Меню

Износ двигателя при замене масла

Замена моторного масла с точки зрения здравого смысла.

1. Вкратце о том, зачем нужно масло в двигателе.

Прежде чем начать разговор о замене моторного масла, напомню вкратце о функциях, которые масло выполняет в двигателе автомобиля (за подробностями в статью о свойствах моторного масла). Это будет нашей, так сказать, отправной точкой. Итак, масло в двигателе:

  • защищает детали мотора от преждевременного износа
  • очищает мотор от различной грязи, образующейся в процессе работы.
  • отводит тепло в зонах, где не подведена охлаждающая жидкость.
  • сохраняет эластичность различных резинополимерных деталей (в первую очередь сальников).

Защита от износа — основная функция моторного масла, под неё масло и заточено в основном. Т.е. масло должно обеспечить достаточной прочности и вязкости масляный клин между трущимися деталями двигателя. Если этого не будет, срок жизни мотора будет исчисляться часами, а под нагрузкой минутами. Ну и конечно, энергопотери в смазанных трущихся парах гораздо ниже, чем в трущихся «на сухую».

Очищение мотора — не менее важная задача, выполняемая маслом, поскольку неотмытая с поверхности детали грязь, сильно ухудшит теплообмен, увеличит трение, уменьшит пропускную способность маслопроводных каналов, твёрдые частицы начнут активно разрушать трущиеся поверхности… В общем, грязь — главный враг мотора, причём, неистребимый враг, поскольку её образование — неотъемлемая часть работы ДВС. Маслам ничего не остаётся, кроме как отмывать эту грязь и «носить» в своём объёме, не давая ей слипаться в большие куски, способные навредить двигателю. Наиболее тяжёлые частицы (например, металл) оседают в поддоне картера, вынесенные из зон трения потоком масла.

Теплоотведение — важно для сохранения расчётного температурного режима цилиндропоршневой группы, поскольку охлаждающая жидкость туда не подводится.

Ну и эластичность сальников и других резинок также важна, хотя в контексте замены масла большого значения не имеет. Если, конечно, не заливать в мотор гадость, не содержащую в себе никакой защиты для резины. В этом случае, конечно, рано или поздно сальники потекут и вопрос замены масла будет снят с постановкой вопроса его постоянного долива:).

2. Факторы, влияющие на износ масла.

По функциям пробежались, теперь пройдёмся по факторам износа.

Есть три группы факторов, портящих масло в двигателе:

  • термическое воздействие
  • химическое
  • механическое

Термическое воздействие — это разложение масла на свои составляющие при нагревании до высоких температур. Известно, что чем больше обороты у двигателя, тем выше температура деталей вокруг камеры сгорания, в частности, поршня и клапанов. Здесь масло и подвергается перегреву, значит, езда на больших оборотах портит масло быстрее, чем на средних и малых.
Химическое воздействие — возникает при контакте и взаимодействии масла с частицами топлива и продуктами сгорания, а также воздухом и водой. В основном, всё это добро попадает в масло прорываясь через поршневые кольца в картер, превращаясь в так называемые картерные газы. При высоких температурах химические реакции взаимодействия протекают гораздо активнее, образуя различные агрессивные вещества вплоть до серной кислоты. Высокие обороты двигателя увеличивают количество газов, прорвавшихся в картер. Получается такой негативный «синергетический эффект», когда большие обороты увеличивают температуру (а с ней и термическое разложение масла), количество химически активных компонентов в картере (дающих увеличение химического разложения масла) и дополнительную активизацию реакций из-за увеличения температуры масла до 130-150 градусов и выше. Дополнительное проникновение газов в картер (и масла в камеру сгорания с его сгоранием:)) происходит когда двигатель ещё не прогрет до рабочей температуры, и тепловые зазоры между стенками не выбраны до расчётных величин.

Механическое воздействие — это разложение масла в зонах пограничного трения, когда молекулы основы разрушаются, теряют свою структуру под воздействием ударных и сдвиговых нагрузок, тем самым спасая от разрушения непосредственно детали двигателя. При высоких оборотах этот вид износа масла тоже работает активнее в единицу времени. Также механически повреждают масло частицы пыли и стружки, попавшие в зоны трения.

Читайте также:  Неисправность двигателя которая указывает пониженное давление масла

Итак, в качестве основных причин повышенного износа масла мы имеем:

  • езду на высоких оборотах
  • езду на непрогретом двигателе
  • езду по запылённой местности
  • езду с изношенным двигателем

3. Сроки замены масла. Адекватность интервалов замены, рекомендуемых производителями масел/автопроизводителями.

Что можно сказать по поводу сроков замены масла, рекомендуемых производителями этого самого масла: цифры, указанные в рекламе, да и на банке, соответствуют выработке ресурса масла БЕЗ УЧЁТА вышеуказанных факторов износа. А реально в работе машины все они присутствуют, и оказывают очень большое влияние на износ масла. Поэтому даже 15 тысяч километров, это очень много даже для синтетики. Кстати, 15 тысяч — интервал, рекомендуемый многими автопроизводителями, что вроде бы должно успокаивать. Однако нужно принимать во внимание, что тем же производителям машин невыгодно, чтобы их продукция ездила по миллиону километров до капремонта. Идеальна для них ситуация, когда машина фатально ломается сразу после окончания гарантийного срока. Можно продавать человеку новую машину. Однако, человек может и не захотеть покупать машину такого производителя, так что нужно, чтобы такой расчётный ресурс имели машины (да и не только машины) всех производителей. Тогда деваться потребителю будет некуда. И ведь договорились, ещё в начале 2000-х.
С другой стороны, производители масел утверждают, что делают отличное масло, с «суперновыми формулами» и прочей маркетинговой лирикой. И, если речь идёт о добросовестных производителях (что отнюдь не тождественно понятию «раскрученного» брэнда:)), они, действительно, делают хорошее масло, тут придраться не к чему. Вся проблема в том, что за 15 000 км любое, даже самое хорошее масло израсходует весь свой ресурс и превратится в отработку, на которой вы и проездите 500-1000 км до очередной замены, убивая двигатель.
Между прочим, все основные открытия и внедрения в сфере автомасел были сделаны давно, ещё в 20 веке, никаких панацей с тех пор открыто не было. Те же базовые масла, те же присадки по большей части. Единственное движение происходит в сфере улучшения «экологичности» масел, поскольку этого требуют всё ужесточающиеся нормативы. Но с точки зрения ресурса это как раз может иметь негативный побочный эффект, как например ситуация с уменьшением серы в дизельном топливе (сера обладает смазывающими свойствами, без неё топливная аппаратура выходит из строя быстрее). Обычно говорят, что двигатели стали более совершенными, поэтому и масло ходит дольше. Но ведь и нагрузки на масло в современных двигателях стали больше. Так что здесь никакого выигрыша по ресурсу нет.
Что получается в итоге: совершенный двигатель плюс классное масло… да всё вообще должно вечно работать и не ломаться:). И чтобы так не было, просто увеличили интервал между заменами масла.
Спецы из топовых масляных брэндов на технических семинарах в своё время давали такие интервалы: 8000 для минералки, 10000 для полусинтетики и 12000 для синтетики. Если интересно, есть график потери свойств масла, обратите внимание на то, как себя ведёт синтетика.

4. Взаимозаменяемость различных масел при замене.

В вопросе взаимозаменяемости помимо собственно заменяемости кроется ещё один вопрос: нужно ли промывать двигатель при замене масла? Ну или при переходе с одного масла на другое…
Для начала о замене одного на другое… Если бы из двигателя сливалось сто процентов объёма отработанного масла, не было бы вообще никаких вопросов, заменяй на здоровье. Но в процессе замены в картере остаётся около 6% старого масла (плюс-минус), на нейтрализацию которого расходуются присадки свежего масла. Промывкой это масло, конечно, можно удалить, но вместо него останется тот же объём промывочного масла, которое вообще не приспособлено для работы в двигателе, т.е. по сути тот же шлак, требующий расхода присадок для своей нейтрализации. Производители масел говорят, что они закладывают определённый запас присадок для этого. Так что с этой точки зрения промывка не нужна. Кстати, если масло меняют в сервисе на специальной установке через щуп, то об остатках можно не беспокоиться, таким способом выкачивается практически всё старое масло.
Если же речь о том, чтобы отмыть грязь в двигателе, то современные масла обладают хорошими моющими свойствами (опять же все серьёзные брэнды, а не только те, что кричат об этом в рекламе:)), поэтому даже очень грязный двигатель через несколько замен хорошего масла станет чище. Это даже лучше, чем куча грязи одномоментно смытая в двигатель промывкой и забивающая масляные каналы.

Только не нужно забывать о том, что присадки, расходуемые на отмывку и удерживание старой грязи, дополнительно снижают ресурс масла, поэтому при грязном двигателе масло нужно менять ещё чаще. Скажем, на 1000 км.

Доливка: настоятельно рекомендуется доливать такое же масло, как то, что уже залито в двигатель. Вернее даже не такое же, а именно это масло. Если его нет, в синтетику заливайте синтетику, в минералку — минералку. НО! После этого крайне желательно поменять масло при первой возможности, или хотя бы ещё сократить интервал замены на 1000-1500 км. Если же долито масло с другой основой, то рекомендация по замене «как только, так сразу» переходит в разряд обязательных.

Читайте также:  Результат диагностики ходовой части автомобиля

Последствия несвоевременной замены масла в двигателе

Почти все автолюбители знают, что масло нужно менять. Кроме законченных блондинок, которые и машиной то управляют с трудом. Мы будем исходить из того, что вы знаете о необходимости замены масла. А также из того, что вас этот момент, как минимум интересует. Теперь давайте разберемся, зачем меняют масло, и какие последствия вас могут ожидать, если масло не заменить вовремя.

Своевременная замена масла в двигателе вашего автомобиля гарантирует его нормальную работоспособность. Периодичность замены зависит от модели автомобиля и типа используемого масла. Как правило масло меняют после пробега в 8000-10000 км. Для начала напомним, для чего вообще мы меняем масло в двигателе. Масло обволакивает смазываемые детали двигателя, оставляя на поверхности движущихся относительно друг друга элементов, так называемый защитный слой (очень тонкий слой масла). Этот слой помогает уменьшить силу трения между ними. Масло практически исключает трение деталей при работе двигателя. Это позволяет значительно уменьшить износ деталей и продлить их срок службы. Но у любого масла есть свой ресурс, после которого свойства значительно ухудшаются. Кроме уменьшения трения масло выполняет функцию охлаждения двигателя. С течением времени оно разжижается и значительно хуже отводит тепло.

При большом пробеге на одном масле оно разжижается и хуже справляется с трением деталей. При увеличении трения все узлы двигателя испытывают значительно превосходящие нагрузки. В лучшем случае это будет грозить повышенным расходом топлива и снижением срока службы деталей, а вот в худшем – мотор может «застучать». При появлении стука в двигателе капитального ремонта уже не избежать, а его стоимость вряд ли кого то порадует.

Что сокращает срок службы масла?

Есть такое понятие, как «старение масла». Оно говорит о том, что со временем, в двигателе сгорают присадки и накапливаются загрязнения. В итоге, масло становится «грязным», то есть теряет свой цвет, структуру и свойства. А значит, перестает выполнять те функции, которые на него возложены. Поэтому, необходимо слить старое масло и залить в двигатель новое. Также нужно не забыть заменить масляный фильтр, который также перестает выполнять свои функции, в результате загрязнения.

Самым большим испытанием для масла является городская езда на короткие расстояния, которая не позволяет маслу в двигателе нагреться до оптимальной температуры.

В итоге в масло беспрепятственно попадает большое количество топлива, что приводит к истощению присадок масла. А присутствие в масле воды вызывает изменение характеристик моторного масла. Таким образом, гражданам, которые часто ездят по городу или на короткие расстояния, следует обращать особое внимание на состояние масла. Так как именно при такой эксплуатации автомобиля масло подвергается наибольшему износу.

Читайте также:  Jeep cherokee части автомобиля

Естественно, что продолжая ездить на уже отработанном масле, вы наносите тем самым большой вред двигателю. Ведь масло не выполняет возложенных на него функций. Это приводит к коррозии, повышенному износу запчастей, и даже перегреву двигателя. Еще одним возможным результатом может быть засорение масляных каналов.

Чтобы не пришлось прибегать к дорогостоящему ремонту, необходимо руководствоваться некоторым правилам. Во-первых, не допускайте слишком длительного простоя вашего автомобиля без работы. Если двигатель не заводить продолжительное время, то все масло стекает в картер и после старта мотор работает практически всухую.

Во-вторых, не пропускайте сроки замены масла. Если, по каким-либо причинам, вы не смогли во-время заменить масло, то это грозит серьезными последствиями. Сразу, конечно, паниковать не стоит. Если вы пропустили замену масла на 1-2 тысячи км, то вашему мотору это ничем не грозит. Лишние 5-10 тысяч на старом масле уже более опасно.

Кроме пробега стоит смотреть и просто на срок масла. Даже при небольшом пробеге нежелательно ездить на одном масле более года, поэтому при достижении этого срока также необходима замена.

Как часто нужно менять масло в двигателе?

Периодичность замены масла у каждого автомобиля индивидуальна. Это должно быть описано в инструкции по эксплуатации вашего авто. Если же вы пользуетесь фирменным СТО, вас должны уведомить об этом мастера. Если вы незначительно просрочили замену масла, не стоит сразу паниковать. Одна-две тысячи километров не нанесут серьезного вреда двигателю. А вот более двух тысяч, пройденных на отработанном масле, могут уже серьезно сказаться на ресурсе вашего двигателя.

На территории Украины и СНГ, давно уже рекомендуется чаще менять масло, уменьшая пробег, заложенный в инструкции по эксплуатации авто. Это обуславливается качеством топлива, которое не соответствует общепринятым нормам и стандартам. Если вы будете следить за пробегом и вовремя менять масло, двигатель будет работать ровно, а машина не подведет вас в нужный момент.

С какими проблемами придется столкнуться при несвоевременной замене масла?

Эксплуатация автомобиля со старым маслом может повлечь за собой очень серьезные последствия. В этой статье мы расскажем о самых распространенных поломках.

Проворот шатунных вкладышей

Наиболее распространенной причиной проворота шатунных вкладышей, является несвоевременная замена масла. Отработанное моторное масло плохо влияет на систему смазки и рабочие механизмы. В результате происходит засорение масляного канала. Чем больше отработанного моторного масла скопилось, тем большим нагрузкам подвергаются шатунные вкладыши, а, следовательно, и излишнему нагреву, что приводит к провороту шатунных вкладышей.

Износ деталей турбокомпрессора

Эксплуатация автомобиля с отработанным моторным маслом может привести к повреждению ротора. В роторе, при использовании отработанного масла, происходит износ вала турбокомпрессора и подшипников, что приводит к образованию на них глубоких царапин.

Кроме того, использование загрязненного моторного масла приводит к образованию борозд и ведет к разрушению подшипников, что влечет за собой повреждение вала и корпуса турбокомпрессора. В дополнение, загрязненное моторное масло вызывает засорение каналов смазки турбокомпрессора, что приводит к ее заклиниванию.

Износ деталей двигателя

Наиболее распространенной причиной износа деталей двигателя, является плохое качество смазки, когда моторное масло имеет низкую вязкость. Это приводит к разрыву так называемой масляной пленки между цилиндром и поршнем. Так как отработанное моторное масло не может справиться с нейтрализацией сажи и кислотных соединений, образующихся при сгорании.

Также износ деталей происходит из-за отсутствия смазки двигателя или ухудшения его качества, что приводит к резкому повышению температуры отдельных деталей двигателя, и длится это до тех пор, пока взаимодействующие части не расплавятся.

Кроме того, несвоевременная замена масла может привести к изгибу или даже разрушению клапана. Результатом повреждения клапана может быть утечка газа в камере сгорания.

Последствия несвоевременной замены могут быть очень серьезными, так как масло в двигателе не только уменьшает силу трения между трущимися деталями, но и понижает температуру между ними

Adblock
detector