Монтаж и демонтаж автомобильных шин. Основные правила
Правильное выполнение процедуры монтажа и демонтажа автомобильных шин на диск колеса, играет огромную роль в обеспечении максимально продолжительного срока службы, как самой шины, так и диска.
Все монтажные и демонтажные работы должны проводиться с использованием специального шиномонтажного оборудования, и соответствующих инструментов.
Основные правила монтажа и демонтажа шин автомобиля
1. На диск можно устанавливать только чистые, сухие, исправные шины соответствующего типа и размера.
2. Если до установки на диск шина или камера хранилась при температуре ниже нуля, то непосредственно перед установкой шину или камеру нужно не менее трех часов выдержать при комнатной температуре.
3. Перед монтажом шину нужно внимательно осмотреть снаружи и внутри на предмет повреждений и дефектов, наличия посторонних предметов и т.п. При осмотре лучше всего пользоваться специальным борторасширителем.
4. Перед тем как демонтировать шину с диска, из неё необходимо полностью выпустить воздух.
5. Для облегчения процесса монтажа шины, и для предупреждения её повреждения во время этого процесса, перед монтажом борт шины, а также посадочное место обода, нужно смазать специальной смазкой. Применять для этих целей консистентные смазки типа солидола, содержащие нефтепродукты, нельзя, так как они разрушают резину.
6. Камеру перед установкой необходимо присыпать тальком, кроме того, камеру нужно предварительно проверить на герметичность в резервуаре с водой.
7. Обод диска должен быть очищен от грязи и ржавчины, а также покрашен. Если на ободе обнаружены такие дефекты, как деформация, наличие острых кромок, заусенцы, чрезмерная разработка крепежных отверстий, то такой диск не допускается к монтажу. Также рекомендуется проверить осевое и торцевое биение диска.
8. На шине имеется специальная балансировочная метка, обозначающее самое легкое место шины. При монтаже данную метку необходимо совмещать с вентилем.
9. После каждого монтажа шины, необходимо производить балансировку колеса. Балансировка производится на специальном оборудовании.
Наиболее качественную балансировку можно провести на балансировочных станках, где колесо крепится не с помощью конуса через центральное осевое отверстие диска, а с помощью специального фланца – переходника, через крепежные отверстия, то есть так же, как и на самом автомобиле.
10. Если шина устанавливается на разборной обод с болтовыми соединениями, то перед её накачиванием нужно убедиться, что все болтовые соединения затянуты одинаково. Если отсутствует хотя бы одна гайка в соединении, то такой обод не допускается к эксплуатации.
11. При монтаже и демонтаже шин нельзя применять кувалды и другие подобные предметы, во избежание деформации диска и повреждения шины.
12. Нельзя вместо золотников применять различные самодельные заглушки.
Видео — о нюансах монтажа и демонтажа шин Continental:
Шиномонтажный стенд, монтаж и демонтаж шин — видео:
Вот теперь вы знаете все основные правила монтажа и демонтажа шин автомобиля.
ПОРЯДОК РАБОТЫ ПРИ ДЕМОНТАЖЕ И МОНТАЖЕ ШИН
При демонтаже тины необходимо:
— полностью выпустить воздух из камеры;
— отвернуть гайку, крепящую вентиль на ободе, и втолкнуть вентиль внутрь шины;
— положить колесо плашмя, встать на покрышку и вдавить ее борт в углубление обода;
— со стороны вентиля отступить примерно на 1/6 окружности обода, поддеть борт покрышки монтажными лопатками и перевести его через край обода;
— передвигая монтажные лопатки вдоль обода, постепенно вывернуть весь борт покрышки через обод наружу, а затем вынуть камеру;
— в случае необходимости тем же способом снять с обода второй борт покрышки.
При монтаже шины на обод необходимо:
— проверить, нет ли посторонних предметов внутри покрышки;
— установить на место ободное резиновое кольцо (флиппер), закрыв головки ниппелей спиц и совместив отверстие под вентиль каморы на кольце и ободе;
— положить колесо плашмя и, поместив часть борта покрышки в углубление обода, с помощью монтажных лопаток натянуть борт покрышки на обод и сдвинуть к противоположной стороне обода;
— присыпав тальком внутреннюю полость, вставить вентиль камеры в отверстие обода и, навернув гайку крепления на конец резьбы вентиля, вложить слегка накачанную камеру внутрь покрышки, тщательно расправив ее;
— вдвинув вентиль в отверстие обода до упора, натянуть на обод часть второго борта покрышки со стороны, противоположной вентилю, придерживая покрышку ногами;
— постепенно перехватывая покрышку руками по окружности в направлении к вентилю, заправить на обод примерно 2/3 борта покрышки;
— прижав заправленную часть покрышки ногами в углублении обода, заправить остальную часть борта покрышки с помощью монтажных лопаток, стараясь не прижимать лопаткой камеру к ободу;
— утопить вентиль в покрышку до навернутой на его конец гайки, подкачать камеру и обстукать покрышку молотком по окружности, пока она не сядет на свое место по всей длине обода;
— затянуть гайку вентиля до упора, накачать камеру до нужного давления, завернуть золотник и навернуть колпачок.
Какие мероприятия необходимо выполнить при демонтаже шины с диска колеса автомобиля
Шины — дорогостоящая продукция. В процессе эксплуатации автомобиля изнашивается несколько комплектов шин. Надежность и долговечность шин во многом зависят от правильной эксплуатации, для чего необходимо
знание «Правил эксплуатации автомобильных шин», являющихся основным документом, регламентирующим работу и обслуживание шин.
Выполнение их обязательно для всех организаций, предприятий и водителей автомобилей.
Правила монтажа и демонтажа шин
Покрышки, камеры и колеса при монтаже должны быть чистыми и сухими. Осмотром необходимо убедиться, что колеса не имеют острых кромок и хорошо окрашены, внутри покрышки нет мелких посторонних предметов. Монтировать их надо на чистом месте. Это особенно важно, если возникла необходимость монтажно-демонтажных работ в путевых условиях. Тогда эти работы нужно вести на разложенном брезенте или принять другие меры, предотвращающие попадание пыли и грязи в шину. Хранившуюся шину при минусовой температуре перед монтажом нужно отогреть до положительной температуры.
Перед монтажом внутреннюю часть покрышки и камеру необходимо пропудрить тонким слоем талька. Покрышка и камера должны соответствовать предназначенному размеру и типу колеса.
Монтажно-демонтажные работы надо проводить, используя специальное оборудование и инвентарь. Недопустимо применять кувалды и тяжелые молотки. В новые покрышки шин рекомендуется монтировать новые камеры.
Борта бескамерной шины, полки и закраины обода надо протирать влажной чистой тряпкой. Монтировать и демонтировать бескамерную шину надо с повышенной осторожностью во избежание повреждения герметизирующего слоя.
Вентиль камерной шины не должен иметь перекосов при собранном колесе. Если шина подверглась балансировке, то вентиль камеры рекомендуется установить против балансировочной метки. Накачивать камерную шину воздухом надо в два приема: сначала накачать шину до номинального давления воздуха или несколько ниже, а затем полностью выпустить воздух, а потом снова накачать шину до номинального давления. Такая последовательность накачивания шины обеспечивает правильное
положение камеры в покрышке без складок и защемлений камеры. Накачивать камерные шины необходимо, не вывертывая золотника.
Для более плотной и надежной посадки бескамерной шины на полки обода давление воздуха сначала рекомендуется довести до более высокого уровня, а затем снизить его до номинального значения.
Рис. 7. Последовательность (I—VI) демонтажа покрышки с обода
Необходимо тщательно следить за состоянием вентиля, не допуская попадания влаги и грязи внутрь. Для предохранения золотника от загрязнения вентили всех камер должны быть снабжены металлическими или резиновыми колпачками.
После того как колесо смонтировано и давление воздуха доведено до номинального, рекомендуется проверить герметичность вентиля смачиванием. Смонтированное и подготовленное к эксплуатации колесо с бескамерной шиной рекомендуется проверить на герметичность погружением его в воду. Если такой возможности нет, то герметичность можно проверить смачиванием водой (лучше мыльной) мест между бортом шины и закраиной обода, а также в месте крепления вентиля.
В соответствии с «Типовыми технологическими картами шиномонтажных работ и технического обслуживания автомобильных шин» рекомендуется определенная последовательность демонтажных работ.
Рис. 8. Последовательность (I—IV) монтажа покрышки на обод
Сначала снимают с обода один борт шины, для чего монтажную лопатку вставляют между ободом и бортом шины и отжимают борт вниз (рис. 7,1) . Затем на расстоянии 10—15 см от первой монтажной лопатки вставляют вторую (рис. 7.11). и отжимают борт шины вниз. Освобождают первую монтажную лопатку и снова, отступив от второй лопатки на 10—15 см, вставляют ее между бортом и ободом и отжимают вниз. И так последовательно по всей окружности шины, пока не будет отжат весь борт.
После того как борт отжат с полки обода, одной монтажной лопаткой, заведенной за край борта шины, опираясь на закраину обода, приподнимают борт шины над ободом (рис. 7.///). Удерживая ее в этом положении, на расстоянии 15—20 см вставляют вторую монтажную лопатку и также выводят часть борта шины за обод (рис. 7.IV). Освобождают первую монтажную лопатку и повторяют операции до полного снятия борта шины. Сняв один борт шины, вынимают камеру, предварительно нажав на вентиль и утопив его внутрь покрышки. Перевертывают колесо с покрышкой обратной стороной и приступают к снятию второго борта покрышки с полки обода таким же образом, отжимая его внутрь колеса. Затем край обода приподнимают рукой, вставляют монтажную лопатку между верхним бортом шины и нижней закраиной обода и выводят обод над бортом покрышки (рис. 7.V). Таким же образом действуют второй монтажной лопаткой на расстоянии 15—20 см от первой (рис. 7.VI). Эти операции повторяют до полного освобождения обода.
Рекомендуется монтировать шину на обод в такой последовательности. Завести часть обода одной стороной за борт покрышки. При этом нужно следить, чтобы по
крышка со стороны, где стоит клеймо с серийным номером, была с лицевой стороны колеса, т. е. со стороны установки декоративного колпака. Затем, разместив монтажную лопатку между краями колеса и покрышки (рис. 8.1), ввести часть борта за закраину колеса. Второй монтажной лопаткой (10—15 см от первой) завести еще часть покрышки за закраину колеса (рис. 8.II). Освобождая первую монтажную лопатку и размещая ее за второй, операции последовательно повторяют до полного ввода борта покрышки за закраину колеса.
После того как один борт покрышки разместился в ручье обода, вставляют камеру. Затем приступают к одеванию второго борта покрышки. Для этого вставляют монтажную лопатку между верхней закраиной обода и •верхним бортом покрышки и нажатием вниз заводят часть борта за закраину (рис. 8.111). Отступив 10—15 см, второй монтажной лопаткой заводят еще часть покрышки (рис. 8.1V). Удерживая вторую монтажную лопатку, освобождают первую, после чего операции повторяются.
ПРАВИЛА МОНТАЖА И ДЕМОНТАЖА ШИН
1 Монтажу подлежат только исправные, чистые, сухие, соответствующие по размерам и типом шины, камеры и ободные ленты, ободья и их элементы.
2 Температура шин, камер, ободных лент должна быть комнатной.
3 Шины подвергаются осмотру, при обнаружении дефектов – не разрешается их монтировать.
4 Новые шины и восстановленные должны быть укомплектованы новыми камерами и ободными лентами.
5 Не допускаются и монтажу колеса при обнаружении в них деформаций, трещин, острых кромок, заусениц, ржавчины в местах контакта их с шиной, разработка крепежных отверстий более кормы.
6 Поверхность обода, обращенная к шине, должна быть покрашена лаком для металла.
7 Проводить балансировку шин и колес при То-2, а также после каждого демонтажа шины.
1 Демонтаж шин, в которых давление выше атмосферного.
2 Исправление положения бортовых и замочных колец в накаченной шине.
3 Демонтаж с автомобиля колес без применения домкратов, применение кувалд при монтажно-демонтажных работах, способных деформировать детали колес.
4 Заменять золотники заглушками.
8 Перед монтажом камеру, шину припудрить тальком или покрыть специальной смазкой.
9 При установке сдвоенных колес необходимо совместить окна дисков обоих колес для возможности доступа к вентилю внутреннего колеса.
10 При монтаже необходимо следить, чтобы обозначение одинарных шин и наружных сдвоенных шин находились с наружи автомобиля, обозначение внутренних шин сдвоенных колес – были обращены к главной передаче.
УХОД ЗА ШИНАМИ В АТП
1 В АТП назначается комиссия для определения пригодности шин к дальнейшей эксплуатации, ремонту, восстановлению протектора, списанию в утиль.
2 При проведении ТО-1 выполняются работы по шинам:
— осмотр шин: удаление застрявших посторонних предметов в протекторе, боковине, между сдвоенными колесами;
— проверяется исправность вентилей, золотников, наличие колпачков;
— определяется пригодность шин к эксплуатации по износу протектора и подбору шин по оси автомобиля;
— осмотр ободьев, проверка крепления колес и их элементов;
— замер давления во всех шинах (в т.ч. запасной) и доводка его до нормы.
3 При выполнении ТО-2 выполняются работы ТО-1, дополнительно производится проверка схождения и развала колес и их балансировка.
4 Перестановка колес производится при выявлении потребности основания для перестановки:
— неравномерный или интенсивный износ рисунка протектора;
— необходимость подбора шин по осям;
— необходимость установки на переднюю ось более надежных шин.
5 Запрещается выпуск на линию автомобилей, если обнаружено:
— установка шин, не рекомендованных размеров и конструкций;
— установка на одну ось радиальных и диагональных шин и шин с разным рисунком протектора;
— при несоблюдении внутреннего давления воздуха в шинах: невозможность его замера;
— износа протектора выше нормы;
— не отремонтированных местных повреждений шин;
— застрявших в боковине, протекторе, между сдвоенными шинами инородных предметов;
— отсутствия колпачков на вентилях;
— установки на легковых автомобилях бескамерных радиальных шин с накладными декоративными боковинами.
6 Не реже одного раза в квартал должна производится проверка давления во всех шинах на автомобилях, выходящих на линию. (Проверка по графику). Данные фиксируются в журнале.
7 При СО выполняется по шинам объем работ ТО-2.
ОБЯЗАННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ ПО УХОДУ ЗА ШИНАМИ
1 Водитель обязан соблюдать правила эксплуатации и ухода за шинами.
2 При получении нового автомобиля, полной или частичной замены шин водитель обязан:
— произвести подбор шин по осям;
— проверить соответствие записей в карточке учета работы шин и расписаться в ней;
— проверить давление в шинах и довести до нормы.
3 При установке запасной шины записать показания спидометра.
4 Сверять раз в месяц показания ручного манометра с показаниями стационарного манометра.
5 Перед выездом на линию обязан:
— довести давление до нормы при утечке воздуха из шины (±0,02 МПа – грузовые; 0,01 МПа – легковые);
— проверить крепление ободьев и колес.
6 Не реже одного раза в неделю проверить давление в шинах.
7 На линии водитель обязан:
— трогаться с места плавно;
— при уводе автомобиля в сторону немедленно остановиться и проверить давление в шинах;
— в труднопроходимых местах снижать скорость;
— не допускать резкого торможения при подъезде к местам остановки и т.д.;
— избегать резких ударов колес о выступающие предметы, не подъезжать вплотную к тротуару;
— не допускать езды с открытыми бортами кузова;
— не допускать длительного буксования колес;
— запрещается использование цепей противоскольжения на дорогах с твердым покрытием.
8 Не допускать перегрузки автомобиля.
9 По возвращению с линии:
— осмотреть шины, ободья, вентили;
— удалить посторонние предметы из протектора;
— снять шины подлежащие ремонту и т.д.
10 При установке новых ошипованных шин произвести их обкатку (0,8-1 тыс. км)
Vа 50 см (чтобы шины не примерзали к дороге);
— после длительной стоянки на открытом воздухе Vа = 10÷15 км/час → 20-25 мин, после чего увеличивать скорость постепенно;
— не оставлять автомобиль с разогретыми шинами на дорогах с уклоном, во избежание его скатывания при образовании ледяной корки на шинах при остывании.
— установка на один автомобиль морозостойких и неморозостойких шин (из-за различного времени их разогрева).
УЧЕТ РАБОТЫ ШИН
1 На каждую шину в АТП заводится карточка учета ее работ, все графы которой должны быть заполнены.
2 Шины учитываются по заводским номерам, допускается выжигание гаражных номеров на плечевом колесе шины «Электроклей мот» глубина выжигания ≤ 1мм.
3 В карточке учета работы шины указывается:
— техническое состояние шины, находящейся на автомобиле;
— средняя высота протектора (графа 6) по двум диаметрально противоположным сечениям.
4 Ежемесячно в карточку вносится фактический пробег по спидометру.
5 Техник по учету шин ежеквартально должен проверять соответствие шин, фактически эксплуатируемых на автомобиле, закрепленных за автомобилем.
6 При снятии шины с эксплуатации (графа 7) в карточку записывается полный пробег, техническое состояние, куда направляется шина.
7 При направлении шины на восстановление или утиль карточка подписывается членами комиссии. В этом случае карточка является актом на списание шины и основанием для выплаты вознаграждения водителя за пробег свыше нормы и сдачи в ремонт.
8 На восстановлении шины заводятся новые карточки учета.
1. Нормы пробега новых, восстановленных и прошедших ремонт шин гарантируются предприятием-изготовителем или шиноремонтным предприятием.
2. При выходе из эксплуатации шин ранее гарантийной нормы, комиссия АТП устанавливает причины выхода шин из строя.