Сборка двигателя трактора МТЗ
Установка ТНВД, форсунок, трубок высокого и низкого давления
Привалочная плита ТНВД Д-245, 240, 243 должна быть чистой; забоины и другие повреждения плиты не допускаются.
Прокладка топливного насоса не должна иметь видимых повреждений.
Шлицевой фланец шестерни топливного насоса должен свободно, без заеданий, находить на шлицы втулки валика ТНВД.
Болты крепления фланца шестерни топливного насоса должны быть затянуты моментом 18. 25 Нм.
На дизель МТЗ должны устанавливаться форсунки одной группы.
Уплотнительные прокладки со стороны прилегания к форсункам надо смазать солидолом УС-1 ГОСТ 33-51.
Болты крепления форсунок затянуть моментом 20. 25 Нм.
Трубки высокого давления должны быть закреплены на расстоянии 10. 15 мм от накидных гаек хомутиками с прокладками.
Трубки низкого давления топлива перед установкой на двигатель продуть сжатым воздухом.
Установка масляного насоса и корпуса насоса рулевого усилителя
Перед установкой масляного насоса Д-240, 245, 243 проверить легкость вращения шестерен.
Направляющие штифты масляного насоса должны плотно входить в отверстия крышки первого коренного подшипника.
Под болты крепления масляного насоса установить стопорные шайбы.
Боковой зазор между зубьями шестерен привода масляного насоса должен быть в пределах 0,1. 0,65 мм.
Болты крепления отводящего патрубка к масляному насосу и блоку цилиндров должны быть затянуты моментом 15. 25 Нм.
Корпус насоса рулевого усилителя перед установкой промыть и продуть сжатым воздухом.
Боковой зазор между зубьями зубчатых колес привода гидронасосов должен быть в пределах 0,08. 0,20 мм.
Корпус привода гидронасоса после установки на дизель должен быть закрыт крышкой с прокладкой.
Масляный насос, поступивший на сборку мотора, должен быть обкатан и испытан.
Установка масляного картера
В канавки опоры масляного картера перед сборкой должны быть установлены уплотнители.
Перед установкой масляного картера Д-243, 240, 245 следует подрезать выступающие концы прокладки между крышкой распределения и плоскостью блока.
Плоскость прилегания масляного картера к блоку перед установкой прокладки необходимо смазать в трех местах пастой УЗОМ ГОСТ 13489-79.
Забоины и вмятины шириной более 0,1 мм на обработанных поверхностях масляного картера не допускаются.
Установка маслоприемника
Перед установкой маслоприемник должен выдержать гидравлическое испытание дизельным топливом или испытание воздухом под давлением 0,1±0,02 МПа. Течь, подтекание или просачивание воздуха по месту соединения патрубка и фланца не допускаются.
Наплывы и неровности после сварки должны быть зачищены.
Установка центробежного масляного фильтра (центрифуги)
Сопрягаемые поверхности блока и центрифуги не должны иметь забоин и других повреждений.
Сопрягаемые поверхности перед установкой центрифуги протереть чистой салфеткой.
На прокладке центрифуги не должно быть надрывов и неровностей.
Болты крепления центрифуги затянуть до отказа, предварительно поставив уплотнительные прокладки.
Установка заднего листа, корпуса сальника и маховика
Задний лист должен плотно сидеть на штифтах, запрессованных в блок цилиндров.
Задний лист и плоскость сопряжения с картером, а также поверхность маховика и фланца коленчатого вала протереть чистой салфеткой.
Паронитовые прокладки заднего листа и корпуса манжеты перед установкой на штифты смазать пастой УЗОМ с обеих сторон.
Сопрягаемые поверхности маховика и фланца коленчатого вала тракторов МТЗ не должны иметь забоин, заусенцев и других повреждений.
Болты крепления маховика следует затягивать равномерно в несколько приемов. Окончательная затяжка болтов крепления маховика должна быть проведена моментом 180. 200 Нм.
Установка передней опоры и шкива коленчатого вала
Шкив коленчатого вала протереть чистой салфеткой.
На посадочных и рабочих поверхностях опоры дизеля и шкива коленчатого вала не должно быть забоин и заусенцев.
Болт крепления шкива коленчатого вала должен быть затянут моментом 240. 280 Нм.
Установка водяного насоса в сборе и термостата
Валик водяного насоса Д-245, 240, 243 должен плавно вращаться от усилия руки без заеданий крыльчатки.
Прокладка водяного насоса не должна иметь надрывов и расслоений. Перед установкой на водяной насос прокладка должна быть смазана с обеих сторон пастой УЗОМ.
На плоскости сопряжения корпуса термостата с головкой цилиндров не должно быть механических повреждений.
Перед установкой корпуса термостата поверхность сопряжения с головкой цилиндров протереть чистой салфеткой.
Прокладка корпуса термостата перед установкой должна быть смазана с обеих сторон пастой УЗОМ.
Водяной насос до установки на дизель должен пройти испытания на стенде ОР 18003-07.
Установка генератора, вентилятора и ремня привода водяного насоса
Ручьи шкивов генератора и водяного насоса должны располагаться в плоскости ручьев шкива коленчатого вала с допустимым отклонением ±1,5 мм.
На сопрягаемых поверхностях шкива водяного насоса и крестовины вентилятора забоины и заусенцы не допускаются.
Порядок установки генератора и натяжения ременного привода описан в руководстве по эксплуатации двигателя.
Установка стартера
Сопрягаемые поверхности стартера и заднего листа не должны иметь забоин и заусенцев.
Сопрягаемые поверхности стартера и заднего листа протереть чистой салфеткой.
Зазор между поверхностью стартера и задним листом не допускается.
Установка компрессора
Установочные штифты, запрессованные в крышку распределения, должны иметь плотную посадку.
Прокладка компрессора должна быть ровной, без разрывов и расслоений.
Предварительную затяжку болта штуцера маслопровода и болтов крепления компрессора следует производить не более чем на 3 нитки.
Установка муфты сцепления МТЗ
При установке двигателей ММЗ на тракторы используются различные типы и конструкции муфт сцепления.
Основные технические требования к установке и балансировке этих муфт приведены ниже. Балансировку муфт сцепления необходимо производить на испытательных стендах с упругой подвеской при отключенном приводе.
Во время проведения замеров мотор должен работать устойчиво на постоянной частоте вращения коленчатого вала 1800 мин -1.
Характеристика муфт сцепления, применяемых на дизелях ММЗ Д-240, 245, 243
На каком дизеле используется: Д-243, Д-245.5/.5С
Модель трактора: МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-892, МТЗ-1025
Количество дисков (ведомых) — 1
На каком дизеле используется: Д-245
Модель трактора: МТЗ-890, МТЗ-92П, МТЗ-920
Количество дисков (ведомых) — 2
Технические требования к установке и балансировке муфт сцепления Д-245, 240, 243
Момент затяжки элементов крепления муфты к маховику, Нм / Колебание плоскостности установки лапок, мм, не более / Допустимый дисбаланс, гсм, не более / Момент затяжки балансировочных грузов, Нм
240-1005009СБ — 70-90 / 0,8 / 300 / 18-25
240-1005009-БСБ — 70-90 / 0,3 / 300 / 18-25
240-1005009-ВСБ — 45-52 / 0,2 / 300 / 18-25
240-1005009-ГСБ — 70-90 / 0,3 / 300 / 18-25
240-1005009-ДСБ — 70-90 / 0,3 / 300 / 18-25
245-1005009-БСБ — 70-100 / 0,8 / 300 / Грузы отсутствуют
245-1005009-ВСБ — 30-34 / Не регулируется / 300 / 18-25
245-1005009-ГСБ — 70-100 / 0,3 / 300 / 18…25
245-1005009-ДСБ — 30-34 / Не регулируется / 300 / 18-25
245-1005009-ЕСБ — 43-55 / Не регулируется / 250 / 18-25
245-1005009-ЖСБ — 68-85 / Не регулируется / 400 / 18-25
245-1005009-ЗСБ — 45-50 / Не регулируется / 300 / 8-10
Обкатка двигателя МТЗ
Дизели после текущего ремонта должны пройти обкатку в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации.
В процессе обкатки необходимо контролировать показания манометра давления масла в системе смазки, которое на прогретом до 75. 95 С двигателе должно быть 0,25..0,35 МПа при номинальной частоте вращения и не менее 0,08 МПа — при минимальной частоте вращения.
Давление масла следует регулировать с помощью регулировочной пробки сливного клапана центрифуги.
Легкое дымление прогретого дизеля не является браковочным признаком, если при его работе в течение 5 мин после снятия нагрузки не наблюдается выброс масла в выпускном патрубке.
В процессе обкатки не допускаются: подтекание и каплеобразование масла, охлаждающей жидкости и дизельного топлива через прокладки и резьбовые соединения; выход газов из-под фланцев выпускного коллектора и через прокладку головки цилиндров; посторонние стуки и шумы в механизмах.
Обнаруженные в процессе обкатки неисправности должны быть устранены.
Как собрать мотор мтз
При текущем ремонте тракторов основное содержание работ состоит в снятии неисправных агрегатов и установке на трактор новых или отремонтированных.
При этом придерживаются следующих основных принципов: трактор, агрегат, сборочную единицу разбирают в пределах, необходимых для выявления и устранения причин отказов и неисправностей; агрегаты и сборочные единицы снимают в тех случаях, когда без этого невозможно устранить неисправность.
У тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 базой, на которой смонтированы все агрегаты, является полурамный остов. Он образован передней полурамой для установки дизеля и соединенными между собой агрегатами трансмиссии. Поэтому разборка трактора на агрегаты включает следующие основные виды работ: разъединение остова и снятие агрегатов. Для разборки применяют специальные устройства и приспособления, позволяющие производить надежную установку и снятие, поддомкрачивание, разъединение и раскатку составных частей трактора. Демонтаж и монтаж агрегатов осуществляют специальными схватками и траверсами с помощью кран-балки, электрической или ручной тали.
Необоснованная разборка трактора и его агрегатов нарушает приработку деталей и сокращает срок их службы, поскольку после каждой разборки скорость изнашивания возрастает.
Если внешним осмотром трактора устанавливают видимые без разборки механизма трещины, изломы, забоины, изгибы, вмятины и другие дефекты, влияющие на работоспособность трактора, а при снятии агрегатов обнаруживают, что техническое состояние смежных механизмов требует замены или ремонта ряда деталей, то агрегаты подвергают необходимой разборке, а детали — дефектации. Дефектацию деталей выполняют после промывки, когда на поверхностях хорошо видны следы износов, сколы, трещины, задиры и царапины. Изношенные детали осматривают, а затем проверяют их форму и размеры соответствующими измерительными инструментами и приборами. При этом делают заключение о целесообразности замены или ремонта. Чтобы установить, возможен ли ремонт детали или нужно ее заменить, иногда проверяют взаимодействие детали с другой сопряженной с ней деталью, например, вала с шестерней или вала с корпусом.
Деталь заменяют в том случае, если в результате износа ее размеры нарушают работоспособность механизма или вызывают его интенсивное изнашивание.
Конструкция трактора такова, что часть агрегатов можно заменить без дополнительных разборочных операций, а часть требует предварительных демонтажных работ.
Так, без предварительной разборки можно снять воздухоочиститель 12, центробежный маслоочиститель 7, генератор 6, насос и распределитель гидросистемы, пусковой двигатель 17 (или стартер), компрессор 14, вал отбора мощности 9, раздаточную коробку 24, промежуточную опору карданного вала 23 (трактора МТЗ-82), переднюю ось или ведущий мост 21 (рис. 1.1).
Рис. 1.1 Схема размещения агрегатов на тракторах МТЗ-80, МТЗ-82:
а—вид справа; б — вид слева; в — вид справа (МТЗ-82);
1 — водяной радиатор; 2 — масляный радиатор; 3 — гидроусилитель (руля; 4 — водяной насос; 5 — масляный насос; 6 — генератор; 7 — центробежный маслоочиститель; 8 — корпус сцепления и понижающего редуктора; 9 — вал отбора мощности; 10 — пневмопереходник; 11— гидроцилиндр задней навески; 12 — воздухоочиститель; 13 — головка цилиндров; 14 — компрессор; 15 — топливный насос; 16 — дизель (МТЗ-80Л, МТЗ-82Л); 17 — пусковой двигатель; 18 — задняя навеска; 19 — коробка передач; 20 — редуктор пускового двигателя; 21 — передний ведущий мост; 22 — карданный вал; 23 — промежуточная опора карданного вала; 24 — раздаточная коробка
Для снятая других агрегатов нужно демонтировать детали капота (рис. 1.2—1.4), оперения или кабину, тяги, гидравлические трубопроводы, электроарматуру. При снятом капоте можно демонтировать водяной 1 и масляный 2 радиаторы (рис. 1.5, 1.6), гидроусилитель руля 3, -водяной насос 4, дизель 16, головку цилиндров 13, передний мост 21 (см. рис. 1.1).