Меню

Как собрать двигатель зил 131

Устройство

V-образные двигатели ЗИЛ — восьми-цилиндровые, карбюраторные, четырехтакт­ные с двухрядным расположением цилинд­ров. Угол между рядами цилиндров равен- 90°. Выпуск двигателей был впервые освоен на заводе в 1964 г. Двигатели (рис. 1 и 2) устанавливают на грузовых автомоби­лях ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.

На базе большой группы основных дета­лей единого размера, таких, как блок ци­линдров, коленчатый вал, его подшипники,, шатуны, детали газораспределительного ме­ханизма, удалось создать семейство короткоходных двигателей, способных работать в самых тяжелых условиях. Комплектуя блок цилиндров гильзами с внутренним диа­метром 100 мм, получают двигатель с рабо­чим объемом 6 л, а гильзами с внутренним диаметром 108 мм — двигатель с рабочим объемом 7 л. Ход поршня в обоих случаях равен 95 мм.

Семилитровые двигатели носят название ЗИЛ-375 и используются на грузовых авто­мобилях Уральского автомобильного завода.

Основные параметры V-образных двигате­лей:

Основные отличия двигателей на изображениях ЗИЛ-130 (рис. 3, 4), ЗИЛ-131 (рис. 5, 6). Заводской номер двигателя выбит на спе­циальной площадке, расположенной на верх­нем торце блока цилиндров, в передней пра­вой части. Кроме того, номер выбит на за­водской табличке, расположенной на под­ставке сиденья с правой стороны.

Двигатель ЗИЛ 131

Многие автолюбители встречались с ЗИЛ 131. Это, по большей части, военный грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки грузов и пассажиров. Но, существует много модификаций этого транспортного средства, поэтому он нашёл себя и на гражданке, как автомобиль специального назначения, или обычный грузовик.

Технические характеристики

Двигатель ЗИЛ 131 имеет схожую конструкцию со своим старшим братом 157-м. Технические характеристики 131-го значительно улучшились, мощности стало больше, а конструктивные недочёты прошлого были исправлены.

Итак, рассмотрим технические характеристики двигателя ЗИЛ 131:

Наименование Технические характеристики
Марка ЗИЛ
Модель 131
Объем двигателя 6,0 литра (5969 см куб)
Мощность двигателя 150
Конфигурация V8
Расположение Рядный, продольный
Расход 49,5 литра на каждые 100 км пробега
Количество цилиндров 8
Количество клапанов 16
Диаметр поршня 100 мм
Охлаждение Жидкостное
Топливо Бензин (газ — как дополнительное оборудование)
Система питания Карбюратор
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Вес мотора 490 кг

Все ЗИЛ 131 двигатель оснащались 5-ти ступенчатой механической коробкой переключения передач. Также, раздаточная коробка двухступенчатая. Передаточные числа: 1 передача — 2,08; 2 передача — 1,00. Главная передача ведущих мостов — двойная, передаточное число — 7,34.

Обслуживание

Обслужить мотор достаточно просто. Межсервисный интервал составляет 15 000 км. При проведении технического обслуживания меняется моторное масло и центробежного маслянного фильтра.

Каждое ТО — это целый комплекс операций направленных на сохранение технического состояния автомобиля. Что же входит в техническое обслуживание двигателей серии ЯМЗ 236:

  1. Замена масла.
  2. Регулировка клапанного механизма.
  3. Замена фильтров. Так, в зависимости от модификации мотора могут быть или не быть следующие фильтрующие элементы: фильтр тонкой и грубой очистки масла, фильтрующий элемент для грубой и тонкой очистки топлива, воздушный фильтр.
  4. Другие операции, направленные на техническое обслуживание силового агрегата.

Неисправности и ремонт

Ни что не вечно, и так силовой агрегат ЗИЛ 131 также имеет свойство выходить со строя. Конечно, поточные ремонты — это хорошо, но есть неисправности, которые встречаются практически на каждом двигателе с маркировкой 131. Рассмотрим основные неисправности и методы их устранения.

Читайте также:  Капитальный ремонт двигателя saab

Основные технические неисправности мотора, которые наиболее часто встречаются:

Признак неисправности Причина неисправности Метод устранения
1. Двигатель не пускается или плохо пускается при исправной работе стартера Нет топлива в поплавковой камере карбюратора Продуть топливопроводы, проверить работу игольчатого клапана карбюратора, топливный насос
Переобогащена рабочая смесь по вине водителя Продуть цилиндры, провернуть коленчатый вал двигателя стартером (не более 5 … 10 с) при полностью открытых дроссельных и воздушной заслонках
Не закрывается воздушная заслонка Проверить работу воздушной заслонки и устранить неисправность
Засорились жиклёры Промыть жиклёры в ацетоне, затем продуть воздухом
2. Двигатель работает с перебоями или быстро останавливается на режиме холостого хода Поплавковая камера карбюратора медленно заполняется топливом Промыть игольчатый клапан карбюратора, продуть топливные магистрали, промыть топливный фильтр грубой очистки топлива
Не открываются дроссельные заслонки при закрытии воздушной заслонки Отрегулировать работу рычага привода дроссельных заслонок
Не отрегулированы винты качества, и количества горючей смеси карбюратора Отрегулировать карбюратор на режиме холостого хода
Засорились жиклёры системы холостого хода карбюратора Промыть жиклёры системы холостого хода в ацетоне и продуть их воздухом
Просачивается воздух между фланцем карбюратора и фланцем впускного трубопровода Подтянуть крепление карбюратора. При повторении дефекта заменить прокладку
3. Внезапная остановка двигателя Прекращение подачи топлива Установить причину прекращения подачи топлива и устранить ее
4. Двигатель не развивает полной мощности Не отрегулированы зазоры в клапанном механизме Отрегулировать зазоры
Переобогащена рабочая смесь из-за дефектов игольчатого клапана или негерметичности поплавка карбюратора Промыть игольчатый клапан карбюратора в ацетоне
Отогнуть рычаг поплавка и установить требуемую высоту уровня топлива в поплавковой камере или заменить поплавок
Неправильно работает привод клапана экономайзера Проверить и, если требуется, отрегулировать момент включения клапана экономайзера
Переобедненная рабочая смесь, засорены жиклёры Промыть жиклёры в ацетоне, затем продуть воздухом
Засорены топливопроводы и топливный фильтр Прочистить трубопроводы. Заменить фильтр тонкой очистки топлива
Рано срабатывает ограничитель частоты вращения Отрегулировать ограничитель частоты вращения
Неполностью открываются воздушная или дроссельные заслонки карбюратора Отрегулировать тягами открытие заслонок
Засорен воздушный фильтр Промыть воздушный фильтр
5. Стуки в двигателе Большой зазор между клапанами и коромыслами Отрегулировать зазоры в клапанном механизме
Детонационное сгорание Залить топливо с необходимым октановым числом, удалить нагар в камерах сгорания, установить правильно угол опережения зажигания
6. Повышенный расход топлива при эксплуатации Повышен уровень топлива в поплавковой камере карбюратора Устранить негерметичность игольчатого клапана или отрегулировать положение иглы
Неисправна топливоподающая система. Течь в местах соединений, дефект мембраны топливного насоса Устранить течь. Заменить мембрану топливного насоса
Засорённость воздушного фильтра Промыть воздушный фильтр

Вывод

Устройство и ремонт силового агрегата ЗИЛ 131 предоставленное в статье является поверхностным. Двигатель ЗИЛ 131 стал легендой целой эпохи, но и на этот момент продолжает эксплуатироваться в полной мере. Ремонтируется и обслуживается движок зачастую своими руками, а поэтому его относительно выгодно содержать.

Единственным серьёзным недостатком является высокий расход, что бьёт по расходам владельца.

ЗИЛ 131

Содержание материала

СИЛОВОЙ АГРЕГАТ (вид справа)

1 — коробка отбора мощности лебедки 2 — коробка передач 3 — рычаг включения лебедки 4 — рычаг коробки передач 5 — выпускной газопровод 6 — свеча зажигания 7 — головка блока цилиндров 8 — воздушный фильтр 9—электромагнитный клапан подачи топлива в пусковой подогреватель 10 — топливный бачок пускового подогревателя 11 — компрессор привода тормозов и централизованной накачки шин 12—воронка котла пускового подогревателя 13 — ремень привода компрессора 14 — водяной насос системы охлаждения двигателя 15—бачок насоса гидроусилителя рулевого привода 16 — вентилятор системы охлаждения 17 — трехручьевой шкив на валу водяного насоса и вентилятора 18—ремень привода насоса гидроусилителя и вентилятора 19 — крышка распределительных шестерен 20 — шкив коленчатого вала 21 — ремень привода генератора и вентилятора 22 — блок цилиндров двигателя 23 — масляный картер двигателя 24 — генератор 25 — сливной кран котла 26 — котел пускового подогревателя 27 — масляный насос системы смазки двигателя 28 — сцепление 29 — болт крепления задней опоры к раме 30 — подушка задней опоры двигателя 31 — кронштейн задней опоры 32 — болт крепления картера сцепления к кронштейну задней опоры 33 — защитный колпак верхней резиновой подушки 34 — кронштейн рамы для крепления задней опоры

ДВИГАТЕЛЬ (продольный разрез)

1 — пробка сливного отверстия 2 — маслоприемник насоса 3 — масляный картер 4 — крышка переднего коренного подшипника 5 — шестерня привода распределительного вала, 2=26 6 — коленчатый вал 7 — храповик для пусковой рукоятки 8 — шкив коленчатого вала 9 — сальник носка коленчатого вала 10 — крышка распределительных шестерен 11 — шестерня распределительного вала, 2 = 52 12 — валик привода центробежного датчика ограничителя оборотов 13 — установочная метка 14 — центробежный датчик ограничителя оборотов 15 — указатель установки зажигания 16 — распределительный вал 17 — упорный фланец распределительного вала 18—штанга привода топливного насоса 19 — блок цилиндров двигателя 20 — головка блока цилиндров 21 — крышка головки блока 22 — штанга толкателя 23 — поршень 24 — впускной клапан 25 — выпускной клапан 26 — коромысло привода клапана 27 — ось коромысел клапанов 28 — впускной газопровод 29 — болт крепления головки блока и стойки коромысел клапанов 30 — распорная пружина коромысел 31 — тарелка пружины клапана 32 — болт крепления головки блока 33 — пружина клапана 34 — свеча зажигания 35 — зубчатый венец маховика 36 — картер маховика и сцепления 37 — нижняя крышка картера маховика и сцепления 38 — маховик коленчатого вала 39 — пробка для слива масла 40—шплинт для прочистки отверстия вентиляции 41 —герметизирующий щиток 42—крышка заднего коренного подшипника 43 — гильза цилиндра 44 — шатун 45 — толкатель клапана 46 — перегородка отражения волн масла

Двигатель ЗИЛ-131 внутреннего сгорания, четырехтактный, карбюраторный, верхнеклапанный, 8-ми цилиндровый, двухрядный. Цилиндры расположены под углом 90°. Рабочий объем цилиндров — 6 л. Степень сжатия 6,5.

ДВИГАТЕЛЬ (поперечный разрез)

1 — маслоприемник насоса 2 — маслозаборная трубка к насосу 3 — масляный картер двигателя 4 — нижняя секция насоса 5—верхняя секция насоса 6 — канал в блоке для забора масла 7 — ведущий вал масляного насоса 8 — сливной кран рубашки блока 9 — валик привода масляного насоса и распределителя зажигания 10 — блок цилиндров двигателя 11 —головка блока цилиндров 12 — пружина клапана 13 — коромысло привода клапана 14 — крышка головки блока 15—выпускной клапан 16—корпус привода распределителя 17—впускной газопровод 18 — карбюратор 19 — центробежный фильтр очистки масла 20—фильтр тонкой очистки топлива 21 — распределитель зажигания 22 — ось коромысел клапанов 23 — трубка указателя уровня масла 24 — указатель уровня масла 25 — направляющая втулка клапана 26 — впускной клапан 27 — свеча зажигания 28 — толкатель клапана 29 — выпускной газопровод 30 — гильза цилиндра 31 — поршень 32 — шатун 33 — распределительный вал 34 — коленчатый вал двигателя 35 — крышка шатуна 36 — картер сцепления 37 — нижняя крышка картера сцепления 38 — перегородка отражения волн масла

Порядок работы двигателя.

ГОЛОВКА БЛОКА. ГАЗОПРОВОДЫ

1 — головка блока цилиндров 2 — отверстия под болты крепления головки блока 3 — фланец крепления выпускного газопровода 4 — прокладка головки блока 5 — направляющие втулки клапанов 6 — шпилька крепления кронштейна насоса гидроусилителя рулевого привода 7 — отверстия под болты крепления головки блока и стойки коромысел клапанов 8 — шпилька крепления крышки головки блока 9 — болты крепления головки блока 10 — прокладка крышки головки блока 11 — крышка головки блока 12 — прокладка впускного газопровода 13—концевые прокладки впускного газопровода 14—впускной газопровод 15—отверстие для крепления корпуса клапана вентиляции картера двигателя 16 — штуцер трубки системы вентиляции 17 — площадка для установки карбюратора 18 — площадка крепления патрубка радиатора 19—площадка для установки маслоналивной горловины 20 — канал системы охлаждения 21 — каналы впускного газопровода 22 — замочное кольцо направляющей втулки 23 — седло клапана 24 — свечное отверстие 25 — выпускной газопровод 26 — прокладка выпускного трубопровода 27 — хомут выпускного газопровода 28 — прокладка хомута 29 — стяжной болт хомута

1 — уплотняющие кольца гильзы 2 — гильза цилиндров 3 — вставка гильзы 4 — прокладка крышки подшипника 5 — набивка сальника крышки 6—нижняя крышка картера сцепления 7 — прокладка крышки картера сцепления 8—картер сцепления 9 — герметизирующий щиток 10 — площадка для крепления масляного насоса 11 — крайние отверстия под болты крепления головки блока 12 — площадке для крепления масляного фильтра 13 — штифт для установки головки блока 14 — средние отверстия под болты крепления головки блока 15 — чугунный блок цилиндров двигателя 16 — площадка для установки впускного газопровода 17 — крышка распределительных шестерен 18 — прокладка крышки 19 — крышка переднего коренного подшипника 20 — прокладка масляного картера 21 — масляный картер двигателя 22 — нижняя часть масляного картера 23 — пробка сливного отверстия 24 — прокладка пробки 25 — крышка промежуточного коренного подшипника 26 — крышка заднего коренного подшипника 27 — уплотнитель крышки

Для защиты от проникновения охлаждающей жидкости резьбовые отверстия двух средних рядов крепления головок к блоку и прокладку головки блока с двух сторон промазывают невысыхающей уплотнительной пастой У-20А.

Adblock
detector