Меню

Компоновочной схеме легкового автомобиля классической компоновки

Классическая компоновка

Компоно́вка легково́го автомоби́ля — общая схема расположения главных агрегатов.

Содержание

Число и расположение колёс

Подавляющее большинство легковых автомобилей имеют 4 одинаковых колеса, расположенных по углам прямоугольника. Некоторые имели и бо́льшее число колёс — 6 или 8. Существовали также экспериментальные модели с ромбовидным расположением колёс — 1 спереди по центру, 1 сзади по центру, 2 по бокам в средней части автомобиля. Все эти экзотические варианты оказались малопригодными для массовых легковушек.

Далее речь будет идти только об обычном расположении колёс (4 по углам прямоугольника).

Расположение управляемых колёс

Управляемые колёса делают либо передние, либо все. Автомобиль с одними задними управляемым колёсами был бы чрезвычайно склонен к заносу, поэтому такую схему используют только на тихоходных машинах (например, автопогрузчиках).

При всех управляемых колёсах используют специальные алгоритмы. Казалось бы, логично было бы поворачивать задние колёса на тот же угол, что и передние, но в противоположную сторону. Однако такой автомобиль опять-таки был бы очень склонен к заносу, поэтому эта система применима только на тихоходных машинах (например, на вездеходах, где движение задних колёс по той же колее, что и передние, значительно уменьшает сопротивление на мягком грунте). На обычных автомобилях задние управляемые колёса на большой скорости поворачиваются в ту же сторону, что и передние (но на меньший угол) — это улучшает противозаносные свойства автомобиля, а на малой скорости они поворачиваются в противоположную сторону, чтобы улучшить маневренность.

Иногда задние управляемые колёса поворачиваются в ту же сторону, что и передние, при малом угле поворота передних колёс, и в противоположную сторону при большом угле поворота передних колёс — при этом исходят из того, что водитель поворачивает руль на большой угол только при малой скорости автомобиля.

Компоновки легковых автомобилей

Компоновки легковых автомобилей:
а — классическая;
б — переднеприводная;
в — заднемоторная;
г — полноприводная с двигателем на базе классической;
д — среднемоторная

классическая (а) — двигатель продольно расположен спереди, ведущие колеса задние, трансмиссия занимает пространство под полом кузова между двигателем и задней осью (компоновка позволяет использовать в качестве несущей системы раму);
переднеприводная (б) — двигатель размещен спереди продольно или поперечно, ведущие колеса передние, трансмиссия объединена с двигателем;
заднемоторная (в) — двигатель расположен сзади, ведущие колеса задние, трансмиссия объединена с двигателем;
среднемоторная (д) — двигатель расположен между передней и задней осями, ведущие колеса задние, трансмиссия объединена с двигателем.
Преимущества и недостатки различных компоновок приведены в таблице
Каждая из представленных компоновок может иметь полноприводной вариант, при котором ведущими являются все колеса. Это делается с целью повышения проходимости, а также и управляемости автомобиля, но связано с усложнением конструкции трансмиссии.

Преимущества и недостатки различных компоновок легковых автомобилей

Переднеприводная Классическая Среднемоторная Заднемоторная
Тяговые свойства — порожний автомобиль + + +
Тяговые свойства — груженый автомобиль + + +
Развесовка (распределение веса автомобиля по осям) +
Объем салона + +
Объем багажника + +
Возможность модификации задней части кузова + +
Габаритная длина +
Свойства кузова при столкновениях + +
Тепловая нагруженность салона +
Возможность создания полноприводной модификации + + +
Шум в салоне + +
Масса + + +
Длина приводов управления силовым агрегатом + +
Читайте также:  Устройство трехфазного асинхронного двигателя реферат

«+» — позитивное влияние; «–» — негативное влияние; «•» — ухудшает параметр незначительно

Строение автомобиля

Схемы автомобилей

Компоновочная схема автомобиля определяет и предусматривает расположение силового агрегата, число ведущих мостов и их расположение, тип кузова, число дверей, расположение багажника.

Существует несколько характерных компоновочных схем автомобиля среди которых:

1. Классическая схема (заднеприводная) — силовой агрегат автомобиля выполнен в продольном расположении, установлен задний ведущий мост, а привод осуществляется по средствам передачи крутящего момента карданными валами на главную передачу с дифференциалом, багажник установлен в задней части кузова. Характерными представителями классической компоновки являются все легковые автомобили отечественного производства: ГАЗ серии «Волга», ОАО «АвтоВАЗ» первого поколения, ОАО «АЗЛК» модели Москвич-2140.
2. Переднеприводная компоновочная схема — силовой агрегат устанавливается в переднем продольном или поперечном расположении, ведущий мост передний, привод осуществляется валами от главной передачи с дифференциалами, багажник в задней части кузова.
Характерными представителями передней приводной схемы компоновки являются легковые автомобили: ОАО «АвтоВАЗ» серий «Спутник», «Самара», «Ока», ОАО «АЗЛК» модель АЗЛК-2141, ОАО «ЗАЗ» модель Таврия.
3. Заднемоторная компоновочная схема — силовой агрегат заднего продольного или по¬перечного расположения, ведущий мост задний, привод осуществляется валами от главной передачи с дифференциалом, багажник в передней части кузова.
Характерными представителями заднемоторной схемы компоновки являются легковые автомобили: ОАО «ЗАЗ» серии «Запорожец».

Тип кузова легкового автомобиля определяется числом объемов функциональных отсеков и конструктивным исполнением.

По числу объемов кузова подразделяются:

— на трехобъемные (рис. 1) — моторный отсек; салон; багажник, что характерно для лимузинов, седанов, купе и кабриолетов;
— на двухобъемные (см. рис. 2,3) — моторный отсек; салон, когда объемы багажника и салона объединены, что характерно для универсалов и хэтчбеков;
— на однообъемные (см. рис. 4) — моторный отсек, салон и багажник объединены в одно целое, что характерно для минивэнов с центральным расположением силового агрегата.

По числу мест легковые автомобили подразделяются на двухместные, -спортивного типа; четырех-, пяти-, семиместные — семейные и представительские и автомобили особо малого класса с числом мест по формуле «2+2», когда два передних сиденья — полноценные, а два задних места — для детей.
Анализ развития компоновочных схем модельного ряда легковых автомобилей 2000 года, включающего в себя 1387 моделей, показал, что лидирующее положение занимает переднеприводная компоновка (59,7%) и классическая компоновка (32,6%). Перспективным направлением можно считать распространение полноприводных легковых автомобилей. Заднемоторная компоновка практически не имеет перспектив дальнейшего развития.
Однажды было время, когда в процессе перехода с заднеприводных автомобилей на переднеприводные водители не могли привыкнуть к вождению автомобиля, что приводило к увеличению количества аварийных ситуаций на дорогах. В связи с этим руководство ГАИ приняло меры о оповещении водителей транспортных средств о правилах управления автомобилей с заднем и передним приводом.

Специально для пользователей сайта мы собрали информацию, которую полезно читать устройство автомобиля.

Компоновка легковых автомобилей

Доброго времени суток, дорогой читатель!

Целью данного Дзен-канала является повышение уровня автомобильной культуры. Мы работаем специально для вас, переходя от простых и общих тем к более детальному обзору конкретных механизмов.

Читайте также:  Экзаменационные билеты по устройству самоходных машин

Сегодня с вами мы рассмотрим виды компоновок легкового автомобиля, преимущества и недостатки каждого из них.

Компоновка — это взаимное расположение агрегатов автомобиля.

Начнем с так называемой «классической» компоновки. Визуальным примером нам послужит ГАЗ-24.

Конечно, это не единственный автомобиль такой компоновки — ВАЗ 2101 -07, ИЖ «Ода», все серийные «Москвичи» до модели 2141 являются автомобилями классической компоновки. Это роднит их с новыми BMW и Mercedes, которые одни из немногих, кто до сих пор верен такому решению.

Возвращаясь к сути, классическая компоновка — мотор спереди, ведущие колеса (те, к которым от двигателя приходит крутящий момент) задние.

+простая конструкция передней подвески

+возможность установки более габаритного двигателя

+эффективное охлаждение ДВС и системы отопления салона

+простота привода переключения передач в КПП

+при загрузке автомобиля вес приходится на ведущие колеса, улучшая сцепление с дорогой

-утяжеление кузова из-за наличия тоннеля карданного вала

-исходя из пункта выше — в салоне этот тоннель съедает полезное пространство

— склонность к заносу, который при отсутствии опыта вождения легко становится неуправляемым

-из-за расположения трансмиссии под полов в салоне становится шумнее

Данная компоновка на данный момент наиболее распространена на автомобилях. Для производителей она дешевле (в большинстве своем нет карданных валов, главная передача и дифференциал стоят не отдельно в мосту, как на классической компоновке, а в кпп), для потребителей — проще в обслуживании, безопаснее и более акустически комфортна. По сути, переднеприводная компоновка — двигатель и ведущие колеса спереди автомобиля.

+автомобиль менее склонен к заносу (однако склонен к недостаточной поворачиваемости)

+тише в салоне из-за отсутствия под ним элементов трансмиссии

+эффективное охлаждение ДВС и системы отопления салона

-загруженный автомобиль несколько теряет сцепление с дорогой ввиду разгрузки ведущих колёс

-может иметь больший салон, чем аналогичный кузов автомобиля, рассчитанный под классическую компоновку

Тут, конечно, хорошим примером будет герой многих анекдотов — «горабтый» 965ый ЗаЗ.

Конечно, из известных можно было бы добавить и большую часть автомобилей Porsche, однако уж если по распространенным компоновкам стали приводить в пример отечественные авто, то тогда уж и продолжим.

Ну и как следует из названия, заднемоторная компоновка — это расположение двигателя и ведущих колес в задней части автомобиля

+отличные тяговые свойства вне зависимости от загруженности

+меньшая масса авто

+не самый шумный салон

-проблемно сделать хорошее охлаждение

-маленькое багажное отделение

-увеличение длинны приводов управления трансмиссией и системами двигателя

-невозможно сделать много видов кузовов

Среднемоторная (центральномоторная) компоновка

Одна из наиболее сбалансированных по развесовке компоновка. Именно она используется в спорт-карах, как в гражданских, так и в Формуле 1.

Среднемоторная компоновка — двигатель находится внутри колесной базы (колесная база — расстояние между центрами передней и задней оси колёс).

Данная компоновка крайне не удобна для большинства автомобилей, используемых каждый день — в них достаточно шумно в салоне, мало посадочных мест, и не очень удобное обслуживание

Читайте также:  Как слить антифриз с блока двигателя митсубиси каризма

+ и — аналогичны заднемоторному варианту, кроме шума в салоне — среднемоторная несколько громче.

Итак, сегодня мы узнали основные типы компоновки легковых автомобилей, разобрали их типичные положительные и отрицательные стороны. В дальнейшем мы разберём, какие типы кузовов бывают, и многие другие вещи, не пропусти, дорогой читатель!

Компоновочной схеме легкового автомобиля классической компоновки

Компоновка — это взаимное расположение основных агрегатов и компонентов автомобиля. Понятие компоновки включает число колёс, расположение управляемых колёс, расположение ведущих колёс и расположение двигателя. Абсолютное большинство легковых автомобилей имеют четыре колеса, из которых два передних — управляемые, поэтому под компоновкой обычно подразумевается расположение двигателя (спереди, сзади или по центру) и тип привода (задний, передний или полный). Соответственно выделяют восемь вариантов компоновки:

Расположение
двигателя
Привод
Задний Передний Полный
Спереди
Двигатель спереди, задние колёса ведущие. Такая компоновка получила название классической, так как была распространена на большинстве серийных автомобилей до конца 70-х гг. Долгое время считалась самой оптимальной и простой для автомобиля, так как не требовала сложного механизма переднего привода, обеспечивала равномерное распределение веса, давала возможность установки любого двигателя независимо от длины и была достаточно надёжной. Со временем конструкторы осознали недостатки классической компоновки, связанные с большой массой, трансмиссионными потерями мощности, склонностью к заносу и пробуксовке и нерациональным использованием внутреннего пространства (наличие трансмиссионного тоннеля). В наше время заднеприводную компоновку имеют только спорткары и модели представительского класса. Это объясняется её высокой стоимостью и преимуществами при разгоне и управляемом заносе.

При классической компоновке двигатель всегда расположен продольно, но может находится как над передней осью, так и перед ней или за ней. Что касается трансмиссии, то здесь существует два варианта: либо коробка передач и сцепление находятся в одном блоке с двигателем и связаны с задним мостом карданным валом, либо они сблокированы с главной передачей и соединены карданным валом с двигателем. В первом случае обычно применяется жёсткий задний мост, во втором требуется независимая задняя подвеска.


Двигатель спереди, передние колёса ведущие. Первые серийные автомобили с передним приводом появились в конце 20-х гг., но на тот момент эта технология была ещё недостаточно развитой и дорогой в производстве. В США вплоть до конца 70-х гг. встречались только переднеприводные модели высшего класса, а в Европе, наоборот, такая компоновка была распространённой на малолитражках. К началу 70-х гг., когда появились достаточно надёжные шарниры равных угловых скоростей, переднеприводные автомобили стали набирать популярность, и сегодня они намного превосходят по продажам заднеприводные.

В переднеприводных автомобилях двигатель объединён в один блок с коробкой передач и передним мостом. Он может располагаться перед, за или над передней осью, продольно или поперечно. Продольная установка двигателя сегодня практически не встречается, так как поперечная даёт больше преимуществ: значительное сокращение длины, простую конструкцию трансмиссии и дешевизну в производстве. В целом переднеприводные автомобили отличаются хорошей управляемостью, большим пространством салона и ровным полом. Недостатки компоновки — недостаточная поворачиваемость, перегрузка передней оси, ограниченная мощность двигателя и низкая проходимость.

Авто © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector