Как часто в автомобиле лучше менять воздушный фильтр?
Часто автовладельцы при выполнении сервиса машины меняют масло, антифриз или тормозные колодки, но при этом совершенно забывают о необходимости замены воздушного фильтра. В итоге это приводит к потери мощности мотора, увеличению расхода топлива и критическим поломкам двигателя. При этом всех таких проблем можно было бы избежать, своевременно выполняя замену воздушного фильтра. Именно о том, как часто нужно менять воздушный фильтр, мы и поговорим в этой статье.
Назначение воздушного фильтра
Во время работы двигателя в камеру сгорания подается топливно-воздушная смесь, от качества которой будет напрямую зависеть отсутствие поломок мотора. Через впускной тракт проходят огромные объемы воздуха, который может содержать абразивные вещества, опасные для двигателя и газораспределительного механизма загрязнения. Чтобы очистить воздух от мелких песчинок и насекомых в системе имеется специальный воздушный фильтр. По мере эксплуатации автомобиля такой фильтр забивается, что и приводит к проблемам в работе мотора.
Инженеры стараются расположить забор воздуха для двигателя в менее загрязнённой передней части кузова. Однако даже это не спасает от наличия в воздухе мелких песчинок, которые могут смешиваться с топливом и попадать в цилиндры, где они приводят к появлению задиров и других проблем с мотором. Песок и другие загрязнения выводят из строя гнёзда клапанов, воздушные дозаторы, стенки цилиндров, поршневые кольца и многочисленные датчики. Чтобы обеспечить правильную работу мотора, необходимы фильтрующие элементы, которые следует менять на регулярной основе.
Замена воздушного фильтра
Замена воздушного фильтра в автомобиле не представляет какой-либо особой сложности, справиться с такой работой сможет каждый автовладелец, даже если он не обладает соответствующим опытом. Не требуется гнать машину в сервис, всю работу можно с легкостью выполнить самостоятельно, сэкономив на обслуживании авто.
Большинство автопроизводителей в документации к машинам указывают, на каком пробеге требуется замена воздушного фильтра. Автовладельцу следует придерживаться таких рекомендаций, а также учитывать чистоту воздуха в его городе. Помните о том, что стоимость воздушных фильтров не слишком высока, при этом экономия на их качестве может привести к серьезным поломкам, устранение которых обойдётся в круглую сумму.
Специалисты рекомендуют менять воздушный фильтр каждое техобслуживание, одновременно с моторным маслом. Всё что необходимо будет сделать, это приобрести качественные воздушные фильтры, вскрыть пластиковый корпус с фильтрующим элементом, поменять его и зафиксировать корпус на специальные защелки. Вся работа займет от силы пару минут, при этом вы будете полностью уверены в отсутствии загрязнений в двигателе, которые появились из-за забившегося старого фильтра.
Подведём итоги
Для обеспечения правильности работы двигателя и отсутствия его критических поломок силовые агрегаты имеют специальные воздушные фильтры, которые следует менять по мере эксплуатации авто. Выполнять такую сервисную процедуру рекомендуется одновременно с заменой моторного масла, подобные работы не представляют особой сложности, поэтому с их выполнением справиться каждый автовладелец.
Как часто менять воздушный фильтр в автомобиле
Воздушный фильтр — это деталь, без которой невозможно нормальное функционирование двигателя. Из-за особенностей работы, о которых мы расскажем далее, он часто засоряется, а значит, требует регулярной замены. В противном случае вы рискуете заплатить гораздо больше за ремонт всего ДВС. В этой статье мы расскажем о том, почему необходимо менять воздушный фильтр двигателя, как часто следует это делать, а также дадим ряд полезных советов. Эта информация поможет не только начинающим, но и опытным автовладельцам.
Как работает воздушный фильтр и почему требуется регулярная замена?
Всем, пожалуй, известно, что для горения чего-либо необходимо поступление кислорода. Так, например, можно потушить свечу, накрыв ее банкой. То же самое происходит и в двигателе. Сгорает в нем топливно-воздушная смесь, причем мотор сконструирован таким образом, чтобы обеспечивать необходимое соотношение горючего и кислорода. Этот процесс происходит в любом двигателе, вне зависимости от его типа, с некоторыми особенностями:
- В атмосферных моторах воздух поступает путем разрежения, то есть просто засасывается внутрь.
- В компрессионных и турбированных двигателях воздух подается принудительно, то есть под давлением. В результате в мотор попадает больший его объем, что в итоге позволяет сжечь больше топлива. Это, в свою очередь, приводит к увеличению мощности двигателя без необходимости изменения рабочего объема и числа цилиндров.
Какую функцию в этом процессе выполняет фильтр? Воздух поступает в двигатель извне, а значит, вместе с ним туда могут попасть частицы пыли, грязи, влаги и других веществ, которым в моторе не место. Задача фильтра — не допустить этого. Он очищает воздух, удаляя из него все упомянутые загрязнители, при этом не снижая поступающий объем и скорость попадания в мотор. В результате обеспечиваются необходимая скорость сгорания топлива и защита элементов двигателя.
Если фильтр не заменить вовремя, то вы можете столкнуться с рядом негативных последствий:
- Уменьшится объем воздуха, поступающий в двигатель. В результате его не будет хватать для эффективного сжигания топлива. В карбюраторных авто это приведет к резкому возрастанию расхода топлива. В более современных машинах, оборудованных лямбда-зондом и датчиком расхода воздуха, этого не произойдет, так как автоматика скорректирует количество подаваемого горючего, однако при этом снизится мощность двигателя. В дополнение к этому вы можете столкнуться с проблемами при старте двигателя, медленным разгоном или рывками.
- Повышается риск прорыва фильтра. Это достаточно редкое явление, которое чаще всего встречается при неправильном монтаже или низком качестве самой детали. Если же прорыв произойдет, то в двигатель могут попасть абразивные элементы, которые сильно подорвут его ресурс.
- Ускоряется износ деталей двигателя. В первую очередь страдают свечи зажигания, катализаторы, сажевые фильтры. Всему виной отложения, которые начинают формироваться из-за неполного сгорания топлива. Если их оперативно не удалить, вред для двигателя может быть весьма серьезным: катализатор, например, может оплавиться.
- Возможны и другие негативные последствия, например, заливание свечей зажигания, смешивание несгоревшего топлива с моторным маслом, поломки кислородного датчика. Стоимость всех перечисленных деталей существенно выше, чем у воздушного фильтра, а если прибавить к этому оплату услуг по ремонту, то разница будет еще более очевидной.
Чтобы избежать негативных последствий, нужно своевременно выполнять техобслуживание авто. Замена воздушного фильтра в обязательном порядке проводится во время планового ТО. Если вы доверяете уход за своим авто профессионалам, то проблем возникнуть не должно, но мы все равно рекомендуем периодически проверять состояние детали.
Далеко не все водители, тем не менее, выделяют время для поездок по сертифицированным центрам и предпочитают самостоятельно обслуживать свой автомобиль. Они регулярно меняют масло и основные элементы двигателя, зачастую забывая о менее важных, по их мнению, деталях. В число последних часто попадает и воздушный фильтр.
Кроме того, они часто допускают две серьезные ошибки:
- Принимают решение о замене, руководствуясь исключительно результатами визуального осмотра.
При этом они забывают, что отсутствие внешних дефектов детали еще не говорит о ее полной работоспособности.
- Не заменяют элементы двигателя вовремя, полагая, что их ресурс больше, чем указано производителем.
Они не правы ни в первом, ни во втором случае.
Когда необходимо заменять воздушный фильтр?
В первую очередь необходимо иметь представление о том, как выглядит эта деталь и где она находится. Воздушный фильтр представляет собой сменный картридж, в котором «гармошка» из специального синтетического материала улавливает все частицы крупнее 5 мкм. По краям расположены уплотнители, которые не дают загрязнителям попасть в мотор в обход детали.
Форма и тип фильтра может серьезно различаться. Они могут быть:
- Цилиндрическими.
- Панельными.
- Бескаркасными.
Требования производителей в отношении замены деталей обычно совпадают: они рекомендуют устанавливать новый фильтр при каждом ТО автомобиля, то есть после примерно 15–30 тысяч километров пробега.
Стоит понимать, что срок работы детали напрямую зависит от того, в каких условиях эксплуатируется авто. Если вы живете или часто посещаете регионы с грязным запыленным воздухом, то менять фильтры придется чаще
В этом случае придется ориентироваться на их внешнее состояние. То же самое можно посоветовать людям, самостоятельно обслуживающим авто.
Чтобы самостоятельно проверить воздушный фильтр, необходимо предварительно извлечь его. Это может сделать любой человек без специальных навыков. Фильтр расположен под капотом, в специальном пластиковом коробе. Он закрыт крышкой, которая закрепляется защелками или винтами. В первом случае ее можно открыть без инструментов, во втором придется использовать отвертку.
После этого необходимо извлечь фильтр и оценить его состояние «на глаз». Для удобства производители всегда делают синтетические элементы, которые улавливают пыль, яркими: желтыми, белыми и так далее. Это позволяет легко различить любые загрязнения. Если фильтр чистый, вы можете смело вставить его обратно и эксплуатировать дальше.
Если же вы заметили следы пыли, грязи, моторного масла и других веществ, особенно в больших количествах, то стоит задуматься о замене. Дополнительно рекомендуется проверить просвечиваемость детали, поднеся ее к источнику света.
Если вы приняли решение о замене, то старую деталь стоит извлечь, установив на ее место новую и надежно зафиксировав ее. Обратите особое внимание на то, чтобы между стенками короба и уплотнителями фильтра не было зазоров, иначе пыль будет попадать в двигатель в обход фильтра. После того как вы поставили новый картридж, закройте крышку и зафиксируйте ее. На этом процесс замены воздушного фильтра завершен.
Полезные советы
В последней части статьи мы хотели бы разобрать некоторые вопросы и ошибки, с которыми сталкиваются автолюбители. Сразу перейдем к наиболее важному совету.
Ездить без воздушного фильтра запрещено. Если вы решили заменить деталь, не пытайтесь вынуть ее и поехать за новой.
Отсутствие фильтра приведет к тому, что в двигатель будет поступать нефильтрованный воздух, а вместе с ним — различные загрязнители. Это приведет к нарушениям в работе мотора, а в некоторых случаях может повлечь серьезные поломки.
Первый удар примет на себя дроссельная система, а также расходометр и различные датчики. В цилиндрах могут образоваться задиры, которые существенно подорвут ресурс двигателя. По этим причинам ездить без фильтра запрещено. Даже если деталь засорена, она обеспечит некоторую защиту. При этом мы рекомендуем не использовать двигатель на полную мощность, чтобы избежать неполного сжигания топлива.
Второй совет, который мы хотели бы дать, предназначен специально для любителей излишней экономии.
Попытка самостоятельно продуть или промыть фильтр не является альтернативой его замене.
На дорогах России и стран СНГ уровень запыленности достаточно высок, поэтому менять фильтр рекомендуется чаще, чем требуют производители авто.
Если в вашем авто установлен двигатель с турбонаддувом, то состоянию фильтрующего элемента нужно уделять больше внимания, то есть чаще проверять его и менять по мере необходимости.
Подводя общий итог статьи, еще раз суммируем вышесказанное.
Менять воздушный фильтр следует:
- не реже, чем указывает производитель авто;
- чаще установленных сроков, если того требуют условия его эксплуатации.
Помните, что цена детали несравнима со стоимостью восстановления двигателя машины после поломок, которые могут возникнуть в результате вашего бездействия.
Как часто менять воздушный фильтр двигателя автомобиля
В любом автомобиле сегодня используются одновременно несколько видов фильтров. У каждого из них свои задачи, но чаще всего автолюбители сталкиваются с воздушным.
Зачем нужен воздушный фильтр в авто — этим вопросом задаются многие начинающие автомобилисты.
Главная задача воздушного фильтра — защита двигателя от грязи и пыли, которые поступают снаружи, оседая на двигатель. Ещё одна важная функция — обеспечивать необходимый поток воздуха в стальное сердце машины.
Также это устройство поглощает уровень шума и помогает регулировать температуру горючей смеси.
Постепенно фильтрующий элемент засоряется, что приводит к уменьшению количества поступаемого в двигатель воздуха, двигатель начинает хуже работать, возможны подергивания автомобиля при разгоне, растёт расход топлива.
Таким образом, своевременная замена этого расходного материала необходима для обеспечения бесперебойной и четкой работы сердца автомобиля — его двигателя.
Какие существуют виды воздушных фильтров в автомобиле
Важно отметить, что многообразие представленных на рынке фильтров объясняется многообразием автомобилей.
Они отличаются:
- Размерами,
- Формой,
- Способом фильтрации
- Степенью фильтрации (одноступенчатые и многоступенчатые)
Для легковых авто используются компактные устройства с ограниченной рабочей поверхностью. А размеры воздушных фильтров для автомобилей специального назначения, автобусов, грузовиков, соответственно, крупнее, так как им предстоит очищать большие объёмы воздуха.
По форме выделяют круглые и прямоугольные модели. Первые по всем показателям проигрывают, они хуже справляются с очисткой, менее практичны и считаются устаревшими моделями.
Стоит отметить и отличия в корпусах воздушных фильтров автомобилей. Корпусные фильтры, то есть имеющие оболочку для установки материала, встречаются не часто, обычно у воздухозаборников предусмотрен пластиковый кожух, в который выполняется установка открытого фильтра.
Как поменять воздушный фильтр двигателя
Разберем поподробнее виды:
- Инерционные.
На данный момент используются редко, так как их вытеснили более современные аналоги. Внешне представляют собой объёмный корпус с подушкой из капроновой лески. Первичная очистка выполняется за счёт оседания пыли, вторичная — за счёт подушки. Эффективность устройства низкая, его необходимо регулярно промывать. - Инерционно-масляные.
Они считаются устаревшими, но до сих пор используются в сельскохозяйственной технике. От инерционных отличаются наличием на дне корпуса моторного масла, которое частично улавливает пыль и грязь. Нуждается в периодической промывке и замене масла. - Бумажные.
Используются в современных автомобилях. Воздух очищается за счёт прохождения через пористую бумагу, сложенную определённым способом. Такие устройства производят очистку не только внешней поверхностью, но и внутренним содержимым. Переплетенные между собой бумажные волокна улавливают частицы размером до 1 микрона. После загрязнения просто заменяются новыми.
Чаще всего для изготовления бумажных фильтров используют картон, но некоторые производители, например, в Японии, используют синтетические материалы, которые требуют более внимательного соблюдения интервалов замены.
Бумажные фильтры представлены тремя видами:
Кольцевые и панельные могут иметь каркасную и бескаркасную конструкцию, цилиндрические — всегда с каркасной.
Устройства кольцевого типа имеют круглую форму, у моделей с каркасной конструкцией используется каркас из алюминиевой сетки. Торцевые части укреплены поролоном для предотвращения попадания загрязнённого воздуха в щели между корпусом и фильтром. Пористая бумага уложена в виде гармошки. Такие модели устанавливают на автомобилях с карбюратором.
Для грузовиков используют цилиндрические фильтры, которые имеют схожую с кольцевыми конструкцию, но имеют больший по площади фильтрующий элемент.
Инжекторные автомобили оснащают панельными моделями. Состоят из слоя поролона, каркаса из сетки и сложенной гармошкой бумаги.
На вопрос, на что влияет воздушный фильтр в автомобиле, специалисты отвечают — на долговечность работы двигателя. Чем качественнее воздушный фильтр используется в автомобиле, тем надёжнее двигатель защищён от загрязнений извне.
В спортивных автомобилях используют пятислойную марлю, пропитанную маслом. Такие расходные материалы отличаются меньшим сопротивлением и могут применяться неоднократно.
4. Фильтры с нулевым сопротивлением.
В качестве фильтрующего материала используется поролон или хлопчатобумажная ткань. За счёт обработки специальными составами удаётся снизить сопротивление воздушного потока. Данный материал может использоваться неоднократно, требует промывки специальными шампунями и повторной пропитки.
Замена воздушного фильтра автомобиля — когда стоит об этом задуматься
Менять материал рекомендуется каждые 15 000 — 20 000 километров. Но эта цифра может варьироваться в зависимости от интенсивности использования автомобиля и уровня загрязненности воздуха. Так, жители больших городов и городов с промышленными предприятиями должны менять фильтры чаще, чем жители небольших поселений.
С другой стороны, те, кто живут в деревнях без дорог с твёрдым покрытием, также вынуждены не забывать о регулярной замене.
Но даже если на автомобиле ездят редко, дважды в год — перед началом зимнего и летнего сезона позаботиться о замене все же придётся. В противном случае не избежать следующих проблем:
1. Повышения расхода топлива на 10-15%,
2. Нарушения работы двигателя с высоким риском его дальнейшего выхода из строя.
Оценить необходимость замены или чистки воздушного фильтра автомобиля можно на глаз в любой момент. Для этого нужно открыть капот, отщелкнуть металлические застёжки и снять фильтр. Если в нем много застрявшего сора, значит, пришла пора его выбросить и поставить новый.
Многие автомобилисты выполняют замену своими руками, так как это достаточно просто. Если автомобиль находится на гарантии, замену фильтров выполняют специалисты во время регулярного технического обслуживания.
Как почистить воздушный фильтр автомобиля — можно ли его мыть
Картон в бумажных моделях не предназначен для промывки. Также его нельзя пропитывать жидкостями или маслами, так как они уменьшают сопротивление. Но это не относится к изготовленным в промышленных условиях промасленным моделям.
Нельзя прибегать и к продуванию, так как мелкие частицы в порах фильтра могут привести к преждевременному износу двигателя.
Тем не менее, если вы решили все же сэкономить и почистить устройство, извлеките его из машины и вручную удалите крупные загрязнения. Далее аккуратно пылесосом соберите мелкую пыль. Убедитесь, что устройство осталось целым, и поставьте его на место. Однако стоит иметь в виду, что изношенный материал в любой момент может порваться, и тогда на его ремонт придется потратить гораздо больше, чем на покупку нового фильтрующего элемента.