Меню

Как разобрать осевой вентилятор с внешнероторным двигателем

Канальный вентилятор: как разобрать для профилактики и ремонта?

Главная страница » Канальный вентилятор: как разобрать для профилактики и ремонта?

Аппарат инженерных коммуникаций – канальный вентилятор, устройство довольно распространённое, часто применяемое в системах вентиляции. Такого рода техника отличается малым весом, простой конструкцией, но при этом является вполне эффективным воздушно-вытяжным (или приточным) устройством. Главное предназначение канальных вентиляторов – использование в системах промышленных предприятий, а также в системах различных сервисных служб бытового назначения. Будучи механическими аппаратами, канальные вентиляторы, как и любые другие, требуют обслуживания и ремонта в процессе эксплуатации. Рассмотрим – как разобрать канальный вентилятор, предоставив читателям своего рода механический обзор.

Обзор канального вентилятора типа К-315L «Systemair»

В качестве примера для обзора «разберём» распространённую конструкцию – канальный вентилятор серии K-315L, отмеченный брендом «Systemair». Аппарат весом 6,6 кг, мощностью 314 Вт, питается однофазным напряжением 220В при потребляемом токе 1,35А. В качестве «пускового» конденсатора используется ёмкость 7 мкФ * 450В.

. Внешний вид канального осевого вентилятора бренда «Systemair», отмеченного маркой K-315L с открытой электрической коммуникационной коробкой для подключения питания

Как видно по изображению выше, корпус канального вентилятора выполнен из тонкостенной оцинкованной стали. Деталями корпуса являются две стальные «юбки» несколько разной конфигурации по архитектуре.

Эти детали конструкции изготовлены с расчётом сборки цельной конструкции путём соединения одной детали с другой посредством «втулочной насадки». При этом обе половины корпуса дополнительно скрепляются в двух противоположных точках мягкой пайкой.

Если раскрыть (разъединить) эти две половины корпуса, открывается доступ к опорной штанге, на которой непосредственно закрепляется система (электродвигатель и крыльчатка). Однако в большинстве случаев профилактики и ремонта совсем необязательно раскрывать корпус. Вполне допустимо обойтись без разборки.

Канальный вентилятор: профилактика или мелкий ремонт

Обычно после продолжительного времени эксплуатации (2-3 года непрерывной работы) канальный вентилятор утрачивает способности нормальной работы. Как правило, переход канального вентилятора в такое состояние связано с тем, что лопатки крыльчатки и подшипниковый узел попросту накапливают значительное количество загрязнений.

Для производства профилактических работ достаточно:

  • отключить от электрической линии,
  • демонтировать оборудование из системы канала общей вентиляции,
  • установить на ремонтной площадке так, как показано на картинке ниже.

Положение канального вентилятора для производства технического обслуживания или мелкого ремонта. В таких случаях разбирать (разъединять) корпус не имеет смысла

Традиционно процедура технического (профилактического) обслуживания сопровождается следующими работами:

  • очистка внутренней области канального вентилятора,
  • очистка области узла подшипника,
  • проверка качества подшипника.

Большинство канальных вентиляторов бренда «Systemair», независимо от размерности аппарата, оснащаются подшипниками Z608, закрытыми с двух сторон металлическими шайбами (защита от проникновения пыли, загрязнений). Существуют отечественные аналоги такой серии подшипников:

  • номер 18 открытого типа,
  • номер 60018 закрыт шайбой с одной стороны,
  • номер 80018 закрыт шайбами с двух сторон,
  • номер 180018 закрыт с двух сторон каучуковыми шайбами.

Вал электродвигателя свободно посажен на внутренней обойме подшипника и зафиксирован от осевой подвижки металлическим стопорным кольцом. В качестве компенсационных опорных пружин выступают две фигурных шайбы, которые имеют конусную форму. Шайбы устанавливаются на валу разно-направленно конусами относительно одна другой, после чего уже ставится стопорное кольцо. На картинке ниже эти детали конструкции показаны.

Крепёжный элемент (стопорное кольцо) и компенсирующие осевые сдвиги пружинные шайбы, используемые в конструкции канального вентилятора бренда «Systemair»

Когда приходит время профилактики канального вентилятора, сборочные детали подшипникового узла следует снять. При этом необходимо иметь в виду наличие защитной металлической крышки узла.

Иногда эта крышка «прикипает» от времени. Приходится высверливать по центру небольшое отверстие, чтобы снять этот компонент конструкции. После сборки и установки крышки, это отверстие попросту заклеивается скотчем.

При снятых сборочных деталях очистка от загрязнений выполняется более продуктивно. Плюс к этому, появляется возможность проверить непосредственно подшипник Z608 на целостность конструкции. Съём стопорного кольца следует выполнять специальным съёмником.

Канальный вентилятор: характерные неисправности

Исходя из практики применения канального вентилятора, можно отметить две часто проявляющихся неисправности аппарата:

  1. Потеря ёмкости пускового конденсатора,
  2. Нарушение опорных качеств подшипника Z608.

Первый вариант определяется по звуку работы (гул низкого тона), при этом канальный вентилятор не вращается. Такая неисправность устраняется путём замены пусковой ёмкости заведомо исправной.

Конденсатор высоковольтный, включенный в электрическую схему канального вентилятора. Эта деталь достаточно часто становится причиной неработоспособности аппарата

Учитывая, что мощность канальных вентиляторов различная в зависимости от исполнения аппаратов, соответственно, применяются разные по номинальной ёмкости пусковые конденсаторы. Для обзорной модели К-315L, номинал ёмкости составляет 7 мкФ.

Вторая распространённая причина неисправности канального вентилятора – утеря прочности подшипника Z608. По сути, этот компонент может оставаться целым, и внешним видом не даёт оснований для замены.

Однако неисправность именно подшипника легко определяется, если включить аппарат. Разгон крыльчатки при этом выполняется очень медленно, тяжело, а по мере разгона проявляется сильный стук.

Здесь «лечение» аппарата единственное – полная замена подшипника новым экземпляром. Однако для выполнения такой работы придётся разобрать канальный вентилятор полностью:

  • располовинить корпус,
  • снять опорную штангу,
  • снять с опорной штанги двигатель,
  • разобрать подшипниковый узел,
  • заменить подшипник.

Модуль управления канальным вентилятором

Аппараты серии «Systemair», собственно, как и многие другие, комплектуются модулем управления. Что представляет собой такой модуль? По сути, обычную электрическую схему ступенчатого регулирования напряжением. Модуль управления канального вентилятора – это прямоугольный пластиковый ящик небольших размеров, внутри которого установлен обычный трансформатор напряжения.

Внутренний вид модуля управления канальным вентилятором, где располагается трансформатор сетевого напряжения, а также клеммная колодка с предохранителем на линии фазы

Фронтальная панель такого ящика содержит механический переключатель на несколько положений (обычно — 6), а также элемент индикации – светодиод зелёного свечения. Как только переключатель смещается с нулевой отметки на любую из оставшихся пяти, электродвигатель запускается в работу.

Соответственно, в первом (от нулевого) положении, на двигатель аппарата подаётся самое меньшее напряжение, развивается минимальная скорость вращения крыльчатки. В последнем шестом положении (отметка – 5), на контакты электродвигателя поступает максимально напряжение питания (220В). При таком напряжении развивается максимальная скорость вращения крыльчатки.

На практике фактически не отмечалось случаев появления дефектов трансформатора напряжения. Наиболее частой неисправностью блока управления отмечается перегорание предохранителя, а также (несколько реже) выход из строя светодиода индикации. Перегорание предохранителя обычно является своего рода напоминанием относительно необходимости выполнения профилактических работ непосредственно на аппарате.

Видео по теме — воздушная завеса ремонт блока управления

Видеоролик, представленный здесь, можно рассматривать своего рода дополнением к теме воздушного оборудования. В частности на видео рассматривается блок управления воздушной завесы + практика ремонта цепей управления вентилятором:

Просмотр видеоролика будет способствовать пополнению знаний обслуживающего персонала по эксплуатации воздушных завес, учитывая, что достаточно многие конструкции других производителей работают по схожему принципу.

Завершающий штрих обзора

Рассмотренное вентиляционное оборудование видится вполне удачным изделием в плане удобства для конечного пользователя. Важный эксплуатационный момент – это существенно облегчённое по весу оборудование. Аппараты легко разбираются при необходимости, имеют небольшое количество деталей, поддаются ремонту с минимальными затратами материальных и физических ресурсов.

Ремонт вентилятора своими руками

Конструкция напольных вентиляторов не может рассматриваться отдельно от конструкции основания и стойки. Именно эти элементы позволяют причислить вентилятор к типу напольных.
Также стоит рассматривать не только стандартные самые распространенные модели, но и модели с особыми механизмами, такие как оборот на 360°, регулировка высоты, возможность неполной разборки для удобного хранения, возможность крепления к поверхностям и многое другое.
Несмотря на кажущуюся простоту, конструкция имеет множество механических и электрических систем, которые в комплексе дают возможность получить такое устройство как напольный вентилятор.
Чтобы подробно описать устройство напольного вентилятора, нужно отдельно разобраться с его основными узлами:

  • основание напольного вентилятора,
  • телескопическая штанга,
  • механизм крепления двигателя,
  • электрический двигатель с рабочим колесом,
  • возвратно поворотный механизм,
  • узел управления,
  • защитные механизмы.

Эти узлы могут иметь дополнения или общие корпуса, поэтому четкое разделение их может быть затруднительно.

Устройство узлов осевого напольного вентилятора

Основание напольных вентиляторов может иметь различное исполнение, но самыми распространенными является треногая конструкция или дисковая. Треногая конструкция более легкая, но не имеет больших требований к плоскостности поверхности. Дисковая конструкция более тяжелая, но требует ровной поверхности, на которую устанавливается.
Телескопическая штанга может быть реализована из двух и более элементов. С помощью штанги регулируется высота расположения двигателя и крыльчатки. Изменение длины штанги может производиться при помощи радиальных зажимных винтов или зажимных гаек. Механизм крепления двигателя к штанге может быть выполнен при помощи стандартного шарнирного механизма или путем сжатия кронштейнов общей гайкой. Механизм крепления может быть совмещен с возвратно поворотным механизмом, который реализован путем применения системы зубчатых колес.
Возвратно поворотные движения вентилятора происходят при вращении двигателя, который передает вращательный момент на зубчатое колесо, которое в свою очередь передает вращение всему вентилятору. Включение и отключение поворотного механизма может выполняться путем ручного нажатия рычага зубчатого колеса или системой автоматических муфт от системы управления.

  • ионизаторы,
  • увлажнители,
  • светильники,
  • индикаторы,
  • дисплеи,
  • плавные регуляторы,
  • датчики влажности, присутствия, освещенности и др.,
  • устройства дистанционного управления,
  • таймеры и часы,
  • другие электронные функции, не влияющие на работу напольного вентилятора.

Но перечисленные особенности касаются осевых напольных вентиляторов. Напольные вентиляторы, которые имеют другой принцип работы, могут включать не все элементы из списка. Например, колонные напольные центробежные вентиляторы не имеют телескопической штанги, а безлопастные не оснащаются защитными механическими устройствами.

Особенности конструкции напольных вентиляторов особого назначения

Существуют модели напольных вентиляторов, которые имеют совершенно иную конструкцию корпуса и механизмов крепления. Эти вентиляторы часто имеют промышленное назначение и могут использоваться в качестве снижения влажности в строительстве или другом технологическом процессе.
Подобные напольные вентиляторы могут иметь этажерное исполнение основания или другие способы установки. Основной принцип работы промышленных напольных вентиляторов основан на осевом вентиляторе, поэтому они оснащаются сетчатыми защитными кожухами из прочной стальной проволоки или защитными стальными кожухами.
Такой тип напольных вентиляторов, как безлопастные вентиляторы, имеют схожую конструкцию основания с осевыми напольными вентиляторами. Отличием является наличие поворотного «кольца», которое не требует защитных кожухов и не имеет вращающихся лопастей. Подобные вентиляторы не отвлекают внимания мелькающими вращающимися элементами и абсолютно безопасны для прикосновений.

Читайте также:  Замена машины буллет для самп

Напольные вентиляторы некоторых производителей могут изготавливаться совершенно по иному принципу. Это связано с тем, что постоянно происходит поиск новых решений в области вентиляции и создания комфорта в помещении.

Устройство типичного напольного вентилятора

На повестке ремонт напольного вентилятора своими руками! Начать следует малым: у простейших вентиляторов отсутствует клемма заземления. Прибор не обладает степенью электробезопасности. Устройство напольного вентилятора включает корпус, изготовленный из пластмассы. Внутрь попадет вода — ожидайте хорошей встряски. Напольный вентилятор указанной разновидности нельзя использовать поблизости от воды. Начиная аквариумом с рыбками, заканчивая цветочной вазой. Особо опасен, где проживают маленькие дети. Упадет штуковина, чадо догадается налить внутрь молока… Выводы делайте сами:

  • конструкция неустойчивая;
  • основание легко ломается, гнется;
  • защиты от удара током отсутствует.

При падении напольного вентилятора с высокой степенью вероятности ничего не случится. Погрузимся внутрь конструкции. Оставим пока в стороне особенности регулирования скорости двигателя и кнопки. Поговорим про редуктор. Краснодарский напольный вентилятор несет один асинхронный конденсаторный двигатель. Передняя сторона вала через штифт, гайку с левой резьбой соединена с лопастями, задняя выходит на редуктор, образованный двумя шестерням, одна двойная.

Вал снабжен резьбой, цепляющей, вращаясь, зубчики большого колеса. Момент передается малому колесу, приводящему в движение маховик. Шестерня кривошипно-шатунного механизма диаметром в руку, поэтому вращение уступает скоростью исходному вала асинхронного двигателя.

  1. Лопасти крутятся на полной скорости вращения мотора.
  2. Кривошипно-шатунный механизм, благодаря редуктору, движется медленнее.

Через карданную передачу кривошип зацеплен за ножку, корпус двигателя насажен на ось. При вращении вала асинхронного двигателя лопасти двигаются плавно в одну-другую сторону. Однако можно остановить процесс. У двойной шестерни валок крепится к большей шестерне двумя шариками с пружинкой, вставленными в сквозное отверстие. Если потянуть ручку регулятора, непосредственно соединенную с осью, защелка соскальзывает вверх. Теряется связь меж шестерней, валом, вращение прекращается. Механизм реализует защиту от падения: по внутреннему посадочному отверстию приводной шестерни нарезано шесть желобков. Умещаются шарики. Положений получается шесть, взаимный переход сопровождается щелчком, ось проворачивается относительно шестерни, шарики бьют по стенкам, соскальзывая в желобки.

Слышны щелчки, высока вероятность — напольный вентилятор упал. Привод заклинило, работает, щелкая, защитный механизм, уберегая мотор от сгорания.

Полагаем, режим невыгоден напольному вентилятору, не выключить прибор, термопредохранитель мотора непременно сломается. Редуктор крепится тремя болтами к двигателю, прорезан парой смазочных отверстий, через которые можно сдобрить пластиковые шестерни. Касается приводной, вращающейся со скоростью асинхронного двигателя.

Головная боль, как починить напольный вентилятор и собрать. Видим расклад: неверно задано взаимное положение редуктора, ножки через передачу, головка напольного вентилятора будет двигаться несимметрично относительно фронтальной плоскости. Может раздражать. Присоедините редуктор, проверьте изделие, подключив питание. Осторожно, чтобы не ударило током, попробуйте визуально определить правильность выполненной сборки.

Двигатель напольного вентилятора

Внутри вентилятора стоит асинхронный двигатель с регуляцией скорости вращения вала путем коммутации обмоток. На редуктор крепится конденсатор. Радиоэлемент не является пусковым. Полагаем, обмотки недаром крепятся по четыре в два ряда, сдвинуты друг относительно друга на восьмую часть оборота. Вращение поля использует фазу напряжения и сдвиг на 90 градусов. Момент бесполезен технику, сгорит одна обмотка асинхронного двигателя напольного вентилятора, придется мотор менять. Намотать самостоятельно сложное изделие не представляется возможным новичку.

Регулирование скорости выполняется коммутацией питающего напряжения на соответствующие провода путем переключения кнопок на стойке. Одна жила идет от шнура из розетки к двигателю, а положение второй выбирается оператором. Нажата одновременно только одна из скоростей, что обеспечивается механическими методами блокировки параллельного включения. Радуют краснодарские изделия наличием подсветки: верхняя кнопка обеспечивает горение диода. Позволит избежать столкновения в темноте с напольным вентилятором. Косвенно свидетельствует: изготовитель в курсе насчет неустойчивости изделия.

Двигатель составлен изолированным силуминовым ротором-барабаном, заделана проводка катушек. Структура остается неизвестной по вполне понятным причинам, значения вопрос лишен. Полагаем, вероятность выхода из строя ротора сравнительно мала, якорь получает питание статора. Структура обычно представлена беличьей клеткой. Набор продольных проводников, расположенных кругом, объединенных двумя кольцами с торцов. С обоих концов на роторе расположена крыльчатка, обдувающая катушки статора. Позволит асинхронному двигателю работать интенсивнее. У краснодарского напольного вентилятора пластиковые крыльчатки.

В случае неясностей прозвоните проводку от кнопки (не разбирая вентилятор), исследуя скрытничащую неисправность. Сопротивление рабочей обмотки не бывает нулевым, слишком высоким. Обрыв угадать не сложно. Пусковая обмотка звонится с контактов конденсатора. Направление вращения определяется взаимным положением пусковой и основной обмоток, следовательно, перепутав местами, получите неправильный результат.

Разумеется, при выходе из строя хотя бы одной обмотки двигатель работать не будет. Одной фазы не хватит для разгона ротора. Повращайте, следуя часовой стрелке, лопасти (отдернув руку), чтобы понять наличие характерной неисправности. Напольный вентилятор заработает — сгорела одна обмотка. Неверно говорить о пусковой, рабочей катушках, медные мотки идентичны. Двигатель конденсаторный.

Метод регулирования скорости двигателя напольного вентилятора

Ничего не сказано о способе регулирования скорости, неудивительно. В рассмотренной модели на катушки приходит четыре провода, один поставляет штекер. Три других входят в обмотку через тканевые кембрики. Что находится внутри доподлинно неизвестно. Выбор невелик, двигатель асинхронного типа с изолированным ротором управляется двумя способами:

  1. Изменение амплитуды напряжения.
  2. Коммутация обмоток с неодинаковым количеством витков.

Инверторное управление в расчет не берем, в данном случае просто негде уместиться такой сложной схеме. Остается регулирование амплитуды напряжения. На каждом из проводов сидит неодинаковое количество витков. Выйдет из строя одна скорость (две), кембрики придется резать, следовательно, станет очевидной и электрическая схема двигателя. Усидчивый мастер намотает новую катушку, ленивый возьмет с клиента деньги на покупку нового двигателя (старый пустит на цветмет).

Косвенно число витков узнают через соотношения сопротивлений между выводами каждой скорости. Тестер использует постоянное напряжение для измерения величины, поэтому индуктивная часть импеданса выбрасывается из рассмотрения. Число витков прямо пропорционально омическому сопротивлению участка обмотки.

Как разобрать напольный вентилятор

Из сказанного понятно: внутри напольного вентилятора ломаться нечему. Это двигатель и конденсатор. Остальное приходится на механическую часть, редуктор. При наличии свиста и шума попробуйте смазать шестерни. Как это делать, понятно из сказанного. В корпусе редуктора пара отверстий для этих целей. Солидол сгодится для пластиковых деталей.

Самостоятельный ремонт напольного вентилятора не должен вызывать больших затруднений. Замените двигатель на подходящий по весу и размеру. Основные виды поломок касаются механической части, восстановление проводится обычными (сварка пластмассы полиэтиленом) методами умелыми руками.

Уважаемые посетители сайта.

Полагаю, что информация изложенная в этой теме будет для Вас полезной. В теме будут затронуты различные вопросы по этому направлению, а вопросов возникает по этой части много:

  • как устроен электродвигатель бытового вентилятора;
  • как заменить конденсатор в электрической схеме вентилятора;

как выполнить перемотку статора электродвигателя вентилятора, как проводится ремонт:

  • настенного вентилятора;
  • потолочного вентилятора;
  • оконного вентилятора;
  • напольного вентилятора;
  • вентилятора для санузла;
  • вентилятора для кухни;
  • вентилятора с таймером;
  • вытяжного вентилятора.

Изложить сразу и полностью информацию по возникающим вопросам, связанными с неисправностью в результате эксплуатации различных типов электрических вентиляторов, — практически невозможно.

Тема постепенно будет расширяться, то есть по истечению определенного промежутка времени будут внесены дополнения.

Интересуйтесь различными источниками информации в этом направлении:

  • техническими сайтами;
  • технической литературой

Проверка электродвигателя вентилятора

настольный вентилятор Vitek

Рассмотрим подробно, — как проводится проверка электродвигателя вентилятора. В качестве примера приведен электродвигатель, соответствующий варианту бытовых настольных вентиляторов.

На фотоснимке показан небольшой электродвигатель \фото №1\ настольного вентилятора. Чтобы изложить более понятливо эту тему, разъяснение будет сопровождаться личными фотоснимками — по проведению диагностики электродвигателя .

Проведение диагностики электрических соединений начинается с предварительной проверки непосредственно самого прибора \фото №2\.

Для чего необходима такая проверка? — Проверка проводится для убеждения в том, чтобы провода щупа прибора не имели разрыв. То есть в практике часто встречается такая неисправность прибора как обрыв провода в соединении со щупом \ металлический штырек в соединении с проводом\.

При разрыве, \ для определенного участка электрической схемы\ дисплей прибора Мультиметр — показывает » единицу». Если два щупа прибора замкнуть между собой накоротко \при выставленном диапазоне наименьшего сопротивления\, — дисплей прибора покажет нулевое значение сопротивления. Для этого примера это будет означать, что прибор действующий \исправен\.

Проверка емкости конденсатора мультиметром

Начнем с проверки конденсатора, состоящего в электрической схеме электродвигателя \фото №3\.

Здесь нам наглядно видно, что емкость на корпусе конденсатора составляет:

  • 0,51 микрофарад;
  • отклонение — \+-10%\;
  • допустимое номинальное напряжение — 630 Вольт.

Чтобы проверить конденсатор на наличие емкости \фото №4\, нужно отсоединить его от электрической схемы \отрезать провода ножницами\. Предварительно перед измерением его емкости, необходимо разрядить конденсатор \ замкнуть контакты конденсатора накоротко\ и затем уже проводить измерение.

Для данной емкости конденсатора, прибор устанавливается в диапазон от 200 нанофарад до 2 микрофарад, так как емкость конденсатора составляет 0,51 микрофарад и установленный диапазон соответствует нашему измерению.

Дисплей прибора \фото №6\ как видно из фотоснимка, при измерении показывает при этом — 0,527 микрофарад. Данный показатель емкости вполне соответствует емкости указанной на корпусе конденсатора, так как здесь учитывается отклонение в емкости.

Итак, при проверке конденсатора состоящего в схеме электродвигателя мы убедились в том, что конденсатор является пригодным к эксплуатации, обкладки конденсатора не нарушены и нам следует перейти к следующим проверкам.

Проверка обмоток статора — двигателя

От обмоток статора электродвигателя выведены четыре провода \фото №7\ и для данной проверки нам необходимо измерить сопротивление каждой из двух обмоток.

Первое что мы должны сделать — это выставить прибор в соответствующий диапазон измерения сопротивления.

Далее, соединяем щупы прибора с одной парой проводов одинаковой цветности как это показано на фотоснимке №8. Дисплей прибора при этом измерении показывает значение — 1125, точнее такое показание будет составлять — 1, 125 кОм.

При измерении второй обмотки статора электродвигателя \фото №9\, дисплей прибора для данного примера, показывает число — 803. То есть точнее, сопротивление второй обмотки статора электродвигателя составляет — 803 Ом.

Читайте также:  Дизель начал жрать масло

Чтобы измерить общее сопротивление \фото №10\ двух обмоток статора, — одну пару проводов нужно замкнуть накоротко и ко второй паре проводов подсоединить два щупа прибора. Такой способ является окончательным и более точным на выявление целостности либо разрыва последовательно соединенных двух обмоток.

Дисплей прибора как мы обратили свое внимание, показывает общее сопротивление двух обмоток статора электродвигателя — 1927, а точнее — 1,927 кОм.

При каком либо замыкании в схеме электродвигателя прибор укажет на нулевое значение сопротивления, — как это показано на фотоснимке №11.

Устройство электродвигателя вентилятора

Так что из себя представляет электродвигатель \рис.12\ настольного вентилятора? Двигатель вентилятора — асинхронный, однофазный с короткозамкнутым ротором.

Почему именно с короткозамкнутым ротором? — Спросите Вы. Потому что ротор как видно из фотоснимка, выполнен путем заливки пазов сердечника расплавленным алюминием, а также отливанием на его короткозамыкающих кольцах — лопастей вентилятора. Точнее, здесь не наблюдается визуально — обмоток ротора.

Лопасти на роторе служат как для охлаждения так и для циркуляции воздуха электродвигателя. Конденсатор служит для первоначального сдвига ротора \запуска ротора\.

Скорость вращения ротора во вращающемся электромагнитном поле статора данного типа двигателя составляет 1200 об.\мин. Входная мощность такого двигателя небольшая — 60 Вт. Потребляемая мощность в общем то сравнима с мощностью лампы накаливания \электрической лампочки\.

Электродвигатель в своем исполнении — простой. Единственной основной причиной неисправности электродвигателя здесь может быть:

  • перегорание обмоток статора;
  • неисправность конденсатора.

С электродвигателем мы разобрались, разобрав его основательно и теперь конечно же нам нужно усвоить — как правильно выполнить соединения проводов. То есть необходимо правильно подключить электродвигатель, при неправильном подключении электродвигатель просто выйдет из строя.

Подключение электродвигателя вентилятора

По схеме рисунка №1 видно, что электродвигатель настольного вентилятора состоит из двух обмоток:

Если смотреть по фотоснимкам, можно заметить, что статор состоит из четырех катушек. То есть каждая обмотка в этом примере состоит из двух полуобмоток если можно так выразиться.

При измерении сопротивления первой обмотки, сопротивление составило — 1,125 кОм. При измерении сопротивления второй обмотки, сопротивление составило — 803 ом.

Нам необходимо правильно подключить конденсатор в электрической схеме электродвигателя.

Как правильно подключить конденсатор в электродвигателе

Итак друзья, для напоминания, — мы рассматриваем подключение однофазного асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором.

Для правильного подключения конденсатора, состоящего в электрической схеме двигателя, необходимо определить:

обмотки статора. Конденсатор в схеме соединяется последовательно с пусковой обмоткой.

Здесь нужно усвоить, что пусковая обмотка по своему значению имеет наибольшее сопротивление и в данном варианте такое сопротивление составляет — 1,125 кОм. Ни в коем случае нельзя соединять конденсатор с рабочей обмоткой, — это приведет к перегоранию обмоток статора электродвигателя в следствии первоначального возникновения большого пускового тока. Из раздела электротехники нам известно, что сила тока увеличивается — по мере уменьшения сопротивления.

Ремонт напольного вентилятора

напольный вентилятор эленберг

Недавно мне отдали в ремонт напольный вентилятор «Эленберг». Ремонт сопровождался выполнением личных фотоснимков и это послужит Вам в дальнейшем небольшим практикумом. Причина неисправности напольного вентилятора в начале была не ясна, конечно же необходимо было разобрать вентилятор, чтобы проверить отдельные участки электрических соединений.

Чтобы удобней было проводить ремонт \фото№1\, разъединим непосредственно сам вентилятор от его стойки. Далее нам нужно снять защитный металлический каркас вентилятора для удобства в проведении ремонта \фото №2, фото №3\.

Затем, нам нужно освободить пластмассовый чехол от электродвигателя, чтобы полностью осмотреть и непосредственно проверить сам электродвигатель вентилятора. То есть необходимо открутить болтовые соединения \фото №4, фото №5\.

После снятия пластмассового чехла электродвигателя, мы сможем проверить конкретно как сам электродвигатель так и конденсатор состоящий в электрической схеме \фото №6\.

Конденсатор \фото №7\, состоящий в электрической схеме электродвигателя напольного вентилятора Эленберг, — содержит следующие значения:

  • емкость конденсатора — 0,85 микрофарад;
  • номинальное допустимое переменное напряжение конденсатора — 400 Вольт

Другие значения указанные на конденсаторе, — не столь важны в проведении ремонта. Нам нужно проверить конденсатор, устанавливаем мультиметр в диапазон измеряемой емкости \фото №8\. Емкость конденсатора для нашего примера составляет — 0,85 микрофарад, то есть прибор устанавливается в диапазоне от 200 нанофарад до 2 микрофарад.

Емкость вполне соответствует значению, указанному на корпусе конденсатора \фото №9\. Как видно на дисплее прибора, емкость при измерении составляет — 0,84 микрофарад. Учитывая допуск: +-5%, емкость вполне не утрачена и конденсатор является действующим.

Что еще нам необходимо проверить? — Конечно же электродвигатель вентилятора \фото №10\.

И что же мы здесь наблюдаем? — Дисплей мультиметра показывает общее значение сопротивления для двух обмоток статора электродвигателя — 1215 Ом или же точнее — 1,2 кОм. Отсюда следует, что электродвигатель вентилятора и конденсатор — исправны.

Так в чем же причина неисправности напольного вентилятора? Что еще нам необходимо проверить? Нам необходимо проверить непосредственно сам сетевой шнур, а также выключатель состоящий в последовательном соединении \фото №11\.

Откручиваем болтовые соединения, чтобы осмотреть выключатель вентилятора и также нам необходимо будет проверить шнур в соединении от электрической вилки до соединения с выключателем \фото №12\.

На фотоснимке №13 можно заметить, что провод с черной изоляцией отпаян от контакта с выключателем. То есть выключатель для данного примера является не подключенным к электрической схеме вентилятора.

Устраняем неисправность с помощью паяния оловом \фото №14\, для ремонта нам понадобится:

  • паяльное олово;
  • паяльная кислота либо другой припой;
  • паяльник.

На место соединения проводов после паяния оловом — надеваются кембрики для изоляции. В данном изображении \фото №15\ показано соединение конденсатора, такой способ изоляции прост и удобен в проведении какого либо ремонта бытовой техники.

Сегодняшняя тема достаточно проста: что делать, если не работает вентилятор блока питания компьютера? Прежде всего — ни в коем случае нельзя оставлять его в таком состоянии! Если не работает вентилятор (блока питания или процессора, видеокарты, других комплектующих) — надо обязательно сделать так, чтобы он снова заработал:)

Если в конструктиве устройства имеется вентилятор (система активного охлаждения), значит он там не просто так находится. А именно — она активно охлаждает радиаторы отвода тепла от горячих микросхем и комплектующих. В данном случае правило: «Работает — не трогай!» не годится.

Дело в том, что неработающий вентилятор блока питания (или любой другой комплектующей) может со временем привести к перегреву всего узла и, как следствие, — выходу его из строя. Также не забывайте о том, что срок службы электрических компонентов, долгое время работающих в режиме перегрева, резко сокращается. Это, в первую очередь, относится к , расположенным в блоке питания компьютера.

Итак, сегодня мы с Вами рассмотрим две проблемы, которые решаются одинаково. Проблемы звучат следующим образом:

  1. Не крутится вентилятор блока питания
  2. Шумит вентилятор блока питания

Как мы говорили, решение здесь одно — извлечь блок питания, разобрать его и смазать вентилятор . Обычно к его останову приводит попадание в подшипник пыли или просто (со временем) выработка заводской смазки.

Давайте же приступим к процессу ремонта! Для начала нам надо будет снять боковую крышку системного блока:

Обратите внимание на расположение материнской платы (обозначена прямоугольником). Это — та сторона системного блока, на которую крепится сама плата, значит — снимать нам нужно крышку с противоположной стороны.

Наверное, это не нужно так подробно объяснять, но я вспомнил телефонный разговор со своим знакомым, который по моим подсказкам пытался разобрать свой компьютер. Первый нюанс возник именно тогда, когда я на свою реплику о том, что надо снять боковую крышку услышал: «Снял, там — железная стенка!» 🙂

Продолжаем. Кладем наш системный блок на бок (так будет удобнее) и посмотрим на предстоящий фронт работ поближе:

Красным у нас здесь обозначены разъемы питания, идущие от блока к материнской плате и другим устройствам компьютера. Их все нам нужно будет отсоединить.

Обратите внимание : на разъемах, находящихся непосредственно на материнской плате есть специальные пластмассовые защелки, фиксирующие их положение в гнезде. Их надо отогнуть, прижав пальцем вверху, и потом извлечь разъем из платы.

Совет : для того чтобы легко отсоединить питание дисковода его разъем надо немного приподнять вверх.

После того, как мы отсоединили все кабели питания, нам нужно будет отвернуть четыре болта с тыльной стороны системного блока. Они показаны на фото ниже:

После этого можно уже вытащить блок питания из корпуса. Снизу он имеет еще четыре небольших винта, которыми крепится его защитная крышка:

Отвинчиваем и их. Поднимаем освободившуюся часть кожуха и наблюдаем под ней примерно такую картину:

Справа обозначен вентилятор блока питания, который не крутится. Что мы здесь еще видим? Сверху (зеленая) — управляющая плата преобразования переменного тока 200 V (из розетки) в постоянный 12, 5 и 3 Вольта (внутри компьютера). Чуть ниже слева — два алюминиевых радиатора системы охлаждения блока питания. Под ними — конденсаторы и дроссели системы защиты и стабилизации напряжения.

На этом этапе очень желательно продуть блок питания от пыли с помощью пылесоса (поставленного на выдув) или же — специального баллончика со сжатым воздухом.

Продолжаем. Теперь мы должны снять вентилятор блока питания. Поворачиваем его к себе стороной, на которой расположено гнездо питания и видим четыре крепежных шурупа.

Защитная решетка на блоке питания может сниматься, а может быть частью самого защитного кожуха. В нашем случае она выполнена в виде отдельного элемента. Выкрутив шурупы, мы достигли главного — добрались до неработающего вентилятора блока питания!

Берем его на ладонь (возможно на этом этапе по нему придется «пройтись» мягкой кисточкой для удаления скопившейся пыли с поверхности или воспользоваться ватой с одеколоном) и обращаем внимание на цветную круглую этикетку возле проводов. Ее можно видеть на фото выше в центре под защитной решеткой. Она, как Вы догадались, выполняет не просто эстетическую функцию.

Чтобы убедиться в этом — поддеваем ее край и отгибаем (не до конца) в сторону.

Под ней мы можем видеть «заглушку», выполненную либо из резины, либо — из пластмассы. Именно она и сам «стикер» (наклейка) служат препятствием на пути попадания пыли в подшипник вентилятора.

Читайте также:  Газ 3302 двигатель isf

Если «заглушка» сделана из резины, то поддеть ее не составит труда, если же Вы столкнетесь с пластмассовой, то для ее извлечения придется воспользоваться чем-то тонким и прочным (идеально подойдет иголка).

И вот после этого нам понадобится то, что поможет нам в случае, когда не работает вентилятор блока питания. Это — обыкновенное машинное масло. В данном случае — масло для швейных машин, в народе называемое «веретенка». Его можно без проблем найти в хозяйственных магазинах.

Снимаем колпачок, срезаем часть пластмассы под ним и выдавливаем небольшое его количество на стопорное кольцо вентилятора системного блока, как показано на фото ниже.

Совет: покачайте вентилятор рукой (вперед-назад), давая маслу попасть внутрь подшипника. Добейтесь, таким образом, его плавного и беспрепятственного движения и вращения. Иногда при этом бывает нужно приложить определенное физическое усилие, но Вы постарайтесь. Вентилятор обязательно должен плавно двигаться вперед-назад на несколько миллиметров, это — залог его длительной работы без вмешательства в будущем.

Если машинное масло стечет внутрь вентилятора — добавьте еще немного. В идеале масла должно быть столько, чтобы оно слегка покрывало стопорное кольцо системы вращения.

После всех перечисленных выше манипуляций, нам остается только аккуратно собрать всю конструкцию в обратном порядке. Если наклейка (стикер) вдруг не будет приклеиваться обратно — удалите ее полностью и воспользуйтесь самоклеющейся (с одной стороны) плотной бумагой. Такие продаются в любом канцелярском магазине. Или, в крайнем случае, — скотчем.

Если ось вращения вентилятора очень сильно загрязнена и он никак не проворачивается, то нам придется снять саму крыльчатку (лопасти со стержнем-основой). Для этого нужно будет извлечь стопорное пластиковое кольцо (его хорошо видно на фото выше). Аккуратно подцепите его иголкой возле места разреза и выньте с помощью пинцета. Потом — потяните за центральную часть вентилятора с противоположной стороны и вытащите крыльчатку. Хорошо очистите от грязи обе плоскости и смажьте маслом стержень-основу. Аккуратно соберите конструкцию обратно, стараясь не сломать стопорное кольцо.

Также (при сильном загрязнении) весьма рекомендую закапать внутрь вентилятора некоторое количество растворителя «Калоша» или любого другого очищенного нефраса на бензиновой основе (например, «Уайт-спирит»). Состав растворит грязь, обезжирит и промоет подшипник. После этого нужно будет дать ему немного времени, чтобы испариться (высохнуть) или же, помочь ему сделать это с помощью обычного бытового фена.

Совет : растворитель из первоначальной емкости лучше залить в шприц с тонкой иглой (5 кубиков) и делать «инъекцию» вентилятору уже через него. Так будет значительно удобнее.

Все что я говорил выше по поводу не работающих вентиляторов и методов устранения этой неисправности, есть описание стандартного процесса, который мы применяем в нашем IT отделе на работе. Что называется, ремонт по быстрому! Там это нужно делать реально быстро и как можно с меньшими финансовыми затратами. Что — логично!

Если же Вы ремонтируете заклинивший вентилятор на своем домашнем компьютере или ноутбуке, то я бы советовал использовать вместо машинного масла такую замечательную вещь, как силиконовая смазка ! Ее часто применяют для смазывания различных трущихся деталей внутри принтеров. Выглядит она примерно вот так:

По сравнению с маслом, обладает гораздо лучшими свойствами, и (что важно) смазанная деталь гораздо дольше не требует повторной обработки. То есть: смазали и надолго забыли! Стоит силиконовая смазка, конечно, дороже чем масло, но мы же делаем это для себя, правда? 🙂

Как видите, если не работает вентилятор блока питания, (если вентилятор блока питания сильно шумит), то подобная неисправность достаточно легко устраняется в домашних условиях, без привлечения специалиста. Потому что, как и в большинстве случаев, здесь ничего сложного нет, просто нужно один раз сделать все самому, чего Вам и желаю!

Если вынуть подвижную часть вентилятора, то можно увидеть не просто отсутствие смазки, но и наличие достаточно вязкого состава, который образовался из смазочного материала и мелких частиц отработанных материалов: пластмассы, изоляции проводников статора и пыли.

Во-первых, тщательно протрите все внутренние части кулера от данного состава. После этого необходимо капнуть машинным маслом (подойдет масло для швейных машинок) на места, где происходит скольжение подвижных частей вентилятора. Далее можно устанавливать кулер на свое место.

Вы будете приятно удивлены результатом: кулер заработал, при этом он стал работать на порядок тише, чем другие вентиляторы системы охлаждения компьютера. Пользуясь моментом, произведите ревизию других кулеров компьютера. Наверняка, они также отработали достаточное количество времени и могут отказать в любой момент.

Что делать, если предложенный выше способ «не привел в чувство» кулер?

Высока вероятность того, что данное устройство не получает питания по причине обрыва одного из проводов, посредством которого производится подача питания на вентилятор. Провод может быть оборван как возле штекера, так и в месте присоединения к электродвигателю кулера. Если обнаружен обрыв провода, то следует его припаять на место.

В 90% случаев можно отремонтировать кулер вышеприведенными способами. Поэтому не спешите сразу приобретать новый кулер. Попробуйте его отремонтировать самостоятельно, сэкономив деньги. А если у вас какой-то дорогой кулер или дорогостоящая система охлаждения и она начала давать сбои то обращайтесь в нашу компанию за помощью. Наши мастера например по компьютерной помощи в колпино или ремонту компьютеров в понтонном всегда готовы помочь вам в решении проблем с вашими вентиляторами в компьютере и системой охлаждения в целом.

При производстве дешевых моделей производитель экономит на качестве материалов, поэтому они ломаются чаще, чем более дорогие аналоги. Если же перестал работать вентилятор, тогда не спешите его выкидывать, потому что для восстановления его работоспособности в большинстве случаев не понадобится много времени и финансовых затрат.

Я не буду останавливаться на механических неисправностях таких, как ремонт крыльчатки, корпуса, механизма поворота и т. п. Для устранения этих поломок, просто необходимо изношенную или поломанную деталь восстановить или заменить на новую. В этой статье будут рассмотрены вопросы по ремонту электротехнической части вентилятора, при которых не включается или работает электромотор с гулом, неприятными запахами паленного или заеданиями. Для рассмотрения будет взята более сложная модель напольного исполнения. Встраиваемые вытяжные вентиляторы конструктивно гораздо проще, из-за отсутствия блока переключения скоростей, поэтому их отремонтировать еще легче. Но ремонт, учитывая цену простой модели вытяжного вентилятора без наворотов нецелесообразен.

Для того что бы найти причину неисправности вентилятора, необходимо его будет разобрать. Сделать это будет своими руками довольно просто и быстро.Сперва снимаем защитную решетку, затем лопасти или крыльчатку вентилятора, которая фиксируется гайкой. Далее необходимо снять вторую часть защитной решетки и открутить саморезы крышки.

Поиск и устранение неисправностей при ремонте бытового вентилятора

Перед тем как приступать к ремонту своими руками необходимо изучить принципиальную схему работы устройства.


Как правило, в напольный вентилятор ставится асинхронный электродвигатель, состоящий из восьми обмоток (рабочие и пусковые). Для успешного запуска необходим сдвиг фазы на 90 градусов. Для этих целей устанавливается конденсатор. Работать устройство начинает после нажатии кнопка включения, после чего загорается лампочка индикации и запускается мотор, скорость вращения которого зависит от схемы включения обмоток, за что отвечает переключатель 3 скоростей с механической блокировкой одновременного включения нескольких кнопок, при котором возможно возникновение коротких замыканий.

Перед тем как приступать к проверке электродвигателя:

  1. Сразу необходимо проверить исправность шнура подключения к электрической розетке. Для этого необходимо сперва разобрать блок переключателей, а затем с соблюдением мер по электробезопасности мультиметром проверить наличие 220 Вольт на контактах лампочки.
  2. Проверьте исправность конденсатора по .
  3. Прозвоните на целостность и проверьте надежность всех контактов проводов и соединений в цепи.
  4. Если при работе вентилятора слышен гул или шум, тогда смажьте Литолом или Солидолом пластмассовые детали внутри редуктора через отверстия, которые в нем специально для этого предусмотрены.
  5. Проверьте наличие 220 Вольт на выходе с включенной кнопки переключателя.

Ремонт электродвигателя вентилятора

Ремонт электродвигателя своими руками необходимо начинать со смазки подшипников, очень часто после этого вентилятор начинает нормально работать. Вал мотора вращается в пластмассовых втулках. Для смазки подойдет машинное масло- капните пару капель масла навал под наклоном так, что бы оно затекло во внутрь втулки, а затем повращайте вал вперед и назад по оси до тех пор, пока он не начнет легко вращаться.

Вероятность поломки ротора двигателя сравнительно мала и в моей практике ремонта бытовой техники пока не встречалась, потому что в роторе наводится ЭДС (возникает ток) под воздействием обмоток статора.

Часто в электродвигателях бытовых вентиляторов происходит обрыв в одной из обмоток статора. Если хоть одна обмотка будет оборвана, тогда двигатель не будет работать вообще. Для проверки достаточно резко крутануть лопасти по часовой стрелке. Только сразу резко убирайте руку от лопастей, что бы не получить травму. Если после этого заработает напольный вентилятор- значит сгорела одна из обмоток. Учтите, что при обрыве обмотки, подключенной от конденсатора- вентилятор не будет работать в любом случае. Для определения целостности всех обмоток, рекомендую их прозвонить мультиметром по . Учтите, что сопротивление обмотки не должно быть слишком высоким или нулевым.

Очень важно перед отключением проводов с обмоток не перепутать их затем при подключении, поэтому прежде чем снимать провода нанесите на них отличающую маркировку, если они одинакового цвета. Я перед снятием проводов или началом разборки своими руками любых устройств всегда делаю фотографии всех этапов. Если возникнут затем вопросы или сомнения при сборке, тогда фотографии здорово выручают.

Если оборвана или выгорела обмотка статора , учитывая цену напольного или встраиваемого вентилятора, не рекомендую заниматься перемоткой или ремонтом обмотки. В таком случае целесообразнее купить новую модель.

Срок службы электродвигателя вентилятора сокращается в несколько раз , если не очищать его периодически от пыли и грязи, а так же если во время не смазывать подшипники или редуктор.

Adblock
detector