Меню

Как правильно эксплуатировать дизельный двигатель с сажевым фильтром

Сажевый фильтр дизельного двигателя — эксплуатация и обслуживание. Проблемы с сажевым фильтром

Для правильной эксплуатации автомобиля, на который установлен сажевый фильтр, не следует использовать какие-либо присадки в топливо. Необходимо учитывать, что для выполнения регенерации сажевого фильтра в топливо впрыскивается специальная присадка, а их смешивание может привести к негативным последствиям.

Сажевый фильтр. Эксплуатация, обслуживание, неисправности

Степень забитости сажевого фильтра анализируется компьютером и, при необходимости, выполняется его регенерация в автоматическом режиме. Но существуют условия, когда осуществить автоматическую регенерацию невозможно, например, если на автомобиле выполняются короткие городские поездки. В этом случае на информационном дисплее автомобиля будет отображаться соответствующая информация, и для создания условий для регенерации сажевого фильтра потребуется выехать на загородную дорогу и проехать некоторое время с постоянной скоростью.

Существует возможность принудительной регенерации сажевого фильтра, которая проводится на СТО, но выполнять такую процедуру не рекомендуется, так как в этом случае двигатель будет работать на предельных нагрузках. Но, как правило, сажевый фильтр редко забивается по причине отсутствия условий для его регенерации. Чаще всего это вызвано неисправностью системы EGR или низким уровнем присадки для регенерации, что приводит к повышенному сажеообразованию и забиванию фильтра. При этом автовладельцы, в большинстве случаев, пытаются мыть или удалять сам сажевый фильтр, вместо того, чтобы устранять причину его неисправности.

Если присадки будет недостаточно, то регенерации не произойдёт, потому что компьютер автомобиля запретит это делать, и сажевый фильтр будет постепенно забиваться. Этот процесс будет проходить до тех пор, пока он не забьется окончательно, что скажется на работе двигателя.

Некоторые СТО предлагают процедуру промывки сажевых фильтров, но она будет эффективной только в случае устранения причины, по которой он забился. На автомобилях с большими пробегами соты сажевого фильтра становятся значительно меньше, что приводит к очень быстрому забиванию его сажей и требует постоянной регенерации. Такой фильтр необходимо немедленно заменить.

В настоящее время существует несколько поколений сажевых фильтров для современных дизельных двигателей, которые различаются периодичности обслуживания системы.

Фильтры первого поколения потребуют замены и дозаправки присадки уже через 80.000 километров, сажевые фильтры второго поколения – через 120.000 километров, фильтры третьего поколения прослужат 180.000 километров, а вот доливка присадки им потребуется через 120.000 километров. Такой регламент обслуживания предусмотрен заводом изготовителем, но реально сажевый фильтр может прослужить гораздо больше указанных сроков, при своевременном обслуживании и работоспособности всех необходимых систем.

Принцип работы и особенности эксплуатации сажевого фильтра

При работе дизельного двигателя, как правило, не происходит полного сгорания топлива. В результате, вместе с выхлопными (отработавшими) газами в атмосферу попадают вредные для человека и окружающей среды компоненты, в том числе сажа. Для уменьшения концентрации последней и используется сажевый фильтр. В англ. варианте – Diesel Particulate Filter (DPF).

Конструкция и расположение в системе

Сажевый фильтр относится к выхлопной системе и может располагаться рядом с нейтрализатором или объединяться с ним в единую конструкцию (в этом случае он находится вблизи выпускного коллектора, что обеспечивает фильтрацию газов при максимальной температуре). Применяется устройство только в автомобилях, работающих на дизельном топливе, и, в отличие от катализатора, который устанавливается на бензиновых двигателях, он очищает выхлоп исключительно от частиц сажи.

Сажевый фильтр

Конструктивно сажевый фильтр состоит из следующих элементов:

  • Матрица. Изготавливается из карбида кремния (керамики) и представляет собой систему тонких каналов с сечением в форме квадрата или восьмиугольника. Торцы ходов попеременно закрыты, а стенки имеют пористую структуру, благодаря чему сажа задерживается внутри и оседает на стенках.
  • Корпус. Выполняется из металла. Имеет входной и выходной канал.
  • Датчики измерения давления (перепадов на входе и выходе).
  • Датчик температуры на входе и на выходе.
Читайте также:  Ремонт крыла стекловолокном автомобиля своими руками

Особенности работы и эксплуатации сажевого фильтра

Проходя через сажевый фильтр, загрязнения оседают на стенках матрицы, в результате чего на выходе образуются очищенные газы. Постепенно ячейки фильтра заполняются и забиваются, препятствуя прохождению выхлопных газов. Это приводит к снижению мощности двигателя, что указывает на необходимость его очистки или замены.

Срок службы сажевого фильтра зависит от условий эксплуатации автомобиля. В среднем, производители рекомендуют выполнять проверку состояния каждые 100 тысяч километров пробега. Реальный диапазон загрязнения фильтров составляет от 50 до 200 тысяч километров. Чтобы продлить ресурс, необходимо регулярно выполнять регенерацию и своевременно производить замену масла в двигателе.

Виды и задачи регенерации

Регенерация сажевого фильтра представляет собой процедуру сжигания сажи, оседающей в матрице. Регенерация бывает двух видов:

  • Пассивная – осуществляется за счет повышения температуры отработавших газов. Это может быть реализовано путем разгона мотора до максимальной нагрузки (порядка 15 минут движения при 3000 оборотов в минуту и более) или путем добавления в дизтопливо присадок, снижающих температуру сгорания сажи.
  • Активная – выполняется, когда основной режим работы двигателя не обеспечивает нужных показателей для пассивной регенерации. Для этого выполняется принудительное повышение температуры на некоторое время. Повышение температуры достигается различными способами – за счет позднего или дополнительного впрыска на такте выпуска, электронагревателем или дополнительными присадками в топливо.

Частый прожиг изнашивает керамическую матрицу и приводит к ее разрушению. И поскольку стоимость сажевого фильтра довольно высока, необходимо найти наиболее щадящий режим. Достигается он увеличением количества пройденного расстояния между процедурами регенерации, а также снижением температурных диапазонов сгорания масла.

Выбор масла для дизеля

Неподходящее масло провоцирует дополнительное загрязнение ячеек матрицы фильтра и предварительный износ. При работе двигателя оно сгорает вместе с топливом и при наличии несгораемого осадка блокирует работу системы очистки выхлопных газов.

Для дизельных моторов с сажевыми фильтрами ACEA (Ассоциация Европейских Автопроизводителей) установила определенный стандарт масла, которое удовлетворяет экологическим стандартам не ниже Евро-4 и правилам эксплуатации автомобилей в целом. Моторные масла для современных сажевых фильтров, имеющие допуск ACEA, получили маркировку С (С1, С2, С3, С4). Они применяются для автомобилей с системами очистки выхлопа, а их состав позволяет продлить срок службы матрицы.

Можно ли удалить сажевый фильтр

Многие автомобилисты, желая избавиться от проблемы постоянной очистки и замены и сопряженных с ними дополнительных финансовых расходов, решают удалить сажевый фильтр. Сделать это можно несколькими способами:

  • Демонтаж устройства. Механическое удаление сажевого фильтра позволяет незначительно повысить мощность автомобиля. С другой стороны, при эксплуатации машины ЭБУ двигателя начнет выдавать ошибку, воспринимая отсутствие фильтра как неисправность.
  • Внесение корректив в программное обеспечение ЭБУ двигателя (обновление программы до версии, не содержащей информацию о подключении сажевого фильтра). Обновление программного обеспечения выполняется специальным устройством – программатором, но при этом необходимо быть уверенным в корректности работы новой прошивки, поскольку последствия могут быть непредсказуемы.
  • Подключение эмулятора устройства (без изменения заводской программы), который посылает ЭБУ сигналы, аналогичные работе реального сажевого фильтра.

Однако следует иметь ввиду, что установленные на сегодняшний день экологические стандарты Евро-5 запрещают эксплуатацию автомобиля с дизельным двигателем без сажевого фильтра.

Основные проблемы при эксплуатации машин с сажевым фильтром

Добрый день, Уважаемые Автомобилисты!

В этой небольшой статье мы постараемся выделить для пользователей автомобилей с дизельными двигателями с установленными сажевыми фильтрами (DPF, FAP) основные проблемные моменты эксплуатации таких машин.

Самое главное, на что хочется обратить внимание, это тот факт, что сажевый фильтр элемент сменный! Расчитан он, как правило, на пробег не превышающий сотню тысяч километров (легковые авто и внедорожники) и около двухсот тысяч для микроавтобусов. Далее фильтр должен быть заменён. Теперь хотелось бы упомянутьо том, что пробеги на приборных панелях в современных реалиях не всегда соответствуют истине. Основываясь на нашем богатом опыте, можем сказать, что к вапросу о состоянии сажевого фильтра почти все автовладельцы приходят с большим опозданием. Многие опираются на данные спидометров, не подозревая о «скрученном» полтиннике, а многие просто не придают значения наличию сажевика и возможным последствиям превышения содержания сажи в нём . Это приводит к значительным растратам. Причиной тому излишне «коммерческий» подход производителя к экологии. Сажевый фильтр, подходя к предельному пробегу, очень плохо очищается от накопившейся сажи. Этот процесс(очистку от сажи (регенерацию)) автомобиль проводит самостоятельно. Владелец может и не замечать того, что в зоне выпуска (коллектор, турбина, катализатор, сажевый фильтр) температура поднята контроллером впрыска до 600-650! градусов(кстати, обычная температура в выхлопе дизеля около 250 градусов) и пошёл процесс регенерации. Процесс переодический и, если с фильтром всё в порядке проводится раз в 800-1000 километров. Регенерация обычно дляться около 10-15 минут. Всё это время можно наблюдать (особенно в темноте) малиновое свечение металла возле турбины . Разумеется этот нагрев не на благо деталям системы выпуска и особенно турбине.

Читайте также:  Таблица клиренса легковых автомобилей по маркам

Наличие фильтра DPF в автомобиле имеет очень сомнительную экологическую направленность. Ведь его нужно произвести и потом утилизировать. Причём в процессе регенерации сажи атмосфера загрязняется очень сильно. Хотя, на наш взгляд, вся фишка в другом. Причиной повсеместного внедрения фильтров ДПФ надежда (и весьма оправданная) на то, что двигатели будут ломаться чаше. Казалось бы, как можно помешать совремнному дизелю отходить свои положенные 500-1000 тысяч? А, давайте- ка мы его( двигатель) перегреем! Будем постоянно прожаривать турбину включенным для регенрации фильтра обогащением смеси! Ведь наверняка владелец забудет сменить масло вовремя. Оно потеряет свои свойства при этом будет сильно откладывать лак в зоне больших температур, в турбине! И, всё быстренько накроется медным тазом! Еслис маслом всё ок, так дырки в поршнях попрогарают хотя-бы( Ford, Volvo) Именно так ситуация и выглядит. Как правило, все игнорируют положенный интервал замены сажевого фильтра. Побуждением к этому для очень многих автолюбителей служит уже ограничение мощности двигателя и чек на панели или моргающая спираль! Но, уже поздно. Этот факт означает, что нормальная работа сажевика уже далеко в прошлом. Между регенерациями уже проходит не 1000 км(норма), а 200-300 км! Это от того, что страреющий фильтр очищается за период регенерации всего на 20-30%. При таких частых регенерациях очень страдает масло. Ведь подавляющее большинство пользователей применяет масло рекомендованное производителем. Здесь тоже подвох! При взрыве нашей солярки возникает бОльшое количество серных паров. Часть из них попадает в картер и масло быстро стареет. Менять масло в такие периоды жизни автомобиля с сажевым фильтром надо чаще или использовать масла с болшьшим щелочным числом. Но, на это мало кто обращает внимание и в итоге меняется турбина(VW) пара-тройка форсунок( Mercedes), клапан ЕГР или весь мотор(Ford).

Уважаемые автовладельцы! Если в автомобиле есть такой фильтр, необходимо следить за его состоянием! Для этого существует компьютерная диагностика. Будет нелишним выяснить периодичность регенераций в Вашем авто. Также, не забывайте менять масло раз в 10000км. Хотя, справедливости ради, скажем, что период замены масла связан с периодом регенераций. Лучше, если будет одна замена масла на десять регенераций.

Или, удалите фильтр нафиг и забудьте обо всём, что здесь прочитали!

Дизельный сажевый фильтр (DPF); Что нужно знать

Дизельные автомобили, обязательно имеют сажевые фильтры. Однако большинство людей не имеют ни малейшего представления о том, как поддерживать сажевый фильтр в своем автомобиле в рабочем состоянии, что приводит к засорению фильтра сажей.

Читайте также:  406 двигатель замена звездочки коленвала

Сажевый фильтр в дизельном автомобиле, как следует из названия, улавливает или «фильтрует» частицы сажи, и поэтому его просто необходимо, время от времени опорожнять, чтобы поддерживать хорошую производительность в вашем автомобиле.

DPF (сажевый фильтр дизельного двигателя) требует регулярной очистки с помощью процесса, называемого регенерацией. Процесс является активным (принудительная регенерация) или пассивным.

Процесс регенерации сжигает накопленную сажу, которая осаждается в фильтре автомобиля, что снижает вредные выбросы выхлопных газов в окружающую среду.

Это также предотвращает выброс контрольного черного дыма, который мы видели много лет назад от дизельных автомобилей, особенно когда автомобиль разгонялся.

При высоких температурах скопившаяся сажа сгорает около 600 градусов Цельсия, оставляя только остаток золы.

Вот почему вы должны время от времени очищать сажу.

Что вызывает засорение дизельного сажевого фильтра (DPF)?

Причины могут быть различны, это и скорость, с которой автомобиль выпускает сажу, и качество масла, и стиль вождения, и качество топлива, и даже расположение сажевого фильтра.

Все вышеперечисленные причины приводят к блокировке фильтров дизельных транспортных средств и невозможности их полной регенерации.

Как правило, большинство проблем возникает с транспортными средствами, которые совершают городские поездки, поскольку процесс регенерации не происходит так, как следует.

Анализ причин засорения фильтра:

— Частые небольшие поездки, когда двигатель дизельного транспортного средства не нагревается.

— Неправильное и некачественное моторное масло.

— Когда уровень топлива низкий, активная регенерация обычно не происходит.

— Проблема с топливной системой автомобиля, приводящая к чрезмерной саже.

Существует два типа регенерации:

Активная регенерация является частью программы ЭБУ автомобиля, при её активации автоматически впрыскивается дополнительное топливо, что повышает температуру выхлопных газов, сжигающих захваченную и хранимую сажу.

Проблемы возникают, когда путь автомобиля короткий, так как процесс регенерации не проходит полный цикл.

Симптомы, на которые нужно обратить внимание и узнать, происходит ли активная регенерация автомобиля:

— Изменения в оборотах двигателя.

— Небольшое увеличение расхода топлива.

— Высокие холостые обороты.

— Кислотный запах исходит от выхлопа.

— Длительная работа вентилятора.

Пассивная регенерация происходит, когда автомобиль движется со скоростью в длительных поездках по трассе, что повышает температуру выхлопных газов до высоких уровней и полностью сгореть от накопившейся сажи, которая находится на фильтре.

Рекомендуется владельцам автомобилей с дизельным двигателем, регулярно давать своим автомобилям 30-50 минут устойчивой качественной скорости на автомагистрали, чтобы помочь и очистить фильтр.

Тем не менее, большинство водителей забывают об этом. Именно поэтому производители разработали альтернативный вид регенерации.

Что делать, если активная и пассивная регенерация не работают?

Если у вашего автомобиля нет пассивной или активной регенерации, то загорается предупреждающая лампа, показывающая, что сажа полностью заблокировала фильтр.

Это время проверки вашего автомобиля. Желательно не игнорировать эти знаки, так как они могут привести к дорогостоящим повреждениям автомобиля.

Принудительная регенерация достаточно дорогая, так как вы должны проводить процесс в мастерской с помощью механика.

Чтобы избежать всех проблем, связанных с засорением фильтра, перед вами 5 вещей, которые помогут вам избежать проблем.

— Всегда регулярно проверяйте клапан рециркуляции отработавших газов.

— Используйте правильное моторное масло.

— Чаще выезжайте на дальние расстояния.

— Ну, или пересядьте на бензиновый двигатель)))

Уважаемые гости — переходите на мой канал, кликнув — Pit Stop , ставьте лайки и не забывайте подписываться (это Вас ни к чему не обяжет, а Вы будете чаще встречать мои статьи в ленте Дзен), впереди ещё много нового и интересного!

Adblock
detector