Сапун: описание,предназначение,чистка,установка,фото,видео.
Сапун на двигателе (дыхательный клапан) — устройство для уравнивания давления в закрытой емкости относительно атмосферного давления. Другими словами, клапан-сапун позволяет закрытой емкости сообщаться с атмосферой. В двигателях внутреннего сгорания сапун уравнивает давление внутри картера ДВС.
В процессе эксплуатации ТС и работы силового агрегата давление в картере может расти, в результате чего через сапун выходят картерные газы, выдавливается лишнее моторное масло и т.п. Если же давление в картере двигателя оказывается ниже атмосферного, тогда через сапун в картер попадает наружный воздух, посредством чего устраняется разница между внешним атмосферным и внутренним давлением в полости картера.
Предназначение
Что такое сапун двигателя? Перед ответом на этот вопрос важно понять для чего он предназначается. Это напрямую связано с принципом его работы. Основной задачей этого приспособления является понижение давления в картере мотора. При работе силового агрегата в картере собираются различные газы. Постепенно они скапливаются и создают достаточно большое давление. Если не стравливать их, двигатель может остановиться, давление будет подпирать поршни.
При этом газ будет искать выход через любое доступное отверстие. Чтобы не произошло такого и устанавливается сапун. Также с помощью этого приспособления происходит вентиляция картера. Из него удаляются ненужные газы. Таким образом, несколько снижается температура внутри двигателя. На сапуне мотора лежат 2 задачи: вентиляция и сброс излишнего давления. В некоторых случаях по работе сапуна можно судить о наличии проблем в работе двигателя. При залегших кольцах или повреждениях поршня, из шланга будет вылетать серый дым характерный для выхлопа. Так можно диагностировать эти неисправности без разбора двигателя. В нормальном состоянии из сапуна идет чуть заметный прозрачный дымок.
Для чего нужна чистка клапана?
Внешние условия, создаваемые при работе клапана-сапуна, часто приводят к тому, что в нём накапливаются пыль и грязь, которые препятствуют его нормальному функционированию. Из-за этого возникает избыточное или, наоборот, недостаточное давление, приводящее к течи масла. Если возникают ситуации, когда через агрегат кидает масло, в первую очередь следует проверить, не забился ли он. Чтобы масло не выкидывало, нужно снять клапан для чистки или замены. Менять сапун на новый следует в тех случаях, когда он чересчур загрязнён, а перед установкой нового агрегата рекомендуется тщательно очистить и место его установки, что позволит избежать скорого загрязнения вновь.
Сапуны других важных узлов автомобиля тоже подлежат своевременной чистке для профилактики неисправностей авто. Важно Сапун – важный элемент, который помогает автомобилю исправно работать, но для профилактики поломок рекомендуется своевременно его чистить или менять. Неисправный клапан может привести к различным нарушениям: риск течи КПП; быстрый износ синхронизаторов и многое другое. Регулярная чистка клапана поможет защитить масло от ухудшения смазывающих и защитных свойств, и потому надолго продлит срок эксплуатации железного коня.
Что такое сапун двигателя и для чего он вообще нужен? Вот такой вопрос
Предназначение
Что такое сапун двигателя? Перед ответом на этот вопрос важно понять для чего он предназначается. Это напрямую связано с принципом его работы. Основной задачей этого приспособления является понижение давления в картере мотора. При работе силового агрегата в картере собираются различные газы. Постепенно они скапливаются и создают достаточно большое давление. Если не стравливать их, двигатель может остановиться, давление будет подпирать поршни. При этом газ будет искать выход через любое доступное отверстие. Чтобы не произошло такого и устанавливается сапун.
Также с помощью этого приспособления происходит вентиляция картера. Из него удаляются ненужные газы. Таким образом, несколько снижается температура внутри двигателя. На сапуне мотора лежат 2 задачи: вентиляция и сброс излишнего давления. В некоторых случаях по работе сапуна можно судить о наличии проблем в работе двигателя. При залегших кольцах или повреждениях поршня, из шланга будет вылетать серый дым характерный для выхлопа. Так можно диагностировать эти неисправности без разбора двигателя. В нормальном состоянии из сапуна идет чуть заметный прозрачный дымок.
Сапун в коробке передач
Коробка передач должна преобразовывать крутящий момент в двигателе, а также изменять тяговое усилие. Часто случается, что коробка передач начинает плохо работать из-за того, что сапун коробки передач засорился. Чтобы избежать какой-либо поломки, следует чистить не только сапун в двигателе, но и все остальные, которые установлены в разных частях машины.
В коробке передач перепускной клапан находится на крышке картера коробки. Попадание песка или грязи приведет к заеданию колеса смонтированного на вторичном валу. В результате повышается изнашивание подшипников и синхронизаторов. Необходимо во время каждого технического осмотра, а то и чаще промывать сапун. В случае засорения клапана, будет повышаться давление в коробке передач, что приведет к протеканию масла через уплотнители.
Устройство
Сапун является, по сути, клапаном, стравливающим воздух из двигателя. При повышении давления он начинает пропускать через себя некоторое количество газов. Чем больше давление, тем большее количество воздуха может пройти через него. Для избегания попадания атмосферного воздуха внутрь, клапан способен пропускать только в одном направлении. Но на некоторых автомобилях этот процесс является обоюдным. В таких версиях в клапане установлен фильтр, не дающий пыли попасть внутрь мотора.
Чаще всего сапун расположен рядом с маслозаливной горловиной. Значительно реже можно встретить варианты с расположением его сбоку от блока цилиндров. От выходного патрубка идет шланг, подключаемый к корпусу воздушного фильтра. Такая компоновка характерна для всех автомобилей. Может различаться только небольшими нюансами, обусловленными особенностями кузова. Иногда имеется 2 патрубка, в таком случае второй шланг присоединяется к инжектору.
Назначение
Задача сапуна в конструкции автомобиля – соединение подпоршневого пространства двигателя с атмосферой. Дополнительно сапун установлен и в клапанной крышке головки блока.
В процессе работы силовой установки движение узлов, механизмов, смазочного материала приводит к повышению давления внутри картера и под крышкой. Помимо этого, в подпоршневом пространстве скапливаются картерные газы, которые тоже повышают давление.
Поршневые кольца не способны обеспечить полную герметичность камеры сгорания, поэтому часть рабочих газов прорывается и попадает в подпоршневое пространство.
Работа мотора сопровождается перепадами температур, из-за чего внутри образуется конденсат. Скопление влаги внутри мотора недопустимо, поскольку она – основная причина образования коррозии.
Смесь из рабочих газов, прорвавшихся в картер, влаги, частиц масла, которые примешиваются при контакте со смазкой, и называются картерными газами. Возрастание давления внутри картера обычно сопровождается ухудшением работоспособности двигателя, так как газы создают дополнительное сопротивление узлам и механизмам.
Если же газы в подпоршневом пространстве скопляться в большом количестве, то происходит их прорыв через неплотности и «слабые» составные элементы – сальники, щуп, уплотнители и т. д.
Поэтому важно выравнивать давления и отвод газов. И это делает сапун, по сути, являющийся воздушным клапаном. Отметим, что этот элемент используется не только на двигателе, он используется и в КПП, задних мостах.
Помимо поддержания давления в блоке цилиндров, сапун многие автолюбители используют для диагностики мотора. Он помогает определить степень износа цилиндропоршневой группы и залегание колец.
При износе составных частей мотора или закоксовке поршневых колец в подпоршневое пространство попадает большое количество газов. А благодаря сапуну это хорошо заметно по дымности выходящих картерных газов. При хорошем состоянии ЦПГ дыма в картерных газах практически нет.
Неисправности
Самой частой причиной проблем с сапуном является его засоренность. Проявляется это путем выдавливания масла через любые доступные отверстия. Чаще всего страдают сальники коленвала. Именно через них обычно проходит масло. Намного реже встречается продавливание смазки через свечи или под клапанную крышку. Также часто может выбивать щуп. При повышении давления его «отстреливает» с характерным хлопком. Удар может быть настолько сильным, что останется отметина на капоте. При появлении любых этих признаков нужно прочистить клапан сапуна.
Диагностирование причины гона масла
Поскольку причин гона масла через сапун – большое количество, то необходима комплексная проверка мотора, чтобы точно определить, из-за чего проблема возникла.
При этом, чтобы выполнить ее даже не нужно разбирать силовую установку, всего лишь достаточно сделать замеры некоторых параметров, а также визуально оценить состояние вентиляции.
Для примера возьмем уже упомянутый ВАЗ-2110. Предположим, в двигателе данного авто был замечен налет и масляные отложения во впускном коллекторе, что указывает на гон масла через сапун.
Чтобы определить, что стало причиной данной проблемы, потребуется немного – набор ключей рожковых, отвертка, компрессометр.
Проверку начнем с оценки выхлопных газов. Для этого достаточно завести мотор и посмотреть на их цветовой оттенок.
Если он имеет сизый или черный цвет – это указывает на попадание масла в цилиндры из-за износа или залегания колец ЦПГ или же проблем с ГРМ. Только это уже может помочь с определением причины, больше читайте здесь — причины дыма из выхлопной трубы.
Также необходимо проверить компрессию во всех цилиндрах. При нормальном состоянии цилиндропоршневой группы она должна быть в диапазоне 11-13 МПа. Допускается разница между показаниями в цилиндрах не более 1 МПа.
Если в каком-то цилиндре компрессия значительно ниже – именно он может стать причиной гона масла.
А вот из-за чего именно это происходит – колец или клапанов, поможет определить свеча зажигания, которая была установлена на этом цилиндре.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Ремонт генератора своими руками
Сильный нагар на ней будет указывать на проблему с ЦПГ.
А вот если компрессия маленькая, а свеча при этом имеет нормальный рабочий вид без нагара – следует смотреть клапана.
В случае, когда компрессия во всех цилиндрах нормальная, приступаем к осмотру элементов системы вентиляции.
Чистка
Для прочистки нужно снять сапун. После чего очищают его. Производится эта работа в несколько шагов:
- Производятся подготовительные работы – снимаются шланги. На некоторых моделях потребуется демонтаж воздушного фильтра;
- Откручивается крышка сапуна. Она может крепиться на 2 или 4 болтах. После снятия ее следует осмотреть на предмет повреждений;
- Откручивается гайка, находящаяся на шпильке крепления маслоотбойника. На некоторых моделях не рекомендуется снимать ее целиком, одеть обратно ее будут мешать различные элементы конструкции;
- Прочищают трубку с помощью шомпола. Его можно изготовить из обычного куска проволоки. Возле наружного конца расположен «ершик» его также следует прочистить;
- Производится обратная сборка сапуна.
После проведения работ необходимо проверить их качество. Для этого заводят двигатель, открывают маслозаливную горловину и накрывают ее полиэтиленовой пленкой. При правильно вычищенном сапуне пленка не должна приподниматься.
Заключение
. В автомобильном моторе постоянно происходят различные процессы. Чтобы не испытывать затруднений с диагностикой проблем водителю желательно знать, что такое сапун двигателя. Ведь этот элемент важен для надежной работы силового агрегата. Иногда его рекомендуется чистить от скопившегося там масла. Особенно важно делать это перед зимой. Иначе система вентиляции картера откажет у вас во время первых серьезных морозов.
Как устроен
Прибор очень простой и состоит всего из пяти деталей.
- Внешний корпус. Он изготовлен из металла, во время езды повредить его практически невозможно.
- Пружина для прижимания. Она заменяет электромеханический привод.
- Прокладка из резины. Служит для обеспечения герметичности в те моменты, когда нет необходимости сбрасывать лишнее давление.
- Стопорная гайка. Элементарный способ фиксации устройства. Варианты изготовления зависят от модели.
- Сам сапун. Имея внутри сквозное отверстие, даёт возможность выхода лишним газам.
Справка. Если устройство сильно загрязнено − лучше сразу менять на новое, не пытаясь его очистить.
Большинству автомобилей проведения профилактической очистки два раза в год хватает для безупречной работы на долгое время.
Обратите внимание! Чистка сапуна, дрожь двигателя и т.п.
- Все доброго времени суток! Недавно столкнулся с проблемой-начало выбивать масло из под крыши двигателя и прокладки.Ездила сестра- два года поэтому я не был в курсе,щас езжу сам решил исправить. Для начала заменил шланги вывода картерных газов-одн которы правее за коробкой распредвала, один который слева идет в воздухоотводную систему(так как они были забиты почти НАГЛУХО! гарью!). Поменял прокладку на клапанной крышке,и крышку куда масло лить тож махнул.Течь перестало-машина задышала свободней-НО(!) На холостых двигатель дрожать стал сильнее — я сообразил так-значит забит сапун или как его наз-ют по науке -Трубка вентиляции двигателя. Так вот вопрос — КАК ПРОЧИСТИТЬ ЕНТУ ТРУБКУ! или сапун или где еще могло забить-чтобы не снимать движок?? может как водопроводную-толстой проволкой? вот ссылка на рисунок самой системы-да простит меня модератор-это не реклама. https://www.elcats.ru/daewoo/section.asp?uz=1&par=D0800022&model=nexia Заранее благодарю за ваши ответы и помощь!
P.s. забыл сказать двигатель 8 клапанов SOHC . - Клапанная крышка от Ланоса исправит проблему, выбивания масла…
- Вопрос все таки остается-как прочистить сапун. Замена крышки проблему не решит-из под крышки и из под крышечки пластиковой масло не бьет-я там герметично все сдеал-но сапун прочистить надо.Как это сделать? :'(
- Дунь ртом в эти трубки,если дуются, то и чистить там нечего.
- Если есть клапан рециркуляции картерных газов, то посмотри его. Уж очень здорово он забивается всякой дрянью и перестает перекрывать на ХХ. Картерные газы на ХХ попадают в впускной коллектор, чего быть не должно и обедняют смесь, поэтому троит.
- Если есть клапан рециркуляции картерных газов, то посмотри его. Уж очень здорово он забивается всякой дрянью и перестает перекрывать на ХХ. Картерные газы на ХХ попадают в впускной коллектор, чего быть не должно и обедняют смесь, поэтому троит. А где собственно он находиться? как посмотреть??
- У меня 8 кл. 2006г. Этот клапан находится прям над впускным коллектором между 2-м и 3-и цилиндром, там где форсунки стоят. Это такая круглая фигня, на гриб чем-то похожа. . К ней еще трубка тонкая подходит от корпуса дросельной заслонки. Этот клапан на 8 кл. Нексии стали недавно ставить.
- Если есть клапан рециркуляции картерных газов, то посмотри его. Уж очень здорово он забивается всякой дрянью и перестает перекрывать на ХХ. Картерные газы на ХХ попадают в впускной коллектор, чего быть не должно и обедняют смесь, поэтому троит. Называется клапан рециркуляции отработанных газов.Это другая совсем система,с маслом никак не связана.Хотя на работу движка может влияет.
- Все доброго времени суток! Недавно столкнулся с проблемой-начало выбивать масло из под крыши двигателя и прокладки.Ездила сестра- два года поэтому я не был в курсе,щас езжу сам решил исправить. Для начала заменил шланги вывода картерных газов-одн которы правее за коробкой распредвала, один который слева идет в воздухоотводную систему(так как они были забиты почти НАГЛУХО! гарью!). Поменял прокладку на клапанной крышке,и крышку куда масло лить тож махнул.Течь перестало-машина задышала свободней-НО(!) На холостых двигатель дрожать стал сильнее — я сообразил так-значит забит сапун или как его наз-ют по науке -Трубка вентиляции двигателя. Так вот вопрос — КАК ПРОЧИСТИТЬ ЕНТУ ТРУБКУ! или сапун или где еще могло забить-чтобы не снимать движок?? может как водопроводную-толстой проволкой? вот ссылка на рисунок самой системы-да простит меня модератор-это не реклама. https://www.elcats.ru/daewoo/section.asp?uz=1&par=D0800022&model=nexia Заранее благодарю за ваши ответы и помощь!
P.s. забыл сказать двигатель 8 клапанов SOHC .
Откручиваешь эту трубку и всё-чистий скока хочешь,она на двух болтиках сидит.
Почему идет дым из сапуна?
Неисправность у сапуна может быть только одна: он стал плохо пропускать скопившиеся газы, сравнивая давление внутри двигателя с атмосферным. Но дым, идущий из него, может сказать о многом:
- Маслосъёмные кольца цилиндров залегли либо сносились. Простая раскоксовка народными методами или специальной химией здесь уже не поможет, поэтому придётся разбирать мотор.
- Аналогично, если прогорел один/несколько выпускных клапанов. Определить это поможет простой замер компрессии.
- Маслоотражательные колпачки. Просто поменяйте их, если пришло время, или на них видны следы повышенного износа.
- Сносились сальники вала, пропускающие масляные пары. Менять их не задумываясь, желательно, не откладывая в долгий ящик.
- Масло в моторе старое, давно требующее замены. Без комментариев: как показывает практика, чинить «сердце» авто в десятки раз дороже, чем его менять.
- Белый дым на горячем моторе – охлаждающая жидкость попадает в систему смазки. Где именно течь – придётся искать.
- Перелив масла. В ДВС он также опасен, как и недолив: износ мотора/расход топлива значительно увеличивается, поэтому проверьте его уровень щупом на ровной площадке, когда двигатель хорошо прогрет. Вот тогда увидите, насколько качественно мастера на СТО (или вы сами) выполнили его замену/долив.
- Масло некачественное/не подходит авто/контрафакт. Выход один – заменить его. Аналогично, если залили топливо на неизвестной АЗС: просто больше так не делайте.
- Наконец, сам сапун от времени забился, не работая на все 100%. Простая чистка, профилактика позволит это устранить.
Внушительный список самых разных ситуаций. И можно не сомневаться, что если у вашего авто сапун дымит, вы среди них точно нашли свой случай.
Рост давления в картере
При работе двигателя в его цилиндрах возникает высокое давление, как результат высвобождения энергии от процесса горения. В нормальных условиях отработанные газы должны выводиться из мотора в атмосферу. Однако если уплотнения между цилиндром и уплотнительными кольцами нарушено, часть газов может прорваться и попасть в картер установки, после чего там образуется избыточное давление. Решением этой проблемы было создание системы вентиляции газов в картере.
Бывают моменты, когда система не может справиться с большим наплывом отработанных газов, и удалить их, как это предусмотрено. В этом случае двигатель начинает активно расходовать масло, происходят утечки через сальники и уплотнения, были моменты, когда масляный щуп выдавливался из горловины от переизбытка сил газов.
Самые первые, простые моторы в качестве отвода избыточных газов имели отверстие со специальным отражателем масла, во избежание его перерасхода. В современных агрегатах лишние газы поступают к воздушному фильтру, а оттуда снова в мотор, некоторые конструкции попросту выводят их в коллектор.
Через сапун выдавливает масло: как устранить неисправность
Бывают ситуации, когда на автомашине через сапун протекает масло. Выдавливается жидкость, заметными становятся потеки на агрегате. Подобный признак отмечает необходимость выполнения диагностических процедур на двигателе. Попытаемся разобраться с проблемой в гараже. При необходимости, необходимые для замены технические автожидкости можно подобрать в Тикамис и там же заказать, если вы проживаете в зоне обслуживания этой компании.
При эксплуатации авто, происходит скопление в картере картерных газов. Не сохраняя избыточного давления, пользуемся специальным клапаном вентиляции. Так прикроем картер от взаимодействия с атмосферой. Этот клапан называют сапуном.
В установке газы перемешиваются с туманом масляного состава, поэтому частицы проникают на рассматриваемый элемент. В итоге часть жидкости вытекает наружу. Значит, допускаем незначительные загрязнения аппарата.
Если возникают протечки от сапуна, каналы сразу забиваются, появляется сажа. Остатки вещества следуют на картер, система «закоксовывается». Детали под нагрузкой практически не смазываются, изнашивается «движок». Кстати, следы состава не всегда заметны снаружи.
Выясним причины подобного недуга. Масло выступает на фоне изношенности колец поршня. Газы попадают от уплотнения в картер, где создается завышенное давление. При избыточном уровне масло вытечет от сапуна. Могут засориться стоки маслоотражателя.
Моментально снижается способность пропуска на воздушном фильтре, мотору не достаточно воздуха. Иногда дефектным оказывается именно сапун: клапаны изнашиваются, забивается отверстие прохода. Нарушается вентиляция, газы отработки поступают в картер, повышая давление.
Чтобы проверить, установку разбирать не будем. Проверяем целостность сапуна, зачищаем оборудование. Затем уточняем наличие масляной жидкости, пользуясь щупом. Дальше совершаем замеры, смотрим профпригодность ЦПГ.
Чтобы проверить кольца, зафиксируем на двигателе компрессию. Показания отмечаем на отдельных цилиндрах. Нормальное состояние выдерживается с показателем свыше 11 МПа. Снижение уровня компрессии на цилиндре обозначит утечки газов – это повод вытекания масла по сапуну.
С присутствие обильного темного нагара проверяем работу изделия на цилиндропоршневой группе. Возможны проблемы на клапане ГРМ. Компрессия не снижается – рассматриваем целостность вентиляционной системы.
Достаточно скинуть с клапанной трубки, проверив уровень загрязнения. Прочищаем компоненты, пользуясь бензином, очистителем. Можно продуть установку воздухом, подсушив механизм. Достигаем маслоотделителя, выкручиваем болты, вынимаем крышку. Теперь маслоотделитель разбираем для промывки. Сразу проверяем функционал клапана, уточняем рабочего хода у штока.