Можно ли если застрял зимой буксовать и раскачивать автомобиль с АКПП?
Как известно, зима – это сложное время для каждого автомобилиста. В подобном случае не только увеличивается нагрузка на двигатель, коробку передач и аккумулятор, но и часто мы банально не можем выехать из снежной колеи, что приводит к необходимости выталкивать машину или вызвать эвакуатор. На механике эксплуатация автомобиля зимой будет несколько проще, так как можно попытаться раскачать застрявший автомобиль. Можно ли действовать аналогичным образом с АКПП, раскачивая машину, слегка поддавая газ. Поговорим поподробнее о том, не опасно ли подобное и не приведет ли такое к серьезным неисправностям автомобиля.
Можно ли буксовать на АКПП
Единого мнения у автовладельцев можно ли буксовать на автомобилях с автоматической коробкой передач на сегодняшний день нет. Кто-то утверждает, что подобное неизменно приведёт к практически мгновенному выходу из строя коробки передач, тогда как другие автовладельцы отмечают, что несколько минут такой активной пробуксовки не смогут нанести автоматической коробки передач какого-либо серьезного вреда.
Нужно помнить, что при пробуксовках температура трансмиссии существенно увеличивается, а подобное губительно для фрикционов, соленоидов и всего гидроблока. Последний является самым сложным в ремонте узлом автоматической трансмиссией, поэтому нужно избегать их повышенной нагрузки, соответственно следует стараться не буксовать и не раскачивать автомобиль на автомате.
Возможности по раскачке автомобиля
В прошлом на механической коробке передач многие автовладельцы применяли достаточно оригинальный и эффективный способ выехать из топкого грунта или снега за счёт пробуксовки колес и раскачки машины. На механике водитель может за счёт инерции, попеременно нажимая газ и сцепление, раскачивать кузов, что и позволяет выехать из таких опасных мест.
Как известно, на автомобилях с автоматической коробкой передач управлять сцеплением водитель не может, поэтому классическим раскачиваем вызволить автомобиль из такого снежного плена будет невозможно и требуется использовать иным методы. Кто-то использует простой, но не столь эффективный метод, когда приходится активно работать с селектором коробки передач. Водитель попеременно включает драйв и реверс, нажимая при этом педаль газа. Тем самым инерцией раскачивается автомобиль, а колесо заезжает на небольшое возвышение, что позволяет выбраться из такого препятствия.
Еще один возможный способ раскачки автомобиля с АКПП и использованием также педали тормоза, когда автомобиль останавливается водителем в верхней точке движения вперед или назад, что позволяет получить максимально возможное расстояние для движения и разгона колеса. В подобном случае шанс выехать из топкого грунта при пробуксовке будет выше, однако такая технология отличается сложностью, при этом существенно увеличивается нагрузка на АКПП.
Подведём итоги
При необходимости вырваться из такого снежного плена или топкого грунта путем раскачки автомобиля на автоматической коробке передач необходимо помнить о том, что подобное неизменно влечет существенную нагрузку на трансмиссию. Буквально через несколько минут такой активной работы селектором АКПП коробка начинает перегреваться, что и приводит к опасности ее серьезных поломок. Поэтому автовладельцу не стоит усердствовать, если буквально за несколько таких раскачиваний автомобиль не удалось вызволить из снежного плена, не следует насиловать машину, потребуется вызвать эвакуатор и тем самым решить имеющиеся проблемы.
В каждом конкретном случае решение о возможности раскачки автомобиля на АКПП остаётся за автовладельцем. Можем лишь сказать, что за 30-60 секунд такой пробуксовки ничего серьезного с коробкой передач не случится, но если пытаться буксовать в течение двух-трех минут, то не редкость появление серьезных поломок трансмиссии, вплоть до необходимости её капитального восстановления. Поэтому, если сразу не получилось вызволить машину такой раскачкой, следует попытаться найти помощников и вытолкнуть её или вызывать эвакуатор.
Как вытащить автомобиль из сугроба
Сегодня рассмотрим вопрос: «Что делать, если автомобиль застрял в снежном сугробе (для механики и для автомата)? И как не допустить такой ситуации?»
Чтобы не застрять при движении по проселочной заснеженной дороге , ни в коем случае не отпускаем газ и поддерживаем одинаковую скорость, при этом не добавляем газ слишком сильно. Если же автомобиль загруз, быстрее всего смогут помочь пассажиры – просто вытолкать его. Если помочь некому, водителю придется использовать разные варианты.
Комментирует инструктор вождения Школы «Интенсив» Воробьев Данил: «На переднеприводной машине можно пытаться крутить руль и искать зацеп, на заднериводной машине – нет, так как задние колеса не поворачиваются.»
Если же снег слишком глубокий и мягкий, пробуем автомобиль раскачать. На автомобилях с механической и автоматической коробкой передач – действия разные.
На автомате нельзя выезжать в раскачку, так как на механике – автомат не любит быстрых переключений из «драйва» в «реверс» и обратно. Обязательно нужно делать паузы между переключением передач и не сразу добавлять газ. Лучше в момент переключения останавливать (фиксировать) машину тормозом – это удобнее делать левой ногой. Примерная последовательность действий для раскачки автомобиля на автомате будет выглядеть таким образом:
- Двигаемся вперед
- нажимаем тормоз
- «реверс» (переключаем на заднюю передачу)
- насколько можно откатываемся назад
- тормоз
- переходим в «драйв»
- отпускаем тормоз
- плавно добавляем газ, чтобы двигаться вперед.
И так, насколько можно, пытаемся машину раскачивать.
На механике можно переключать быстрее, чтобы лучше раскачать, а можно попробовать раскачаться и на одной передаче. Здесь работает только педаль газа и сцепления – как при трогании. Когда колеса уже уперлись – выжимаем сцепление и автомобиль откатывается слегка назад, потом снова двигаемся вперед и откатываемся назад.
Если автомобиль сел брюхом на снег , то можно воспользоваться лопатой: сначала откопать снег от бампера, потом очисть перед колесами и за ними. Пробуем выехать. Так же могут помочь выехать посторонние предметы – кусок дерева, палку, можно подложить под ведущие колеса и пробуем выехать. Если ничего постороннего под колеса мы подложить не можем, достаем автомобильные коврики и подкладываем их под колеса. Если ковриков жаль, возите с собой старую тряпку, лучше одеяло, и снежные сугробы легко преодолеете.
Copyright © Школа водіння Intensive driving, 2007-2021
Как научиться ездить на МКПП — советы для начинающих водителей
В настоящее время все больше автотранспорта выпускается с АКПП, но у механической коробки есть свои достоинства, к которым относится полное слияние с машиной и понимание ее работы, улучшенная проходимость в трудных условиях. Далее мы более детально рассмотрим все тонкости работы и вождения авто с МКПП.
Особенности механической коробки передач
Механическая КПП — вид трансмиссии, при которой переключение ступеней и передача крутящего момента осуществляется вручную водителем выбором ступени, согласно оценки текущих условий и характеристик дальнейших действий.
Более простым языком назначение МКПП — регулирование скоростного диапазона и выбор его направления.
Число ступеней у МКПП бывает от четырех и до семи, помимо нейтральной и задней.
Особенностью транспорта с МКПП является наличие педали сцепления, помимо тормозной и газа, имеющихся во всех видах транспорта. Смена ступеней осуществляется при выжатой педали сцепления.
Преимущества транспорта с МКПП:
- недорогой ремонт и легкое обслуживание;
- высокая надежность;
- достаточный диапазон вариантов вождения;
- возможность буксировать автотранспорт на любую протяженность пути;
- запуск машины с «толкача»;
- улучшенная проходимость в трудных условиях;
- повышенная динамика и КПД.
К минусам МКПП следует отнести:
- сложность смены передач для начинающего водителя;
- неудобства и рост усталости при передвижении в пробках в связи с постоянным переключением ступеней и выжимом сцепления;
- возрастает риск поломок МКПП и корзины сцепления при неграмотном переключении ступеней и работе со сцеплением;
- сниженный ресурс двигателя при передвижении на достаточно маленьких или больших оборотах.
Предназначение передач и педалей в машине с МКПП
Самое большое распространение получили 5-6 ступенчатые МКПП. Рычаг для выбора ступеней служит для обеспечения взаимодействия мотора с МКПП.
Предназначение педалей в автомобиле с МКПП
Для избегания путаницы и привыкания во всех видах транспорта с МКПП расположение педалей идентичное.
Перед ногами водителя расположены 3 педали:
- Педаль сцепления — крайняя слева. Ее функция — передавать крутящий момент от мотора к колесам. Всегда нажимается при переключении ступеней. Выжимать необходимо в пол, до конца, а отпускать ровно и плавно. Нажатая педаль сцепления равносильна нейтральной ступени — обеспечивает разрыв связи мотора и колес.
- Педаль тормоза — находится в середине, ее функция — торможение транспорта при нажатии на нее за счет прижимания колодок к дискам и барабанам системы торможения.
- Педаль акселератора (газа) — крайняя правая. Регулирует подачу топливной смеси за счет открытия (надавливание на педаль) или закрытия (снижение нажима) дроссельной заслонки. Давление на педаль приводит к увеличенному количеству топливной смеси и, как следствие, увеличению скоростного режима. Отпустив «газ» или снизив нажим — происходит падение оборотов мотора и скорости.
Необходимо располагать ноги на педалях как на рисунке внизу.
Назначение передач
Каждая ступень должна использоваться для передвижения при определенных параметрах. Несмотря на отличия между машинами в мощности, динамических характеристиках и прочих параметрах — существуют общие принципы выбора ступеней и требуемых для этого условий.
При перtходе на любую ступень обороты мотора должны быть в диапазоне 2500—3000 об/мин. — при спокойной, равномерной езде и 3500—4500 об/мин. — при разгоне или более динамичной манере вождения.
Передачи и их характеристики при спокойной манере передвижения (на примере пятиступенчатой МКПП):
- Задняя передача ® . Задняя применяется для осуществления некоторых маневров при передвижении назад — парковка и выезд с нее, маневрирование при объезде препятствий и прочих ситуаций. Передвижение осуществляется на неполностью отжатой педали сцепления для безопасности движения.
- Нейтральная передача. Рукоятка КПП находится в свободном положении посередине, проверяется раскачиванием рукоятки вправо и влево. Незатрудненное раскачивание рукоятки показывает, что выбрана нейтральная ступень, разрывающая связь мотора и колес — холостой ход.
- Первая передача (1). Применяется для начала движения (вперед). Максимальный диапазон скорости при передвижении — 50-70 км/ч, но предпочтительнее переходить на следующую при 15-25 км/ч.
- Вторая передача. Подходящий диапазон скорости — 20-50 км/ч, переходить на следующую желательно при 40-50 км/ч. Одна из важных и часто используемых ступеней, особенно при передвижении в городе и тяжелых условиях (бездорожье, крутые спуски).
- Третья передача. Подходящий диапазон — 40-70 км/ч. Переход на 4-ю ступень происходит при 60-80 км/ч.
- Четвертая передача. Предназначена для передвижения со скоростным интервалом в 60-90 км/ч. Применяется при езде по дорогам с незатрудненным движением (в городе или на трассе).
- Пятая скорость. Используется для равномерного передвижения по шоссе или магистрали со стабильной скоростью свыше 90 км/ч. Переход на 5-ю ступень рекомендован при 90-100 км/ч. Подходящий режим работы мотора и сниженный расход топлива возможен при 90-110 км/ч.
Внимание! Чем больше мощности у автотранспорта, тем на более большой скорости должно осуществляться повышения ступеней.
Справка. В автомобилях с дизельными моторами диапазон оборотов значительно ниже, чем у бензиновых. Это связано с особенностью мотора и достижением максимального крутящего момента (значит и большей мощности) на более низких оборотах, поэтому дизеля более тяговитые и мощные.
Варианты расположения скоростей
1) Задняя ступень находится параллельно первой. При отсутствии специальной защиты для выбора задней ступени (кнопка на рукоятке или надавливания на нее) начинающий водитель может попутать заднюю с первой при выборе и начать движение не в том направлении, что может спровоцировать ДТП.
2) Нахождение задней ступени напротив пятой, что защищает от старта не в том направлении.
Вождение транспорта с МКПП имеет немало своих нюансов, освоив которые водитель станет полноценно управлять машиной при любых условиях и не будет опасаться вождения в затрудненных условиях.
Как трогаться
Для новичка самое сложное при езде на машине, оборудованной МКПП, — начать движение.
Для того чтобы тронуться с ровной поверхности следует:
- нажать на педаль сцепления до конца;
- передвинуть рукоятку на первую скорость;
- начать плавно снижать нажим на педаль сцепления, в момент незначительного падения оборотов на 100-200 об/мин., и толчка (точка схватывания) повысить обороты мотора до 1300—1800 об/мин. мягким нажатием на педаль газа;
- продолжить аккуратно отпускать сцепление, регулируя обороты мотора педалью акселератора.
При начале движения с наклонной поверхности начинающему водителю следует поставить транспорт на ручной тормоз для избегания отката. При толчке автомобиля ручник необходимо отжать и мягко увеличить давление на педаль газа.
Неправильный выжим сцепления (бросание) характеризуется:
- дерганьем машины, рывками;
- зачастую транспортное средство глохнет после нескольких рывков.
Бросание сцепления чревато увеличенным износом МКПП, сцепления и мотора.
На перекрестках и в некоторых ситуациях это может привести к ДТП:
- сзади находящиеся водители рассчитывают, что впереди стоящий транспорт поедет, а не заглохнет, и могут врезаться в задний бампер;
- заглохшая машина посреди дороги на перекрестке может получить удар в боковую часть при проезде нерегулируемого перекрестка с затрудненным движением или при выезде на кольцо в плотном потоке.
Правильное переключение передач на повышенную и пониженную
Правильным переключением ступеней считается такое, при котором обороты мотора не опускаются ниже рекомендуемого интервала (2000—3000 об/мин.).
При требуемом подъеме оборотов (2500—3500) при разгоне необходимо быстро перевести рукоятку на повышенную передачу, с мягким нажатием на педаль акселератора после полного отпускания сцепления. При медленной смене ступени обороты двигателя упадут, что приведет к затрудненному набору скорости или невозможности ее набрать.
Совет! В связи с тем, что в первое время смена передач для разгона у новичка будет недостаточно быстрым, рекомендовано перед повышением передачи увеличить обороты до 3000—3500 об/мин., при передвижении на подъеме до 4000 об/мин. В противном случае автомобиль может прекратить набирать скорость.
Для перехода на пониженную ступень требуется:
- отпустить педаль газа;
- при выборе пониженной ступени для снижения скорости — аккуратно надавить на тормоз и уменьшить скорость до интервала предыдущей, более низкой передачи;
- выжать сцепление;
- выбрать более низкую ступень;
- плавно отпускать сцепление;
- для сохранения или набора скорости (при ускоренном разгоне) в самом конце хода педали сцепления добавить газа;
Как тормозить и притормаживать на механической КПП
Торможение автомобиля с механической трансмиссией имеет свои особенности. Обороты при торможении не должны опускаться ниже показателей для холостого хода.
Основные правила при торможении автомобиля с МКПП на прямой:
- отпускается педаль акселератора;
- выжимается тормоз до достижения оборотов, приближенных к показателям холостого хода;
- выжимается сцепление;
- при высокой скорости для плавного торможения выбирается пониженная ступень и повторяется процесс;
- при невысокой скорости рычаг КПП перемещается в нейтральное положение и осуществляется остановка дальнейшим нажатием тормоза.
При экстренном торможении выжимается только тормоз, двигатель будет способствовать торможению за счет снижения оборотов.
Тормозная система оборудована вакуумным усилителем тормозов для облегчения нажатия педали. Усилитель работает только при работающем моторе и с большей эффективностью при более высоких оборотах, чем у холостого хода.
В случае если автомобиль заглохнет на нейтральной ступени или при выжатом сцеплении, педаль тормоза практически не будет выжиматься и тормозной путь вырастет в разы, вплоть до торможения о находящийся впереди автомобиль.
Притормаживание, т.е. снижение скорости при продолжении движения, осуществляется отпусканием педали акселератора и нажатием тормоза с контролем над оборотами, которые должны остаться выше оборотов холостого хода.
При небольшом снижении скорости, когда обороты остаются заметно выше холостого хода, можно продолжить движение на той же ступени или при необходимости понизить ее.
Для значительного снижения скорости при нажатии на тормоз и достижения оборотов, приближенных к холостому ходу, выбирается более низкая ступень и переключение на нее происходит без участия педали акселератора.
Сильное падение оборотов, ниже показателей холостого хода, может неблагоприятно отразиться на дальнейшей работе машины, приближая ремонт.
Как тормозить двигателем и ручником
Принцип торможения двигателем заключается в понижении ступени при достижении оборотов, приближенных к холостому ходу. Понижать ступени можно с любой более высокой на любую низкую, кроме первой и задней. Для этого необходимо понизить скорость до диапазона нужной ступени и произвести переключение.
Ручной тормоз предназначен для удерживания транспорта в стоящем положении.
Торможение ручником на высокой скорости в большинстве случаев приводит к блокированию задних колес, заносу и полной потере контроля над машиной. Известно немало случаев летальных исходов при торможении ручным тормозом на значительной скорости.
При отказе тормозов и в некоторых других ситуациях может потребоваться прибегнуть к торможению ручником.
Для избегания опасных последствий при использовании ручника на движущемся автомобиле необходимо:
- аккуратно, не до последних щелчков подтормаживать ручником, избегая блокировки задних колес;
- экстренное торможение возможно только при движении по прямой нескользкой дороге и при расположении передних колес строго для движения прямо, избегая любых движений рулем.
По возможности следует избегать торможения ручником на высокой скорости, предпочтительнее тормозить понижением ступеней вплоть до второй.
Чего нельзя делать с МКПП
Механическая коробка — надежный вид трансмиссии, но неправильная ее эксплуатация способна заметно снизить срок службы и привести к значительным поломкам.
Что нельзя делать на МКПП:
- включать заднюю передачу до полной остановки машины (поломка МКПП);
- выжимать сцепление за исключением моментов, необходимых для переключения ступеней (происходит повышенный износ выжимного подшипника и сцепления);
- придерживать ногу на педали сцепления во время движения (приводит к повышенному износу сцепления);
- выбирать высокую передачу (3,4,5) при недостаточной для этого скорости и низких оборотах (повышенная нагрузка на двигатель и коробку);
- выжимать сцепление при остановках продолжительностью более 40 секунд, следует выбрать нейтральную передачу (повышенный износ сцепления);
- переключать ступени не выжимая сцепления (поломка МКПП);
- постоянно держать руку на рычаге КПП (повышенный износ различных механизмов коробки передач);
- неполный выжим сцепления при переключении ступеней;
- бросание сцепления.
При соблюдении некоторых правил и вдумчивой езде опыт управлением машины с МКПП придет быстро, несмотря на кажущуюся сложность такой трансмиссии.
Главным преимуществом машины с МКПП является полный контроль над ней, что осознается только с накатанными километрами.