Автомобили без колес: удивительные прототипы
За свою более чем 130-летнюю историю автомобили претерпели множество модификаций. Существует огромное количество разновидностей легковых машин, отличающихся дизайном и формой кузова, габаритами, типами моторов и функциональным назначением. Однако, как бы сильно не различались эти модели, все они похожи в одном: у них есть колеса.
Остальные фундаментальные сходства уже не так очевидны. ДВС давно перестал быть обязательной частью машины. Можно вспомнить автомобили (в основном, конечно, концептуальные) без руля, окон , традиционных фар и даже без салона . Но лучше колеса человечество пока ничего не изобрело.
Разумеется, существуют вполне работоспособные автомобили на гусеничном ходу, но других по-настоящему рабочих вариантов нет.
Тем неменее, LiveCars.Ru удалось подобрать 10 концептуальных автомобилей, не оснащенных колесами. По крайней мере, традиционными.
Что касается метода передвижения Volkswagen Hover car, он уже не кажется таким уж фантастическим, принимая во внимание презентацию рабочего прототипа ховерборда Lexus «> Концепт-кар A360, использующий вместо колес три вращающиеся в любом направлении сферы, был придуман в 2008 году дизайнером по имени Huynh Ngoc Lan»>
В EDAG уверены, что новый подход поможет снять практически все ограничения в конструировании автомобильных кузовов. Однако, пока технология слишком дорога и сложна для того, чтобы запускать ее в серию прямо сейчас»>
Как выглядит машина без колес
На это авто повелся даже Канье Уэст.
Шесть с половиной миллионов – цена обновленного Range Rover Sport. Но сможет ли эта тачка поднять груз весом в тонну, промчаться по болоту и преодолеть ступень высотой в один метр? Я не проверял, но очень вряд ли.
Смиритесь, обыкновенные машины – для сопливых неофитов. Зачем вам кожаный салон, если можно отдать пару сотен баксов голодающим детишкам, а на оставшиеся деньги взять по-настоящему суровое авто. Речь о российско-украинском вездеходе Sherp. На нем можно ездить буквально везде, кроме стандартных дорог.
Тачку придумал обычный мужик без образования
Машина-убийца появилась в начале нулевых. Разработкой первого «Шерпа» занимался питерский самоучка Алексей Гарагашьян. Безумец конструировал идеальное авто для путешествий. Чтобы в нем можно было жить, возить грузы и преодолевать любые препятствия.
Концепцией вездехода заинтересовались украинский бизнесмен Владимир Школьник и его друг Сергей Самохвалов. Они купили «Шерп» и попробовали чудо инженерной мысли в одной из своих экспедиций. Мусорный бачок (первая кличка монстра) постоянно ломался, но его проходимость впечатлила путешественников. Настолько сильно, что в середине 2010-х они открыли производство подобных вездеходов.
Это тачка-амфибия
Первая и основная проблема «Шерпов»: тачка не приспособлена к езде по обычным дорогам. Это к лучшему: ее максимум – жалкие 40 километров в час. Но кому нужны регулируемые перекрестки и скучные правила, если вездеход гоняет по воде? Да еще и с приличной скоростью в шесть километров в час. И даже если что-то пойдет не так, вы едва ли захлебнетесь: герметичный кузов не пропустит жидкость. О глубине можно забыть: машина плывет, а не едет по дну.
Сам «Шерп» весит всего 1800 килограммов, а на официальном сайте можно купить автомобильный прицеп для перевозки вездехода по дорогам общего пользования.
Можно ехать без колес
Счастливые обладатели «Шерпов» задаются одним и тем же вопросом: «Где здесь руль?» Спойлер: его нет. Агрегат управляется при помощи двух рычагов. Дергаешь левый – поворачиваешь налево. Правый – направо.
Отсутствует и педаль тормоза. Чтобы прекратить движение, нужно потянуть на себя оба рычага. Но это не самое главное отличие шерпа от обычного автомобиля. Мусорный бачок Гарагашьяна, в отличие от стандартной тачки, обладает достаточной выносливостью, чтобы ехать без двух колес.
Sherp есть даже у Канье Уэста
Снегоболотоход так и не вылез из категории дорогих игрушек. Чаще всего «Шерпы» покупают рыбаки, охотники и путешественники. С этой тачкой любое хобби больше напоминает игру с чит-кодами. Ты всегда будешь сильнее оппонентов.
Еще несколько странных машин закупили госкомпании и частные коллекционеры. Свой «Шерп» есть даже у рэпера Канье Уэста. Он организовал колонну из вездеходов для презентации новых кроссовок из коллекции Yeezy, а после подарил по «Шерпу» товарищам: рэперу 2 Chainz и попсарю Крису Брауну. Интересно, есть ли у них права тракториста-машиниста категории А2, обязательные для управления вездеходом?
У «Шерпа» есть канадский конкурент
Постсоветский снегоболотоход по-прежнему на вершине пищевой цепочки. Но с каждым годом у «Шерпа» появляется все больше конкурентов. Дерзкие фрэшмены покушаются на звание главного вездехода планеты Земля, а канадский FAT Truck уже назвали убийцей мусорного бачка.
Он выглядит чуть презентабельнее «Шерпа», но создатели «Фэт трака» наверняка вдохновлялись дизайном и концепцией российско-украинской тачки. Заокеанский двойник стоит около десяти миллионов рублей. За эти деньги вам достанется машина-амфибия с камерой заднего вида, кондиционером и, что самое важное, возможностью ездить по дорогам общего пользования. В этом – главное преимущество зарубежного аналога.
Стартап показал «автомобиль без колес» с дистанционным управлением реальной машиной
Стартап Voyage сконструировал «автомобиль без колес», чтобы продемонстрировать технологию удаленного вождения. Ранее компания представила удаленный пульт управления. Теперь Voyage не просто создала программное обеспечение, которое позволяет удаленному оператору направлять автомобиль, но и физический модуль Telessist Pod, где удаленный водитель может находиться для управления транспортным средством.
Got 2 minutes to kill? Nerd out with us by watching our self-driving car navigate:
Wild, unpredictable turkeys
Jaywalking seniors
Roundabouts!
Unprotected turns with limited visibility
All handled 100% autonomously and safely.pic.twitter.com/QkBGEE8hL0
«Чтобы все работало безопасно, это должен был быть автомобиль без колес», — сказал генеральный директор Voyage Оливер Кэмерон. — «У него должны были быть настоящий руль, настоящие педали, настоящие разъемы автомобильного класса и настоящие автомобильные ЭБУ».
I took this photo just over a year ago, just as @voyage Telessist was beginning to take shape.
We found ourselves stuck due to an army of tree trimming vehicles.
Now that Telessist is live, never again will a trip not complete due to the limitations of robots! https://t.co/0WjlWjkwVx pic.twitter.com/RlBoTPVqhM
Инженеры Voyage хотели отразить опыт вождения реального автомобиля как можно точнее. Там отметили, что с игровым рулем получите такую обратную связь было бы невозможно.
Модуль представляет собой металлическую клетку размером с гольфкар. Внутри есть руль, педали газа и тормоза, как в реальной машине. Массив из компьютерных мониторов демонстрирует, что окружает автомобиль.
Зашифрованное беспроводное соединение для передачи данных обеспечивает синхронизацию компонентов в модуле Telessist с их аналогами в реальной машине. Voyage говорит, что задержка в сети составляет менее 100 миллисекунд.
В Voyage отмечают, что предприняли несколько мер предосторожности. Компания объединила пять отдельных сотовых подключений, каждое из которых имеет собственную SIM-карту на другом носителе беспроводной связи, чтобы добиться максимальной надежности. В случае сбоя одной из пяти сетей программное обеспечение автоматически переключается на остальные четыре.
Система под названием Remote Drive Assist готова взять на себя управление, если автомобиль потеряет беспроводное соединение. «Если Remote Drive Assist обнаруживает, что существует вероятность возникновения опасной ситуации во время дистанционного управления транспортным средством, он немедленно приводит автомобиль к безопасной остановке», — говорят в компании.
Третий уровень безопасности обеспечивается высокотехнологичной системой экстренного торможения Shield — Voyage. Это небольшая автономная система, которая помещается впереди автомобиля. Лидар постоянно сканирует дорогу в поисках потенциальных препятствий. Если обнаруживается опасность столкновения, то активируются тормоза и происходит остановка автомобиля. Это означает, что, даже если человек-водитель — или главная система самостоятельного вождения Voyage — допустит ошибку, автомобиль вряд ли столкнется с препятствием.
Несмотря на то, что сегодня многие автомобили имеют технологию экстренного торможения, ни один из современных автомобилей на рынке не обладает лидарным устройством, столь же мощным, как те, которые использует Voyage. Таким образом, технология торможения Voyage может быть значительно более эффективной, чем встраиваемая в обычных автомобилях. Но существуют проблемы ее использования на скоростных автострадах. Например, вероятность того, что при экстренном торможении в автомобиль врежутся следующие за ним транспортные средства.
Однако в Voyage уже нашли свою аудиторию, с учетом того, что его автомобили развивают максимальную скорость 40 км/ч. Их начнут использовать в службе такси в Villages, сообществе пенсионеров во Флориде.
Состояние технологий Почему все автомобили стали выглядеть одинаково
Последние лет 15 люди жалуются, что новые авто стали выглядеть одинаково, а если взглянуть на топ-100 самых красивых машин, то модели, выпущенные с середины 90-х, в нем можно посчитать по пальцам. Редактор «Афиши» побывал в дизайн-центре Ford of Europe и выяснил, почему дела обстоят именно так.
Как разрабатывается дизайн автомобиля
«Многие люди не понимают, чем мы занимаемся. Инженеры думают, что мы играем в бирюльки, наши родители уверены, что мы лепим из пластилина, как маленькие дети, друзья думают, что у нас нескончаемая вечеринка. На самом деле, конечно, наши задачи труднее и скучнее. Разработкой внешнего дизайна автомобиля занимается группа из 5–6 человек под управлением главного дизайнера. Мало кто учится на дизайнера автомобилей. У нас в команде есть мебельный дизайнер, графический дизайнер, но главное условие для всех — специалист должен иметь видение будущего автомобиля.
Здесь, в Кельне (дизайн-центр Ford of Europe в Мерценихе. — Прим. ред.), мы специализируемся на автомобилях малого и среднего класса: Galaxy, Mondeo, Fiesta и Focus. Но обычно разработка проходит в конкурентных условиях: новые машины рисуют в дизайн-офисах Ford по всему миру, а затем из всех проектов выбирают лучший. Мы вовлечены в каждый этап работы над машиной с самого начала до самого конца — от бумажного эскиза до линии сборки. Мы рисуем очень много скетчей. Некоторые рисуют маркером, другие аэрографом, кто-то рисует на цифровом планшете. У нас есть огромные экраны — powerwall, на которые мы можем проецировать свои рисунки, чтобы лучше их воспринимать. Мы также анимируем скетчи, чтобы увидеть, как машина выглядит в движении.
Закончив с набросками, мы приступаем к полноразмерным моделям из пластилина. Это, пожалуй, единственная индустрия, где дизайнерам приходится работать с пластилином. Только так на реальном объекте мы можем изучать изгибы линий модели. Такая объемная модель авто дает совсем другие ощущения восприятия, чем любое, пусть даже трехмерное изображение. Одно дело, если ты видишь картинку, совсем другое — когда ты можешь прогуляться вокруг объекта. Сейчас в этот процесс включаются и цифровые технологии, но в основном это все же ручная работа. Далее мы наносим на пластилин пленку, имитирующую краску, и добавляем детали: дверные ручки, фары и колеса. Специальный материал имитирует затемненные стекла — в общем, мы делаем модель настолько реалистичной, насколько это возможно. На создание модели в масштабе 1:10 уходит около двух недель, весит она около 10 кг; для того чтобы внести финальные правки и сделать модель в реальную величину, дизайнерам необходимо потратить еще два месяца и 1,2 тонны пластилина. Одни только материалы, которые для нее используются, обходятся в 30 000 долларов, в то время как разработка модели целиком стоит 2 млн долларов.
Далее эта модель проходит испытания в аэродинамической трубе, где изучается поведение каждой детали с точки зрения аэродинамики. Далеко не у каждого автопроизводителя есть своя установка для этого, но нам повезло. После тестов мы передаем трехмерные чертежи инженерам, которые говорят, какие элементы и изгибы кузова возможно воплотить в реальной машине, а от каких придется отказаться. Затем мы проверяем модель, чтобы не было никаких щелей и просветов в панелях: все должно выглядеть премиально. Параллельно работают дизайнеры интерьера над тем, как выглядит авто изнутри. Мы, дизайнеры, просто чокнутые на деталях».
Как разрабатывается интерьер автомобиля
«Работа над проектом интерьера начинается с мудборда. Определившись с размерами и параметрами салона, мы решаем, будет ли это классический, спортивный или элегантный стиль. Мы работаем с настроением и стараемся искать вдохновение в самых разных вещах — например, в кроссовках или гоночных куртках: у них много деталей и комбинаций материалов, швов и так далее. Мы часто бываем на индустриальных выставках: очень интересно наблюдать, например, как мебель вдохновляет дизайнеров техники, а техника вдохновляет мебельщиков. Нам важно следить за последними трендами, особенно когда мы определяемся с цветовой палитрой салона и основным цветом. Например, последние три года стали популярны автомобили в коричневых цветах: от светло-коричневого до оттенка темного шоколада. До этого самыми популярными были белые авто.
Важно, чтобы все было гармонично: и цвета, и текстуры, и разные на ощупь поверхности. Мы работаем на полноразмерном макете салона авто — здесь мы смотрим, как все сочетается. Это наша песочница, где мы играем с материалами, цветами и деталями. Бывает, что мы по 10 раз на дню просим изменить цвет того или иного элемента. Малейшие нюансы полностью меняют ощущение всего интерьера. На этом же макете мы проводим демонстрацию для нашего менеджмента. Но самое сложное — дать каждому отдельному элементу машины название и код цвета и текстуры. По этому детальному брифу затем выполняется наш заказ, после чего все проверяется отделом качества.
Работая на глобальный рынок, важно угодить вкусам каждого. Возьмем, к примеру, Apple — почему всем так нравится айфон? Он существует всего в нескольких цветах, но это очень эмоциональный продукт. В своей работе я также всегда стараюсь попасть в эти эмоции. Только тогда продукт понравится людям. Но каждый отдельный регион требует чего-то особенного. Например, в Турции и Израиле из-за жаркого климата популярны светлые интерьеры машин, но в Германии и Британии никому они не нужны. Для разных стран важны разные ощущения. Например, американцы любят что-то более броское и предпочитают мягкие на ощупь сиденья — как плюшевый мишка. Европейцы любят сухие твердые текстуры. Зернистость поверхности, твердость, блеск или его отсутствие, контраст в ощущениях от материала — все это создает ощущение качественной вещи. Однако у нас есть возможность сделать только один продукт — и ошибиться нельзя.
Дизайн панели Ford Focus был разработан в 2008–2009 годах; конечно, мы попытались ее «причесать», сделать менее загруженной, также мы старались разбавить ее материалами, более соответствующими новому времени. При разработке интерьера многое упирается в деньги: у меня есть определенный бюджет, за рамки которого я не могу выйти. И это всегда очень трудно. Например, я думаю: «Стоит потратить еще пару долларов», — но у меня их просто нет. Тогда я иду на компромисс: решаю использовать, например, меньше строчек, зато беру кожу более высокого качества. Всегда приходится искать баланс, торговаться, как на базаре».
Почему же одни автомобили выглядят круто, а другие нет
Эрнесто Рупар: «Мой бывший босс говорил, что есть три главные вещи в автомобильном дизайне: пропорции, пропорции и пропорции. Они могут быть плохими, если, например, перед или зад машины слишком длинный. Важную роль играют колеса — они должны быть пропорциональны общему объему. Конечно, важна и форма кузова. Предыдущие модели Ford Focus были более плоские, без особых изгибов, — не такие интересные. Капот раньше казался плоским, также боковые стекла у Focus, как и у всех современных машин, стали уже. Мы можем заставить машину выглядеть круче — опустить ее, а можем, наоборот, приподнять посадку, как у внедорожника».
«Одна из аксиом автомобильного дизайна состоит в том, что колеса автомобиля должны быть выделены визуально, чтобы весь объем опирался на них, — это то, что связывает машину с землей. Чем крепче эта опора, тем больше к ней доверия. Обратите внимание, что гоночные автомобили всегда выглядят гораздо круче: у них намного более мощные моторы, и для улучшения ходовых качеств машины ставят большие, широко расставленные колеса (в случае переизбытка мощности маленькие колеса будут прокручиваться, к тому же в диск большего диаметра можно установить более эффективные тормоза)».
Эрнесто Рупар: «Конечно, при работе, например, над шоукаром у нас, дизайнеров, полная свобода. Мы делаем все что захотим; над нами нет инженеров — и нет таких жестких рамок по стоимости компонентов. Но я думаю, что на самом деле люди любят смотреть на такие красивые автомобили, но вовсе не обязательно хотят их приобрести. Все предпочитают практичные вещи, которые можно использовать каждый день, соответствуют потребностям и окажутся по карману. Даже если у кого-то есть деньги на концепт-кары и спорткары, их не так охотно покупают. На таких машинах некомфортно просто поехать в отпуск или в магазин, поэтому большинство выбирает что-то попроще».