Виды газового топлива для автомобилей: преимущества и недостатки каждого из них.
Для многих автомобилистов бензин – слишком дорогое удовольствие. Приходится экономить и отказывать себе в возможности использовать личный транспорт без ограничений. Переход на газовое топливо является хорошей альтернативой бензину, позволяет ощутимо экономить на заправках автомобиля. Рассмотрим, какие еще преимущества дает водителю работающий на газу двигатель.
Виды газ-топлива
Двигатели современных автомобилей могут функционировать на двух разновидностях газа:
- пропан-бутан – сжиженный газ, побочный нефтепродукт, полученный в результате переработки нефти;
- метан – природный газ, который не подвергается сжижению.
Существует мнение, что двигатель, работающий на газовом топливе, быстрее портится и выходит из строя, но мнение это ошибочное и ничем не подтверждается. Напротив, специалисты-инженеры утверждают, что мотор автомобиля на газовом топливе работает без капитального ремонта в среднем в 1,5 – 2 раза дольше, чем на бензине. Это обусловлено тем, что газ – более однородная смесь, чем бензин, при работе двигателя происходит его полное сгорание. Кроме того, газ следующим образом влияет на работу мотора:
- газовая смесь снижает до минимума расход смазочных материалов в системе цилиндры – кольца;
- снижает нагарообразование на деталях блока двигателя – головке и поршнях;
- не загрязняет моторное масло;
- за счет более ровного сгорания топлива двигатель работает более бесшумно и мягче.
Цена газа значительно ниже, чем бензина, но расход на 10-20% больше за счет различной температуры сгорания топлива.
Преимущества и недостатки пропан-бутана
Жидкий газ имеет ряд преимуществ по сравнению с бензином:
- цена на 50% ниже, чем бензина;
- объем баллонов соответствует объему емкости бензина;
- бюджетная стоимость газовой установки;
- возможность заправки в широкой сети заправочных станций;
- мощность двигателя практически не меняется.
К минусам можно отнести лишь то, что расход газа выше, чем бензина на 10 %. Особенность функционирования: двигатель прогревается на бензине, потом переключается на газ.
Свойства, достоинства и минусы метана
К числу плюсов природного газа относят:
- самое экономичное топливо – в 3 раза дешевле бензина;
- расход газового топлива при работе двигателя намного ниже, чем расход бензина.
- двигатель, функционирующий на газу, теряет мощность на 10%;
- число заправок ограничено;
- слишком громоздкие баллоны.
Для легковых автомобилей наиболее приемлемое топливо, альтернативное бензину – газ пропан-бутан. Метан, хотя и более экономичный, но из-за громоздкости баллонов использование на легковых машинах невозможно.
Возможна ли заправка автомобиля бытовым газом и насколько это выгодно?
Присутствие в доме газа, идущего через счетчик, не дает покоя немалому количеству владельцев автомобилей, которых не устраивает текущий уровень цен, установленных на топливо.
Имеется ли возможность заправлять машину бытовым газом?
Принцип работы. Владельцам автомобилей доступно две разновидности питания машин газом, использовать которые можно практически во всех разновидностях бензиновых или дизельных моторов, но только какую-то одну. Этими газами становятся пропан и метан. Что владельцу транспортного средства стоит знать об этих видах газа?
- Пропан. Использование пропана для заправки машин выполняется в его сжиженном виде, и находится он в баллоне с небольшим уровнем давления. Возможностей переоборудовать машину для работы на пропане имеется немало и стоит это не слишком дорого. Заправок с пропаном на территории страны имеется достаточное количество. Продается в литрах, но иногда делается пересчет в килограммы;
- Метан. Применение метана для заправки машин выполняется посредством баллона, где он находится под достаточно высоким давлением. Приобретение газового оборудования для переделки машины под работу на метане стоит намного дороже, чем пропановое. Заправок меньше, измерение и продажа выполняется в кубических метрах.
Из трубы в обычной квартире идет именно метан под небольшим давлением, вопреки распространенному мнению, что там используется пропан. Дело в том, что оборудование бытового назначения для сжижения пропана в форме газа отсутствует, да и достать его простому автовладельцу непросто. А метан в газообразном состоянии доступен каждому, чей дом оборудован плитой с централизованным газоснабжением. Если сжать метан до необходимого давления, которое составляет порядка 200 атмосфер, его без проблем можно закачивать в автомобильные баллоны.
Кроме того, именно для решения таких задач имеется специальное компрессорное оборудование для бытовых нужд. Это небольшого размера компрессорные станции, местом установки которых может стать и стена гаража. За границей они называются «gas fuelmaker». Аналогичные устройства большей мощности и размеров имеются на газовых заправках. Действует оно следующим образом. Шланг присоединяется к заправочному штуцеру баллона, после чего станция приводится в действие. Баллон полностью закачается на протяжении ночи. В конструкцию станции входит большое количество датчиков для защиты от чрезмерного давления и других нестандартных ситуаций.
Отрицательные стороны. Несмотря на то, что первое впечатление от этого устройства может быть глубоко положительным, поспешно радоваться не стоит, так как минусов у него тоже достаточно. Основные можно выделить следующие:
- Наиболее серьезным препятствием при организации работы такой заправочной станции становится ее цена. Наиболее доступные модели итальянского производства на сегодняшний день обойдутся покупателю минимум в 350 тысяч рублей, таиландского производства примерно на ¼ дешевле. С китайскими устройствами лучше не иметь дела, равно как и с подержанными станциями. Их не стоит использовать, если вы не являетесь инженером-газовщиком, и не имеете достаточные знания для самостоятельного устранения неисправностей;
- Для того, чтобы успешно использовать такую технологию, владельцу автомобиля следует обязательно проживать в частном доме, так как в квартире реализовать подобное не представляется возможным. Разместить машину в ней не получится, а выведение в окно шланга высокого давления будет безумным поступком;
- По российским законам, в отличие от европейских, не дают возможности осуществлять монтаж газокомпрессорного оборудования неподалеку от жилых помещений. Работники газовой службы не возьмутся подключать, а тем более обслуживать подобные устройства. А во время проведения периодической проверки, за обнаружение такого устройства на владельца будет наложен штраф;
- Оборудование для заправки баллонов метаном стоит недешево и окупаться будет достаточно долго.;
- Долгое время прохождения процесса.
Итог. Несмотря на то, что использование такой станции дает возможность экономии денежных средств, ее применение возможно далеко не везде, и связано с большими трудностями в эксплуатации, поэтому выгодна она будет не всегда.
Как природный газ используется в качестве автомобильного топлива
Природный газ нужен не только для приготовления пищи, обогрева дома и получения электричества. Еще им можно заправлять автомобиль. Природный газ в качестве топлива намного дешевле и экологичнее нефтепродуктов.
Одним из первых использовать газообразное горючее предложил Филипп Лебон. В 1801 году он получил патент на конструкцию, в которой газ и воздух сжимаются отдельными компрессорами и смешиваются в специальной камере. В 1860 году французский изобретатель Этьен Ленуар сконструировал первый практически пригодный газовый двигатель внутреннего сгорания. Он придумал воспламенять газовоздушную смесь в двигателе с помощью электрической искры.
Предок современного автомобиля на газомоторном топливе — самоходная повозка с двигателем внутреннего сгорания — работала на светильном газе (получаемом путем сухой перегонки из определенных сортов каменного угля). В 1894 году в немецком городе Дессау природный газ применяли в качестве топлива для железнодорожного транспорта. Однако транспорт на газе не получил широкого распространения в 19 веке.
В конце 40-х и начале 50-х годов 20-го века в СССР производили газобаллонные автомобили на метане и развивали сеть АГНКС. Но начальный уровень газоснабжения и относительно малый в то время объем добычи газа не позволили расширить применение такого транспорта.
Каким газом заправляют автомобиль
Для заправки транспорта используют различные виды сжиженного газа: метан (природный газ), пропан, бутан и их смеси (так называемые углеводородные газы). Кроме того, метан используется и в сжатом (компримированном) виде. В этой статье речь пойдет именно о природном газе в качестве автомобильного топлива. Для того, чтобы получить компримированный газ, метан сжимают при помощи компрессора. Его объем при этом уменьшается в 200–250 раз.
Для получения сжиженного газа природный газ нужно охладить до температуры —161,5 °С. Объем газа при этом уменьшается в 600 раз.
Почему природный газ считается экологичным видом топлива
В выхлопах автомобиля, работающего на «голубом топливе», вредных веществ в 5 раз меньше по сравнению с автомобилем с бензиновым двигателем. Это серьезное преимущество природного газа, ведь транспорт — главный загрязнитель атмосферы, особенно в крупных городах. Перевод автомобилей и автобусов на природный газ поможет сделать воздух чище и улучшить экологию городов.
Как можно сэкономить, заправляя автомобиль метаном
Сегодня метан в России стоит около 12 рублей за кубический метр (эквивалентно литру бензина). Это в 3 раза дешевле бензина, при том, что расходуется природный газ экономнее. Особенно выгодно использовать газомоторное топливо на общественном транспорте, который ежедневно проходит большие расстояния. Например, если перевести 100 автобусов с обычного топлива на метан, то за счет разницы в цене на топливо за год можно сэкономить 34 млн рублей.
Кроме того, метан не содержит примесей, а значит, не образует отложений в топливной системе при сгорании. Двигатель на газе работает дольше и эффективнее.
Безопасный газ
Природный газ — самое безопасное топливо из всех доступных на сегодняшний день. В случае аварии метан не скапливается в углублениях и не образовывает горючую смесь паров с воздухом. Так как газ легче воздуха, он сразу улетучивается, поэтому его утечка не представляет опасности.
Баллоны, в которых хранится метан, имеют очень толстые и прочные стенки. В процессе производства их многократно проверяют, чтобы емкости могли выдерживать давление газа.
Газ — в моторы
Сегодня практически все крупнейшие автопроизводители выпускают автомобили на метане. Мировые лидеры автопрома — Volvo, Audi, Chevrolet, Daimler-Benz, Iveco, MAN, Opel, Peugeot, Citroen, Sсania, Fiat, Volkswagen, Ford, Honda, Toyota — все они сегодня предлагают заводские автомобили с двигателями, работающим на компримированном природном газе. Эти машины ни в чем не уступают традиционным бензиновым аналогам и пользуются большой популярностью среди автовладельцев. На сегодняшний день в мире насчитывается более 17 млн автомобилей, работающих на метане, и это число продолжает расти.
Природный газ отлично вступает в химическую реакцию горения. Поэтому чаще всего из него получают энергию — электрическую и тепловую. Но на основе газа можно сделать еще удобрение, топливо, краску и многое другое.
Для доставки газа конечным потребителям недостаточно только магистральных газопроводов. Для того чтобы газ загорелся голубым пламенем на газовой плите, он должен из магистрального газопровода поступить в распределительный, а затем пройти по внутридомовым газопроводам.
Сжиженный природный газ (LNG) как автомобильное топливо
Сжиженный природный газ (СПГ) (англ. Liquefied Natural Gas) – это природный газ, охлажденный до температуры сжижения. СПГ представляет собой бесцветную жидкость без запаха, которая не токсична и не вызывает коррозии. Кроме того, это не самовозгорающийся газ, что выгодно отличает его в плане безопасности. В жидком состоянии газ занимает гораздо меньший объем. Одинаковое количество СПГ и природного газа отличаются по объему в 600 раз. Чтобы наглядно представить себе это различие, сравните надувной пляжный мяч и шарик для пинг-понга.
Энергетический рынок огромен и добыча природного газа увеличивается с каждым годом. Поэтому роль СПГ, наряду со сжатым природным газом, газоконденсатными жидкостями (NGL) и GTL (газ в жидкость) в обозримом будущем будет возрастать.
Получение и хранение сжиженного природного газа
Сжижение природного газа – не новая технология, ей уже более ста лет. Она была запатентована в США в 1914 году, а через три года был построен первый завод. С тех пор производство СПГ прочно вошло в нефтегазовый сектор, однако повышенный интерес к нему стал проявляться только в последние годы в связи с ростом экологических требований к источникам энергии.
СПГ производят путем охлаждения природного газа, состоящего в основном из метана, до точки сжижения -162° по Цельсию. В процессе сжижения от газа отделяются и отфильтровываются кислород, сера, азот, двуокись углерода и вода. Поэтому полученный продукт отличается высокой чистотой. После сжижения газ транспортируется в жидком состоянии и в пункте назначения может быть опять восстановлен в газообразную фазу на специальных СПГ терминалах (регазификация).
В настоящее время существует несколько промышленных технологий сжижения природного газа, в основе которых лежит один из двух способов: каскадный процесс или процесс Линде (разновидностью его является процесс Клода).
В каскадном процессе газ, сжижающийся при более высокой температуре, используется в жидком виде для охлаждения и сжижения второго газа, находящегося под избыточным давлением, температура сжижения которого ниже. Второй сжиженный газ, в свою очередь, используется в третьем каскаде для охлаждения и сжижения еще более трудно конденсируемого газа и т.д. Для сжижения природного газа достаточны три цикла с использованием в качестве хладагентов пропана, этилена и метана.
Процесс Линде основан на эффекте Джоуля-Томсона. Предварительно охлажденный и находящийся под давлением газ пропускается через теплоизолированный трубопровод, в котором имеется сужение (дроссель) или пористая перегородка. За дросселем газ расширяется, в результате чего происходит его дальнейшее охлаждение. После нескольких таких циклов газ достигает температуры сжижения.
Хранится сжиженный природный газ при давлении от 3 до 10 бар в емкостях с вакуумной изоляцией. Температура хранения варьируется в зависимости от состава газа и давления. При атмосферном давлении температура СПГ не должна превышать -162° C.
Сжиженный природный газ как автомобильное топливо
Одним из главных преимуществ СПГ является снижение выбросов СО2 и других парниковых газов (до 30% по сравнению с бензином и дизтопливом). Это делает его весьма востребованным в контексте общей тенденции к более экологичным энергетическим решениям. Применение СПГ также позволяет укладываться в строгие современные нормы выбросов, чего не удается достичь с другими видами топлив.
Сжиженный природный газ (как и сжатый газ) существенно снижает коррозию и износ частей двигателя по сравнению с бензином. Это связано с тем, что газ не смывает масляную пленку со стенок цилиндра при холодном пуске. Дизельные моторы, работающие на природном газе, зачастую проходят свыше 800 000 км без капремонта.
Молекула метана обладает высокой стойкостью, поэтому октановое число природного газа составляет от 105 до 120 единиц, что является причиной его высокой антидетонационной стойкости. Выбросы двигателей, работающих на газе, чище, с меньшим содержанием углерода и твердых частиц (сажи).Объемная плотность энергии СПГ примерно в 2,4 раза выше, чем у сжатого природного газа. Плотность энергии сжиженного природного газа сравнима с пропаном и этанолом, но составляет лишь 60% плотности энергии дизтоплива, и 70% бензина.
Широкому коммерческому использованию СПГ препятствует более высокая стоимость производства и необходимость хранения в дорогостоящих криогенных резервуарах. Однако с учетом истощения запасов нефти, повышения экологических требований, газификация автомобильного транспорта, особенно тяжелых грузовиков и автобусов будет возрастать.
Устройство топливной системы автомобиля на СПГ
В качестве примера рассмотрим топливную систему HPDI 2.0 (High Pressure Direct Injection) канадской компании Westport – ведущего производителя оборудования для сжиженного природного газа. Система HPDI 2.0 заменяет приблизительно 95% дизельного топлива природным газом. Технология Westport HPDI является единственной, которая максимально использует природный газ, сохраняя при этом мощность, крутящий момент, КПД и топливную эффективность, достигаемые при работе на дизтопливе. При этом значительно сокращаются эксплуатационные расходы, так как природный газ намного дешевле. Установка HPDI 2.0 не требует никакой переделки основных компонентов стандартного дизельного мотора. Ее также можно легко приспособить для работы на сжатом природном газе.
Устройство системы Westport HPDI 2.0
Основой топливной системы двигателя является инновационная форсунка с двойной концентрической иглой, разработанная в сотрудничестве с Delphi. Она позволяет впрыскивать под высоким давлением в камеру сгорания небольшое количество дизельного топлива и большие объемы природного газа. Природный газ подается в конце такта сжатия. Однако для его воспламенения при давлении, которое обеспечивает обычный дизельный двигатель, требуется более высокая температура. Поэтому для облегчения воспламенения в цилиндр предварительно впрыскивается небольшое количество дизельного топлива с последующим основным впрыском природного газа. Горящее дизтопливо мгновенно поджигает горячие продукты сгорания в цилиндре, а те, в свою очередь, впрыскиваемую следом порцию природного газа.
Сжиженный природный газ хранится в специальном баке, в котором смонтирован оригинальный криогенный насос. Из бака газ подается в испаритель, использующий тепло охлаждающей жидкости двигателя. На выходе из испарителя газ имеет температуру около 40° C при давлении 30 МПа. Далее газ фильтруется и направляется в модуль топливоподготовки, а затем подается к форсункам.