Очередная идея лебедки для внедорожника. Или лебедка из колеса.
Рука не поднимается разместить это чудо в раздел девайсы и инвентарь, поэтому оставлю это здесь. Для начала посмотрите видео о лебедке из колеса, а позже я напишу пару мыслей.
Лавры изобретателя многим не дают покоя…
На первый взгляд идея имеет право на существование, но это только на первый взгляд. Давайте разберем все по порядку. Итак установка данной лебедки будет невозможна в 90% случаев, когда машина застрянет. Потому что застрявший автомобиль выглядит всегда примерно так:
В реальности обычно все более серьезно чем в рекламных роликах.
Т.е. бегать вокруг машины с инструментом, прикручивать по колено в грязи диски и направляющие лебедки к колесам машины это занятие для месье которые знают толк в извращениях. Значит надо установить эти вещи еще до тяжелого участка, да еще к тому же на каждую сторону. Вот мы и плавно подобрались ко второй проблеме данной лебедке. Если у вас нет жесткой блокировки в заднем мосту, то невозможно предугадать куда «уйдет» момент и какое колесо станет буксовать. Из-за этого придется задействовать эту лебедку сразу на 2х колесах, ведь мало того неизвестно какое колесо забуксует сначала, но так же момент может сильно гулять от колеса к колесу во время лебежения.
Однако проблемы этой конструкции на этом не заканчиваются. Предположим вы установили эту лебедку заранее и по колено в грязи завели трос на барабан. Начали лебедится, все хорошо, машина медленно ползет вперед, но на вашем пути растет дерево и вам надо повернуть… Из-за направляющих на передних колесах угол поворота колес резко ограничивается т.к. уже даже при не большом угле поворота колес трос будет перетирать боковину колеса. И вот тут-то оказывается что объехать это дерево вы не в состоянии…
К сожалению при своем потенциале эта лебедка остается вещью в себе. Используя вращение колеса в качестве тягового усилия для смотки троса данная лебедка имеет высокую мощность и скорость, однако конструкция обладает значительными недостатками которые резко сужают область ее применения.
Выбираемся из грязи без помощи: копеечная лебедка из диска своими руками
Дороги нашей страны, откровенно говоря, находятся не в лучшем состоянии. Именно поэтому любителям выехать на рыбалку, охоту или к родственникам в деревню просто необходимо запастись лебедкой. Но это приспособление не всегда оказывается в багажнике в нужный момент, однако выход есть.
Что представляет собой самовытаскиватель
Многие автолюбители, особенно после «удачной» поездки, задумывались над покупкой лебедки для своего автомобиля. Это полезное устройство поможет вытащить машину из любой грязи, но его установка требует от владельца немало сил и денег. К примеру, на УАЗ приспособить лебедку не так просто: кроме кругленькой суммы понадобиться еще и специальное место под установку.
Как же быть в этом случае? Отличной альтернативой лебедки станет самовытаскиватель. Данное приспособление – это самая простая лебедка на ведущее колесо. Крепят его на ступицу болтами, закрепляют трос, другой конец которого привязывают к дереву или металлическому колу.
Самовытаскиватель начинает вращаться вместе с колесом, наматывает на себя веревку (или трос), тем самым автомобиль сам себя вытаскивает из грязи.
Для лучшего эффекта приспособление крепят к двум колесам на одной оси. В этом случае оба конца троса фиксируют на ободах, а середину пропускают через блок, прикрепленный к дереву или другой надежной опоре.
Как сделать лебедку с креплением на колесо
Самодельная лебедка работает по принципу катушки: при скручивании троса автомобиль вытягивается из топи. Сбор такой лебедки начинают со шпули. Чаще всего мастера используют колесный диск, диаметр которого немного меньше, чем у машинных дисков.
В начале работы следует взять запаску и приложить к ней диск. После этого делают отметки в тех местах, где находятся отверстия колеса.
На месте отметок приваривают Г-образные зацепы из стали, с помощью которых можно будет сцепить диск с колесом машины через отверстия. Не обязательно делать зацепы напротив каждого отверстия, достаточно будет и через одно отверстие.
Новичкам в этом деле советуют сначала немного прихватить штифты, а окончательно обваривать только после примерки. Для удобства готовое изделие лучше покрасить, ведь оно теперь всегда будет ездить в чистом багажнике.
Плюсы и минусы приспособления
Как часто бывает, автолюбители неоднозначно относятся к самодельным вытаскивателям. Одни считают их превосходной заменой лебедки, другие же с точностью наоборот – категорически против их использования.
К достоинствам самовытаскивателя стоит отнести:
- низкая стоимость конструкции;
- возможность сделать ее самостоятельно;
- простота в использовании и надежность;
- небольшие габариты;
- не нуждается в специальном креплении;
- легкость установки (можно обойтись без профессионала);
- если правильно использовать, то сила тяги будет ограничена только мощностью движка.
При неправильном использовании самовытаскиватель может стать причиной довольно серьезных неприятностей. Бывали случаи, когда слабо забитый в землю кол не выдерживал нагрузки и разбивал лобовое стекло.
Существуют и другие минусы:
- существует риск повреждения рулевых тяг;
- трос на диск наматывается неравномерно;
- неудобство использования приспособления.
Если сравнивать самовытаскиватель с лебедкой, то по функциональности и удобству использования лебедка выигрывает в разы. В тех случаях, когда водитель едет на рыбалку или несколько раз в году отдохнуть на природу, самовытаскиватель – идеальный вариант. Если же машина постоянно ездит по бездорожью, стоит задуматься о приобретении лебедки.
Самовытаскиватель или лебедка на любое авто
Приближаются снега и грязь, а это значит, нужно подумать о различных способах спасения автомобиля из западни. Конечно, самым верным помощником в этом деле будет лебедка, она позволит вытащить автомобиль практически из любой грязи и снежных заносов. Конечно, подобные устройства устанавливают в основном на внедорожники, но благодаря энтузиазму самодельщиков, теперь оснастить лебедкой можно любое авто, а делается такая лебедка буквально за час. Устройство монтируется на колесо за пару секунд без гаечных ключей и прочих инструментов и также легко снимается. Предлагаю более детально ознакомиться с идеей на видео.
Материалы и инструменты, которые использовал автор:
Список материалов:
— колесный диск от прицепа, мотоцикла «Муравей» или подобный;
— крепкая веревка;
— стальной крепкий кол (будет служить в качестве якоря);
— краска;
— кругляк.
Список инструментов:
— болгарка;
— тиски;
— сварочный аппарат.
Процесс изготовления самоделки:
Шаг первый. Подготавливаем диск
Выбираем диск подходящего диаметра, у автора диск немного меньше диаметра его автомобильного колеса. В целом, можно приспособить для таких целей и автомобильный диск. Все, что нам нужно сделать – это приварить зацепы к диску, а тут все зависит от конструкции диска. Если это стальной диск с отверстиями, у вас все получится, а если литой, тут придется повозиться.
Прикладываем диск к автомобильному и делаем отметки в местах, где будут установлены зацепы.
Устанавливаем наш самовытаскиватель на диск автомобиля. Само собой, вытаскиватель нужно устанавливать на ведущее колесо, у автора оно переднее. Далее вставляем веревку в отверстие диска и завязываем узел, наматываем веревку, у автора ее 20 м. Но за что же зацепиться веревкой? Все очень просто, нам понадобится стальной кол, который забиваем в землю кувалдой и привязываем к нему веревку.
Вот и все, можно испытывать. Автор трогается с места без проблем и с легкостью выезжает на горку даже при таких ужасных условиях.
Проблема может возникнуть только тогда, если второе колесо зависнет или будет сильно пробуксовывать, тогда дифференциал не даст нам вытащить машину из западни. Но это бывает редко и в большинстве случаев эта лебедка спасет. Чтобы лебедка работала лучше, диаметр диска самовытаскивателя должен быть как можно меньше.
На этом все, надеюсь, идея вам понравилась, удачи и творческих вдохновений, если надумаете повторить!
Делаем автолебедку своими руками (инструкция)
- Старое колесо от прицепа — 1 шт., 750 руб.
- Канат — 10 м, 300 руб.
- Рукоятка от малярного валика — 2 шт., 100 руб.
- Кусок арматуры — 20 руб.
Из одной металлической рукоятки малярного валика (пластиковую часть нужно сбить молотком) делаем шесть креплений одинакового размера в виде буквы Z. Для этого валик нужно сначала разрезать на три части, а потом каждую часть изогнуть при помощи инструментов. Тут пригодятся болгарка, тиски, молоток и грубая мужская сила, конечно же.
Готовые загнутые отрезки привариваем к старому диску. Далее присоединяем к тыльной стороне диска его лицевую сторону. Сверлим в ободе отверстие для веревки. Примеряем на колесо и убеждаемся, что всё отлично село.
Теперь готовим якорь. Один конец арматуры нужно заточить болгаркой, чтобы впоследствии было удобно втыкать его в землю. К противоположному концу арматуры нужно приварить оставшуюся рукоятку от валика. Ее не нужно сгибать — она и так нужной формы. Важно: приваривать рукоятку следует не сверху, а сбоку, перпендикулярно самой арматуре. В целом на работу у вас уйдет около четырех часов.
Вот и всё — самодельная лебедка готова. Не забудьте только положить в багажник прочную веревку.
Как работает самодельная лебедка?
Наденьте доработанный диск на колесо, проденьте в отверстие веревку и немного намотайте ее на колесо, как на катушку. Затем протяните веревку до того места, где земля выглядит твердой. Вбейте там якорь и завяжите на нем другой конец веревки морским узлом. На трос, чтобы не сорвался, можно накинуть старую куртку.
Поехали! При движении веревка будет наматываться на колесо, вытаскивая вас из ловушки. Самодельная лебедка работает! Главное — следить, чтобы веревка не запуталась в колесе. В остальном устройство просто, как и все гениальное. Теперь весенняя непогода нам нипочем!
Лебедка от колеса машины
От Ведущего FAQ. Мнения в конференции о целесообразности этого устройства неоднозначные. Помимо того, что лебедки применимы далеко не всегда и везде, они создают очень большие нагрузки на трансмиссию и реактивные тяги, что может привести к повреждению этих узлов.
Однажды произошёл со мной такой случай. Удалось засесть, казалось бы, в безобидной ситуации. В 2002 г. на «Танковом прорыве» поехал искать объезд и недооценил высоту небольшой обледенелой навозной кучи (извиняюсь за натуралистические подробности) посреди колеи. В результате влез на неё задним мостом. Колёса беспомощно шлифовали мёрзлую землю, едва припорошенную снежком. Хорошо, что поехали на двух машинах. Грише на УАЗке (тов. Прапорщик) с третьего раза удалось сдёрнуть меня (только рывком).
В лесу было безлюдно и холодно и очень страшно. Было бы грустно сидеть там одному.
С тех пор мне хочется увеличить до максимума (в пределах разумного) способность машины к передвижению в таких простых и распространённых ситуациях.
Существует немало технических средств и приспособлений, призванных способствовать автомобилю и его водителю преодолевать всяческие труднопроходимые направления, которые, как уже кто-то говорил, иногда ошибочно называют дорогами.
Если рассмотреть любительский аспект этого неблагодарного занятия (отбросив спортсменов на специально построенных «монстрах», оснащённых лебёдками, санд-траками, на колёсах, диаметром не меньше 35 дюймов), то что же остаётся нам для лазания и самовытаскивания? Ну конечно кроме лопаты и троса?
А оставшееся можно пересчитать по пальцам одной руки, причём не все пальцы примут участие: цепи, ручные лебёдки нескольких видов, хай-джеки, подручные средства (свежесрубленные деревья и т. д.). Каждое из перечисленных устройств, безусловно обладая несомненными достоинствами, однако имеет некоторые недостатки, что ограничивает область их использования и возможности «боевого применения». Так, например, ручные лебёдки на 2-3 тонны стоят весьма прилично, при этом весят килограмм 10-15 (хотя, может, и несколько меньше, сам не взвешивал) (например, по ссылке). Хороший хай-джек в багажник входит только по диагонали, да и стОит тоже хорошо. Самое универсальное и эффективное средство ИМХО — цепи, однако их предназначение — повысить проходимость, а не быть средством самовытаскивания.
Данная работа есть попытка дополнить этот список ещё одним приспособлением, область применения которого безусловно тоже ограничена, однако оно обладает некоторыми преимуществами, позволяющими предполагать принципиальную возможность использования его. Это — колёсные лебёдки.
Необходимо отметить, что тема не нова, первые упоминания о колёсных лебёдках автор встретил в журнале «За рулём» примерно 30-ти летней давности, кроме того, тему неоднократно обсуждали в конференции, к примеру, здесь.
Вот пример дискуссии о целесообразности использования устройства. К единому мнению не пришли, что вполне естественно, учитывая разные взгляды, подходы, опыт, темперамент и т. д. Любая точка зрения ценна и имеет право на существование.
Основная цель — сделать простое в изготовлении, несложное в применении, лёгкое и малогабаритное устройство, позволяющее в одиночку (без помощников) вылезти из «засады» вперёд или назад, преодолеть трудный участок длиной до 10-12 м, залезть на крутую и скользкую гору и т. д. Предполагается эпизодическое использование данного устройства в качестве крайней меры спасения.
Колёсная лебёдка представляет из себя барабан с приваренными к нему двумя фланцами:
В меньшем по диаметру фланце выполнены 5 отверстий под шпильки колеса, причём одно из пяти — увеличенного диаметра (под наружный диаметр колёсной гайки). Это для того, чтобы установить лебёдку без поддомкрачивания и без снятия колеса, открутив четыре гайки из пяти. Ширина барабана около 120 мм, наружный диаметр — 107 мм (такая была труба), диаметр большего фланца — 200 мм. Эти размеры позволяют разместить около 12-15 м капронового троса диаметром 14 мм. Всё выполнено из нержавейки 12Х18Н10Т (чтобы не ржавело:-)), хотя можно было бы делать из любой стали. Четыре отверстия изнутри имеют фаски, соответствующие фаскам на штатных колёсных гайках.
Общий вес каждой лебёдки — около 2 кГ.
Для испытаний выбран склон длиной метров 15 с углом подъёма в начале 20, а ближе к верхней точке — около 30 градусов, и главное — с приличной сосной, за которую решено было заякориться. Сергей взялся помогать и ассистировать:
Машина надёжно стоит с открученными четырьмя колёсными гайками (единственная затянутая расположена сверху — левый рисунок). Монтаж обеих лебёдок занимает не более 10 минут (не спеша — а куда нам торопиться?). Всё делается штатным баллонным ключом:
Капроновый трос диаметром 14 мм (усилие на разрыв около 2 т) и длиной 50 м был сложен вдвое. Свободные концы закреплены на соответствующих колёсных лебёдках, трос подтянут, обвязан вокруг дерева и надёжно закреплён. На лебёдке трос крепится просто — нужно пропустить его в специальное отверстие в барабане и намотать 1,5-2 витка, чтобы не выдернуло. При движении вперёд трос заходит на барабан снизу:
Надо заметить, что старт был взят практически с того места, дальше которого машина подняться не смогла. Разумеется, заранее был включен межосевой дифференциал и понижайка.
Необходимо, чтобы обе ветки троса имели одинаковую длину (были равномерно натянуты) и не имели возможности менять свою длину одна за счёт другой, т.е. недостаточно просто накинуть трос на ствол дерева. Только в этом случае межколёсный дифференциал позволит системе нормально работать.
После завершения всех подготовительных операций включаем первую пониженную и — вперёд. Машина прошла полметра своим ходом, тросы ослабли и легли на землю. Началось пробуксовывание, сначала поднатянулся один из тросов, затем другой. Машина уверенно поползла вверх. Всё происходило довольно быстро, машину несколько водило из стороны в сторону, ощущалась серьёзная нагрузка (из стороны в сторону) на руль, возникало непроизвольное желание повернуть руль, чтобы сохранить прямолинейную траекторию (правое фото):
Несколько раз на протяжении подъёма останавливался (хотя необходимости в этом не было) выходил для осмотра. Ничего криминального не обнаруживал. Финишировал в метре от сосны. Осмотр барабанов показал, что трос наматывается «правильно», да и места для намотки ещё остаётся на несколько метров:
Сползание назад происходило с некоторым трудом, т. к. сопровождалось пробуксовкой всех колёс, что интересно было ощущать при движении вниз. В принципе можно было снять трос и нормально съехать.
По дороге назад в гараж решено было лебёдки не снимать, а проверить возможность перемещения с ними по дорогам общего пользования. Однако не смог устоять против соблазна проверить ход задней подвески, образовавшийся после прошлогодней процедуры «бюджетного лифта» , а заодно посмотреть, не ослабнет ли крепление передних колёс вместе с лебёдками:
Проверка в гараже показала безосновательность такого предположения.
Вечером, в гараже были сделаны первые предварительные выводы:
2. Участники остались живы и здоровы.
3. Техника повреждений не получила, ущерб окружающей среде сведён к минимуму.
4. Первые испытания колёсных лебёдок в условиях полигона прошли успешно, а именно:
— удачным и легко осуществимым оказался способ крепления на 4 шпильки без снятия колеса;
— оправдал себя простой способ крепления троса;
— ёмкость барабанов достаточна, даже несколько больше расчётной (может, за счёт уменьшения диаметра при натяжении троса);
— трос правильный, соотношение диаметра и длины оптимальное, хотя, вероятно, можно уменьшить до 12 мм, пусть будет предохранительным элементом и порвётся раньше, чем резьба рулевой тяги…
— система работоспособна в целом (хотя тут не было сомнений);
— мощности двигателя в данном конкретном случае вполне хватало (хотя очевидно это не самый тяжёлый случай);
— систему вполне можно установить и использовать одному человеку;
— колёсные лебёдки, в принципе позволяют (не мешают) машине перемещаться в пространстве, будучи установленными на колёса;
— возможна установка, как на передние, так и на задние колёса (не проверял, но ничто не говорит об обратном).
5. Эти испытания следует рассматривать как первоначальные, не охватывающие всего комплекса возможных ситуаций в реальных условиях.
6. Вопрос возможного пагубного воздействия данного устройства на элементы и узлы машины требует проведения критических экспериментов, что пока не в планах автора. Однако следует отметить, что любое чрезмерное усилие, направленное на спасение автомобиля не добавляет ему здоровья. Взять хотя бы износ резины и трансмиссии от цепей, отрывания задней части при выдёргивании, мятые пороги и бампера при попытках приподнять машину и т. д.
7. Очевидно, возможны ситуации, когда установка колёсных лебёдок невозможна, например, в болоте по середину дверей. Но если озаботиться установкой заранее, вполне возможно на ощупь закрепить трос и, если не заглох мотор и якорь надежно закреплен на берегу, можно попытаться «выплыть».
8. В ряде случаев установка колёсных лебёдок нецелесообразна — например, в том же болоте по середину дверей. Скорее всего, понадобится сцепка гусеничных тракторов, возможно, для того, чтобы заровнять и забыть об этом происшествии:-)
9. Устанавливать лебёдки на задние колёса более практично, но противоречит стремлению двигаться вперёд.
1. Материал — ИМХО любая сталь (может, придётся увеличить толщину фланцев).
2. ИМХО лебёдку достаточно крепить к колесу тремя болтами. Для этого во фланце 01.001 не одно, а два отверстия из пяти нужно сделать диаметром 23 мм (естественно, не соседние).
3. Можно уменьшить длину барабана со 124 до 90-100 мм. При этом, чтобы оставить прежней ёмкость катушки, следует увеличить наружный диаметр большого фланца 01.002 с 200 до 220-230 мм.
Опубликовано в конференции 21.01.04 (оригинал).
Колесные лебедки в условиях КР и ЧР
Безнадежность такого девайса в таких условиях была доказана, например УАЗом на этапе кубка России по трофи-рейдам в 2003 году в Брянске.
Типичная ситуация использования лебедки — колея, ручей или болото. Про ручей не говорю.
Такой девайс ухудшает проходимость, так как осложняет маневрирование среди деревьев и крайне мешает при езде по колее, задевая за ее края и создавая дополнительное сопротивление.
Типичная ситуация при винчевке — под углом (особенно вылезая из колеи). Советую автору осторожно попробовать (желательно на дисках и покрышках которые не жалко).
Также надо держать запас рулевых тяг и наконечников, так как нагрузка, особенно на длинную рулевую тягу, очень высока, как при винчевке, так и при движении в колее. Если при самостоятельном движении машины задеть пень или дерево, то можно нанести тяжелые повреждения, как переднему мосту, так и рулевой.
В случае, если длины троса не хватило, перецепить трос очень тяжело, так как размотать с барабана перекрученный трос неудобно (для эксперимента советую автору попробовать размотать трос с барабана на асфальте, затем в снегу).
Надо быть очень внимательным, если машина поехала сама, так как есть реальная опасность намотать трос на колесо и мост.
Так как машина вынуждена непрерывно крутить колесами, то на болоте можно закопаться.
Высокая нагрузка при винчевке на трансмиссию чревата поломками в переднем мосту (что в случае Нивы особенно критично). Тут можно посоветовать автору поставить машину в снегу, натянуть трос и, например, поменять передний карданный вал.
Кстати, есть у колесного самовытаскивателя и достоинства, незамеченные в статье — он немного приподнимает машину, под тросы удобно подкладывать бревна.
Игорь Зданович (Киртан).
Дополнение автора статьи от 23.01.04.
Хотелось бы ещё раз уточнить и кое в чём скорректировать свою позицию, благодаря мнениям, высказанным при обсуждении в конференции.
Как я уже говорил, не считаю оправданным использовании колёсных лебёдок в трофи-рейдах и вообще в серьёзных соревнованиях. Мне кажется, «боевые» машины должны быть оснащены гораздо более солидно. Как раз наоборот, я говорю о стандартных машинах, которые используются лишь изредка для любительских покатушек. Мне кажется, что в багажник, вместе с лопатой и тросом нелишне бросить этот девайс. Кроме того, при одиночных поездках, например на рыбалку, вполне возможно, это окажется единственным средством самоспасения.
Я также писал и ещё раз повторю, что идея не моя, а народная, я лишь предложил один из вариантов её воплощения и некоторые соображения по целесообразности её применения. Кстати, вариант воплощения может быть не идеальный. Например, я согласен с замечанием о креплении тремя, а не четырьмя гайками, тем более, сначала так и хотел сделать, но решил перестраховаться. Теперь увидел — вероятно, достаточно и трёх.
Отдельно хочется сказать по поводу «дорог общего пользования». Очевидно, с этим я сильно погорячился, тем более принимая во внимание печальный опыт Немодного, да и с ПДД не шибко согласуется… Я бы сказал так: принципиальная возможность передвижения с установленными колёсными лебёдками существует, но по дорогам общего пользования без особой нужды лучше так не ездить, а по бездорожью — есть большая вероятность за что-нибудь зацепиться с ущербом для машины. Во всех случаях надо быть крайне осторожным.
Кроме этого, многие другие возможные ситуации, связанные с применением не до конца изучены, и все точки над i расставит опыт.
Благодарю всех за активное обсуждение и потраченное время.
Комментарий Loggy в конференции 31.01.04 (оригинал)
Валяется у меня в гараже аналогичный девайс, только для УАЗа. Сотворено было еще в начале 90-х когда стояла проблема практически каждые выходные преодолевать 15 километров без дорог и у нас еще были уазики. Лежит, если надо кому заберите 🙂
Из опыта эксплуатации отмечу:
Устройство опасное. Юзерам применять не рекомендуется.
При применении соблюдать осторожность. Причем обязательно кто-то должен быть вне машины, чтобы отмечать, что все идет хорошо.
1. Если закреплять как описано в статье, то есть обвязывать вокруг якоря, чтобы трос не мог скользить, то при обрыве троса, особенно капронового, руль дернет так, что удержать его будет очень непросто, а так же возможно получить травму.
2. При том же обрыве троса, не единожды рвало рулевые, что полностью убивало надежду выехать быстро.
2.1. Поэтому крепление за якорь осуществляли буквой «л».
3. При самостоятельном движении машины или при использовании зубастой резины велика вероятность намотать трос на колесо и порвать тормозные шланги.
4. Ограниченность применения. Крайне сложно найти приличный якорь прямо по курсу. В колее — отклонение якоря от направления колеи на 20 о , делает технически невозможным винчевание с помощью этого устройства.
5. Ездить с установленными блоками можно, но аккуратно, за них, кстати, очень удобно вывешивать колесо вагой.
6. Еще одно достоинство — такая лебедка приподнимает машину, а не зарывает ее, что благоприятно сказывается на усилии.
В общем, устройство было использовано несколько раз, затем устанавливалось, но использовалось в основном как удобная площадка для ваги. Что такое хай-джек, я тогда не знал:-)