Можно ли ставить на машину разные шины?
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о правилах дорожного движения, регламентирующих использование шин (покрышек) на автомобиле.
Чаще всего на легковые автомобили устанавливают комплекты, состоящие из четырех одинаковых покрышек. Такие комплекты не вызывают проблем и их можно использовать без ограничений. Вопросы у водителей возникают в том случае, если требуется заменить одну или несколько покрышек.
Например, если одна из покрышек повреждена после попадания колеса в яму, то требуется ее замена. Покупать полный комплект резины водитель не хочет, особенно если оставшиеся покрышки почти новые. В идеале водитель хочет купить единственную покрышку, аналогичную имеющимся. Однако это может вызвать серьезные проблемы, т.к. многие продавцы отказываются продавать одну шину из комплекта резины.
В этой статье будут рассмотрены особенности использования разных покрышек на автомобиле:
Использование разной резины в соответствии с ПДД
5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.
Рассмотрим данный пункт подробнее.
Разные шины на передней и задней оси автомобиля
Пункт 5.5 не накладывает полный запрет на использование разных шин на передней и задней осях автомобиля. Единственное исключение — одновременное использование шипованных и нешипованных шин на колесах транспортного средства. Подобная установка покрышек запрещена.
Таким образом, все шины автомобиля должны быть либо ошипованными, либо неошипованными. Комбинировать данные типы резины нельзя.
Кроме того, рассмотрим пункт 5.5 Приложения 8 к Техническому регламенту таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»:
Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.
Вернемся к примеру из начала данной статьи. Если попадание в яму уничтожило одну из покрышек, а идентичную замену найти не удается, то можно приобрести пару одинаковых покрышек и поставить их на одну из осей автомобиля. При этом покрышки на разных осях могут существенно отличаться.
Однако законодательство запрещают установить на переднюю ось автомобиля зимние нешипованные шины (липучку), а на заднюю ось обычные летние шины. Все шины на автомобиле должны быть либо зимними, либо летними.
Естественно, на практике не стоит проводить эксперименты по комбинированию зимних и летних шин, т.к. сцепление покрышек с дорожным покрытием будет сильно различаться, а это может привести к непредсказуемым последствиям (развороту автомобиля).
В любом случае нужно подбирать покрышки таким образом, чтобы они имели минимум различий.
Например, если повреждена одна из зимних покрышек, а аналогичной в продаже нет, то следует купить пару зимних покрышек и установить их на одну из осей. В этом случае спереди и сзади будут установлены разные зимние шины, но это не будет нарушением.
Разные покрышки на одной оси автомобиля
Пункт 5.5 требует, чтобы на одной оси автомобиля были установлены полностью идентичные шины. Таким образом, на практике запрещается использовать:
- Шины разных размеров на одной оси. Например, производитель разрешает использовать на автомобиле шины следующих размеров 165/80R14 и 185/65R15. Комбинировать такие покрышки на одной оси нельзя.
- Покрышки разных конструкций. Нельзя, чтобы на одной оси были установлены одновременно шины радиальной и диагональной конструкции, либо камерная и бескамерная шины.
- Шины разных моделей.
- Шины с разными рисунками протектора.
- Морозостойкие и неморозостойкие покрышки.
- Новые и восстановленные шины.
- Новые покрышки и покрышки с углубленным рисунком протектора.
Если обобщить приведенную выше информацию, то можно сказать, что в пределах одной оси шины должны быть полностью идентичными.
Обратите внимание, правила не запрещают использование шин с разным износом на одной оси.
Ограничения накладываются только на использование новых и восстановленных шин, а также новых покрышек и покрышек с углубленным рисунком протектора.
Восстановление шин происходит следующим образом. Полностью изношенная покрышка отправляется на завод, где на нее наносится новый слой резины с протектором.
Углубление рисунка протектора — это обратная операция. Изношенная покрышка отправляется в мастерскую, где на специальном оборудовании в ней нарезают новый протектор, т.е. углубляют канавки.
Восстановленные и углубленные шины нельзя использовать одновременно с новыми. Что касается шин с разным износом, то их использование на одной оси возможно.
Например, если автомобиль повредил 2 правых колеса, то оставшиеся левые покрышки можно установить на одну из осей. На другую ось нужно поставить пару новых покрышек. В этом случае износ передних и задних колес не одинаковый, поэтому сцепление покрышек будет различаться. Так что, хоть это и не запрещено правилами, без крайней необходимости устанавливать шины с разным износом на одну ось я не рекомендую.
Штраф за разные шины на автомобиле
Штраф за использование разных покрышек на автомобиле предусмотрен частью 1 статьи 12.5 КоАП:
1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Таким образом, водитель может получить предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
Наказание может быть наложено в следующих случаях:
- На автомобиле одновременно установлены шипованные и нешипованные шины.
- На одной оси автомобиля установлены различные покрышки.
В завершение хочу еще раз подчеркнуть, что использование различных покрышек на автомобиле ведет к тому, что разные колеса имеют разный коэффициент сцепления с дорогой. А это может привести к развороту автомобиля или к ДТП. Так что при установке резины в первую очередь нужно думать о собственной безопасности, а не о небольшом штрафе за указанное нарушение.
Как правильно поменять колеса на машине
Одной из проблем, с которой водителя могут столкунться на дороге, — повреждение шины. В таких случаях крайне необходимо знать как поменять колесо на машине. Рассмотри подробную инструкции как самому поменять колесо.
Необходимые инструменты
Для того чтобы начать работу по замене шины, в первую очередь необходимо отметь инструмент, ведь «голыми» руками это сделать не удастся. Для пригодится ремонта:
- колесо которое будут устанавливать,
- домкрат,
- баллонный ключ, соответствующий параметрам гаек на колесе,
- лучше чтобы были перчатки.
В некоторых случаях (зависит от марки автомобиля) нужны будут:
- регулирующие шпильки,
- секретный ключ
- торцевой ключ со сменными головками.
Не лишним будет и аэрозоль, которые водителя называют «ведешкой».
Лучше использовать ключи с длинной ручкой, позволяют приложит больше усилий и демонтировать сильно загрязнённые и заржавелые гайки.
Подготовительный этап
Если менять шины пришлось в дороге, в первую очередь нужно остановить транспортное средство и заглушить двигатель. Если ремонт происходит на проезжей части, обязательно установите аварийный знак, если вдруг такого нет, включите аварийный свет.
При этом необходимо придерживаться требований:
- если автомобиль стоит на своей полосе, знак ставят за автомобилем на дистанции 15 метров;
- если авто на встречной полосе, знак устанавливают перед ним, тоже через 15 метров.
Достаньте все необходимые инструменты и запаску. Нельзя опирать её о машину, так как она может повредить покраску или же просто покатиться.
Снятие колпаков с дисков
Чтобы добраться до сердцевины, нужно снять колпак. Для этого возьмите отвёртку или специальную лопатку. Найти специальные отверстия «замки», и подцепить колпак. Далее по краям аккуратно снять весь колпак.
Ослабляем крепежные гайки колеса
- Установите на колесный болт ключ до конца.
- Возьмитесь за конец ключа и поверните его на один оборот. Обратите внимание, в какую сторону откручивать – против часовой стрелки.Больше не поворачивайте — можно получить травму.
Установка домкрата и подъем автомобиля
При смене шины транспортное средство в любом случае нужно поднять. Помогает это осуществить домкрат, который нужно правильно ставить под машину, что можно посмотреть в инструкции.
На этом этапе, его нужно установить так, чтобы верхняя часть упиралась в специальное гнездо. Оно находится под порогом и предназначено специально для установки домкрата.
Поднимайте колесо до тех пор, пока колесо полностью не оторвется от земли.
Инструкция по замене
Как снять старое колесо:
- После поднятия авто домкратом, нужно открутить гайки до конца.
- Снять старую шину, которае повреждена и поставить на его место запаску.Водитель должен поставить запаску на ступицу и тыльной стороной направить к автомобилю.
- Следующий этап, объединить диск запаски с болтами и затянуть гайки. Будет лучше, если затягивать их по очереди, чтобы давление распределялось в колесах равномерно. Полностью затягивать гайки нужно только в тот момент, как машина опустится с домкрата, и будет стоять на всех колесах.
Есть вариант установки полноценного колеса, а есть докатки. Ее установить проще, хотя безопаснее управлять машиной на всех полноразмерных. Докатка — запасное колесико, которое предназначено для того, чтобы добраться транспортному средству до СТО.
Перестановка колес местами
Замена колес на автомобиле долгий, тяжелый, но эффективный процесс. Перестановка колес местами предусматривает отсрочку покупки новых и равномерный износ резины на текущих.
При этом, существует схема замены колес, которой нужно точно придерживаться. Это поможет сэкономить деньги из вашего бюджета. Такой процесс осуществляют, в основном, во время смены сезонной резины та станциях техобслуживания.
Что понадобится для перестановки шин
В данном случаи понадобятся такие же инструменты, как и при замене колеса: домкрат, баллонный и секретный ключи, перчатки. Как открутить гайки ключами, описывали раннее в статье.
Схемы перестановки колес
Правильная схема поможет сделать перестановку колес безопасной. В случаи неправильной схемы машину будет тянуть в сторону.. Нужно понимать, какая машина переднеприводная, заднеприводная или полноприводная, так как к каждой существует своя схема. При перестановке, мастера рекомендуют пометить шины, чтобы в процессе роботы не перепутать ничего. Также нужно помнить, о том что передние колеса стираются быстрее чем задние, ведь перед авто занимает около 60% всего веса. Ротацию по инструкциям необходимо делать каждые 10 тысяч километров.
Для переднеприводных машин с ненаправленным рисунком
- В переднеприводных автомобилях с ненаправленным дизайном существует два способа, сделать ротацию:
- перекрещивающийся: переднее правое колесо поменяется с задним левым, а переднее левое — с задним правым;
- крестовидный в направлении передней оси: передние колеса становятся назад по своим сторонам, а задние стают на перед, но по другие стороны (заднее правое – на переднее правое, переднее правое на заднее правое).
Для заднеприводных машин и полноприводных маш
Если машина заднеприводная или полноприводная с ненаправленным рисунком, тогда:
- передние и задние колеса переставляют по диагонале;
- крестовидный в сторону хвостовой оси: задние шины становятся вперед по своим сторонам, а передние ставятся назад по другие стороны.
В случаи полноприводной машины с ненаправленными колесами используют перекрестный способ. С направленным дизайном протектора, нужно передние шины переставить на задние по одной стороне.
Советы от специалистов
На спортивных машинах рокировка шин между осями не делается, так как имеют разную ширину протектора и их можно переставлять на одной оси.
Покрышки, рекомендуется менять местами по количеству пробега, даже если невооруженным глазом следы износа не видно.
Если Вы не уверены как правильно менять колеса, служба техпомощи не откажет Вам в подобной услуге.