Меню

Как считать ремонт водителю автомобиля

Как считать ремонт водителю автомобиля

Ответ подготовлен экспертами «Альвенты» в июне 2018 г.

В нашей организации водитель работает на окладе. На 5 дней машину отдали в ремонт сторонней организации. Как мы должны оплатить водителю?

По мнению специалистов, поскольку в период ремонта автомобиля водитель фактически не выполняет свои трудовые функции, в отношении него работодатель может объявить простой.

В период простоя работодатель может привлечь работника к выполнению каких-либо других работ (например, хозяйственных), но только с письменного согласия последнего (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ). При этом оплата труда работника производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе (ч. 4 ст. 72.2 ТК РФ).

Если в период простоя не состоялся перевод водителя на другую работу (например, в случае отсутствия у работодателя другой работы или если работник отказался выполнять во время перевода работу более низкой квалификации), то время простоя по причинам, независящим от работодателя и работника, подлежит оплате в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (ч. 2 ст. 157 ТК РФ). При этом иные выплаты (такие как премии или надбавки за выслугу лет) при расчете суммы оплаты за время простоя не учитываются.

Ответ предоставлен на основе документов из системы КонсультантПлюс:

  • Типовая ситуация: Как оплачивать время простоя (Издательство «Главная книга», 2018);
  • консультация в форме «вопрос-ответ»: …На служебном автомобиле работают посменно два водителя. Один из водителей попал в ДТП и признан виновным. Автомобилю требуется длительный ремонт. Согласно положению о зарплате водители получали ежемесячно премию за выслугу лет — 5 000 руб. Как оплатить время простоя водителя, не виновного в ДТП? (Консультация эксперта, 2015);
  • консультация в форме «вопрос-ответ»: …В организации 40-часовая рабочая неделя. Оклад водителя — 25 000 руб. В воскресенье 19.10.2014, используя с разрешения работодателя автомобиль в личных целях, работник не по своей вине попал в аварию. С 20 по 26 октября 2014 года автомобиль находился на ремонте и водитель не мог исполнять свои должностные обязанности. Как рассчитать зарплату водителя за время нахождения машины на ремонте? Обязан ли он в период ремонта находиться в организации весь рабочий день? (Консультация эксперта, 2015);
  • консультация в форме «вопрос-ответ»: …Вправе ли работодатель на время ремонта автомобиля (2-3 дня) привлечь водителя к выполнению хозяйственных работ? (Консультация эксперта, 2014).

Норма-час на ремонт автомобилей. Нормы времени на ремонт

Совеременные автомобили имеют неприятную способность ломаться. Увы, не всегда удаётся решить проблемы самостоятельно – приходится обращаться к специалистам. Техническое обслуживание машины предназначено для поддержания исправного состояния, направленного на предотвращение поломок. Такие процедуры очень важны для автомобиля. Потратив полчаса на замену моторного масла, вы защитите себя от поломки мотора. Техническое обслуживание машины – это необходимая профилактика работоспособного состояния автомобиля.

Что такое нормочас ремонта автомобиля

Норма-час на ремонт автомобилей и его технического обслуживания — это единица времени выполнения работ. Существуют определенные нормативы проведения работ с автомобилем. В нормативах прописаны все операции и сколько норма-часов на ремонт автомобиля выделяется под определенную операцию.

Как рассчитываются норма-часы

Специалисты исходят из типовой стоимости нормы времени на ремонт машины и рассчитывают полную стоимость операции для клиентов. Если владелец знает нормы-часы, ему удобно заранее подсчитать стоимость всех операций онлайн. К тому же легко скорректироваться с планами, чтобы отсутствие машины не приносило вреда. Стоит отметить, что не все СТО используют норма-час на ремонт автомобиля. Обычно эти расчёты используют частные автовладельцы. Случается, что в ней нуждаются и сервисные центры.

В настоящее время ремонт автомобиля может составлять до трети от общих эксплуатационных расходов на автомобиль. Статистически наибольшая доля приходится на расходы на топливо, но обслуживание обычно является вторым по величине компонентом стоимости авто. Обычно мы согласны с уровнем цен на запчасти на этапе выбора автомобиля. Это потому, что вопрос возникает непосредственно из класса и технической сложности автомобиля.

Однако цены, которые мастерская желает получить за труд, для многих водителей неизвестны. Много ли стоит 8000 рублей за замену сцепления? Или, может быть, это чересчур мало?

От чего зависят нормы времени на ремонт автомобилей

Норма времени ремонта автомобилей изменяется в зависимости от: производителя машины, модели, износа самого автомобиля – в небольших диапазонах.

Для организаций и юридических лиц нормативы трудоемкости работы корректируются в зависимости от количества обслуживаемых и проверяемых автомобилей на предприятии.

Главным примером жесткости является добавление так называемой диагностики автомобиля в случае ремонта. Когда клиент приезжает, чтобы устранить источник стука в подвеске или причину дергания двигателя, задача мастерской состоит в том, чтобы найти источник проблемы. Для ремонта механик не должен добавлять нормо-часы в расходы на диагностику, так как это является неотъемлемой частью ремонта. За диагностику по нормо-часам мастерская может пожелать заплатить, когда клиент прибывает с просьбой проверить дефект, но без непосредственно ремонта.

Как составляются нормы времени на капитальный ремонт авто

Нормы технического обслуживания и ремонта автомобиля включают:

  • Обслуживание рабочего места
  • Оперативное время
  • Получение материалов и инструментов
  • Подготовительно-заключительную работу
  • Время на отдых и личные надобности.

Все это в суммарном варианте дает норму времени ремонта автомобиля.

Сборник норм времени на ремонт автомобилей

На сайте ETLIB находится удобный сервис для определения норма-часов для нужной марки и модели автомобиля. Основные базовые сведения норма-часов на ремонт автомобиля представлены в удобном и доступном формате далее.

Нормочас технического обслуживания для легковых автомобилей

  • Проверить действие приборов звукового сигнала, отмывание стекла, отопление и освещение – 0,08
  • Замерить контрольный расход топлива – 0,25
  • Проверить коробку передач под нагрузкой – 0,05
  • Произвести уборку салона – 0,30
  • Проверить состояния двигателя, смазки и охлаждения – 0,35
  • Полная мойка всего автомобиля – 0,80
  • Проверить работу системы сжигания – 0,32

На основание анализа было установлено, что процент надбавки к оперативному времени составляет 12 норма-часов.

Читайте также:  Чем можно промыть систему охлаждения двигателя от масла

Процент надбавки к ремонту грузовых автомобилей

Укрупненные нормы времени на ремонт автомобиля составляют:

  • Снятие или установка агрегатов, узлов и деталей (нормы времени на ремонт двигателя) – 15,1
  • Ремонт электрооборудования – 12,0
  • Малярные работы – 14,0
  • Ремонт газовой аппаратуры – 12,0
  • Шиномонтажные работы – 12,0
  • Слесарные работы по ремонту приборов, системы питания, двигателя автомобиля – 12,0
  • Обработка деталей в механическом цехе – 12,8

Нормы времени ремонта автомобилей для легковых моделей без учета надбавок

  • Снять и установить топливный бак – 0,36
  • Работы с глушителем/приемной трубкой/коробкой передач- 0,92
  • Установка радиатора – 0,52
  • Установка водного насоса – 0,64
  • Заменить шланг – 0,25

Норма времени для ремонта грузовых автомобилей отличается, потому что требует больших затрат:

  • Снять и установить двигатель – 4,20
  • Заменить механизм вращения клапана – 0,29
  • Снять и установить карбюратор – 0,42
  • Работа со сцеплением – 1,10
  • Работа с головкой цилиндра двигателя – 0,25.

Для расчета стоимости ремонта по нормо-часам, на помощь приходят сервисные программы, каталоги с деталями и т.д. Вы можете узнать, сколько времени предусмотрено на выполнение данной операции. Тогда, по крайней мере, теоретически, достаточно умножить время на собственную ставку нормо-часов, и мы получим стоимость услуги.

Это только теоретически, на практике все выглядит немного иначе — в каталоге операций нормо-часы предусмотрены на новый автомобиль. На самом деле, в случае многих поломок есть заметки о «трудном случае», но дополнительного регламентного полчаса часто недостаточно, чтобы мастер мог справиться с приржавевшими винтами.

Регламентные нормо-часы — это всего лишь подсказка для механика, сколько потребуется времени на выполнение конкретного ремонта.

Пример нормы времени на ремонт автомобиля

Представленные ремонты или рабочие часы не имеют обязательного выполнения мастерскими — автосервис не обязан даже знать такие стандарты и, конечно, не должен их соблюдать.

Многие действия легко срываются (даже если они утверждают, что предусмотрены только в новой машине). Более высокие трудозатраты часто лежат в интересах самих клиентов. Например, Zafira B с двигателем 1,7 CDTI. Теоретически операция замены турбины длится 2 часа. 48 мин по нормо-часам. Будет трудно уложиться в этот лимит времени даже опытному мастеру, потому что создатели каталога не включили некоторые дополнительные операции, необходимые для: демонтажа компрессора кондиционера (к счастью, без необходимости опорожнять систему, просто отодвиньте компрессор от блока двигателя), тепловых щитков, датчика температуры. Весь элемент демонтирован — с выпускным коллектором и катализатором, который необходимо демонтировать.

Кроме того, помните, что ремонт по нормочасам речь идет об обмене компонентами — вынимания старой турбины, и установки новой. Если старую турбину клиент попросил восстановить, то нормочасов на ремонт автомобиля потребуется еще дольше. Кроме того, существует проблема занимаемого положения, толкания автомобиля по сервису и т.д. Именно поэтому услуги в этой модели учитывают не 4760 рублей (как это следует из оценки стоимости по нормо-часам ремонта авто), а около 11 000 рублей — и это не так уж много, зато учитывается весь фронт выполняемого ремонта!

Смогут ли водители сами рассчитать расходы на ремонт автомобиля после ДТП?

17 октября вступили в силу два документа, которых очень ждали автостраховщики и автолюбители: положение Банка России от 19 сентября 2014 г. № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (далее – положение о расчете расходов) и положение Банка России от 19 сентября 2014 г. № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» (далее – положение о технической экспертизе). Оба положения приняты в целях формирования единого подхода к определению стоимости восстановительного ремонта пострадавшего в ДТП автомобиля. В перспективе это должно привести к сокращению количества судебных споров о суммах страховых выплат по договорам ОСАГО и недопущению ситуации, когда такая стоимость при расчете разными экспертами отличается в разы. Мы расскажем об основных изменениях, предусмотренных данными документами.

Износ и сроки эксплуатации автомобиля: считаем по-новому

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Об увеличении лимитов страховых выплат пострадавшим в ДТП по договору ОСАГО читайте в нашем материале: «Что ждет сферу ОСАГО в ближайшее время?».

Введение единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства (далее – единая методика) очень важно не только для водителей, но и для представителей профессионального сообщества, поскольку они в первую очередь заинтересованы в сокращении судебных разбирательств о размере страховых выплат. Именно поэтому основную часть работы по ее подготовке взял на себя Российский союз автостраховщиков (РСА).

Стоит отметить, что в основу положения о расчете расходов легли нормы постановления Правительства РФ от 24 мая 2010 г. № 361 «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств 1 (далее – Постановление № 361), которое применялось при расчете стоимости ремонта до принятия единой методики. Данные правила, однако, предусматривали не все расходы на ремонт, что позволяло каждому эксперту считать их по-своему.

Сергей Дорофеев, председатель Комитета по независимой технической экспертизе РСА:

«Ничто не препятствует работе по принятой методике, и таких уж суперкоренных отличий от предыдущего регулирования и от судебной методики, в общем-то, в ней и нет. Однако единая методика – это нормативный акт. Все методики, которые до этого действовали, никуда не уходят, естественно, но применять их можно только в части, не противоречащей этому нормативному акту. Поэтому если чего-то вдруг в ней не хватает, можно воспользоваться тем, что наработано в практике».

В то же время положением о расчете расходов внесено несколько существенных поправок в порядок определения стоимости восстановительного ремонта, о которых на состоявшейся 16 октября текущего года пресс-конференции РСА рассказали члены его президиума. Рассмотрим эти изменения.

Установлен порядок расчета расходов на оплату работ по восстановительному ремонту (п. 3.8 положения о расчете расходов). В Постановлении № 361 были закреплены правила определения стоимости только материалов и запасных частей. Теперь же установлено, как посчитать расходы и на покупку конкретной запчасти, и на работу по ее замене. Согласно документу стоимость работы равняется произведению трудоемкости конкретного ее вида (количества необходимых на ремонт часов, зависящее от сложности ремонта и площади повреждения) и средней стоимости одного нормочаса работы, включая необходимые слесарные, сварочные, окрасочные, вспомогательные и другие виды работ.

Читайте также:  Двигатель хонда b20b схемы

Расходы на материал будут рассчитываться по-другому. Помимо стоимости основных материалов, будет учитываться стоимость расходных и вспомогательных материалов – отвердителей, растворителей и др. Кроме того, раньше расходы на одну единицу материала конкретного вида должны были определяться методом статистического наблюдения за ценами продавцов такого материала на товарном рынке региона, в котором произошло ДТП. Но, по словам председателя Комитета по независимой технической экспертизе РСА Сергея Дорофеева, таких наблюдений не вел практически никто. Поэтому отныне для расчета стоимости материалов страховые компании обязательно будут использовать программные автоматизированные комплексы. «Мы приняли решение об использовании тех расчетных систем, которые есть в программных продуктах. Самые известные – это АZТ, МАРОМАТ, которые используются во всей Европе. Сама система, исходя из площади детали, рассчитывает затраты на материал с учетом всех составляющих: основного материала (например, краска), расходного (растворитель/отвердитель) и вспомогательного (укрывочные материалы и прочие). Поэтому посчитать расходы на материалы «на коленке» больше не получится», – сообщил Дорофеев.

Формул для расчета износа подлежащих замене деталей стало меньше. Если ранее существовали специальные формулы для расчета износа кузова, аккумуляторной батареи, шин и изделий из пластмассы, то теперь формул всего две: для всех комплектующих изделий – деталей, узлов, агрегатов (п. 4.1 положения о расчете расходов) и для шин (п. 4.5 положения о расчете расходов). Важно, что для тех деталей, которые находятся в худшем состоянии по сравнению с автомобилем в целом (например, имеют повреждения, не связанные с данным ДТП), будет рассчитываться дополнительный индивидуальный износ – для них установлены специальные коэффициенты. Так, полученные в предыдущих авариях повреждения деталей кузова и облицовки объемом более 10% площади поверхности детали увеличат коэффициент износа на 40%, а трещины и сколы на стеклах и фарах – на 45%.

Срок эксплуатации деталей автомобиля считается по-новому. Изначально в постановлении № 361 было указано, что возраст комплектующего изделия, подлежащего замене при восстановительном ремонте, рассчитывается в полных годах с даты начала эксплуатации ТС либо с даты замены этого изделия (п. 22 постановления № 361). Летом этого года в указанный пункт были внесены изменения, согласно которым срок эксплуатации должен был рассчитываться в годах с точностью до одного десятичного знака (постановление Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 717). Согласно же единой методике этот срок рассчитывается с использованием целых значений и применением правил математического округления (п. 4.3 положения о расчете расходов). Так, если возраст машины и ее деталей, к примеру, 4 года и 5 месяцев, то в первом случае срок их эксплуатации составляет четыре года, во втором – 4,5 года, а в последнем – уже пять лет. Это не очень приятное изменение для автовладельцев, поскольку срок эксплуатации прямо пропорционально влияет на коэффициент износа, а чем больше износ, тем меньше сумма страховой выплаты.

Правила проведения технической экспертизы ТС: хотели подробнее, а получилось как всегда

Единая методика должна применяться при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств (ТС) для определения размера компенсации по договору ОСАГО как страховщиками или их представителями, так и экспертами-техниками или экспертными организациями. Ее же будут использовать и судебные эксперты при проведении судебной экспертизы автомобиля для этих целей. Ранее они могли руководствоваться любой существующей апробированной методикой проведения автотехнической экспертизы.

Независимая техническая экспертиза ТС проводится экспертом-техником или экспертной организацией, имеющей в штате не менее одного такого эксперта (ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»). При этом нужно помнить, что в связи с обязательностью досудебного урегулирования споров по договорам ОСАГО (ст. 16.1 указанного закона) потерпевший в любом случае обязан обратиться с требованием о страховой выплате сначала к страховщику.

ФОРМЫ

Претензия к страховой компании о выплате страхового возмещения по ОСАГО в части недополученной суммы

Исковое заявление о взыскании недополученной суммы страховой выплаты

В случае, когда у страховщика в штате есть собственный эксперт, независимая экспертиза поручается ему (при этом требования к такому эксперту нигде прямо не закреплены). В противном случае страховщик привлекает стороннего эксперта-техника, являющегося сотрудником экспертной организации или работающего самостоятельно, но обязательно внесенного в государственный реестр экспертов-техников, который ведет Минюст России 2 .

Если результаты проведенного исследования не устраивают страхователя, он может обратиться в суд (и здесь уже стоимость восстановительного ремонта будет рассчитываться в ходе судебной экспертизы) либо инициировать проведение повторной экспертизы другим экспертом. В этом случае он сам выбирает эксперта и оплачивает экспертизу Результаты ее он либо предъявляет страховщику (тот может согласиться с результатами экспертизы и выплатить требуемую сумму), либо направляет в суд.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Расчеты размера расходов на восстановительный ремонт, выполненные разными экспертами, могут все же не совпадать в связи с использованием различных технологических решений и погрешностей расчета. Однако такая погрешность не может превышать 10% (п. 3.5 положения о расчете расходов). Неоднократные жалобы в Межведомственную аттестационную комиссию для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу ТС (МАК ), на превышение такой погрешности конкретным экспертом могут стать основанием для его исключения из государственного реестра экспертов-техников.

Положение о технической экспертизе содержит более широкий перечень объектов исследования по сравнению с применявшимися до вступления его в силу правилами организации и проведения независимой технической экспертизы ТС (далее – Правила). Так, изучению подлежат автомобиль потерпевшего или его остатки, а также иные представленные для экспертизы ТС и другие объекты, причастные к ДТП, исследование которых необходимо для установления обстоятельств и причин повреждений автомобиля (например, дорожные знаки, фонарные столбы и т. д.). В Правилах же говорилось только об исследовании ТС потерпевшего (п. З Правил).

Читайте также:  Газ 544 вес двигателя

Отметим, что положение о технической экспертизе определяет лишь самые общие правила ее проведения. Рамочный характер документа проявляется даже в том, что он содержит всего 11 пунктов (для сравнения: в Правилах было 22 пункта). По словам Сергея Дорофеева, в разработанном РСА проекте положения о технической экспертизе было 54 пункта, однако Банк России при утверждении документа сократил их количество до 11. «Хуже от этого станет всем, потому что чем меньше регулирования, тем больше вариантов для лавирования. Эксперты не очень поймут, что от них требуется, потерпевшие не будут знать, что они могут потребовать от эксперта», – подчеркнул он.

80 млн разных цен, и это не предел

Не менее важным, чем принятие единой методики, событием стало утверждение РСА справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочасов работ по ремонту поврежденного автомобиля (п. 7.1 положения о расчете расходов). Эти справочники содержат более 80 млн значений такой стоимости по наиболее распространенным маркам и моделям ТС применительно к 12 экономическим районам России. В настоящее время справочники направлены на государственную регистрацию в Роспатент, так как представляют собой базу данных и в полной мере подпадают под действие норм части IV ГК РФ, закрепляющих права на результаты интеллектуальной деятельности. После прохождения процедуры регистрации справочники будут направлены собственникам программного обеспечения, которое используется при расчете стоимости восстановительного ремонта, для внедрения в эти программные продукты. По словам президента РСА Павла Бунина, использование такого ПО с включенными в него справочниками будет возможно уже с 1 декабря текущего года.

В том случае, когда стоимость запчасти, материала и нормочаса работы определена для конкретной марки автомобиля в справочнике, при расчете стоимости ремонта может применяться только она. Если же справочник не содержит данных по какой-то марке ТС, то расходы на ремонт рассчитываются, как раньше – по средней стоимости (определяется статистическим наблюдением). Таким же образом размер расходов будет определяться до тех пор, пока справочники не будут внедрены в соответствующие программы.

Особым образом стоит отметить, что указанная база данных содержит в себе сведения только об автомобилях, возраст которых не более 12 лет, поэтому владельцам раритетных или просто старых машин она не пригодится.

РСА планирует разместить эти справочники на своем официальном сайте в свободном доступе, чтобы автомобилисты могли посмотреть, сколько стоит конкретная деталь их машины и нормочас работ по ее замене.

Сергей Дорофеев, председатель Комитета по независимой технической экспертизе РСА:

«Любой потребитель сможет зайти, забить туда [в соответствующее поле размещенной на сайте РСА базы данных. – Ред.] из калькуляции, которую он получил у страховщика или у эксперта, номер детали и проверить стоимость этой детали по справочнику. У страховых компаний не будет повода скрывать расчеты. Мы понимаем, что сейчас произойдет передел рынка экспертных услуг, так как страховщики перестанут держать так называемые партнерские экспертные организации, потому что всем нужно считать по единым правилам. Суды сразу начнут принимать экспертные заключения только экспертов, которые есть в государственном реестре экспертов-техников, а не отчеты оценщиков. Но одномоментно все это не случится. В регионы, к сожалению, информация о порядке работы доходит крайне долго, поэтому какая-то инерция будет, в том числе и страховые компании наверняка будут тормозить этот процесс, пока не перестроят свои бизнес-процессы и не осознают, что скрывать или не выдавать калькуляции себе дороже получится».

Однако оценить правильность определения полной стоимости ремонта сам автолюбитель вряд ли сможет, поскольку справочники – лишь часть программы для ее расчета, используемой профессиональными экспертами-техниками и требующей применения специальных знаний. Помимо указанных в справочниках позиций, при определении размера расходов на ремонт нужно учитывать и норму расходов материалов, и износ деталей. К слову, даже использование программы для расчета не всегда гарантирует получение реальной стоимости ремонта. «Есть разные подходы к ремонтному воздействию. Один эксперт посмотрел и решил, что эту деталь можно отремонтировать, а другой считает, что ее обязательно нужно менять. Есть также такое понятие, как комплекс работ. Например, для того чтобы отремонтировать бампер, его нужно снять, и для того чтобы заменить крыло, его нужно снять. Причем иногда приходится снимать некоторые детали по два-три раза. Программа не сможет адекватно это рассчитать», – пояснил Сергей Дорофеев.

Обновляться справочники должны не реже, чем раз в полгода (п. 7.5 положения о расчете расходов), однако представители РСА, которые и будут заниматься их актуализацией, не исключают возможности сокращения этого периода в будущем.

Таким образом, говорить о кардинальных изменениях порядка расчета стоимости ремонта все же не приходится. Очень многое по-прежнему будет зависеть от добросовестности эксперта-техника при проведении расчетов, и автовладелец все так же не сможет точно посчитать, в какую сумму обойдется ему ремонт машины и сколько, соответственно, можно требовать от страховщика. Тем не менее, представители РСА считают, что с введением единой методики средняя сумма страховых выплат в целом по рынку вырастет и количество предъявляемых к страховщикам судебных исков сократится. Это связано с тем, что ранее у страховщиков просто не было стимула анализировать все предложения продавцов определенных запчастей, для того чтобы выбрать наиболее подходящие по цене и качеству, а не самые дешевые. Поэтому размеры страховых выплат были невелики. Теперь же единая методика обязывает страховые компании применять именно среднюю стоимость запчастей, поэтому страховые суммы должны вырасти, а количество недовольных клиентов – уменьшиться.

Adblock
detector