Тест самого дешевого кроссовера Cadillac. С дизелем, кстати!
Исполинские размеры и прожорливые бензиновые моторы? Уже нет: Cadillac стремится в Европу и штампует один за другим новые, более компактные и экономичные кроссоверы.
Про размеры и багажник
ХТ4 кажется даже компактнее, чем есть, — оптическая иллюзия из-за расставленных по углам кузова колес. Если говорить грубо, это уменьшенная копия ХТ5 — длиной 4,6 метра, с характерными для Кадиллаков вертикальными фонарями.
А вот фары а‑ля Kia Rio — деталь вовсе не характерная. Хотя правильнее говорить наоборот: это у Rio фары как у Кадиллака, ведь XT4 вышел в свет два года назад — просто до России он добрался только сейчас.
Колесная база для машины длиной 4,6 метра велика — 2,8 метра, но это не дает особого простора на задних сиденьях: место есть, но не более.
Не стоит питать иллюзий и по части багажника. Его объем для Кадиллаков — исторически принципиальный момент: кому чемоданы в дальнюю дорогу уложить, кому «пассажира» в цементных башмаках. А если серьезно, то заявленные 637 литров надо правильно «расшифровать»: это объем багажника при снятой задней полке — если грузить вещи кучей до потолка.
Традиции подразумевают, что салон любого Кадиллака должен быть отделан натуральными материалами. Или искусственными, но тоже добротными. ХТ4 держит марку: провожу ладонью по швам с неравномерными стежками на передней панели и сиденьях. Старались люди, тачая швы вручную.
Оснащение щедрое — от вентиляции сидений до прекрасно звучащей акустики Bose с 13 динамиками. А хорошего звучания без правильной шумоизоляции не добиться. Для ХТ4 она архиважна, ведь нужно снизить звуковой и вибрационный фон от дизеля.
Мотор+коробка. Ну, тут Санта-Барбара.
Двухлитровый 174‑сильный мотор носит знакомое имя Multijet. Этот продукт итальянского подразделения GM Powertrain. Когда-то оно разрабатывало и производило моторы для альянса GM-Fiat, но после ухода Опеля в PSA и объединения Фиата с Крайслером концерн General Motors стал единоличным владельцем туринского завода. А в прошлом году было объявлено о том, что итальянский GM Powertrain продали бельгийской компании Punch Group — той самой, что поставляет автоматические коробки передач на УАЗ Патриот!
Дизель очень бодрый. Ему прекрасно подходит девятиступенчатый автомат GM Hydra-Matic 9T50 с плотно нарезанными передачами и минимальным временем переключений в обе стороны. Эта же коробка ставится на XT4 с 200‑сильным бензиновым турбомотором.
Все подкапотное пространство ХТ4 укрыто толстым шумоизолирующим одеялом, как и внутренняя сторона капота. Декоративную крышку мотора сделали из резины (хотя это не только ради шумоизоляции, но и для защиты пешехода, если тот окажется на капоте).
Всё продумали? Почти. Дизелек подает голос через резонирующую выпускную систему. Обидный просчет, ведь дорожных шумов почти нет, как и аэродинамических, на пути которых стоят, помимо прочего, многослойные стекла в передних дверях.
Про привод и управляемость
В России все ХТ4 — полноприводные (на других рынках есть и более дешевые переднеприводные). Помимо электромагнитной муфты в угловой передаче к задней оси, есть еще две многодисковые — на выходах из заднего редуктора. При движении на высокой скорости по шоссе, когда полный привод не нужен, все они размыкаются, чтобы не тратить энергию на вращение карданного вала и шестеренок редуктора. В таких режимах ХТ4 становится переднеприводным.
На бездорожье, напротив, муфты могут замыкаться одновременно, что в отсутствие дифференциала обеспечивает блокировку задней оси — и оба колеса гребут как на хорошем внедорожнике. А в поворотах электроника может снимать крутящий момент с внутреннего к повороту заднего колеса, чтобы машина стабильнее шла по траектории.
ХТ4 — первая машина на российском рынке, которая создана на платформе Epsilon II (большой седан Chevrolet Malibu и новый Opel Insignia на этой же «тележке» к нам не поставляют). Подвески — McPherson спереди и многорычажка сзади. В качестве упругих элементов предлагаются только пружины, но для самых дорогих версий опционно доступны электронно-управляемые амортизаторы. В «спорте» я чувствую каждый камешек на дороге, а в обычном режиме наконец появляется американская мягкость. Правда, на управляемости эти режимы практически не сказываются: рулится XT4 надежно, но в точности и быстроте реакций он далек от лидеров класса вроде BMW Х2 или Мерседеса GLA.
ТЯЖЕЛОЕ СЕРДЦЕ
Для России ХТ4 — первый Кэдди с дизельным мотором. Но не первый в истории марки. Ещё сорок лет назад в гамме седана Cadillac Deville был дизель LF9 350 — V8 объемом 5,7 литра (отсюда и обозначение модификации мотора — 350 кубических дюймов) и мощностью 105 л.с.
В XXI веке Cadillac вышел на европейский рынок с моделью BLS, построенной на платформе Epsilon и представляющей собой клон седанов Saab 9–3 и Opel Vectra. Cобирали его в Швеции и в России — на заводе в Калининграде. На нашем рынке дизельной версии не было, а в Европе такую предлагали с мотором объемом 1,9 л и мощностью 150 л.с., который тоже разработал итальянский центр GM Powertrain.
Тест-драйв кроссовера Cadillac XT4 – дизель и крутой дизайн!
Обозначение XT4 появилось в модельном ряду Cadillac ещё весной 2018 года, когда на стенд автосалона в Нью-Йорке выкатили первый компактный кроссовер с фирменным гербом на решётке радиатора. В Россию он должен был приехать в начале 2020-го, но всем известные события вынудили поменять планы. И вот, наконец, у меня в кармане оказался прорезиненный ключ от XT4. На тест-драйв нового Cadillac XT4 мне отвели буквально пару часов, но сразу понятно, чем он будет привлекать публику.
Ставка на дизайн
Признаться, два с половиной года назад XT4 не произвёл на меня большого впечатления — видимо, яркое искусственное освещение исказило задумки дизайнеров. Да, уже тогда он выделялся интересными пропорциями с короткими свесами и расставленными по углам кузова колёсами, но вау-эффекта не случилось. А на улице и при закатном солнце этот Cadillac выглядит потрясающе!
Закатный свет подчёркивает все грани кузова, а заодно проявляется рисунок задней светодиодной оптики. Особенно хорошо выглядит исполнение Sport с прозрачными стёклами фонарей, дверными ручками без хрома и 20-дюймовыми колёсами со сдвоенными спицами. В тему здесь и чёрный глянец на бамперах и дверях. Радует и внимание к мелочам: проекцией фирменного логотипа на асфальт указывается место, где надо махнуть ногой, чтобы автоматически открылась и поднялась дверь багажника.
Кстати, любая из комплектаций идёт без хромированных рамок окон — чёрный глянец и выглядит лучше, и хорошо сопротивляется коррозии. Даже решётку радиатора можно заказать без блестящей окантовки. А какой капот! Его центральная выштамповка намекает на мощные американские масл-кары. Неужели там едва умещается V8?
Увы и ах. Платформа General Motors Epsilon 2 рассчитана на поперечное расположение двигателя, а компоновка со сдвинутым вперёд салоном оставила под капотом достаточное место только для рядных 4-цилиндровых моторов. Жму кнопку — и до ушей доносится приглушённое, но характерное тарахтение. Дизель!
Нужен ли Cadillac на солярке?
Cadillac предпринимает очередную попытку покорить Старый Свет, а там без таких моторов нельзя. Новый двухлитровый двигатель — это осколок бывшей европейской империи General Motors c итальянскими корнями. Выдаёт он 174 л.с. и 381 Н∙м крутящего момента и, что интересно, в России он сертифицирован по нормам «Евро-6». Поэтому рядом с заливной горловиной бензобака есть ещё одна крышка с надписью AdBlue.
Да-да, придётся периодически таскаться с канистрой, чтобы пополнять 20-литровый бак с водным раствором мочевины. Его примерно хватает на 5 тысяч километров, а на дисплей можно вывести уровень жидкости, чтобы необходимость доливки не стала неожиданностью. Неужели дизель так хорош, что он стоит и дополнительных действий с AdBlue, и дополнительных 80 тысяч рублей к стартовым 3 250 000, что просят за XT4 с бензиновым 200-сильным мотором?
Если взять чистую экономию на топливе, то при паспортной разнице в расходе (2,8 л/100 км в городском цикле), то эти 80 000 рублей отобьются за 60 тысяч километров. И будет небольшая разница в транспортном налоге. Но, как и большинство мелких четырёхцилиндровых дизелей, никакого удовольствия в движении он не приносит — на низких оборотах он грубоват, а по органам управления пробегают вибрации.
Динамика тоже не вяжется с брутальным обликом. Да, паспортные 10,6 секунды до сотни — это вполне в темпе основных конкурентов с подобными двигателями, причём эти цифры подтвердил наш Racelogic. И с 9-ступенчатым автоматом дизель хорошо ладит — запаса тяги хватает, чтобы коробка не скакала туда-сюда лишний раз. Но зачем он, если бензиновый Cadillac XT4 и быстрее (8,6 секунды), и дешевле? Во время теста нового «Кадиллака» XT4 понравились электрогидравлические тормоза (обычного вакуумного усилителя тут нет) — в пробках и на небольшой скорости педаль радует коротким и «плотным» ходом.
Интересная тут и трансмиссия — у XT4 есть не только обычная межосевая муфта, но и два пакета фрикционов сзади, каждый из которых независимо управляет тягой «своего» колеса. В теории это должно придавать машине более зажигательный характер и улучшать внедорожные характеристики, но не очень понятно, зачем это 200-сильному кроссоверу с дорожным просветом 178 мм? А по умолчанию при каждом пуске двигателя активируется режим «Тур», в котором Cadillac XT4 будет строго. переднеприводным! Это нужно учитывать при движении по скользким дорогам и сразу же переходить в алгоритмы «AWD», «Спорт» или «Бездорожье».
А что по комфорту?
Cadillac XT4 при длине 4,6 метра попадает между привычных кроссоверных классов (например, между Audi Q3 и Q5), а основными конкурентами российский офис называет нишевые модели вроде Jaguar E-Pace и Land Rover Range Rover Evoque. Поэтому по пространству в салоне он очень похож на эти машины — не сказать, что сзади очень много места, но двое взрослых разместятся с комфортом.
На базе Opel Insignia, мотор – с завода Opel. Это и есть Opel? Экспресс-тест Cadillac XT4
Маленький кроссовер XT4 – сосредоточение едва ли не всех нынешних надежд представительства американской марки в России. С этой машиной маркетологи Cadillac надеются оживить продажи и метят в женскую аудиторию от 25 до 35 лет. Задача, откровенно скажем, непростая: до начала продаж бензиновой версии, которые начнутся ориентировочно с февраля 2021 года, нужно не просто подсадить девиц на тяжёлое топливо, но ещё и объяснить, зачем время от времени в отдельный бачок нужно заливать какую-то там мочевину. Однако по сравнению с главной проблемой всё это – семечки. Дело в том, что, углядев издалека Cadillac XT4, многие думают, будто на базе Kia Rio наконец-то сделали нормальный кроссовер. Во время нашего коротенького тест-драйва мы неоднократно ловили эти ошарашенные взгляды…
О дизайне либо – хорошо, либо – ничего, поэтому ограничимся простым соображением: лучше бы художники Cadillac отмасштабировали внешность XT6 на самый маленький в модельном ряду бренда кроссовер и не занимались бы ненужными изысканиями. Понятно, что в США таких высокохудожественных образцов автомобильного изобразительного творчества, как рестайлинговый Kia Rio, не водится, однако ж и своя голова на плечах должна быть.
Теперь – к сути: почему представительство начало с дизельной версии XT4 и почему вышла задержка с бензиновым образцом? Дело в том, что эти исполнения пришлось сертифицировать в разное время. Бензиновая версия будет предложена у нас в дефорсированном виде – вместо американских 237 л.с. из соображений уменьшения налогового бремени мы будем иметь только 199. Сокращение отдачи потребовало дополнительных испытаний, а все испытания для европейских версий после расставания GM и Opel американцы проводят у себя дома, в Милфорде. Бумаги после этих испытаний приходят в европейский центр сертификации, откуда представительство получает данные для оформления ОТТС. При этом дизельная версия в США не представлена, а отличий между исполнением для Европы и России по модификации на тяжёлом топливе нет – 174 л.с. Стало быть, под дизель никаких адаптаций не потребовалось, и она пришла к нам куда быстрее.
Собственно, мотор LSQ для Cadillac выпускают в Германии на заводе в Кайзерслаутерне, который остался за Opel. Пока этот двигатель не ставят ни на какие другие модели, но это временно, по крайней мере, как сообщают инженеры из европейского отделения Opel, двигатель запланирован к установке на Insignia 2022 модельного года. К слову, LSQ, в отличие от прежних опелевских 2-литровых дизелей, получил алюминиевый блок (головка и раньше была алюминиевой). При этом гильзы – чугунные, да ещё и соединены между собой перемычками, то есть образуют эдакую силовую конструкцию, которую помещают в форму и заливают алюминием. Ещё одна особенность этого мотора – за счёт выбора характеристик турбокомпрессора, оснащённого направляющим аппаратом с изменяемым положением лопаток, инженеры отказались от регулировки фаз. Кроме завода по выпуску дизеля американский кроссовер роднит с Opel, а, точнее, с Insignia нынешнего поколения ещё и платформа Epsilon (она же – E2).
А вот коробка уже американская, родная, GM – 9-ступенчатая автоматическая Hydra-Matic 9T60. Каждые 72 тысячи километров предусмотрена так называемая экспресс-замена масла без смены фильтра – уже неплохой прогресс на фоне многих «официально необслуживаемых» АКП. Сам фильтр, точнее оба (один основной, другой дополнительный) поменять нельзя в принципе, то есть в теории можно, но для этого нужно будет разобрать половину коробки. Собственно, меняются они только в случае капитального ремонта коробки. Замену масла можно делать полностью. Для этого специальный аппарат подсоединяют к системе охлаждения АКП, и она вытесняет всё старое масло, замещая его новым, а можно поменять и частично, просто открутив сливную пробку, в этом случае всё, что было в «бублике» (около двух литров), останется незаменённым. По коробке остаётся уточнить о наличии отдельного радиатора, который расположен ближе остальных к радиаторной решётке, за ним идёт интеркулер, и ближе всего к мотору уже идёт радиатор системы охлаждения мотора.
По двигателю как таковой периодичности смены масла нет – его меняют по индикатору. Это справедливо в том числе и для бензинового мотора, который вскоре появится в России. Скажем, на нашем тестовом экземпляре при пробеге всего в 880 км срок службы масла уже сократился до 95%, и на одну восьмую была израсходована мочевина – в общей сложности бачок для AdBlue вмещает 20 л. Из чего исходит компьютер, когда определяет оставшийся срок службы? Из совокупности факторов: на текущем пробеге учитывается количество холодных пусков, «открытых дросселей», время работы на холостом ходу, но в любом случае раз в год масло нужно будет поменять. При этом для планового ТО на сервис нужно будет заезжать каждые 12 тыс. км.
Ну что ж, если снаружи этот Cadillac, как утверждает сложившееся общественное мнение, похож на Kia Rio, то что мы имеем внутри?