Меню

Какие устройства применяются для компенсации изменения длины карданного вала при движении автомобиля

Карданная передача и все,что нужно о ней знать.

Карданной передачей автомобиля называется механизм, осуществляющий передачу крутящего момента между валами, которые пересекаются в центральной части карданной передачи автомобиля и отличаются возможностью взаимного углового перемещения. Активно применяется в разных сферах человеческой деятельности в случаях, когда со­ос­ность вращающихся элементов очень трудно обеспечить. Аналогичные функции способна также осуществлять зубчатая муфта.

Как правило, карданная передача автомобиля используется в автомобильной транс­мис­сии, а также рулевом управлении.

Карданная передача автомобиля может обеспечить соединение следующим эле­мен­там трансмиссии:

  1. Силовому агрегату и КПП;
  2. КПП и раздаточной коробке;
  3. КПП и главной передаче;
  4. Главной передаче и раздаточной коробке;
  5. Ведущим колесам и дифференциалу.

Карданный вал в автомобиле предназначен для передачи крутящего момента от КПП к ведущим мостам в случае полноприводной или классической компоновки. Также при­ме­ня­ет­ся в травмобезопасной рулевой колонке для соединения рулевого исполнительного ме­ха­низ­ма и рулевого вала.

Карданная передача автомобиля отличается одним значительным минусом – не­синх­рон­ность валовых вращений (один из валов имеет равномерное вращение, другой – нет). Вращения начинают увеличиваться, если угол между ними возрастает. Это исключает возможность использования карданной передачи автомобиля в некоторых устройствах, например, в трансмиссии автомобилей с передним приводом (где основная проблема заключается в передаче крутящего момента на поворотные автомобильные колеса ). По большому счету данный недостаток может быть скомпенсирован применением на одном валу парных шарниров, которые находятся в повернутом на четверть оборота положении относительно друг друга. Однако там, где необходима синхронность, как правило, применяется ШРУС (шарнир равных угловых скоростей) – более сложная, но более совершенная конструкция аналогичного назначения.

По своей компоновке карданные передачи автомобиля подразделяются на закрытые и открытые.

Закрытый вариант карданной передачи автомобиля располагается внутри трубы, которая, в свою очередь, может восприниматься составляющей подвески автомобиля. В карданной передаче автомобиля данного типа используется только один шарнир, а неравномерное вращение карданного вала компенсируется за счет его упругости. Существуют конструкции, где функцию карданного вала осуществляет торсион (небольшой упругий вал); карданные шарниры здесь отсутствуют.

Открытый вариант карданной передачи автомобиля не располагает трубой, а реактивный момент воспринимается реактивными тягами или рессорами. В состав карданной передачи автомобиля должно входить не меньше двух шарниров, а также компенсирующее звено, так как дистанция между соединенными агрегатами во время движения изменяется. На автомобилях с длинной колесной базой используют карданную передачу автомобиля, которая состоит из двух валов. За счет этого исключается возможность совпадения максимальной угловой скорости вала с приемлемой. Уменьшение длины вала увеличивает его критическую частоту вращения, которая как минимум в 1.5 раза должна превышать максимально возможную во время эксплуатации. Конструкция карданной передачи автомобиля, оснащенной двумя валами, требует использование промежуточной опоры одного из двух валов, подшипник которой установлен на кузове или раме в эластичном кольце для компенсации осевого перемещения двигателя ( см. устройство двигателя автомобиля ).

Читайте также:  Откат для колес автомобиля

Устройство карданной передачи

Карданная передача представляет собой ведущий и ведомый валы, которые соединены гибким шарниром. Гибкое шарнирное соединение позволяет беспрепятственно передавать вращение при некотором изменении угла между двумя валами. По типу шарнирного соединения существуют две разновидности карданных передач :

  • устаревшие шарниры неравных угловых скоростей;
  • более современные шарниры равных угловых скоростей.

Карданная передача, основанная на шарнирах неравных угловых скоростей, наиболее часто применяется для соединения выходного вала и ведущего моста в заднеприводных как легковых, так и грузовых автомобилях. Помимо этого, такие шарниры используют для подсоединения раздаточных коробок и прочего вспомогательного оборудования. Более совершенные в конструктивном плане шарниры равных угловых скоростей используются в современных передне- и полноприводных автомобилях. Посредством таких карданных передач осуществляется соединение ведущих колес машины с дифференциалом ведущего моста.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КАРДАННОЙ ПЕРЕДАЧИ

Особенностью такого шарнира является неравномерность вращения. При изменении угла положения ведущего вала относительно ведомого, последний в определенных точках ускоряется или замедляется, то есть возрастает или снижается угловая скорость. Причем с увеличением угла скорость опережения или отставания ведомого вала от ведущего повышается, поэтому такая передача вращения носит циклический характер. Значительный угол (более 20 град.) между валами повышает нагрузку на составные элементы шарнира, что может привести к поломке.

Принцип работы карданного шарнира рассмотрим на примере, когда ведущий вал расположен строго горизонтально, а ведомый – под углом вниз (стандартное положение кардана). Начальное положение внутренней вилки шарнира – тоже горизонтальное. При передаче вращения из-за положения под углом, часть вилки, идущая вниз ускоряется относительно ведущего вала. Максимальное опережение достигается в нижней точке.

Одновременно, часть вилки ведомого вала, при вращении начавшая движение вверх, замедляется и отстает по скорости вращения от ведущего. Максимальное отставание – в самой верхней точке.

Из-за этих особенностей работы шарнира неравных угловых скоростей, вращение передается неравномерно.

Для снижения неравномерности скоростей вращения и нагрузки в конструкции карданной передачи применяется по два шарнира – на концах пустотелого вала. Причем для максимального сглаживания внутренние вилки расположены в одной плоскости.

За счет использования двух шарниров уменьшаются углы положения валов и, соответственно, и неравномерность скоростей вращения.

Из-за неравномерности вращения между валами карданная передача не используется в конструкции трансмиссии переднеприводных автомобилей. На таких моделях шарнир неравных угловых скоростей заменен на ШРУС, у которого передача осуществляется равномерно независимо от угла между валами.

ДОСТОИНСТВА

К достоинствам карданной передачи относятся:

  1. Работа со значительными крутящими моментами.
  2. Возможность соединения узлов трансмиссии, установленных на больших расстояниях между собой.
  3. Реализация полного привода на авто.
  4. Простота конструкции.
  5. Устойчивость к нагрузкам.

Но вместе с тем, кардан повышает металлоемкость трансмиссии и требует значительного пространства для установки, что сказывается на полезном объеме салона.

Читайте также:  Ремонт обмоток электрических машин что это такое

Карданы с шарнирами неравных угловых скоростей не требуют технического обслуживания и при этом обладают значительным ресурсом Несмотря на использование в конструкции подшипников, в процессе эксплуатации проводить их смазку не нужно, поскольку сам шарнир – необслуживаемый, а заложенного производителем смазочного материала хватает на весь срок службы.

Кардан является неремонтируемым узлом. При изгибе кардан требует полной замены. Обусловлено это тем, что при изготовлении узел балансируется. Изгибы же приводят к разбалансировке, что повышает вибрации и нагрузки в КПП и главной передаче и ускоряет износ шарниров.

Шарниры также не ремонтируются, поэтому при появлении повышенной вибрации со стороны кардана, сторонних звуков (хрустов, щелчков) выполняется замена составных элементов шарнира. Обычно замене подлежат крестовина и ее подшипники, но при сильной выработке проушин меняется узел в сборе.

Типы карданных передач

Главную роль в карданной передаче выполняет карданный шарнир, в зависимости от конструкции которого выделяют такие типы карданных передач:

  • передача с шарниром равных угловых скоростей;
  • передача с шарниром неравных угловых скоростей;
  • передача с полу карданным упругим шарниром;
  • передача с полу карданным жестким шарниром.

По количеству валов карданные передачи могут быть: одновальные, двухвальные и многовальные, а по количеству шарниров — одношарнирные, двухшарнирные и многошарнирные.

Эксплуатация и возможные неисправности карданной передачи

Бережная эксплуатация автомобиля позволяет шарнирам карданного вала и шаровым шарнирам передних валов сохранить свою работоспособность надолго, как минимум до 100 тысяч побега. Что касается труб, то при отсутствии механических повреждений их можно использовать долгие годы без замены, в противном же случае изогнутый механизм стоит просто заменить новым. Следует уделять внимание состоянию чехлов шарниров и заменять их при любом повреждении, уберегая тем самым шарниры.

Сокращение работоспособности шарниров могут спровоцировать резкие разгоны, пробуксовка в грязи, неправильный выбор скоростей, долгие поездки по снежным и грунтовым дорогам с глубокими колеями.

О неисправности карданной передачи можно узнать по появившимся посторонним звукам или рывкам автомобиля при движении. Существует несколько причин потери работоспособности карданной передачей, и среди них такие:

  • износ карданных шарниров;
  • деформация карданных валов;
  • повреждение или износ сальников;
  • повреждение защитного чехла шарнира;
  • износ подшипников;
  • ослабление соединительных механизмов.

Данные неисправности очень легко устранить, заменив поврежденные детали или подтянув крепежные детали.

Изменение длины карданного вала

Руководство по изменению конфигураций карданных валов при переоборудовании автомобилей

Изменения комплектации оборудования, оказывающие влияние на приводной механизм,а в нашем случае на карданный вал, могут быть следующие:

изменение базы автомобиля;

замена коробки передач и/или главной передачи;

дополнительная установка вспомогательных приводов.

При этом следует обратить внимание на следующие указания:

Монтаж и демонтаж карданных валов (см. Монтаж / демонтаж карданна) Соблюдать инструкции по технике безопасности!

Любые технические изменения карданных валов (например, увеличение / уменьшение / изменение фланцев кардана ) должны осуществляться исключительно с помощью специализированного сервиса (обязательными условиями являются соблюдение технических требований при изменений конструкции кардана и последующая балансировка ( центровка ) карданного вала ).

Читайте также:  Газ 3307 система охлаждения двигателя объем

Изменение длины карданных валов, требует изменения расчета углов отклонения.

При увеличении длины карданных валов следует предотвратить достижение критической частоты вращения (например, может быть предусмотрена установка промежуточного вала с подшипником)

Двигатель, коробка передач, раздаточная коробка, мост и ретардер должны быть проверены на одной установке, чтобы избежать несогласованности углов поворота кардана.

При установки карданного вала обязательно обращать внимание на правильное соединение подвижного шлицевого соединения.

При повторном затягивании болтов фланцевых соединений кардана, обращать внимание на регламентированные моменты затяжки

Для обеспечения регламентированных моментов затяжки резьбовых соединений следует использовать динамометрический ключ !

Где установлена карданная передача заднеприводного автомобиля?

а) между КПП и главной передачей ведущего моста

б) между главной передачей и ведущими управляемыми колесами

г) в приводе ГРМ

Какой автомобиль имеет межосевой дифференциал?

Г)КамАЗ-5320

Какой позицией на рисунке обозначена крышка подшипника дифференциала?

к

10. Какие устройства применяются для компенсации из­менения длины карданного вала при движении авто­мобиля?

А) Резиновые прокладки.

Б) Шлицевые соединения.

В) Пружинные шайбы.

Г) Все перечисленные элементы.

Каким прибором измеряется плотность электролита?

В) ареометром;

Ротор генератора содержит: (Укажите, номера всех правильных ответов)

Клювообразные полюсы;

2) трехфазную обмотку;

Обмотку возбуждения;

Что из перечисленного входит в состав контактной системы зажигания?

Катушка зажигания;

4) прерыватель-распределитель;

Свечи зажигания.

Какова степень разряженности АКБ и возможна ли ее эксплуатации в заданных условиях?

Плотность электролита — 1,19 г/см

Температура электролита + 18 градусов

Условия эксплуатации летние.

1,27-1,19=0,08 8*6=48%

Эксплуатация возможна

Председатель ПЦК _____________________________________________________________________________

КГБОУ СПО «Рубцовский машиностроительный техникум» специальность 190631 – Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта семестр 5 форма обучения очная УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР _____________Шугарова Н.В.

профессионального модуля ПМ. 01. МДК 01.01Устройство автомобиля

по темам 1.2 Устройство, работа узлов и агрегатов автомобиля, варианты конструкций. Тема 1.5 Электрооборудование автомобиля.

Какой механизм применяют в трансмиссии автомобиля для включения и выключения переднего ведущего моста?

А) раздаточную коробку

б) дополнительную коробку

в) коробку отбора мощности

2. Какой позицией на рисунке обозначена КПП?

3

Сколько фрикционных накладок имеет сухое, двухдисковое сцепление?

г)четыре

Сформулируйте определение назначения межосевого дифференциала.

Какое устройство в коробке передач обеспечивает выравнивание угловых скоростей включаемых шестерен?

А) синхронизатор

Какой позицией на рисунке обозначена эластичная муфта?

а

Какие шарниры применяются в передних ведущих мостах?

А) Равных угловых скоростей.

При какой главной передаче есть конструктивная возможность опустить кузов автомобиля ниже?

А) одинарная цилиндрическая

Б) одинарная гипоидная

Какой позицией на рисунке обозначена одинарная гипоидная главная передача?

б

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 2515 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Adblock
detector