Как подключить самостоятельно зарядное устройство к аккумулятору автомобиля
Все мы знаем, что АКБ является очень важным составляющим элементом в автомобиле. Она даёт энергию, необходимую для запуска двигателя. Благодаря ей становится возможной работа электрических элементов и узлов при заглушенном ДВС. От её качества и состояния зависит, заведёте ли вы свою машину морозным зимним утром. На какой срок без опаски оставите железного друга на стоянке, уезжая в длительную командировку, и многое другое. Но какой бы надёжной ни была ваша АКБ, вечно без подзарядки работать она не сможет. Генератор не способен полноценно поддерживать её жизнедеятельность. Так, например, при нерегулярной эксплуатации автомобиля в зимнее время года или после долгосрочного хранения происходит постепенная разрядка, что может отразиться на запуске двигателя в самый неудачный момент. Любой накопитель требует периодической подзарядки. Не следует допускать его разрядки в ноль.
В данной статье мы разберём, как подключить зарядное устройство к аккумулятору автомобиля, и всё, что с этим связано.
Подключение зарядного устройства авто к аккумулятору: подготовка
Перед зарядкой необходимо определить, к какой из двух категорий относится ваша АКБ:
- Обслуживаемые – имеют доступ к банкам, в которых находится электролит. Здесь следует заранее проверить его уровень и при отсутствии долить дистиллированную жидкость. Если ваш опыт не позволяет произвести подобную процедуру, то лучше обратитесь к специалисту. Также необходимо проверить, присутствует ли на аккумуляторе отверстие для отвода газов. Если его нет, открутите все крышки (это удобнее сделать пятирублёвой монетой).
- Необслуживаемые – не требуют такого пристального внимания, но они и не ремонтопригодны. В них нет крышечек и, соответственно, доступ к электролиту закрыт. В любом случае необходимо ознакомиться с инструкцией от производителя.
Следующим шагом станет выбор места. Требуется помещение с хорошей вентиляцией, чтобы выделяемый водород тут же удалялся.
Проследите, чтобы поблизости не было горючих жидкостей. Помните, водород взрывоопасен!
В зависимости от конфигурации вашего ЗУ (смотрите инструкцию производителя) зарядка производится с демонтажем АКБ (снимаем провод «минус», а потом «плюс») или прямо под капотом. В обоих случаях нам нужно определить заземлённую клемму (как правило, минусовая). Клеммы помечены знаками +/-, что, соответственно, означает положительную и отрицательную полярность. При этом плюсовой провод красный, а минусовой – чёрный.
Последний шаг в подготовке – уберите с поверхности пыль и грязь, а клеммы при необходимости зачистите наждачной бумагой.
Какие параметры нужно выставить на зарядном устройстве
Сначала разберём существующие типы ЗУ. Они делятся следующим образом:
- Автоматические. Не требуют постоянного внимания, самостоятельно уменьшают напряжение.
- С неизменным напряжением. Сила тока регулируется вручную.
- С неизменным током. Напряжение меняется регулятором. Необходимо следить, чтобы электролит не закипел.
При настройке силы тока вручную используем следующие значения: 1/10 от ёмкости АКБ. Если ёмкость равна 100 Ач, то заряд выставляем 100 Ач/10. Рекомендуется производить зарядку непрерывно не менее 12–14 часов.
По окончании процесса обесточиваем приборы и отсоединяем провода от клемм в последовательности: сначала минус и только потом плюс.
Как подключить зарядку к аккумулятору – полярность прежде всего!
Практически все автомобилисты знают, как подключить зарядное устройство к аккумулятору, но мы всё же остановимся на этой теме подробнее. Любая незначительная ошибка здесь может повлечь за собой большие проблемы. Действуем пошагово:
- Убеждаемся, что место соответствует технике безопасности.
- Определяем полярность!
- Отсоединяем провода автомобиля от АКБ: сначала красный провод, потом чёрный.
- Выкручиваем крышки банок (если нет газоотвода). При этом избегайте попадания электролита в глаза и на открытые участки кожи.
- Подсоединяем чёрный провод к минусовой клемме, а затем красный к плюсовой.
- Выставляем необходимое напряжение (желательно минимальное, иначе вы сокращаете срок службы батареи).
Многие считают, что нет ничего проще, как подключить зарядник к аккумулятору автомобиля, и при этом не страшно перепутать полярность. Среди водителей ходят легенды, что это даже полезно. Действительно, известен способ реанимирования мёртвой батареи путём смены полярности. Специалисты называют такую операцию «переполюсовкой». Для этого батарею разряжают в ноль, а затем, не давая перегреваться выше 60 градусов, под напряжением 14,2–14,8 В и током в 2 А производят зарядку. Красный провод крепится к минусовой клемме, а чёрный – к плюсовой.
Также существует понятие «двойной переполюсовки». Для этого сопротивлением снимают первый заряд и продолжают зарядку обычным способом.
Но у обоих методов есть огромный минус. Они не дают гарантий восстановления механизма. Никогда не применяйте эти способы без крайней нужды, иначе рискуете испортить работающую вещь. Кроме того, есть опасность загубить проводку автомобиля.
Таким образом, зная, как правильно подключить зарядное устройство к аккумулятору, вы обезопасите себя и свой автомобиль.
На что обращать внимание при заряде аккумулятора
После того как вы подключили зарядное устройство к аккумулятору, не стоит оставлять его надолго без присмотра. Подобная халатность может привести к пожароопасной ситуации! Для избежания подобных неприятностей рекомендуем обратить внимание на следующие нюансы:
- Необходимо следить, чтобы температура не поднималась выше нормы. Это может привести к выкипанию жидкости.
- Уровень электролита не должен оставаться неизменным.
- Нельзя допускать нахождения в рабочей зоне горючих жидкостей и захламления пространства.
- Нужно держать приборы на отдалении друг от друга (на длину всего провода) и не располагать их один над другим.
Знание правил о том, как подключить зарядное устройство для автомобильного аккумулятора, никогда не будет лишним, а применение современных умных девайсов сведёт любой риск к минимуму.
Как понять, что батарея заряжена полностью
Конечно, очень важно знать, как правильно подключить зарядку к аккумулятору машины, но иногда важнее уметь определять, когда её нужно отсоединить. Чаще всего для заряда достаточно 12–14 часов, но всегда есть исключения из правил.
Для определения степени заполнения ёмкости присутствуют специальные индикаторы, меняющие цвет в зависимости от величины заряда. Так индикатор, горящий красным, показывает, что прибор разряжен, а яркий зелёный цвет говорит о хорошем напряжении. Помимо этого, степень наполнения накопителя можно определить следующим образом:
- На поверхности электролита появляются пузырьки – такой процесс называют кипением. Здесь раствор переходит в газообразное состояние. Если у него не будет возможности выйти через газоотвод или открытые крышки, то возможен взрыв агрегата.
- На ЗУ тоже есть свой индикатор. На одних это несколько загорающихся лампочек, на других шкала и так далее. Вариантов может быть много (читайте инструкцию производителя). На самодельные приспособления автолюбители устанавливают амперметры. Они позволяют не только отслеживать, но и контролировать уровень заряда. А современные электронные девайсы делают это автоматически.
- Если вы не доверяете штатным показателям, то можно воспользоваться специальным прибором, например, вольтметром.
Теперь вы знаете, как подключить зарядное устройство к аккумулятору, какие правила необходимо соблюдать, чего нужно опасаться и как пользоваться зарядным устройством для аккумулятора. Помните, что правильный уход и своевременная подзарядка отведут от вас лишние неприятности и сберегут деньги.
Stoavtomaster.ru
Как заряжать автомобильный аккумулятор зарядным устройством
Как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством — вопрос которым часто задаются начинающие автолюбители. Для этой цели и создан этот пост-инструкция, в котором вы ознакомитесь с небольшим рейтингом аккумуляторов. Также узнаете, как часто заряжать, проверять и подготавливать аккумулятор к зарядке. Ведь соблюдение этих несложных правил по эксплуатации, гарантия бесперебойной работы аккумулятора.
Рейтинг аккумуляторов для автомобиля
Все многообразие авто-аккумуляторов можно разделить на три группы:
- Эконом-класс. При изготовлении пластин таковых АКБ используется сурьма — для улучшения формовки. Однако такая добавка впоследствии сказывается на эксплуатационных характеристиках: требуется подзарядка после длительного простоя авто, постоянная доливка воды. Еще один существенный минус — низкий пусковой ток.
- Средняя цена. Пластины «минус» производят с добавлением кальция: пусковой ток становится выше, но самозаряд — ниже. Это так называемые малообслуживаемые модели, что не требуют от владельца постоянного контроля за уровнем электролита. Еще один плюс — медленное «старение» устройства.
- Премиум-класс. АКБ, не нуждающиеся в обслуживании: кальциевые пластины, отсутствие пробок на крышках. Их отличают низкие показатели самозаряда, весьма продолжительный период службы. Самые дорогие аккумуляторы в категории — те, где вместо сурьмы или кальция использовалось серебро.
С учетом вышеобозначенных ценовых и качественных категорий, вот рейтинг АКБ:
- Mutlu Calcium Silver 7 (от 7000 рублей). Премиум-класс. Устройство от турецкого изготовителя соответствует европейским стандартам качества. Батарея с продолжительным сроком работы — более 5 лет. К достоинствам относят увеличенный холодный пуск (до 34 %), уменьшенный при нерабочем положении самозаряд. АКБ подходит для авто, «нашпигованных» всевозможной электроникой. Главные плюсы: отличное соотношение «цена/качество», возможность эксплуатации в холодном состоянии, емкость в 110 А-ч, длительный срок службы.
- Varta Silver Dynamic (от 11000 рублей) Премиум-класс. Настоящее немецкое качество: запатентованная высоконадежная решетка, гарантия коррозионной защиты. Модель подходит для ТС без систем остановки и пуска. В серии — 11 вариантов моделей, различных по емкости, току холодной прокрутки. Главные плюсы: большой срок службы, увеличенная мощность, большое число вариаций, емкость 110 А-ч. Минус — сравнительно большая стоимость.
- Exide Excell (от 5500 рублей). Средняя цена. Емкость — 60 А-ч, плюс 15 % к пусковой мощности, возможность самостоятельного контроля за уровнем электролита в ячейках. Устройство применяется практически для всех автомобилей. По сроку службы данного АКБ достаточное число положительных отзывов. Главные плюсы: универсальность, длительное время работы, увеличенная пусковая мощность.
- Bosch S4 Asia (от 7000 рублей). Средняя цена. Специальная версия для ТС от азиатских производителей. В зависимости от модели серии, емкость такого аккумулятора составляет 60-95 А-ч. Что касается тока холодного старта, он варьируется от 540-830 А-ч. Главные плюсы: емкость АКБ, гарантированное качество, вариативность моделей.
- Tyumen Battery Asia (от 3000 рублей). Эконом-класс. Емкость — 45 А-ч, напряжение — 12 В, европейский тип клемм. Показатели тока холодного пуска — на уровне 590 А. По отзывам покупателей, ОЕМ-элементы могут похвастаться сравнительно длительным периодом эксплуатацией. Главные плюсы модели: доступная цена, компактных размеры, возможность холодного пуска. Минус один — мало популярность изготовителя.
Как часто заряжать аккумулятор автомобиля
При плюсовой температуре с нормально функционирующим АКБ нет проблем: завести двигатель можно при его зарядке на 50 %. Однако при минусовой температуре емкость агрегата может резко упасть в 1,5-2 раза. Более того, эксплуатация автотранспорта зимой подразумевает короткие поездки, работу энергоемких устройств для подогрева тех же сидений или зеркал. Это также увеличевает нагрузки на АКБ. В результате АКБ не успевает ни получить должной зарядки от генератора, ни компенсировать понесенные энергопотери.
Поэтому требуется полная подзарядка АКБ методом подключения к зарядному устройству. Ее осуществляют минимум один раз в год перед наступлением холодов. Какого-то предельного ежегодного числа зарядок автомобильной батареи нет. Однако если АКБ часто «просит» подзарядку, это станет предвестником серьезных поломок: не проходит заряд с генератора при передвижении авто, нарушился баланс воды и кислоты при выкипании.
Проверка автомобильного аккумулятора
Существует несколько надежных самостоятельных методов проверки аккумулятора транспортного средства на исправность.
Первый способ — с помощью измеряющего напряжение мультиметра. Это сравнительно недорогое устройство, чья стоимость начинается от 300 рублей. В работе более удобен цифровой, нежели стрелочный мультиметр.
Сначала напряжение измеряется при заведенном моторе. Оптимальная величина: 13,5-14 В. Если показатель более 14,2 В, это говорит о следующем:
- низкий заряд батареи;
- функционирование генератора в усиленном режиме.
Если показатель, напротив, на уровне 13-13,4 В, можно говорить, что АКБ по тем или иным причинам не заряжается :
- перестал работать генератор;
- окислились контакты батареи.
Затем напряжение измеряют уже при неработающем двигателе:
- 11,8-12 В: аккумулятор разрядился, необходимо прикуривание.
- 12,5-13 В: нормальное значение, батарея заряжена.
- 12,9 В: заряд от 90 %.
- 12,5 В: заряд от 50 %.
- 12,1 В — заряд от 10 %.
Еще один проверочный способ: включают двигатель, но оставляют неработающими энергоемкие приборы. Нормальное напряжение в данной ситуации — 13,6 В. Затем активируют ближний свет, плеер, кондиционер — с каждым включением напряжение должно падать на 0,1-0,2 В. Если значение выше, значит, генератор перестал работать во всю мощь либо вышли из строя щетки. При всех работающих потребителях напряжение не должно понижаться за пределы 12,8-13 В. Иначе же требуется замена АКБ на новый.
Следующая проверка аккумулятора — при подключении нагрузочной вилки. Ее подсоединяют примерно на 5 секунд, не забыв соблюсти полярность:
- Нормальные цифры в начале измерения: 12-13 В.
- К концу 5-й секунды: более 10 В.
Если же к окончанию замера показатель упал ниже 9 В, есть смысл заменить АКБ на новую.
Опытные автовладельцы не рекомендуют доверять бортовым компьютерам: они часто показывают неверный уровень заряда. Так как вольтметры в этом случае подключены не напрямую к АКБ, в результате потерь выводятся меньшие, чем на самом деле цифры.
Как подготовить аккумулятор к зарядке
Разряженный аккумулятор следует подготовить к зарядке:
- Снять АКБ с авто. Если времени мало, требуется отсоединить минус-проводок, тем самым отключив элемент от бортовой сети.
- Хорошенько почистить клеммы, убрав окись и смазку.
- Протереть аккумуляторную батарею снаружи чистой и мягкой материей. Оптимальный вариант — смочить перед этим ткань в 10 %-м растворе соды или «нашатыря».
- Снять заглушки, открутить пробки на «банках» батареи. Это позволит обеспечить свободный уход электролитных паров, избавит от лишнего давления.
- Проверить электролит в «банках». Если его меньше нормы, долить дистиллированную воду в объеме, покрывающем пластины.
Зарядное устройство для аккумулятора автомобиля
Перед приобретением ЗУ (зарядное устройство), определяют тип АКБ:
- Для свинцовых и гелиевых — специальные ЗУ.
- Для остальных — универсальные ЗУ.
Затем определяются с емкостью аккумулятора, измеряемой в А-ч. Чем она больше, тем дольше придется заряжать батарею. И тем более мощный нужно приобретать ЗУ, чтобы зарядка не растянулась на сутки. Тут учитывается следующее:
- Большая доля зарядников — с током зарядки 6 А. Данный показатель подойдет для АКБ, чья емкость в пределах 60-70 А-ч.
- Если у вас внедорожник, большегрузное ТС, потребуется ЗУ уже с током 18 А.
Опытные автолюбители предпочитают ЗУ с плавающим регулированием, которое позволяет в авто режиме по мере зарядки снижать ток вдвое. Когда же батарея заряжается на все сто, зарядник самостоятельно отключается. Такая мера не только ускоряет процедуру, но и позволяет восстановить заряд полностью — до 100 %. Если функции автоматического снижения тока нет, то владельцу придется самому следить за процессом, чтобы исключить возможность перезарядки.
Можно выделить также характеристики «идеального» ЗУ для автомобиля:
- 12 или 24 В. Для легкового достаточно 12 В.
- Наличие автоматического режима.
- Пуско-зарядное устройство, способное запустить двигатель даже в отсутствие АКБ.
- Универсальность — возможность зарядки гелиевых, кальциевых и серебряных батарей.
- Возможность проверки как емкости, так и работоспособности АКБ.
- Включение режима десульфатации.
- Возможность программируемой зарядки.
Как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством
Зарядка аккумулятора транспортного средства, в целом, несложная процедура: требуется, соблюдая полярность подсоединить провода от ЗУ к клеммам АКБ, после поставить вилку зарядника в розетку. Основных методик две — постоянным током (более эффективная, но требует контроля на каждом этапе процедуры) и постоянным напряжением (более простая, но с ее помощью АКБ «наполняется» не более чем на 80 %).
Перед тем как приступать к зарядке аккумулятора автотранспорта, помните, что это химический процесс, сопровождаемый выделением взрывоопасной кислородно-водородной смеси. Поэтому не забывайте о простых правилах безопасности:
- Проводить процедуру в проветриваемом пространстве.
- Не разводить открытый огонь, не выполнять параллельно работы, сопровождаемые искрением.
- При невозможности снятия АКБ отсоединить хотя бы минусовой проводок — а лучше оба.
Зарядка постоянным током
Процедуру проводят по алгоритму:
- Устанавливают ток примерно в 10 % от установленной емкости АКБ: если емкость аккумулятора 70 А-ч, то ток не более 7 А.
- Проводят зарядку до тех пор, пока показатели на батарейных клеммах не станут равняться 14,3-14,4 В.
- Снижают ток в 2 раза (в примере с 7 А — до 3,5 А) и продолжают подзарядку. Это мера помогает сделать интенсивность кипения менее существенной.
- Продолжают следить за показателями: как только цифры на клеммах возрастут до 15 В, еще раз снижают ток в 2 раза.
- Заряжают АКБ до тех пор, пока показатели перестанут варьироваться.
При обращении к данному способу аккумуляторный элемент получится целиком зарядить за 10-12 часов.
Зарядка постоянным напряжением
Это более простой способ: устанавливают напряжение величиной 14,4-14,5 В и ожидают должной зарядки. Как свидетельствует практика, на это уходит до 24 часов, однако АКБ восполняется примерно лишь на 80 %.
Ускоренная зарядка АКБ
Автолюбителям известно также несколько способов ускоренной подзарядки аккумуляторного элемента.
Зарядка от ЗУ. Ток настраивают строго на максимум: при полной разрядке АКБ это безопасно. В таком случае напряжение на выходе будет равняться 15 В. Ток в начале будет оставаться на нуле — постепенный рост показателя будет говорить о начале зарядки. Как только цифры начнут немного увеличиваться, ЗУ отключают, после быстро поворачивают ключ зажигания. Двигатель запустится, а АКБ начнет заряжаться уже от генератора.
Применение бустера. Так называют портативные механизмы для аварийного запуска — небольшие аккумуляторы, способные передать заряд основной АКБ. Тут есть два способа:
- Подключение к прикуривателю. Это самые маленькие, но и самые низко эффективные бустеры.
- Прямое подключение к батарее с помощью «крокодилов». АКБ будет заряжаться без запуска зажигания.
Пользоваться бустером несложно: плюсовую клемму помощника подключают к АКБ, после чего соединяют «массы» и ожидают примерно 10-15 минут.
И самый традиционный способ — «прикуривание». Для него нужны провода с качественными клеммами, с сечением не менее 1 см2. Инструкция такова:
- Авто-донор подгоняют как можно ближе, двигатель не глушат.
- Первым делом подсоединяют плюсовой провод: первую клемму — на пустой АКБ, вторую — на полный.
- Затем подсоединяют «массу»: первую клемму на полный АКБ, вторую — на пустой. Важно не забывать об этой обратной последовательности.
При «прикуривании» стоит помнить и о таких правилах:
- Для подзарядки достаточно 10-15 минут, после двигатель можно заглушить.
- Не нужно пытаться завести «питающуюся» машину, пока мотор «донора» еще работает.
- В случае дизельных и инжекторных автомобилей, зажигание можно выключить до того, как выключится двигатель «донора».
Почему окисляется клемма аккумулятора правая или левая
В большинстве случаев окисляются обе клеммы вместе в результате естественных процессов. Чтобы противостоять этому, нужно устраивать следующее:
- Регулярно чистить АКБ.
- Контролировать уровни жидкостей, уровень заряда.
- Устанавливать под клеммы войлочные, пропитанные маслом шайбы.
Но при этом иногда окисляется или правая, или левая клемма. Последствия здесь такие же, если бы окислились обе — затрудненное проведение энергии, рост сопротивления, затрудненный пуск ТС. Причины следующие:
- Окисление «минуса». Следствие низкого уровня заряда АКБ — нужно скорее произвести подзарядку.
- Окисление «плюса». Это следствие указывает уже на перезарядке АКБ. Понять ее причину можно, обратившись к профессиональной диагностике.
Нужно ли заряжать новый аккумулятор для автомобиля
Далеко не все автолюбители знают, что есть случае, в которых требуется подзарядка даже нового, только что приобретенного АКБ. После покупки обязательно проверьте время изготовления. Если с даты производства прошло более 6 месяцев, то АКБ требуется зарядить с помощью ЗУ. Можно предварительно проверить уровень заряда:
- напряжение 12,6-12,9 В — зарядка не нужна;
- менее 12,5 В — требуется подзарядка;
- менее 11,9 В — батарея разряжена полностью.
Установка незаряженной новой батареи оборачивается самыми разными неприятностями. Чаще всего пластины частично покрываются сульфатом, в результате чего становится невозможной самостоятельная очистка зарядом от генератора. В более редких случаях генератор не может зарядить неполную батарею до нужного уровня, когда подключено слишком много энергопотребителей. Поэтому при короткой поездке легко можно «убить» не полностью заряженную новую АКБ.