Лабораторные и лабораторно-практические работы по дисциплине «Детали машин и основы конструирования» для специальностей: «Технология обслуживания и ремонт машин в АПК» и «Механизация сельского хозяйства».
Лабораторные и лабораторно-практические работы
по дисциплине «Детали машин и основы конструирования» для специальностей: «Технология обслуживания и ремонт машин в АПК» и «Механизация сельского хозяйства».
Лабораторная работа № 1 «Разборка и сборка двухступенчатого цилиндрического редуктора».
Лабораторная работа № 2 «Разборка и сборка червячного редуктора».
Лабораторная работа № 3 «Разборка и сборка конического редуктора».
Лабораторная работа № 4 «Изучение конструкций соединительных муфт для валов».
Лабораторная работа № 5 «Резьбовые соединения».
Лабораторная работа № 6 «Изучение конструкций фрикционных вариаторов».
Лабораторно-практическая работа № 7 «Уплотнения подвижных соединений».
Лабораторно-практическая работа № 8 «Требования, предъявляемые к выполнению машиностроительных чертежей».
Лабораторно-практическая работа № 9 «Шпоночные и шлицевые соединения».
Лабораторная работа №1.
«Изучение конструкции разборка и сборка двухступенчатого цилиндрического редуктора».
Цель работы: Изучение конструкции редуктора по образцу и кинематической схеме, выявление основных требований по разборке и сборке, способу регулирования зубчатого зацепления, смазке. Установление основных геометрических кинематических и силовых параметров, вычерчивание конструктивных элементов редуктора.
Назначение редуктора его основные и производные характеристики. Редуктор и мультипликатор.
Нарисовать кинематическую схему редуктора с обозначением валов, колес, опор.
Измерительным инструментом или с помощью формул определить геометрические параметры колес, размеры зубьев, параметры валов и шпонок. Определенные параметры занести в таблицу.
Описание системы смазки зубчатых колес и подшипников. Заливка, удаление, контроль уровня масла в редукторе.
Установить типы опорных подшипников, дать их характеристику, измерить d вн ; d нар ; b (ширину).
При заданной мощности на ведущем валу редуктора Р 1 = 10кВт и частоте вращения этого вала n 1 = 970мин -1 определить мощности и вращающие моменты на валах редуктора, если КПД зубчатой пары η з.п. = 0,98, а КПД пары подшипников качения η о.п. = 0,99 .
где η 2 = η з.п. . = η 3 = η з.п. .
=
Вращающие моменты: Н . м.
где , рад/с;
, рад/с;
, рад/с
Вопросы к защите лабораторной работы № 1.
Что мы называем редуктором.
Основные и производные параметры механической передачи.
Последовательность разборки и сборки редуктора.
Методы определения передаточного числа редуктора.
Общее передаточное число и КПД редуктора.
Устройство двухступенчатого редуктора.
С чем соединяются ведущий и ведомый валы редуктора.
Модуль зацепления торцевой и нормальный.
Межосевое расстояние механической передачи – это… .
Система смазки редуктора, контроль уровня.
Насколько и почему шестерня шире колеса.
Какие подшипники установлены на валах.
Типы шпонок в редукторе, их параметры.
Как изменяются P , T , n , ω от ведущего вала редуктора к ведомому.
Угол наклона зубьев в косозубых цилиндрических передачах «β» и пределы его изменения.
Лабораторная работа №2.
«Разборка и сборка червячного редуктора».
Цель работы: Изучение конструкции червячного редуктора с верхним расположением червяка. Установление и расчет основных геометрических, кинематических и силовых зависимостей. Картерная и принудительная смазка редуктора. Кинематическая схема редуктора.
Марка, паспортные данные и назначение редуктора: Марка РЧА – 80 (Редуктор червячный с межцентровым расстоянием 80мм).
Показатели паспортных данных:
число заходов червяка………………………………….
число зубьев червячного колеса………………………..
угол подъема витков червяка, град…………………….
объем заливаемого масла, л/кВт……………………….
Определение основных геометрических размеров червячной пары. Вычерчивание эскизов.
Краткое описание разборки, сборки и конструкции редуктора:
Кинематическая схема редуктора
Картерная принудительная система смазки редуктора. Краткое описание смазки.
1 – насос; 2 – фильтр; 3 – холодильник; 4 – масляная ванна.
6. Измерить или рассчитать некоторые параметры редуктора и внести их в таблицу.
Вопросы к защите лабораторной работы № 2.
Что называется редуктором.
Основные узлы и детали червячного редуктора.
Определение передаточного числа редуктора.
Последовательность разборки и сборки редуктора.
Межосевое расстояние червячной пары.
Геометрические параметры червяка.
Геометрические параметры червячного колеса.
Система смазки, контроль масла в редукторе.
Способы охлаждения червячной пары.
Материалы для изготовления червяка и червячного колеса.
Тепловое равновесие в червячном редукторе.
В каких приводах применяют червячные редукторы.
Понятие – антифрикционная пара.
При каких окружных скоростях зубчатый венец червячного колеса изготовляют из бронзы или чугуна.
Число заходов у цилиндрических червяков.
Лабораторная работа № 3.
«Разборка и сборка конического редуктора».
Цель работы: изучение конструкции редуктора, выявление основных требований по сборке редуктора и способу регулирования зубчатого зацепления и подшипниковых узлов. Установление основных геометрических, кинематических и силовых зависимостей.
Марка, паспортные данные редуктора и его назначение.
Кинематическая схема редуктора.
С помощью измерительного инструмента определить основные геометрические параметры конической пары.
Краткое описание разборки, сборки, регулировки редуктора и конструкции уплотняющих устройств.
Геометрические параметры передачи.
Внешняя высота зуба
Коэффициент ширины венца конического колеса относительно « m »
Описание системы смазки зацепления и подшипников. Заливка, удаление и контроль уровня масла в редукторе.
Лабораторная работа № 4.
«Изучение конструкций соединительных муфт для валов».
Цель работы: изучение конструкций соединительных муфт постоянной группы, недопускающих расцепления валов в процессе эксплуатации машин.
При выполнении работы необходимо:
Вычертить эскизы следующих типов муфт:
глухой втулочной и фланцевой муфт;
кулачково-дисковой и зубчатой компенсирующих муфт;
упругих втулочно-пальцевой и с резиновой звездочкой муфт.
Описать конструкцию, принцип действия, область применения, компенсирующие свойства и принцип передачи крутящего момента.
Виды несоосности валов показать на схемах отклонений их осей от номинального расположения.
Определить слабое звено в соединении муфты с валами.
Перечислить преимущества и недостатки каждой из муфт.
Краткая характеристика муфт.
Муфта втулочная : Их применяют в легких машинах при диаметрах валов до 60-70мм. Отличаются простотой конструкции и малыми габаритами. При монтаже и демонтаже требуется смещать валы (агрегаты) в осевом направлении. Слабое звено штифты или шлицы. Компенсирующими свойствами не обладает .
Муфта фланцевая : 1 и 2 – полумуфты; 3 – болт; 4 – гайка; 5 – шайба пружинная; 6 – шпоночная канавка. При I варианте крутящий момент передается силами трения, возникающими в стыке поверхностей полумуфт от затяжки болтов, при II варианте – непосредственно болтами, работающими на срез и смятие. Центровка болтами ( II ) и выступом ( I ). Слабое звено – шпонки или шлицы. Муфты с болтами без зазора более распространены, т.к. можно получить меньшие габариты муфт. Их применяют для соединения валов диаметром до 200мм и более. Достоинства – простота конструкции и небольшие габариты. Компенсирующими свойствами не обладает.
Муфта кулачково-дисковая : 1 и 2 – полумуфты; 3 – промежуточный диск; 4 – вал; 5 – шпонка. На полумуфтах образованы пазы, на диске выступы по взаимно диаметрам. Выступы располагаются в пазах диск соединяет полумуфты. Муфта компенсирует
r (эксцентриситет):
r до 0,04 d ;
до 30 1 . Выступы скользят в пазах, для исключения трения и износа поверхности смазывают. Слабое звено шпонки или изношенные выступы диска.
Муфта зубчатая : 1 и 2 – полумуфты; 3 – разъемная обойма. На полумуфтах наружные зубья на обойме внутренние. Распространен эвольвентный профиль зубьев. Муфта компенсирует все виды несоосности валов, за счет торцовых и боковых зазоров в зацеплении. Зубья при компенсации несоосности скользят и изнашиваются. Слабое звено — зубья. Зубчатые зацепления смазывают. Зубья имеют бочкообразную форму по длине, при этом приработка и износ меньше. Преимущества – компактность и хорошие компенсирующие свойства. Их применяют для передачи больших «Т».
Упругая втулочно-пальцевая муфта : 1 и 2 – полумуфты; 3 – палец; 4 – упругий элемент (резина); 5 – шайба; 6 – резьбовое соединение. Благодаря легкости изготовления и замены упругих элементов муфта получила распространение в приводах от электрического двигателя применяют для малых и средних «Т» и диаметров валов до 150мм и Т = 15кН . м. Упругие элементы – гаффрированные резиновые втулки или резиновые кольца трапецеидального сечения. Компенсируют a ≈ 1÷ 5мм ;
r ≈ 0,3 ÷ 0,6мм ;
до 1 . Слабое звено резина (смятие), палец (изгиб). Все пальцы в муфте нагружены одинаково.
Муфта упругая с резиновой звездочкой : 1 и 2 – полумуфты с торцовыми выступами; 3 – резиновая звездочка зубья которой расположены между выступами. Зубья звездочки работают на сжатие. При передаче «Т» в каждую сторону работает половина зубьев. Муфта применяется для валов с n = до 3000 ÷ 6000мин -1 и Т = 3 ÷ 120Н . м и d = до 12 ÷ 45мм. Муфта компактна и надежна в работе. Компенсирует r ≤ 0,2мм ;
≥ 1 30 1 . Недостаток – смещение валов в осевом направлении при сборке и разборке. Слабое звено – резиновая звездочка – сминается.
К лабораторной работе по муфтам:
Если соосность соединяемых валов в процессе монтажа и эксплуатации строго выдерживается, то допустимо устанавливать жесткие муфты: фланцевые и втулочные.
Типоразмер муфты выбирают по диаметру вала и по величине расчетного вращающего момента. Т р. = К . Т ном ≤ [Т] ГОСТ 20761-80.
Втулочные муфты проверяют на срез штифтов; муфты со шпоночными и шлицевыми соединениями проверяют по напряжениям смятие , где
; Т – передаваемый вращающий момент; d – диаметр вала в месте установки шпонки; А см – площадь смятия А см = ( h – t 1 ) . l p ; l p – расчетная длина шпонки; t 1 – часть шпонки в теле вала или
. Болты фланцевых муфт – без зазора проверяют в фланцевых муфтах только на срез
.
Расчет МУВП: Пальцы рассчитывают на изгиб, а резину на σ см . .
Z – число пальцев;
D 1 – диаметр по осям пальцев;
l – длина резиновой втулки;
Муфта с резиновой звездочкой. Рассчитывают звездочку по σ см . .
Z – число зубьев звездочки;
h – длина контакта резины с металлом полумуфты;
D – диаметр звездочки;
6. Кулачково-дисковая муфта. Рассчитывают на σ см выступы диска.
.
K – коэффициент динамичности режима нагрузки;
h – рабочая высота выступов;
D – диаметр полумуфт (диска);
Муфту изготовляют ст5 (паковка) или 25Л (литье), тяжелонагруженные муфты изготовляют из легированных сталей 15Х; 20Х с цементацией рабочих поверхностей [ σ см ] = 15÷20МПа.