Замена двигателя — нужно ли оформлять в ГИБДД?
Замена мотора в ГАИ
10 июля 2017 года в Приказ №1001 были внесены изменения, согласно которым двигатель среди многих автолюбителей закрепился как номерной агрегат. А после 7 октября 2018 года указанный документ вовсе утратил силу, а на смену ему пришёл обновлённый Приказ №399, который тоже стал впоследствии недействующим. Законную силу теперь имеют Федеральный закон О регистрации и изданное во исполнение его Постановление Правительства РФ №1764. И, если раньше замена двигателя требовала оформления в ГИБДД с документами о высвободившемся агрегате, то сегодня, на 2021 год, после замены — например, контрактного узла – вообще нужно регистрировать такие изменения в конструкции официально. Но всё не так сложно, как Вы подумали! Если модель и технические характеристики мотора такие же, то дело за малым.
Что за изменения?
Речь идёт о списке условий, на основании которых автомобиль не может быть поставлен на учёт в ГАИ. Если раньше основными требованиями были совпадение VIN-номеров на кузове и агрегатах, где такой номер выбивался при регистрации машины и указанных в документах, то на сегодня сверяются с внесёнными в документы номера двигателя, кузова, рамы и кабины.
Данный список условий содержится в статье 20 ФЗ О регистрации транспортных средств и предписывает буквально следующее в своей официальной трактовке:
1. Запрещается совершение регистрационных действий:
.
4) в случае несоответствия регистрационных данных или конструкции транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство, за исключением регистрационных и иных данных транспортного средства, подлежащих изменению (внесению в документ, идентифицирующий транспортное средство) на основании представленных документов;
Таким образом, двигатель на 2021 год не является номерным агрегатом, но при регистрации автомобиля номер мотора в обязательном порядке сверяется с указанными в документах.
Так нужно ли переоформлять замену двигателя?
Исходя из трактовки нового закона выше, можно извлечь 2 главных вывода:
- так как номер двигателя записан в ПТС, а заменённый мотор имеет другой номер, то при проверке в ГИБДД этого документа обязаны отказать,
- но если регданные этого агрегата подлежат изменению в документах, то в ГАИ обязаны просто записать новые данные.
По состоянию на 2021 год это именно так и работает, но только в том случае, если двигатель стоит такой же модели, мощности и с такими же иными характеристиками. При замене мотора на аналогичный по этим параметрам, вам при регистрационных действиях просто должны вписать новый номер в ПТС. Кроме того, обратите внимание, что обязанности у вас специально менять регистрационные данные после замены нет – это может сделать, например, новый владелец автомобиля после вашей продажи ему машины. И именно так на практике чаще всего и происходит.
Такое положение дел прямо диктует пункт 52 ППРФ №1764, который указывает, что:
- если замена двигателя не была связана с изменением конструкции, то на основании простого осмотра на площадке данные нового агрегата вносятся в базу и документы на авто,
- если же в результате замены формально есть признаки внесения изменения в конструкцию машины, то без экспертиз на соответствие безопасности таких изменений вам машину не переоформят.
Изменение конструкции в данном случае как раз происходит за счёт того, что вы ставите двигатель другой модели и/или отличных характеристик от вашей модели автомобиля. Причём, на практике 2021 года сотрудники ГИБДД отказывают в регистрации и в том случае, если, например, мотор ставился на вашу модель, но в вашей комплектации должен стоять совершенно другой по параметрам.
Нужно ли оформлять замену двигателя в 2021 году?
За последние годы российское законодательство не раз меняло статус автомобильного двигателя. Некоторое время его замену не требовалось оформлять официально, позже он признавался номерным агрегатом, сведенья о котором содержались в СТС, однако и после этого законодательство снова переписывали. В итоге в огромном количестве нормативных документов довольно сложно разобраться и найти однозначный ответ, нужно ли регистрировать замену двигателя. Ответ на данный вопрос можно прочесть в данной статье.
Для чего на двигателе нужен идентификационный номер?
При прохождении техосмотра, при постановке автомобиля на учет или снятии с учета номера основных его частей сверяются с данными, указанными в его основных документах. Так проверяют номера двигателя, кузова, рамы и кабины.
Данные номера необходимы для идентификации транспортного средства. С помощью них проверяют, не находится ли данный автомобиль в розыске, поэтому подделка номеров на самих запчастях или в документах наказывается весьма сурово.
Но если заменить ДВС на новый, то его номер не будет соответствовать номеру, указанному в документах. И хоть он и не является более номерной деталью, на которой должен быть VIN-номер, соответствие его номера все равно проверяется по документам.
Требуется ли предоставлять документы на новый двигатель?
При замене ДВС автовладельцы приобретают его тремя путями:
- Покупают оригинальный мотор.
- Покупают аналогичную по характеристикам модель, в сертифицированной компании.
- Приобретают бывшие в употреблении моторы на разборках или с рук.
Первые два пункта проблем не вызывают: в таких случаях автомобилисты получают оригинальные документы на двигатель при покупке. А вот при покупке подержанных запчастей документы в комплекте чаще всего не идут. Да и сама покупка является рискованной, так как такой мотор может числиться в розыске. В данном случае следует узнать номер мотора до покупки и обратиться в ГИБДД с просьбой проверить его на наличие в базе розыска.
При прохождении техосмотра или при продаже автомобиля документы на двигатель могут потребоваться в следующих ситуациях:
- характеристики нового двигателя не совпадают с характеристиками, которые были предусмотрены заводом-изготовителем автомобиля для данной модели и комплектации;
- если идентификационный номер нового двигателя нечитаем или поврежден;
- если ДВС находится в розыскной базе данных (однако наличие документа не освободит владельца от расследования).
Порядок юридического оформления замены мотора
Если ни одно из перечисленных выше условий не выполнены, то посещать ГИБДД специально, чтобы оформить замену, не требуется. Несоответствие номера двигателя и номера, записанного в документах, не создаст никаких проблем. Изменения в ПТС автоматически внесут при следующем прохождении ТО или при проведении других регистрационных действий, и требовать документа на сам двигатель ГИБДД не имеет права. Однако при внесении изменений в паспорт ТС потребуется оплатить госпошлину в 350р. (245р. при оплате с помощью Госуслуг).
Установка ДВС с другими параметрами
Самым сложным вариантом замены является установка двигателя на отличный от того, который стоял на автомобиле ранее или который был предусмотрен изготовителем авто.
В данном случае процесс замены должен оформляться, как и любая другая процедура изменения конструкции автомобиля:
- Первым делом необходимо уведомить ГИБДД о намерении внести такие изменения и получить разрешение.
- Далее нужно обратиться в сертифицированную организацию для проведения экспертизы о возможности внесения изменений в конструкцию ТС и получить официальное заключение.
- После этого в МРЭО ГИБДД подается заявление на внесение изменений (на данном этапе потребуются СТС, ПТС и гражданский паспорт собственника).
- Только после преодоления всех этих бюрократических трудностей автомобилист может обратиться в сертифицированное СТО и заменить двигатель. СТО должно выдать декларацию о выполненных работах.
- Следующее испытание – прохождение 3 осмотров: частная техническая экспертиза в сертифицированной организации, техосмотр и осмотр в ГИБДД.
- В конце этого пути автомобилист должен заплатить 2 госпошлины за внесение изменений в ПТС и замену СТС (350р. + 500р. или 245р. + 350р. при оплате через Госуслуги).
Замена ДВС на аналогичную модель
Если новый двигатель имеет точно такие же технические характеристики, как и предыдущий, то отдельно регистрировать изменения в Госавтоинспекции не требуется. Достаточно просто провести замену, а изменение в ПТС внесут автоматически при выполнении любых других регистрационных действий или при прохождении техосмотра.
На данный момент закон не предусматривает требования предоставлять документы на новые двигатели, однако их лучше сохранить по 2 причинам:
- будет гарантия, что при проверке не возникнет проблем;
- никто не знает, как законы могут измениться в будущем: вдруг документы на двигатель снова станут обязательными для внесения изменений в ПТС.
Замена ДВС на контрактный
Контрактный двигатель – это ДВС, демонтированный с аналогичного автомобиля и ввезенный в РФ из заграницы. Условия замены двигателя на контрактный такие же, как и для других моторов, кроме одного нюанса: при изменении информации паспорта ТС сотрудники Автоинспекции могут потребовать таможенную декларацию.
Сколько времени займет оформление замены двигателя?
Если ДВС заменялся на аналогичный, то переоформление документов будет проходить во время других регистрационных действий и может немного увеличить время их выполнений, но не более чем на час.
А если устанавливать другую версию мотора, то оформление займет намного больше времени. В таком случае придется посещать ГИБДД для получения разрешения и подачу заявления, а также осмотр автомобиля и получение готовых документов. Помимо этого, нужно будет найти время на посещение организаций, проводящих экспертизу, а также на посещение СТО для самой замены. Весь этот процесс может занять до нескольких недель. Немного ускорить его можно только с помощью делегирования обязанностей на компании, занимающиеся юридической помощью водителям.
Сколько стоит оформить замену ДВС?
Чтобы оформить установку нового двигателя потребуется немного денег. Водителям нужно заплатить 2 пошлины. Первая – за изменение данных паспорта ТС – 350 руб. Вторая – за замену СТС – 500 руб. Сэкономить на них можно лишь одним способом – оформить услугу и оплатить пошлину через Госуслуги. Скидка составит 30% и понизит размер пошлин до 245 и 350 руб. соответственно.
Что грозит за езду без регистрации замены?
Ответственность за отсутствие регистрации автомобиля или изменений его конструкции предусмотрена статьей 12.1 КоАП. За первое нарушение данной статьи накладывается штраф 500-800 руб., за повторное – штраф 5.000 руб. или даже лишение прав до 3 месяцев. Однако иногда инспекторы могут выписать и более мягкое наказание по статье 12.5, которая предусматривает ответственность за управление ТС с неисправностями: штраф 500 руб. или просто предупреждение. Само собой обе статьи применяются только в том случае, если был установлен мотор с отличающимися характеристиками.
Как оформить замену двигателя в ГИБДД в 2021 году
Случаев, в которых требуется замена двигателя в автомобиле может быть масса – начиная от разного рода поломок и заканчивая желанием увеличить или уменьшить мощность автомобиля. Но так как двигатель – важнейшая часть транспортного средства, его замена является существенным изменением в конструкции, которую нужно регистрировать. Из этой статьи вы узнаете, как происходит оформление в ГИБДД замены двигателя в 2021 году и что для этого нужно.
Какие изменения в авто подлежат регистрации
Конечно, большинство водителей приведет в пример газобаллонные установки, изменения формы кузова, переработку каких-либо агрегатов или их замену и тому подобное. Но мало кто знает, что есть требования к тонировке, оптике и даже салону. Так, тонировка должна иметь прозрачность не менее 75%, запрещается установка ксенона, если это не предусмотрено конструкцией и замена руля на несоответствующий данной модели машины. Ну а удалять подголовники, ремни и подушки безопасности и вовсе запрещено.
Но это еще далеко не весь список вносимых изменений, которые подлежат регистрации и имеют четкие критерии соответствия стандартам и нормам.
Всегда ли замена двигателя является изменением в конструкции
Несмотря на то что двигатель является ведущим агрегатом в автомобиле, до недавнего времени при регистрации в ГИБДД он не учитывался и классифицировался как простая деталь. Такой порядок вещей был с 2011 до 2017 года. Но даже тогда замена этой детали считалась внесением изменений в конструкцию и требовала формальных, а иногда и конструкционных правок.
Дело в том, что при замене ДВС его номер, хоть и не учитывался при регистрации, но в ПТС должен был вноситься. Следовательно, после замены агрегата на новый, аналогичной модели, вам нужно было всего лишь сообщить об этом в ГИБДД и попросить внести изменения в их базу данных. Сложнее было, если мотор большей или меньшей мощности, чем родной. Тогда это считалось внесением изменений в конструкцию, требовало инспекций, проверок, а иногда и подгонки деталей под новые габариты. Сейчас дела обстоят иначе.
Что говорит законодательство
С 10 июля 2017 года в действие вступили поправки к закону №1001 2011 года, по которым двигатель был снова признан номерным агрегатом. Установка нового мотора даже той же модели, марки, мощности и габаритов расценивалась как изменение в конструкции авто, требующее соответствующего декларирования.
Но с 7.10.18 упомянутый выше закон №1001 вообще утратил силу, а на смену ему пришёл обновлённый Приказ №399, который ещё раз изменил порядок смены движка. Согласно ему, если мотор, который был заменен, аналогичный по мощности и модели тому, что был на транспортном средстве раньше, то такую замену вообще не обязательно регистрировать. А внесение изменений в ПТС может быть внесено при перерегистрации ТС, например, в связи с изменением собственника, без предъявления каких либо документов на сам двигатель. Но с 01.01.20 Приказ № 399 тоже утратил силу. В новых же Правилах регистрации ТС, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1764 от 21.12.19 в пункте 52 сказано, что в случае замены двигателя на аналогичный, внесение сведений о его номере в госреестр ТС осуществляется “ при производстве регистрационных действий на основании результатов осмотра”.
Подытожив все внесенные правки, ответ на вопрос, нужна ли перерегистрация автомобиля при смене двигателя в 2021 году, напрашивается сам. Если мотор аналогичный – регистрация не обязательна и может быть осуществлена при очередных регистрационных действиях, если же он по своим характеристикам и модели отличается, то нужна обязательно, да еще и с предоставлением необходимых документов.
Какие документы нужны для регистрации
Перед тем как регистрировать автомобиль с новым мотором, убедитесь, что у вас есть все необходимые документы для этого. Кроме того, нужны заявления, отчеты и даже чеки. Итак, для замены двигателя другим, не аналогичным по модели и мощности, будут необходимы:
- Паспорт автовладельца (оригинал и копия) и транспортного средства (если он не электронный) и их копии.
- Свидетельство о регистрации транспортного средства.
- Чек на двигатель, который обязан выдать продавец или договор на приобретение (если заключался).
- Заявление о внесении изменений, подписанное инспектором и декларация о проведенных работах.
- Протокол ТЭ, диагностическая карта и заключение экспертной организации.
- Все необходимые сертификаты соответствия для ново-установленных деталей.
Куда проще будет зарегистрировать двигатель аналогичной модели и мощности (при перерегистрации ТС). Для этого проводить никакие дополнительные испытания не нужно, понадобятся лишь:
- Договор купли-продажи ТС или другой документ, свидетельствующий о смене собственника.
- Паспорт владельца.
- ПТС (если он не электронный).
Если ДВС не новый
Некоторые автовладельцы желают сэкономить и покупают агрегат с рук. К сожалению, они довольно часто попадают на недобросовестных продавцов, которые могут подсунуть и краденый товар, и контрафактный. Само собой, никакого чека вы не получите, даже если с товаром все в порядке. Но, чтобы не было проблем и регистрация автомобиля с другим двигателем прошла успешно, вы должны заключить договор купли-продажи. Если продавцу нечего скрывать, он пойдет на заключение соглашения.
Но даже если договор был заключен без проблем, проверить деталь все же стоит. Сделать это можно по его номеру, обратившись в центр экспертиз НАМИ. Здесь идентифицируют и проверят автомобиль, с которого продаваемый мотор был снят. Так можно выяснить, не числится ли машина в угоне, была ли легально ввезена в страну и еще много полезной информации. Только проверка не бесплатная и зависит от сложности определения и потраченных на это ресурсов. Но траты эти вполне оправданы – в дальнейшем можно избежать серьезных проблем.
Порядок оформления
Имея на руках необходимые документы, можно переходить непосредственно к тому, как оформить замену. Как уже упоминалось, возможны два варианта: замена на аналогичный силовой агрегат и модернизация. Разберем каждый из случаев.
Замена на аналогичный ДВС
Данный вариант замены более простой и, как было уже сказано, с 7.10.18 внесение данных о новом моторе вносится в ПТС при регистрационных действиях (перерегистрация на нового собственника). Если двигатель совпадает по всем параметрам с предыдущим, необходимо:
- Обратиться в ближайшее отделение ГИБДД или МРЭО и предъявить ПТС (бумажный), ДКП, свой паспорт. До этого момента также должен быть оформлен полис ОСАГО. Предъявлять его уже не обязательно, но в базе он должен быть.
- Уплатить госпошлину ГИБДД.
После этого автомобиль поставят на учет и внесут все необходимые правки в ПТС, в том числе и о замене движка, и выдадут СТС.
Процесс модернизации
Если вы решились на столь серьезные изменения в конструкции, то наверняка осведомлены, что понадобится установка некоторых элементов, которые могут быть не приспособлены к работе с новым мотором. Чтобы вам не отказали в регистрации, постарайтесь выбрать силовой агрегат, максимально приближенный по конструкции к предыдущему. В данном случае порядок действий следующий:
- Обратитесь в отделение МРЭО за разрешением.
- Обратитесь в экспертную организацию для проведения технической экспертизы.
- Получите заключения эксперта и отправляйтесь в СЦ где будут устанавливаться детали.
- Проведите технический осмотр автомобиля и получите диагностическую карту.
- Отправляйтесь в МРЭО с квитанцией об уплате госпошлины и пакетом необходимых документов (более расширенный, чем в предыдущем случае. Полный список смотрите выше).
Если все пройдет успешно, машину с новым агрегатом поставят на учет. Но если заключение инспектора по техническому состоянию будет отрицательным, номер двигателя – неразборчивым или возникнут еще какие-то проблемы, возможен и отказ в регистрации. В таком случае необходимо потребовать отказ в письменной форме и направиться с ним в суд. Также часто причиной отказа является то, что двигатель был ввезен из-за границы. В таком случае нужно доказать законность ввоза агрегата в РФ.
Что будет, если не регистрировать установленный двигатель
Чтобы ответить на вопрос, можно ли менять двигатель без регистрации, если он не аналогичный “родному”, приведем возможные наказания за ее отсутствие:
- Штраф на сумму 800 рублей.
- Лишение регистрации автомобиля.
- Ограничение на регистрационные действия на неопределенный срок.
Как видите, последствия могут быть довольно серьезными, особенно если был установлен более мощный мотор. Так что лучше регистрируйте все изменения своевременно.
Стоимость процедуры оформления
Если не учитывать всевозможные проверки, стоимость которых может сильно колебаться в зависимости от места их проведения, уплатить вам нужно лишь госпошлину. Ее размер всего 350 рублей, что на фоне затрат на технические экспертизы, проверки и детали практически не влияет на общую потраченную сумму.
Что в итоге
Обобщив все вышесказанное, можно дать простой совет: нужно внимательно выбирать силовой агрегат для своего авто и если он не аналогичный тому, что был установлен ранее, но обязательно необходимо регистрировать замену. А как это сделать и что для этого необходимо вам уже должно быть стало понятно.
Замена двигателя – повод отказа в регистрации: видео
Практикующий юрист с 10 летним стажем. Специализации: уголовное право, страховое право, административные правонарушения.