Меню

Как слить воду с двигателя зил

Как слить воду с двигателя зил

ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

Система охлаждения двигателя ЗИЛ-131

Система охлаждения двигателя ЗИЛ-131 — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

В прогретом двигателе охлаждающая жидкость засасывается из радиатора в водяной насос и под определенным давлением по двум нагнетающим патрубкам насоса подается в левый и правый блоки цилиндров и, проходя через окна в межцилиндровых перегородках, охлаждает гильзы цилиндров.

Через отверстия в привалочных поверхностях блока и головки и в прокладке между ними охлаждающая жидкость проходит в головки. Указанные отверстия расположены так, чтобы можно было подвести жидкость к наиболее нагретым частям головок — патрубкам выпускных клапанов и гнездам свечей — и ввести в головки основную часть охлаждающей жидкости у задних торцов головок.

Это обеспечивает дальнейшее продольное движение жидкости от заднего к переднему торцу головок. Затем охлаждающая жидкость по каналам во впускной трубе проходит к патрубку термостата и в радиатор.

Рис.30. Система охлаждения ЗИЛ-131

Продольное движение жидкости в головках обусловлено наличием дозирующей вставки 11 (рис. 30), установленной в задних водоотводящих каналах впускного трубопровода. Наличие отверстия во вставке ограничивает количество охлаждающей жидкости, проходящей через задние водоотводящие каналы во впускной трубе, до величины, обеспечивающей необходимый подогрев топливной смеси в каналах впускной трубы.

Водяной насос ЗИЛ-131 (рис. 31) — центробежный, установлен на переднем торце блока цилиндров.

Перед заправкой смазочным материалом полости подшипников водяного насоса нужно предварительно отвернуть пробу 2, закрывающую контрольное отверстие. Заправку надо проводить до появления свежего смазочного материала из контрольного отверстия, после чего резьбовую пробку следует установить на место.

Рис. 31. Водяной насос (помпа) ЗИЛ-131

Привод вентилятора и водяного насоса осуществляется от шкива коленчатого вала двумя ремнями. При этом передний ремень охватывает шкив генератора, а второй ремень охватывает шкив насоса гидроусилителя рулевого привода.

Натяжение ремней регулируется перемещением генератора и насоса гидроусилителя рулевого привода. При нормальном натяжении прогиб каждого ремня между шкивом вентилятора и натяжным шкивом ,под действием усилия 40 Н (4 кгс) должен быть в пределах 8—14 мм (рис. 32). От шкива вентилятора приводится в действие компрессор.

Рис. 32. Схема проверки натяжения приводных ремней

Вентилятор — шестилопастный, заключен в установленный на рамке радиатора кожух, наличие которого способствует увеличению скорости потока воздуха, проходящего через радиатор.

Радиатор и термостат

Радиатор ЗИЛ-131 — трубчато-ленточный (змейковый), с трубками овального сечения, трехрядный. Пробка (рис. 33) заливной горловины радиатора — герметичная, с двумя клапанами: впускным (воздушным) и выпускным (паровым). Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе охлаждения давление 100 кПа (1 кгс/см2).

При таком давлении охлаждающая жидкость закипает при температуре 119 °С. Следовательно, повышается эффективность системы охлаждения, и автомобиль можно эксплуатировать в тяжелых условиях более длительное время без закипания охлаждающей жидкости в радиаторе.

Если резиновые шайбы 6 и 11 клапанов пробки радиатора отсутствуют или разрушены, то работа системы охлаждения как герметичной системы прекращается, и охлаждающая жидкость в этом случае закипает при 100 °С.

Впускной клапан, нагруженный менее упругой пружиной, препятствует созданию в системе большого разрежения при остывании двигателя и предохраняет детали радиатора от повреждения. Впускной клапан открывается и сообщает полость радиатора с атмосферой при снижении давления до 1 —13 кПа (0,01—0,13 кгс/см2).

Температура жидкости в системе охлаждения контролируется указателем, установленным на щитке приборов.

Рис. 33. Пробка радиатора ЗИЛ-131

Датчик указателя температуры находится в водяном канале впускного трубопровода.

При достижении температуры охлаждающей жидкости 115 °С на щитке приборов загорается контрольная лампа аварийного перегрева жидкости. В этом случае открывать пробку радиатора следует осторожно, так как при резком открывании возможно выбрасывание горячей жидкости из
горловины.

Термостат ЗИЛ-131 (рис. 34) с твердым наполнителем размещен между верхним и нижним патрубками; он служит для ускорения прогрева холодного двигателя и предохранения его от переохлаждения. При прогреве холодного двигателя канал, соединяющий рубашку двигателя с радиатором, перекрыт заслонкой 7 термостата.

Читайте также:  После замены масла машина перестала ехать

Охлаждающая жидкость через перепускной патрубок, соединяющий нижний выпускной патрубок с всасывающей полостью корпуса подшипников водяного насоса, интенсивно циркулирует, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. Эта циркуляция сохраняется и при полностью открытом термостате (положение II).

При температуре охлаждающей жидкости, равной 70—83 °С, активная масса (церезин) 5, заключенная в баллон 1 термостата, плавится, и увеличение ее объема вызывает перемещение штока 5 вверх; при этом открывается заслонка 7, после чего охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор. При снижении температуры уменьшается объем церезина, и заслонка под действием пружины закрывается (положение I).

Рис. 34. Термостат ЗИЛ-131

Жалюзи радиатора служат для регулирования потока воздуха, проходящего через радиатор; управление жалюзи осуществляется из кабины водителя. Ручка управления расположена под щитком с левой стороны кабины. Чтобы закрыть жалюзи, надо потянуть ручку па себя. Закрывать
жалюзи следует при прогреве двигателя, а также при движении в случае понижения температуры охлаждающей жидкости.

Обслуживание системы охлаждения

В радиатор рекомендуется заливать охлаждающую жидкость до нижнего торца трубы горловины радиатора. Затем следует пустить двигатель с малой частотой вращения коленчатого вала (режим холостого хода), после этого проверить уровень жидкости в радиаторе и, если необходимо, долить ее.

Нельзя заливать холодную жидкость в горячий двигатель. В сильные морозы следует утеплять радиатор, используя для этого утеплительные чехлы облицовки радиатора и капота двигателя, и внимательно следить за указателем температуры охлаждающей жидкости.

Для повышения надежности работы системы охлаждения ЗИЛ-131 и предохранения ее от замерзания во время сильных морозов рекомендуется применять специальную охлаждающую низкозамерзающую жидкость (антифриз).

Эта жидкость ядовита, и поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с ней. Попадание даже небольшого количества этой жидкости в организм может вызвать тяжелое отравление. Применение антифриза упрощает процесс пуска двигателя подогревателем, уменьшает образование на стенках котла коррозии и накипи.

Охлаждающую жидкость из системы охлаждения следует сливать через три крана: кран патрубка радиатора, два крана предпускового подогревателя или два крана в блоке цилиндров, если на двигателе подогреватель не установлен.

При сливе жидкости из системы охлаждения необходимо снять пробку радиатора ЗИЛ-131 и открыть кран отопителя. После слива всей жидкости следует закрыть кран отопителя кабины и открыть его вновь только после заливки жидкости и прогрева двигателя. При использовании в качестве охлаждающей жидкости воды сливать ее в зимнее время следует сразу после останова двигателя.

При сливе охлаждающей жидкости предварительно следует проверить исправность сливных кранов, так как образовавшаяся накипь может перекрыть отверстия кранов, и полный слив жидкости окажется невозможен.

Зимой это может привести к замерзанию жидкости в рубашке блока и разрушению блока цилиндров. Для предотвращения замерзания жидкости необходимо систему охлаждения промыть до наступления морозов. Одновременно надо продуть остов радиатора сжатым воздухом, струя которого должна быть направлена из-под капота наружу.

Сливные краны на двигателе без подогревателя снабжены дистанционным управлением, что облегчает доступ к ним. Рукоятки управления кранами выведены через первую поперечину рамы в переднюю часть автомобиля, под буфер. При необходимости слива охлаждающей жидкости из системы охлаждения рукоятку привода крапа отвертывают на несколько оборотов.

После полного слива жидкости перед стоянкой автомобиля ЗИЛ-131 оставить краны открытыми. Если краны замерзнут в открытом положении, закрывать их следует после заливки жидкости при прогреве двигателя, после того как из кранов потечет жидкость.

При пуске холодного двигателя в зимнее время необходимо внимательно следить за тепловым режимом работы двигателя.

Если двигатель холодный, то клапан термостата будет препятствовать поступлению охлаждающей жидкости в радиатор до тех пор, пока она не прогреется в рубашке блока цилиндров; в этот период возникает опасность замерзания жидкости в радиаторе. Тем не менее при сильных морозах удалять термостат из системы охлаждения двигателя не разрешается.

Читайте также:  Жидкость для снятия лкп автомобиля

Следует проверять состояние клапанов пробки радиатора. Необходимо следить за состоянием всех уплотнителей, не допускать течи жидкости из системы охлаждения.

Категорически запрещаются пуск и кратковременная работа двигателя без жидкости в системе охлаждения, а также прогрев двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления остатка ее из системы, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпаданию седел клапанов, прогоранию прокладки головки блока и короблению алюминиевой головки. В тех случаях, когда система охлаждения загрязнена, ее надо промыть.

Качество воды, применяемой для охлаждения двигателя, влияет на его работоспособность и долговечность. Если для охлаждения двигателя применяют чистую мягкую воду, то система охлаждения работает безотказно до капитального ремонта двигателя, при этом не требуется удаления накипи.

Промывать систему охлаждения необходимо после обкатки автомобиля ЗИЛ-131 (1000 км пробега) и 2 раза в год — весной и осенью.

Двигатель и радиатор надо промывать раздельно. Сначала промывают двигатель, а затем радиатор в направлении, обратном циркуляции воды в двигателе. С блока цилиндров опять патрубок вместе с термостатом, вывернуть из блока сливные краны и угольники (по одному с каждой стороны блока) и открыть сливной кран патрубка радиатора. Затем воду под сильным напором из шланга направляют в отверстие патрубка термостата.

Промывать надо до тех пор, пока из отверстий сливных кранов не потечет чистая вода. Сливные краны следует прочистить и промыть отдельно каждый, проверить их исправность и установить на место.

Для промывки радиатора (после обкатки автомобиля радиатор можно не промывать) воду под напором направляют в его нижний патрубок с тем, чтобы она выливалась через верхний патрубок (предварительно на патрубок надо надеть шланг); при этом пробка радиатора должна быть закрыта. После того как сливаемая вода станет совершенно чистой, следует установить шланги, соединяющие блок цилиндров двигателя с радиатором.

В летнее время года необходимо следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора системы охлаждения и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Чистить можно струей сжатого воздуха, направляемой в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха вентилятора.

Залить и слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя автомобиля ЗиЛ-131

На ЗИЛ-131 заправка жидкостью производится через заливную горловину радиатора. Уровень жидкости доводится до верхних кромок охлаждающих труб радиатора. При использовании воды уровень доводится до нижнего края горловины (на 20. . 30мм выше верхних кромок трубок радиатора)Не допускается заливка холодной жидкости в горячий двигатель. Это может привести к образованию трещин в рубашке блока цилиндров.

Охлаждающуюся жидкость из системы охлаждения надо сливать при открытой пробке радиатора через три крана: кран нижнего патрубка радиатора и два крана пускового подогревателя. Рукоятки управления кранами выведены через первую поперечину рамы в переднюю часть автомобиля, под буфер. При необходимости слива жидкости из системы охлаждения рукоятку привода крана отвертывают на несколько оборотов. Завертывать краны необходимо очень плотно. Кран котла подогревателя расположен непосредственно на котле. В зимнее время воду нужно сливать из горячего двигателя, сразу после его остановки. При сливе охлаждающей жидкости следует проверить исправность сливных кранов, так как образовавшаяся накипь может перекрыть отверстия кранов и полный слив жидкости окажется невозможен. Зимой это может привести к замерзанию жидкости в рубашке блока и разрушению блока цилиндров. После полного слива жидкости перед стоянкой автомобиля краны следует оставить открытыми. Если краны обледенеют в открытом положении, закрывать их надо после заливки жидкости при прогреве двигателя, когда из кранов потечет жидкость.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Система охлаждения двигателя ЗИЛ-131

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости

В систему охлаждения введен перепускной патрубок (байпас), соединяющий нижний выпускной патрубок водяной рубашки с всасывающей полостью корпуса подшипников водяного насоса.

Схема системы охлаждения показана на рис. 1.

Читайте также:  Двигатели для газ 2705 бизнес

Температура охлаждающей жидкости должна находиться в пределах 80—95° С. По особому требованию на автомобиль может быть установлен расширительный бачок (рис. 2).

Во время эксплуатации необходимо следить за тем, чтобы система охлаждения была всегда полностью заполнена; уровень воды должен не дох5дить до верхней кромки заливной горловины на 40—50 мм.

При применении жидкости, замерзающей при низкой температуре (антифриз), ее уровень должен не доходить до верхней кромки заливной горловины на 80—90 мм.

При наличии расширительного бачка радиатор надо заполнять полностью, а бачок — до половины.

В радиатор необходимо заливать чистую и лучше всего мягкую воду. Нельзя заливать холодную жидкость в горячий двигатель.

В сильные морозы необходимо утеплять радиатор, используя для этого утеплительные чехлы на облицовку радиатора и на капот двигателя, и внимательно следить за указателем температуры охлаждающей жидкости.

Работа непрогретого двигателя ведет к интенсивному износу поршневых колец и цилиндров.

Для повышения надежности работы системы охлаждения и предохранения от замерзания, во время сильных морозов, рекомендуется применять специальную жидкость, замерзающую при низкой температуре (антифриз).

Охлаждающая жидкость ядовита, и поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с ней. Попадание даже небольшого количества этой жидкости в организм может вызвать тяжелое отравление.

При заливании охлаждающей жидкости надо следить, чтобы в системе охлаждения не образовалась воздушная пробка, мешающая заполнению системы.

Во избежание этого нужно открыть сливной кран радиатора. Закрывать кран следует только после появления из него жидкости.

Охлаждающую жидкость из системы охлаждения надо сливать через три крана: кран радиатора и два крана пускового подогревателя.

При наличии расширительного бачка добавляется четвертый кран, установленный на его днище.

Необходимо помнить, что при сливе жидкости из системы охлаждения надо открывать все краны, а также пробку радиатора или расширительного бачка.

В зимнее время после слива воды из системы необходимо закрывать кран отопителя кабины и открывать его снова только после пуска и прогрева двигателя.

Краны снабжены дистанционным управлением (рис. 3), что обеспечивает легкую доступность к ним при открытом капоте двигателя.

Рукоятки управления выведены в подкапотное пространство над двигателем. Кран котла подогревателя и кран расширительного бачка не имеют дистанционного управления. Краны винтовые, с шариковым уплотнением.

При необходимости слива жидкости из системы охлаждения рукоятку привода крана отвертывают на несколько оборотов.

В случае необходимости слива охлаждающей жидкости в какую-либо посуду на сливные краны необходимо надевать резиновые шланги, концы которых следует пропускать в специальные отверстия подмоторных брызговиков.

После полного слива жидкости перед стоянкой автомобиля следует оставить краны открытыми. Если краны замерзнут в открытом положении, закрывать их надо после заливки жидкости при прогреве двигателя, после того как из кранов потечет жидкость.

При пуске холодного двигателя в зимнее время необходимо внимательно следить за тепловым режимом работы двигателя.

Если двигатель холодный, клапан термостата будет препятствовать поступлению охлаждающей жидкости в радиатор, пока она не прогреется в рубашке блока цилиндров; в этот период возникает опасность замерзания жидкости в радиаторе. Тем не менее, в период сильных морозов удалять термостат из системы охлаждения двигателя не разрешается.

Следует периодически проверять состояние клапанов пробки радиатора.

Необходимо систематически следить за состоянием всех уплотнений, не допускать течи жидкости из системы охлаждения.

Категорически запрещается пуск и кратковременная работа двигателя без охлаждающей жидкости в системе охлаждения, а также прогрев двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления остатка охлаждающей жидкости из системы, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладки головки блока и короблению алюминиевой головки.

В тех случаях, когда система охлаждения загрязнена, ее надо промывать.

В летнее время года необходимо систематически следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора системы охлаждения и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Чистку можно производить струей сжатого воздуха, направляемой в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха вентилятора.

Adblock
detector