Меню

Капитальный ремонт тракторных двигателей

Трактор МТЗ-82

Все о тракторе МТЗ-82: устройство, эксплуатация, ремонт, технические характеристики и ремонт. Двигатель Д-240: ремонт двигателя МТЗ.

Капитальный ремонт двигателя Д-240 трактора МТЗ-82. Полная сборка и разборка

» Двигатель Д-240 » Капитальный ремонт двигателя Д-240 трактора МТЗ-82. Полная сборка и разборка

Обозначение размерной группы Величина размера, мм
Н1 68,16-68,17
Н2 67,91-67,92
Д1 67,66-67,67
Р1 67,41-67,42
Д2 67,16-67,17
Р2 66,91-66,92
Д3 66,66-66,67
Р3 66,41-66,42

Ремонт головки блока цилиндров

Основными дефектами головки блока цилиндров (ГБЦ) являются: износ внутренних поверхностей направляющих втулок, седел и рабочих фасок клапанов; коробление плоскости разъема; прогар посадочных мест под уплотнения стаканов или форсунок; трещины в перемычках клапанных гнезд.

Во время проведения технической экспертизы руководствуются основными значениями и регулировочными данными деталей гбц д-240 и газораспределительного механизма.

Основные регулировочные данные и показатели газораспределительного механизма и головки блока цилиндров двигателя МТЗ-82

Выступание стержня клапана, мм:
номинальное 56
допустимое 57,2
Перемещение клапана, мм:
номинальное 10,2
допустимое 9,0
Отклонение от плоскостности поверхности головоки, мм, не более 0,15
Утопание тарелки клапана, мм
номинальное 10,2
допустимое 9,0
Допустимый внутренний диаметр втулки клапана, мм 11,10
Допустимая сила сжатия (упругость) наружных клапанных пружин до рабочей длины 148
Рабочая длина наружной пружины, мм 54,0
Допустимая сила сжатия (упругость) внутренних клапанных пружин до рабочей длины, Н 74
Рабочая длина внутренней пружины, мм 48,5
Допустимый диаметр стержня клапана, мм 10,85
Внутренний диаметр втулки коромысел, мм 19,02-19,05
Диаметр оси коромысел, мм 18,98-19,00

Утопание тарелок клапанов в гнездах головки можно определить без ее демонтажа с блока цилиндров путем замера выступания стержней всасывающих клапанов относительно поверхности головки. Для этого необходимо по очереди выставить поршни в верхнюю мертвую точку такта сжатия и замерить расстояние от торца стержня клапана до головки. Если клапан выступает на не допустимую величину, то это говорит о том, что изношены тарелки клапанов и их седла.

Расположение деталей головки цилиндров: 1 — патрубок; 2 — труба; 3 — корпус сапуна; 4 — бачок; 5 — колпак; 6, 8 — прокладки; 7 — крышка головки; 9 — коромысло; 10 — ось; 11 — головка цилиндров; 12 — прокладка головки; 13 — толкатель; 14 — штанга; 15 — клапан выпускной; 16 — клапан впускной; 17 — пружины клапана; 18 — тарелка клапана; 19 — шпилька.

Также можно установить степень выработки кулачков распредвала. Для этого прокрутите коленвал двигателя до полного открытия клапана (при установленном для холодного двигателя тепловом зазоре) и замерьте расстояние от торца стержня клапана до головки. Определить перемещение каждого клапана можно по разности расстояния, замеренных при полностью открытых и закрытых клапанах. В случае, если перемещение клапана ниже необходимого значения, то следует заменить распределительный вал.

Измерение отклонения от плоскостности поверхности ГБЦ: 1 — поверочная линейка; 2 — головка цилиндров; 3 — щуп.

По окончанию всех замеров, снимите головку с двигателя и продолжите дальнейший осмотр. Замерьте отклонение от плоскостности поверхности головки. При превышении отклонения от плоскостности необходимо заменить головку; если отклонение в диапазоне допустимой нормы, то проверьте состояние седел клапанов по утопанию тарелки нового клапана. Если тарелка клапана утопает на недопустимые значения — головку заменяют; если все в норме, то разберите и отремонтируйте головку.

Определение утопания тарелки: 1 — клапан; 2 — головка цилиндров; 3 — штанген-глубиномер.

Снятие сухарей клапанов и клапанных пружин: 1 — головка цилиндров; 2 — клапанная пружина; 3 — приспособление ОР-9913.

Клапанные пружины и сухари клапанов снимают при помощи специального приспособления ОР-9913. При наличии трещин на седле клапана — замените головку. Демонтированные клапана помечают, а после замеряют диаметр окружности стержня и проверяют изгиб стержня и биение тарелки клапанов.

Измерение диаметра стержня клапана: 1 — клапан; 2 — микрометр.

Измерение изгиба стержня и биения фаски тарелки клапана

Изгиб стержня относительно оси клапана и биение фаски не должны быть больше 0,03 мм. При присутствии следов прогаров, износа, раковин на фасках клапанов — рабочую поверхность фасок шлифуют на станках Р-108 или ОР-6686. Фаска впускного клапана шлифуется под углом 60 градусов, а выпускного — 45º. После обнаружения следов выработки, ширина цилиндрической части тарелки клапана А, а ширина притертой матовой полоски на фаске клапана Б — должна быть не более 2 мм.

Читайте также:  Ремонт двигателя для культиватора крот

Шлифование рабочей поверхности фаски клапана

Измерение диаметра отверстия втулки клапана: 1 — индикаторный нутромер; 2 — направляющая втулка; 3 — головка цилиндров.

Выпрессовка направляющей втулки

Запрессовка направляющей втулки клапана: 1 — направляющая втулка; 2 — клапан; 3 — головка цилиндров.

Обработка седла клапана в гбц

Направляющая втулка клапана заменяется при выработке поверхности отверстия под стержень клапана до недопустимого значения диаметра или при ослаблении посадки втулки в головке. Перед заменой, направляющую втулку необходимо выпрессовывать. Новая втулка подбирается с наибольшим допуском по наружному диаметру и смазывается эпоксидным клеем без наполнителя, а затем запрессовывают ее в головку при помощи специального болта.

Как только направляющие втулки будут установлены, необходимо обработать седло клапана шлифовальным приспособлением ОПР-1334А. При наличии на рабочей фаске седла прожогов, рисок и раковин, следует отшлифовать первоначальную фаску до выведения дефектов и проверить седло на утопание тарелки нового клапана. Верхнюю кромку рабочей фаски седла в головке цилиндров обрабатывают шлифовальным кругом с углом конуса 60 градусов, а нижнюю — 150º. Ширина рабочей фаски седла для выпускных клапанов должна составлять 1,5-2,0 мм, а для впускных — 2,0-2,5 мм.

После обработки седла и тарелки клапана необходимо притереть. Во время ремонта 1-2 клапанов притирку проводят пневматическим устройством 2213, применяя пасту из смеси микропорошка М20 с моторным или промышленным маслом.

Во время притирки клапан время от времени приподнимают и вращают. Периодически осматривают состояние притирающихся фасок клапана и седла. Верхняя кромка матовой полоски рабочей фаски должна размещаться на расстоянии не менее 0,5 мм от цилиндрической части тарелки клапана. При нахождении матовой полоски существенно выше или ниже данного расстояния, то седло вновь обрабатывают шлифовальными кругами и производят притирку.

До сборки клапанов следует проверить силу сжатия и длину клапанных пружин на устройстве МИП-100. В случае недопустимых параметров пружин их необходимо заменить. Иногда для компенсации силы сжатия и длины пружин под них подкладываются шайбы, толщину которых можно рассчитать по формуле:

— для выпускного клапана A=B-1,8 мм, где B — утопание клапана, измеренное после ремонта седла;
— для впускного — A=B-1,3 мм.

Собирая клапана удостоверьтесь в том, что выступание сухарей над плоскостью тарелки пружины составляет не более 0,5 мм, утопание не превышает 1,3 мм. Для того, чтобы проверить клапана на герметичность, выпускные и впускные каналы гбц необходимо наполнить керосином, который не должен протекать в течении полутора минут.

Перед тем, как устанавливать оси коромысел — проверьте их техническое состояние. При обнаружении на бойках коромысел углублений превышающих 0,3 мм следует отшлифовать поверхность бойка до исправления дефектов. Допускается отклонение от параллельности рабочей поверхности бойка коромысла не более 0,05 мм. В случае надобности проверьте диаметр отверстий втулок коромысел. Зазор между осью коромысел и втулкой должен составлять не более 0,15 мм.

Техническое обслуживание и ремонт тракторов

Трактора с успехом на протяжении более полувека используются в сельском хозяйстве, ЖКХ, строительстве, лесхозах. На постсоветском пространстве самым распространенным из них являются трактора МТЗ-80 и МТЗ-82, производителем которых выступает Минский тракторный завод. Повышенный спрос вызван не только высокой мощностью, функционалом и производительностью, но и долговечностью устройств.

Однако и эти машины иногда выходят из строя, требуют проведения ремонта. Несложные задачи по восстановлению работоспособности данных тракторов можно решить собственноручно.

1 Общие сведения

Техническое обслуживание и ремонт тракторов – обязательные процедуры, с которыми приходиться сталкиваться каждому владельцу универсально-пропашной колесной техники. Прежде чем приступить к практической части необходимо ознакомиться с устройством, основными узлами МТЗ-80 и МТЗ-82. На данные модели производитель устанавливает 4-цилиндровые дизельные моторы серии 4Ч11-12,5, выпускаемые Минским заводом. Двигатели имеют полураздельные камеры сгорания жидкостного охлаждения, выполненные в поршне.

Читайте также:  Замены устаревшей машины более

Части ДВС оснащались предпусковым подогревателем. Рабочий объем силовой установки составляет 4,75 л, а номинальная мощность – 80 л.с. Мотор запускается электростартером. Трансмиссия механическая с 22 передачами (18 вперед и 4 назад). Муфта сцепления однодисковая, сухая, замкнутая. 9-ступенчатая КПП укомплектована понижающим редуктором. Задний мост обладает дифференциалом с функцией блокировки.

Для тракторов характерны: жесткая подвеска задних колес, полужесткая подвеска со сбалансированным мостом передних колес, дисковые тормозные механизмы, ГУР МТЗ. Гидравлика включает: приводимый в действие от двигателя насос НШ-32, гидроцилиндр управления навесным плугом, золотниково-клапанный гидрораспределить. Модель МТЗ-80 обладают задним приводом и малой кабиной. МТЗ-82 – полноприводная машина.
к меню ↑

1.1 Техническое облуживание

Техобслуживание тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 имеет планово-предупредительный характер. Оно производится с целью поддержания техники в работоспособном, исправном состоянии, повышения экономичности, безотказности, продления срока работы. Для машин установлена система технических обслуживаний. Она включает 3 номерных и периодических ТО, маркирующихся под №1,2 и 3. В качестве дополнительных ТО осуществляются сезонные операции.

  • первое ТО проводится каждые 60 ч эксплуатации;
  • второе – каждые 240 ч работы;
  • третье – каждые 960 ч функционирования.

В перерывах между сменами производится ежемесячное техническое обслуживание, составляющее 10 ч работы. В данном случае проводят следующие действия:

    1. Проверяют на отсутствие протекания масла, топлива, электролита и воды.
    2. Доливают в бак дизеля и пускового двигателя профильтрованное топливо.
    3. Измеряют в картере уровень масла, проверяют в радиаторе уровень воды.
    4. Сливают из ресивера конденсат.
    5. Проверяют степень засоренности воздухоочистителя.

Номерные ТО предусматривают выше указанные этапы и специфические. Сезонные требуются при переходах к осеннее-зимнему периоду с весеннее-летнего и наоборот.

2 Текущий и капитальный ремонт

Текущий ремонт МТЗ-80 своими руками и его «последователя» МТЗ-82 предусматривает, прежде всего, снятие неисправных узлов и деталей с последующей их заменой на отремонтированные либо новые.

Отсоединение заднего моста трактора Беларус

При проведении данной процедуры следует руководствоваться следующими принципами:

  • разборка трактора или его сборочной единицы осуществляется в пределах необходимых для выявления причины неисправности и ее устранения;
  • необходимо снимать агрегат только в том случае, когда устранить неисправность другим способом не удается.

У моделей МТЗ-80, МТЗ-82 детали и узлы смонтированы на остове полурамном, состоящем из передней полурамы. Последняя служит для установки ДВС. Разборка тракторов начинается с рассоединения остова, снятия агрегатов. Демонтаж требует использования: ручной или электрической тали, крана-балки и других приспособлений. При проведении ремонта тракторов обращайте особое внимание на последовательность сборки с последующей регулировкой деталей, узлов и приводов. Если текущий ремонт возможно производить в домашних условиях, (как на открытом воздухе, так и в специальном помещении), то для проведения капитального ремонта придется обратиться в специализированный центр, обладающий для этого контрольно-измерительными приборами и оборудованием.

Дефектацию рабочих элементов осуществляют после промывки, чтобы обнаружить наличие износов, трещин, сколы, царапины на их поверхностях. После осмотра изношенных деталей проверяют их размеры, формы, для чего используют измерительный инструмент. Для установки возможности проведения ремонта проверяют взаимодействие агрегата с сопряженной с ней деталью, чаще путем замены. Замена имеет место, когда размеры детали в результате износа нарушают работоспособность механизма.

Конструкция тракторов позволяет некоторые детали заменить без предварительного демонтажа, а именно: воздухоочиститель, генератор, центробежный маслоочиститель, стартер, топливный насос, механизм гидрораспределителя, вал отбора мощности, промежуточная опора карданного вала, компрессор, раздаточная коробка.
к меню ↑

2.1 Устранение неисправностей КПП

Для ремонта коробки передач, разъедините остов машины. Трактор раскатывают по плоскостям по схеме: корпус сцепления — КПП МТЗ-80/82 – задний мост. Установите неподвижную подставку домкрата под задний мост, подвижные размещают под корпус сцепления и коробку передач. Затем разъединяют, раскатывают остов, снимают коробку.

Читайте также:  Автомобиль саманд ремонт двигателя

В случае, если неисправности были обнаружены при включении-выключении первой передачи, заднего хода, тогда необходимо снять боковую крышку и вилку переключения. Последняя деталь требует замены при зазоре более 1,5 мм. Определяют размер зазора поочередным присоединением вилки в пазы скользящих кареток. Блок шестерен меняют, когда ширина паза превышает 10,8 мм.

Когда возникают посторонние шумы в КПП, замечен чрезмерный нагрев корпуса, это свидетельствует о заклинивании или разрушении подшипников вала. Чтобы устранить проблему, слейте масло из коробки передач МТЗ. Проверните монтажным ломиком все валы, доступные для проверки. Воздействовать на них нужно в радиальном и осевом направлениях. Обоймы подшипников в своих гнездах не должны проворачиваться. Если обнаружено: перемещение валов, износ подшипников, КПП снимают с трактора, разбирают с заменой неисправных подшипников.

Ремонт КПП может быть вызван стуками, которые исчезают во время переключения на следующую передачу. В этом случае неполадки возникают в зубьях шестерен. Проверьте степень износа путем «поддомкрачивания» одного из ведущих колес, прокручивания ее и осмотра зубьев видимых шестерен. Если дефект виден не вооруженным глазом, детали заменяют.
к меню ↑

2.2 Устройство и ремонт КПП МТЗ 80-82 (видео)


к меню ↑

2.3 Ремонт дизеля

ДВС снимают в сборе с трактора при выявлении в блоке цилиндров трещин, стуках шатунных либо коренных подшипников. Сперва проверку на работоспособность проходят шейки коленвала и шатунные подшипники. Необходимо снять поддон картера, масляный насос, маслопроводы, крышки шатунов. Измерьте диаметр шеек коленвала в 2 плоскостях – перпендикулярной и параллельной к продольной оси шатуна. При уменьшении/увеличении диаметра коленчатый вал снимают и отдают на перешлифовку.

Для выяснения, стоит ли производить замену шатунных подшипников двигателя МТЗ-80, МТЗ-82, замеряют размер отверстия подшипника шатуна. При этом, крышка его должна быть затянута. Расчетный зазор варьируется от 0,05 до 0,12 мм, а превышение допустимого зазора ограничивается 0,3 мм.

Двигатель Д 242 после капремонта

На тракторах МТЗ-80 ремонту двигателя уделят особое внимание. Если уровень масла повышается в картере дизеля, значит, в результате образования трещин нарушена герметичность уплотнений гильзы. Возможно в блок цилиндра проникала из системы охлаждения вода. Высокий показатель давления или пониженное значение указывает на неисправности с масляным насосом, разрегулировку, износ перепускного и сливного клапанов, неисправности клапана термостата. Проверьте давление масла, при показателе ниже 0,08 МПа следует остановить двигатель, подрегулировать сливной клапан, промыть детали фильтра.
к меню ↑

2.4 Восстановление работоспособности электрооборудования

Ремонт электрооборудования осуществляют при неисправностях генератора и стартера. Генератор проверяют включением потребителей электроэнергии, установкой частоты вращения коленвала соответствующей номинальной. После подключения к вольтамперметру и плавному увеличению тока до 30 А, замерьте напряжение (допустимое значение не меньше 12,5 В). Отличие напряжения генератора от номинального вызывает необходимость замены детали.

Предварительно проверьте основные элементы на неисправность контрольной лампой. Снимите заднюю крышку и ИУ, освободите выводы катушки с болтов панели. По окончанию данных действий приступайте к проверке на отсутствие замыкания между корпусом генератора и обмотками электрооборудования трактора. Дефекты в изоляции и диодах ведут к замене.

Установка АКБ на МТЗ над задним мостом

Стартер исследуют с помощью КИ-1093, переносного прибора. Снимите провод с аккумуляторной батареи, ведущий к стартеру, наденьте на вывод «+» вольтамперметр, соединенный с КИ-1093. Включите высшую передачу. После того, как убедились, что топливо не поступает, включите стартер на 7-10 сек. для наблюдения за показаниями измерительных инструментов.

Маленький показатель напряжения говорит о разряженности либо неисправности АБ, окислении зажимов. Повышенное значение тока, которое потребляет стартер, свидетельствует о межвитковом замыкании обмоток якоря. Если вы заметили вращение якоря во время проверки, неисправность ищите в сцепляющем механизме. Во всех указанных случаях целесообразно стартер заменить на новый.

Adblock
detector