Колесо автомобиля урал устройство
УСТРОЙСТВО КОЛЕСНОГО ДВИЖИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ КамАЗ-5320 и Урал-4320
Колесный движитель автомобиля КамАЗ-5320 общетранспортного назначения включает: ведомые колеса переднего моста и ведущие колеса среднего и заднего мостов (колесная формула 6×4). На передней оси устанавливают одинарные, на средней и задней осях — сдвоенные колеса.
Колеса съемные, бездисковые, со спицевыми ступицами, раз-борные, устанавливаются на конические поверхности пяти спиц (см. рис. 5.9) и крепятся с помощью гаек 10 и прижимов 11. Между ободами сдвоенных колес средней и задней осей устанавливаются распорные кольца. Каждое колесо состоит из обода и шины. Обод 1 (рис. 5.2) колеса имеет коническую поверхность, обеспечивающую плотную посадку шины, и снабжен замочным 2 и бортовым 3 кольцами.
На автомобиле КамАЗ-5320 установлены пневматические, камерные шины типа 260*508 Р с универсальным рисунком протектора. Радиальное (Р) расположение нитей каркаса шины повышает их эластичность, уменьшает нагрев и потери при качении колеса.. Ширина профиля шины при номинальном давлении воздуха в ней 260 мм, внутренний диаметр шины 508 мм. Номинальное давление воздуха в шинах передних колес 730 кПа (7,3 кгс/см2) средних и задних осей 500 кПа (5.0 кгс/сма3. Максимальная статическая нагрузка на шину не должна превышать 22 500 Н (2250 кгс). Для уменьшения износа шин, улучшения управляемости и снижения динамических нагрузок колеса балансируются с помощью грузов, устанавливаемых на бортовых кольцах обода. Дисбаланс не должен превышать 30 Н * см (3 кгс »см).
Запасное колесо устанавливается на кронштейне держателя, закрепленном на правом лонжероне рамы. Установка запасного колеса на держатель обеспечивается с помощью ручной лебедки, имеющейся на автомобиле.
Колесный движитель автомобиля Урал-4320 повышенной проходимости, со веши ведущими колесами (колесная формула 6×6). Все колеса одинарные, что уменьшает сопротивление движению машины.
Ступицы колес установлены на цапфах на двух конических роликовых подшипниках (см. рис. 6.10). В цапфах выполнены каналы и уплотнительное устройство для подвода воздуха к вращающимся колесам. Колеса крепятся к ступицам с помощью гаек.
На автомобиле Урал-4320 применяются камерные шины с регулируемым давлением воздуха размером 370—508 (рис. 5.3). Номинальное давление воздуха в шинах 250—320 кПа (2,5—3,2 кгс/см2) В зависимости от условий движения допускается кратковременное снижение давления воздуха в шинах с помощью системы регулирования давления вплоть до 50 кПа (0,5 кгс/см2). Скорость движения при этом должна быть снижена. Правила использования системы регулирования давления воздуха в шинах изложены в главе «Дополнительное оборудование».
Покрышка 3 шины имеет протектор повышенной проходимости. В комплект шины помимо камеры 8 и ободной ленты 7 входит также колесный кран, крепящийся к ободу 5.
Конические поверхности обода и бортовых колец обеспечивают посадку шины с натягом, что обеспечивает ее работу и при пониженных давлениях в ней воздуха.
Держатель запасного колеса закреплен на правом лонжере рамы за кабиной. Подъем и плавное опускание запасного колеса обеспечивается гидроподъемником, включенным в систему гидравлического усилителя рулевого управления. Правила пользований гидроподъемником изложены в главе «Рулевое управление».
Колесо автомобиля урал устройство
На всех автомобилях Уральского автозавода применяется односкатная ошиновка, которая обеспечивает достаточно высокую проходимость не только на полноприводных моделях.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Рис. 1. Колеса:
а — 254Г—508 с шиной 370—508 (14,00—20); б — 330—533 с шиной 1100X400—533; 1— обод с диском; 2 — кронштейн крепления колесного крана; 3 — бортовое кольцо; камера; 5 —покрышка; 6— ободная лента; 7 — уплотнитель вентильного паза; 8 — замочное кольцо; 9 — посадочное кольцо
Рис. 2. Приемы демонтажа колеса 254Г—508:
а — снятие борта шины с посадочной полки; б — демонтаж наружного борта шины с обода; 1 — длинная монтажная лопатка; 2 — короткая монтажная лопатка
Последовательно продвигаясь по окружности обода, вставляя плоские концы обеих лопаток в образуемый зазор и осаживая бортовое кольцо совместно с бортом шин вниз, снять борт с посадочной полки обода.
Демонтировать замочное и бортовое кольца.
Демонтировать борт шины, для чего:
— встать на участок борта шины, противоположный вентильному пазу, и осадить борт в монтажный ручей обода;
— в зоне вентильного паза завести плоские концы обеих лопаток на расстояние 150—200 мм друг от друга между посадочными поверхностями шины и обода так, чтобы они надежно зацепились за внутреннюю часть борта шины;
— прикладывая усилия к монтажным лопаткам, отжать борт вверх, перетянув борт через кромку обода;
— удерживая демонтированную часть одной лопаткой, освободить другую и завести ее плоский конец между посадочными поверхностями обода и шины на расстояние 70—100 мм от места перехода борта шины через кромку обода. Повторяя операцию, полностью демонтировать борт шины.
Поставить колесо в вертикальное положение, расположив вентиль внизу, утопить вентиль с уплотнителем внутрь шины, выдвинуть обод из шины так, чтобы ее борт внизу вошел в монтажный ручей.
Потянуть верхнюю часть обода на себя, извлечь колесо из шины. При необходимости монтажной лопаткой отделить ободную ленту от обода.
Монтаж колеса. Перед монтажем колеса тщательно проверить техническое состояние шины, камеры, обода, замочного и бортовых колец. Не допускаются трещины, забоины на бортовом и замочном кольцах и скручивание замочного кольца, превышающее 15 мм.
Проверить посадку замочного кольца в замочной части обода, для чего установить кольцо в замочную канавку обода и убедиться, что отставание концов кольца от обода не превышает 1,5 мм на длине 50 мм. Местные зазоры между замочным кольцом и ободом не должны превышать 1,5 мм. Если зазоры больше, то кольцо непригодно для сборки и должно быть отрихтовано или заменено.
Для облегчения монтажа и полной посадки шины на посадочные поверхности обода борта шины смазать мыльным раствором. Не рекомендуется в качестве смазки использовать минеральные масла (солидол, автол и т. д.).
При установке колес на автомобиль стрелки на шинах должны совпадать с направлением вращения колес на правой и левой сторонах автомобиля. Расположение стрелки и направление вентиля для колес-правой и левой сторон автомобиля различно, о чем следует помнить при сборке.
На передний неведущий мост шины устанавливать так, чтобы направление их вращения было противоположно указанному стрелкой.
Монтаж выполнять на чистой горизонтальной площадке в следующей последовательности.
На обод, установленный замочной частью вверх, надеть одно бортовое кольцо закраиной вниз. Вложить камеру в покрышку, предварительно пересыпав тальком, вставить ободную ленту. Надеть уплотнитель на вентиль камеры. Слегка подкачать камеру воздухом.
Шину приставить к ободу так, чтобы вентиль камеры находился в нижнем положении напротив вентильного паза обода. Наклонить шину и положить на обод с перекосом так, чтобы между вентилем камеры и ободом был зазор. Проверить, чтобы вентиль с уплотнителем точно располагался против вентильного паза. Заправить вентиль в паз обода. Установить уплотнитель в вентильный паз обода, для чего утопить нижний конец уплотнителя и потянуть за вентиль. Приподнять шину и подвинуть ее на обод так, чтобы нижний борт шины попал в монтажный ручей, и опустить шину. Под собственным весом она наденется на обод.
Монтаж верхнего борта шины на обод следует начинать со стороны, диаметрально противоположной вентильному пазу. Плоский конец длинной монтажной лопатки вставить в замочную канавку обода, а короткую лопатку положить на борт шины перпендикулярно первой лопатке. Прилагая усилие к первой лопатке, осадить борт шины вниз за посадочную полку обода. Повторять эту операцию, передвигаясь по периметру колеса. Участок борта шины в зоне кронштейна-ограничителя не осаживать ниже посадочной полки, иначе сдвинется уплотнитель вентильного паза и дальнейший монтаж будет невозможен. Этот участок борта осадить немного ниже кромки обода так, чтобы входило замочное кольцо. Поднять и установить колесо вертикально, вентилем вниз. При необходимости вытянуть вентиль с уплотнителем до нормальной его установки в вентильном пазу.
Надеть бортовое и замочное кольца, расположив их, как показано на рис. 126. Присоединить вентиль к колесному крану, закрепить кран на кронштейне в наиболее удаленном от центра колеса положении, подкачать шину до давления 0,8—1,0кгс/см2 и проверить правильность положения замочного и наружного бортового колец. Отцентрировать бортовое кольцо относительно замочного. Накачать шину в горизонтальном положении до 4,5 кгс/см2, после чего снизить давление до эксплуатационной нормы.
Проверить правильность положения бортового и замочного колец. Замочное кольцо должно находиться в канавке по всей окружности, а бортовое должно быть плотно прижато к замочному.
При накачивании шины в гараже собранное колесо должно быть помещено в защитное приспособление, а вне гаража при этой операции бортовое и замочное кольца должны быть направлены в сторону от водителя и находящихся вблизи людей. В отличие от колес с коническими полками посадка бортов шины на тороидальные полки обода колеса 254Г—508 под действием нарастающего внутреннего давления воздуха в шине происходит зачастую не постепенно, а мгновенно, с характерным щелчком.
Поставить колесо на ступицу и затянуть гайки крепления колеса, момент затяжки 25—30 кгс-м.
Подсоединить шланг подвода воздуха и установить защитный кожух колесного крана.
Демонтаж и монтаж колеса 330—533 с шиной 1100X400—533
Демонтаж колеса. Перед демонтажом полностью выпустить воздух из шин.
Затем со стороны замочной части:
— осадить бортовое кольцо вниз по всей окружности, упираясь изогнутым крюкообразным концом монтажной лопатки в бурт посадочного кольца и действуя лопаткой, как рычагом;
— отжать бортовое кольцо вниз до снятия борта шины с посадочной полки обода, для чего в образовавшийся зазор вставить плоским концом прямую лопатку, освободив первую лопатку, последовательно продвигаясь по окружности, снять борт с посадочного кольца;
— отжать вниз посадочное кольцо, вставив изогнутый крюкообразный конец монтажной лопатки между замочным и посадочным кольцами, и снять замочное кольцо;
— извлечь посадочное кольцо, упираясь концом монтажной лопатки в бурт посадочного кольца и действуя лопаткой, как рычагом;
— снять бортовое кольцо, перевернуть колесо, отжать второе бортовое кольцо вниз до снятия шины с посадочной полки обода, упираясь концом монтажной лопатки в бурт обода;
— поставить наклонно колесо к стенке, вставить конец монтажной лопатки между бортовым кольцом и буртом обода, отжать монтажную лопатку от себя и частично выдвинуть обод из шины по всей окружности;
— извлечь колесо из шины. При необходимости отделить ободную ленту от обода монтажной лопаткой.
Рис. 3. Осаживание борта шины колеса 254Г—508
Рис. 4. Правильное положение замочного и наружного бортового колец колеса 254Г—508:
1 — кронштейн
Рис. 5. Демонтаж колеса 330—533
Монтаж колеса. Перед монтажом шины на обод удалить с деталей колеса грязь, ржавчину и остатки резины, устранить задиры металла, заусенцы, вмятины и при возможности окрасить зачищенные поверхности нитроэмалью. При необходимости выправить скручивание замочного кольца. Зазоры между концами кольца и поверхностью обода должны быть не более 1,2 мм. Если зазоры более 1,2 мм, то кольцо перед сборкой должно быть отрихтовано или заменено новым.
Последовательность операций при монтаже следующая:
— вложить камеру в шину и вставить ободную ленту, предварительно пересыпав камеру тальком. Слегка подкачать камеру воздухом;
— на обод, установленный замочной частью вверх, установить бортовое кольцо, надеть шину, обеспечив центральное расположение;
— вставить изогнутый конец монтажной лопатки в замочную канавку обода и осадить посадочное кольцо вниз, освобождая тем самым замочную канавку обода для посадки в нее замочного кольца;
— установить замочное кольцо. Для этого первоначально один конец замочного кольца ввести в замочную канавку обода, а затем плоский конец монтажной лопатки вставить между ободом и замочным кольцом и отжать конец кольца на себя. Разрезы посадочного и замочного колец должны быть диаметрально противоположны;
— прижать посадочное кольцо к замочному монтажной лопаткой с упором в бортовое кольцо;
— подкачать шину до давления 0,5—0,7 кгс/см2 и убедиться в правильности посадки бортов шин на посадочные поверхности и сопряжений всех деталей колеса, после чего накачать шину до нормального давления воздуха, соблюдая правила безопасности, изложенные выше.
Рис. 6. Монтаж колеса 330—533
Переставлять шины в сборе с колесами рекомендуется при повреждении шин или для обеспечения эксплуатации более надежных шин на передних колесах автомобиля, при неравномерном интенсивном износе протектора и др. При уходе за шинами руководствоваться «Правилами эксплуатации автомобильных шин».
Система регулирования давления воздуха в шинах
Система регулирования давления воздуха в шинах (рис. 114) позволяет контролировать давление и поддерживать его в пределах нормы, а также повышать проходимость автомобиля за счет снижения давления воздуха в шинах. Она дает возможность продолжения движения автомобиля при проколе камеры без замены колеса (колесные краны неповрежденных колес должны быть закрыты), если подаваемого воздуха достаточно для постоянного поддержания в шинах необходимого давления.
Подвод воздуха к шинам по однопроводной схеме. Шины всех колес с открытыми кранами соединены между собой, давление в них одинаково и регулируется одновременно.
Кран управления давлением золотникового типа, состоит из корпуса 7 (рис. 115), в котором установлены манжеты 10 и золотник 12.
При перемещении золотника вдоль оси имеющаяся на нем кольцевая проточка соединяет полость крана с атмосферой или нагнетающей магистралью. Клапан-ограничитель, служащий для отключения системы накачки шин при падении давления воздуха в пневмосистеме автомобиля ниже 600 кПа (6 кгс/см²), регулируйте болтом 14.
Рис. 114. Система регулирования давления воздуха в шинах: 1 — штуцер подводящий; 2, 15, 25 — шланги; 3, 5, 16 — тройники; 4, 6, 8, 20, 21 — трубопроводы; 7 — тройник центральный; 9 — крестовина; 10 — трубка выводная; 11 — кран управления давлением; 12 — рычаг управления краном; 13 — трубка к штуцеру манометра; 14 — баллон воздушный; 17 — штуцер; 18 — гайка; 19, 23 — угольники; 22 — блок манжет подвода воздуха; 24 — крышка ступицы; 26 — кран колесный
Блок манжет 22 подвода воздуха (см. рис. 114) состоит из четырех манжет, установленных в цапфе (кожухе) моста. Манжеты обеспечивают герметичность соединения каналов неподвижной цапфы (кожуха) и каналов вращающейся полуоси.
Пользование системой и ее техническое обслуживание
После открытия колесных кранов систему регулирования давления воздуха в шинах продуйте воздухом из шин. Для этого установите ручку крана управления в положение «ВЫПУСК», снизьте давление в шинах на 0,03-0,05 МПа (0,3-0,5 кгс/см²), после чего доведите давление в шинах до давления, соответствующего покрытию дороги. Продувку системы регулирования давления воздуха проводите также перед установкой автомобиля на стоянку и после каждого выезда из теплого гаража
Давление воздуха в шинах определяйте по манометру при нейтральном положении рычага крана управления давлением и открытых колесных кранах.
Для обеспечения раздельного регулирования давления воздуха в шинах какого-либо моста закройте колесные краны на других мостах. Если наблюдается падение давления, то закройте колесные краны и, открывая их поочередно, определите, в какой шине происходит утечка воздуха.
Рис. 115. Кран управления давлением: 1 — тарелка пружины; 2 — пружина; 3 — поршень; 4 — крышка; 5 — шайба; 6 — диафрагма; 7 — корпус; 8 — кольцо распорное; 9 — втулка; 10 — манжета; 11 — направляющая золотника; 12 — золотник; 13 — гайка; 14 — болт; а — в атмосферу; b — в шины; с — из воздушного баллона; I — накачка; II — выпуск
При необходимости снижения давления в шинах устанавливайте его согласно табл. 11 в зависимости от условий движения (см. раздел «Вождение автомобиля»).
Техническое обслуживание системы заключается в проверке ее герметичности. Места большой утечки определяйте на слух, места слабой утечки — мыльной эмульсией.
Утечки воздуха через соединения устраните подтягиванием или заменой отдельного элемента соединения.
Если кран управления давлением, колесные краны и соединения трубопроводов при проверке оказались герметичными, следовательно, утечка происходит через манжеты подвода воздуха. При большой утечке манжеты замените.
Надежность работы блока манжет подвода воздуха, прежде всего, зависит от наличия и состояния смазки на их трущихся поверхностях. При установке манжет смажьте эти поверхности и заложите смазку в полости между первой и второй, а также между третьей и четвертой манжетами. При установке полуоси поверхность рабочей шейки также тщательно смажьте, причем смазка не должна попадать в отверстие для подвода воздуха.
Монтируйте манжеты специальной оправкой (положение III на рис. 116), исключающей возможность их повреждения при их запрессовке. Демонтируйте манжеты специальным съемником (положение I и II), который имеется в комплекте инструмента.
Полуоси с крышкой ступицы устанавливайте в соответствии с указаниями, изложенными в разделе «Ведущие мосты. Регулировка подшипников ступиц колес».
При значительных повреждениях системы регулирования давления воздуха накачивайте шину с помощью шланга, имеющегося в комплекте шоферского инструмента, подсоединив его к крану отбора воздуха и поочередно к колесным кранам.
Рис. 116. Демонтаж (I, II) и установка (III) деталей блока манжет подвода воздуха: 1 — съемник; 2 — манжета; 3, 4 — обойма; 5 — цапфа поворотная; 6 — кольцо распорное; 7 — оправка