2009-
Megane III, Scenic III
M9R 630
90-114 л. с при 3500 об/мин
290 Нм
15.5
2006-
Trafic II, Opel Vivaro (E7, J7)
M9R 692
114 л. с при 3500 об/мин
290 Нм
15.5
2006-
Opel Vivaro (E7, J7), Trafic II
M9R 700
150 л. с при 4000 об/мин
191 Нм
15.7
2005-
Megane II, Scenic II (JM1K)
M9R 721
150 л. с при 4000 об/мин
191 Нм
15.7
2005-
Scenic II (JM)
M9R 722
150 л. с при 4000 об/мин
191 Нм
15.7
2005-
Megane II, Scenic II (JM1K)
M9R 724
173 л. с при 3750 об/мин
360 Нм
15.7
2006-
Megane II
M9R 740
150 л. с при 4000 об/мин
340 Нм
17
2005-
Laguna II, Espace IV
M9R 742
131-150 л. с при 4000 об/мин
320 Нм
16
2007-2011
Laguna III, Grandtour III
M9R 744
131-150 л. с при 4000 об/мин
320 Нм
15.7
2007-
Laguna III, Grandtour
M9R 750
150 л. с при 4000 об/мин
340 Нм
16
2006-2014
Espace IV
M9R 760
150-173 л. с при 4000-3750 об/мин
360 Нм
16
2005-
Laguna II, Vel Satis I, Espace IV
M9R 761
173 л. с при 3750 об/мин
360 Нм
15.7
2006-
Espace IV (JK)
M9R 762
173 л. с при 3750 об/мин
360 Нм
16
2005-
Vel Satis I (BJ0), Espace IV (JK0)
M9R 763
131-173 л. с при 3750 об/мин
360 Нм
16
2006-
Vel Satis I (BJ0), Espace IV (JK0)
M9R 780
90-114 л. с при 3500 об/мин
240 Нм
16
2006-
Trafic II (EL, JL, FL)
M9R 782
90-114 л. с при 3500 об/мин
240 Нм
15.7
2006-
Trafic II (EL, JL, FL)
M9R 786
90-114 л. с при 3500 об/мин
290 Нм
15.7
2006-
Trafic II (EL, JL, FL)
M9R 800
173 л. с при 3750 об/мин
360 Нм
16
2008-
Laguna III
M9R 802
131-150 л. с при 4000 об/мин
320 Нм
15.7
2007-
Laguna III, Grandtour
M9R 805
150 л. с при 4000 об/мин
340 Нм
16
2007-2015
Laguna III (X91)
M9R 809
173 л. с при 3750 об/мин
360 Нм
16
2008-2015
Laguna III (X91), Grandtour
M9R 814
150 л. с при 4000 об/мин
340 Нм
16
2006-2015
Espace IV (JK), Laguna III (X91)
M9R 815
173 л. с при 3750 об/мин
360 Нм
16
2008-
Laguna III (X91), Espace IV (JK0)
M9R 816
178 л. с при 3750 об/мин
400 Нм
16
2008-2015
Laguna III (X91)
M9R 820
178 л. с при 3750 об/мин
400 Нм
16
2008-2015
Laguna III (X91)
M9R 845
150-173 л. с при 4000 об/мин
340 Нм
16
2007-2015
Laguna III (X91)
Надежность, слабые места, ремонтопригодность
Надежность
За M9R укрепилась слава идеального дизеля. Отмечается, что мотор очень надежный и при своевременном и правильном обслуживании легко проходит более 500 тыс. км. Для примера приводится три подтверждения сказанному.
Артем: «… М9R один из самых надёжных в классе 2.0. ГРМ 300000км, форсунки 330000км, общий пробег без проворота вкладышей 390000км. Масло чаще меняйте и всё».
Сергей: «…Подтверждаю предыдущего комментатора, цепь была снята на пробеге 320000 км, состояние таково, что она пройдет ещё столько же, причем легко».
Сергей: «…У меня Nissan Primastar 2009 года. Прошёл 976 тысяч, и, если бы не примял поддон, думаю прошёл бы больше».
Некоторые автолюбители отключают ЕГР, при этом, в целях экономии (или незнания) не делают перепрошивку ЭБУ. Двигатель на такую «вольность» сразу откликается возникновением значительных проблем. Подобные неприятности могут ожидать любители чип-тюнинга, особенно при его выполнении неквалифицированными мастерами.
Вывод простой: ДВС надежный при правильной эксплуатации. Различные «усовершенствования» снижают надежность, а зачастую вызывают серьезные поломки.
Слабые места
Мотор, при всей его надежности, не лишен слабых мест. Наиболее значительными являются недоработанные пьезофорсунки, маслонасос и система очистки выхлопных газов. При некачественном обслуживании ДВС возникают проблемы с цепью привода ГРМ.
Пьезофорсунки чутко реагируют на качество топлива. При малейшем несоответствии стандартам сразу выходят из строя. Не ремонтопригодны, требуют замены новыми.
Маслонасос так же отличается высокой требовательностью к качеству масла. Попытки замены масла более дешевым приводят к снижению производительности узла, что в свою очередь вызывает проворачивание вкладышей коленвала.
Низкое качество нашего дизельного топлива приводит к засорению клапана ЕГР и фильтра DPF. Результат – плавающие обороты двигателя. Если клапан ЕГР с трудом, но все-таки очистить можно, то фильтр DPF менять нужно обязательно.
Цепь привода ГРМ по заявлению производителя имеет неограниченный ресурс эксплуатации, но в наших условиях более 150 тыс. км пробега не выдерживает. Сервисмены и многие автовладельцы советуют сократить этот срок до 120 тыс. км.
Работники автосервисов отмечают сложность замены этой детали. Отсюда и дороговизна процесса.
Ремонтопригодность
Двигатель ремонтопригоден. Чугунный блок цилиндров говорит о возможности проведения капитального ремонта любой сложности.
С приобретением деталей для восстановления работоспособности агрегата проблем не возникает – они имеются в любом специализированном или интернет-магазинах.
При этом надо иметь в виду, что они не всегда дешевы (отличительная черта французских запчастей). Кроме этого дополнительные расходы вызывает необходимость производить замену не только вышедшего из строя узла (детали), но и ряда сопряженных. Например, при ремонте (замене) демпферного шкива крутильных колебаний обязательно меняется ремень привода вспомогательных агрегатов. И наоборот – меняя ремень ПВА ДШКК так же в обязательном порядке подлежит замене.
Капитальный ремонт M9R довольно дорогостоящий. Иногда более простым выходом из сложившейся ситуации станет приобретение контрактного двигателя. Его стоимость лежит в пределах 80-120 тыс. рублей.
Мотор совместной разработки инженерами Рено и Ниссан M9R зарекомендовал себя надежным, практичным и экономичным агрегатом. Но требовательным к качеству технических жидкостей, особенно топлива и масла. При выполнении всех требований производителя двигатель значительно перекрывает заложенный в него ресурс пробега.
Разборка двигателя M9R для капитального ремонта
Детали, подлежащие обязательной замене:
— винт крепления уравновешивающего вала,
— винты крепления маховика,
— винт крепления ведущего диска.
Снятие верхней части двигателя
1. Снимите ремень привода вспомогательных механизмов и цепь привода ГРМ, действуя согласно описанию, приведенному ниже.
27 Снимите винты (2) и (3) крепления опоры подвески двигателя.
28. Снимите опоры двигателя.
29. Выкрутите винты крепления крышки привода ГРМ по периметру и из отверстия (4).
30. Разрежьте валик силикона по периметру крышки привода ГРМ с помощью приспособления для отделения картеров с силиконовыми уплотнительными прокладками.
31. Снимите крышку привода ГРМ.
Примечание: отсоедините крышку привода ГРМ вручную, небольшими рывками, чтобы не повредить ее.
32. Снимите фиксатор маховика.
33. Совместите канавку (5) коленчатого вала с отверстием (6) блока цилиндров (поршни на середине хода).
34. Извлеките заглушку из отверстия под фиксатор ВМТ.
35. Установите фиксатор ВМТ (7) вместо заглушки и затяните его рукой.
36. Поверните коленчатый вал против часовой стрелки до упора в фиксатор.
Внимание: перед выполнением работ на системе впрыска с помощью диагностического прибора убедитесь в том, что давление в ТКВД сброшено, а также в том, что топливо достаточно остыло. Категорически запрещается выполнять какие-либо работы с системой впрыска при работающем двигателе.
57. Снимите заглушку (1) гайки крепления топливопровода высокого давления на ТНВД
58. Ослабьте затяжку гайки (2) крепления трубопровода высокого давления со стороны ТКВД.
59. Ослабьте затяжку гайки (3) крепления трубопровода высокого давления со стороны ТНВД.
60. Отметьте положение подушки (4) между топливопроводом высокого давления и крышкой головки блока цилиндров.
61. Снимите винт крепления (5) топливопровода высокого давления на крышке головки блока цилиндров.
62. Снимите топливопровод высокого давления.
Примечание: примите меры к тому, чтобы топливо не попало в двигатель через отверстие в крышке головки блока цилиндров при выполнении данной операции.
63. Установите заглушки на отверстия.
64. Отсоедините шланг (4) вентиляции картера от маслоотделителя.
65. Отсоедините разъем проводов от форсунки 1 -го цилиндра, считая со стороны привода ГРМ
66. Отсоедините жгут проводов (5) форсунок от маслоотделителя.
67. Снимите винты (6) крепления маслоотделителя.
68 Снимите маслоотделитель вместе с тепловым экраном.
69 Снимите винты крепления теплового экрана.
70. Снимите тепловой экран.
71. Снимите топливосборную прокладку.
72. Снимите маслоотделитель.
73. Отверните винт (1) крепления на крышке головки блока цилиндров коллектора отвода топлива от форсунок.
74. Отсоедините быстросъемное соединение (2) сливной рампы форсунок от сливного топливопровода.
Примечание: примите меры, чтобы топливо не попало в двигатель через отверстие в крышке головки блока цилиндров при выполнении данной операции.
75. Установите заглушки.
76. Приподнимите подвижную часть (3) штуцера сливного топливного коллектора на форсунках.
77. Снимите сливной топливный коллектор форсунок.
78. Ослабьте затяжку гаек крепления трубопровода высокого давления со стороны форсунки.
79. Ослабьте затяжку гайки крепления трубопровода высокого давления со стороны ТКВД
Примечание: гайки на топливопроводах отворачиваются поочередно.
80. Снимите поочередно топливопроводы высокого давления.
81. Установите заглушки на отверстия.
82. Очистите поверхности вокруг форсунок.
83. Отметьте положение форсунок по отношению к цилиндрам с помощью нестираемого карандаша.
Примечание: цилиндр номер 1 находится со стороны привода ГРМ
84 Снимите винты крепления фланцев форсунок (2).
85. Снимите фланцы крепления форсунок.
86. Снимите форсунки.
87. Снимите прокладки форсунок.
Примечание: в случае прихватывания извлеките форсунку с помощью съемника форсунок двигателя M9R/M9T.
Примечание: при блокировке пламегасительной шайбы в нижней части колодца форсунки используйте комплект для очистки гнезд форсунок.
88 Отсоедините разъем проводов (2) от датчика давления наддува.
89. Отверните гайку крепления датчика давления наддува на подкосе блока заслонки впуска воздуха.
90. Ослабьте затяжку хомута крепления (1) шланга подвода воздуха к блоку заслонки впуска воздуха.
91. Отсоедините шланг подвода воздуха от блока заслонки впуска воздуха.
98. Отверните винты (13) крепления жесткого трубопровода рециркуляции отработавших газов, прикладывая момент не более 40 Нм, для того чтобы избежать поломки винтов.
Примечание: если винт не отворачивается, нанесите проникающий состав на резьбу винта, подождите 10 минут, приложите момент не более 40 Нм до отворачивания винта.
99. Снимите жесткий трубопровод рециркуляции ОГ между выпускным коллектором и охладителем рециркуляции ОГ
100. Снимите винты крепления (1) и (2) с трубопровода отвода топлива топливосборника головки блока цилиндров.
101. Отсоедините трубопровод отвода топлива топливосборника головки блока цилиндров в точке (3).
102. Отведите в сторону трубопровод отвода топлива топливосборника головки блока цилиндров.
118. Снимите хомуты крепления и прокладку между предварительным каталитическим нейтрализатором и турбокомпрессором.
119. Снимите винты (4) крепления маслопровода на турбокомпрессоре.
120. Снимите винт (5) крепления маслопровода к блоку цилиндров.
121. Снимите полый винт (6) крепления маслопровода турбокомпрессора к блоку цилиндров.
122. Снимите маслопровод турбокомпрессора.
123. Снимите винты крепления головки цилиндров.
124. Снимите головку блока цилиндров.
125. Снимите прокладку головки блока цилиндров.
126. Снимите гидрокомпенсаторы в сборе с коромыслами (на рисунке условно показана ГБЦ со снятыми коллекторами).
Примечание: отметьте положение каждого гидрокомпенсатора в сборе с коромыслом относительно головки блока цилиндров.
127. Поместите гидрокомпенсаторы зазоров в емкость с моторным маслом, чтобы не допустить попадания воздуха.
Разборка нижней части двигателя_
128. Отсоедините подводящий шланг охлаждающей жидкости от корпуса масляного фильтра.
129. Отверните винты (13) крепления корпуса масляного фильтра.
130. Отсоедините отводящий шланг (14) охлаждающей жидкости от корпуса масляного фильтра.
131. Снимите корпус масляного фильтра (15).
132. Зафиксируйте маховик или ведущий диск, установив фиксатор маховика на блок цилиндров.
133. Снимите винты крепления механизма.
134. Снимите механизм сцепления.
135. Снимите ведомый диск сцепления.
136. Снимите винты крепления маховика.
137. Снимите маховик.
138. Снимите фиксатор маховика (1).
139. Снимите винты крепления задней крышки блока цилиндров.
140. Снимите заднюю крышку блока цилиндров.
141. Выверните винты поддона картера двигателя.
142. Отделите поддон картера двигателя.
143. Снимите поддон масляного картера двигателя.
144. Снимите маслоприемник, открутив винты (1).
Указанные далее операции выполняются, если усилитель блока цилиндров оснащен герметизирующими отсек маховика заглушками.
145. С помощью сверла диаметром 13 мм высверлите заглушки, вставленные в отверстия (2) и (3) усилителя блока цилиндров.
146. Разрежьте заглушки (3) зубилом со сверхтонким лезвием.
147. Снимите заглушки (3).
149. При использовании усилителя блока с длинными винтами (5) моторный отсек герметизируется без использования заглушек.
148. Снимите заглушки (4) с помощью бронзовой выколотки.
151. Установите две шпильки (6) (резьбовые стержни М8 — длиной 90 мм), две гайки (М8) (7) и две плоские шайбы (8) (внутренний диаметр 8 мм — наружный диаметр 14 мм) вместо винтов крепления усилителя.
152. Отделите основание блока цилиндров, постепенно затягивая гайки (7).
153. Снимите шпильки (6).
154. Снимите гайки (7).
155. Снимите шайбы (8).
156. Пометьте с помощью нестираемого карандаша крышки шатунов и тела шатунов по принадлежности к цилиндрам (цилиндр №1 находится со стороны привода ГРМ). Не используйте для этого выколотку или гравировочный карандаш, так как это может стать причиной начала разрушения шатуна.
159. Извлеките вкладыш подшипника из крышки шатуна.
160. Отметьте положение вкладышей по отношению к крышке шатуна.
150. Отверните винты крепления основания блока цилиндров.
161. Извлеките, вынимая в сторону ГБЦ. поршни с шатунами в сборе. При извлечении поршней примите меры к тому, чтобы не повредить форсунки масляного охлаждения поршней.
163. Отметьте положение каждого вкладыша подшипника по принадлежности корпусу шатуна.
164. Выполните указанные операции на остальных цилиндрах.
165. Снимите поршневые кольца с помощью расширителя поршневых колец.
Примите меры к тому, чтобы не повредить поршень при снятии колец. Не раздвигайте кольца слишком широко, так как в этом случае они могут быть повреждены.
В случае повторного использования отметьте поршневые кольца по принадлежности к поршням.
166. Отметьте положение поршня относительно цилиндра с помощью нестираемого карандаша.
167. Извлеките стопорное кольцо поршневого пальца отверткой с плоским лезвием (используя как опору выемку (5) поршня).
168. Извлеките поршневой палец.
169. Пометьте поршневой палец по отношению к поршню с помощью нестираемого карандаша.
175. Убедитесь в том, что нанесенные на заводе на крышки подшипников коленчатого вала обозначения читаются (подшипник 1 располагается со стороны привода ГРМ). При необходимости обозначьте крышки подшипников коленчатого вала с помощью нестираемого карандаша.
Примечание: всегда обозначайте положение каждого упорного полукольца по отношению к блоку цилиндров. Используйте нестираемый карандаш.
177. Снимите винты (9) крепления сигнального диска датчика положения и частоты вращения коленчатого вала,
178. Снимите сигнальный диск (10) датчика положения и частоты вращения коленчатого вала. Данную операцию необходимо выполнять только при замене коленчатого вала или при замене сигнального диска датчика положения коленчатого вала.
179. Снимите подшипник первичного вала МКПП, установленный в коленчатом вале, с помощью съемника. Данную операцию необходимо выполнять только при замене коленчатого вала или подшипника.
180. Сдвиньте в сторону теплоизоляцию (1) датчика положения коленчатого вала двигателя.
181.Отсоедините разъем проводов от датчика положения коленчатого вала двигателя.
182. Снимите винт крепления (2) датчика положения коленчатого вала.
183. Снимите датчик положения коленчатого вала двигателя (3).
184. Разъедините разъем датчика уровня масла (1).
185. Снимите маслоизмерительный щуп.
186. Отсоедините шланги от подводящего патрубка насоса ОЖ.