Коэффициент остаточных газов двигателя
Главное меню
Судовые двигатели
После окончания процесса выпуска часть продуктов сгорания, именуемая остаточными газами, остается в цилиндре и смешивается с поступающим свежим зарядом. Степень очистки цилиндра от продуктов сгорания оценивается коэффициентом остаточных газов ?r, которым называется отношение количества молей остаточных газов Мr к количеству молей свежего заряда L.
Как это было показано ранее, с увеличением ?r уменьшается коэффициент наполнения и уменьшается количество свежего заряда. Необходимо, чтобы коэффициент остаточных газов был минимальным.
Если для четырехтактных двигателей без наддува принять, что объем остаточных газов при температуре Тr и давлении рr равен объему камеры сжатия, то значение коэффициента остаточных газов определится
При работе с наддувом р = рк и Т = Тк, если не учитывать продувку камеры сгорания, коэффициент остаточных газов четырехтактного двигателя будет равен
Из полученного выражения (18) следует, что чем больше ?, тем меньше будет ?r; объясняется это тем, что при увеличении е уменьшается объем камеры сжатия, а следовательно, и уменьшается количество остаточных газов. С повышением давления остаточных газов рr и понижением их температуры Tr ?r увеличивается, так как плотность остаточных газов при этом повысится, а следовательно, возрастает и их количество.
Величина давления рr определяется противодавлением в выпускном тракте и числом оборотов двигателя. Обычно рr колеблется от 1,02 до 1,15 ата. Наименьшие значения имеют тихоходные двигатели, а наибольшие — быстроходные. При работе с наддувом рr зависит от величины давления наддувочного воздуха.
Величина температуры остаточных газов Тr зависит от степени сжатия, от нагрузки и числа оборотов двигателя. С увеличением степени сжатия Тr уменьшается, так как при этом возрастает степень расширения. При увеличении нагрузки и числа оборотов двигателя температура Тr возрастает.
Коэффициент остаточных газов четырехтактных дизелей без наддува равен 0,06—0,04 и при наддуве 0,04—0,02; при наличии продувки камеры сгорания ?r становится равным нулю.
В карбюраторных четырехтактных двигателях ?r достигает величины 0,07—0,12. Такое большое значение ?r карбюраторных двигателей объясняется малой степенью сжатия у них.
ПАРАМЕТРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОСТАТОЧНЫЕ ГАЗЫ
1. Давление и температура окружающей среды.Двигатель будет работать без наддува (с наддувам) согласно исходных данных, поэтому давление окружающей среды выбираем ро = 0,1Мн/м2 (кг/см2), а температуру — Т0 = 288°…300° К.
При работе двигателей с наддувом воздух поступает в цилиндр не из атмосферы, а из компрессора (нагнетателя), где он предварительно сжимается. В соответствии с этим давление и температура окружающей среды при расчете рабочего процесса двигателя с наддувом принимается равной давлению рк и температуре Тк воздуха на выходе из компрессора. В зависимости от степени наддува давление наддувочного воздуха принимается:
Температура воздуха после компрессора
где пк — показатель политропы сжатия воздуха в компрессоре (нагнетателе).
Из выражения следует, что температура воздуха после компрессора зависит от степени повышения давления в нагнетателе и показателя политропы сжатия.
Величину пк принимают по опытным данным в зависимости от типа наддувочного агрегата и степени охлаждения:
2. Давление остаточных газов.В цилиндре двигателя перед началом процесса наполнения всегда содержится некоторое количество остаточных газов, находящихся в объеме Vc камеры сгорания. Величина давления остаточных газов рrустанавливается в зависимости от числа и расположения клапанов, сопротивлений впускного и выпускного трактов, фаз газораспределения, характера наддува, быстроходности двигателя, нагрузки, систем охлаждения и других факторов.
Для автомобильных двигателей без наддува, а также с наддувом и выпуском в атмосферу
Большие значения рrпринимаются для высокооборотных двигателей. Для двигателей с наддувом и наличием газовой турбины на выпуске
3. Температура остаточных газов. В зависимости от типа двигателя, степени сжатия, числа оборотов, нагрузки и коэффициента избытка воздуха принимают значение температуры остаточных газов, которая для бензиновых двигателей при работе на номинальном режиме изменяется в пределах Тr=900-1100° К, для дизелей — Тr=700-900° К.
ПРОЦЕСС ВПУСКА
1. Температура подогрева свежего заряда.Учитывая высокое число оборотов и желание получить хорошее наполнение двигателя, принимается для бензинового и дизеля ∆Т=5º-7º
Плотность заряда на впуске
где В — удельная газовая постоянная. Для воздуха
где R = 8315 дж/кмоль град — универсальная газовая постоянная.
Потери давления на впуске.
Потери давления Δра за счет сопротивления впускной системы и затухания скорости движения заряда в цилиндре при некотором допущении можно определить из уравнения Бернулли:
где β — коэффициент затухания скорости движения заряда в рассматриваемом сечении цилиндра; ξ вп — коэффициент сопротивления впускной системы, отнесенный к наиболее узкому ее
ωВП — средняя скорость движения заряда в наименьшем сечении впускной системы (как правило, в клапане или в продувочных окнах);
ρк и ρо — плотность заряда на впуске соответственно при наддуве и без него (при рк = ро и ρк = ρо).
По опытным данным в современных автомобильных двигателях на номинальном режиме (β2 + ξВП)
Величина Δра у четырехтактных двигателей без наддува на номинальном режиме колеблется в пределах: для бензиновых двигателей Δра= (0,06÷0,20) р0 Мн/м2, для дизелей Δра = (0,04÷0,18) р0 Мн/м2.
При работе двигателя с наддувом значение ра приближается к рк, однако абсолютные значения сопротивлений во впускных органах возрастают.
Для четырехтактных двигателей с наддувом
4. Давление в конце впуска.Для двигателей с наддувом и без наддува.
или
5. Коэффициент остаточных газов.Величина коэффициента остаточных газов уrопределяет качество очистки цилиндров от продуктов сгорания. С увеличением уrуменьшается количество свежего заряда, которое может поступить в цилиндр двигателя в процессе впуска.
Коэффициент остаточных газов для четырехтактных двигателей:
где ε — степень сжатия, Тк = Т0 – температура после компрессора или температура окружающей среды.
В четырехтактных двигателях величина γrзависит от степени сжатия, параметров рабочего тела в конце впуска и выпуска, числа оборотов и других факторов.
С увеличением степени сжатия ε и температуры остаточных газов Тrвеличина γrуменьшается, а при увеличении давления остаточных газов и числа оборотов — возрастает:
При применении наддува величина коэффициента остаточных газов снижается.
12. Температура в конце впуска.Эту температуру Та с достаточной степенью точности определяют на основании уравнения баланса теплоты, составленного по линии впуска от точки r до точки а:
где — количество теплоты, внесенное свежим зарядом, с учетом подогрева заряда от стенок;
— количество теплоты, заключающееся в остаточных газах;
— количество теплоты, заключающееся в рабочей смеси.
Принимая в уравнении mcp— mcp» = mcp׳ получим
Величина Та в основном зависит от температуры рабочего тела, коэффициента остаточных газов, степени подогрева заряда и в меньшей степени — от температуры остаточных газов.
У современных четырехтактных двигателей без наддува температура в конце впуска будет:
Коэффициент наполнения.
Для четырехтактных двигателей с учетом продувки и дозарядки цилиндра
для четырехтактных двигателей без учета продувки и дозарядки φп=φд=1;
Величина коэффициента наполнения в основном зависит от тактности двигателя, степени его быстроходности и совершенства системы газораспределения.
Значение коэффициента наполнения для сравнения:
Для бензиновых двигателей Для дизельных двигателей |
ηv =0.70÷0.85 ηv = 0.80÷0.90 |
ПРОЦЕСС СЖАТИЯ
1.Средний показатель адиабаты сжатия k1 при заданном (ε) и (Та) определяют по графику
Рис. 7. Номограмма для определения показателя адиабаты сжатия k1
2. Средний показатель политропы сжатия.Величина n1 устанавливается по опытным данным в зависимости от числа оборотов двигателя, степени сжатия, размеров цилиндра, материала поршня и цилиндра, теплообмена и других факторов. Однако, учитывая, что процесс сжатия протекает достаточно быстро (0,015-0,005 сек на номинальном режиме), суммарный теплообмен между рабочим телом и стенками цилиндра за процесс сжатия получается незначительным и величина п1 может быть оценена по среднему показателю адиабаты сжатия k1.
Учитывая быстроходность рассчитываемого двигателя, принимают
3. Давление и температура в конце процесса сжатияопределяются из уравнения политропы с постоянным показателем п1:
Для современных автомобильных и тракторных двигателей давление и температура в конце сжатия изменяются в пределах (для сравнения):
Коэффициент остаточных газов
В камере сгорания остаётся не вытесняемая поршнем чаек, продуктов сгорания — Mr, называемых остаточными газами.
Отношение числа киломолей остаточных газов Mr, оставшихся в цилиндре от предыдущего цикла, к числу киломолей свежего заряда , поступившего в цилиндр в процессе впуска называется коэффициентом остаточных газов
т.е.
(1.17)
где Mr — число киломолей остаточных газов;
— число киломолей топливовоздушной смеси.
Величина коэффициента остаточных газов -характеризует качество очистки цилиндра от продуктов сгорания и рассчитывается по формуле:
(1,18)
где: — подогрев свежего заряда на впуске, К;
— температура остаточных газов, К;
-давление остаточных газов, МПа;
— степень сжатия.
С точки зрения получения наибольшей экономичности двигателя оптимальное значение степени сжатия находится и пределах от 11до 13 [2]
Ориентировочные значения геометрической степени сжатия для современных автотракторных двигателей составляют [2]:
• дня карбюраторных двигателей — от 6 до 9;
• для дизелей без наддува — от 16 до 20;
• для дизелей с наддувом — от 12 до 15
• в отдельных высокофорсированных автомобильных карбюраторных двигателях 11.
Как видно, реальные значения степени сжатия расходятся с оптимальными. В карбюраторных двигателях оптимальное значение степени сжатия недостижимо в связи с возникновением детонационного сгорания. В дизелях фактические значения степени сжатия превышают оптимальные в связи с необходимостью создания надёжного самовоспламенения впрыскиваемого топлива на любом режиме работы, учитывая, что температура в процессе сжатия к моменту впрыскивания топлива должна на 200. 400°С превышать температуру самовоспламенения топлива.
При расчёте величины ,
,
принимаются исходя их существующих данных по двигателям [2].
Для карбюраторных двигателей:
= -5 . +25 К;
= 900. 1100 К;
, МПа.
Для дизелей без наддува:
= +20 . +40 К;
= 600 . 900 К;
, МПа.
Для дизелей с наддувом:
= 600 . 900 К;
, МПа.
Для двухтактных дизелей с прямоточной продувкой:
;
=600. 900 К;
,МПа.
Значение для автотракторных двигателей варьирует в следующих пределах:
• для бензиновых и газовых двигателей без наддува — от
• для дизелей без наддува и с наддувом — от 0,03 до 0, О6;
• для двухтактных дизелей с прямоточной продуктивности от 0,04 до 0,1
Температура в конце впуска
Температура газа, находящегося в цилиндре двигателя в конце впуска, зависит от температуры рабочего тела , температуры остаточных газов
, коэффициента остаточных газов
подогрева свежего заряда
:
(1,19)
У современных четырёхтактных двигателей значение варьирует вследующих пределах:
• для карбюраторных двигателей — от 320 до 380 К;
• для дизелей без наддува — от 310 до 350 К;
• для четырёхтактных дизелей с наддувом и двухтактные дизелей с прямоточной продувкой — от 320 до 400 К.
Коэффициент наполнения
Коэффициент наполнения представляет собой отношение действительного количества свежего заряда, поступившего в цилиндр в процессе впуска, к тому количеству, которое могло бы поместиться в рабочем объёме цилиндра Vh при условии, что температура и давление в нём равны температуре и давлению среды, из которой поступает свежий заряд (
и
-для двигателей без наддува;
и
— для двигателей с наддувом).
(1,20)
Для четырёхтактных двигателей значение составляет
• для карбюраторных двигателей — от 0,75 до 0,85;
• для дизелей без наддува — от 0,8 до 0,9;
• для дизелей с наддувом (при 0,2 МПа и без промежуточного охлаждения воздуха) — от 0,8 до 0,95
• для двухтактных дизелей с прямоточной продувкой — от0,75 до 0,85
Расчёт сжатия
Показатель политропы сжатия
При сжатии воздуха температура деталей остаётся примерно неизменной. Воздух в начале сжатия имеет температуру меньшую, чем окружающие поверхности, а затем его температура за счёт сжатия становится выше температуры окружающих деталей. Вследствие этого изменяется направление теплопотока. Наличие теплообмена определяет процесс сжатия как политропный: , с переменным показателем
, зависящим от характера теплообмена и количества переданной теплоты.
С учётом реальных условий теплообмена в двигателе на показатель политропы будут влиять конструктивные параметры, режимы работы и условия эксплуатации двигателя.
Наибольшее влияние на оказывает частота вращения коленчатого вала п, так как сокращается время теплообмена и уменьшается утечка воздуха через зазоры поршневых колец.
При п от 600 до 2500 мин можно пользоваться ориентировочной зависимостью:
(1,21)
где — показатель политропы сжатия;
п — частота вращения коленчатого вала, мин .
При увеличении диаметра цилиндра D с сохранением хода поршня S, показатель политропы увеличивается, т. к. уменьшается отношение площади поверхности цилиндра к объёму, и теплоотдача от воздуха понижается. Уменьшение S при сохранении D приводит к увеличению теплоотдачи, и
— уменьшается.
Ориентировочные значения показателя политропы сжатия для современных автотракторных двигателей находятся в следующих пределах:
• для карбюраторных двигателей (при полном открытии дроссельной заслонки) -1,34. 1,39;
• для дизелей без наддува — 1,36. 1,4;
• для дизелей с наддувом (при давлении наддува)
0,2 МПа и без промежуточного охлаждения воздуха после компрессора) — 1,35. 1,38.
Давление в конце сжатия
Расчёт давления в конце сжатия , МПа, ведут по уравнению политропического процесса:
(1.22)
Ориентировочные значения для современных автотракторных двигателей находятся в следующих пределах [2]
• длякарбюраторных двигателей при полном открытии дроссельной заслонки — от 0,9 до 1,6 МПа;
• для дизелей без наддува — от 3,5 до 5,5 МПа;
• для дизелей с наддувом (при давлении наддува
0,2 МПа и без промежуточного охлаждения воздуха после компрессора) — от 6 до 8 МПа.
Температура в конце сжатия
Расчёт температуры в конце сжатия Тс, К, ведут по уравнению политропического процесса:
(1.23)
Для современных автотракторных двигателей значения Тс находятся в следующих пределах [2]:
• для карбюраторных двигателей при полном открытии дроссельной заслонки — от 650 до 800 К;
• для дизелей без наддува — от 700 до 900 К;
• для дизелей с наддувом при давлении наддува
0,2 МПа и без промежуточного охлаждения — от 900 до 1000 К.