Меню

Как разобрать двигатель зил 131

Разборка двигателя II

Вентилятор и водяной насос. Отвернуть болты крепления вентилятора к ступице и снять вентилятор, приводные ремни и шкив. Отвернуть болты крепления корпуса водя­ного насоса к торцу блока и снять насос с прокладками.

Масляный насос. Отвернуть болты крепле­ния масляного насоса и снять насос с про­кладкой.

Верхний патрубок системы охлаждения.

Отвернуть гайки крепления патрубка к впус­кному трубопроводу и снять патрубок в сборе с термостатом и прокладкой. Вынуть термостат из патрубка.

Свечи зажигания. Для предохранения от повреждения свечей зажигания их надо вы­вернуть из отверстий в головках цилиндров. Отверстия закрыть пробками.

Выпускные трубопроводы. При снятии выпускных трубопроводов необходимо отъ­единить предохранительные щитки свечей за­жигания, вынуть маслоизмерительный стер­жень, отъединить тяги привода управления краниками системы охлаждения.

Отвернуть гайки крепления выпускного трубопровода и снять его с прокладкой. Если прокладка пригорела к плоскости го­ловки цилиндров, ее надо осторожно отде­лить при помощи отвертки. Операцию повторить со вторым трубопроводом. При снятии выпускных трубопроводов с дви­гателя ЗИЛ-131 их разъединять нельзя. В том случае, когда нет необходимости снимать выпускной трубопровод отдельно, его можно снимать в сборе с головкой ци­линдров.

Впускной трубопровод. Отвернуть торцо­вым ключом гайки крепления трубопровода к головкам цилиндров и, слегка постукивая молотком, снять трубопровод вручную. Снять две прокладки и два резиновых уплотнителя, осторожно отделяя их от пло­скостей прилегания. Вывернуть из гнезда датчик указателя температуры охлаждаю­щей жидкости.

Крышки головок цилиндров. Отвернуть гайки крепления крышек и снять их вместе с прокладками.

Оси коромысел, штанги и толкатели. От­вернуть торцовым ключом по четыре болта креплении осей коромысел на каждой голов­ке цилиндров, снять оси в сборе с коро­мыслами и стойками, вынуть штанги тол­кателей, вынуть из гнезда блока цилиндров толкатели клапанов при помощи металличе­ского стержня, коней которого подогнут под прямым углом.

Для снятия коромысел и стоек надо расшплинтовать один конец оси и снять с нее: первую плоскую шайбу, распорную пружинную шайбу 3, вторую плоскую шайбу 4, первое коромысло, стойку коромысла, второе коромысло, распорную пружину, затем снять все остальные коро­мысла, стойки и распорные пружины.

Головки цилиндров. Отвернуть угловым торцовым ключом болты крепления головок цилиндров и снять их. Снять прокладки. Если прокладки пригорели, надо осторожно отделить их при помощи отвертки.

Снятие поддона картера двигателя, крыш­ки картера сцепления, маслоуловителя и приемника масляного насоса. Повернуть двигатель на стенде на 90° и установить его вертикально картером сцепления вниз. Отвернуть болты крепления щитка и крыш­ки картера сцепления и снять их. Отвернуть торцовым ключом болты крепления поддона и снять его с двигателя вручную. Снять прокладку поддона, осторожно отделяя ее отверткой от плоскости блока цилиндров. Отвернуть болты крепления маслоуловите­ля и снять его. Отвернуть болты крепления приемника масляного насоса и снять его с прокладкой.

Поршни с шатунами в сборе. Расшплинтовать гайки шатунных болтов, отвернуть торцовым ключом шатунные гайки, прове­рить клеймение крышек и шатунов, при не­обходимости нанести его керном, затем снять крышки с шатунов, слегка постукивая по крышкам молотком, вынуть шатунные бол­ты.

Повернуть на стенде двигатель на 90°, вы­нуть поочередно поршни из цилиндров, установить крышки шатунов на свои места и закрепить болтами с гайками, навернув их от руки.

При снятии поршней с шатунами в сборе надо, отвернув гайки шатунных болтов, снимать крышки шатунов попарно (1—5, 2—6, 3—7 и 4—8 цилиндров), поворачивая при этом коленчатый вал при помощи ворот­ка за зубчатый венец маховика.

Читайте также:  Хендай элантра 2010 автомат тест драйв

Шкив коленчатого вала и крышки распре­делительных шестерен. Отогнув стопорную шайбу с грани храповика, отвернуть торцо­вым ключом храповик, застопорив коленча­тый вал при помощи деревянной оправки, подкладываемой под кривошип вала.

Для снятия шкива коленчатого вала при­меняют трехзахватный съемник (рис. 1). Можно пользоваться съемником модели 2492. После снятия шкива вынуть шпонку из паза коленчатого вала.

Для снятия крышки распределительных шестерен надо отвернуть торцовым ключом болты крепления крышки и снять ее, слегка постукивая деревянным молотком, снять прокладку крышки, осторожно отделяя ее от плоскости блока цилиндров.

Коленчатый вал. Отвернуть торцовым ключом болты крепления крышек коренных подшипников и вынуть их, проверить клей­мение крышек и при необходимости нанести его керном, затем снять крышки вместе с вкладышами, а заднюю крышку—вместе с резиновыми и деревянными уплотнителями. Сиять с вала маслоотражатель.

Снять коленчатый вал с маховиком и сцеплением в сборе при помощи тали.

Снять вкладыши коренных подшипников, уложить их по порядку номеров. Вынуть сальник заднего коренного подшипника. Крышки коренных подшипников установить на место.

Распределительный вал. Чтобы вынуть распределительный вал из блока цилиндров двигателя, необходимо снять оси коромысел с коромыслами в сборе, вынуть штанги и толкатели, снять крышку распределительных шестерен, отвернуть через отверстия в ше­стерне два болта, крепящих фланец (рис. 2), и вынуть распределительный вал.

Вынимая вал, надо обращать особое вни­мание на то, чтобы вершинами кулачков не задеть подшипники распределительного ва­ла, не повредить их поверхности. Вал выни­мают в сборе с распределительной шестер­ней и фланцем.

Распределительная шестерня (рис. 3) на валу может быть посажена с максималь­ным зазором до 0,008 мм или максимальным натягом до 0,036 мм.

Диаметр шейки вала в месте посадки ше­стерни 30,015—30,036 мм. От проворачива­ния шестерню 1 на валу удерживает шпон­ка 10. Ширина шпоночной канавки вала 5,945—5,990 мм. При износе шпоночной канавки допускается увеличение ее ширины до размера 6,945—6,990 мм для установки шпонки ремонтного размера.

Для снятия распределительной шестерни с вала надо отогнуть замочную шайбу 6, от­вернуть гайку 5 крепления шестерни, снять ее и вынуть валик 2 с пружиной привода центробежного датчика, снять шайбу.

Установить распределительный вал на пресс и спрессовать шестерню , затем снять с вала упорный фланец 7 (см. рис. 4) и распорное кольцо 8.

Снятие шестерни с вала можно произво­дить также съемником модели 2491 (рис. 5, а), как показано на рис.6, а, и производить посадку шестерни на пал (рис. 6, б).

Картер сцепления окончательно обрабаты­вают в сборе с блоком цилиндров, вслед­ствие чего он не взаимозаменяем. Поэтому, если нет необходимости, снимать его с бло­ка цилиндров не следует.

При помощи подъемника снять со стенда блок цилиндров с картером сцепления, осво­бодив его от прижимных кронштейнов стен­да, установить блок цилиндров на подстав­ки или верстак. Отвернуть накидным клю­чом болты крепления картера сцепления к блоку цилиндров, снять картер сцепления в сборе с вилкой выключения и рычагом педали сцепления.

Для снятия вилки выключения сцепления с картера надо отвернуть стяжной болт ры­чага и снять рычаг с оси вилки. Вынуть шпонку рычага из паза оси вилки. Отвернуть болты крепления фланца с втулкой, вынуть втулку с фланцем и масленкой из гнезда картера. Затем, освободив правый конец и передвигая его в отверстии гнезда втулки, вынуть вилку выключения сцепле­ния.

Читайте также:  Как поменять место регистрации машины

Архив рубрики: Разборка и сборка узлов двигателя

Комплект поршень-шатун

Для разборки рекомендуется шатун в сборе с поршнем закрепить в тисках. При помощи съемника модели 2479 (см. рис. 1, б) снять порш­невые кольца (рис. 2), вынуть плоскогуб­цами стопорные кольца поршневого пальца, выпрессовать поршневой палец и отъединить поршень от шатуна. Проверить … Читать далее →

Подбор поршней

Все операции подбора поршней по гильзам цилиндров необходимо проводить при температуре 17—23° С. При замене поршней с использованием гильзы цилиндров без перешлифовки целе­сообразно снять шабером или мелкозерни­стым абразивным кругом, установленным на пневматической или электрической дрели, верхнюю кромку (буртик) гильзы, кото­рая … Читать далее →

Нижняя головка шатуна

Нижняя головка шатуна обрабатывается в сборе с крышкой, и поэтому при разборке, контроле и сборке шатун и крышку шатуна следует сохранять в комп­лекте. Крышки шатунов центрируют по шлифо­ванным поверхностям шатунных болтов. Не рекомендуется также обезличивать комплект шатунов с одного двигателя, … Читать далее →

Комплект коленчатый вал — маховик — сцепление

Коленчатый вал двигателя ба­лансируют в сборе с маховиком и сцеплением. Допустимый дисбаланс не более 70 Г см. Дисбаланс маховика устраняется сверлением внутренней стороны маховика на радиусе 184 мм отверстий диаметром 15 мм и глубиной сверления не более 25 мм. Рас­стояние … Читать далее →

Сборка комплекта

Для сборки коленча­того вала надо надеть две упорные шайбы на первую коренную шейку, вставить в паз шпонку и напрессовать шестерню коленча­того вала. Установить маховик на фланец коленча­того вала, совместить отверстия маховика и фланца, вставить болты, навернуть на них гайки и … Читать далее →

Разборка двигателя I

Перед разборкой силовой агрегат необхо­димо очистить от грязи и масла, промыть керосином или обезжиривающим раствором. Для сушки продуть двигатель сжатым воз­духом.

Снятие приборов и агрегатов, смонтиро­ванных на двигателе, целесообразно произ­водить на стационарном поворотном стенде ГАРО модели 2473 или на стенде, показан­ном на рис. 1, б. Поворот двигателя во­круг горизонтальной оси стенда осуществ­ляется при помощи червячного механизма, установленного на стенде. Двигатель может удерживаться при разборке или сборке в любом положении за счет торможения чер­вячного механизма. При разборке двигателя следует предохранять от повреждения при­работанные поверхности сопряженных дета­лей, пригодных для постановки на свои места без замены.

Снимаемые с двигателя детали и нормали следует укладывать в специально подготов­ленную тару, в которой они должны снова вернуться на сборку после мойки, проверки и устранения неисправностей.

Большинство деталей двигателя взаимоза­меняемы (хотя многие требуют индиви­дуальной подгонки к сопрягаемой детали) и допускают обезличенную их замену, за исключением крышек шатунов и крышек ко­ренных подшипников (первые обрабаты­вают с шатунами в сборе, а вторые — вместе с блоком цилиндров). Шатуны и их крышки при сборке на заводе клеймят цифрами, соответствующими порядковому номеру ци­линдра, а крышки коренных подшипни­ков — цифрами, соответствующими поряд­ковому номеру коренного подшипника.

Перед установкой двигателя на стенд надо снять с двигателя коробку передач. Для этого следует отвернуть накидным клю­чом болты крепления коробки передач, отъ­единить коробку от картера сцепления при помощи монтажной лопатки и, покачивая, снять ее при помощи тали или гидравличе­ского подъемника модели 444 (см. рис. 1, а).

Читайте также:  Принципиальная схема системы питания газового двигателя

Снятие воздушного фильтра. Отъединить трубопровод, идущий от воздушного фильт­ра к компрессору, снять переходную крышку с муфтой, отвернуть прижимную гайку и снять воздушный фильтр, затем снять пе­реходный фланец.

Снятие карбюратора. Отъединить топливо­провод, идущий от фильтра тонкой очистки, трубку вакуумного регулятора и две трубки, идущие к центробежному датчику, освободить ганки крепления, снять карбю­ратор и термоизолирующую прокладку.

Снять фильтр вентиляции картера двига­теля, отвернув болты его крепления.

Фильтр тонкой очистки топлива. Отъеди­нить трубку от топливного насоса, отвернуть гайки крепления кронштейна и снять фильтр в сборе с кронштейном и трубками.

Масляные фильтры. Вывернуть из корпуса фильтров датчик указателя давления мас­ла. Отъединить сливной желоб. Отвернуть болты крепления корпуса фильтров и снять с двигателя вместе с уплотннтельной про­кладкой.

Прерыватель-распределитель и его привод.

У автомобиля ЗИЛ-131 снять экранирующие шланги. У всех автомобилей вывернуть дат­чик указателя температуры охлаждающей жидкости. Отвернуть болты крепления пре­рывателя-распределителя к верхней пластине октан-корректора и снять его.

Для снятия пластин октан-корректора надо отвернуть болты крепления пластин к верхнему фланцу корпуса привода прерыва­теля-распределителя.

Для снятия привода прерывателя-распре­делителя надо отвернуть болты крепления корпуса привода к блоку цилиндров и вы­нуть из гнезда привод прерывателя-распре­делителя в сборе с корпусом, валиком и шестерней.

Стартер. Отвернуть болты крепления стар­тера к картеру сцепления и вынуть стартер из гнезда картера.

Генератор. Отвернуть гайку крепления оттяжной планки. Отвернуть гайки крепле­ния генератора к кронштейну и, освободив от приводного ремня шкив генератора, снять генератор и ремень привода генератора.

Снять кронштейны генератора с двигате­ля, отвернув болты их крепления.

Насос гидроусилителя рулевого управле­ния. Отвернуть гайки крепления натяжного кронштейна к головке цилиндров и, освобо­див шкив насоса от приводного ремня, сиять насос в сборе с кронштейном и ремень при­вода насоса.

Снять кронштейн с насоса, отвернув бол­ты крепления.

Топливный насос. Отвернуть гайки креп­ления насоса и снять его вместе с проклад­кой.

Компрессор. Отвернуть накидные гайки крепления трубопроводов, подводящих охлаждающую жидкость к компрессору от впускного трубопровода и отводящих жидкость от компрессора к водяному насо­су, снять трубопроводы.

Отвернуть накидные гайки крепления трубопроводов — подводящего масло к ком­прессору из масляной магистрали блока ци­линдров и отводящего масло от компрессора в картер двигателя, — снять трубопроводы.

Отвернуть болты крепления компрессора К кронштейну и, освободив шкив от при­водного ремня, снять компрессор и ремень привода компрессора.

Дли снятия кронштейна с двигателя надо отвернуть гайки крепления кронштейна к головке цилиндров.

Пусковой подогреватель. На автомобилях, снабженных пусковым подогревателем, надо слить топливо из бачка и отъединить: электропроводку от приборов подогревате­ля; шланг подвода воздуха от вентилятора и от котла; топливопровод от регулятора и котла; трубопроводы для охлаждающей жидкости от двигателя и котла.

Снять с двигателя: воронку с трубкой; топливный бачок; электродвигатель с вен­тилятором подогревателя; регулятор подачи топлива с электромагнитным клапаном; пульт управления; вывернуть свечу накали­вания и снять котел с лотком.

Центробежный датчик ограничителя обо­ротов коленчатого вала. Отвернуть накид­ные гайки крепления трубопроводов, соеди­няющих датчик с карбюратором, и снять их. Отвернуть болты крепления центробежного датчика на крышке распределительных ше­стерен и снять датчик с прокладкой.

Adblock
detector