СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОЛНОПОТОЧНОГО ЦЕНТРОБЕЖНОГО ФИЛЬТРА ОЧИСТКИ МАСЛА ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ – 131. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ОЧИСТКИ ФИЛЬТРА
Определение загрязнения ротора фильтра проводится при проведении ТО – 1.
Для определения степени загрязнения фильтра, следует выключить двигатель и прислушаться к звуку вращающегося ротора фильтра. Если звук прекратится в пределах до 1,5 минут – ротор не требует очистки, если звук будет более долгий, ротор фильтра следует очистить от грязи.
Для этого, после выключения двигателя, следует подождать около 30 – 40 минут для слива масла из ротора.
Порядок разборки фильтра –
— отвернуть барашковую гайку кожуха фильтра, снять кожух
— вывернуть боковой болт на корпусе фильтра, вставить в это отверстие отвёртку, для предупреждения поворота ротора
— удерживая ротор рукой, накидным ключом на « 17 «, отвернуть верхнюю гайку ротора, придерживая основание, снять корпус ротора
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРИПОДНИМАТЬ РОТОР С НИЖНИМ ОСНОВАНИЕМ НА ОСИ РОТОРА, В ВИДУ ВОЗМОЖНОГО РАССЫПАНИЯ ОПОРНОГО ПОДШИПНИКА РОТОРА!
— очистить внутреннюю поверхность корпуса, промыть ротор в бензине
— провести сборку фильтра в обратной последовательности, проверив состояние резинового уплотнительного кольца крышки фильтра
— ввернуть боковой болт
При появлении посторонних \ хрустящих \ звуках работающего фильтра, следует отвернуть 3 болта крепления кронштейна фильтра к двигателю. Снять фильтр в сборе и провести разборку фильтра на верстаке, для замены повреждённого опорного подшипника ротора.
6. 3 НАЗНАЧЕНИЕ ВЫКЛЮЧЕНИЯ ПРУЖИННОГО ЭНЕРГОАККУМУЛЯТОРА АВТОМОБИЛЯ
Устройство для определения степени загрязнения центробежного масляного фильтра
Изобретение относится к устройствам для определения степени загрязнения центробежного масляного фильтра и может применяться в машиностроении, преимущественно для тракторов. Для повышения точности и скорости определения загрязнения фильтра в предлагаемом устройстве элемент создающий сигналы, выполнен из двух частей, причем одна часть в виде индуктивного датчика 1, закреплена в верней части стенки защитного колпака 2 центробежного масляного фильтра, а другая часть виде диска 3 из маломагнитного материала, снабженного диаметрально размещенными выступами 6, закреплена на оси 4 ротора 5 центробежного масляного фильтра, при этом индикатор визуального наблюдения выполнен в виде контрольной лампочки и закреплен на панели приборов.
Полезная модель относится к устройствам для определения степени загрязнения центробежного масляного фильтра и может применяться в машиностроении, преимущественно для тракторов.
Техническое состояние и работоспособность двигателей существенно зависит от качества циркулирующего в нем масла, так как в процессе работы двигателя масло загрязняется твердыми механическими примесями, которые появляются в масле в результате изнашивания деталей.
На качество масла влияет периодичность очистки центробежного масляного фильтра. Для нового двигателя периодичность очистки центробежного масляного фильтра приурочена к операции по замене масла. Со временем скорость изнашивания деталей двигателя возрастает, масло нерастворимыми продуктами загрязняется быстрее и периодичность очистки центробежного масляного фильтра возрастает. При эксплуатации двигателя необходимо следить, чтобы толщина осадка на стенках ротора не превышала допускаемой величины, иначе значительно ухудшается качество очистки масла.
Для определения степени загрязнения центробежного масляного фильтра используют известное устройство в виде пружинного динамометра КИ-13956, принятое в качестве прототипа, включающее элемент создающий сигналы и индикатор визуального наблюдения, кинематически соединенные через элемент считывающий сигналы (см С.Ф.Головин, В.М.Коншин, А.В.Рубайлов и др. «Эксплуатация и техническое обслуживание дорожных машин, автомобилей и тракторов», учебник для среднего и профессионального образования, М., Мастерство, 2002 г., стр.464).
Недостатком известного устройства является то, что для определения степени загрязнения его необходимо устанавливать на ось ротора центробежного
масляного фильтра при снятом защитном колпаке, что возможно лишь в стационарных условиях.
Технической задачей предлагаемой полезной модели является повышение точности и скорости определения загрязнения фильтра в процессе эксплуатации транспортного средства.
Техническая задача достигается тем, что устройство для определения степени загрязнения центробежного масляного фильтра, включающее элемент создающий сигналы и индикатор визуального наблюдения, кинематически соединенные через элемент считывающий сигналы, отличается тем, что элемент создающий сигналы, выполнен из двух частей, причем одна часть в виде индуктивного датчика, закреплена в верней части стенки защитного колпака центробежного масляного фильтра, а другая часть виде диска из маломагнитного материала, снабженного диаметрально размещенными выступами, закреплена на оси ротора центробежного масляного фильтра, при этом индикатор визуального наблюдения выполнен в виде контрольной лампочки и закреплен на панели приборов.
Конструктивное выполнение устройства, питающееся от бортовой сети трактора, позволяет использовать его как в стационарных условиях при планово-предупредительной системе, так и штатно «на ходу», определяя состояние двигателя в условиях его эксплуатации.
Устройство для определения степени загрязнения центробежного масляного фильтра представлено на чертеже, где:
на фиг.1 изображен общий вид устройства;
на фиг.2 — сечение А-А.
Устройство для определения степени загрязнения центробежного масляного фильтра включает элемент создающий сигналы и индикатор визуального наблюдения, кинематически соединенные через элемент считывающий сигналы.
Индикатор визуального наблюдения выполнен в виде контрольной лампочки, закрепленной на панели приборов.
Индикатор визуального наблюдения и элемент считывающий сигналы на чертеже условно не показаны.
Элемент создающий сигналы, выполнен из двух частей, одна из которых в виде индуктивного датчика 1 закреплена в верней части стенки защитного колпака 2 центробежного масляного фильтра, а другая, выполненная в виде диска 3, закреплена на оси 4 ротора 5 центробежного масляного фильтра.
Диск 3 снабжен диаметрально размещенными выступами 5 и выполнен из магнитомягкого материала.
Устройство для определения степени загрязнения центробежного масляного фильтра работает следующим образом.
При вращении оси 4 ротора 5 центробежного масляного фильтра, вращается закрепленный на ней диск 3. При прохождении выступа 5 под индуктивным датчиком 1, закрепленном в верхней части на стенке защитного колпака 2 центробежного масляного фильтра, возникает сигнал, фиксируемый элементом для считывания и производящим при этом счет оборотов оси 4 ротора 5 центробежного масляного фильтра.
При снижении частоты вращения оси 4 ротора 5 до определенного уровня, включается контрольная лампа на панели прибора, предупреждающая о том, что необходимо осуществить очистку центробежного масляного фильтра.
Устройство для определения степени загрязнения центробежного масляного фильтра, включающее элемент создающий сигналы и индикатор визуального наблюдения, соединенные кинематически через элемент, считывающий сигналы, отличающееся тем, что элемент создающий сигналы, выполнен из двух частей, причем одна часть в виде индуктивного датчика, закреплена в верней части стенки защитного колпака центробежного масляного фильтра, а другая часть — в виде диска из маломагнитного материала, снабженного диаметрально размещенными выступами, закреплена на оси ротора центробежного масляного фильтра, при этом индикатор визуального наблюдения выполнен в виде контрольной лампочки и закреплен на панели приборов.
6.2 Способ определения степени загрязнения полнопоточного центробежного фильтра очистки масла двигателя зил – 131. Последовательность выполнения очистки фильтра.
Определение загрязнения ротора фильтра проводится при проведении ТО – 1.
Для определения степени загрязнения фильтра, следует выключить двигатель и прислушаться к звуку вращающегося ротора фильтра. Если звук прекратится в пределах до 1,5 минут – ротор не требует очистки, если звук будет более долгий, ротор фильтра следует очистить от грязи.
Для этого, после выключения двигателя, следует подождать около 30 – 40 минут для слива масла из ротора.
Порядок разборки фильтра –
— отвернуть барашковую гайку кожуха фильтра, снять кожух
— вывернуть боковой болт на корпусе фильтра, вставить в это отверстие отвёртку, для предупреждения поворота ротора
— удерживая ротор рукой, накидным ключом на « 17 «, отвернуть верхнюю гайку ротора, придерживая основание, снять корпус ротора
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРИПОДНИМАТЬ РОТОР С НИЖНИМ ОСНОВАНИЕМ НА ОСИ РОТОРА, В ВИДУ ВОЗМОЖНОГО РАССЫПАНИЯ ОПОРНОГО ПОДШИПНИКА РОТОРА!
— очистить внутреннюю поверхность корпуса, промыть ротор в бензине
— провести сборку фильтра в обратной последовательности, проверив состояние резинового уплотнительного кольца крышки фильтра
— ввернуть боковой болт
При появлении посторонних \ хрустящих \ звуках работающего фильтра, следует отвернуть 3 болта крепления кронштейна фильтра к двигателю. Снять фильтр в сборе и провести разборку фильтра на верстаке, для замены повреждённого опорного подшипника ротора.
6. 3 Назначение выключения пружинного энергоаккумулятора автомобиля
КамАЗ — 4310 МЕХАНИЧЕСКИМ ПУТЁМ.
Энергоаккумуляторы задней тележки относятся к тормозной стояночной системе автомобиля. Их включение – выключение или растормаживание производится с помощью тормозного крана в кабине, справа от водителя, при давлении сжатого воздуха в системе 6, 5 – 7, 2 атмосферы.
Аварийное растормаживание энергоаккумуляторов, осуществляется подачей сжатого воздуха из резервного ресивера, нажатием на кнопку «аварийное растормаживание». Давление воздуха резервного ресивера позволяет провести не более двух растормаживаний.
Растормаживание энергоаккумуляторов механическим путём, проводится при неисправном двигателе, разгерметизированной тормозной системе, для буксировки автомобиля на жесткой сцепке.
При отсутствии возможности пуска двигателя, накачки воздуха в ресиверы, проводится аварийное растормаживание энергоаккумуляторов механическим путём: — выворачиваются сжимные винты силовых пружин механизмов
энергоаккумуляторов, пружины при этом сжимаются. Освобождаются штоки тормозных камер и колёса среднего и заднего мостов растормаживаются. По заполнении системы сжатым воздухом, стяжные винты ввернуть до упора.
Билет № 7
1. МЕТОД ПРОВЕРКИ УРОВНЯ ТОПЛИВА В ПОПЛАВКОВОЙ КАМЕРЕ КАРБЮРАТОРА К- 88, ПРИ РАБОТАХ ПО ТО — 1.
2. В СИСТЕМЕ ОСВЕЩЕНИЯ, СИГНАЛИЗАЦИИ, ИЛИ НА ПАНЕЛИ ПРИБОВ НЕ РАБОТАЕТ ОДНА ИЗ ЛАМП. ПРИЧИНЫ ЭТОЙ НЕИСПРАВНОСТИ.
3. ПРОВЕРКА ВЕЛИЧИНЫ ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА В ШИНАХ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ – 131, КамАЗ – 4310,ПРИ ПРОВЕДЕНИИ К.О.
7. 1 МЕТОД ПРОВЕРКИ УРОВНЯ ТОПЛИВА В ПОПЛАВКОВОЙ КАМЕРЕ КАРБЮРАТОРА К- 88, ПРИ РАБОТАХ ПО ТО — 1.
Перед проверкой, следует установить автомобиль на ровную площадку. Убедиться в герметичности системы питания, отсутствия воды в фильтре – отстойнике, в фильтре тонкой очистки топлива.
Рычагом ручной подкачки топлива произвести подкачку топлива в карбюратор.
Отвёрткой вывернуть болт контрольного отверстия уровня топлива на корпусе поплавковой камеры карбюратора. При правильно отрегулированном уровне топлива в камере, бензин должен чуть появиться на внутренней резьбе контрольного отверстия. Если бензин не виден или произошло выливание бензина – уровень мал или очень большой. Для регулировки уровня топлива в камере, следует, подгибая упорный язычок поплавка в камере, добиться необходимой величины.
Второй способ проверки и регулировки уровня проводится при снятой верхней части карбюратора. Уровень бензина в поплавковой камере должен находиться ниже верхнего торца камеры на 19 – 20 мм.
IV. СИСТЕМА ПИТАНИЯ КАРБЮРАТОРНОГО БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ
I. МЕХАНИЗМЫ ДВИГАТЕЛЯ
1 — крышка; 2— впускной клапан; 3— пружина клапана; 4— выпускной клапан; 5— поршень; 6— ось коромысел; 7— коромысло; 8 — распорная пружина; 9 — впускной трубопровод; 10 — маховик; 11 — картер маховика; 12 — масляный поддон; 13 — пробка для слива масла; 14— маслоприемник насоса; 15 — гильза цилиндра; 16— шатун; 17— перегородка отражения волн масла; 18— коленчатый вал; 19 — распределительный вал; 20 — крышка переднего коренного подшипника; 21 — шестерня коленчатого вала; 22 — храповик; 23 — шкив; 24 — уплотнительная манжета; 25 — шестерня распределительного вала; 26 — крышка распределительных шестерен; 27 — упорный фланец; 28 — толкатель; 29 — штанга привода бензонасоса; 30— блок цилиндров; 31 — штанга; 32— головка цилиндров; 33 — рым-болт; 34 — регулировочный винт; 35 — указатель верхней мертвой точки; Л — зазор
Упражнения для самопроверки
Задание 1.
Назовите следующие детали, отмеченные на плакате позициями: а) входящие в кривошипно-шатунный механизм; б) относящиеся к механизму газораспределения.
Задание 2.
Назовите и покажите на плакате детали: а) устанавливаемые по меткам; б) ограничивающие осевое перемещение распределительного вала.
Задание3.
Нарисуйте в рабочей тетради схему одноцилиндрового четырехтактного двигателя и укажите на ней: диаметр цилиндра Д ход поршня, верхнюю и нижнюю мертвые точки (ВМТ и НМТ), рабочий объем цилиндра Кр, объем камеры сгорания Ус, полный объем Уп. Напишите выражение для определения степени сжатия е. Укажите степень сжатия для карбюраторного двигателя и дизеля.
Задание 4.
Отрегулируйте на двигателе зазоры между клапанами икоромыслами.
Контрольные вопросы
1.Каковы последствия повышенного износа гильз цилиндров и поршневых колец?
2. Какие факторы влияют на нарушение фаз газораспределения в двигателе?
3. С какой целью распределительные шестерни устанавливают по меткам?
4. Какие последствия могут быть приувеличенном иуменьшенном зазоре между стержнем клапана и бойком коромысла?
5. Как определить ВМТ поршня в первом цилиндре?
|
II. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
1 — вентилятор; 2 — жалюзи; 3 — трос привода жалюзи; 4 — верхний бак радиатора; 5 — пробка; 6 — шланг отвода воды от головки компрессора; 7 — шланг подвода воды в компрессор; 8 — перепускной шланг к водяному насосу; 9 — шкив водяного насоса и вентилятора; 10 — водяной насос; 11 — верхний патрубок подвода воды в радиатор; 12 — термостат; 13 — шланг отвода воды из отопителя; 14 — датчик сигнализатора перегрева воды; 15 — впускной трубопровод горючей смеси; 16 — кран подвода воды к отопи-телю; 17 — датчик температуры воды; 18 — блок цилиндров; 19 и20 — краны слива воды из блока цилиндров и радиатора соответственно; 21 — шланг для подвода воды к насосу из радиатора; 22 — шкив коленчатого вала; 23 — ремень привода вентилятора и водяного насоса; 24 — нижний бак радиатора; 25 — сердцевина радиатора; 26 — радиатор отопителя кабины; 27 — шкив привода компрессора; 28 — шкив насоса гидроусилителя руля; 29— шкив привода генератора
Упражнения для самопроверки
Задание 1.Назовите детали, обозначенные позициями 13, 16, 19 и 20 на плакате.
Задание2.
1. Найдите на плакате составные части системы охлаждения, которые регулируют тепловой режим двигателя. Рассмотрите их на натурном объекте.
2. В системе охлаждения вода подводится к наиболее нагретым местам. Покажите эти места на плакате.
3. Проследите на плакате путь воды на холодном и прогретом двигателе.
Задание3.
Перечислите в рабочей тетради причины перегрева воды в системе. К чему приводят перегрев и низкая температура воды наработающем двигателе?
Задание 4.
1.Отрегулируйте натяжение ремня вентилятора.
2. Проверьте исправность термостата.
Контрольные вопросы
1.К каким последствиям может привести потеря пробки радиатора?
2. Почему в системе охлаждения установлены три сливных крана охлаждающей жидкости?
3. Что изменится в работе системы охлаждения при удалении термостата?
4. В каких пределах должна быть нормальная температура охлаждающей жидкости работающего двигателя?
5. Как уменьшить жесткость воды?
|
III. СМАЗОЧНАЯ СИСТЕМА
1 — сопло (жиклер); 2 — крышка ротора; 3
кожух маслоочистителя; 4 — трубка вентиляции картера; 5— клапан вентиляции картера; 6
каналы к оси коромысел; 7 — фильтрующий элемент; 8 — наливная горловина; 9 — правый магистральный канал; 10 — коленчатый вал компрессора; // — масляный поддон; 12 — шланг отвода масла из радиатора в поддон; 13 — масломерный щуп; 14 — перегородка для отражения волн масла; 15
шейка распределительного вала; 16— маслоприемник насоса; /7— кран отключения масляного радиатора; 18 — нижняя секция масляного насоса; 19 — пробка сливного отверстия; 20 — канал подвода масла к маслоочистителю; 21 — блок цилиндров; 22 — канал от коренного подшипника к втулке распределительного вала; 23 — шестерня привода масляного насоса и распределителя зажигания; 24 — левый магистральный канал; 25 — маслораспределительная камера; 26 — перепускной клапан; 27 — канал отвода очищенного масла из маслоочистителя; 28 — датчик давления масла; 29
вставка; 30 — сетчатый фильтр; 31 — ротор; А — масляный насос; Б — центробежный маслоочиститель; В — фильтр вентиляции картера; Г — масляный радиатор
Упражнения для самопроверки
Задание 1.Назовите и покажите составные части смазочной системы, изображенные на плакате.
Задание 2.
1. Покажите на плакате путь масла к трущимся деталям двигателя.
2. Покажите на плакате клапан, поддерживающий определенное давление масла в роторе фильтра.
Задание 3.
Перечислите в рабочей тетради возможные причины низкого давления масла в смазочной системе при работе двигателя. Запишите нормальное давление масла.
Разберите центробежный маслоочиститель, очистите его ротор от механических примесей и соберите маслоочиститель.
Контрольные вопросы
1.Каково назначение клапанов, отмеченных на плакате позициями 5 и 26?
2. Какие последствия могут быть, если кран 17 летом будет закрыт, а зимой — открыт?
3. Как проверить степень загрязненности центробежного фильтра при эксплуатации автомобиля?
4. Покажите на плакате детали, входящие в систему вентиляции картера. Найдите их на натурном объекте.
5. Для чего необходима вентиляция картера?
6. Какие последствия могут быть при работе двигателя без давления в смазочной системе?
|
Упражнения для самопроверки
Задание 1.Назовите и покажите на плакате составные части системы питания двигателя. Найдите их на натурном объекте.
1. Проследите на плакате путь топлива из топливного бака к карбюратору.
2. Покажите на плакате следующие детали, отмеченные позициями: а) используемые водителем при изменении количества и
качества подаваемой горючей смеси; б) используемые для обеспечения герметичности топливного бака.
Задание3.
Перечислите в рабочей тетради последовательность поиска возможных неисправностей системы питания, если двигатель не запускается. Запишите, чем регулируют устойчивую работу двигателя на холостом ходу.
Снимите с двигателя воздушный фильтр. Разберите его и расскажите принцип работы. Соберите и установите его на место.
Контрольные вопросы
1. Ккаким последствиям может привести потеря крышки 11 заливной горловины топливного бака?
2. Каким образом можно вручную подкачать топливо в карбюратор?
3. Какие составные части системы питания закрепляются на двигателе через прокладки?
4. Действие какого агрегата системы питания заключается в многократном расширении газов, изменении направления их движения и торможении?
5. К каким последствиям может привести проржавевший глушитель?
|
Упражнения для самопроверки
Задание 1.Назовите и покажите составные части системы, изображенные на плакате.
1. Покажите на плакате путь газа от баллона до карбюратора.
2. Покажите на плакате прибор, обеспечивающий снижение давления газа. Осмотрите его на натурном объекте.
Запишите в рабочей тетради названия используемого газа и составных частей системы в последовательности их работы.
Очистите фильтрующие элементы газового фильтра электромагнитного клапана и редуктора от механических примесей.
Контрольные вопросы
1. Как проверить утечку газа из системы?
2. Какое давление обеспечивает газовый редуктор в первой ступени и как его контролировать?
3. Для чего служат приборы, обозначенные позициями 7 и 11?
4. Для чего используют кран 20 у испарителя сжиженного газа?
5. Какие горючие газы применяются в качестве топлива для автомобильных двигателей?
|
VI. СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДИЗЕЛЯ
/ — фильтр грубой очистки; 2 — сливной топливопровод (от форсунки вбак); 3
топливный бак; 4 — топливоподкачивающий насос; 5 — перепускной топливопровод; 6 — топливный насос высокого давления; 7 — топливопровод высокого давления; 8 — топливопровод отвода очищенного топлива в топливный насос; 9 — топливопровод подвода топлива в фильтр; 10 — фильтр тонкой очистки топлива; // — трубка пневмокорректора; 12 — форсунка; 13 — выпускной трубопровод; /4 — турбокомпрессор; /5 — глушитель; 16 — воздушный фильтр; 17 — трубка индикатора засоренности; 18 — индикатор засоренности воздушного фильтра; 19 — поршень дизеля; 20— компрессор; 21 — турбина; 22— выпускная труба; 23 — насос ручной подкачки топлива; 24— пробка отверстия для удаления воздуха; 25 — штуцер для удаления воздуха
Упражнения для самопроверки
Задание 1.Назовите основные агрегаты системы питания дизеля, представленные на плакате.
Задание 2.
1. Покажите на плакате путь топлива от топливного бака до цилиндра дизеля.
2. Покажите, куда поступают излишки топлива, не прошедшие в форсунку из топливного насоса.
Задание3.
1. Запишите в рабочую тетрадь марки топлива, используемого при работе дизеля и карбюраторного двигателя.
2. Запишите составные части системы питания дизеля топливом и воздухом в определенной последовательности.
Задание 4.
Расскажите, как удалить воздух из системы питания после длительной остановки дизеля.
Контрольные вопросы
1.Как определить засоренность воздушного фильтра?
2. Как определить неработающую форсунку на работающем двигателе?
3. Какие прецизионные детали входят в систему питания дизеля?
4. С чем можно сравнить величину зазора в плунжерной паре?
5. Куда поступает топливо, не прошедшее в форсунки?
|
VII. СХЕМА СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ
1— аккумуляторная батарея; 2 — первичная обмотка; 3 — вторичная обмотка; 4 — катушка зажигания; 5 — резистор катушки зажигания; е !
3. Какой тип полуосей изображен на плакате?
4. Каким маслом смазывают трущиеся детали заднего моста?
5. Чем смазывают подшипники ступиц ведущих колес?
|
Упражнения для самопроверки
Задание 1.Назовите и покажите устройства, составляющие переднюю подвеску автомобиля.
1. Назовите деталь, которая соединяет балку переднего моста с поворотной цапфой.
2. Покажите на плакате устройства, влияющие на безопасность движения автомобиля. Найдите и проверьте их исправность на
автомобиле.
Опишите в рабочей тетради, как действует амортизатор при сжатии и отдаче.
Задание 4.
Отрегулируйте зазор в конических подшипниках ведомого колеса.
Контрольные вопросы
1.Какие детали составляют передний мост?
2. К какому типу относится передний мост, изображенный на плакате?
3. Какое масло используют для нагнетания в масленки Р?
4. Чем смазывают подшипники переднего колеса?
5. Для какой цели поперечная рулевая тяга 20 на концах имеет резьбу?
|
XII. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
I — шкив привода насоса; 2 — корпус насоса; 3 — бачок для масла; 4 — сетчатый фильтр; 5 и 8 — сливной и нагнетательньн трубопроводы; 6 — перепускной клапан; 7— предохранительный клапан; 9 — ротор; 10 — поршень-рейка; // — картер рулевого механиз. ма; 12 — винт; 13— шарики; 14 — шариковая гайка; 15 — упорный подшипник; 16 — обратный клапан; 77—золотник; 18 — карданньц вал; 19 — пружина; 20 — плунжер; 21 — сектор вала сошки; 22 — сошка; 23 — левый лонжерон рамы автомобиля; 24 — рычаги; 25 \ передняя балка; 26 — регулировочный наконечник; 27 — поперечная рулевая тяга; 28 — левая поворотная цапфа; 29 — верхний рыча поворотной цапфы; 30— продольная рулевая тяга; Л и Б — полости гидроцилиндра
Упражнения для самопроверки
Задание 1.Назовите и покажите на автомобиле детали рулевого привода.
Задание 2.
1.Проследите на плакате путь масла в гидроусилителе при повороте рулевого колеса (вправо и влево).
2. Покажите на автомобиле деталь, с помошью которой регулируют шаровые шарниры продольной рулевой тяги.
Перечислите в рабочей тетради возможные неисправности рулевого управления, недопустимые при эксплуатации автомобиля. Задание 4.Отрегулируйте схождение передних колес.
Контрольные вопросы
1. Какие детали образуют рулевую трапецию?
2. Каким образом в конструкции автомобиля достигается поворот передних колес без их проскальзывания?
3. Какого типа рулевой механизм представлен на плакате?
4. Может ли водитель поворачивать управляемые колеса, если не работает двигатель?
5. Какую цель выполняет золотник /7?
|
Упражнения для самопроверки
Задание 1.Назовите и покажите на плакате (автомобиле) агрегаты и приборы, отмеченные позициями 7, 12, 13, 14 и 23. Задание2.
1. Проследите путь тормозной жидкости к рабочим тормозам передних и задних колес.
2. Объясните, почему происходит «провал» тормозной педали при торможении автомобиля.
Задание3.
Запишите в рабочей тетради последовательность проведения работ при удалении воздуха из гидропривода тормозов.
Задание 4.
Отрегулируйте зазор между колодками и барабаном колесного тормозного механизма.
Контрольные вопросы
1. К каким последствиям приводит попадание воздуха вгидропривод рабочих тормозов?
2. Почему не рекомендуется пользоваться стояночным (трансмиссионным) тормозом для остановки автомобиля при движении?
3. На каком принципе основана работа тормозного механизма?
4. С какой целью в тормозной системе задних тормозных механизмов установлен регулятор давления?
5. Какие неисправности в тормозной системе недопустимы при эксплуатации автомобиля?
|
Упражнения для самопроверки
Задание 1.Назовите детали тормозного крана, обозначенные на плакате позициями.
1. Проследите на плакате путь воздуха к тормозным камерам колес при торможении автомобиля.
2. Объясните наличие двух шкал в манометре пневматической системы.
3. Покажите устройство в тормозном приводе, позволяющее тормозить прицеп немного раньше автомобиля.
Задание3.
Перечислите в рабочей тетради возможные неисправности в тормозной системе, влияющие на безопасность движения.
Задание 4.
Отрегулируйте на автомобиле зазор между барабаном колеса и тормозными колодками.
Контрольные вопросы
1.Какое устройство поддерживает необходимое давление воздуха в тормозной системе?
2. В каком месте установлен кран отбора воздуха для накачивания шин?
3. Какую роль выполняет поводок рычага 16 в тормозном кране?
4. Как проверить утечку воздуха в пневматической тормозной системе?
5. Чем осуществляется натяжение ремня компрессора?
|
Упражнения для самопроверки
Задание 1.Назовите и покажите на схеме источники и основные потребители электрической энергии.
1. Проследите путь тока при пуске двигателя.
2. Покажите путь тока от генератора до фар.
Запишите в рабочей тетради группы, на которые подразделяется электрооборудование автомобиля, и приборы, входящие в каждую группу.
1. Замените один плавкий предохранитель в цепи электрического тока.
2. Замените лампу в фаре.
Контрольные вопросы
1. Какие потребители электрической энергии подключают к аккумуляторной батарее?
2. Что означают буквы на контактах различных приборов электрооборудования?
3. Какие приборы автомобиля относятся к световой сигнализации?
4. Что должен периодически контролировать водитель в аккумуляторной батарее?
5. Какой цвет имеют провода, применяемые в системе электрооборудования автомобиля?
|
I. МЕХАНИЗМЫ ДВИГАТЕЛЯ
1 — крышка; 2— впускной клапан; 3— пружина клапана; 4— выпускной клапан; 5— поршень; 6— ось коромысел; 7— коромысло; 8 — распорная пружина; 9 — впускной трубопровод; 10 — маховик; 11 — картер маховика; 12 — масляный поддон; 13 — пробка для слива масла; 14— маслоприемник насоса; 15 — гильза цилиндра; 16— шатун; 17— перегородка отражения волн масла; 18— коленчатый вал; 19 — распределительный вал; 20 — крышка переднего коренного подшипника; 21 — шестерня коленчатого вала; 22 — храповик; 23 — шкив; 24 — уплотнительная манжета; 25 — шестерня распределительного вала; 26 — крышка распределительных шестерен; 27 — упорный фланец; 28 — толкатель; 29 — штанга привода бензонасоса; 30— блок цилиндров; 31 — штанга; 32— головка цилиндров; 33 — рым-болт; 34 — регулировочный винт; 35 — указатель верхней мертвой точки; Л — зазор
Упражнения для самопроверки
Задание 1.
Назовите следующие детали, отмеченные на плакате позициями: а) входящие в кривошипно-шатунный механизм; б) относящиеся к механизму газораспределения.
Задание 2.
Назовите и покажите на плакате детали: а) устанавливаемые по меткам; б) ограничивающие осевое перемещение распределительного вала.
Задание3.
Нарисуйте в рабочей тетради схему одноцилиндрового четырехтактного двигателя и укажите на ней: диаметр цилиндра Д ход поршня, верхнюю и нижнюю мертвые точки (ВМТ и НМТ), рабочий объем цилиндра Кр, объем камеры сгорания Ус, полный объем Уп. Напишите выражение для определения степени сжатия е. Укажите степень сжатия для карбюраторного двигателя и дизеля.
Задание 4.
Отрегулируйте на двигателе зазоры между клапанами икоромыслами.
Контрольные вопросы
1.Каковы последствия повышенного износа гильз цилиндров и поршневых колец?
2. Какие факторы влияют на нарушение фаз газораспределения в двигателе?
3. С какой целью распределительные шестерни устанавливают по меткам?
4. Какие последствия могут быть приувеличенном иуменьшенном зазоре между стержнем клапана и бойком коромысла?
5. Как определить ВМТ поршня в первом цилиндре?
|
II. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
1 — вентилятор; 2 — жалюзи; 3 — трос привода жалюзи; 4 — верхний бак радиатора; 5 — пробка; 6 — шланг отвода воды от головки компрессора; 7 — шланг подвода воды в компрессор; 8 — перепускной шланг к водяному насосу; 9 — шкив водяного насоса и вентилятора; 10 — водяной насос; 11 — верхний патрубок подвода воды в радиатор; 12 — термостат; 13 — шланг отвода воды из отопителя; 14 — датчик сигнализатора перегрева воды; 15 — впускной трубопровод горючей смеси; 16 — кран подвода воды к отопи-телю; 17 — датчик температуры воды; 18 — блок цилиндров; 19 и20 — краны слива воды из блока цилиндров и радиатора соответственно; 21 — шланг для подвода воды к насосу из радиатора; 22 — шкив коленчатого вала; 23 — ремень привода вентилятора и водяного насоса; 24 — нижний бак радиатора; 25 — сердцевина радиатора; 26 — радиатор отопителя кабины; 27 — шкив привода компрессора; 28 — шкив насоса гидроусилителя руля; 29— шкив привода генератора
Упражнения для самопроверки
Задание 1.Назовите детали, обозначенные позициями 13, 16, 19 и 20 на плакате.
Задание2.
1. Найдите на плакате составные части системы охлаждения, которые регулируют тепловой режим двигателя. Рассмотрите их на натурном объекте.
2. В системе охлаждения вода подводится к наиболее нагретым местам. Покажите эти места на плакате.
3. Проследите на плакате путь воды на холодном и прогретом двигателе.
Задание3.
Перечислите в рабочей тетради причины перегрева воды в системе. К чему приводят перегрев и низкая температура воды наработающем двигателе?
Задание 4.
1.Отрегулируйте натяжение ремня вентилятора.
2. Проверьте исправность термостата.
Контрольные вопросы
1.К каким последствиям может привести потеря пробки радиатора?
2. Почему в системе охлаждения установлены три сливных крана охлаждающей жидкости?
3. Что изменится в работе системы охлаждения при удалении термостата?
4. В каких пределах должна быть нормальная температура охлаждающей жидкости работающего двигателя?
5. Как уменьшить жесткость воды?
|
III. СМАЗОЧНАЯ СИСТЕМА
1 — сопло (жиклер); 2 — крышка ротора; 3
кожух маслоочистителя; 4 — трубка вентиляции картера; 5— клапан вентиляции картера; 6
каналы к оси коромысел; 7 — фильтрующий элемент; 8 — наливная горловина; 9 — правый магистральный канал; 10 — коленчатый вал компрессора; // — масляный поддон; 12 — шланг отвода масла из радиатора в поддон; 13 — масломерный щуп; 14 — перегородка для отражения волн масла; 15
шейка распределительного вала; 16— маслоприемник насоса; /7— кран отключения масляного радиатора; 18 — нижняя секция масляного насоса; 19 — пробка сливного отверстия; 20 — канал подвода масла к маслоочистителю; 21 — блок цилиндров; 22 — канал от коренного подшипника к втулке распределительного вала; 23 — шестерня привода масляного насоса и распределителя зажигания; 24 — левый магистральный канал; 25 — маслораспределительная камера; 26 — перепускной клапан; 27 — канал отвода очищенного масла из маслоочистителя; 28 — датчик давления масла; 29
вставка; 30 — сетчатый фильтр; 31 — ротор; А — масляный насос; Б — центробежный маслоочиститель; В — фильтр вентиляции картера; Г — масляный радиатор
Упражнения для самопроверки
Задание 1.Назовите и покажите составные части смазочной системы, изображенные на плакате.
Задание 2.
1. Покажите на плакате путь масла к трущимся деталям двигателя.
2. Покажите на плакате клапан, поддерживающий определенное давление масла в роторе фильтра.
Задание 3.
Перечислите в рабочей тетради возможные причины низкого давления масла в смазочной системе при работе двигателя. Запишите нормальное давление масла.
Разберите центробежный маслоочиститель, очистите его ротор от механических примесей и соберите маслоочиститель.
Контрольные вопросы
1.Каково назначение клапанов, отмеченных на плакате позициями 5 и 26?
2. Какие последствия могут быть, если кран 17 летом будет закрыт, а зимой — открыт?
3. Как проверить степень загрязненности центробежного фильтра при эксплуатации автомобиля?
4. Покажите на плакате детали, входящие в систему вентиляции картера. Найдите их на натурном объекте.
5. Для чего необходима вентиляция картера?
6. Какие последствия могут быть при работе двигателя без давления в смазочной системе?
|
IV. СИСТЕМА ПИТАНИЯ КАРБЮРАТОРНОГО БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ
1 — подкапотный канал (пространство); 2 — воздушный фильтр; 3 — карбюратор; 4 — ручка управления воздушной заслонкой; 5 — ручка управления дроссельными заслонками; 6 — педаль управления дроссельными заслонками (акселератор); 7 — топливопровод; 8— указатель уровня топлива; 9 — датчик уровня топлива; /0— топливный бак; // — крышка заливной горловины; 12 — топливоприемная трубка; 13 — фильтр-отстойник; 14 — глушитель; /5—приемные трубы; 16— выпускной трубопровод (коллектор); /7—бензонасос; 18 — фильтр тонкой очистки топлива; 19 — жалюзи подкапотного канала; 20 — заслонка; 21 — труба с щелевидными отверстиями; 22 — перегородка; 23— выпускная труба; 24— паровой клапан; 25— воздушный клапан; 26— отверстие; 27— воздухозаборник; 28— крышки; 29 — держатель; 30 — сетка; 31 — фильтрующие элементы; 32 — корпус фильтрующих элементов; 33 — масляная ванна
Упражнения для самопроверки
Задание 1.Назовите и покажите на плакате составные части системы питания двигателя. Найдите их на натурном объекте.
1. Проследите на плакате путь топлива из топливного бака к карбюратору.
2. Покажите на плакате следующие детали, отмеченные позициями: а) используемые водителем при изменении количества и
качества подаваемой горючей смеси; б) используемые для обеспечения герметичности топливного бака.
Задание3.
Перечислите в рабочей тетради последовательность поиска возможных неисправностей системы питания, если двигатель не запускается. Запишите, чем регулируют устойчивую работу двигателя на холостом ходу.
Снимите с двигателя воздушный фильтр. Разберите его и расскажите принцип работы. Соберите и установите его на место.
Контрольные вопросы
1. Ккаким последствиям может привести потеря крышки 11 заливной горловины топливного бака?
2. Каким образом можно вручную подкачать топливо в карбюратор?
3. Какие составные части системы питания закрепляются на двигателе через прокладки?
4. Действие какого агрегата системы питания заключается в многократном расширении газов, изменении направления их движения и торможении?
5. К каким последствиям может привести проржавевший глушитель?