Личная гигиена при ремонте автомобиля
При техническом обслуживании и ремонте автомобилей, помимо общих мероприятий, обеспечивающих безопасность работы, используются также и индивидуальные профилактические и защитные средства. К индивидуальным профилактическим и защитным средствам относятся защитные очки, светофильтры, наголов-ные щиты, респираторы, спецодежда, а также средства защиты кожных покровов.
Защитные очки подбираются в зависимости от характера выполняемых работ. При слесарных, токарных, заточных и шлифовальных работах используют очки открытого типа. При работе на металлорежущих станках применяют очки, имеющие с обеих сторон щитки. При обрубке, обдирке и шлифовании металла применяют очки в чешуйчатой оправе.
Для защиты глаз от ультрафиолетовых и инфракрасных лучей, выделяемых при газовой и особенно при электросварке, применяют светофильтры, которые вставляются в наголовные щитки электросварщика или в очки для газосварщика.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Для защиты работающих от производственных загрязнений используются различные виды спецодежды ‘(комбинезоны, фартуки, халаты и др.). Виды спецодежды, нормы ее и категории работающих, которым выдается спецодежда, устанавливаются ведомствами и профсоюзом.
Каждый рабочий должен соблюдать также следующие правила личной гигиены:
– не хранить и не принимать пищу в рабочих помещениях;
– пищу принимать только в выделенном для этих целей помещении, предварительно вымыв руки и лицо;
– работать только в соответствующей спецодежде и пользоваться индивидуальными средствами защиты;
– регулярно чистить и стирать спецодежду.
Pereosnastka.ru
Обработка дерева и металла
Одним из важных вопросов научной организации труда является обеспечение санитарно-гигиенических условий труда: воздушная среда, шум и вибрация, освещение, личная гигиена.
Воздушная среда — воздух, его температура и влажность («микроклимат») — имеет важное значение для создания здоровых условий труда. Наблюдения показывают, что в воздушной среде, соответствующей гигиеническим требованиям, производительность труда увеличивается до 10% .
Для помещений с незначительным избытком теплоты рекомендуются следующие температуры воздуха: при выполнении легких работ — 18 — 20 °С, работ средней тяжести — 16 — 18 °С и тяжелых работ – 14-16 °С.
К мероприятиям по борьбе с перегреванием организма относятся: механизация тяжелых работ, защита от источников излучения, удаление избыточных тепловыделений с помощью вентиляции, профилактика нарушений водно-солевого обмена и других последствий перегревания. Для восстановления водно-солевого баланса организма рабочих горячих цехов обеспечивают подсоленной водой.
Шум и вибрации приводят к быстрой утомляемости, снижают производительность труда и качество изделий, оказывают вредное влияние на органы слуха человека (вызывают глухоту), а также на нервную систему, нарушают нормальное функционирование других органов. Шум приводит к гипертоническим и другим заболеваниям. Особенно вредны высокочастотные шумы (они характерны для агрегатов ударного действия, потоков воздуха и газа).
При необходимости работать в помещениях, где шум превышает допустимые нормы (75 — 85 дБ), пользуются противошумными наушниками (рис. 24), состоящими из чашечки, изготовленной из алюминия, звукопоглощающего материала — паропласта, уплотнителя из бестканой полихлорвиниловой окантованной пленки толщиной 0,3 — 0,4 мм, заполненного дистиллированным глицерином; обжимного кольца, выполненного из той же пленки и служащего для крепления уплотнителя к наушникам.
Наушники крепятся на голове с помощью плотной хлопчатобумажной или резиновой тесьмы, или металлической фурнитуры (мягкое крепление), или двух охватывающих голову металлических дуг, изготовленных из пружинной проволоки й полихлорвиниловой профилированной ленты.
Вибрации (механические колебания) возникают при движении транспортных средств, при работе машин, и при большой интенсивное вызывают быстрое утомление людей и их заболевание (вибрационная болезнь). Действие вибрации на человека стараются предотвратить или уменьшить. При работе пневматическим инструментом пользуются рукавицами с накладками мягкого материала на поверхности ладони и систематическим проведением лечебной гимнастики пальцев и кистей рук.
Для уменьшения действия вибрации пользуются мягкой виброгасящей втулкой (муфтой) для левой руки (рис. 25) и мягкой виброгасящей пружинящей накладкой на рукоятке молотка, предохраняющей правую руку рабочего; виброгасящую муфту (втулку) надевают на пневматическое зубило и закрепляют резиновыми кольцами.
Освещение является одним из условий научной организации труда. Рабочее место слесаря должно иметь достаточную освещенность, быть постоянным в течение рабочего времени, равномерно распределенным по яркости, не оказывать слепящего действия.
Нормальность освещения зависит прежде всего от расположения источника света. Правильное (а) и неправильное (б, в, г) расположение источника света показано на рис. 3. Первая позиция является наиболее правильной, так как светильник, будучи помещен слева над головой работающего, освещает рабочий стол, не вызывая ослепления и не бросая тень на рабочую зону. Остальные три позиции представляют неблагоприятные способы расположения источника света.
Причиной недостаточной освещенности рабочего места может быть и неудовлетворительный уход за светильником, загрязненность ламп, отсутствие абажура или рефлектора, что снижает освещенность на 30% и более.
Наибольшему утомлению способствует освещенность 30 лк, наименьшему — 800-1000 лк.
При определении норм освещенности учитывают: характер работы (особо точная, точная, малой точности, грубая и т. д.), а также размеры собираемых деталей, фон, контраст объекта с фоном. При решении вопросов освещенности рабочих мест стремятся использовать естественное освещение.
Личная гигиена — меры сохранения здоровья человека, предупреждение и устранение условии, вредно влияющих на здоровье. Соблюдение правил личной гигиены — важное условие высокопроизводительной работы.
Личная гигиена требует после рабочего дня вымыть тело теплой водой с мылом (принять душ). Перед принятием пищи обязательно мыть руки с мылом, есть надо за чистым столом и из чистой посуды. Следует помнить, что источником многих заболеваний является грязь и неопрятность.
Эстетические условия. Производственное помещение, внешнее оформление рабочих мест и одежда должны соответствовать требованиям технической эстетики. Спецодежда должна быть удобной, не стеснять движений, легко стирающейся, изящной, красивой и современной, специального покроя с плотно прилегающими манжетами рукавов, чтобы концы одежды не мешали при работе. Предпочтительная одежда учащихся — комбинезоны или полукомбинезоны.
Основными задачами рациональной окраски являются: снижение утомляемости глаз во время работы; повышение безопасности работы на оборудовании и инструментами; затрата минимума времени, необходимого для обзора оборудования, оснастки или окружающих предметов в мастерской (цехе) благодаря правильному подбору красок с различной светопоглощающей и отражательной способностью; повышение общего тонуса работающего путем воздействия на него светопсихологиче-ских факторов.
Благоприятно влияют не зрение и психофизиологические функции человека, содействуют повышению производительности труда, снижают утомляемость зеленые, голубовато-зеленые и желтые цвета.
Рекомендуемый цвет фона для обработки цветных металлов (медь, латунь, бронза) — светло-голубой или серо-голубой. В случае когда окраска собираемых деталей серая, для общего фона рекомендуются оттенки зеленого цвета, который позволит не только лучше различать детали, но и снизить утомление глаз.
Техника безопасности при ремонте автомобиля
Работа на транспортных средствах может быть веселой, увлекательной и полезной карьерой.
Работы по ремонту автомобилей также сопряжены с особыми опасностями, и работодатель вместе со своими сотрудниками должны определить и минимизировать риски как для безопасности, так и для здоровья.
Меры безопасности помогают защитить работников от случайных травм себе, своим коллегам, клиентам и автомобилям, которые они ремонтируют.
Практически все предприятия могут предпринять набор практических, экономически эффективных мер по снижению вреда при ремонте автомобилей.
Одной из самых эффективных мер безопасности при ремонте автомобилей является обучение слесарей по ремонту автомобилей.
Ниже приведен список общих советов по безопасности, которые каждая ремонтная мастерская должна использовать для обеспечения безопасности всех.
Меры предосторожности при ремонте автомобиля
Чтобы помочь им достичь этого, следует принять некоторые конкретные меры предосторожности:
- Убедитесь, что тормоза включены и колеса заблокированы. Всегда запускайте двигатели с включенными тормозами и на нейтральной передаче.
- Поддерживайте транспортные средства как на домкратах, так и на стойках, никогда не полагайтесь только на домкраты
- Всегда поддерживайте поднятые кузова автомобиля специальным оборудованием или инструментами, разработанными для этой задачи.
- Всегда следите за тем, чтобы транспортные средства, находящиеся на подъемном оборудовании, были правильно расположены и устойчивы.
- Убедитесь, что краскораспылители, использующие «двухкомпонентные» краски, используют респираторное оборудование с подачей воздуха, чтобы защитить работника, выполняющего окраску от воздействия изоцианата, которое может вызвать профессиональную астму.
- Остерегайтесь риска возгорания и взрыва при сливе и ремонте топливных баков, а также из аккумуляторных газов. Никогда не сливайте бензобаки рядом или над ямой.
- Убедитесь, что вы не закорачиваете батареи.
- При накачивании коммерческих шин используйте клетку для шин и держитесь подальше от зоны накачки, особенно соблюдайте осторожность рядом с колесами, состоящими из нескольких частей или разделенными.
- Тормозные колодки и колодки сцепления на старых автомобилях могут содержать асбест, поэтому всегда соблюдайте соответствующие меры предосторожности.
- При работе с аккумуляторной кислотой носите защитную одежду.
- Помните об опасности загрязнения минеральными маслами (особенно отработанными моторными маслами) рук и других частей тела. Частый и длительный контакт с использованным моторным маслом может вызвать дерматит и другие кожные заболевания, включая рак кожи. Личная гигиена всегда важна, и это включает в себя регулярную чистку спецодежды.
Что нужно и что нельзя делать по технике безопасности для работников?
- проверить, что машина в хорошем состоянии и пригодна для использования, то есть подходит для работы и работает должным образом, и что все меры безопасности соблюдаются — ограждения, изоляторы, механизмы блокировки, аварийные выключатели и т. д.;
- использовать машину правильно и в соответствии с инструкциями производителя;
- убедитесь, что рабочие носят соответствующую защитную одежду и оборудование, необходимое для этой машины, такие как защитные очки, средства защиты органов слуха и защитная обувь.
- использовать машину или прибор, на котором есть знак опасности или бирка. Знаки опасности должны быть удалены только уполномоченным лицом;
- работать не убедившись, что машина или процесс теперь безопасны;
- носить висячие цепи, свободную одежду, кольца или иметь длинные распущенные волосы, которые могут попасть в движущиеся части;
- отвлекать людей, которые работают;
- удалять все защитные меры, даже если их присутствие, кажется, усложняет работу.
Ремонт автомобилей несет с особые риски и опасности, и по этой причине работодатель вместе со своими сотрудниками обязаны определить опасные факторы и ситуации.
«Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.05.1988 N 4616-88)
Заместитель главного государственного
санитарного врача СССР
5 мая 1988 г. N 4616-88
ПО ГИГИЕНЕ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
С выходом настоящих Правил утрачивают силу «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей» N 4233-86 от 30.12.86.
1. Общие положения
1.1. Настоящие Санитарные правила регламентируют основные требования к условиям труда водителей автобусов , грузовых, легковых и специальных автомобилей (далее — автомобилей).
Автобус — автомобиль, рассчитанный на поездку 9 и более пассажиров.
1.2. Санитарные правила являются обязательными при проектировании, изготовлении, эксплуатации и ремонте автомобилей и распространяются на автотранспортные (АТП) и авторемонтные предприятия и организации министерств и ведомств, имеющие автомобильный транспорт, а также предприятия автомобильной промышленности.
1.3. Ответственность за выполнение настоящих Правил возлагается на руководителей подведомственных им предприятий и организаций.
1.4. Служба охраны труда предприятий и организаций, имеющих автомобильный транспорт, обязана проводить выборочную оценку условий труда на рабочем месте водителя автомобиля в сроки, согласованные с санитарно-эпидемиологической службой. Территориальные санитарно-эпидемиологические станции проводят выборочный контроль условий труда водителей автомобилей в соответствии с настоящими Правилами.
1.5. Настоящие Санитарные правила вступают в силу с момента их утверждения.
2. Требования к микроклимату и воздуху рабочей зоны
2.1. Санитарно-технические средства (вентиляция, отопление, теплоизоляция, кондиционирование) должны обеспечивать поддержание в кабине автомобиля оптимальных (табл. 2.1) или допустимых (табл. 2.2 и 2.3) параметров микроклимата не позднее чем через 30 мин. после начала непрерывного движения автомобиля с прогретым двигателем.
Оптимальные нормы температуры,
относительной влажности и скорости движения воздуха
в кабинах автомобилей
Допустимые нормы температуры, относительной
влажности и скорости движения воздуха в кабинах
автомобилей в холодный и переходный периоды года
Допустимые нормы температуры,
относительной влажности и скорости движения воздуха
в кабинах автомобилей в теплый период года
В теплый период года нижние границы допустимых температур воздуха не должны приниматься ниже величин, указанных в табл. 2.2 для холодного периода года.
Большая скорость движения воздуха соответствует максимальной температуре воздуха, меньшая — минимальной температуре воздуха.
2.2. В четвертой строительно-климатической зоне (согласно СНиП 2.01.01-82 «Строительная климатология и геофизика») в теплый период года допускается превышать температуру воздуха, указанную в табл. 2.3, но не выше 31 °C — в кабине легковых автомобилей и 30 °C — в кабине грузовых автомобилей и автобусов, скорость движения воздуха не должна превышать 1 м/с.
2.3. Перепад температуры воздуха по высоте кабины не должен превышать 3 °C. При этом абсолютные величины температуры воздуха на разных уровнях кабины должны находиться в пределах величин, указанных в табл. 2.1, при обеспечении оптимальных параметров микроклимата или в пределах величин, приведенных в табл. 2.2 и 2.3, для тех же категорий работ при обеспечении допустимых параметров микроклимата.
2.4. Температура внутренних поверхностей кабины не должна отличаться от температуры воздуха в кабине более чем на 3 °C.
2.5. Кабины должны быть оборудованы средствами теплозащиты от солнечной радиации (защитные козырьки, специальное остекление, жалюзи и т.п.), а также от работающего двигателя, обеспечивающими остаточную тепловую облученность водителя от стен кабины и двигателя, — не более 35 Вт/м2, а от окон — не более 100 Вт/м2.
2.6. Системы вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха должны обеспечивать организацию рассеянных воздушных потоков и возможность регулирования количества и направления поступающего в кабину воздуха с тем, чтобы в кабине водителя обеспечивались нормативные параметры микроклимата в соответствии с требованиями п. п. 2.1 — 2.5 настоящих Правил.
2.7. Системы вентиляции, отопления и кондиционирования должны устранять запотевание (обмерзание) стекол кабины.
2.8. Концентрации вредных веществ в кабине автомобиля не должны превышать величин, указанных в «Перечнях предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны», утвержденных Минздравом СССР.
2.9. Не допускается эксплуатация автомобиля, кабина которого не имеет предусмотренных технической документацией автомобиля уплотнителей или ковриков.
2.10. Не допускается эксплуатация автомобиля в подземных выработках и карьерах, атмосфера которых содержит вредные вещества в концентрациях, превышающих ПДК для воздуха рабочей зоны, не оборудованных эффективными средствами очистки приточного воздуха до концентраций, не превышающих предельно допустимые.
2.11. Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен осуществляться с учетом вида используемого топлива:
а) бензины А-72, А-76, А-93 и т.д. — определяются концентрации углеводородов алифатических предельных C1 — C10 (в пересчете на C, ПДК — 300 мг/м3), окиси углерода (ПДК — 20 мг/м3), окислов азота (в пересчете на NO2, ПДК — 5 мг/м3); при применении этилированного бензина дополнительно определяются концентрации свинца (среднесменная ПДК — 0,01 — 0,007 мг/м3);
б) метилированный бензин и чистый метанол — углеводородов алифатических предельных C1 — C10 (в пересчете на C), окиси углерода, окислов азота (в пересчете на NO2), метанола (ПДК — 5 мг/м3 ), формальдегида (ПДК — 0,5 мг/м3);
в) дизельное топливо — углеводородов алифатических предельных C1 — C10 (в пересчете на C), окиси углерода, окислов азота (в пересчете на NO2), акролеина (ПДК — 0,2 мг/м3);
г) газовое топливо — углеводородов алифатических предельных C1 — C10 (в пересчете на C), окиси углерода, окислов азота (в пересчете на NO2), меркаптанов.
Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен включать в себя оценку запыленности.
3. Допустимые уровни шума, инфразвука и вибрации
3.1. Уровни звука в кабине грузовых автомобилей не должны превышать 70 дБА (ПС 65).
Уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБА — 70 дБА.
Уровни звука в кабине легковых автомобилей и автобусов не должны превышать 60 дБА (ПС 55).
Уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБА — 60 дБА.
3.2. Уровни инфразвука в кабине автомобиля не должны превышать 110 дБлин в соответствии с «Гигиеническими нормами инфразвука на рабочих местах» N 2274-80 от 12.12.80 Министерства здравоохранения СССР.
3.3. Уровни общей вибрации на рабочем месте водителя не должны превышать величин, указанных в табл. 3.1, 3.2.
Санитарные нормы вибрации для грузовых автомобилей
Различия между расчетными величинами корректированных уровней и нормативными объясняются тем, что реальные спектры действующей на человека общей вибрации отличаются по форме от спектра нормативной кривой, так как основная энергия в них распределена неравномерно и приходится главным образом на часть октав. Поэтому измеренный корректированный уровень виброскорости (при условии получения в результате частного анализа значений, не превышающих ПДУ) значительно меньше 122 дБ. Это обстоятельство было учтено в ходе обоснования нормативного корректированного уровня виброскорости общей вибрации 116 дБ.
Санитарные нормы вибрации для легковых автомобилей
3.4. Уровни локальной вибрации на рычагах и органах управления не должны превышать величин, указанных в «Санитарных нормах и правилах при работе с машинами и оборудованием, создающими локальную вибрацию, передающуюся на руки работающих» 3041-84 от 13.06.84 Министерства здравоохранения СССР (табл. 3.3).
Допустимые значения нормируемых параметров
4. Требования к освещению кабины автомобиля
4.1. Освещенность кабины, создаваемая светильниками общего освещения, должна составлять не менее 10 лк на уровне щитка приборов.
4.2. Освещенность шкалы приборов должна быть не менее 1,2 лк.
5. Требования к режимам труда и отдыха
5.1. Режим труда и отдыха водителей государственного автотранспорта устанавливается в соответствии с «Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденным Постановлением Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и секретариата ВЦСПС от 16.08.77 N 255/16 с последующими изменениями и дополнениями.
5.2. Внутрисменные регламентированные перерывы для отдыха должны устанавливаться с учетом тяжести и напряженности труда, видов перевозок и климато-географических условий среды движения. Рекомендуется первый перерыв устанавливать через 2 — 3 ч после начала работы на линии, во второй половине дня — не реже чем через каждые 2 ч продолжительностью по 10 мин. Длительность непрерывного пребывания за рулем рекомендуется ограничить 2 ч. Частота, организация и длительность внутрисменных перерывов устанавливается по согласованию с медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений, обслуживающих данное АТП, указывается в путевом листе и контролируется службой безопасности движения АТП.
Администрация автопредприятия обязана внедрять мероприятия, направленные на снижение нервно-психического напряжения и производственного утомления работающих (вводная гимнастика, физкультурная минутка, физкультурная пауза, психологическая разгрузка и др.).
5.3. Запрещается привлекать к сверхурочным работам и устанавливать продолжительность рабочей смены более 10 ч: водителям со стажем вождения автомобиля менее трех лет, в возрасте свыше 55 лет, часто и длительно болеющим (3 и более раз в году, длительность одного случая утраты трудоспособности 30 и более дней), допущенным медицинскими водительскими комиссиями к управлению автотранспортными средствами в виде исключения.
5.4. Перерыв для отдыха и питания устанавливается продолжительностью, как правило, 45 — 60 мин., но не более 2 ч, желательно в середине рабочей смены, но не позднее чем через 4 ч после начала работы.
5.5. В условиях сменной организации труда водителей изменение смены допускается только после выходного дня.
6. Требования к охране окружающей среды
6.1. Внешний шум автомобиля должен соответствовать требованиям, изложенным в табл. 6.1.
Предельно допустимые уровни внешнего шума автомобилей
Предельно допустимые уровни
окиси углерода и углеводородов в отработавших газах
автомобилей с бензиновыми двигателями
Значение частоты вращения двигателя устанавливают в технических условиях и инструкции по эксплуатации автомобилей.
Предельно допустимые уровни дымности отработавших газов
автомобилей с дизелями
6.2. Отработавшие газы автомобилей должны соответствовать требованиям ГОСТ 21393-75 и ГОСТ 17.22.03-87, изложенным в табл. 6.2 и 6.3.
Эксплуатация в подземных выработках автомобилей, не оборудованных средствами снижения токсичности отработавших газов, так же, как и применение при этом в качестве топлива этилированного бензина, запрещается.
6.3. Необходимо проводить контроль состава отработавших газов автомобилей при проведении ТО-2, после ремонта автомобилей или регулировки системы питания двигателя, на авторемонтных предприятиях при выпуске автомобилей из ремонта.
6.4. В целях охраны окружающей среды при эксплуатации автомобилей не допускается:
а) разлив топлива при заправке автомобиля;
б) утечка масла из картера, слив масла на линии;
в) мойка кузова, очистка кузова и салонов в неустановленных местах;
г) проведение ремонтных работ, связанных с загрязнением окружающий среды, атмосферы, почвы и воды в открытых водоемах (окраска, сварка, пайка и т.п.), в неустановленных местах и помещениях.
7. Требования по санитарно-бытовому
и медико-профилактическому обслуживанию
7.1. Автотранспортные предприятия должны быть обеспечены санитарно-бытовыми помещениями и устройствами и помещениями для лечебно-профилактических мероприятий в зависимости от характера и вида выполняемых работ. Состав и оборудование помещений регламентируются СНиП II-93-74 (нормы проектирования, предприятия по обслуживанию автомобилей), СНиП 2-09-04-87 (административные и бытовые здания), СН 245-71 (санитарные нормы проектирования), ОНТП-01-86 и ОНТП-02-86 (отраслевые нормы технологического проектирования).
7.2. Диспетчерские пункты (пункты по выдаче и приему путевых документов), обслуживающие водителей городских и пригородных автобусов и расположенные вне территории автопредприятия, должны быть обеспечены санитарно-бытовыми помещениями и устройствами в соответствии со СНиП II-93-74 и СНиП 2-09-04-87 (в зависимости от количества обслуживаемых водителей).
7.3. Для соблюдения правил личной гигиены водитель должен иметь в автомобиле (в соответствии с действующими отраслевыми нормативами, с учетом специфики автомобиля, вида топлива, условий перевозок и т.д.) моющие средства (поверхностно-активные, пригодные к употреблению на кожных покровах — типа «Ралли» и др.), щетку для мытья рук, полотенце, ветошь для вытирания рук от горюче-смазочных материалов.
Водители, имеющие контакт (загрязнение рук) с различными СОЖ, маслами, лакокрасочными материалами и т.п. (перевозка указанных веществ, выполнение ремонтных работ), должны обеспечиваться защитными мазями и пастами в соответствии с ГОСТ 12.4.068-79 «Средства дерматологические защитные».
7.4. Администрация автотранспортного предприятия должна принимать меры к обеспечению питания водителей, соответствующего рекомендациям данных Санитарных правил.
Водителям рекомендуется следующий режим питания: прием пищи должен быть регулярным, промежутки между приемами пищи не должны превышать 4 — 5 ч, обязателен прием пищи перед выходом на работу, ужин должен приниматься не менее чем за 2 — 2,5 ч до сна. Рекомендации к качественному и количественному составу пищи изложены в прил. 2.
7.5. Водители, занятые междугородными грузовыми перевозками (за исключением плечевых), при продолжительности рейса более одной смены должны быть обеспечены администрацией АТП:
а) рейсовыми чемоданами, в комплекс которых должны входить: набор посуды для принятия и приготовления пищи, примус или портативная газовая плита с запасным баллоном, средства для мытья посуды, термос объемом не менее 2 л, фляга для питьевой воды объемом не менее 2 л;
б) картой-схемой маршрута движения с обозначением пунктов отдыха (гостиниц), пунктов питания, пунктов медицинского обслуживания.
7.6. С целью выявления больных водителей и водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, с последующим отстранением их от управления автомобилем, водители проходят ежедневные предрейсовые медицинские осмотры.
7.7. Администрация АТП и других организаций, имеющих транспорт, должна обеспечить прохождение водителями обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров согласно Приказам МЗ СССР N 3 от 4 января 1983 г. и N 700 от 19 июня 1984 г.
7.8. Руководители предприятий обязаны организовать и проводить с участием территориальных органов здравоохранения гигиеническое обучение водителей по «Программе гигиенического обучения водителей предприятий автотранспорта», утвержденной Минздравом СССР 23.11.77 и согласованной с ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог 28.10.77, а также полный курс подготовки по программе оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях, утвержденной Приказом Минздрава СССР N 3 от 4 января 1983 г.
8. Требования к выполнению ремонтных работ
8.1. При привлечении водителей к выполнению ремонтных работ на них должны быть распространены действующие отраслевые нормативно-технические документы, регламентирующие организацию и проведение указанных работ и гигиенические требования к этим работам.
При выполнении водителями ремонтных работ в АТП и других организациях, имеющих транспорт, вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника запрещается работа без лежаков на полу (земле).
8.2. Выполнение в помещениях работ по проверке, ремонту или наладке работающего двигателя разрешается только при наличии местного отсоса, эффективно удаляющего отработавшие газы.
8.3. Водители, выполняющие техническое обслуживание и ремонт автомобилей, должны обеспечиваться спецодеждой, средствами индивидуальной защиты, личной гигиены и защитными приспособлениями в соответствии с действующими отраслевыми типовыми нормами.
8.4. Для переливания топлива автомобили должны быть укомплектованы шлангом с сифоном-насосом; засасывать топливо ртом в шланг для переливания запрещено.
8.5. Администрация предприятия обязана обеспечить регулярную химчистку, стирку, дезинфекцию, ремонт и проверку исправности средств индивидуальной защиты (в соответствии с действующими типовыми нормами).
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК (САНИТАРНЫЙ ПАСПОРТ
РАБОЧЕГО МЕСТА ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ)
наличие напольных ковриков
состояние регулировочного механизма
3. Остекление кабины:
состояние переднего стекла
состояние заднего стекла
состояние боковых стекол
4. Наличие и состояние зеркал заднего вида
5. Система вентиляции
6. Система отопления
7. Воздух рабочей зоны
8. Уровни вибрации:
общей на рабочем месте
локальной на органах управления
10. Уровни инфразвука в кабине
11. Токсичность отработавших газов двигателя
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПИТАНИЮ ВОДИТЕЛЯ
1. Суточная потребность водителей в пище должна определяться на основе данных, приведенных в таблице.
Энергозатраты и суточная потребность водителей
автомобилей в белках, жирах и углеводах в зависимости
от пола и возраста
2. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно выражаться как 13:30:57% суточной энергетической ценности пищи. Количество белков животного происхождения в рационах должно составлять не менее 55% от общего потребления, а содержание растительных масел — 25 — 30% суточной потребности в жирах. Потребление сахара не должно превышать 70 — 80 г в сутки, при этом за счет полисахаридов необходимо обеспечить 70 — 80% общего количества углеводов. Оптимальное соотношение кальция, фосфора и магния равно 1:(1,5 — 2,0):0,6.
3. Суточная калорийность должна распределяться по отдельным приемам пищи в зависимости от смены:
а) дневная смена — ранний завтрак перед работой (15 — 20%), обед на работе (30 -35%), полдник после работы (20 — 25%), ужин (20 — 25%);
б) вечерняя смена — поздний завтрак после работы (10 — 25%), поздний обед дома (30 — 35%), ужин дома (20 — 25%), прием пищи на работе (15 — 20%);
в) ночная смена — прием пищи (из трех блюд) в первую половину смены, энергоемкость пищи 700 — 800 ккал.
НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, НА КОТОРЫЕ ПРИВОДЯТСЯ
ССЫЛКИ В ТЕКСТЕ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ
1. СНиП 2.01.01-82 «Строительная климатология и геофизика»
2. «Санитарные нормы допустимых уровней шума на рабочих местах» Минздрава СССР N 3223-85 от 12.08.85
3. «Гигиенические нормы инфразвука на рабочих местах» Минздрава СССР N 2274-80 от 12.12.80
4. «Санитарные нормы вибрации рабочих мест» Минздрава СССР N 3044-84 от 15.06.84
5. «Санитарные нормы и правила при работе с машинами и оборудованием, создающими локальную вибрацию, передающуюся на руки работающих» Минздрава СССР N 3041-84 от 13.06.84
6. «Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей» Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС N 255/16 от 16.08.77
7. ГОСТ 21393-75 «Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов»
8. ГОСТ 17.2.2.03-87 «Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности»
9. СНиП II-93-74 «Нормы проектирования. Предприятия по обслуживанию автомобилей»
10. СНиП 2-09-04-87 «Административные здания»
11. СН 245-71 «Санитарные нормы проектирования»
12. ОНТП-01-86 и ОНТП-02-86 «Отраслевые нормы технологического проектирования»
13. ГОСТ 12.4.068-79 «Средства дерматологические защитные»
Судебная практика и законодательство — «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.05.1988 N 4616-88)
75. «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей» N 4616-88.
76. «Санитарные правила по устройству и оборудованию кабин машинистов кранов» N 1204-74.
77. «Санитарные правила по устройству тракторов и сельскохозяйственных машин» N 4282-87.