Читайте также: - I.2.2) Классификация юридических норм.
- II. Классификация документов
- II. Сущность и классификация источников и методов финансирования.
- II.3.2) Классификация законов.
- II.4. Классификация нефтей и газов по их химическим и физическим свойствам
- IV.2.1) Понятие и классификация исков частного права.
- RКлассификация ишемической болезни сердца.
- V 1: Определение и классификация
- VII.1.1) Классификация вещей.
- VII.4.1) Сервитуты: понятие и классификация.
| Встречающиеся износы в деталях, узлах и агрегатах автомобиля весьма разнообразны, условно их можно разделить на две группы:
Естественные износы появляются в результате трения, действия высоких температур и нагрузок при нормальных условиях эксплуатации. Для данной группы характерно медленное нарастание величины износа, т.е. длительная работа автомобиля происходит без существенного нарушения рабочих характеристик.
Аварийные износы. Характерны быстрым нарастанием величины износа, сопровождаемое остаточными деформациями, разрушением (поломкой) деталей и другими неисправностями, при наличии которых невозможна дальнейшая эксплуатация автомобиля. Появление аварийных износов может служить одним из показателей качества технического обслуживания и эксплуатации автомобиля.
Процесс изнашивания возникает в результате схватывания металлических поверхностей, окисления, воздействия температуры, абразивов, отслаивания частиц металла.
Изнашивание схватыванием характеризуется интенсивным разрушением поверхностей деталей при трении без смазки. Верхние слои трущихся деталей пластически деформируются, между ними возникают местные металлические связи – схватывание, и разрушение с отделением частиц металла или налипанием их на поверхности трения.
Окислительное изнашивание представляет собой процесс постепенного разрушения деталей при трении, протекающий под воздействием кислорода на деформируемые слои металла. Окислительному изнашиванию подвергаются шейки коленчатого вала, цилиндры, поршневые кольца и др. детали.
Тепловое изнашивание происходит в результате воздействия значительных удельных давлений и больших скоростей скольжения трущихся поверхностей. Выделяющаяся теплота размягчает металл и интенсивно разрушает трущиеся поверхности в результате оплавления и переноса металла с отделением малых объемов с поверхностей трения. Тепловое изнашивание наблюдается на кулачках распределительного вала, тарелках толкателей, рабочих поверхностях цилиндров и др. деталей.
Абразивное изнашивание возникает вследствие попадания абразивных частиц и продуктов изнашивания на поверхности трения. В результате скольжения трущихся поверхностей происходит срезание микрообъемов металла. Особенно интенсивно изнашиваются детали, работающие в загрязненной среде.
На величину естественного износа влияют многие факторы, в частности вид и характер трения, скорость взаимного перемещения трущихся поверхностей, их начальное состояние (шероховатость, наклеп…) способ подвода, количество и качество смазки, присутствие абразивов.
Очень важно преждевременно установить наступление предельного износа деталей сопряженных пар проведением мер технического обслуживания.
Срок службы деталей в сопряжении может быть продлен получением при механической обработке, наиболее соответствующей для данного соединения шероховатости поверхности деталей, и обеспечением последующей их работы в условиях жидкостного трения.
Смазка позволяет значительно снизить износ деталей. Без смазочного материала (сухое трение) коэффициент трения находится в пределах от 1,0 до 0,5, а при наличии смазочного материала он уменьшается до 0,01-0,001. Смазка одновременно охлаждает трущиеся поверхности, поддерживает постоянную температуру и смывает отделившиеся частицы металла.
Увеличить срок службы деталей можно путем повышения их износостойкости, например твердости трущихся поверхностей термической или химико-термической обработкой.
Вставить из л. С 14
Дата добавления: 2014-12-03 ; просмотров: 30 ; Нарушение авторских прав
Классификация видов изнашивания и их характеристика
Причины изменения технического состояния автомобилей
В процессе эксплуатации автомобиля в результате воздействия на него целого ряда факторов (нагрузок, вибраций, влаги, воздушных потоков, абразивных частиц, температуры) происходит необратимое ухудшение его технического состояния, связанное с изнашиванием и повреждением его деталей, а также изменением ряда их свойств (упругости, пластичности и др.).
Изменения технического состояния автомобиля обусловлены работой его узлов и механизмов, воздействием внешней среды, факторов, связанных с условиями работы и хранения автомобиля, а также случайных факторов, к которым относятся скрытые дефекты деталей автомобиля, перегрузки и т. п.
Основными постоянными причинами изменения технического состояния автомобиля при его эксплуатации являются изнашивание, пластические деформации, усталостные разрушения, коррозия деталей, а так же физико-химические изменения материала деталей (их старение).
Изнашивание— процесс разрушения и отделения материала с поверхностей деталей и (или) накопление в них остаточных деформаций, проявляющихся в постепенном изменении размеров и (или) формы деталей.
Износ— результат процесса изнашивания деталей, выражающийся в изменении их размера, формы, объема и массы. Причиной изнашивания деталей является трение. Различают два основных вида трения: трение без смазочного материала и жидкостное трение. В первом случае трущиеся поверхности деталей взаимодействуют непосредственно друг с другом (например, трение тормозных колодок о тормозные барабаны или диски, трение ведомого диска сцепления о маховик). Данный вид трения сопровождается повышенным изнашиванием трущихся поверхностей деталей. При жидкостном (или гидродинамическом) трении между трущимися поверхностями деталей создается масляный слой, толщина которого превышает микронеровности поверхностей и не допускает их непосредственного контакта (например, подшипники коленчатого вала в период установившегося режима работы), что значительно снижает изнашивание деталей. При работе большинства механизмов автомобиля эти виды трения постоянно чередуются.
Классификация видов изнашивания и их характеристика
Изнашивание может быть абразивное, окислительное, усталостное, эрозионное, а также изнашивание при заедании.
Абразивное изнашивание является следствием режущего или царапающего воздействия попавших между трущимися поверхностями сопряженных деталей твердых абразивных частиц (пыль, песок). Попадая между трущимися деталями открытых узлов (например, между тормозными колодками и дисками или барабанами, между листами рессор и т. п.), твердые абразивные частицы резко увеличивают их изнашивание. В закрытых механизмах (например, в кривошипно-шатунном механизме двигателя) данный вид трения наблюдается значительно реже и является следствием попадания в смазочные материалы абразивных частиц и накопления в них продуктов изнашивания (например, при несвоевременной замене масляного фильтра и масла в двигателе, поврежденных защитных чехлов и смазочного материала в шарнирных соединениях).
Окислительное изнашивание происходит в результате воздействия на трущиеся поверхности сопряженных деталей агрессив ной среды, под действием которой на них образуются непрочные пленки окислов, которые снимаются с поверхности в результате трения, обнажающиеся поверхности также окисляются и т. д. Данный вид изнашивания наблюдается на деталях цилин-дропоршневой группы деталей двигателя, цилиндров гидропривода тормозных механизмов и сцепления.
Усталостное изнашивание заключается в том, что твердый поверхностный слой материала детали в результате трения и циклических нагрузок становится хрупким и разрушается (выкрашивается), обнажая лежащий под ним менее твердый слой. Данный вид изнашивания возникает на беговых дорожках колец подшипников качения, зубьях зубчатых колес.
Эрозионное изнашивание возникает в результате воздействия на поверхности деталей движущихся с большой скоростью потоков жидкости и (или) газа, с содержащимися в них абразивными частицами, а также электрических разрядов. В зависимости от характера процесса эрозии и преобладающего воздействия на детали тех или иных частиц (газа, жидкости, абразива и т. д.) различают газовую, кавитационную, абразивную, электрическую эрозию и т. д.
Газовая эрозия представляет собой разрушение материала детали под действием механических и тепловых воздействий молекул газа и наблюдается на клапанах, поршневых кольцах и зеркале цилиндров двигателя, а также на деталях системы выпуска отработавших газов.
Кавитационная эрозия деталей происходит при нарушении сплошности потока жидкости, когда образуются воздушные пузырьки, которые, разрываясь вблизи поверхности детали, приводят к многочисленным гидравлическим ударам жидкости о поверхность металла. Такому изнашиванию подвержены детали двигателя, контактирующие с охлаждающей жидкостью: внутренние полости рубашки охлаждения блока цилиндров, наружные поверхности гильз цилиндров, патрубки системы охлаждения.
Электроэрозионное изнашиваниезаключается в эрозионном изнашивании поверхностей деталей в результате воздействия электрических разрядов, возникающих, например, между электродами свечей зажигания или контактами прерывателя.
Абразивная эрозия возникает при механическом воздействии на поверхности деталей абразивных частиц, содержащихся в жидкостях (гидроабразивная эрозия) и (или) газе (газо-абразивпая эрозия). Наиболее часто она наблюдается на наружных деталях кузова автомобиля (арки колес, днище и т. п.).
Изнашивание при заедании происходит в результате схватывания, глубинного вырывания материала деталей и переноса его с одной поверхности на другую, что приводит к появлению на рабочих поверхностях деталей задиров, и становится причиной заклинивания и разрушения деталей. Такое изнашивание происходит при возникновении местных контактов между трущимися поверхностями, на которых вследствие чрезмерных нагрузок и скорости движения, а также недостатка смазочного материала происходит разрыв масляной пленки, сильный нагрев и «сваривание» частиц металла. В результате этого, например, происходит заклинивание коленчатого вала и проворот вкладышей при нарушении работы смазочной системы двигателя.
Изнашивание при фретинге — механическое изнашивание соприкасающихся поверхностей деталей при малых колебательных движениях. Если при этом под воздействием агрессивной среды на поверхностях сопряженных деталей возникают окислительные процессы, то происходит коррозия. Данный вид изнашивания может происходить, например, в местах контакта вкладышей шеек коленчатого вала и их постелей в блоке цилиндров и крышках подшипников.
Пластическая деформация — остаточная деформация без макроскопических нарушений сплошности материала, образующаяся в результате воздействия силовых факторов. Пластическая деформация — остаточная деформация после снятия нагрузок.
Усталостное разрушение возникает при циклических нагрузках, превышающих предел выносливости материала: возникают макроскопические нарушения сплошности материала, образуются трещины, приводящие к разрушению детали. Усталостное разрушение наблюдается у рессор и полуосей при длительной эксплуатации автомобиля в экстремальных условиях (продолжительные перегрузки, экстремальные температуры окружающей среды).
Коррозияявляется результатом химического или электрохимического воздействия агрессивной средой на поверхность детали, приводящего к окислению металла. Причиной коррозии деталей автомобилей являются соли, используемые на дорогах в зимнее время года, отработавшие газы, содержащие большое количество вредных веществ, влата, скапливающаяся в скрытых полостях и нишах.
Старение— изменение физико-химических свойств материалов под действием кислорода, света, теплоты, радиации и других факторов. Так, в результате старения резинотехнические изделия теряют эластичность и растрескиваются. Топлива, смазочные и другие эксплуатационные материалы окисляются, в результате чего изменяется их химический состав и ухудшаются эксплуатационные свойства.
На техническое состояние автомобиля существенное влияние оказывают следующие факторы:
• дорожные условия (категория дороги, величина уклонов, число и радиусы поворотов);
• условия движения (интенсивность движения, скорость);
• климатические условия (температура окружающей среды, влажность, ветра, солнечная радиация);
• окружающая среда (морской воздух, антигололедные покрытия дорог);
• условия эксплуатации (загруженность).
Мероприятиями, уменьшающими изнашивание деталей автомобиля, являются:
• своевременная смена защитных чехлов и фильтров;
• проверка крепежных соединений и своевременное выполнение регулировочных работ (регулировка клапанов и натяжения цепей, установки колес, подшипников ступиц колес и т. п.);
• смазочные работы (замена и доливка масла);
• восстановление защитного покрытия днища кузова.
Для уменьшения коррозии кузова автомобиля необходимо поддерживать чистоту и следить за состоянием лакокрасочного покрытия, своевременно восстанавливать его и выполнять противокоррозионную обработку скрытых полостей.
Для предотвращения усталостных разрушений и пластических деформаций следует строго соблюдать правила эксплуатации автомобиля, не допускать его работы на предельных режимах и перегрузок.
В процессе эксплуатации автомобиль может быть:
➤ Adblock
detector