Устройство
V-образные двигатели ЗИЛ — восьми-цилиндровые, карбюраторные, четырехтактные с двухрядным расположением цилиндров. Угол между рядами цилиндров равен- 90°. Выпуск двигателей был впервые освоен на заводе в 1964 г. Двигатели (рис. 1 и 2) устанавливают на грузовых автомобилях ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.
На базе большой группы основных деталей единого размера, таких, как блок цилиндров, коленчатый вал, его подшипники,, шатуны, детали газораспределительного механизма, удалось создать семейство короткоходных двигателей, способных работать в самых тяжелых условиях. Комплектуя блок цилиндров гильзами с внутренним диаметром 100 мм, получают двигатель с рабочим объемом 6 л, а гильзами с внутренним диаметром 108 мм — двигатель с рабочим объемом 7 л. Ход поршня в обоих случаях равен 95 мм.
Семилитровые двигатели носят название ЗИЛ-375 и используются на грузовых автомобилях Уральского автомобильного завода.
Основные параметры V-образных двигателей:
Основные отличия двигателей на изображениях ЗИЛ-130 (рис. 3, 4), ЗИЛ-131 (рис. 5, 6). Заводской номер двигателя выбит на специальной площадке, расположенной на верхнем торце блока цилиндров, в передней правой части. Кроме того, номер выбит на заводской табличке, расположенной на подставке сиденья с правой стороны.
Двигатель ЗИЛ 131
Многие автолюбители встречались с ЗИЛ 131. Это, по большей части, военный грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки грузов и пассажиров. Но, существует много модификаций этого транспортного средства, поэтому он нашёл себя и на гражданке, как автомобиль специального назначения, или обычный грузовик.
Технические характеристики
Двигатель ЗИЛ 131 имеет схожую конструкцию со своим старшим братом 157-м. Технические характеристики 131-го значительно улучшились, мощности стало больше, а конструктивные недочёты прошлого были исправлены.
Итак, рассмотрим технические характеристики двигателя ЗИЛ 131:
Наименование | Технические характеристики |
Марка | ЗИЛ |
Модель | 131 |
Объем двигателя | 6,0 литра (5969 см куб) |
Мощность двигателя | 150 |
Конфигурация | V8 |
Расположение | Рядный, продольный |
Расход | 49,5 литра на каждые 100 км пробега |
Количество цилиндров | 8 |
Количество клапанов | 16 |
Диаметр поршня | 100 мм |
Охлаждение | Жидкостное |
Топливо | Бензин (газ — как дополнительное оборудование) |
Система питания | Карбюратор |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Вес мотора | 490 кг |
Все ЗИЛ 131 двигатель оснащались 5-ти ступенчатой механической коробкой переключения передач. Также, раздаточная коробка двухступенчатая. Передаточные числа: 1 передача — 2,08; 2 передача — 1,00. Главная передача ведущих мостов — двойная, передаточное число — 7,34.
Обслуживание
Обслужить мотор достаточно просто. Межсервисный интервал составляет 15 000 км. При проведении технического обслуживания меняется моторное масло и центробежного маслянного фильтра.
Каждое ТО — это целый комплекс операций направленных на сохранение технического состояния автомобиля. Что же входит в техническое обслуживание двигателей серии ЯМЗ 236:
- Замена масла.
- Регулировка клапанного механизма.
- Замена фильтров. Так, в зависимости от модификации мотора могут быть или не быть следующие фильтрующие элементы: фильтр тонкой и грубой очистки масла, фильтрующий элемент для грубой и тонкой очистки топлива, воздушный фильтр.
- Другие операции, направленные на техническое обслуживание силового агрегата.
Неисправности и ремонт
Ни что не вечно, и так силовой агрегат ЗИЛ 131 также имеет свойство выходить со строя. Конечно, поточные ремонты — это хорошо, но есть неисправности, которые встречаются практически на каждом двигателе с маркировкой 131. Рассмотрим основные неисправности и методы их устранения.
Основные технические неисправности мотора, которые наиболее часто встречаются:
Признак неисправности | Причина неисправности | Метод устранения |
1. Двигатель не пускается или плохо пускается при исправной работе стартера | Нет топлива в поплавковой камере карбюратора | Продуть топливопроводы, проверить работу игольчатого клапана карбюратора, топливный насос |
Переобогащена рабочая смесь по вине водителя | Продуть цилиндры, провернуть коленчатый вал двигателя стартером (не более 5 … 10 с) при полностью открытых дроссельных и воздушной заслонках | |
Не закрывается воздушная заслонка | Проверить работу воздушной заслонки и устранить неисправность | |
Засорились жиклёры | Промыть жиклёры в ацетоне, затем продуть воздухом | |
2. Двигатель работает с перебоями или быстро останавливается на режиме холостого хода | Поплавковая камера карбюратора медленно заполняется топливом | Промыть игольчатый клапан карбюратора, продуть топливные магистрали, промыть топливный фильтр грубой очистки топлива |
Не открываются дроссельные заслонки при закрытии воздушной заслонки | Отрегулировать работу рычага привода дроссельных заслонок | |
Не отрегулированы винты качества, и количества горючей смеси карбюратора | Отрегулировать карбюратор на режиме холостого хода | |
Засорились жиклёры системы холостого хода карбюратора | Промыть жиклёры системы холостого хода в ацетоне и продуть их воздухом | |
Просачивается воздух между фланцем карбюратора и фланцем впускного трубопровода | Подтянуть крепление карбюратора. При повторении дефекта заменить прокладку | |
3. Внезапная остановка двигателя | Прекращение подачи топлива | Установить причину прекращения подачи топлива и устранить ее |
4. Двигатель не развивает полной мощности | Не отрегулированы зазоры в клапанном механизме | Отрегулировать зазоры |
Переобогащена рабочая смесь из-за дефектов игольчатого клапана или негерметичности поплавка карбюратора | Промыть игольчатый клапан карбюратора в ацетоне | |
Отогнуть рычаг поплавка и установить требуемую высоту уровня топлива в поплавковой камере или заменить поплавок | ||
Неправильно работает привод клапана экономайзера | Проверить и, если требуется, отрегулировать момент включения клапана экономайзера | |
Переобедненная рабочая смесь, засорены жиклёры | Промыть жиклёры в ацетоне, затем продуть воздухом | |
Засорены топливопроводы и топливный фильтр | Прочистить трубопроводы. Заменить фильтр тонкой очистки топлива | |
Рано срабатывает ограничитель частоты вращения | Отрегулировать ограничитель частоты вращения | |
Неполностью открываются воздушная или дроссельные заслонки карбюратора | Отрегулировать тягами открытие заслонок | |
Засорен воздушный фильтр | Промыть воздушный фильтр | |
5. Стуки в двигателе | Большой зазор между клапанами и коромыслами | Отрегулировать зазоры в клапанном механизме |
Детонационное сгорание | Залить топливо с необходимым октановым числом, удалить нагар в камерах сгорания, установить правильно угол опережения зажигания | |
6. Повышенный расход топлива при эксплуатации | Повышен уровень топлива в поплавковой камере карбюратора | Устранить негерметичность игольчатого клапана или отрегулировать положение иглы |
Неисправна топливоподающая система. Течь в местах соединений, дефект мембраны топливного насоса | Устранить течь. Заменить мембрану топливного насоса | |
Засорённость воздушного фильтра | Промыть воздушный фильтр |
Вывод
Устройство и ремонт силового агрегата ЗИЛ 131 предоставленное в статье является поверхностным. Двигатель ЗИЛ 131 стал легендой целой эпохи, но и на этот момент продолжает эксплуатироваться в полной мере. Ремонтируется и обслуживается движок зачастую своими руками, а поэтому его относительно выгодно содержать.
Единственным серьёзным недостатком является высокий расход, что бьёт по расходам владельца.
ЗИЛ 131
Содержание материала
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ (вид справа)
1 — коробка отбора мощности лебедки 2 — коробка передач 3 — рычаг включения лебедки 4 — рычаг коробки передач 5 — выпускной газопровод 6 — свеча зажигания 7 — головка блока цилиндров 8 — воздушный фильтр 9—электромагнитный клапан подачи топлива в пусковой подогреватель 10 — топливный бачок пускового подогревателя 11 — компрессор привода тормозов и централизованной накачки шин 12—воронка котла пускового подогревателя 13 — ремень привода компрессора 14 — водяной насос системы охлаждения двигателя 15—бачок насоса гидроусилителя рулевого привода 16 — вентилятор системы охлаждения 17 — трехручьевой шкив на валу водяного насоса и вентилятора 18—ремень привода насоса гидроусилителя и вентилятора 19 — крышка распределительных шестерен 20 — шкив коленчатого вала 21 — ремень привода генератора и вентилятора 22 — блок цилиндров двигателя 23 — масляный картер двигателя 24 — генератор 25 — сливной кран котла 26 — котел пускового подогревателя 27 — масляный насос системы смазки двигателя 28 — сцепление 29 — болт крепления задней опоры к раме 30 — подушка задней опоры двигателя 31 — кронштейн задней опоры 32 — болт крепления картера сцепления к кронштейну задней опоры 33 — защитный колпак верхней резиновой подушки 34 — кронштейн рамы для крепления задней опоры
ДВИГАТЕЛЬ (продольный разрез)
1 — пробка сливного отверстия 2 — маслоприемник насоса 3 — масляный картер 4 — крышка переднего коренного подшипника 5 — шестерня привода распределительного вала, 2=26 6 — коленчатый вал 7 — храповик для пусковой рукоятки 8 — шкив коленчатого вала 9 — сальник носка коленчатого вала 10 — крышка распределительных шестерен 11 — шестерня распределительного вала, 2 = 52 12 — валик привода центробежного датчика ограничителя оборотов 13 — установочная метка 14 — центробежный датчик ограничителя оборотов 15 — указатель установки зажигания 16 — распределительный вал 17 — упорный фланец распределительного вала 18—штанга привода топливного насоса 19 — блок цилиндров двигателя 20 — головка блока цилиндров 21 — крышка головки блока 22 — штанга толкателя 23 — поршень 24 — впускной клапан 25 — выпускной клапан 26 — коромысло привода клапана 27 — ось коромысел клапанов 28 — впускной газопровод 29 — болт крепления головки блока и стойки коромысел клапанов 30 — распорная пружина коромысел 31 — тарелка пружины клапана 32 — болт крепления головки блока 33 — пружина клапана 34 — свеча зажигания 35 — зубчатый венец маховика 36 — картер маховика и сцепления 37 — нижняя крышка картера маховика и сцепления 38 — маховик коленчатого вала 39 — пробка для слива масла 40—шплинт для прочистки отверстия вентиляции 41 —герметизирующий щиток 42—крышка заднего коренного подшипника 43 — гильза цилиндра 44 — шатун 45 — толкатель клапана 46 — перегородка отражения волн масла
Двигатель ЗИЛ-131 внутреннего сгорания, четырехтактный, карбюраторный, верхнеклапанный, 8-ми цилиндровый, двухрядный. Цилиндры расположены под углом 90°. Рабочий объем цилиндров — 6 л. Степень сжатия 6,5.
ДВИГАТЕЛЬ (поперечный разрез)
1 — маслоприемник насоса 2 — маслозаборная трубка к насосу 3 — масляный картер двигателя 4 — нижняя секция насоса 5—верхняя секция насоса 6 — канал в блоке для забора масла 7 — ведущий вал масляного насоса 8 — сливной кран рубашки блока 9 — валик привода масляного насоса и распределителя зажигания 10 — блок цилиндров двигателя 11 —головка блока цилиндров 12 — пружина клапана 13 — коромысло привода клапана 14 — крышка головки блока 15—выпускной клапан 16—корпус привода распределителя 17—впускной газопровод 18 — карбюратор 19 — центробежный фильтр очистки масла 20—фильтр тонкой очистки топлива 21 — распределитель зажигания 22 — ось коромысел клапанов 23 — трубка указателя уровня масла 24 — указатель уровня масла 25 — направляющая втулка клапана 26 — впускной клапан 27 — свеча зажигания 28 — толкатель клапана 29 — выпускной газопровод 30 — гильза цилиндра 31 — поршень 32 — шатун 33 — распределительный вал 34 — коленчатый вал двигателя 35 — крышка шатуна 36 — картер сцепления 37 — нижняя крышка картера сцепления 38 — перегородка отражения волн масла
Порядок работы двигателя.
ГОЛОВКА БЛОКА. ГАЗОПРОВОДЫ
1 — головка блока цилиндров 2 — отверстия под болты крепления головки блока 3 — фланец крепления выпускного газопровода 4 — прокладка головки блока 5 — направляющие втулки клапанов 6 — шпилька крепления кронштейна насоса гидроусилителя рулевого привода 7 — отверстия под болты крепления головки блока и стойки коромысел клапанов 8 — шпилька крепления крышки головки блока 9 — болты крепления головки блока 10 — прокладка крышки головки блока 11 — крышка головки блока 12 — прокладка впускного газопровода 13—концевые прокладки впускного газопровода 14—впускной газопровод 15—отверстие для крепления корпуса клапана вентиляции картера двигателя 16 — штуцер трубки системы вентиляции 17 — площадка для установки карбюратора 18 — площадка крепления патрубка радиатора 19—площадка для установки маслоналивной горловины 20 — канал системы охлаждения 21 — каналы впускного газопровода 22 — замочное кольцо направляющей втулки 23 — седло клапана 24 — свечное отверстие 25 — выпускной газопровод 26 — прокладка выпускного трубопровода 27 — хомут выпускного газопровода 28 — прокладка хомута 29 — стяжной болт хомута
1 — уплотняющие кольца гильзы 2 — гильза цилиндров 3 — вставка гильзы 4 — прокладка крышки подшипника 5 — набивка сальника крышки 6—нижняя крышка картера сцепления 7 — прокладка крышки картера сцепления 8—картер сцепления 9 — герметизирующий щиток 10 — площадка для крепления масляного насоса 11 — крайние отверстия под болты крепления головки блока 12 — площадке для крепления масляного фильтра 13 — штифт для установки головки блока 14 — средние отверстия под болты крепления головки блока 15 — чугунный блок цилиндров двигателя 16 — площадка для установки впускного газопровода 17 — крышка распределительных шестерен 18 — прокладка крышки 19 — крышка переднего коренного подшипника 20 — прокладка масляного картера 21 — масляный картер двигателя 22 — нижняя часть масляного картера 23 — пробка сливного отверстия 24 — прокладка пробки 25 — крышка промежуточного коренного подшипника 26 — крышка заднего коренного подшипника 27 — уплотнитель крышки
Для защиты от проникновения охлаждающей жидкости резьбовые отверстия двух средних рядов крепления головок к блоку и прокладку головки блока с двух сторон промазывают невысыхающей уплотнительной пастой У-20А.