Чип-тюнинг
Приветствую, Друзья! Продолжаем развивать тему чип-тюнинга автомобиля своими руками и на этой странице остановимся именно на понятии «Чип-тюнинг».
В прошлой записи мы разбирали структуру блока управления двигателем (ЭБУ) и выяснили, что при чип-тюнинге мы будем работать с FLASH памятью блока управления, так как в ней как раз и находится прошивка.
Что такое прошивка? На простом языке — это программное обеспечение, зашитое в микросхему и содержащее определенный алгоритм действий (команд), которые должен выполнять процессор, чтобы обеспечить правильную работу всего устройства. То есть, во FLASH памяти содержится какая-то постоянная информация с неким алгоритмом команд процессору.
Допустим, образно говоря, дается команда процессору опросить датчики и на основе их данных применить длительность впрыска 2.5 мсек. и установить угол опережения зажигания 6 градусов. Процессор обрабатывает эти команды с огромной скоростью и наша система управления двигателем исправно работает.
Но на самом деле глупо и нерационально постоянно указывать процессору какой именно должен быть, например, УОЗ в данный момент времени.
Проще и разумнее сделать некую таблицу с конкретными значениями УОЗ, длительностью впрыска и пр. и дать команду процессору, что при таких-то значениях датчиков, необходимо просто применить необходимые значения из определённой ячейки таблицы.
Почему так проще и грамотнее? Да потому что если мы хотим изменить некоторые значения, например, УОЗ, то нам нет необходимости править весь софт и изменять инструкции, а достаточно просто изменить данные в таблице!
Эти значения в таблице называются калибровками.
Собственно, при чип-тюнинге в большинстве случаев мы изменяем не сам софт, а только значения в таблице калибровок. Это проще и безопаснее.
То есть, структуру прошивки можно визуально представить вот так
В процессе работы прошивки, софт обращается за необходимыми значениями в область калибровок и применяет их в зависимости от инструкции.
Чип-тюнинг двигателя
Большинство запросов в поисковых системах звучит именно так — «Чип-тюнинг двигателя».
Но на самом деле этот процесс к двигателю не имеет никакого отношения и с самим двигателем мы никаких манипуляций не производим.
Из самого названия «Чип-тюнинг» можно понять, в чём заключается наша задача. Чип — это какая-то микросхема, а тюнинг — это улучшение или модернизация чего-либо. То есть, другими словами Чип-тюнинг — это модернизация микросхемы или содержимого этой микросхемы. А микросхема эта — наша FLASH память с постоянно записанным содержимым.
Дальше мы будем рассматривать практические примеры чип-тюнинга, а сейчас обобщим весь этот процесс и поймём что нам необходимо и из каких шагов состоит чип-тюнинг.
Весь этап чип-тюнинга состоит из нескольких простых шагов:
- Считываем файл калибровок из блока управления двигателем
- Изменяем их в соответствии с нашими требованиями
- Заливаем изменённый файл обратно во FLASH память блока управления двигателем.
Следовательно, для выполнения этих задач необходимо два инструмента:
- Загрузчик — при помощи него осуществляется считывание и запись данных в ЭБУ
- Редактор — служит для редактирования файла калибровок
Но на данном этапе мы будем пользоваться только загрузчиком, а редактирование калибровок рассмотрим чуть позже, так как это более сложная тема и в большинстве случаев человек, который хочет прошить только своё авто и авто своего друга не будет вникать в редактирование калибровок, а просто приобретёт заветный файл и зальет его в блок управления двигателем своего автомобиля.
Честно сказать, большинство так называемых «чип-тюнеров» работают именно по этой схеме. Они не занимаются редактированием калибровок, а просто заливают готовые, которые однажды приобрели. И гребут за это довольно не малые деньги.
Также нужно понимать, что чип-тюнинг не является ремонтом автомобиля.
Я, вообще, не являюсь сторонником нарушения стоковых настроек и беспочвенного вмешательства в систему управления двигателем. Мой личный автомобиль ездит на стоковой прошивке и значимых причин что-то изменять я не вижу.
Другими словами, если на Вашем авто имеются пропуски воспламенения, то не прошивку изменять необходимо, а искать причину пропусков.
Да и вообще, перед началом процедуры чип-тюнинга необходимо произвести диагностику и убедится в отсутствии ошибок и прочих проблем (например, ушедших далеко от нуля топливных коррекций) и только тогда приступать непосредственно к чип-тюнингу.
Зачем тогда мне адаптер для чип-тюнинга, если я не ярый фанат сего действа? Всё просто. Бывает так, что при диагностике других автомобилей обнаруживаются какие-либо проблемы и чтобы полноценно разобраться в ситуации, приходится заливать в блок стоковую прошивку, так как чипованные автомобили не всегда получается корректно диагностировать.
Что дает чип-тюнинг
Если существует чип-тюнинг, значит существуют и задачи, которые он должен решать.
Большинство решившихся произвести чип-тюнинг своего авто хотят получить конкретный результат. Чаще всего — это увеличение мощности, реже — снижение расхода топлива.
Реально ли добиться конкретного результата не вмешиваясь в сам двигатель, а просто переписать данные в одной маленькой микросхеме? Многие в это не верят и считают простым «разводом» на деньги.
На самом деле это вполне реально.
Но необходимо понимать, что заветные пару лошадок не упадут с неба, а мы просто получим их в обмен на что-то другое, на то, чем можно пожертвовать. Такой себе компромисс и нарушение баланса системы.
Ни для кого не секрет, что в 21 веке стали очень серьёзно относиться к защите экологии от вредных выбросов и с каждым этапом требования к производителям автомобилей ужесточаются. И чтобы автопроизводитель мог вывести свою продукцию на рынок, то он обязательно должен влезть в заданные рамки токсичности. Но если на первых этапах было достаточно установить каталитический нейтрализатор и воткнуть примитивный датчик кислорода, то с течением времени этих шагов уже недостаточно. И производители вынуждены либо проектировать новые экологичные двигатели, что очень затратно, либо находить иные, более бюджетные решения.
И эти решения они находят в изменении условий работы двигателя. Другими словами, вносятся изменения в систему управления двигателем, которые позволяют сместить баланс «мощность-экология» в сторону экологии, заставляя двигатель работать максимально экологично.
А вот чип-тюнинг позволяет сместить этот баланс в обратную сторону. То есть, пожертвовать экологией ради увеличения производительности двигателя.
Вот такой смысл и задачи чип-тюнинга на простом языке — смещение баланса системы в ту или иную сторону. Иными словами, Ваш двигатель не получил пару-тройку лошадок, а выменял их взамен экологии, расходу топлива, ресурсу двигателя и т.п.
Или возвращаемся на главную страницу раздела про прошивку — Начало
Или смотрим видео