Меню

Лабораторно практические работы по устройству грузового автомобиля камаз

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО УСТРОЙСТВУ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ КАМАЗ

1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЛАБОРАТОРНОПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО УСТРОЙСТВУ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ КАМАЗ Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Автомобили», «Конструкции автомобилей и тракторов» Составитель В. А. МИГАЧЕВ Ульяновск УлГТУ 2011

2 УДК (076) ББК я7 Л 12 Рецензент канд. техн. наук, доцент Обшивалкин М. Ю. Одобрено секцией методических пособий научнометодического совета УлГТУ Л 12 Лабораторнопрактические работы по устройству грузового автомобиля КАМАЗ : методические указания к лабораторным работам по дисциплинам «Автомобили», «Конструкции автомобилей и тракторов» / составитель В. А. Мигачев. Ульяновск : УлГТУ, с. Составлены в соответствии с типовой программой дисциплин «Автомобили» и «Конструкции автомобилей и тракторов». Предназначены для подготовки и выполнения лабораторных работ студентами всех форм обучения специальностей и «Автомобили и автомобильное хозяйство», «Автомобиле и тракторостроение», а также для направлений подготовки «Эксплуатация транспортнотехнологических машин и комплексов» (профиль «Автомобили и автомобильное хозяйство») и «Наземные транспортнотехнологические комплексы» (профиль «Автомобиле и тракторостроение»). Работа выполнена на кафедре «Автомобили». УДК (076) ББК я7 Мигачев В. А., Оформление. УлГТУ,

3 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.. 4 ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНОПРАКТИЧЕСКНХ ЗАНЯТИЙ 6 1. ДВИГАТЕЛЬ КАМАЗ Задание 1. Тема «Кривошипношатунный и газораспределительный механизмы двигателя» Контрольные вопросы к заданию 1 11 Инструкционнотехнологическая карта 1 11 Задание 2. Тема «Система охлаждения и смазочная система двигателя».. 14 Контрольные вопросы к заданию 2 18 Инструкционнотехнологическая карта 2 19 Инструкционнотехнологическая карта 3 20 Задание 3. Тема «Дизельная система питания двигателя».. 23 Контрольные вопросы к заданию 3 24 Инструкционнотехнологическая карта ТРАНСМИССИЯ Задание 4. Тема «Трансмиссия автомобиля КАМАЗ5320» Контрольные вопросы к заданию 4 37 Инструкционнотехнологическая карта 5 38 Инструкционнотехнологическая карта ХОДОВАЯ ЧАСТЬ 43 Задание 5. Тема «Ходовая часть автомобиля КАМАЗ5320».. 43 Контрольные вопросы к заданию 5 48 Инструкционнотехнологическая карта 7 48 Инструкционнотехнологическая карта РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ. 52 Задание 6. Тема «Рулевое управление автомобиля КАМАЗ5320». 52 Контрольные вопросы к заданию 6 54 Инструкционнотехнологическая карта ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА 59 Задание 7. Тема «Тормозная система автомобиля КАМАЗ5320» Контрольные вопросы к заданию 7 63 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

4 ВВЕДЕНИЕ Целью лабораторнопрактических занятий по устройству автомобиля является закрепление теоретических знаний, полученных в учебных кабинетах и в процессе самостоятельной работы студентов с учебной литературой. При выполнении лабораторнопрактических заданий от студентов требуется самостоятельное выполнение операций по разборкесборке агрегатов после предварительного изучения их устройства, особенностей работы и безопасных методов труда под общим руководством преподавателя. Изучая устройство, проводя демонтаж и монтаж агрегатов, снятие и установку деталей, студенты получают первоначальные практические навыки проведения операций разборкисборки, регулировки, учатся рациональному использованию инструментов, приспособлений. По мере выполнения работ их умения как исполнителей практических заданий совершенствуются, закрепляются навыки профессионального проведения разборкисборки агрегатов, регулировки тепловых зазоров и др. Полученные знания помогут будущему специалисту (инженеру) грамотно проектировать, эксплуатировать технику, находить и устранять неисправности, автомеханику грамотно выполнять слесарноремонтные работы по устранению неисправностей, мастеру по техническому обслуживанию выполнять операции по регулированию механизмов, обеспечивая долговечность работы машины. Выполнению практического задания по разборкесборке агрегатов предшествует этап закрепления теоретических знаний о деталях, из которых состоят агрегаты и механизмы. Этой цели служит приведенный иллюстративный материал. Так как работы по снятию, разборкесборке агрегатов проводятся с монтажных машин, монтажных механизмов, а не с действующих автомобилей, часть демонтажных операций отсутствует и в тексте не рассматривается, однако, в описании приведены сведения об оснащенности рабочих мест монтажным оборудованием, приспособлениями и инструментами. Разборкасборка механизма нужна для того, чтобы увидеть, как соединены между собой детали, как они взаимодействуют во время работы. В некоторых заданиях предусмотрена только частичная разборка механизма. Это относится к тем случаям, когда расположение деталей в механизме хорошо видно и без полной разборки или когда подобный механизм студенты уже разбирали при выполнении предыдущих заданий. При осмотре снятых деталей с целью их дефектации (визуальной диагностики на наличие дефектов) необходимо оценить состояние трущихся поверхностей, износ зубьев шестерен, посадочных мест под подшипники, состояние уплотнительных колец, манжет, прокладок, определить, как смазываются детали, найти каналы смазки. При разборке необходимо обращать внимание на число регулировочных прокладок и места их расположения, одновременно изучать другие механизмы регулирования. 4

5 После разборки механизм необходимо собрать (в задании содержится краткая формулировка: «собрать в последовательности, обратной разборке»). Этап разборки деталей, механизмов это всего лишь подготовительная работа, важная для изучения их устройства, но наиболее ответственным этапом задания, от качества выполнения которого зависит длительность эксплуатации, является сборка. При сборке механизма необходимо учитывать, что одни детали должны крепиться прочно, а другие с необходимыми зазорами в соединениях для обеспечения работы механизма. Для проведения монтажных и регулировочных работ каждое учебное звено студентов должно иметь несколько комплектов инструментов, а также дополнительно инструменты и приспособления, необходимые для выполнения задания. Комплект инструментов, необходимых для выполнения работ: 1) ключи гаечные двусторонние 8 10; 10 12; 12 13; 13 14; 14 17; 17 19; 19 22; 22 24; 24 27; 27 30; мм; 2) ключи торцовые 10; 12; 13; 14; 17; 19; 22 и 24 мм или ключи торцовые со сменными головками таких же размеров с воротком и дополнительным удлинителем; 3) отвертки, пассатижи, круглогубцы, молоток, зубило, бородок. Студенты должны уметь самостоятельно без предварительных измерений выбирать инструмент для проведения конкретных операций при выполнении задания. Выполнение задания заканчивается изучением операций технического обслуживания, далее рабочее место должно быть приведено в порядок. В процессе практических занятий важно научиться безопасным приемам выполнения работы. С этой целью перед началом работы изучается инструкция по охране труда при проведении лабораторнопрактических занятий по предметам «Автомобили» и «Конструкции автомобилей и тракторов» 5

6 ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНОПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 1. Одежда учащегося должна быть подобрана по его росту, заправлена, рукава застегнуты. Волосы должны быть защищены головным убором. 2. Руки учащегося не должны быть замаслены, чтобы он мог надежно удерживать инструмент. Очищать и мыть руки бензином или дизельным топливом запрещено. 3. Рабочее место должно содержаться в чистоте и порядке, проходы должны быть свободными. 4. При снятии или разборке агрегатов, в картере которых может быть масло, подставить ванночку для его слива. В случае попадания масла на пол необходимо пятно засыпать опилками или песком, дать маслу впитаться, и, убрав засыпку, протереть место ветошью насухо. Отработанную ветошь убирать в железный ящик с плотной крышкой. 5. Под колеса транспортных тележек при погрузкеразгрузке снятых агрегатов, необходимо устанавливать противооткатные колодки. 6. Вставать ногами на транспортные тележки и неустойчивые части механизмов запрещается. 7. Круглые детали (валы, поршни, цилиндры, гильзы и др.) запрещается класть на край стола. 8. Используемый для работы инструмент должен быть в исправном состоянии и соответствовать определенным требованиям: молоток должен иметь слегка выпуклый, гладкий, без зазубрин и трещин боек; ручка молотка, изготовленная из дерева твердой породы, должна быть не замасленной, гладкой, без сучков, расклиненной; зубило не должно иметь на ударной поверхности и бородке трещин, наклепа металла, сколов, выбоин; отвертка не должна иметь острый рабочий конец, а стержень отвертки должен быть прямым, не погнутым; измерительный инструмент должен быть чистым, сухим и содержаться отдельно от рабочего инструмента; гаечные ключи для операции необходимо подбирать точно по размеру; запрещается пользоваться ключом, у которого губки не параллельны и в зев заложены пластинки; не допускается удлинение рычага за счет использования куска трубы или другого ключа. 8. Домкрат необходимо устанавливать в обозначенных местах. Если обозначений нет, то выбирают место, обеспечивающее устойчивое положение поднятого оборудования и агрегатов. Поверхность головки штока не должна допускать проскальзывания. Под домкрат подставляется широкая прочная доска. Домкрат устанавливается строго вертикально. После подъема единицы оборудования для страховки под нее устанавливают подставки. 6

7 1. ДВИГАТЕЛЬ КАМАЗ740 Задание 1. Тема «Кривошипношатунный и газораспределительный механизмы двигателя» Цель задания изучить на практике устройство сборочных единиц механизмов двигателя и приобрести навыки по их разборке и сборке. Научиться правильно устанавливать поршневые кольца на поршень (рис. 1.1), а поршень вместе с шатуном в цилиндр, собирать шатунные и коренные вкладыши, механизм газораспределения, устанавливать распределительные шестерни по меткам, правильно регулировать тепловой зазор между бойками коромысел и торцами стержней клапанов. Иллюстративный материал рис , учебные плакаты. Монтажное оборудование, приспособления и инструменты для двигателя КАМАЗ740 монтажный блок цилиндров с кривошипношатунным (КШМ) и газораспределительным (ГРМ) механизмами; детали механизмов (ось коромысла укомплектованная), клапаны, толкатели, втулки толкателей, штанги, коленчатый вал с шатунами, поршнями и крышками опор; специальный съемник для извлечения толкателей из блока цилиндров и поршневых колец; специальное приспособление для обжатия поршневых колец при установке поршня в гильзу цилиндра; щуп; комплект инструментов, ключ торцовый 15 мм, динамометрический ключ, специальный торцовый ключ для отворачивания гаек держателя сальника заднего конца коленчатого вала, ключ накидной 17 мм, выколотка, съемники для разборки головки цилиндра и снятия форсунок. Рис Шатуннопоршневая группа: а поршень двигателя КАМАЗ740 в сборе с шатуном; б поршни двигателя КАМАЗ740 в сборе с шатунами, устанавливаемые соответственно в цилиндры правого и левого рядов; 1 стопорное кольцо; 2 поршневой палец; 3 маслосъемные кольца; 4 днище поршня с нанесенной стрелкой; 5 компрессионные кольца; 6 поршень; 7 шатун; 8 метка на стержне шатуна; 9 шатунный болт; 10 крышка шатуна; 11 корончатая гайка; 12, метки (выступы) на крышках шатунов 7

8 Перечень материалов, изучение которых необходимо при выполнении задания последовательность проведения отдельных этапов выполнения задания [1 5], в том числе с описанием операций разборкисборки в общем виде [1, глава 1], конкретные указания по практическому выполнению необходимых операций приведены в инструкционнотехнологической карте (ИТК) 1 (см. с ). 1. Разобрать КШМ двигателя (частично), одновременно изучая его устройство. Порядок разборки: вывернуть болты и гайки крепления поддона двигателя и снять его [2, стр. 10, рис. 2]; для первого и пятого цилиндров снять крышки шатунов, вкладыши и извлечь поршни с шатунами (рис. 1.1); снять поршневые кольца; извлечь стопорное кольцо поршневого пальца, выпрессовать последний; продефектовать снятые детали, удалить нагар из канавок поршня. 2. Собрать КШМ двигателя в обратном порядке, соблюдая следующие технические условия: шатун с поршнем собрать так, чтобы выборки под клапаны в днище поршня и паз в шатуне под замковый ус вкладыша были на одной стороне [3, стр. 51, рис. 86]; компрессионные кольца (рис. 1.2) ставить скошенной стороной в сторону камеры сгорания, а замки расположить в противоположные стороны; при установке маслосъемных колец (рис. 1.2, б) сначала разместить пружинный расширитель, затем маслосъемное кольцо, при этом стык расширителя должен находиться диаметрально противоположно замку кольца (рис. 1.2, в); выборки в днище поршня должны располагаться ближе к середине блока; гайки шатунных болтов затягивать в два приема. Момент силы при проведении первого приема (30 ± 1) Н м; вторым приемом довернуть гайку на 90. Перед затягиванием резьбу шатунных болтов смазать моторным маслом. Рис Маслосъемное кольцо и операции установки его на поршень: а поршень с поршневыми кольцами; б маслосъемные кольца; в последовательность операций установки элементов маслосъемного кольца; 1, 2 компрессионные кольца; 3 маслосъемные кольца; 4 кольцевой диск; 5 радиальный расширитель; 6 осевой расширитель 8

9 3. Разобрать ГРМ двигателя (для предварительного изучения ГРМ использовать рис. 1.3): снять топливопроводы высокого давления и отсоединить от форсунок дренажные трубопроводы [3, стр. 28, рис. 35]; отвернуть гайки, снять скобы крепления форсунок; снять при помощи специального съемника форсунки [3, стр. 44, рис. 66]; заглушить ветошью все отсоединенные трубопроводы во избежание попадания пыли и грязи; вывернуть болты крепления крышек головок цилиндров и снять крышки (рис. 1.3, поз. 9); ослабить степень затягивания болтов крепления головок цилиндров в определенной последовательности («крестнакрест») и вывернуть болты (рис. 1.3, поз. 13); снять головки, поставить на них номера цилиндров. Рис Разобранная головка цилиндра с клапанами: 1 клапан выпускной; 2 седло выпускного клапана; 3 направляющая втулка выпускного клапана; 4 пружинная шайба клапана; 5 наружная пружина клапана; 6 внутренняя пружина клапана; 7 втулка тарелки; 8 сухарь клапана; 9 болт крепления крышки; 10 плоская шайба; 11, 25 шайбы; 12 крышка головки цилиндров; 13 болт крепления головки цилиндра; 14 тарелка пружин клапана; 15 уплотнительная манжета впускного клапана; 16 кольцо манжеты; 17 уплотнительная манжета впускного клапана в сборе; 18 направляющая втулка впускного клапана; 19 седло впускного клапана; 20 клапан впускной; 21 шпилька крепления патрубка выпускного коллектора; 22 предохранительная втулка прокладки патрубка; 23 опора скобы; 24 шпилька крепления скобы; 26 шпилька крепления стойки коромысел; 27 прокладка крышки головки цилиндров; 28 штифт стойки оси коромысел; 29 ввертыш крепления впускного коллектора; 30 ввертыш крепления водяной трубы; 31 головка цилиндра; 32 заглушка головки цилиндра; 33 кольцо уплотнительное заглушки; 34 кольцо опорное газового стыка 9

Читайте также:  Хонда кросстур тест драйв антон автоман

10 4. Установить головку в специальное приспособление, совместив отверстие под болты со штифтами и разобрать ее: вращая винт приспособления [5, стр. 65, рис. 75], сжать пружины до полного выхода из конуса втулки сухарей, снять сухари и втулки; вывернуть винт приспособления, снять с головки тарелки, две пружины, уплотнительную манжету на впускном клапане; вынуть клапаны из головки; продефектовать снятые детали [3, стр. 55], очистить резьбовые соединения от грязи, в резьбовых отверстиях не должно быть масла, дизельного топлива; очистить от нагара верхний поясок гильзы цилиндра. 5. Собрать ГРМ двигателя, соблюдая обратную последовательность операций и следующие условия монтажа: клапаны перед установкой в головку смазать моторным маслом; резьбу болтов крепления головки цилиндров смазать графитной смазкой УСсА, смешанной с моторным маслом; четыре болта крепления головки цилиндров затягивать «крестнакрест», начиная с любого, в три приема, выдерживая соответственно моменты сил, Н м: 1) 40 50; 2) ; 3) ; установить и закрепить крышки головки цилиндров. 6. Отрегулировать тепловые зазоры в ГРМ двигателя (операции проводить на холодном двигателе). Регулировку зазоров выполнять одновременно на двух головках в четырех положениях коленчатого вала: Регулируемый цилиндр Первый и пятый Четвертый и второй Шестой и третий Седьмой и восьмой Положение коленчатого вала I II III IV Угол (против часовой стрелки) со стороны маховика, Порядок регулировки: проворачивая коленчатый вал воротком через отверстие в корпусе муфты сцепления, добиться попадания фиксатора в углубление маховика [3, стр. 22, рис. 24]; проверить положение меток на фланце ведущей полумуфты привода топливного насоса высокого давления (ТНВД) и торце корпуса муфты опережения впрыска топлива [3, стр. 42, рис. 65]. Если риски находятся внизу, то сделать еще один оборот коленчатого вала до фиксированного положения; поднять фиксатор, провернуть коленчатый вал против часовой стрелки (если смотреть со стороны маховика) на угол 60, что соответствует угловому расстоянию между четырьмя соседними отверстиями. Клапаны первого и пятого цилиндров при этом закрыты (определяют по штангам они должны легко проворачиваться); проверить значение момента сил при затягивании крепления стоек коромысел у регулируемых цилиндров (должно быть Н м); 10

11 проверить зазор между бойком коромысел и торцом стержней клапанов [2, стр. 14, рис. 8] (должен быть 0,3 мм для впускного и 0,4 мм для выпускного клапанов, щуп должен выходить изпод бойка с усилием); отрегулировать клапаны первого и пятого цилиндров, затем клапаны попарно четвертого и второго, шестого и третьего, седьмого и восьмого цилиндров, поворачивая коленчатый вал на 180. Контрольные вопросы к заданию 1 1. Каким образом уплотняется гильза в нижней части блока цилиндров двигателя КАМАЗ740? 2. Как устанавливаются поршни в сборе с шатунами в цилиндры правого и левого рядов? 3. Как устанавливаются компрессионные кольца в поршень на двигателе КАМАЗ740 и как располагаются замки колец? 4. В какой последовательности расположены на головке цилиндров впускные и выпускные клапаны? 5. Чем предотвращается осевое смещение распределительного вала и каким образом оно регулируется? 6. Чему равен момент силы затяжки болтов и гаек крышек крепления коренных и шатунных вкладышей на двигателе КАМАЗ740? 7. Как определить верхнюю мертвую точку (ВМТ) первого цилиндра? 8. За счет чего обеспечивается поворачивание клапанов во время работы двигателя КАМАЗ740? 9. Как определить номер цилиндра? 10. Почему диаметр впускных клапанов больше диаметра выпускных? Инструкционнотехнологическая карта 1 Разборкасборка кривошипношатунного и газораспределительного механизма двигателя КАМАЗ740 Последовательность операций Инструмент, приспособление Технические условия и указания 1. Разборка КШМ двигателя КАМАЗ Вывернуть болты и гайки крепления картера двигателя Ключ торцевой 17 мм 18 крепежных элементов 2. Снять картер Не повредить прокладку 3. Отвернуть гайки крепления крышек шатунов первого и пятого цилиндров 22 мм 4. Снять крышку шатунов с Специальный съемник Предварительно пометив крышвкладышами на первом и пятом [3, стр. 50, рис. 84] ку и соответствующий шатун цилиндрах 11

12 Последовательность операций 5. Извлечь поршни с шатунами на первом и пятом цилиндрах 6. Снять поршневые кольца с поршней первого и пятого цилиндров 7. Извлечь стопорное кольцо поршневого пальца 8. Выпрессовать поршневой палец 1. Запрессовать поршневой палец для соединения поршня с шатуном 2. Установить стопорное кольцо поршневого кольца 3. Установить поршневые кольца на поршни первого и пятого цилиндров 4. Установить поршни в сборе с кольцами и шатунами в гильзы первого и пятого цилиндров Инструмент, приспособление Выколотка деревянная, молоток Приспособление специальное И Продолжение ИТК 1 Технические условия и указания Выбить поршни с шатунами в сторону разъема с головкой блока цилиндров См. [3, стр. 50, рис. 85] Круглогубцы Выколотка, молоток 2. Сборка КШМ двигателя КАМАЗ740 Выколотка, молоток Запрессовку вести осторожно. Шатун с поршнем собирать, чтобы выточка под клапаны в днище поршня и паз в шатуне под замковый ус вкладыша были на одной стороне Круглогубцы Приспособление специальное И Установить крышки шатунов 6. Затянуть гайки шатунных болтов Ключ динамометрический Компрессионные кольца установить клеймом «Вверх» в сторону камеры сгорания; при установке маслосъемных колец сначала установить пружинный расширитель, затем маслосъемное кольцо таким образом, чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца; замки сменных колец расположить в противоположные стороны Номера цилиндров выбиты на нижней крышке шатуна. Выборки под клапаны в днище поршня должны располагаться ближе к середине [3, стр. 51, рис ] Установить по посадочным поверхностям, плотно и без перекоса Резьбу болтов смазать моторным маслом. Затяжку проводить в два приема. Моменты силы проема (30 1) Н м, для выполнения второго приема довернуть гайку на 90. Зазора в стыке шатуна и крышки быть не должно

13 Последовательность Инструмент, операций приспособление 3. Регулировка зазоров в ГРМ двигателя КАМАЗ740 Зазоры регулировать одновременно на двух головках в положениях I, II, III, IV, которые определяются поворотом коленчатого вала двигателя относительно начала впрыска топлива в первом цилиндре на соответствующий угол. 1. Установить фиксатор маховика в нижнее положение 2. Проворачивать коленчатый вал до тех пор, пока фиксатор не войдет в углубление маховика 3. Проверить положение меток на фланце ведущей полумуфты привода ТНВД и торце корпуса муфты опережения впрыска топлива 4. Вывести фиксатор из зацепления 5. Провернуть коленчатый вал против часовой стрелки (если смотреть со стороны маховика) на угол Проверить момент затягивания крепления стоек коромысел регулируемых цилиндров 7. Проверить щупом зазор между бойками коромысел и торцами стержней клапанов первого и пятого цилиндров (передние клапаны правого ряда цилиндров впускные, левого выпускные) Отвертка плоская, ключ рожковый Окончание ИТК 1 Технические условия и указания Номер цилиндра 1,5 4,2 6,3 7,8 Положение коленчатого вала I II III IV Вороток Угол поворота, Коленчатый вал проворачивать за отверстие в маховике При расположении меток внизу вывести фиксатор из зацепления с маховиком и провернуть коленчатый вал на один оборот. Фиксатор должен опять войти в углубление маховика Ключ динамометрический Щуп Поворот маховика на угловое расстояние между двумя соседними отверстиями соответствует повороту коленчатого вала на 30 Момент силы при затягивании Н м Зазор 0,3 мм для впускного и 0,4 мм для выпускного клапанов. Щуп должен входить и выходить с усилием 8. Отвернуть контргайку регулировочного винта 19 мм 9. Вращая регулировочный винт, добиться нужного зазора Отвертка 10. Завернуть контргайку 19 мм 11. Отрегулировать зазоры в Коленчатый вал проворачивать других клапанах механизма попарно Отвертка, каждый раз на 180 (шесть от (согласно порядку работы ключ гаечный 19 мм верстий маховика) по ходу цилиндров) вращения

14 Задание 2. Тема «Система охлаждения и смазочная система двигателя» Цель задания изучить на практике устройство сборочных единиц системы охлаждения, смазочной системы, приобрести навыки в разборке, сборке схем подачи, циркуляции масла и охлаждающей жидкости. Иллюстративный материал рис , учебные плакаты. Монтажное оборудование, приспособления и инструменты блоки цилиндров, агрегаты системы охлаждения и смазочной системы (радиатор, водяные насосы, термостаты, маслонасосы, центробежный фильтр), съемники (специальный, трехлапный), тиски, выколотка деревянная, комплект инструментов; торцовый ключ 13 мм, специальный шестигранный ключ, разрезы центробежного фильтра, маслонасоса, водяного насоса и полноточного фильтра. Для двигателя КАМАЗ740 разрез гидромуфты привода вентилятора, расширительный бачок с паровоздушной пробкой, выключатель гидромуфты, съемник для снятия шкива и крыльчатки, круглогубцы. Перечень материалов, изучение которых необходимо при выполнении задания последовательность проведения отдельных этапов выполнения задания [1 5], в том числе с описанием операций разборкисборки в общем виде [1, глава 1]. Указания по практическому выполнению операций разборкисборки водяного и масляного насосов двигателя КАМАЗ740 даны в ИТК 2 и 3 (см. с ). 1. Изучить устройство и работу агрегатов системы охлаждения двигателя КАМАЗ740 (использовать рис ). Рис Система охлаждения двигателя: 1 труба перепускная от радиатора к расширительному бачку; 2 трубка соединительная от компрессора к бачку; 3 компрессор; 4, 6 трубы водосборные; 5 труба соединительная; 7 труба перепускная термостатов; 8 насос водяной; 9 колено отводящего патрубка водяного трубопровода; 10 вентилятор; 11 экран сливной системы охлаждения; 12 труба подводящая правого ряда цилиндров; 13 патрубок подводящей трубы; 14 головка цилиндров; 15 включатель гидромуфты привода вентилятора; 16 коробка термостатов; 17 патрубок отвода охлаждающей жидкости из бачка в водяной насос; 18 патрубок отвода охлаждающей жидкости в отопитель; 19 кран контроля уровня охлаждающей жидкости; 20 бачок расширительный; 21 пробка паровоздушная; 22 термостат; I из радиатора; II в насос при закрытых термостатах; III в радиатор при открытых термостатах 14

15 2. Разобрать водяной насос двигателя КАМАЗ740 (см. рис. 1.5) в следующем порядке: отвернуть гайку крепления крыльчатки (рис. 1.4, поз. 10); при помощи специального съемника снять крыльчатку; при помощи трехлапного съемника снять шкив (рис. 1.5, поз. 1); выбить шпонку и снять пылеотражатель (рис. 1.5, поз. 16); при помощи круглогубцев снять стопорное кольцо (рис. 1.5, поз. 15); выпрессовать валик насоса в сборе с подшипниками (рис. 1.5, поз. 9, 4, 6); извлечь из корпуса манжету (рис. 1.5, поз. 7); продефектировать снятые детали. Рис Насос водяной: 1 шкив; 2 болт; 3, 10 шайбы; 4, 6 подшипники; 5 прессмасленка; 7 манжета; 8 кольцо уплотнительное с обоймой; 9 валик; 11 гайка колпачковая; 12 кольцо упорное; 13 уплотнение (сальник); 14 крыльчатка; 15 кольцо стопорное; 16 пылеотражатель 3. Собрать водяной насос двигателя КАМАЗ740 в последовательности, обратной разборке. Запрессовку крыльчатки, сальникового уплотнения выполнять с особой осторожностью во избежание их поломки. 4. Изучить по разрезу устройство, взаимное расположение деталей и работу гидромуфты включения привода вентилятора совместно с выключателем гидромуфты (использовать рис. 1.6, 1.7). 5. Изучить устройство и работу смазочной системы двигателя КАМАЗ740 (использовать рис ). 6. Разобрать масляный насос двигателя КАМАЗ740 (см. рис. 1.9) в следующем порядке: отвернуть гайку крепления шестерни привода масляного насоса; снять шестерню 6 с помощью съемника; снять сегментную шпонку 7; вывернуть болты корпуса радиаторной секции, снять корпус 5; извлечь из корпуса ведомую шестерню 9 с осью, вывернуть пробки, вынуть предохранительный клапан радиаторной секции и клапаны смазочной системы с пружинами и шайбами; вывернуть пробку из нагнетающей секции 16 для доступа к предохранительному клапану; 15

Читайте также:  Минимальная толщина протектора летних шин для легковых автомобилей

16 извлечь предохранительный клапан 18 с пружиной и шайбами, валик 8 в сборе с ведущими шестернями и стальной проставкой, ведомую шестерню; вывернуть пробки масляных каналов нагнетающей секции; продефектировать детали. 7. Собрать масляный насос двигателя КАМАЗ740, выполняя операции в последовательности, обратной его разборке. 8. Разобрать полнопоточный фильтр очистки масла (см. рис. 1.10, а): вывернуть болт 8; снять крышку 10 с уплотнениями; вынуть фильтрующие элементы 12; отвернуть пробку перепускного клапана 6 и извлечь пружину 5, регулировочную шайбу, корпус сигнализатора с подвижным контактом и перепускной клапан; продефектировать детали. 9. Собрать полнопоточный фильтр очистки масла, выполняя операции в последовательности, обратной его разборке. Рис Положение (А, П, О) выключателя гидромуфты вентилятора: I подача масла из смазочной системы двигателя; II подача масла в гидромуфту 16 Рис Гидромуфта привода вентилятора двигателя КамАЗ740: а конструкция; б включатель гидромуфты с термосиловым датчиком; 1 передняя крышка; 2 корпус; 3 кожух; 4, 7, 12, 13, 20 подшипники; 5 трубка подвода масла; 6 ведущий вал; 8 уплотнительное кольцо; 9 ведомое колесо; 10 ведущее колесо; 11 шкив; 14 упорная втулка; 15 ступица вентилятора; 16 ведомый вал; 17, 21 самоподжимные сальники; 18 прокладка; 19, 22 болты; 23 корпус включателя; 24 рычаг пробки крана; 25 термосиловой датчик

17 Рис Смазочная система двигателя автомобиля КАМАЗ740: 1 компрессор; 2 топливный насос высокого давления; 3 выключатель гидромуфты; 4 гидромуфта; 5, 12 предохранительные клапаны; 6 клапан системы смазки; 7 насос масляный; 8 перепускной клапан центробежного фильтра; 9 сливной клапан центробежного фильтра;10 кран включения масляного радиатора; 11 центробежный фильтр; 13 лампа сигнализатора засоренности фильтра очистим масла; 14 перепускной клапан полнопоточного фильтра; 15 полнопоточный фильтр очистки масла; 16 маслоприемник; 17 картер;18 главная магистраль Рис Насос масляный: 1 корпус радиаторной секции; 2 шестерня ведущая радиаторной секции; 3 проставка; 4 шестерня ведущая нагнетающей секции; 5 корпус нагнетающей секции; 6 шестерня ведомая привода насоса; 7 шпонка; 8 валик ведущих шестерен; 9 шестерня ведомая нагнетающей секции; 10 шестерня ведомая радиаторной секции; 11 клапан предохранительный радиаторной секции; 12, 15, 17 пружины клапана; 13, 16 пробки клапана; 14 клапан системы смазывания; 18 клапан предохранительный нагнетающей секции 17

18 б Рис Фильтры очистки масла: а полнопоточный; б центрифуга; 1 пробка сливного отверстия; 2 сливная трубка; 3 корпус фильтра; 4 датчик указателя давления масла; 5 пружина перепускного клапана; 6 перепускной клапан; 7 пружина; 8 болт сливной трубки; 9 уплотнение фильтрующего элемента; 10 крышка; 11 маслопровод; 12 фильтрующий элемент; 13 датчик аварийного снижения давления масла; 14 привалочная плоскость корпуса; 15 гайкабарашек; 16 кожух; 17 сетчатый фильтр; 18 ось ротора; 19 колпак ротора; 20; 21 прокладки; 22 корпус ротора; 23 корпус центрифуги; 24 жиклер; 25 упорный шарикоподшипник; 26 стальной отражатель; К сила реакции; движение потока масла Контрольные вопросы к заданию 2 1. По какому признаку водитель узнает о неисправности сальникового уплотнения водяного насоса? 2. Чем удерживается вал водяного насоса от осевого смещения? 3. Чем отличается насос КАМАЗ740 от других насосов? 4. Какой агрегат в системе охлаждения КАМАЗ740 осуществляет привод вентилятора? 18

19 5. В каких режимах будет работать вентилятор, если рычаг выключателя гидромуфты установлен в положения А, П, О (см. рис. 1.5)? 6. К каким неисправностям может привести работа двигателя с пониженным уровнем охлаждающей жидкости? 7. Укажите внешние признаки работоспособности центрифуги? 8. За счет чего обеспечивается вращение ротора центрифуги? 9. Какие правила нужно соблюдать при сборке центрифуги? 10. Почему при очистке центрифуги запрещается снимать ее ротор? Инструкционнотехнологическая карта 2 Разборкасборка водяного насоса системы охлаждения двигателя КАМАЗ740 Последовательность операций Инструмент, приспособление Технические условия и указания 1. Разборка водяного насоса двигателя КАМАЗ Расшплинтовать и отвернуть гайку крепления 19 мм крыльчатки 2. Снять крыльчатку Съемник специальный 3. Снять шкив Съемник специальный 4. Выбить шпонку шкива Бородок, молоток 5. Снять пылеотражатель См. рис Снять стопорное кольцо Круглогубцы подшипников 7. Выпрессовать вал насоса Выколотка деревянная, вместе с подшипниками молоток 8. Вынуть сальниковое уплотнение из корпуса 2. Сборка водяного насоса двигателя КАМАЗ Запрессовать вал насоса подшипниками насоса 2. Установить стопорное кольцо подшипников 3. Установить сальниковое уплотнение 4. Установить крыльчатку 5. Завернуть гайку крепления крыльчатки 6. Установить пылеотражатель 7. Установить шпонку шкива 8. Напрессовать шкив 19 Подшипники водяного насоса смазываются через прессмасленку в корпусе Сальниковое уплотнение не должно иметь повреждений Крыльчатка не должна иметь повреждений 17 мм Выколотка деревянная, молоток

20 Инструкционнотехнологическая карта 3 Разборкасборка масляного насоса, фильтра центробежной очистки масла двигателя КАМАЗ740 Последовательность операций Инструмент, приспособление Технические условия и указания 1. Разборка фильтра центробежной очистки масла 1. Отвернуть гайку крепления кожуха на оси 2. Отвернуть пробку в корпусе и зафиксировать ротор от проворачивания (повернуть ротор с колпаком на стопорном устройстве) 13 мм 13 мм, бородок См. рис б, поз. 5 Зафиксировать ротор пальцами стопоров 3. Зажать корпус фильтра в тисках Тиски 4. Отвернуть гайку крепления колпака 22 мм 5. Снять колпак 6. Отвернуть гайку крепления ротора на оси 7. Снять упорную шайбу, направляющий стакан и ротор вместе с опорным подшипником и плоской шайбой 8. Вывернуть из корпуса центрифуги пробки перепускного и сливного клапанов 9. Извлечь пружину и клапан См. рис б, поз. 19 Очистить колпак и сетчатый фильтр 22 мм Продефектировать детали, очистить ротор 27 мм 2. Сборка фильтра центробежной очистки масла 1. Установить клапан в корпус 2. Завернуть пробки клапанов 3. Установить ротор с опорными подшипниками и плоской шайбой 4. Установить колпак, вставку, сетчатый фильтр 5. Завернуть гайку крепления колпака ротора 27 мм Совместить риску на основании ротора с выступающей меткой на внешней части колпака для обеспечения балансировки ротора Момент затягивания гаек колпака ротора и наружного колпака не более 30 Н м 20

21 Последовательность операций 6. Установить кожух Инструмент, приспособление 13 мм 21 Продолжение ИТК 3 Технические условия и указания Перед установкой наружного колпака проверить правильность сборки центрифуги по легкости вращения ротора, для чего отжать пластину стопорного устройства ротора и повернуть ротор на оси он должен вращаться легко, без заеданий 3. Разборка масляного насоса двигателя КАМАЗ Отвернуть гайку крепления шестерни привода масляного насоса 27 мм 2. Снять шестерню и сегментную Сегментная шпонка не должна Съемник лапный шпонку иметь повреждений 3. Вывернуть болты крепления корпуса радиаторной секции 13 мм 4. Снять корпус 5. Извлечь из корпуса ведомую шестерню с осью 6. Вывернуть из корпуса пробки предохранительного клапана и клапана смазочной системы 7. Извлечь клапаны с пружинами и шайбами 8. Вывернуть пробку из нагнетающей секции 9. Извлечь предохранительный клапан секции 10. Извлечь валик в сборе с ведущими шестернями, стальной проставкой и ведомую шестерню 11. Вывернуть пробки масляных каналов нагнетающей секции 1. Завернуть пробки масляных каналов 2. Установить в корпус нагнетающей секции ведомую шестерню, стальную проставку, валик с ведущими шестернями 24 мм 24 мм Пружины клапанов не должны иметь повреждений Ключ специальный шестигранный 4. Сборка масляного насоса двигателя КАМАЗ740 Ключ специальный шестигранный 3. Установить предохранительный клапан нагнетающей секции 4. Завернуть пробку клапана 24 мм Продефектировать детали. Очистить масляные каналы Шестерни секций не должны иметь повреждений

22 Окончание ИТК 3 Последовательность Инструмент, операций приспособление Технические условия и указания 5. Установить предохранительный клапан и клапан смазочной системы с пружинами в корпус радиаторной секции 6. Завернуть пробки клапанов 24 мм 7. Установить в корпус ведомую шестерню с осью 8. Установить корпус радиаторной секции 9. Завернуть болты крепления секции 13 мм 22

23 Задание 3. Тема «Дизельная система питания двигателя» Цель задания изучить на примере устройства сборочных единиц системы питания двигателя КАМАЗ740 систему питания дизеля. Приобрести навыки в разборке и сборке топливного насоса высокого давления (ТНВД) и форсунки двигателя КАМАЗ740, уяснить схему работы системы питания и приборов, обеспечивающих подачу, очистку и впрыск топлива. Иллюстративный материал рис , учебные плакаты стенды системы питания двигателя КАМАЗ740. Монтажное оборудование, приспособления и инструменты ТНВД в сборе с муфтой опережения впрыска топлива, всережимным регулятором частоты вращения коленчатого вала, топливная форсунка, приспособление для отворачивания гайки крепления муфты опережения впрыска топлива; тиски, комплект рабочих инструментов, динамометрический ключ, комплект специальных приспособлений для разборки насосной секции. Перечень материалов, изучение которых необходимо при выполнении задания последовательность проведения отдельных этапов выполнения задания [1 5], в том числе с описанием операций разборкисборки в общем виде [1, глава 1]. Вариант детального их описания для системы питания рассмотрен в ИТК 4 (см. с. 2728). 1. Изучить схему питания двигателя КАМАЗ740 топливом, устройство и работу его агрегатов. Для изучения использовать схему топливной системы двигателя КАМАЗ740 на рис и схему ТНВД на рис Рис Топливная система двигателя КАМАЗ740 (четырехтактного дизеля): 1 фильтр тонкой очистки топлива; 2, 14 топливоподкачивающие насосы; 3, 7 9, 11 13, топливопроводы; 4, 5 тройники; 6 топливный бак; 10 фильтр грубой очистки топлива; 15 форсунка; 16 насос высокого давления; 20 кран отбора топлива к подогревателю; направление движения топлива 23

24 2. Частично разобрать ТНВД (см. рис. 1.12) следующим образом: снять муфту опережения впрыска топлива 20 с кулачкового вала ТНВД, снять стопорные шайбы 10; снять крышку 15 в сборе с рычагами, насос 26 и уплотнительные прокладки, шайбы, заднюю крышку подшипника. 3. Разобрать секцию ТНВД (см. рис. 1.13) в следующем порядке: вывернуть штуцер 8 секции ТНВД; снять упор 7 с регулировочными шайбами 5 и 6 и пружиной 4; снять нагнетательный клапан 3 вместе с прокладкой 2 и корпусом 1; снять тарелку пружины толкателя 20, пружину 19, шайбу 18; вынуть упорное кольцо 17, плунжер 16, втулку плунжера 15, уплотнительное кольцо 14, поворотную втулку плунжера Собрать секцию ТНВД и в целом ТНВД в последовательности, обратной их разборке, выполняя следующие рекомендации: момент силы затягивания гайки крепления муфты опережения впрыска топлива Н м; при сборке плунжерной пары совместить продольный паз поворотной втулки с установочным штифтом корпуса секции ТНВД; затягивание штуцера секции ТНВД выполнять с моментом силы Н м; плунжер установить меткой в сторону перепускного отверстия. 5. Изучить форсунку двигателя КАМАЗ740 (см. рис. 1.14). 6. Разобрать форсунку двигателя КАМАЗ740 в следующем порядке: зажать форсунку в тисках распылителем вверх; отвернуть гайку распылителя 4; снять распылитель 3, проставку 5, штангу 7, пружину 15, регулировочные прокладки 13; вывернуть штуцер подвода топлива 10, вынуть сетчатый фильтр 11. Собрать форсунку двигателя КАМАЗ740 в последовательности, обратной разборке. При сборке момент силы затягивания гайки распылителя Н м. Контрольные вопросы к заданию 3 1. Какое назначение у ТНВД? 2. Что произойдет, если нарушить регулировку болта ограничения максимальной частоты вращения коленчатого вала? 3. Чем регулируется давление подъема иглы форсунки и каково это давление? 4. Можно ли устанавливать в форсунку двигателя КАМАЗ распылители с форсунок других двигателей? 24

Читайте также:  Ремонт шлангов для кондиционеров для автомобилей

25 Рис Схема разборки топливного насоса высокого давления: 1, 3 винты с шайбами; 2 крышка подшипника задняя в сборе; 4, 12, 14, 19, 28 шайбы плоские; 5 ввертыш; 6 фильтр в сборе; 7, 27 прокладки; 8 прокладка задней крышки; 9 секция в сборе; 10 шайба стопорная штуцера; 11, 25 гайки с шайбами; 13, 18 болты с шайбами; 15 крышка регулятора верхняя; 16 прокладка верхней крышки; 17 шплинтпроволока; 20 муфта опережения впрыска топлива в сборе; 21 гайка колпачковая с шайбой; 22 винт; 23 кожух защитный; 24 корпус топливного насоса высокого давления в сборе; 26 насос топливный низкого давления в сборе 25

26 Рис Схема разборки секции топливного насоса высокого давления: 1 корпус клапана; 2 прокладка; 3 клапан нагнетательный; 4, 19 пружины; 5, 6, 11, 18 шайбы; 7 упор пружины клапана; 8 штуцер топливного насоса; 9 втулка плунжера поворотная с осью в сборе; 10, 12 штифты; 13 корпус секции с фланцем в сборе; 14 кольцо уплотнительное; 15 втулка плунжера; 16 плунжер; 17 кольцо упорное; 20 тарелка пружины толкателя Рис Форсунка двигателя КамАЗ740: 1 игла распылителя; 2 кольцевая полость; 3 распылитель; 4 накидная гайка; 5 проставка; 6 штифты; 7 штанга; 8 корпус; 9 уплотнительное кольцо; 10 штуцер; 11 сетчатый фильтр; 12 втулка; 13 регулировочные шайбы; 14 опорная шайба; 15 пружина 26

27 Инструкционнотехнологическая карта 4 Разборкасборка топливного насоса высокого давления двигателя КАМАЗ740 Последовательность операций Инструмент, приспособление Технические условия и указания 1. Разборка топливного насоса высокого давления Специальное приспособление из 1. Отвернуть гайку крепления муфты опережения впрыска топлива комплекта 2. Снять муфту с кулачкового вала ТНВД 3. Вывернуть винты крепления защитных кожухов Отвертка См. рис Снять кожухи 5. Вывернуть болты крепления верхней крышки, снять пружинные и плоские 10 мм шайбы 6. Снять крышку в сборе с рычагами 7. Снять уплотнительную прокладку Снимать осторожно 8. Отвернуть гайки крепления топливоподкачивающего насоса 9. Снять насос и уплотнительную прокладку 13 мм 10. Вывернуть винты крепления задней крышки подшипника См. рис Снять шайбы, крышку и уплотнительную прокладку Отвертка 2. Разборка секции топливного насоса высокого давления 1. Вывернуть штуцер секции ТНВД 19 мм 2. Снять упор с регулировочными шай бами и пружиной 3. Снять нагнетательный клапан вместе с прокладкой и корпусом Приспособление из комплекта для снятия клапана См. рис Снять тарелку пружины толкателя, пружину, шайбу 5. Вынуть упорное кольцо, плунжер, 6. втулку плунжера, уплотнительное кольцо, поворотную втулку плунжера 3. Сборка секции топливного насоса высокого давления 1. Установить поворотную втулку плунжера, уплотнительное кольцо, втулку плунжера, плунжер, упорное кольцо Плунжер установить меткой в сторону перепускного отверстия. 2. Установить шайбу, пружину, тарелку пружины толкателя 27 Продольный паз поворотной втулки совместить с установочным штифтом корпуса секции ТНВД

28 Последовательность операций 3. Установить нагнетательный клапан с прокладкой и корпусом 4. Установить упор с регулировочными шайбами и пружиной 5. Завернуть штуцер секции топливного насоса 1. Установить под заднюю крышку подшипника вала ТНВД уплотнительную прокладку и завернуть винты крепления задней крышки подшипника Инструмент, приспособление 28 19мм, ключ динамометрический 4. Сборка топливного насоса высокого давления 13 мм Продолжение ИТК 4 Технические условия и указания Момент силы затягивания штуцера Н м 2. Установить уплотнительную прокладку под топливоподкачивающий насос 3. Установить насос, закрепить его гайками с пружинными шайбами 13 мм 4. Установить прокладку под верхнюю См. рис крышку 5. Установить крышку в сборе с рычагами 6. Закрепить крышку болтами с пружинными шайбами и плоскими шайбами 10 мм 7. Установить кожухи и закрепить винтами 8. Установить муфту опережения впрыска топлива на кулачковый вал насоса Отвертка 9. Закрепить муфту гайкой Специальное Момент силы затягивания Н м приспособление 5. Разборка форсунки двигателя КАМАЗ Зажать форсунку в тисках Тиски Распылитель вверху 2. Отвернуть гайку распылителя 19 мм 3. Снять распылитель, проставку, штангу, пружину, регулировочные прокладки 4. Вывернуть штуцер подвода топлива 17 мм См. рис Вынуть сетчатый фильтр из корпуса 6. Сборка форсунки двигателя КАМАЗ Установить сетчатый фильтр в корпус форсунки 2. Завернуть штуцер подвода топлива 17 мм 3. Установить в корпус регулировочные прокладки, пружину, штангу, проставку, См. рис распылитель 4. Завернуть гайку распылителя 19 мм 5. Освободить форсунку из тисков

29 2. ТРАНСМИССИЯ Задание 4. Тема «Трансмиссия автомобиля КАМАЗ5320» Цель задания изучить на практике устройство сцепления, коробки передач, карданной передачи, задних мостов, получить начальные навыки в операциях разборкисборки агрегатов трансмиссии. Иллюстративный материал учебные плакаты, рис Монтажное оборудование, приспособления, инструменты коробка передач автомобиля КАМАЗ5320, мосты в сборе (главная передача, дифференциал, полуоси) КАМАЗ5320, карданные передачи автомобиля КАМАЗ5320, разрез коробки передач (КП) автомобиля КАМАЗ5320 (для изучения взаимного расположения шестерен и синхронизаторов). Приспособление для разборкисборки сцепления, для выпрессовки крышки подшипника, съемник трехлапный, комплект инструментов, выколотка из мягкого металла (например, медная, бронзовая), коловорот, пассатижи, ключи специальные торцовые 36 мм (для КП), 41 мм (для карданного вала), ключ торцовый шарнирный 14 мм, ключ гаечный накидной 41 мм, ключ шестигранный, ключи гаечные 11 и 55 мм, ключ специальный для регулировки роликовых подшипников, шплинтодер, шплинт, проволока Ø1,8 мм, дополнительный комплект шайб. Перечень материалов, изучение которых необходимо при выполнении задания последовательность проведения отдельных этапов выполнения задания [1 5], в том числе с описанием операций разборкисборки в общем виде [1, глава 2], в том числе операций разборкисборки сцепления, коробки передач, карданной передачи автомобиля КАМАЗ5320. Варианты выполнения части задания, связанной с операциями разборкисборки указанных узлов, приведены в ИТК 5, 6 (см. с ). 1. Изучить сцепление автомобиля КАМАЗ5320 (для изучения использовать рис. 2.1, 2.2) 2. Разобрать сцепление автомобиля КАМАЗ5320 (см. рис. 2.1), выполняя операции: нанести метки на кожухе 17 и нажимном диске 7 для того, чтобы не разбалансировать сцепление при последующей сборке; установить сцепление на приспособление и, вращая гайку винта, сжать нажимные пружины до ослабленного состояния отжимных рычагов; отрегулировать регулировочные гайки с опорных вилок отжимных (оттяжных) рычагов 9; отпустить гайку винта приспособления и снять кожух 17, нажимные пружины 16 и теплоизолирующие шайбы 18. вывернуть болты крепления пружинных пластин, вынуть из них направляющие втулки; снять нажимной диск. 29

30 Рис Сцепление в автомобилях семейства КамАЗ: 1 ведущий вал; 2 маховик; 3, 5 ведомые диски; 4 механизм автоматической установки среднего ведущего диска; 6 средний ведущий диск; 7 нажимной диск; 8 вилка оттяжного рычага; 9 оттяжной рычаг; 10 пружина упорного кольца; 11 упорный подшипник; 12 муфта выключения сцепления; 13 вилка выключения сцепления; 14 упорное кольцо; 15 валик вилки; 16 нажимная пружина; 17 кожух; 18 теплоизоляционная шайба; 19 болт крепления кожуха; 20 картер Рис Гидравлический привод сцепления в автомобилях семейства КамАЗ: 1 кронштейн педали; 2 рычаг толкателя поршня; 3 оттяжная пружина; 4 педаль сцепления; 5 главный цилиндр; 6 ограничитель хода педали; 7 защитный чехол; 8 толкатель поршня; 9 поршень; 10 манжета поршня; 11 корпус; 12 пружина; 13 уплотнительное кольцо; 14 пробка; 15 трубка подвода воздуха; 16 рычаг выключения сцепления; 17 сферическая гайка; 18 контргайка; 19 толкатель поршня пневмогидроусилителя; 20 возвратная пружина; 21 пневмогидроусилитель 30

31 3. Собрать сцепление автомобиля КАМАЗ5320, выполняя операции в порядке обратном сборке. При помощи регулировочных гаек установить концы рычажков от плоскости нажимного диска на расстоянии (40,2 ± 0,15) мм. Обратить внимание на наличие пружинных эксцентриковых механизмов автоматической установки среднего ведущего диска 4 (рис. 2.1) и упорного кольца оттяжных рычагов Разобрать частично пневмогидравлический усилитель (ПГУ) привода сцепления КАМАЗ5320 (использовать рис. 2.3): зажать ПГУ в тисках; вывернуть сливную пробку 22 из переднего корпуса усилителя; вывернуть болты крепления штуцера подвода воздуха от редукционного клапана, снять штуцер; вынуть сдвоенные впускной выпускной клапаны 17, 19 в сборе; вывернуть болты крепления переднего корпуса и снять корпус 24 вместе с пневмопоршнем 21; снять возвратную пружину пневмопоршня 25 и пружину мембраны 14; снять мембрану следящего устройства 11 в сборе с седлом выпускного клапана 12. Рис Пневмогидравлический усилитель привода сцепления в автомобилях КАМАЗ: 1 сферическая гайка; 2 толкатель поршня выключения сцепления; 3 защитный чехол; 4 корпус комбинированного уплотнения; 5 манжета следящего поршня; 6 следящий поршень; 7 корпус следящего поршня; 8 перепускной клапан; 9 уплотнитель выпускного отверстия; 10, 18 крышки; 11 мембрана следящего устройства; 12 седло выпускного клапана; 13 уплотнительное кольцо; 14 пружина мембраны; 15 пружина впускного и выпускного клапанов; 16 седло впускного клапана; 17 впускной клапан; 19 выпускной клапан; 20 тарелка пружины; 21 пневматический поршень; 22 пробка; 23 манжета поршня; 24 передний корпус; 25 возвратная пружина пневматического поршня; 26 толкатель поршня выключения сцепления; 27 манжета уплотнителя; 28, 30 втулки; 29 пружина поршня выключения сцепления; 31 манжета поршня; 32 гидравлический поршень выключения сцепления; 33 задний корпус; I подвод масла; II подвод воздуха 31

32 5. Продефектировать детали. 6. Собрать ПГУ в последовательности, обратной разборке. 7. Используя учебный плакат и рис. 2.4, изучить общее устройство КП автомобилей семейства КАМАЗ. Обратить внимание на маслонагнетательное устройство, а также на то, что все шестерни вторичного вала установлены на двухрядных игольчатых подшипниках. Рис Коробка передач автомобилей семейства КАМАЗ: 1 ведущий вал делителя; 2 шестерня ведущего вала делителя; 3 ведущий вал коробки передач; 4 синхронизатор делителя; 5 синхронизатор IV и V передач; 6 шестерня IV передачи ведомого вала; 7 шестерня III передачи ведомого вала; 8 синхронизатор II и III передач; 9 шестерня II передачи ведомого вала; 10 шестерня передачи заднего хода ведомого вала; 11 блок шестерен передачи заднего хода; 12 муфта включения передачи заднего хода и I передачи; 13 шестерня I передачи ведомого вала; 14 ведомый вал; 15 зубчатый венец I передачи промежуточного вала; 16, 20 картер коробки; 17 зубчатый венец промежуточного вала для включения передачи заднего хода; 18 зубчатый венец II передачи; 19 шестерня III передачи промежуточного вала; 21 промежуточный вал коробки передач; 22 шестерня привода промежуточного вала коробки передач; 23 шестерня привода промежуточного вала делителя; 24 картер делителя; 25 промежуточный вал делителя 8. Частично разобрать КП автомобиля КАМАЗ5320 (см. рис. 2.4), для чего выполнить следующее: снять верхнюю крышку с механизма переключения передач и прокладку; снять фланцевую крышку подшипника ведущего вала делителя 1; извлечь ведущий вал делителя; снять шайбу маслонагнетательного устройства, проверить каналы подвода масла к подшипникам шестерен. 32

Adblock
detector