Портал о стройке
Если вы – владелец автомобиля, и на приусадебном участке у вас есть гараж, можете быть уверены, что рано или поздно этот гараж из простого места нахождения машины превратится в миниатюрную станцию технического обслуживания. В данной ситуации вам не обойтись без гаражной смотровой ямы.
В гараже рачительный хозяин регулярно осматривает свой автомобиль, выполняет различные обслуживающие работы, которые позволяют машине работать долго и без проблем. Если регулярно ухаживать за автомобилем, он прослужит гораздо дольше, да и средств на ремонты в профессиональных мастерских вы в итоге потратите значительно меньше. Значит, гаражная яма – это не прихоть, а суровая необходимость в быту.
Любой гараж, если он построен «по-взрослому», должен располагать смотровой ямой, — иначе смысла в капительном гараже, особенно в сегодняшних условиях, когда можно возвести лёгкое дешёвое покрытие, защищающее автомобиль от непогоды, просто нет. Итак, будем строить смотровую яму!
1. Что собой представляет гаражная смотровая яма?
В самом простом варианте смотровая яма – это углубление вытянутой прямоугольной формы, которое располагается в гараже так, что автомобиль может быть размещён на его поверхности. Спустившись в яму, автовладелец может осмотреть днище машины и выполнить все необходимые операции по уходу за техникой в достаточно комфортном состоянии.
Как правило, глубина ямы равняется среднему росту человека. Ширина сооружения варьируется в пределах от шестидесяти до восьмидесяти сантиметров, а его длина определяется размерами гаража: лучше, если яма будет длиннее автомобиля.
По своему типу смотровые гаражные ямы подразделяются на так называемые «стоячие» и «сидячие». Их отличия понятны из их названий. Стоячая яма предназначена для выполнения работ стоя, сидячая – для работы сидя. Глубину ямы в обоих случаях необходимо рассчитывать таким образом, чтобы работающему человеку яма была по плечо.
Для «сидячей» гаражной ямы существует очень удобное решение – перемещающееся по полозьям сиденье на роликах. Это приспособление существенно облегчает труд.
Довольно часто именно «сидячая» смотровая яма является единственным доступным вариантом для гаража, — в случае, если подпочвенные воды проходят чересчур близко, и большая глубина для сооружения крайне нежелательна.
2. Основные составляющие элементы сооружения.
На первый взгляд смотровая яма может показаться очень и очень простым сооружением, но это далеко не так. Существует много нюансов, без соблюдения которых гаражная яма быстро придёт в негодность и перестанет служить своему владельцу, более того, она может создать проблемы для всего строения гаража и самого автомобиля. Поэтому, приступая к строительству смотровой ямы, следует чётко представлять себе все её составляющие, — а это не только бетонные стены.
• Гидроизоляционный слой.
Как известно, проблема любых заглублённых сооружений и построек – это сырость. Если выкопать достаточно глубокую траншею, в неё может начать набираться подпочвенная (грунтовая) водя. Итог – сырость во всём помещении и, что особенно удручает, при таких условиях неизбежно начнёт гнить находящийся в гараже автомобиль. Поэтому при создании смотровой гаражной ямы вам не обойтись без слоя гидроизоляции. Этот элемент невидим в готовом виде, но его роль в нормальном функционировании сооружения – одна из ключевых.
Обратите также внимание на одно немаловажное «но», которое может перечеркнуть все ваши планы по возведению смотровой ямы: если подпочвенные воды проходят достаточно высоко, сооружение ямы может стать вовсе невозможным, лучше претерпеть некоторые неудобства при обслуживании техники, чем загубить её излишней влагой. Обязательно определите уровень грунтовых вод перед тем, как приступать к строительству!
• Верхний силовой контур.
Автомобиль – техника, мягко говоря, не невесомая. В динамике ли, в статике, но машина создаёт приличную нагрузку. Находясь над гаражной ямой, автомобиль будет оказывать постоянное сильное давление на её стенки, что рано или поздно приведёт к их деформации и разрушению. Для того, чтобы этого не произошло, по верхнему периметру сооружения необходимо смонтировать силовой контур. Как правило, его варят из металлического уголка. К уголку приваривают арматуру или сетку, которая будет уходить в армированную стяжку стен. Эта стальная лента будет также служить упором для вашего автомобильного домкрата в ходе проведения различных обслуживающих и ремонтных работ.
• Вспомогательные ниши.
Для того, чтобы в ходе проведения ремонта вам не приходилось раскладывать инструмент прямо на полу гаражной ямы, очень удобно ещё на моменте монтажа спроектировать и создать вспомогательные ниши по периметру стен. Высота ниши – около сорока сантиметров, глубина – до двадцати сантиметров и длина около полуметра – вполне оптимальные размеры, которые позволят вам без проблем расположить под рукой всё самое необходимое.
Оптимально таких ниш в гаражной яме должно быть четыре – под каждым из колёс располагающегося сверху автомобиля.
• Освещение.
Невозможно качественно работать без хорошего освещения. Поэтому в яме у вас обязательно будет проведён свет. Но не забывайте о том, что автомобиль – источник повышенного уровня пожарной опасности. Бензин, масло – все эти жидкости воспламеняются на «раз» от малейшей искры или высокой температуры. Именно по этой причине существует правило: в гаражной смотровой яме освещение должно быть проведено от 36 вольт. Данное требование необходимо жёстко соблюдать, поскольку от короткого замыкания 220 вольт пары бензина могут легко воспламениться, а быстро выскочить из узкой ямы, закрытой сверху горящим автомобилем, под силу разве что каскадёру.
• Лестница.
Если длина гаражной ямы позволяет, можно создать монолитные капитальные ступени прямо на этапе возведения стен и пола. Но зачастую принимается решение не расходовать полезную площадь сооружения, а использовать переносную лестницу. В этом случае лучше смонтировать на полу ямы специальные упоры, чтобы она могла быть установлена максимально надёжно.
Требования к осмотровой канаве (смотровой яме)
Приложения к Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 февраля 2018г. №59н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте»
III. Требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям (производственным зданиям и сооружениям, производственным помещениям и производственным площадкам) и организации рабочих мест
Требования охраны труда, предъявляемые к помещениям для технического обслуживания, проверки технического состояния и ремонта транспортных средств
44. Размеры осмотровых канав и эстакад устанавливаются в зависимости от типа транспортных средств и применяемого оборудования.
45. Вход в проездную осмотровую канаву поточных линий и выход из нее должны осуществляться через тоннель.
46. Осмотровые канавы, соединяющие их тоннели и траншеи должны иметь выходы в производственное помещение по ступенчатой лестнице шириной не менее 0,7 м. Максимальное расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25 м.
47. При наличии одного выхода из осмотровой канавы в ее стене, противоположной выходу, должны быть вмонтированы скобы для запасного выхода.
48. Длина тупиковой осмотровой канавы должна соответствовать размеру ремонтируемого (осматриваемого) транспортного средства, которое при установке на канаву не должно закрывать ведущую в канаву лестницу и запасный выход.
49. Выходы из траншей и тоннелей необходимо ограждать металлическими перилами высотой не менее 1,1 м.
50. Выход из одиночной тупиковой канавы должен быть со стороны, противоположной заезду транспортного средства.
51. Лестницы из прямоточных канав, траншей и тоннелей не должны располагаться на путях движения транспортных средств.
52. Осмотровые канавы, соединяющие их тоннели и траншеи, а также ведущие в них лестницы должны быть защищены от сырости и грунтовых вод.
53. Стены осмотровых канав, траншей и тоннелей, соединяющих их, должны быть облицованы керамической плиткой или покрыты другими влагостойкими и масло-бензостойкими материалами светлых тонов.
54. Осмотровые канавы должны иметь ниши для размещения электрических светильников напряжением не выше 50 В и розетки с влагозащищенными разъемами для подключения ручных переносных электрических светильников напряжением не выше 12 В.
55. Освещение осмотровой канавы светильниками напряжением 220 В допускается при соблюдении следующих условий:
1) проводка должна быть скрытой, осветительная аппаратура и выключатели должны иметь надежную электроизоляцию и гидроизоляцию;
2) светильники должны быть закрыты стеклом и защищены решеткой;
3) металлические корпуса светильников должны быть заземлены.
56. Осмотровые канавы и эстакады, за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами, должны иметь рассекатели и направляющие (предохранительные) реборды по всей длине или другие устройства, предотвращающие падение транспортных средств в канавы или с эстакад во время их передвижения.
- Реборды могут иметь разрывы для установки домкратов, роликовых тормозных стендов.
- Тупиковые осмотровые канавы и эстакады со стороны, противоположной заезду транспортных средств, должны иметь стационарные упоры для колес заезжающих транспортных средств (колесоотбойные брусья).
- На рассекателях, ребордах и прилегающих к осмотровым канавам зонах должна быть нанесена сигнальная разметка, а в помещениях вывешены предупреждающие знаки безопасности с поясняющей надписью «Осторожно! Возможность падения с высоты».
57. На полу осмотровых канав должны быть уложены прочные деревянные решетки.
58. Для перехода через осмотровые канавы должны предусматриваться съемные переходные мостики шириной не менее 0,8 м.
- Количество переходных мостиков должно быть на одно меньше количества мест для устанавливаемых на канаве транспортных средств.
- Неэксплуатируемые более одной рабочей смены осмотровые канавы, траншеи или их части должны полностью перекрываться переходными мостиками или прочными щитами.
Приложения №4 к «Общесоюзным нормам технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта» ОНТП 01-91 утвержденным концерном «Росавтотранс» 07 августа 1991 г.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА К ПРЕДПРИЯТИЯМ, ЗДАНИЯМ, СООРУЖЕНИЯМ И ОБОРУДОВАНИЮ
Устройства и сооружения для осмотра автомобилей
20. Для обеспечения доступа к агрегатам, узлам и деталям, расположенным снизу подвижного состава, в процессе выполнения работ ТО и ТР преимущественно должны использоваться напольные механизированные устройства (гидравлические и электрические подъемники, передвижные стойки, опрокидыватели и т.п.). В отдельных случаях в соответствии с требования технологического процесса допускается устройство осмотровых канав .
21. Размеры осмотровых канав должны проектироваться с учетом следующих требований :
- длина рабочей зоны осмотровой канавы должна быть не менее габаритной длины подвижного состава;
- ширина осмотровой канавы должна устанавливаться, исходя из размеров колеи подвижного состава с учетом устройства наружных или внутренних реборд;
- глубина осмотровой канавы должна обеспечивать свободный доступ к агрегатам, узлам и деталям, расположенным снизу подвижного состава и составляет:
- для легковых автомобилей и автобусов особо малого класса — 1,3-1,5 м
- для грузовых автомобилей и автобусов — 1,1-1,2 м
- для внедорожных автомобилей-самосвалов — 0,5-0,7 м.
- На въездной части осмотровой канавы следует предусматривать рассекатель высотой 0,15-0,20 м.
22. Проездные осмотровые канавы, располагаемые параллельно друг другу, должны, как правило, объединяться тоннелями (подземными переходами), а тупиковые канавы — открытыми траншеями.
- Высота от пола до низа покрытия тоннеля должна составлять не менее 2 м, ширина тоннеля — не менее 1 м.
- Ширина траншеи принимается равной 1,2 м без размещения в оборудования и 2,0-2,2 м при размещении в ней оборудования.
- Для входа в осмотровые канавы следует предусматривать лестницы шириной не менее 0,7 м в количестве:
- для тупиковых осмотровых канав, объединенных траншеями — не менее одной на три канавы; для индивидуальных проездных осмотровых канав, объединенных тоннелями — не менее одной на четыре канавы;
- для проездных осмотровых канав поточных линий — не менее двух на каждые поточные линии, расположенные с противоположных сторон (расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25 м;
- для тупиковых осмотровых канав, не объединенных траншеями — по одной на каждую канаву.
- Входы в осмотровые канавы не должны располагаться под автомобилями и на путях движения (за исключением постов для специальной обработки подвижного состава в соответствии СНиП 2.01.57-85) и маневрирования подвижного состава и иметь ограждение перилами высотой 0,9 м.
23. На тупиковых осмотровых канавах следует предусматривать устройство упоров для колес автомобилей.
- Осмотровые канавы должны иметь ниши для размещения электрических светильников и розетки для включения переносных ламп напряжением 12 В.
- Для обеспечения подъема подвижного состава на осмотровых канавах следует предусматривать передвижные или стационарные канавные подъемники.
- Осмотровые канавы должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией в соответствии с требованиями ВСН-01-83 Минавтотранса РСФСР.