Машина не роскошь? В России сдержали удорожание бензина, но взвинтили цены на газ
С мая стоимость «газомоторки» выросла чуть ли не на четверть — эксперты задаются вопросом, почему бездействуют антимонопольщики
После вмешательства властей резкое подорожание бензина в России удалось затормозить. С мая популярные марки — 92-й и 95-й — выросли лишь на 5%, в то время как продавцы газомоторного топлива, похоже, не сдерживали аппетиты — их продукт подорожал аж на 20%. С чем это связано и когда нас ждет вторая волна топливной лихорадки — подробнее в материале «Реального времени».
Мечты сбываются у «Газпрома»
Аналитическая служба «Реального времени» продолжает замерять цены на заправках в городах ПФО. За последние три месяца статистика показала удивительные результаты. Как и обещали в правительстве, после договоренности с крупными нефтяными компаниями те притормозили резкий рост цен на бензин в ответ на обещание не повышать топливные акцизы. С мая средние цены на популярные марки в округе выросли лишь на 5% — с 38,66 до 40,66 рубля за литр 92-го и с 41,25 до 43,51 рубля за литр 95-го.
Однако с газомоторным топливом ситуация прямо противоположная. За тот же период средние цены подскочили более чем на 21%. Так обстоят дела по всем городам Поволжья. Например, в Казани стоимость газа на АЗС за три месяца выросла с 18,50 до 22,50 рубля за куб (+22%), в Набережных Челнах и Нижнекамске и того больше — с 17,75 до 22,25 руб./куб и 22,20 руб./куб соответственно (+25%), в Альметьевске — с 18,20 до 21,95 руб./куб (+21%).
У соседей цены выросли больше всего в Уфе — на 22% (18—22 руб./куб), меньше всего в Йошкар-Оле — на 16% (19—21,95 руб./куб). Газ также подорожал в Чебоксарах — на 20% (18,90—22,7), Ульяновске — на 21% (18—21,70) и Самаре — на (18—21,75). Самая дорогая заправка газом — в Чебоксарах, наиболее дешевая — в Ульяновске.
Все претензии к ФАС
— Причины повышения стоимости газа неизвестны, потому что цены на него отвязаны от цен на нефть — и в России, и в мире они развиваются своим путем. В нашей стране для нефтепродуктов существует рынок, а для газа, в общем-то, рынка нет — здесь регулируемые цены, «Газпром» не может ни поднимать, ни опускать стоимость ресурса. Вероятно, это какие-то сознательные действия, потому что они каждый месяц публикуют новые расценки. Поэтому тут все претензии к ФАС — цены они определяют, — считает аналитик нефтегазового сектора, партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
— Такого быть не должно, потому что есть же тарифная политика. Честно говоря, для меня это новость. Надо посмотреть, с чем это может быть связано. Я знаю, что есть часть газовых тарифов, связанных с ценой на нефть, — они привязаны к средней цене на период. Соответственно, это могло повлиять. Если цены на нефтепродукты продолжительное время были высокими, то после этого подтягиваются и цены на газ, но в принципе, глобально такого быть не должно, — добавил заместитель директора группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков.
По мнению и.о. начальника управления по реализации нефти и нефтепродуктов ОАО «Татнефть» Ильгиза Рахимова, резкое весеннее подорожание топлива потянуло за собой и газ: «В данном случае подорожавший бензин переключил спрос на газ. Расход у него на 100 км на 15—20% выше, чем у бензина. Но при этом цена в два раза ниже, чем у бензина. В принципе, пока автомобилистам выгоднее ездить на газе. Поэтому растет спрос, возникает небольшой дефицит газа, соответственно, растут и цены на него. Я думаю, в ближайшее время они достигнут какого-то потолка и стабилизируются».
Здесь стоит отметить, что рынок газомоторного топлива в Татарстане растет не так быстро, как планировалось. Программу развития рынка стоимостью около 75 млрд рублей уже два года подряд признают малоэффективной. Все упирается в противоречие: транспорта на газе не становится заметно больше из-за нехватки заправок, а заправки убыточны из-за отсутствия спроса. Не помогает делу и монополия «Газпрома», да и сами по себе преимущества газа преувеличены, добавляют эксперты.
Что касается бензина, закупочные цены на него стабилизировались, сообщил Ильгиз Рахимов. Фото Максима Платонова
«Если второй раз такой трюк устроят, будет еще хуже»
Что касается бензина, закупочные цены на него стабилизировались, сообщил Ильгиз Рахимов: «Плюс-минус 100—200 рублей туда-сюда играют, но в целом стабилизировались оптовые цены. Пока, конечно, маржинальность АЗС не самая лучшая, не покрывает всех издержек. Но пока каких-то предпосылок, что цены будут расти, нет».
Однако нельзя исключать, что из-за налогового маневра ситуация может измениться, считают эксперты. Правительство России намерено повысить сборы с нефтегазовых компаний, продающих топливо, что может создать условия для бесконтрольного удорожания бензина на внутреннем рынке. В течение ближайших пяти лет будет идти поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до нуля с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти. Таким образом, фискальные сборы с нефтяного сектора вырастут и бюджет получит дополнительные доходы.
— Если просто математически считать, то надо, чтобы цена поднялась где-то на 2 рубля на заправках с учетом того, что акциз вырастет. Поэтому исключать очередного повышения стоимости бензина нельзя. Все будет зависеть от того, как наши законодатели будут решать этот вопрос. Конечно, еще полгода есть, поэтому я не переживаю. Но маржинальность АЗС пока приближается к нулю, мы стараемся работать в рынке, на заправках цены не повышаем, но предпосылок к снижению точно нет, — подчеркнул Рахимов.
Михаил Крутихин прекращение резкого повышения цен на бензин считает «искусственной приостановкой». По его мнению, после проведения налогового маневра горючее может снова сильно подорожать:
Налоговый маневр больше рассчитан на крупные компании с экспортом нефти. Фото st.volga.news
— Во-первых, очень трудно станет работать тем, у кого нет экспорта и добычи, — небольшим нефтеперерабатывающим предприятиям. Себестоимость приобретаемых ими нефтепродуктов существенно повысится. Во-вторых, в новом законе о налоговом маневре говорится, что правительство сможет регулирующим порядком вводить какие-то дополнительные экспортные пошлины на нефтепродукты и нефть. То есть мы опять видим неустойчивое положение, налоговые правила по воле правительства меняются часто, по несколько раз в год. И для того чтобы быть в прибыли, реализаторам бензина и дизтоплива необходимо держать более высокие цены, чтобы не остаться в убытке.
Мелкие игроки по этой причине могут вовсе уйти с рынка. Налоговый маневр больше рассчитан на крупные компании с экспортом нефти. Что если «правительство опять обманет, как и в предыдущий раз с таким же маневром, когда обещали поднять налог на добычу полезных ископаемых и, соответственно, понизить экспортную пошлину? Но налог повысили, а пошлины не понизили. Если второй раз такой трюк устроят, будет еще хуже, компании будут вынуждены поднимать цены», — отметил Михаил Крутихин.
Впрочем, налоговый маневр не может поднять цены настолько, насколько это было весной, полагает Танурков: «Это будет растянуто лет на пять»:
— Есть обратный акциз на нефть, который будет сдерживать цены. Поэтому, думаю, сам по себе налоговый маневр сильной угрозой для подорожания топлива не является. Собственно, стоимость бензина росла из-за того, что был рост цен на нефть, а еще доллар дорожал к рублю, и все это наложилось. Поэтому я не думаю, что сдерживание цен сейчас искусственное, а нефтепродукты по старым ценам продавались только из хранилищ, цены постепенно подтягиваются к тому уровню, который должен быть равновесным. На текущий момент это все исчерпалось на подтягивании цены, и, в принципе, я думаю, сейчас равновесие восстановилось.
В дальнейшем стоимость горючего снова будет зависеть от цен на нефть и курса рубля, добавил собеседник издания.
Статьи и заметки
Почему на заправках дорожает пропан-бутан?
В 2021 году на заправках начал резко дорожать газ — пропан-бутан. Нам удалось получить комментарии от АЗС.
Цена пропан-бутана на заправках за короткое время достигла 28 рублей, сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com. Напомним, в мае 2020 года средняя цена пропан-бутана на заправках Набережных Челнов составляла 18-19 рублей.
В начале 2021 года цена пропан-бутана на АЗС «Татнефть» составляла 25 рублей. Однако, в последние недели отмечен резкий рост цен:
- 22 февраля 2021 — 25.50 рублей;
- 27 февраля 2021 — 26 рублей;
- 6 марта 2021 — 27 рублей.
Аналогичная ситуация — и на других заправках. Так, на АЗС «Ирбис» цена пропан-бутана в начале года составляла 22.99 рублей. Затем также отмечен резкий рост:
- 22 февраля 2021 — 25.99 рублей;
- 27 февраля 2021 — 26.99 рублей;
- 6 марта 2021 — 27.99 рублей.
Мы попросили обе АЗС прокомментировать ситуацию с ценами на пропан-бутан.
» Цена на топливо рассчитывается в соответствии с порядком, установленным в Обществе, на основе цен ГСМ на оптовых рынках с учётом накладных расходов, а также действующих налогов. Цены формируются в зависимости от конкурентной среды в месте нахождения АЗС «, — прокомментировали ситуацию представители АЗС «Татнефть».
» К сожалению, на рынке наблюдается резкий рост стоимости оптовых цен, из-за которого мы вынуждены повышать цены на АЗС. Наша компания не занимается добычей и переработкой нефти и не может повлиять на этот процесс. С такой ситуацией сталкиваются заправочные станции по всей стране. По мере возможности и стабилизации цен на рынке мы будем снижать розничные цены «, — рассказали нам в сети АЗС «Ирбис».
Таким образом, обе компании объясняют резкое повышение прайсов на газ ростом оптовых цен пропан-бутана. Как будет развиваться ситуация с ценами дальше — расскажем совсем скоро.
Когда подорожает газ для автомобилей
Стоимость бензина и газа растет каждую неделю, хотя власти обещали стабильность на этом рынке
Заправочная станция ООО «Газойл» тоже огорчает ценами на топливо
Фото: Дмитрий Косенко
В Новосибирске газомоторное топливо подорожало на 30%
Цены на бензин начали резко расти в конце января 2021 года. Тогда топливо подорожало на , и мы сравнили — сколько бензина можно было купить на одну и ту же сумму 5, 10 лет назад и сейчас. В последние недели цены опять пустились в рост — медленно, но верно, по 5–10 копеек чуть ли не каждый день. И вот пробиты очередные отметки — АИ-92 перевалил за 43 рубля, АИ-95 — за 46 рублей. Газомоторное топливо дорожает еще сильнее, как говорят клиенты АГЗС, на 30% с декабря. Что происходит — разбираемся вместе с Дмитрием Косенко.
Сколько сейчас стоит бензин
В нашем материале от 24 января 2021 года были зафиксированы следующие средние цены на топливо в Новосибирске после резкого повышения: АИ-92 — 42,20 рубля за литр, АИ-95 — 45,25 рубля, дизель — 50,95 рубля. Казалось бы, ну остановитесь, дайте трудящимся передохнуть. Но нет, в феврале-марте рост цен продолжился.
Расценки в сети АЗС «Газпромнефть»
Фото: Дмитрий Косенко
Что мы имеем сейчас: флагманская сеть АЗС «Газпромнефть» продает АИ-92 за 43,30 рубля, АИ-95 — за 46,25 рубля, дизель — за 51,55 рубля. Рост цены за полтора месяца — на 1,1 рубля (+2,6 %) — это что вообще такое?
Расценки в сети АЗС «Энергия»
Фото: Дмитрий Косенко
АЗС «Энергия»: АИ-92 — 43,30 рубля за литр, АИ-95 — 46,20 рубля, дизель — 51,30 рубля. Буквально за сутки здесь 95-й бензин подорожал на 25 копеек.
Расценки в сети АЗС «Лукойл»
Фото: Дмитрий Косенко
Самый писк на «как бы премиальной» АЗС «Лукойл»: АИ-92 — 43,70 рубля, АИ-95 — 46,75 рубля, дизель — аж 53,05 рубля. Это всё газпромовское топливо производства омского завода, а вот цены на продукцию с завода в Ачинске на заправках «Роснефти» чуть ниже: АИ-92 — 43,10 рубля, АИ-95 — 46,05 рубля, дизель — 51,50 рубля.
Расценки в сети АЗС «Роснефть»
Фото: Дмитрий Косенко
А ведь в январе этого года, когда цены на топливо только начали расти, правительство всех убеждало, что ничего страшного не будет, сильного подорожания, мол, не допустим. «Общая задача, и правительство за этим строго следит, — в том, чтобы цены на заправках росли не выше уровня инфляции», — говорил тогда вице-премьер Александр Новак. При годовой инфляции 5,19% (зафиксирована Росстатом в январе) скачок на 2,6% только за 1,5 месяца — это и есть то самое сдерживание цен на топливо?
Почему растут цены
Бензин — биржевой продукт, цены на него не устанавливаются какими-то поставщиками, а формируются путем открытых торгов всех участников рынка. На 11 марта стоимость бензина АИ-92 достигла за тонну на Санкт-Петербургской международной товарной-сырьевой бирже — это максимум с 2018 года. С декабря 2020 года оптовая цена 92-го выросла на 20%.
— Это беспричинное подорожание, наше государство не регулирует эти цены. Сейчас причин для подорожания бензина нет. Можно, конечно, отнести это к тому, что идет снижение добычи нефти, естественно, по всем долгосрочным договорам Россия продает нефтепродукты за границу, могут на это ссылаться. Скорее всего, это искусственно происходит, — комментирует заместитель директора сети АЗС «Хорос» Евгений Данилов.
По мнению президента ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Юлии Золотовской, проблема с ростом розничных цен на АЗС — следствие ситуации, которая сложилась на оптовом и мелкооптовом рынке ГСМ:
— В прошлом году нефтяные компании прогнозировали значительное снижение спроса, который действительно снизился весной, но к концу лета — началу осени уже полностью восстановился. А объем производства не восстановился до того уровня, который был до пандемии. Соответственно, у нас на внутреннем рынке возник определенный дефицит. В начале текущего года, например, некоторые станции прекращали отпуск АИ-95 в связи с его отсутствием. В ситуации роста спроса и отсутствия достаточного предложения оптовая цена на бензины начала значительно расти. С начала 2021 года рост оптовых цен наблюдается порядка 16–18%. За такой короткий период этот рост представляется значительным. Такое существенное увеличение закупочных цен не могло не отразиться на уровне розницы.
А что с газомоторным топливом? Почему дорожает газ?
Именно из-за дороговизны бензина многие автолюбители переходят на автомобильный газ (пропан-бутан), который раньше стоил вдвое дешевле жидкого топлива. На газомоторное топливо в России делается особая ставка, даже президент называл этот вид топлива приоритетным, государство выделяет субсидии на установку газобалонного оборудования.
И что же мы видим — газ дорожает еще стремительнее бензина. К примеру, на 7 декабря 2020 года цена газа на АГЗС «Газойл» составляла , сейчас (рост на четыре рубля, +17%). Людей беспокоит такая ситуация, они боятся потерять выгоду от газа.
Расценки в сети «Газойл»
Фото: Дмитрий Косенко
Вот только некоторые жалобы, поступившие в редакцию НГС от читателей за последнюю неделю.
— Почему с декабря выросла цена на газ пропан на 20% — с до ? Конкретно на АГЗС «Гранд», «Газойл».
— За последние два месяца цена на газ на автомобильных заправках поднялась на 30%. Какой динамики цен ожидать в дальнейшем — неизвестно, что послужило поводом столь стремительного роста цены?
— Дорожает газ постоянно с декабря. Люди все равно заправляются, а что делать.
Как и бензин, газ — чисто биржевой продукт, цена формируется ежедневно в ходе торгов. И вот эти оптовые цены непрерывно растут уже целый год.
— Такой высокой цены не было. Газ не регулируется государством, поэтому вот сколько он стоит на бирже, плюс накрутка заправки, акцизы, налоги, — говорит директор сети сервисных центров «Газойл АвтоМастер» Александр Сидякин.
— Входной ресурс, пропан-бутановая смесь, в течение года подорожал в 2,5 раза. Мы сейчас, как розничный игрок, еще сдерживаем рост цен. Хотя, конечно, для клиента это не видно, он это не чувствует. Если в линейной зависимости, то газ сейчас должен был стоить . Причина, по которой растет входной продукт, — дисбаланс объемов газа, реализуемых на внутренний рынок и экспорт. Производители заинтересованы в реализации на экспорт. Газ из-за отсутствия заградительных пошлин весь уходит на экспорт. Спрос на внутреннем рынке сейчас превышает предложение, соответственно, цена растет. Заградительных пошлин на газ правительство почему-то не вводит, и для нас это непонятно. С января по март 2021-го газ на бирже вырос на 74%, — объясняет коммерческий директор ООО «Газойл» Виктор Тельцов.