Установка и ремонт кондиционера в авто своими руками
Работы с автомобильным кондиционером — нелегкая задача для неопытного автовладельца. Ошибки в установке или обслуживании охлаждающего устройства могут не только привести к тому, что кондиционер не будет работать, но и способны навредить самому автомобилю. Поэтому перед самостоятельными работами с автокондиционером нужно убедиться в правильности подбора устройства и верности своих действий.
Самостоятельная установка
На подавляющем числе автомобилей, даже не оборудованных заводским кондиционером, предусмотрено место для монтажа. Самостоятельная установка кондиционера на автомобиль состоит из подготовки автомобиля и кондиционера к установке, непосредственно самого монтажа и проверки работоспособности устройства.
Оборудование
Перед проведением работ по установке нужно выбрать кондиционер и проверить его комплектность. Автомобильные кондиционеры бывают двух типов: автоматические и ручные. Ручные кондиционеры — самая простая разновидность охлаждающего устройства. На передней панели монтируется регулятор, с помощью которого можно управлять подачей холодного воздуха в салон автомобиля.
Автоматические кондиционеры бывают однозонные и двухзонные. У автоматического кондиционера за управление отвечает монтируемый на переднюю панель монитор. Автоматические кондиционеры наиболее удобны в использовании, но цена у них дороже. Ручные дешевле, но регулировка мощности подачи холодного воздуха падает на водителя или переднего пассажира.
Перед проведением работ по установке кондиционера следует проверить комплектность устройства. В набор должны входить:
- конденсатор;
- компрессор с приводным ремнем;
- испаритель;
- ресивер-осушитель;
- блок управления;
- датчики;
- комплект фреонопроводов;
- кронштейн;
- электропроводка;
- руководство по установке со схемой подключения электропроводки.
Также для проведения работ понадобится следующий набор инструментов:
- набор ключей;
- набор отверток;
- плоскогубцы;
- дрель;
- сверла для работы по металлу и пластику.
Подготовка
Подготовка к установке кондиционера состоит и в подборе места для проведения процедуры. Желательно выбрать место с ровным и чистым полом, так как возможно придется проводить работы под днищем. Еще лучше будет загнать машину на смотровую яму. Также понадобится хорошее освещение по той же причине, так что необходимо озаботиться наличием мощного переносного фонаря.
Перед проведением работ необходимо слить из системы охлаждающую жидкость, а также снять корпус воздушного фильтра. Для удобства работ желательно снять сам фильтр, передний бампер и вентилятор и печку, для чего придется частично разобрать переднюю панель.
Пошаговая инструкция
Установка кондиционера и замена старого охлаждающего устройства на новое могут серьезно различаться. В первом случае необходимо заменить устройство, во втором в том числе подготовить крепления для системы кондиционирования. Для удобства разберем второй случай как более сложный.
Инструкция по самостоятельной установке кондиционера выглядит следующим образом.
- Первый шаг — установка опор компрессора, которые монтируются на двигатель автомобиля. Разные модели кондиционеров и автомобилей предусматривают различные схемы установки опор, в большинстве случаев они монтируются на крышку ремня газораспределительного механизма (ГРМ). В крышке нужно дрелью просверлить два отверстия.
- Затем с помощью просверленных отверстий нужно прикрутить кронштейн с натяжным роликом и монтировать компрессор.
- Далее нужно монтировать блок управления на переднюю панель. Если в панели предусмотрено место для размещения кондиционера, то блок управления размещается в нише. В обратном случае необходимо высверлить отверстия в передней панели и монтировать блок.
- Монтируется испаритель. Он может быть установлен в салоне автомобиля, но может располагаться и вместе со всей системой в моторном отсеке рядом с перегородкой. Далее нужно соединить корпуса печки и испарителя.
- Затем нужно монтировать ресивер-осушитель. Обычно он устанавливается возле штатного автомобильного радиатора и терморегулирующего вентиля.
- Все элементы системы кондиционирования нужно соединить электропроводкой и фреонопроводными трубками. Схему подключения проводки и трубок нужно взять из руководства по пользованию автомобилем.
После того, как система собрана, необходимо отправится в сервисный центр и заправить ее фреоном, либо закачать хладагент самостоятельно. Одновременно следует проверить систему кондиционирования на предмет утечек.
Ремонт кондиционера
Самостоятельный ремонт кондиционер также непростая задача. Чаще всего из строя выходят отдельные элементы системы: компрессор, испаритель или конденсатор. Также могут рваться трубки, что приводит к утечке хладагента.
Ремонт кондиционера обычно состоит из удаления хладагента из системы кондиционирования и осмотре вышедшей из строя детали. Если простой чисткой проблема не решается, то необходима замена сломанной детали.
Незначительные утечки фреона, вызванные трещинами на трубках, можно устранить, наложив «заплатки» в виде обработки трещин специальным средством.
Другие работы
Другие работы, связанные с автомобильным кондиционером, это чистка охлаждающей системы, промывка, полная заправка и подкачка хладагентом.
Чистка
Чистка и дезинфекция кондиционера — необходимая процедура, так как со временем в системе накапливаются бактерии и плесень и появляются неприятные запахи при включении.
Очистить кондиционер можно двумя способам: механическим и химическим. Химический способ предусматривает обработку системы специальными аэрозолями, механический — ручную чистку, если химическая обработка не принесла результатов.
Химический способ очистки выглядит так.
- В автомагазине необходимо приобрести специальное антибактериальное средство.
- Автомобиль заводится, включается кондиционер и закрываются все окна и двери.
- Запускается рециркуляция воздуха на полную мощность.
- Баллончик ставится в салоне возле патрубков воздуховода и включается распыление.
- Ожидается время, указанное в руководстве по пользованию аэрозолем.
Механическая чистка предусматривает откачку хладагента и замену патрубков системы.
- Для этого нужно демонтировать переднюю панель для получения доступа к испарителю, а также снятие печки.
- Затем откачивается хладагент.
- Отсоединяются датчики и патрубки, идущие к радиатору, после чего он извлекается.
- Радиатор замачивается в мыльном растворе.
- Затем радиатор отмывается от грязи вручную.
- Система собирается в обратном порядке.
Промывка
Промывка кондиционера — обработка системы пенным составом, которая также направлена на удаления плесени и бактерий из воздуховодов. Пену также можно приобрести в магазине автохимии.
Пена заводится через салонный фильтр при использовании удлинителя для флакона. Пеной заполняются все воздуховоды, также средство заводится через дренажное отверстие. Через определенное время, указанное в инструкции, необходимо завести движок и включить кондиционер на 5-10 минут, за которые система промоет воздуховоды.
Заправка
Утечка фреона — самая распространенная проблема с автомобильным кондиционером. Со временем концентрация хладагента падает из-за незначительных утечек в системе кондиционирования. Для закачки фреона нужно использовать хладагент той же марки, что уже заправлен в систему. На подавляющем числе современных моделей автомобилей используется фреон марки R134a (тетрафторэтан).
Перед полной заправкой кондиционера необходимо очистить и промыть систему, а также определится с количеством требуемого хладагента, которые зависят от системы кондиционирования — двухзонные кондиционеры требуют большее количество фреона. Нормативы можно узнать из руководства по пользованию автомобилем, также они указываются на табличке в моторном отсеке автомобиля.
Если в системе менее 50 % фреона, то перед заправкой нужно произвести вакуумирование, то есть удаление воздуха и влаги. Для этого нужно присоединить вакуумный насос к штуцеру компрессора и повернуть кран компрессора против часовой стрелки. Для полного удаления воздуха нужно повторить процедуру 2-3 раза по 15 минут.
Для заправки фреоном понадобятся:
- баллон или баллоны с хладагентом;
- манометр;
- переходник с краном;
- шланги.
Следует собрать систему, проткнув крышку баллончика и присоединив шланги и манометр.
Заправка производится со стороны низкого давления.
- Нужно надеть шланг манометра на штуцер низкого давления.
- Завести двигатель и довести обороты мотора до 1500 Об/мин.
- Включить рециркуляцию воздуха.
- Открыть вентиль низкого давления, перевернуть баллон крышкой вниз и осторожно отвернуть кран.
- Дождаться, пока в салон автомобиля не пойдет воздух температурой 6-8 °C.
Процесс подкачки выглядит следующим образом.
- Необходимо завести двигатель, поставить автомобиль на нейтральную передачу и стояночный тормоз.
- Включить рециркуляцию воздуха в салоне.
- Прижать баллон с хладагентом к шариковому клапану.
- Постепенно откручивать вентиль баллона до полного открытия.
- После нужно сесть за руль автомобиль и прибавить газу. Со временем в салоне автомобиля должен пойти холодный воздух.
Автомобильный кондиционер требует периодического обслуживания, то есть очистки и промывки системы. Обслуживать кондиционер самостоятельно несложно — достаточно время от времени проводить чистку и промывку системы. А вот самостоятельная установка или замена деталей доступна лишь опытным автовладельцам.
Сколько стоит заправить кондиционер в автомобиле?
Заправка кондиционера авто
С началом летнего сезона клиенты все чаще обращаются с просьбой: «заправьте кондиционер». На вопрос «Зачем?» они обычно отвечают: «Закончился фреон, машине уже пятый год», «Кондиционер стал плохо дуть», «Я заправляю каждый год» и т.д.
Действительно, заправка требуется в том случае, когда фреон «ушел» из системы. Но, как говорилось ранее, система кондиционера замкнутая и герметичная, поэтому фреон не является расходным материалом. Он всего лишь охлаждает испаритель, двигаясь внутри. Значит, заправка в данном случае не устраняет саму проблему – утечку. Разовые меры работают временно.
Утечка фреона автомобильного кондиционера
Утечки кондионера бывают разные. Например, на каком-нибудь большом внедорожнике, приехавшем весной с твердой уверенностью заправиться, при подключении заправочной станции к нему из-под колеса в заднем контуре кондиционера прогнившая трубка или шланг с предательским шипением выбрасывает клубы фреона в воздух, попутно обливая все вокруг компрессорным маслом. Разумеется, заправка при такой «дыре» просто не возможна.
Часто бывает, что лопается шланг высокого давления. Система теряет свою герметичность и заправить ее, опять же, невозможно. Утечки могут быть разного масштаба, иногда фреона может хватить на 3 месяца или даже полгода.
Как определить, что фреон в кондиционере заканчивается?
- кондиционер плохо холодит воздух
- не охлаждает вовсе
- на трубках с хладагентом появилось масло
- или иней во внутреннем блоке.
«Если кондиционер перестает холодить, то это, скорее всего, говорит о том, что в системе есть утечка. Как правило, это сразу видно. Если заправил кондиционер, машина буквально минут десять постояла, а после включения кондиционер так и не стал дуть холодным воздухом, то в таком случае возможна утечка фреона, поэтому вся система проверяется на предмет герметичности. Если же кондиционер дует холодным воздухом, но недостаточно сильно, то в таком случае засорен фильтр салона», – говорит Стебаков.
Если утечки происходят регулярно и в значительных количествах, то дозаправлять кондиционер не имеет смысла. В таком случае необходимо устранить все проблемы в центре сервисного обслуживания.
Процедура заправки кондиционера автомобиля
Для заправки автомобильных кондиционеров используется автоматическое устройство. С помощью такого оборудования можно максимально исключить возможность человеческой ошибки при проведении процедуры. А наличие встроенного каталога автомобилей, позволяет проводить заправку кондиционера практически любого транспортного средства.
Принцип работы данного оборудования можно представить вот так:
- Она подключается с помощью шлангов к специальным разъемам системы охлаждения авто.
- Вакуумный мотор производит откачку фреона в специальную ёмкость внутри корпуса, попутно очищая его с помощью фильтров.
- Затем мотор осуществляет вакуумирование системы кондиционирования авто.
- После чего, если нет утечек, она заполняется прошедшим очистку хладагентом.
- При этом при необходимости докачивается новый фреон до требуемого количества. Если требуется, то добавляется компрессорное масло.
Весь цикл работ можно проводить как полностью автоматически, так и в ручном режиме.
Цена на заправку кондиционера и сопутствующие услуги
- Базовая проверка автокондиционера на герметичность – 500 рублей
- Заправка кондиционера: 1000 – 3000 рублей
- Диагностика кондиционера: 899 – 1500 рублей
- Промывка радиатора охладителя и устранение неприятного запаха: 1299 – 2000 рублей
- Замена осушителя кондиционера – от 1500
- Замена трубки кондиционера – от 900
- Снятие/установка компрессора кондиционера – от 2250
- Замена испарителя кондиционера – от 4500
- Замена радиатора (конденсатора) – от 2250
- Ремонт компресора – от 1700
На услугу заправки кондиционера авто цена формируется с учетом нескольких параметров, в перечень которых входит объем хладагента, циркулирующего в системе, а также необходимость дополнительного обслуживания (Промывка радиатора охладителя и устранение неприятного запаха). Комплекс работ включает в себя диагностику кондиционера на автоматической станции на предмет крупных утечек с помощью ваккумирования системы, откачивание старого фреона и масла и далее заправку новым фреоном и маслом.
Уход в разное время года
Автомобильный кондиционер, как и любое другое устройство, требует специализированного ухода. Летом, когда кондиционер часто эксплуатируется, достаточно следить за уровнем хладагента и состоянием фреоновых магистралей. А вот в зимой требуется проведение профилактических мероприятий.
В холодное время года, когда автокондиционер не планируется включать, система кондиционирования нуждается в особом уходе.
Советы специалистов:
- Своевременно чистите радиатор от загрязнений, пыли и грибковых образований.
- Постоянно контролируйте уровень масла.
- Следите за состоянием соединительных трубок и резиновых прокладок, так как резкие перепады температурных режимов негативно воздействуют на их стенки.
Чаще всего в системе выходит со строя компрессор, а именно конденсатор, так как он установлен непосредственно рядом с радиатором двигателя. Конденсатор постоянно подвергается воздействию попадающей с дороги грязи и пыли, что приводит к засорению и появлению микротрещин, что в свою очередь способствует утечке хладагента. Поэтому необходимо следить за чистотой подкапотного пространства, чтобы продлить срок службы автокондиционера.
Для этого придерживайтесь простых правил:
- Следите за давлением в охладительной системе.
- Своевременно проверяйте фильтры и при необходимости меняйте их.
- Зимой, хотя бы раз в месяц, включайте автокондиционер, чтобы избежать застойных явлений. При этом включение должно происходить либо в отапливаемом боксе, либо когда температура на улице выше 0°C.
- Один раз в полгода очищайте испаритель.
Самостоятельная заправка автокондиционера – стоит ли?
Многие автовладельцы, стремясь сэкономить, выбирают вариант заправки кондиционера авто своими руками. Однако специалисты сервисного центра Колеса Даром не советуют производить самостоятельный ремонт автокондиционеров, а также их заправку.
Далеко не каждый автолюбитель знает, что существуют определенные нормы заправки автокондиционеров для разных марок авто. Например, минимальный рабочий уровень фреона для Лады Приоры не должен быть меньше 330 г., а в случае с автомобилем Hyundai Solaris этот показатель не должен опускаться ниже отметки 425 г. Кроме того, в сервисных центрах используют специальное оборудование, без которого невозможно добиться нужного результата. Да и в любом случае мастер с опытом проделает работу намного быстрее и аккуратнее.